Столпы ислама и нравственные ценности. Предисловие к русскому изданию

"Западня глобализации"

Ганс-Петер Мартин
Харальд Шуманн
2001г.
г.Москва

Предисловие к русскому изданию

Перед Вами, дорогой читатель , не обычная книга. Ее живой язык, яркие сравнения, заинтересованный разговор авторов о животрепещущих проблемах установленного в мире экономического порядка не оставят Вас равнодушным. В изложении наиболее острых проблем современного мирового рынка авторы поднимаются до уровня глобальных обобщений. Авторы показывают современный мир как бы с невидимой стороны, раскрывая его жесткую экономическую реальность, не оставляющую розовых иллюзий относительно свободной конкуренции, свободы и равенства для всех. Это мир промышленно-финансовой элиты, которая сегодня управляет мировым экономическим порядком. И не случайно авторы называют его глобальной западней для всей современной постиндустриальной цивилизации

В серии документов, подготовленных ООН, "Повестка для XXI века", получивших всеобщее признание на международных встречах высшего уровня, приводится мысль о том, что современный мир со всеми его социально-хозяйственными системами и укладами находится в глубоком общецивилизационном кризисе, чреватом эколого-экономической и социальной катастрофами.
Под эгидой ООН за последние десятилетия разработана разносторонняя концепция устойчивого развития общества и экономики , в которой решительный крен был сделан на гуманизацию социально-экономической жизни общества, обеспечение действенного контроля над эффективностью использования природно-ресурсного потенциала Земли в интересах всего населения планеты, соблюдение прав и свобод граждан, социальную защиту населения на путях более равномерного распределения доходов и капиталов и т.д. По своей сути, это концепция третьего пути социально-экономического развития, свободная от различного рода идеологизмов и политико-экономических штампов. Концепция, опирающаяся на социальное творчество и общественную консолидацию, на неукоснительное соблюдение демократических свобод и выполнение обязательств власти перед народом. Важнейшими из этих обязательств являются: недопущение снижения жизненного уровня народа и ухудшения экологической среды обитания человека в результате реформ или любых других преобразований, соблюдение всего свода установленных Законом социальных гарантий и нормативов. Несоблюдение социально гарантированного уровня заработной платы, пенсий и других социальных выплат населению, а тем более несвоевременная их выплата должны рассматриваться как величайший грех, как тяжкое уголовное преступление.

Притягательный образ третьего пути находит все большее число сторонников среди ученых , специалистов, общественных и политических деятелей разных стран мира. Но многие из них задумываются над экономической моделью этого третьего пути.

Вряд ли в качестве такой модели может быть принята та экономическая система, которая сложилась в процессе интеграции стран в крупнейшие экономические союзы и блоки. Жизнь обнаруживает глубокие противоречия между ними и всем остальным миром. Именно этим проблемам авторы и уделяют первостепенное внимание. Одна из них является центральной. Это проблема занятости.

С одной стороны, современное индустриально-информационное общество является обществом безграничных возможностей, обеспечивающим высочайшую производительность труда, создающим все необходимые условия для технического переоснащения производства на базе новейших технологий, развития современных быстродействующих систем коммуникаций и средств связи, накопления и распространения научной, технической и иной важной для жизнедеятельности людей информации. Все это сближает страны, создает все необходимые предпосылки для обеспечения устойчивого функционирования информационных сетей и интеграции в мировую рыночную систему.

С другой стороны, для эффективного функционирования этой системы , как обоснованно отмечают авторы, достаточно 20 процентов наиболее квалифицированных работников, ученых и специалистов планеты. Сегодня они в подавляющей своей части уже интегрированы странами золотого миллиарда. А как быть с 80 процентами населения остальных стран мира, куда, естественно, попадает и Россия? Ответа на этот вопрос архитекторы современной информационной модели общества не дают. По-видимому, речь, в лучшем случае, может идти лишь об оказании благотворительной помощи отсталым странам со стороны стран золотого миллиарда. А эта помощь, как показывает жизнь, ставится в прямую зависимость от лояльности ее получателей по отношению к установленному Западом миропорядку.

Вряд ли народы мира согласятся с отведенной им ролью. Политика социальной деградации, оттеснения большей части трудоспособного населения на периферию мировой цивилизации заведомо обречена на провал. Она будет выступать мощным очагом возникновения все новых социальных конфликтов, региональных столкновений и локальных войн, которые при достижении определенной критической массы могут превратиться в глобальное противостояние между странами и народами мира. На эту сторону дела , как мне представляется, следует обратить особое внимание.

Хорошо, например, известно, что для обеспечения внутренней самодостаточности в продовольствии при эффективном развитии сельскохозяйственного производства на современном уровне мировых агротехнологий достаточно иметь на селе 7-8 млн. человек. Но тогда, естественно, возникает вопрос - а куда девать остальные 25-30 млн. человек, прямо или косвенно связанных сегодня с сельским хозяйством? Та же проблема 20:80! А возьмите другую, не менее важную сферу - угольную промышленность. Вот уже в течение семи лет мы проводим активную ее реструктуризацию. На это выдавался не один транш Мирового банка. А проблема, между тем, решается крайне медленно. И вся ее суть опять упирается в необходимость обустройства огромного количества новых рабочих мест, освоения новых профессий, перебазирования огромной армии людей в другие регионы страны и т.д. и т.н. В последнее время эта проблема обострилась с новой, неожиданной для многих , стороны. Обнаружилось, что затянувшаяся "газовая пауза" не в состоянии решить многих проблем внутреннего энергообеспечения страны без дополнительного развития угольной промышленности. Вот как иногда поворачивается суть проблемы. Сначала говорим о необходимости форсированного закрытия большого количества угольных шахт и разрезов, что в определенной мере является оправданным. Но здесь, как всегда, из-за отсутствия народно-хозяйственного подхода мы перешагнули допустимую планку. И вот теперь, вроде бы, и уголь нужен, но ведь и использовать этот уголь на переоборудованных в свое время на газ электростанциях оказывается крайне дорогим и неэффективным делом. И проблема занятости опять встает перед нами с новой силой.

Нельзя не привести здесь и пример с нашей оборонной промышленностью. В середине 90-х годов тогдашний и.о. премьера России Егор Гайдар при посещении г.Комсомольска-на-Амуре высказал свое понимание решения проблемы оборонных отраслей. "Поскольку, - говорил он, - нам теперь не нужно столько оборонных предприятий, постольку мы должны пойти на резкое их сокращение". Это означает, что если сегодня в Комсомольске-на-Амуре 350. тыс. человек, то в этом городе, развитие которого все эти годы было связано с оборонной промышленностью, нужно оставить где-то порядка 35-40 тыс. жителей, т.е. сократить население на порядок. А сколько надо средств , чтобы занять высококвалифицированных работников оборонных предприятий города на других рабочих местах? Их еще надо заново создать, перебазировать в новые производства высвобождаемых работников, нормально их обустроить и т.д. Но ведь ничего подобного и.о. премьера не предложил. Скорее всего, он об этом и не думал.

Вот почему у нас глобальная проблема 20:80 получает столь трагическое развитие.

Огромной важности проблема, которую масштабно раскрывают Г.-П. Мартин и X.Шуманнн - это проблема рынков финансовых спекуляций.

Еще в начале нынешнего столетия известным экономистом Парето было обращено внимание на то, что объемы финансовых соглашений намного опережают число реальных товарных сделок. Сегодня разрыв между финансовыми и товарными рынками настолько усилился, что первые теряют непосредственную связь со вторыми. Каждый из них как бы живет своей жизнью. Что из себя представляет современная мировая финансовая система? Это своеобразная перевернутая пирамида. Узкое ее основание - финансы, обслуживающие реальный сектор или поток товарных благ. На их долю сейчас приходится не более 10-12 процентов от общего оборота мировых финансовых ресурсов. Весь остальной денежный капитал находится в свободном плавании, не имеет реального материального наполнения. Это рынок, где деньги делают деньги, то есть рынок игроков в рулетку.

Благодаря компьютерным технологиям, обеспечивающим с огромной скоростью передачу огромных массивов финансовой информации из одной точки земного шара в любую другую, локальные финансовые рынки оказались закольцованными в единую глобальную финансовую сеть. Она "наброшена" на все страны мира , что обеспечивает им, по существу, открытый доступ на крупнейшие финансовые рынки старого и нового света и возможность участия международных спекулянтов в миллиардных финансовых сделках в реальном масштабе времени. Финансовый рынок, львиная доля которого является рынком финансовых спекуляций, стал воистину вселенским. Он железным обручем стянул все страны вокруг крупнейших финансовых магнатов стран золотого миллиарда. Это позволяет им ставить те или иные страны на грань финансового краха. Для этого им стоит только осуществить через компьютерную систему переброску капиталов с одного регионального рынка на другой. И нередко получается так, что кризис возникает как раз в тех странах, экономика которых перед этим шла на подъем. Теряется органическая связь между реальной экономикой и ее финансами.

Мировая финансовая система превратилась, по существу, в глобальный спекулятивный конгломерат, функционирующий не в интересах развития национальных экономик, роста промышленного производства и уровня жизни людей, а в интересах укрепления позиций стран золотого миллиарда. Это раковая опухоль на живой ткани мировой экономики. Масштабы ее постоянно разрастаются. Метастазы пронизывают финансовые системы все большего числа стран. Опасность разрастания этой финансовой чумы XX века становится все более очевидной. Если ее не остановить , то, как предсказывают прогрессивные мыслители современности, она может разразиться в глобальный мировой кризис XXI века.

Огромной важности проблемы поднимают авторы и в части роли и места государства в современной рыночной экономике. И здесь выводы, к которым приходят авторы, малоутешительны. В ближайшем будущем нас ждет усиление разъедающего влияния глобальной преступности, коррупции в системе государственного управления, потеря национального суверенитета.

Теперь уже для многих становится очевидной провальная сущность идеи глобализации мировой экономической системы. Все большее число прогрессивных деятелей, как у нас в стране, так и за рубежом, выражает искреннюю обеспокоенность происходящими деструктивными процессами в мире. И все большее число последователей задумывается о третьем пути, о реализации модели устойчивого социально-экономического развития, свободного от нынешних парадоксов глобальной системы рынка.

Но главный вопрос , который еще требует своего разрешения, состоит в раскрытии содержательной сути третьего пути. Теперь уже настала пора показать, каковы основы экономической модели, которая способна вытащить человечество из той глобальной западни, в которую его вовлек кризис современного информационного общества.

Нравственность мусульманина

Шейх Мухаммад Аль-Газали

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Хвала Аллаху, Господу миров, который сотворил человека, научил калямом , даровал идеальную этическую систему, послал пророка Мухаммада ибн Абдуллаха для “усовершенствования благородства нравственности”. Слава Ему за все Его блага и в первую очередь за благо нравственности. Насколько этот дар велик, можно понять из следующего хадиса Печати пророков: “Воистину, то, что люди познали из ранних пророчеств: коль нет в тебе скромности (хайа ), то делай все, что тебе угодно”. Этот хадис способствует нашему пониманию значения нравственности в жизни сынов Адама. Человек, лишенный скромности, может нарушить все границы; от него можно ожидать всего, что угодно. Скромность – это одна из важнейших нравственных черт человека; она настолько важна, что она присуща даже некоторым животным, хотя их поведение определяется инстинктами.

Актуальность труда Мухаммада Аль-Газали вытекает из актуальности самой проблемы, исследованию которой он посвящен. Сегодня в мире гибнут многие уникальные и грандиозные достижения человечества по простой причине – упадок нравственности. Если человек безнравственен, то как партнер он может позволить себе все, что угодно по отношению к своему партнеру, правитель – по отношению к своим подданным, муж – по отношению к своей жене, дети – к родителям, предприниматели – к работникам и потребителям. Когда у человека отсутствует хайа , он позволяет себе все. Благодаря упадку нравственности, в каком-то уголке мира честный, добросовестный, трудолюбивый человек может зарабатывать меньше 1 доллара в день, в то время как доходы беспринципного, развращенного человека могут исчисляться десятками долларов в секунду. Если внимательно проанализировать эту ситуацию, то станет совершенно очевидным, что такие перепады жизненного уровня становятся возможными благодаря тому, что безнравственные, нескромные люди живут по принципу “после
нас – хоть потоп” и поступают так, как им заблагорассудится.

К особенностям этой книги можно отнести следующие моменты. В первую очередь – это фундаментальное исследование одного из крупнейших современных мусульманских ученых, имеющего гигантский опыт общения с самыми различными людьми. Шейх Мухаммад Аль-Газали известен как педагог, государственный и общественно-политический деятель, литератор, проповедник, который жил и работал в разных странах. Во-вторых, это то, что книга основывается исключительно на основных источниках Ислама – Коране и сунне и поэтому не допускает субъективных интерпретаций. Она написана классическим литературным арабским языком с ярко выраженным авторским стилем.

Редакционные комментарии и примечания, сделанные во время подготовки книги, во всех случаях оговорены.

Как обычно, наша редакция приняла все возможные меры и приложила максимум усилий к тому, чтобы книга получилась достойной во всех отношениях. В связи с этим хотелось бы поблагодарить всех сотрудников нашей редакции за их кропотливый труд, приложенные усилия и старание во время подготовки книги “Нравственность мусульманина”. Да вознаградит Аллах их всех и сделает эту книгу еще одним достойным вкладом в дело истинного исламского просвещения.

Предыстория русского издания этой книги такова. В 1993 году она была переведена с английского языка и спустя несколько лет издана в Баку. Но поскольку английское издание является неполным (оно включает в себя только семнадцать глав), было решено сделать новый, полный перевод. Однако, в процессе работы выяснилось, что автор английского перевода допустил слишком много вольностей и субъективных интерпретаций оригинального текста. Поэтому мы отказались от этого перевода и решили перевести весь текст с языка оригинала. Итак, уважаемые читатели, книга, которые вы держите в руках, – это полный авторский текст, состоящий из 26 глав. Перевод выполнен с арабского языка, и в нем переводчик постарался максимально сохранить стилистические особенности автора.

Альхамдулиллях , что наше издательство выпускает в свет книгу шейха Мухаммада Аль-Газали “Нравственность мусульманина”. Мы надеемся и молимся, что она будет полезна
всем – как мусульманам, так и немусульманам.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге пойдет речь о важнейших вопросах, содержащихся в Коране и сунне пророка Мухаммада (1) в плане совершенствования нравственности мусульманина, направления его по пути добра, которые укрепляют его веру, исправляют его нынешнюю жизнь и одновременно готовят к Жизни Грядущей.

Я поместил краткие разъяснения по всему тексту книги. Они будут способствовать искоренению безнравственности и испорченности, которые в нынешние времена проникли в мусульманскую среду из-за недугов и комплексов, размывших их нравственность. Мы посчитали, что для достижения поставленной цели достаточно ограничиться лишь некоторыми из избранных нами аятов Корана и хадисов Пророка и воздержаться от других свидетельств – из высказываний имамов, мудрости исламских ученых или просто советов мудрых и благовоспитанных людей, хотя наша древняя культура и содержит большое наследие на этот счет, поскольку мы здесь настаивали на необходимости возвращения только к шариату , основанному на Коране и сунне пророка Мухаммада . При этом мы сосредоточились на ее воспитательной стороне, являющейся Господним Наставлением, которого должен придерживаться каждый мусульманин. Ибо очевидно, что когда мусульманин отвергает его, он не считается с теми правами, которые имеет на него Аллах(2).

Существует разница между требованием придерживаться каких-либо нравственных норм в целом и обязанностью выполнять их в качестве актов поклонения (‘ибадат ), подобных другим актам поклонения, являющихся обязательными в этой религии.

Мы изучали всеобщую культуру на ее различных этапах, философию нравов, методы и критерии, используемые
философами для улучшения поведения людей. Нам понравилось то, что в них содержится, – и глубина мысли, и усердие в поиске Истины, и устремленность к высокой нравственности. Не пренебрегая всеми этими усилиями и добрыми деяниями, совершенными на благо людей, мы приложили все усилия, дабы воздать им должное. Но мы хотим привлечь внимание (всех пишущих об этом) к тем способам успешного воспитания и примерам изумительных нравов, с которыми пришел к людям обладатель последнего Послания(3), принесший мир и указавший людям Прямой Путь из тьмы к свету. Они увидят в Исламе сокровищницы, заполненные драгоценностями, намного превосходящими те, что получило человечество из древнегреческой и древнеримской философии.

Одного мусульманского ученого спросили однажды: читал ли ты трактат Аристотеля “О душе”? И он ответил: нет, но я читал “трактат о воспитании души”, который донес до нас Мухаммад ибн ‘Абдуллах (пророк Мухаммад )(4).

Мы читали трактат Аристотеля “О душе” и подобные ему труды других философов, мы изучали тот “трактат” о душе, автором которого является Мухаммад ибн ‘Абдуллах . Но в последнем мы нашли все то, о чем мечтали наши далекие предки, с большим трудом создававшие для этого всяческие более или менее совершенные картины бытия. Мы увидели, что все это преобразовалось в живую истину и в ней воплотились совершенство, образ жизни одного человека – Мухаммада , а также образ жизни, высокая нравственность и культура его уммы , и ритуалы великой религии. Все это составляет тот живой “трактат о душе”, который дал нам Мухаммад ибн Абдуллах .

Слава Аллаху за то, что наша праведная и счастливая судьба позволила нам изучить некоторые черты этой нравственности и обнаружить их в новых формах.

Данная книга является вторым шагом после нашей первой книги “Убеждение (‘акыда ) мусульманина”. Данную же книгу мы начали с введения о нравственности в Исламе. Мы рассмотрели исламскую нравственность в ее связи с различными учениями и актами поклонения, а также в связи с природой души и различными следами воздействия на нее со стороны окружающей социальной среды. Затем мы изложили то, что предписал Ислам из числа достоинств и добродетелей, при этом не упорядочивая их и не отдавая предпочтение одной добродетели в сравнении с другой. В этой книге мы также приводили названия первоисточни-
ков, – в отличие от предыдущих книг, где мы не привлекали внимания читателя к этому вопросу. В этом нам помогли примеры и доказательства, взятые из тех хадисов Посланника Аллаха , санад которых восходит к нему самому, и которые признаны учеными как эгодостоверные (сахих ли затихи ) и инодостоверные (сахих ли гайрихи) , эгоприемлемые (хасан ли затихи ) или иноприемлемые (хасан ли гайрихи ) на основании критериев, установленных учеными-терминологами по хадисам. Мы придерживались такого подхода независимо от того, указаны были конкретные источники хадисов или нет. Мы излагаем здесь примеры из сунны Пророка так, как они были представлены в книгах “Облегчение достижения цели” (“Тайсир аль-вусуль” ), “Побуждение (к добру) и предостережение (от зла)” (“Ат-тархиб уа ат-таргыб” ). Если в нашем распоряжении было несколько источников, мы также посчитали достаточным указать только один из них.

В заключение мы хотели бы сказать, что подготовка этой книги не составила какого-либо особого труда, поскольку мы использовали добротные предшествующие труды наших ученых. Мы только изложили их в упрощенном виде, более удобном для восприятия читателей. Но остался самый большой труд, за который несут коллективную ответственность и автор, и читатель. Этот труд – любовь к добру и следование по его Прямому Пути.

Мухаммад Аль-Газали

1- Слова «да благословит его Аллах и приветствует » на арабском языке. Эта фраза употребляется в Исламе после упоминания имени пророка Мухаммада, а также во всех случаях, когда речь идет о нем, как о Пророке и Посланнике Аллаха, даже без упоминания его имени. В различных источниках употребляются фразы «Пророк Ислама», «Посланник Аллаха», «Пророк» и другие, после которых, выражая свое глубочайшее уважение и повинуясь велению Аллаха, мусульмане произносят слова «Сальля-Ллаху ‘аляйхи уа сальлям » – «Да благословит его Аллах и приветствует». Такая традиция сохранена и в данной книге. Основанием для этого служит предписание Аллаха: «Поистине, Аллах и его ангелы благословляют Пророка! О вы, которые уверовали! Призывайте на него благословения Аллаха и приветствуйте искренним, достойным приветствием » (Сура 33, аят 56 ). – Примечание редакции «Ансар Фаундейшн» ; далее в тексте сносок сокращенно – Прим. ред .

2- Право в данном контексте не означает предоставленную кому-либо свободу, поскольку Бог всеобъемлющ, не нуждается ни в ком и ни в чем. Всевышний сказал: “И знайте, что Аллах Самодостаточен, Славен ” (Сура 2, аят 267 ) и “О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах Самодостаточен, Славен ” (Сура 35, аят 15 ). Под правом здесь подразумеваются безусловные требования Бога по отношению к человеку. – Прим. перевод .

3- Пророк Мухаммад. – Прим. ред .

4- Имеется в виду не какой-либо конкретный труд, а весь жизненный путь и пример пророка Мухаммада .

СТОЛПЫ ИСЛАМА И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Обращаясь с призывом ко всему человечеству, пророк Мухаммад отчетливо сформулировал главную цель и указал ясный метод осуществления своей миссии в этом мире: “Я послан только для того, чтобы усовершенствовать благородство нравственности ” (Малик).

Ни Послание, оставившее неизгладимый след в истории, ни его Обладатель , неустанно и много трудившийся, разнося его лучи и собирая вокруг себя людей, не преследовали иной цели, кроме сохранения их добродетели и освещения для них идеального мира, дабы они устремились к этому осознанно.

Установленные в Исламе акты поклонения (‘ибадат ), которые относятся к числу его столпов, не являются неосознанными обрядами. Они не принадлежат к числу тех, которые связывают человека с непонятными таинствами или обязывают его выполнять странные движения, лишенные какого-либо смысла. Ни в коем случае. Напротив, обязательства, которые возлагаются Исламом на каждого, кто причисляет себя к нему, – это действия, постоянно повторяемые человеком для выработки в себе привычки жить с правильными нравами. А также для того, чтобы человек всегда твердо придерживался их независимо от изменения условий жизни. Они чем-то похожи на спортивные упражнения, к которым человек устремляется с любовью и, выполняя их регулярно, стремится к телесному здоровью и здравой жизни. Благородный Коран и чистая сунна отчетливо раскрывают для нас эти истины.

Например, обязательная пятикратная ежедневная молитва (салят ), предписанная Аллахом, удерживает человека от недостойных действий и поступков. Аллах так разъясняет нам мудрость этого предписания:“…И выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого ”.(Сура 29, аят 45). Поэтому воздержание от плохих дел, в том числе очищение от злых речей и неодобряемых поступков, – это суть салят .

До нас дошел хадис кудси Пророка , переданный со слов Господа: “Я ведь принимаю молитву только того, кто являет в ней свою смиренность перед Моим величием, кто не превознес себя над Моими созданиями, кто не упорствовал в грехе в противовес мне, кто весь день пребывал с мыслью обо Мне, кто проявил милосердие к бедным, странникам и вдовам, кто проявил милосердие к пострадавшему ”.

Обязательное пожертвование (закят) не является обыкновенным налогом, взимаемым из карманов людей. Его цель заключается прежде всего в том, чтобы посеять семена сочувствия и милосердия, а также укрепить узы дружбы и отношения товарищества между различными слоями общества.
Вот как говорится в Коране о цели уплаты закят: “Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и взрастишь их ”. (Сура 9, аят 103). Очищение человеческой души (своего эго) от грязи и недостатков, возвышение общества – вот в чем заключена основная мудрость закят . Для этой же цели Пророк расширил и значение такого понятия, как садака, которая вменена в обязанность каждому мусульманину. Пророк сказал: “Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Повеление тобой совершать добрые дела и запрещение тобой (совершать) порицаемое есть садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака; перелить (набранную тобой воду) из своего ведра в ведро твоего брата есть садака; и зрение твое, употребленное (тобой) во благо человека с плохим зрением, есть для тебя садака ” (Аль-Бухари).
Эти учения, возникшие в пустынной среде, которая просуществовала века во внутренних распрях и безрассудстве, указывают на цели, предначертанные Исламом, который и повел к ним арабов, пребывавших до этого в мрачном невежестве.

Ислам также вменяет в обязанность соблюдение поста (саум ). Однако он не рассматривает его только как временное воздержание от пищи. Он расценивает его как шаг к постоянному воздержанию души от запретных страстей и порицаемых порывов. Пророк сказал: “Кто не оставит лжесвидетельства и его использования, Аллаху не будет нужды, дабы он оставил еду и питье” (Аль-Бухари).
Он также сказал: “Сыям (5) не от еды и питья, сыям лишь от пустословия и сквернословия, и коль кто-то тебя обругал или был невежественен с тобой, то скажи: «Поистине, я – держащий пост» ” (Ибн Хузайма).
Вот как сказано о цели введения поста в Коране: “О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!” (Сура 2, аят 183)

Самый лучший пример того, как нужно проявлять деликатность, – это Пророк (мир ему и благословение), а также его сподвижники, табиины и т. д. – лучшие представители этой уммы. Рассказывается, что однажды Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллах), внуки Пророка (мир ему и благословение), увидели человека, который не очень тщательно совершал омовение. Из-за своей благовоспитанности они не могли ему сказать: «Ты ужасно совершаешь омовение, ты неправильно совершаешь омовение». Они решили сделать это очень красиво. Внуки Пророка (мир ему и благословение) подошли к этому человеку, а он был в возрасте, и сказали ему: вот мы спорим, кто из нас лучше совершает омовение. Хасан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я говорю, что я совершаю омовение так, как его совершал Пророк (мир ему и благословение), а он говорит, что он совершает так, как совершал Пророк (мир ему и благословение). Мы хотим, чтобы ты посмотрел, как мы совершаем омовение, и сказал, кто из нас лучше его совершает». И Хасан (да будет доволен им Аллах) совершил омовение – он сделал это красиво, так как видел, как это делал сам Пророк (мир ему и благословение); затем Хусейн (да будет доволен им Аллах) приступил к омовению и сделал его не хуже брата. Завершив омовение, они спросили: «Теперь скажи, кто из нас лучше совершил омовение?» Этот старец был очень удивлён и сказал: «Клянусь Аллахом, я не умею совершать омовение так, как вы». Таким образом, этот человек понял, что он делал омовение не так, как его нужно делать, и исправился.

Во времена Пророка (мир ему и благословение), арабы были дремучим, диким народом. Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, какой-то бедуин забежал в мечеть, подошёл к углу мечети и начал мочиться. Возмущённые асхабы Пророка (мир ему и благословение) встали, чтобы остановить этого человека, наказать его, но Пророк (мир ему и благословение) запретил это делать и сказал: пускай закончит. Когда этот человек закончил, его привели к Пророку (мир ему и благословение), и Пророк (мир ему и благословение) объяснил ему, что такое мечеть и что здесь этого делать не подобает. И так красиво всё это объяснил, что этот человек, будучи поражён поведением Пророка (мир ему и благословение) и его словами, принял Ислам.

Когда ещё не был предписан азан, Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и ещё один сподвижник Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) увидели во сне азан, услышали, как он звучит. Они пришли к Пророку (мир ему и благословение) и рассказали ему сон. Пророк (мир ему и благословение) сказал им: «Воистину это правдивый сон». И сказал Зайду ибн Сабиту: «У Биляла более протяжный голос, скажи, чтобы Билял читал азан». Пророк (мир ему и благословение) сказал так, потому что не хотел его обидеть. Ведь может быть, что Зайд ибн Сабит сам хотел призывать к намазу. И Пророк (мир ему и благословение), сказав, что этот сон – истина, заметил, что у Биляла голос протяжней и громче, поэтому «поручи ему читать азан».

Лучшие представители нашей уммы, имамы, муджтахиды, такие как имам Абу Ханифа, тоже очень искусно умели подобрать время, место и подходящий случай для произнесения самого нужного слова, чтобы коренным образом поменять человека. Прямо по соседству с Абу Ханифой жил молодой человек, который употреблял алкоголь; он часто пил всю ночь, распевал песни и шумел, даже когда Абу Ханифа вставал на утренний намаз. Его поведение доставляло имаму неудобство, раздражало, но тем не менее Абу Ханифа ждал подходящего момента, подходящего случая, чтобы нанести «удар» в хорошем смысле этого слова. Однажды Абу Ханифа встал на утренний намаз и не услышал никаких звуков от соседа – не было слышно пьяного пения. Абу Ханифа стал интересоваться, что с этим человеком, и ему сказали, что его задержали. Вы знаете, что во времена Халифата за пьянство наказывали. Абу Ханифа тут же поторопился в то место, где его задержали, нашёл тех людей и попросил его освободить. А надо заметить, что, когда этот юноша напивался и пел, то, как бы причитая и скорбя, говорил: «Они такому парню дали пропасть, они меня погубили! » Так часто бывает: когда видишь пьяного человека, он винит в своём состоянии кого угодно, но только не себя. И вот Абу Ханифа пошёл за этим человеком, попросил его освободить, вывел оттуда, посадил на своё животное позади себя; и пока они добирались до дома, Абу Ханифа ни единого слова не проронил. Только когда они добрались до дома, Абу Ханифа ему сказал: «А теперь мы дали тебе пропасть, а сейчас мы тебя погубили?» И этот юноша, будучи пристыжённым этими словами, увидев всю заботу Абу Ханифы, заботу своего соседа, осознав, насколько он о нём заботится и не хочет дать ему пропасть, опустил голову и сказал: «Валлахи, я больше никогда не буду употреблять алкоголь, я больше никогда к этому греху не вернусь». Именно этого слова, этого момента Абу Ханифа дожидался.

Не секрет, что у многих из нас есть родственники, которые «употребляют». Причём часто бывает, что в душе своей это очень благородные люди, очень добрые, у них есть прекрасные черты характера, которые себя почти не проявляют и как будто ждут своего момента. Поэтому нам нужно вооружиться этим принципом, найти подходящий момент, подходящий случай и сказать очень тёплые, не грубые слова – подходящие слова, и этого будет достаточно. Можно в неподходящий момент говорить целый час, и это не принесёт пользу, но можно сказать в один момент два-три слова, и этого будет достаточно.

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл один из мекканцев-мушриков. Это было время, когда сподвижников становилось больше, и многобожники не знали, как остановить Пророка (мир ему и благословение); они применяли разные способы унижения, издевались и насмехались, но в один момент решили действовать другим методом: попробовать что-то предложить Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы он отказался от призыва к Всевышнему. И мекканец Абульвалид, уважаемый человек среди мекканцев, отправился к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «О Мухаммад, я хочу тебе кое-что предложить. Выслушаешь ли ты меня? » Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошо, Абульвалид, я тебя слушаю ». И тогда Абульвалид стал ему предлагать: «Если ты своим призывом преследуешь цель обрести богатство, мы тебе дадим богатство – соберём тебе имущество и ты будешь самым богатым; если ты хочешь власти, мы тебе дадим власть – поставим тебя предводителем среди нас, и без тебя ни одно решение не будет принято, ты будешь править нами; если ты болен, если тебя навещают какие-то видения и ты от этого страдаешь, мы найдём для тебя самого лучшего лекаря, который тебя вылечит ». Посланник (мир ему и благословение), слыша эти унизительные слова, не прервал его, не сказал: «Что ты говоришь?! Что ты болтаешь?! Что ты несёшь?! Что за разговор?! » Он внимательно выслушал Абульвалида, а потом ещё и спросил, всё ли тот сказал. Затем Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему: «А теперь послушай меня, что я скажу », – и начал читать суру «аль-Фуссила». Содержание этой суры повергло Абульвалида в страх: не выдержав этого чтения, он приложил свою ладонь ко рту Пророка (мир ему и благословение) и попросил его остановиться – настолько эти слова его напугали и поразили своей необыкновенностью. Абульвалид был арабом, он прекрасно знал, что такие слоги никогда не применялись у арабов, это было нечто невиданное.

Эта история ещё раз демонстрирует, насколько Пророк (мир ему и благословение) умел вести диалоги. Он выслушал пришедшего, не прервал его, и даже когда тот предлагал ему нечто унизительное, Пророк (мир ему и благословение) выслушал его и даже спросил, есть ли ему что добавить, и только потом начал говорить.

Известна и другая история, произошедшая с нашим Пророком (мир ему и благословение). Когда скончались супруга Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), дядя Абуталиб, когда он потерял своих очень близких людей и поддержку в их лице, когда гонения на Пророка (мир ему и благословение) усилились, он в надежде, что его призыв услышат и примут другие люди, отправился в Таиф. Однако в Таифе он получил ещё больший отпор: местные жители велели закидывать Пророка (мир ему и благословение) камнями, а вольноотпущенник Зайд защищал его своим телом и сам получил рассечение на голове от камня, ноги Пророка (мир ему и благословение) были окровавлены. И вот в таком угнетённом состоянии, чувствуя печаль и обиду, они спрятались за одной стеною и укрылись в тени одного виноградника. Этот виноградник, в тени которого они сели, принадлежал двум арабам. У этих арабов был слуга-христианин. Хозяева виноградника, увидев Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижника, пожалели их и отправили слугу, которого звали Аддас, чтобы он отнёс Пророку (мир ему и благословение) гроздь винограда. Аддас взял виноград, отнёс Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), положил перед ним и дал понять, чтобы он отведал этого винограда. Пророк (мир ему и благословение), взяв гроздь, сказал: «Бисмилляхи ррахмани рахим», – и поднёс ко рту. Аддас, будучи религиозным верующим человеком, удивился и сказал: «Такие вещи арабы не говорят». Он уже давно жил среди арабов и знал, что они говорят, а что не говорят. И сказал: «Я не слышал, чтобы арабы такое говорили». Пророк (мир ему и благословение) спросил его: «Как тебя зовут? » Тот ответил: «Аддас ». «Откуда ты? » Задал новый вопрос Посланник Аллаха (мир ему и благословение) «Из Нинава », – отозвался слуга. А это была та местность, где жил Пророк Юнус (мир ему). И Пророк (мир ему и благословение) говорит ему: «Ты из города праведника, из города Пророка Юнуса ибн Мата (мир ему) ». Аддас удивился и спросил: «Откуда ты знаешь? Кто тебе сказал, что он был пророком? » Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) ответил: «Аддас. Юнуса ибн Мата - это мой брат. Он был пророком, и я пророк ». Аддас бросился к Пророку (мир ему и благословение) и стал целовать его голову, руки и даже ноги.

Обратите внимание, как Пророк (мир ему и благословение) построил свою речь. Первое, с чего он начал, это с имени Аллаха. Он сказал «Бисмиля». Во всех своих делах, и особенно в делах призыва ко Всевышнему Аллаху, человеку нужно начинать с именем Аллаха, ибо в этом успех. Далее Пророк (мир ему и благословение) спросил самое важное: «Как тебя зовут?» А ведь можно было не спрашивать об имени, ведь вроде бы какое это имеет значение, но Пророк (мир ему и благословение) знал, что это очень мощное орудие воздействия. Обратитесь к любому человеку по имени, и вы заметите, как это меняет его отношение.

Спросив у человека имя, Пророк (мир ему и благословение) тут же это имя использовал в беседе. Ведь он спросил об этом не просто так. «Откуда ты?» – спросил он далее. А когда Аддас ответил, что из Нинава, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты из города Пророка Юнуса (мир ему)», и ещё имя его отца назвал: «Юнуса ибн Матта». А когда слуга спросил, откуда он знает, что Юнус (мир ему) был пророком, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не сказал: «Я пророк и он пророк», а использовал более тёплые слова: «Он мой брат, и он был пророком, и я пророк».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в общении с людьми, если сидели три человека, запрещал, чтобы двое вели какой-то диалог, а третий их слушал, запрещал, чтобы третьему человеку не было никакого внимания от тех двоих, потому что это некрасиво; если же людей собралось более трёх, то уже можно двоим вести отдельный диалог.

Ещё очень важное правило, чтобы люди, сидя втроём, непременно говорили на том языке, который они все понимают. Был такой случай. Двое мусульман, разговаривая между собой на арабском языке, когда входила англичанка, переходили на английский язык. Это произошло один раз, дважды и повторялось каждый раз, когда она входила. Её это поражало, и она спросила: «Почему, когда я вхожу, вы говорите на том языке, который я понимаю?» Они ответили: «Ислам запрещает нам не бережное отношение к людям. Это этикет. Эта женщина была поражена, чему их учит их Пророк (мир ему и благословение), и спустя некоторое время приняла Ислам. Она сказала: «Ваш Пророк (мир ему и благословение) был очень цивилизованным человеком, если это так».

Всё-таки, говоря о языке, о чистоте языка, об умении общаться, хочется привести ещё один случай, который для нас послужит примером, чтобы мы очищали свои языки, изменили нашу речь, стали говорить приятно, чтобы наши слова было приятно слышать. Чтобы всё начало меняться в лучшую сторону, нужно начинать с самых простых и важных вещей. Один из табиинов как-то шёл по улице вместе со своим сыном. Видимо, возле них остановилась какая-то собака, потому что сын этого табиина сказал: «Проходи, пёс сын пса». Табиин поругал своего сына и сказал ему, чтобы он не говорил таких слов. «Почему? – спрашивает сын. – Это же собака и сын собаки, разве это не так?» Табиин сказал: «Ты это сказал не по факту, не для того, чтобы отметить этот факт; ты это сказал для унижения, чтобы унизить это животное».

Поэтому, давайте начнём с чистоты наших языков, нашей речи – будем её очищать.

Мухаммад Нурмагомедов

Ислам – не только религия, это образ жизни . Ислам предписывает не только веру, но и устанавливает правила поведения человека в семье, обществе. Уважение этих многочисленных правил обязательно, вне зависимости от обстоятельств. Приведем некоторые нормы нравственности , обеспечивающие благоденствие как отдельного человека, так и общества:

  • Вежливость
  • Изгнание из сердца пороков (злобы, ненависти и пр.)
  • и самоуважение
  • Стремление к самообразованию, непрерывному совершенствованию знаний.
  • Щедрость и разумное расходование собственных средств

К грешному человеку мусульмане должны проявлять терпение, надеясь, что тот исправиться. Не злословить о нем и не осуждать. Также мусульманин должен остерегаться пустословия и не проклинать.

К семейным нравственным нормам можно отнести почитание родителей, заботу о детях и стариках, религиозное воспитание детей, заботу о сиротах.

Доброта к ближнему как основа нравственности в исламе

По Корану главной обязанностью всех мусульман является забота о ближнем. Расход своих средств на бедных предпочтительнее, чем накопительство. В Коране говорится, что давать милостыню желательно анонимно , что свидетельствует о том, что искренняя нравственность ценнее, чем показная.

Ислам отвергает все признаки неравенства , основанные на территориальных различиях, расе или языке. Признается лишь превосходство людей друг над другом по степени их , которую может достичь любой.

Все поступки человека условно можно разделить на плохие и хорошие. Плохие деяния, в свою очередь, следует также разделить на те, за которые предусмотрено наказание при жизни и после смерти, и те, наказание за которые предусмотрено лишь после смерти. Остерегаться следует и тех, и других. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что начало мудрости – богобоязненность. Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, будет остерегаться всего греховного и следовать предписаниям Корана.

Вот лишь несколько выдержек из Корана , которые учат нас нравственности:

  • «Твой Господь предписал тебе не поклоняться никому, кроме Него, выказывать доброе отношение к родителям. Когда достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, обращайся к ним уважительно».
  • «И давай положенное (в качестве милостыни) родственнику, бедняку и путнику»
  • «И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно - мерзость, мерзкий путь»

Определение ахляка
Ахляк в Исламе
Роль веры и поклонения в нравственном совершен-
ствовании человека
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)-
пример высокой нравственности
Труд и ахляк
Может ли измениться ахляк
Нравственность Имама Абу Ханифы.

Определение ахляка

Ахляк – это привычки человека, которые проявляются в наших действиях и отношениях с окружающими. Выделяют два вида привычек: полезные и вредные.
Для того чтобы обрести довольство Всевышнего, необходимо избавляться от вредных привычек и шаг за шагом приучать себя к великой нравственности Ислама, совершая благие, праведные поступки.
Ахляк в Исламе

Одна из целей Ислама – воспитать высоконравственных людей. Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)говорил: «я ниспослан к вам для совершенствования нравов».445
«Самый любимый мной и самый приближенный ко мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью».446
Когда у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), спросили, какие рабы любимы Аллахом, он ответил: «Те, которые обладают высокой нравственностью». Этот человек еще раз спросил: «О, Посланник Аллаха! А какой верующий (му’мин) самый умный? Пророк ответил: «Самый умный тот, кто много размышляет о смерти и готовится к ней».447
Как совершение ибады, так и соблюдение законов нравственности является повелением Аллаха.

Роль веры и ибады в нравственном

совершенствовании человека

Мусульманин знает, что Аллаху ведомы все его деяния и что есть ангелы, которые их записывают. Он также верит, что в Судный День его деяния предстанут перед ним, за добрые он получит вознаграждение, а за плохие будет наказан, если Аллах не простит его.
Сказал Аллах Всевышний в Свяшенном Коране:

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْراً يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرّاً يرَهُ

Значение: «Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его (в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него). Кто совершил зла на вес пылинки, (тот также) увидит его, (и ему воздастся за него)».448
Зная это мусульманин старается не совершать греховного и побуждает к добру. Человек же неверующий или тот чья вера слаба, не чувствует ответственности, перед Творцом, и совершет разного рода неблаговидные, греховные поступки.
Ибада усиливает веру: пятикратный намаз приучает нас постоянно помнить о Великом Создателе мироздания — Аллахе, пост увеличивает в душах милосердие, уберегает руки от харама, а язык от лжи, закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. Все это приносит пользу обществу.

Пророк Мухаммад

(саллаллаху алейхи ва саллям) —

пример высокой нравственности

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) – это человек, обладавший по Воле Всевышного Аллаха в высшей степени достойным нравом и лучшими человеческими качествами. Когда у госпожи Айши (радыйаллаху анху) ей Аллах) спросили о Пророке Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям), она ответила: «Его нрав – это Коран».449
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сам жил по законам нравственности и учил этому своих сподвижников. В Священном Коране говорится:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ

حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ

وَذَكَرَ اللهَ كَثِيراً

«Для вас в Посланнике Аллаха – образцовый пример для тех, кто надеется на милость Аллаха и на блага Судного дня и поминает Аллаха часто».450
В этом аяте Всевышний Аллах повелевает, чтобы жизнь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) стала для нас примером жизни по канонам Ислама.

Труд и ахляк

Ислам предписывает мусульманам трудиться, чтобы зарабатывать себе на жизнь и ни от кого не зависеть. Труд и заработки людей бывают разные. Мы должны обращать особое внимание на то что бы зарабатывать разрешенным путем и не смешивать наш ризык с запрещенным.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обрадовал благой вестью тех, кто честно трудился: «Те, которые торговали законно, в Судный День будут вместе с Пророками».452
«Богатство не вредит тем, кто боится Аллаха».453
«Берите то, что разрешено, и оставьте то, что запрещено».454
«Отдайте заработанное работнику до того, как высохнет его пот».455
«Тому, кто берет в долг с намерением возвратить его вовремя, поможет Всевышний Аллах».457
«С тремя не будет говорить Аллах в Судный День, и не посмотрит на них, и не оправдает их, и для них — мучительные наказания». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил это трижды. На это Абу Зарр воскликнул: «Будь прокляты имена их! Пусть не достигнут они чаяний своих! Кто же они, о, Посланник Аллаха?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Те, кому гордыня не позволяет приподнимать полы одеяния, те, кто упрекает другого в оказанной ему помощи, те, кто ложными клятвами обеспечивает сбыт товара».458
«Разрешенное разъяснено и запрещенное разъяснено. Однако, есть между ними сомнительное, которое большинство людей не могут различить. Кто устранится от сомнительного, тот спасет свою честь и свою веру. А кто войдет в сомнения, тот войдет в запрещенное, подобно тому, как пастух приведет свое стадо в непроверенную местность, где стадо может оказаться в опасности».459
Правдивость – один из принципов исламской нравственности. Мусульманину следует избегать лжи, зависти, ихтикяра (скупки продуктов питания и продажа их только после повышения цен). «Ложная клятва может ускорить сбыт товара, но лишает торговлю благословения».460
Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного – выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. Если работник выполняет свою работу небрежно (мотивируя тем, что его никто из людей не видит), тем самым он отдаляется от истины и присваивает заработок незаконно; такое отношение запрещено нашей религией.
Таким образом наша религия предписывает человеку трудиться, зарабатывая честным, дозволенным путем, помня о том, что мы пришли в этот мир для того что бы сдать экзамен, а затем предстать пред своим Господом.

МОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ АХЛЯК

На этот свет ребенок рождается чистым и безгрешным. Если родители дадут ему хорошее воспитание, то он вырастет высоконравственным человеком. При отсутствии подобного воспитания трудно ожидать от человека нравственности и доброты.
Стремясь избавиться от болезни, мы лечим различными лекарствами свое тело. Так же мы очищаем от дурных черт нашу душу, совершенствуя и облагораживая ее.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Совершенствуйте ваш нрав». Эти слова Пророка, доказывают тот факт, что свойства личности поддаются изменению.
Общение с безнравственными людьми со временем приводит к тому, что человек перенимает их пороки и недостатки. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Дружба с праведником или грешником сравнима с дружбой с торговцем мускуса или кузнецом. У первого ты можешь купить мускус или почувствовать его аромат. У второго ты можешь прожечь свою одежду искрами или почувствовать его неприятный запах».461
Наша обязанность – водить дружбу с хорошими людьми и избегать плохих, а если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью помочь ему стать лучше.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий