Подводная лодка щ 408. Разведывательно–водолазная команда. подводная лодка X-бис серии

22 мая 1943 года советская подводная лодка Щ-408 приняла неравный бой с противником в надводном положении. За этот бой лодку окрестили «Балтийским «Варягом»».

В боевой поход лодка вышла из Кронштадта 7 мая 1943 года. В районе острова Вайндло она в течение трёх суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения, выставленные противником на пути из Финского залива в Балтийское море.

На лодке заканчивались запасы воздуха, аккумуляторные батареи требовали подзарядки. Лодка вынуждена была всплыть. К этому моменту она уже была обнаружена противником, из топливных цистерн, повреждённых взрывами мин, на поверхность всплывали пятна дизельного топлива, демаскирующие подлодку.

Когда лодка всплыла капитан-лейтенант П. С. Кузьмин увидел приближавшиеся к Щ-408 сторожевые катера противника, которые уже издалека начали обстреливать лодку. Положение было явно не равным, однако Кузьмин решил не сдаваться, а принять бой. На палубу был вызван артиллерийский расчёт, к орудиям поданы снаряды. В штаб флота было отправлено донесение о сложившейся ситуации, капитан запросил помощи.

Щ-408 открыла огонь одновременно производя ускоренную подзарядку аккумуляторных батарей. Артиллерийский бой продолжался 2 часа. Лодка получила несколько попаданий артиллерийских снарядов противника, погибло и было ранено несколько матросов у артиллерийских орудий, получили повреждения палубная надстройка, прочный корпус и балластные цистерны.

Однако и противник нёс потери. Метким огнём с Щ-408 были потоплены 2 немецких сторожевых катера, ещё один финский сторожевой катер VMV-17 получил повреждения. Повреждения получили немецкие быстроходные десантные баржи F-188, F-189 и F-191, а также ещё один неустановленный сторожевой катер.

И всё же положение было на стороне противника. Отправленная в район боя советская авиация не смогла ни чем помочь, одни группы оказались скованными боем с противником, другие не смогли найти лодку, при этом было потеряно 4 самолёта.

Щ-408, не сдавшись врагу, ушла под воду. Финские сторожевые катера сбросили две серии глубинных бомб над местом погружения лодки. После чего наблюдали всплытие масляных пятен и мусора. На этом было решено, что лодка уничтожена, точка потопления лодки отмечена на карте. Щ-408 из этого похода не вернулась. В ВМФ Балтийского флота лодку также признали погибшей.

История получила продолжение уже в наши дни, когда российские дайверы решили найти и обследовать лодку, однако в указанной финнами точке места потопления Щ-408 не оказалось.

Лодку всё же нашли в двух километрах от места боя, её исследование показало, что не смотря на наличие попаданий вражеских снарядов, серьезных повреждений на корпусе лодки не было. Дайверы увидели, что около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, бой был ожесточенный и стреляли много. Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным оружием командира подлодки Павла Кузьмина. Судя по всему, удары по Щ-408 с помощью глубинных бомб не нанесли ей серьезного ущерба. Все люки были закрыты, и экипаж, до последнего боролся за живучесть лодки, лодка пыталась уйти, но, сколько точно ещё продолжалась борьба людей под водой неизвестно.

В 1944 году эдиктом короля Великобритании и Северной Ирландии Георга VI капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину было присвоено звание почетного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена посмертно. А вот советских наград капитан так и не получил.

Именем П. С. Кузьмина названа улица в Санкт-Петербурге - улица Подводника Кузьмина. На доме № 4 по этой улице в 1969 году установлена мраморная мемориальная доска в честь П. С. Кузьмина. А в школе № 504 действует Мемориальный зал памяти подвига экипажа лодки Щ-408

Щ-408

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Общие сведения

Подводная лодка «Щ-408», как и все лодки типа «Щ» была разработана в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Это были дизель-электрические лодки относящиеся к среднему классу. За время войны была потеряна 31 лодка типа «Щ» из 44 построенных. Среди потопленных лодок есть и «Щ-408».

История создания

Предшественники

Предшественниками подводных лодок типа Щ («Щука») Х-бис серии были лодки типа Щ («Щука») Х серии . Лодки серии X-бис от предыдущей серии отличались очень незначительно.

Постройка и испытания

Энергетическая установка и ходовые качества

На «Щ-408» стояло два четырехтактных бескомпрессорных дизеля 38К8 по 800 л.с. для движения в надводном положении и два главных гребных электродвигателя ПГ5 по 400 л.с. для движения в подводном положении. Также на лодке было установлено два электродвигателя экономического хода по 20 л.с., которые соединялись с двумя гребными валами ременной эластичной передачей. Это было сделано для снижения шумности.

Вспомогательное оборудование

В проходивших по бортам лодки булям были расположены цистерны главного балласта, а в оконечностях легкого корпуса - носовая и кормовая цистерны. Только цистерна средняя, уравнительная и быстрого погружения находились внутри прочного корпуса. Для продувания цистерн главного балласта на лодке были установлены турбокомпрессоры.

Экипаж и обитаемость

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Было установлено два 45-мм орудия 21-К. Одно находилось перед рубкой на палубе, а второе на самой рубке.

Также на лодке имелось два 7,62-мм пулемета.

Модернизации и переоборудования

В связи с коротким сроком службы до гибели, лодка не проходила модернизаций.

История службы

Повреждения рубки «Щ-408» после столкновения с сетевым заградителем «Онега».

26 сентября 1941 года в 21 час 32 минуты подводная лодка «Щ-408» при переходе из Кронштадта в Ленинград совершила столкновение с сетевым заградителем «Онега». В результате этого столкновения у лодки были следующие серьезные повреждения: пробоина в прочном корпусе и деформация тумбы зенитного перископа. Виновным в столкновении признали военкома Базарова И.Т., но командира лодки Дьякова понизили в звании и перевели на «С-9» . А его место занял капитан-лейтенанта Кузьмина П.С., который был до этого командиром «С-9». Лодка была направлена на завод №194 в Ленинграде для ремонта.

12 октября 1941 года на подводной лодке «Щ-408» был поднят Военно-морской флаг. 16 января 1942 года был утвержден приемный акт.

22 июня 1942 года в 12 часов 17 минут и 12 часов 50 минут лодка, находясь в ковше Адмиралтейского завода, получила два попадания артиллерийских снарядов. Один из снарядов попал в надстройку в районе 30-31 шпангоутов , где хранилась краска, и вызвал пожар. Второй пробил борт ниже ватерлинии в районе 52-54 шпангоутов в 5-м отсеке. Команде БЧ-5 пластырь завести не удалось, и их командир, капитан-лейтенант Моисеев, отдал приказ об оставлении отсека. Вскоре подводная лодка села на грунт кормой , имея крен на правый борт в 21°.

23 июня 1942 года водолазы ЭПРОНа сумели завести пластырь и откачать воду. После этого субмарину завели в док, где она проходила ремонт до октября 1942 года.

25 октября 1942 года при артобстреле рядом с лодкой на пирсе взорвался 210-мм снаряд. От взрыва подводная лодка получила две пробоины в прочном корпусе. Одну в районе 24-35 шпангоутов, а вторую в районе 27-28 шпангоутов. Также осколками были осыпаны надстройка , ограждение рубки и були, но они получили не столь значительные повреждения. Для ремонта лодку направили в Кронштадтский морзавод, где она находилась до января 1943 года.

В апреле 1943 года на лодке завершили монтаж миноотводов и прибора ПАМ-К. Корпус покрыли изоляционной мастикой.

В ночь с 7 на 8 мая 1943 года «Щ-408» при обеспечении пяти быстроходных тральщиков «БТЩ-210», «БТЩ-211», «БТЩ-215», «БТЩ-217», «БТЩ-218», шести сторожевых катеров и двух катеров-дымзавесчиов перешла из Кронштадта к маяку Шепелевский. Тут она легла на грунт. В ночь на 9 мая лодка совершила переход к острову Левенсари.

9 мая 1943 года в 4 часа 40 минут лодка легла на грунт в двух милях от бухты Норре-Каппельлахт. А в ночь с 10 на 11 мая «Щ-408» отшвартовалась в самой бухте.

В ночь с 18 на 19 мая 1943 года субмарина в обеспечении пяти сторожевых катеров и семи катеров-тральщиков перешла в точку погружения на Восточном гогландском плесе и начала переход на позицию в Норчёпингской бухте.

19 мая 1943 года при форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и по одним данным повреждена немецким самолетом, а по другим не получила повреждений.

Гибель

Подводная лодка «Щ-408» в осажденном Ленинграде.

21 мая 1943 года лодка была обнаружена по масляному следу в районе острова Вайндло силами немецких ПЛО . Тут же на место обнаружения подошли быстроходные десантные баржи 1-ой группы 24-ой десантной флотилии и сбросили в этом месте пять глубинных бомб . После бомбометания они легли в дрейф и стали наблюдать за районом.

22 мая 1943 года в 2 часа 50 минут лодка всплыла и вступила в бой с БДБ . В 2 часа 55 минут с нее было получено донесение:

Но оторваться от противника лодке не удавалось. Согласно данным немецкой стороны БДБ попали в субмарину несколько раз из 75-мм и 20-мм орудий. Этими попаданиями они сильно повредили носовую часть лодки. Ответным огнём лодка добилась нескольких попаданий 45-мм снарядов по баржам, но уничтожить их не смогла. После этого «Щ-408» погрузилась под воду не спустив боевого флага.

К этому времени в район столкновения подошли финский минный заградитель Routsinsalmi и сторожевой катер VMV-6 , которые тут же сбросили в районе масляного пятна серию бомб. В 4 часа 50 минут на поверхности появились пузыри воздуха, большое количество саляры и масла, а так же куски дерева.

Высланные с острова Левансари восемь истребителей И-153 и И-16 лодку не обнаружили и потеряв два самолета вернулись на базу. Через 8 часов в район острова Вайндло было послано еще десять ЛА-5, но и в этот раз было потеряно два самолета, а повредить или уничтожить силы ПЛО они не смогли.

Оставшиеся наблюдать за районом силы немецких ПЛО еще два или три дня слышали стук о металлический корпус доносившийся с морского дна, советские моряки пытались заделать пробоины. Балтийские подводники боролись до последней возможности и приняли геройскую смерть, но не спустили перед врагом советского Военно-морского флага.

Судьба останков лодки

Мемориальная табличка установленная на месте гибели лодки.

В первый раз участники экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» пытались найти «Щ-408» в июле 2015 года. За исходную точку для поиска они взяли координаты из финских архивов. Но эта попытка оказалась неудачной.

22 апреля 2016 года останки подводной лодки «Щ-408» были обнаружены на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны. А уже 1-2 мая ее обследовали водолазы экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». По их данным субмарина практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Однако корпус подводной лодки погружен по ватерлинию в грунт и все обнаруженные водолазами повреждения относятся только к артиллерийскому бою. Все люки на лодке в закрытом состоянии, это свидетельствует о том, что никто из экипажа даже не пытался спастись.

На месте гибели лодки в море дайверы установили мемориальную табличку.

Командиры

Награды

Сама лодка наград не имела. А вот командир подводной лодки Кузьмин П.С. был посмертно награжден орденом Британской империи 5-ой степени примерно через год после гибели субмарины.

См. также

Галерея изображений

Видео

Подводная лодка Щ-408 погибла 22 мая 1943 года в Балтийском море. Командир принял решение ее затопить, не сдавшись врагу и не спустив флага. Тем самым эта подводная лодка повторила подвиг легендарного крейсера "Варяг" .

В 1944 году эдиктом короля Великобритании и Северной Ирландии Георга VI капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину было присвоено звание почетного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена посмертно. А вот советских государственных наград ни командир, ни экипаж подлодки за свой подвиг удостоены не были.​

Об истории подводной лодки Щ-408, повторившей подвиг крейсера "Варяг", но не имеющей за это никаких советских наград, мы говорим с председателем совета петербургского Клуба моряков-подводников , капитаном 1-го ранга Игорем Курдиным и заместителем директора школы № 504, руководителем мемориального зала славы, посвященного подвигу экипажа подводной лодки Щ-408, Мариной Лукиной .

– Игорь Кириллович, что это за лодка и почему ее история важна для нас?

Игорь Курдин

– У нас были очень большие потери подводных лодок на Балтике, нигде не было такой эшелонированной эффективной противолодочной обороны: и противолодочные сети, и заграждения, и поддержка кораблей, немецких подводных лодок и авиации. Но советские подводники постоянно пытались прорвать эти линии обороны. Эта лодка – одна из многих, погибших там. И сейчас Международная ассоциация подводников выступила с инициативой заключить международный договор по признанию погибших кораблей и подводных лодок братскими захоронениями, обозначать их на картах для отдания воинских почестей проходящими военными кораблями, а главное – запретить погружения, приравняв их к разграблению могил.

– Марина, а как получилось, что вы занялись историей этой лодки?

– Это давняя история. Наша школа основана в 1963 году, тогда же создавался музей, и недалеко от школы в то время жила вдова командира подлодки Павла Кузьмина, она приходила к нам на праздники. И вот энтузиасты, первые экскурсоводы того музея, выпускники 1985 года пришли к нам в 2013 году, но музей к тому времени не сохранился. И они на 50-летие школы подарили ей мемориальный зал. И я к ним присоединилась, стала заниматься созданием этого зала.

Командиры подлодки понимали, что прорвать уникальные инженерные сооружения невозможно, что они идут на верную гибель

Щ-406 – "Балтийский "Варяг" погибла в 1943 году. Думаю, командиры понимали, что прорвать уникальные инженерные сооружения невозможно, что они идут на верную гибель. Из пяти лодок, посланных туда, сохранилась только одна – Щ-303 командира Травкина (он стал прототипом героя фильма "Капитан счастливой щуки"). Он уходил от преследования, отлежался на дне и, по сути, привел вражеские корабли к подлодке Кузьмина: так как он не вернулся, следом послали Щ-408. Немецкая авиация заметила ее по масляному следу. На финском корабле, помогавшем ее топить, был фотограф – и в финском архиве сохранилась фотография, как они забрасывали эту лодку глубинными бомбами.

Капитан-лейтенант Павел Кузьмин, командир подводной лодки Щ-408

Лодку преследовали несколько дней – наконец ей пришлось всплыть, чтобы подзарядить батарею. Там было две немецкие быстроходные баржи и два финских катера, которым она попыталась дать отпор из своих 45-миллиметровых орудий, а потом ушла под воду.

– Игорь Кириллович, ситуация с подлодкой Щ-408 – исключительная?

– Подводные лодки предназначены для подводной войны, их главное качество – скрытность. Если лодка всплыла – это значит, уже нет другого выхода. Да, надо было зарядить батарею – и принять вынужденный артиллерийский бой, хотя ее вооружение – слабое против надводных кораблей: спасти ее могло только чудо. Так погибло много наших подводных лодок, которые вели неравный бой в надводном положении. Щ-408 – одна из многих, никакой уникальности тут нет. Лодка легла на грунт, ее до последнего пытались отремонтировать, она буквально отползала, почему ее и нашли в двух километрах от предполагаемой точки гибели.

– А действительно можно сравнить ее подвиг с подвигом "Варяга"?

– Капитан-лейтенант Кузьмин – один из многих командиров. У нас не было случаев сдачи в плен. Да, он всплыл, он видел, что бой будет неравным, что он погибнет, и он мог сдаться, попасть в плен и, возможно, выжить. У нас же был случай, когда балтийская лодка "Эска" подорвалась на мине, командира Сергея Лисина выбросило за борт, он был взят в плен и уже в плену узнал, что ему присвоено звание героя Советского Союза. Но он прекрасно понимал, что о плене просто не знали, иначе представление немедленно отозвали бы. Лисина освободили, но он никогда больше не занимал высоких должностей, хотя он был выдающимся подводником, ведь плен – это клеймо на всю жизнь: русские не сдаются, пулю в лоб, и все. А ведь никакой его вины не было!

Подвиг Щ-408 повторили многие лодки, но, видимо, Кузьмин все же чем-то выделялся, раз его товарищи в 60-х годах попросили назвать его именем улицу.

– Марина, вы занимались историей лодки и не могли не думать об отсутствии у нее отечественных наград. Как вы думаете, много в России таких не награжденных героев?

Копия ордена Британской империи V степени

– Думаю, много. Но Кузьмин был представлен в числе 40 других офицеров Балтийского флота для награждения орденом Британской империи V степени. Копия этого ордена хранится у нас в мемориальном зале, а подлинник – у сына Кузьмина.

– Игорь Кириллович, а какое отношение к этой лодке имели англичане?

– Так ведь во время войны мы, США и Великобритания были союзниками. Англичане признавали большой вклад Балтийского флота в борьбу с нацистами, и они сказали: мы готовы наградить ваших командиров и адмиралов. И появился этот список, утвержденный Главным штабом военно-морского флота – более 40 офицеров и адмиралов были награждены орденом Британской империи, и среди них Кузьмин. Когда был выпущен указ о награждении, Кузьмин погиб. Но его вдову пригласили в британское посольство и там торжественно вручили орден.

На вопрос, почему экипаж не имеет советских наград, нам часто отвечают, что если бы тогда было представление командования к награждению, но по какой-то причине оно не было реализовано, тогда можно было бы провести награждение сейчас. Мы пытались объяснить, что к английской-то награде Кузьмина представлял Главный штаб ВМФ, и что это является основанием для пересмотра дела и награждения посмертно не только командира, но и всего экипажа. Но, к сожалению, совместные усилия Клуба подводников и мемориального зала пока остаются безрезультатными.

– Марина, а как вы пытались заступиться за погибших подводников?

– Мы написали письмо министру обороны Шойгу и в Госдуму – нам ответили, что изучат вопрос и напишут разъяснения. Но мы их так и не дождались. Мы с ребятами не теряем надежды – теперь вот обратились к Игорю Кирилловичу, хотим попробовать вместе обратиться в высокие инстанции.

– Игорь Кириллович, как вы думаете, что-нибудь получится?

Награда важна всем – родным, близким членов экипажа, а самое главное – детям

– Наше обращение осталось без ответа, и сейчас мы хотим обратиться напрямую к президенту. Награда важна всем – родным, близким членов экипажа, а самое главное – детям, у которых обостренное чувство справедливости. И они постоянно спрашивают: почему же моряков не наградили за подвиг? А подвиг подтверждают и финны, которые участвовали в операции.

– Марина, наверное, вы много знаете и о Кузьмине, и о членах экипажа?

Марина Лукина

– Для родственников этих моряков я теперь – связующее звено с моряками, которые лежат на дне, да еще на территории Эстонии, которая уже не в составе России. Этим тоже были осложнены поиски лодки. Но все же в 2016 году ее нашли. Я ездила на это место вместе с моими выпускниками и с командой дайверов, приглашала сына и внука Кузьмина. Дайверы спускались на глубину 70 метров, делали фото и видеосъемку. Там была акция памяти, спуск венков, сын был очень растроган и благодарен всем людям, которые этим занимаются. С отцом он расстался в три года и вот, по сути, впервые попал на его могилу.

Я прочла много писем Кузьмина к жене, они необыкновенно трогательные, там ни слова о войне – чувства, переживания, надежды на долгую счастливую жизнь после войны. Родственники моряков звонили из Владимирской области, из Читы, мы ездили в Подпорожский район, откуда родом кок, встречались с его родственниками. Родной сестре кока 100 лет, она хранит портреты, ставит цветочки "моему Васеньке". Это же 40 человек, у каждого своя история, и везде хотят сохранить память.

– Игорь Кириллович, вот вы говорили об уникальных, явно непреодолимых заграждениях, так почему же туда посылали лодку за лодкой?

Мемориальный зал славы петербургской школы № 504, посвященный подвигу экипажа подводной лодки Щ-408

– Это война, и зачастую мы несли необъективные потери. Было ясно, что эту оборону не прорвать, но лодки посылали на верную смерть. Был период, когда командование подводных сил докладывало, что это невыполнимая задача, и с ними соглашались – на какое-то время, а потом начиналось опять: прорвать любой ценой. Потом немцы в своих воспоминаниях писали: мы не совсем понимали стремление русских прорвать оборону, потому что это было невозможно, и мы думаем, что они тоже это понимали.

Сейчас создан такой проект – "Поклон кораблям великой Победы", поисковые операции производятся при поддержке государства. Это кропотливая работа в архивах, в том числе, шведских, финских, немецких. Для Клуба подводников первая история была с подводной лодкой С-2, это наша единственная потеря во время финской войны. Международная группа дайверов нашла эту лодку, а мы нашли 17 семей, которые поехали с нами в Финляндию на Аландские острова.

И вот – отношение: мы просили командование выделить нам какой-то военный кораблик, чтобы он пришел в точку гибели С-2 для отдания воинских почестей. Но, к сожалению, такой возможности не нашлось, и корабль выделили финны! Их корабль береговой охраны пришел туда для проведения церемониала – спуска на воду венка, в центре которого – бескозырка с надписью "Балтийский флот". И я с военно-морским атташе подошел к командиру отряда береговой обороны Финляндии и сказал: по нашей традиции, надо приспустить флаг и дать три протяжных гудка. Финн задумался, а потом сказал: мы сделаем это. Они понимали, что во время войны они утопили эту лодку, тем не менее они выстроили экипаж и провели весь церемониал.

Возникла еще одна коллизия: с одной стороны, погружаться там запрещено, с другой – надо установить на дне возле лодки памятную табличку из нержавеющей стали. Дайверы погрузились, установили ее – и тут подлетел катер морской полиции, и всех арестовали. Тогда финны позвонили нам, а мы обратились к губернатору Аландских островов, и дайверов освободили из тюрьмы.

Несколько лет назад в Сестрорецке появился храм Петра и Павла – памяти погибших подводников. Там есть стена памяти, а на ней – 168 табличек с номерами и фамилиями командиров всех лодок, погибших на войне, или тех, где были аварии с гибелью личного состава. Неожиданно к нам приехал военно-морской атташе Великобритании и сказал, что в этом году – 100 лет со времени окончания Первой мировой войны, где мы с англичанами тоже были союзниками. На Балтийском море действовала объединенная русско-английская эскадра подводных лодок, которой командовал английский капитан I ранга, до этого совершивший несколько дерзких атак и утопивший много немецких кораблей, один из самых выдающихся подводников Великобритании времен Первой мировой. Для лучшего взаимодействия на каждой английской подлодке находились трое русских моряков, на каждой русской – трое англичан.

Эскадра действовала очень успешно, ее командир был награжден тремя русскими орденами. В память об этом англичане предложили провести совместную конференцию, а мы сказали, что на стене памяти в Сестрорецке будет и одна английская подлодка – Е-18, погибшая в 1916 году на выходе из Таллина. Там погибли три русских офицера. Родственники погибших англичан установили памятную доску в церкви Святого Духа в Таллине: там два скрещенных флага, английский и русский. Эстонцы возражали, но англичане сказали: вы там не погибли, а русские погибли.

– Вот как получается: англичане наградили командира лодки, финны отдали воинские почести, а у России даже корабля не нашлось – вам не обидно?

– Если и наши бывшие союзники, и враги так ценят подвиг подводников, наверное, и нашим руководителям стоит задуматься, что обязательно должен быть ответный ход. Я единственный советский офицер, награжденный американской медалью за победу в холодной войне. Мне ее вручил четырехзвездный адмирал Брюс Де Марс, который при этом сказал: "Мы холодную войну не выиграли, а вы ее не проиграли". Это сообщение появилось на нашем сайте – и меня стали обвинять: да на чьей стороне вы воевали, да вы бы еще приняли железный крест вермахта, – это меня, командира, совершившего 15 боевых походов! Думаю, такое отношение надо менять. Мы должны уважать своих противников, иначе мы неизбежно проиграем.

– Марина, а вам не обидно, что экипаж Щ-18 получил почести и награды не от своих, а от иностранцев, даже от бывших врагов?

Память, которую хранят люди, – это самая большая награда

– Награды – на совести официальных лиц, а вот память, которую хранят люди, – это самая большая награда. Хотя есть чувство разочарования и боли за родственников, детей и внуков – они, вероятно, обижены.

– Игорь Кириллович, часто ли вы думаете о напрасных потерях войны?

– Да, возможно, были неоправданные потери, когда любой ценой надо было захватить высоту, укрепленный район – как правило, к каким-то датам. Ведь и Берлин мы пытались взять к 1 мая, и потери в берлинской операции были неестественные.

Как известно, крейсер "Аврора" принимал участие в Великой Отечественной войне. Он стоял в Ораниенбауме, получил повреждение, сел на грунт, но оставался на ровном киле, его большие пушки были сняты и установлены на Вороньей горе, участвовали в обороне Ленинграда, а сам корабль с зенитными орудиями и пулеметами входил в систему противовоздушной обороны города. Так вот, капитан "Авроры", чтобы избежать напрасных потерь, при налетах прятал экипаж в блиндажи, оставляя на борту только зенитные и пулеметные расчеты. И нашелся какой-то ретивый начальник, который обвинил его в трусости, капитан был предан военному трибуналу и расстрелян. Но ведь он просто берег жизни людей, боевая эффективность корабля никак не страдала! Думаю, этому нет оправдания. Вот теперь любят все сваливать на Сталина, а я думаю, это неправильно, ведь были конкретные люди, писавшие доносы и выносившие такие приговоры.

Что касается подводных лодок, то я все же не стал бы ставить себя на место тех, кто посылал их на верную смерть. При этом ни один из командиров не отказался выходить в море, – сказал в интервью Радио Свобода председатель совета петербургского Клуба моряков-подводников Игорь Курдин .

Весной 1943 года советский подводный флот настойчиво искал пути выхода в Балтийское море через систему заграждений противника. 18 мая 1943 года подводная лодка «Щ-408» под командованием капитан-лейтенанта Павла Кузьмина, отчалила от пирса на острове Лавенсари для выполнения задания. При форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения она была обнаружена и атакована немецким самолётом. Лодка получила небольшие повреждения. Масляные следы, оставляемые «Щ-408» на поверхности воды, позволили кораблям финской противолодочной обороны выйти на ее след.

Минный заградитель «Риилахти» и четыре сторожевых катера начали преследования. Лодку обнаружили 22 мая в районе острова Вайндло. На лодке разрядились аккумуляторы, и она всплыла для их подзарядки. При приближении финских кораблей командир подлодки отдал приказ об экстренном погружении. Субмарина легла на дно. Вражеские корабли начали бомбардировку глубинными бомбами, которая продолжалась три часа. «Щ-408» получила серьёзные повреждения.

На лодке не было электричества, к концу подходили запасы воздуха, моряки начали задыхаться, терять сознание. Там, наверху, катера финской береговой охраны, как акулы кружили над местом, где на дне лежала лодка. Решение, нужно решение и командир, уроженец города Грозный, Павел Кузьмин принял его — К всплытию! —командует командир — К бою!

«Щука» начала подниматься на поверхность моря. Гитлеровцы увидели лодку и прекратили стрельбу, думая, что советские моряки сдаются. Но они не знали советский характер. Комендоры «щуки» молниеносно выскочили из лодки и развернули пушки в сторону вражеских катеров.

Огонь! - скомандовал Кузьмин.

И два 45-мм орудия открыли огонь по вражеским кораблям, им ответили 28 орудий противника, советская лодка вступила в неравную артиллерийскую схватку с кораблями врага. Экипаж имел возможность сдаться в плен, но предпочёл дать последний бой противнику. В результате трехчасового боя моряки-подводники потопили два финских сторожевых катера, однако субмарина получила тяжёлые повреждения и затонула, не спустив военно-морского флага, что означало - «Погибаю, но не сдаюсь!» Весь экипаж подлодки погиб.

Есть утверждение, что после войны из документов немецкого подводного флота выяснилось, что акустики вражеских кораблей еще двое суток слышали звуки ударов по металлу. Геройский экипаж «Щ-408» пытался заделывать пробоины. Моряки до последней минуты боролись за жизнь лодки. И все это время их бомбили. Гитлеровцы надеялись, что лодка всплывет, и советские моряки сдадутся, но нет, не дождались…

Подробности последнего боя подводной лодки Щ-408 стали известны только после выхода Финляндии из войны и получили широкую известность, как в ВМФ СССР, так и в ВМС Великобритании. Надо заметить, что в 1944 году король Великобритании Георг VI присвоил командиру лодки капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину звание почётного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена. Но вот советскими наградами, ни геройский экипаж, ни командир, награждены не были.

К месту будет отметить, что согласно источникам, капитан-лейтенант Павел Семенович Кузьмин родился 2 января 1914 г. в городе Грозный. В детстве с родителями переехал во Владикавказ. После окончания 10 классов школы работал на городской электростанции машинистом котельной. В 1933 поступает на учебу в Ленинградское Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе.

После окончания 1938 году, с отличием училище, Павел Кузьмин служил штурманом на подводных лодках. В октябре 1940 года окончил Высшие спецкурсы командного состава при учебном отряде подводного плавания им. Кирова и получил назначение помощником командира подводной лодки «С-9». В октябре 1941 г. Кузьмину было присвоено звание капитан-лейтенанта, с назначением на должность командира подлодки «Щ-408» которая погибла, но не спустила флаг военно-морского флота СССР.

Л. Хард

  • 20:46
  • 19:50
  • 18:12
  • 16:37
  • 15:01
  • 12:59
  • 12:13
  • 10:55
  • 09:27
  • 09:12
  • 09:04
  • 07:49
  • 07:43
  • 07:34
  • 07:27
  • вчера в 21:03
  • вчера в 20:03
  • вчера в 19:30
  • вчера в 19:30
  • вчера в 19:00
  • вчера в 18:30
  • вчера в 17:34
  • вчера в 17:00
  • вчера в 16:54
  • вчера в 16:16
  • вчера в 15:49
  • вчера в 15:36
  • вчера в 14:42
  • вчера в 14:03
  • вчера в 12:25
  • вчера в 12:05
  • вчера в 12:03
  • вчера в 11:30
  • вчера в 11:08

В истории ВМФ СССР времен Великой Отечественной войны немало героических и трагических страниц. Одна из самых заметных связана с подводной лодкой «Щ-408». В боевой биографии этой субмарины был только один боевой поход, ставший для нее последним. Но после того как «щука» (так на флоте называли подлодки серии «Щ») не вернулась из похода, среди советских моряков стала ходить легенда о «балтийском «Варяге».

Вышедшая в боевой поход в мае 1943 года «Щ-408» была обнаружена финской авиацией и катерами. Когда «Щ-408» вновь всплыла, противник был уверен, что экипаж сдастся в плен, поскольку ситуация казалась безнадежной. Но командир «щуки» капитан-лейтенант Павел Кузьмин принял решение вступить в бой с противником в надводном положении, используя артиллерийские орудия. После ожесточенного боя, в ходе которого экипаж «щуки» уничтожил два финских катера, советская подлодка вновь ушла под воду, так и не спустив флага. Противник, не имея точных сведений о том, затонула ли лодка из-за повреждений, или вновь скрылась на дне, продолжал бомбить место погружения глубинными бомбами.

Долгое время место гибели «Щ-408» оставалось загадкой, даже несмотря на довольно точное описание боя финской стороной. Поисковики не оставляли попыток найти точное место гибели подлодки. Лишь недавно российские дайверы смогли точно обнаружить место гибели лодки (в стороне от того места, в котором ее традиционно искали) и, осмотрев, пролить свет на гибель боевого «щуки».

О том, как была найдена легендарная подлодка и о том, что удалось узнать о последнем бое ее экипажа, АиФ.ru поговорил с участником проекта «Поклон кораблям Великой Победы», дайвером-исследователем, оператором Разведывательно-водолазной команды Иваном Боровиковым .

Андрей Сидорчик, АиФ.ru: — Иван, найденная подлодка, это действительно знаменитый «балтийский «Варяг»?

Иван Боровиков: — Да, это «Щ-408», погибшая в 1943 году. «Щ-408» — это единственная лодка, которая вступила в открытый артиллерийский бой с надводными силами противника. Для подводного флота это уникальный случай, поскольку подводные лодки обычно использовали свои орудия для уничтожения небольших судов, не оснащенных серьезным вооружением, в первую очередь, рыболовецких и торговых. Артиллерийская дуэль подводной лодки с боевыми кораблями противника — ситуация исключительная.

— Поисковики долго не могли обнаружить лодку. Как все-таки удалось напасть на ее след?

— «Щ-408» долго не удавалось найти потому, что она оказалась не в том месте, на которое указывали финские и немецкие военные источники. Причин этому может быть две: либо финны очень сильно промахнулись с координатами, хотя это маловероятно, либо подлодка после последнего погружения оказалась способной пройти еще пару миль, пытаясь уйти от преследования.

Мы дали координаты нашим друзьям из финской команды Subzone, они вели поиск при помощи гидролокатора, и обнаружили на дне тень объекта, очень похожего на подводную лодку. Мы совершили погружение к объекту, и он был идентифицирован как подлодка «Щ-408».

«Командир „Щ-408“ погиб при артобстреле»

— Удалось установить новые данные об обстоятельствах гибели лодки?

Павел Семёнович Кузьмин. Фото: Commons.wikimedia.org

— При осмотре «Щ-408» были обнаружены многочисленные следы от попаданий снарядов, что говорит о том, что подлодка действительно вела интенсивный артиллерийский бой. Около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, причем видно, что они явно не первые, бой был ожесточенный и стреляли много. Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным оружием командира подлодки Павла Кузьмина . Согласно уставу, он во время надводного боя должен был выходить на мостик с личным оружием. Судя по тому, что автомат остался снаружи «Щ-408», командир «щуки», скорее всего, погиб при артобстреле.

Финны, участвовавшие в бое, говорили, что видели артиллерийские попадания в лодку, видели, как погибали артиллерийские расчеты «Щ-408» и их заменяли другими людьми. Та картина, которую мы увидели на дне, соответствует описанию сражения, приводимому финской стороной.

При этом мы не увидели серьезных повреждений на корпусе лодки. Судя по всему, удары по «Щ-408» с помощью глубинных бомб не нанесли ей серьезного ущерба. Все люки были закрыты, и экипаж, судя по всему, до последнего боролся за живучесть лодки.

— В материалах о «Щ-408» существуют определенные разночтения. По одним источникам, поврежденная лодка затонула, не спустив флага. По другим, после артиллерийского боя она совершила погружение, рассчитывая скрыться от противника. К какому выводу пришли вы?

— Скорее всего, «Щ-408» ушла на погружение. По всей видимости, вследствие повреждений «щука» потеряла плавучесть и не смогла всплыть. Экипаж остался на борту и погиб спустя несколько дней после артиллерийского боя.

«Еще 10 подводных лодок не найдены в Финском заливе»

— Поисковые работы в районе обнаружения «Щ-408» полностью завершены?

— По возможности, мы бы сделали еще 1-2 погружения, но в целом, все, что можно было там посмотреть, мы уже посмотрели. К сожалению, в этом районе жидкий ил, в который «Щ-408» погружена примерно по ватерлинию, что не позволяет осмотреть корпус целиком, в частности, торпедные аппараты.

Кадр youtube.com

— Насколько соответствует действительности информация о том, что власти Эстонии запретили установку мемориальной таблички на корпусе «Щ-408»?

— У эстонцев очень серьезное отношение к тому, что находится на дне. Там очень много затонувших кораблей, и у них очень жесткие и строгие правила, которые запрещают какие-либо действия, связанные с подводными объектами. Это касается и установки мемориальных табличек. У финнов похожие правила, но они разрешили нам установить мемориальные таблички на лодках, обнаруженных в территориальных водах их страны. Мы направили запрос Эстонии с просьбой разрешить установку мемориальной таблички. Ответа пока не получили, эстонцы размышляют.

— Каковы дальнейшие планы вашей группы?

— Еще 10 подводных лодок не найдены в Финском заливе, будем работать над их поиском.

Экспонаты музея, посвященного подвигу «Балтийского Варяга». Фото: Кадр youtube.com

Что происходило после гибели лодки?

24 мая 1943 года финнами на поверхности воды был зафиксирован выброс большого количества масла, пузырей и мусора. Спустя сутки финское командование сочло, что лодка уничтожена. Советская сторона знала только, что «Щ-408» была втянута в бой с превосходящими силами противника и затем не вернулась на базу. О том, что случилось со «щукой», впервые удалось узнать после выхода Финляндии из войны в 1944 году.

19 января 1944 года «Божьей милостью король Великобритании, Ирландии и британских владений за пределами Британских островов, защитник справедливости и император Индии» Георг VI своим эдиктом присвоил капитан-лейтенанту Кузьмину звание почетного члена Ордена Британской империи посмертно.

Мемориальная доска на ул. Подводника Кузьмина в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org / Екатерина Борисова

Советскими наградами моряки отмечены не были. По мнению исследователей, командование не хотело заострять внимание на операции, завершившейся неудачно.

В начале 1960-х история последнего боя «Щ-408» была опубликована в советской прессе. В Ленинграде появилась улица Подводника Кузьмина, названная в честь командира «щуки», в одной из городских школ появился Музей подводного плавания имени Кузьмина.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий