Появление государства в цивилизации. Войти забыли пароль? Древняя египетская цивилизация

По мнению философа и социолога Адама Фергюсона, цивилизацией можно назвать стадию общественного развития, характеризующуюся наличием социальных классов, письменности, городов, развитием ремесел и земледелия, и – главное – рационализацией мышления.

Отталкиваясь от этого определения, попробуем выяснить, какие самые древние цивилизации нашей планеты известны историкам, а также узнать, как они были образованы, чего достигли и как стали частью истории Древнего мира. Также на сайте сайт представлена статья о самых загадочных цивилизациях в истории.

Самая древняя цивилизация

Шумеры

Период зарождения : между IV и III тысячелетием до н.э.


Данные, которыми располагают историки, свидетельствуют о том, что именно шумерская цивилизация предшествовала остальным. Шумеры пришли на плодородные земли в междуречье Тигра и Евфрата, также известные как Месопотамия, в конце IV тысячелетия до н.э., прогнав с насиженного места племена протошумеров. Цивилизация шумеров имела ярко выраженный сельскохозяйственный характер, поддерживаемый разветвленной системой ирригации, от которой зависела жизнь первых городов-государств Месопотамии (Киш, Урук, Сиппар и т.д.). Обводнительные каналы способствовали своевременной транспортировке воды к засеянным полям, осушительные каналы, дамбы и плотины помогали избежать затопления посевов при бурном разливе Евфрата.


Шумеры считаются основателями клинописи – самой ранней из известных науке форм письменности. Самый древний памятник шумерской письменности – табличка из города Киш, приблизительно датирующаяся 3500 годом до н.э. Система символов, изображенных на ней, является переходным звеном от пиктографической протописьменности к клинописи.


С развитием письменности началось формирование основ цивилизации: происходит урбанистическая революция, шумеры отправляют поселенцев для создания колоний на отдаленных землях Месопотамии, совершенствуется архитектура, возводятся монументальные храмы с прилегающими хозяйствами, усугубляется социальное неравенство. Согласно результатам археологических исследований, шумеры обладали знаниями о добыче и выплавке меди, а также были хорошо знакомы с колесом.


Каждый шумерский город представлял собой независимое государство – «ном» – с вождем и богом-покровителем. В таком городе, прототипе древнегреческих полисов, могло проживать до 50-60 тысяч человек. Однако своеобразный центр все же был – это ном Ниппур, в котором находилось святилище Энлиля, главного божества шумерского пантеона, одной из самых древних религий мира.


Что касается социального строя шумеров, жители каждого нома могли принадлежать к одной из четырех страт: знать (храмовые жрецы, старейшины), ремесленники-торговцы, земледельцы-общинники и воины. Были также рабы – должники, отдавшие себя в полное распоряжение кредитора, и военнопленные, находящиеся в самом низу лестницы иерархии.


На сегодняшний день история загадочной цивилизации шумеров обросла огромным количеством домыслов, однако доподлинно известно, что этот народ обладал знаниями о гелиоцентрической системе мира, знал о круге зодиака, владел шестидесятеричной системой счисления (его отголоски дошли до нас в циферблате часов и разделении года на сезоны и месяцы) и вел историческую хронику.

Тайны первых цивилизаций – шумеры

В XXIV веке до н.э. шумерская цивилизация была завоевана и поглощена Вавилонским царством.

Древние цивилизации: тайны и гипотезы

Атлантида


Об Атлантиде, цивилизации, упомянутой в «диалогах» Платона, мы знаем только то, что она существовала около 9 тысяч лет назад, располагалась на островах рядом с Гибралтарским проливом и ушла на дно океана вследствие мощнейшего землетрясения. Большинство современных ученых сходится во мнении, что Атлантида – не более чем выдумка древнегреческого философа, однако многие исследователи все еще не оставляют надежды обнаружить подтверждение ее существования.

Лемурия (Му)


В эпосе жителей Тибета, Индии и Полинезии можно найти упоминания о древней цивилизации, именуемой Лемурия. Согласно легендам, около 80 тысяч лет назад воды Индийского океана омывали материк, населенный змееголовыми протолюдьми.


В середине XIX века ученые предположили, что остров Мадагаскар может являться частью затонувшего континента. Более поздние исследования показали, что около 60 миллионов лет назад Мадагаскар был частью полуострова Индостан – возможно, никакой загадки нет, и пресловутая Лемурия – часть Индостанской плиты, ранее отделенной от Азиатского континента.

Гиперборея


Еще один загадочный северный материк, жителям которого приписывают создание древнейшей славянской цивилизации. Указание на Гиперборею очень часто встречается в древнегреческой мифологии, но все-таки подавляющее большинство исследователей склоняются к псевдоисторическому характеру этой локации.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Когда речь заходит о наиболее ранних цивилизациях, в качестве дополнительного (наряду с тремя основными) признака называют систему ирригации, искусственного орошения земледельческих угодий с помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянное питание почвы, снижали риск во время засух и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство каналов позволяло избежать ухода воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Именно в таких областях и возникают самые первые локальные цивилизации, получившие в связи с этим название речных. На Ближнем Востоке регионами складывания цивилизации стали долина Нила (Египет) и междуречье Тигра и Евфрата (по-гречески Месопотамия) с прилегающими землями (территория нынешнего Ирака и отчасти Юго-Западного Ирана). Дальше на восток одна из древнейших цивилизаций возникла в долине Инда и распространилась на запад по другой реке - Гангу. На территории Китая «артерией» цивилизации послужила река Хуанхэ, позднее к ней добавилась лежащая южнее Янцзы. Долины не столь крупных рек Центральной Америки со временем также стали зоной сложения цивилизаций.


Дельта Нила. Снимок из космоса

Речные цивилизации возникали на землях, которые сначала осваивались человеком не без труда. Охотникам и собирателям в этих краях разливов и болот, вокруг которых нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы были весьма плодородны и поддавались обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают долины великих рек. Однако уже перед первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и изготовления медных орудий стало возможным строительство каналов для отвода вод и орошения полей. В древних преданиях от Египта до Китая покорение рек и прекращение разрушительных паводков рисуются как начало истории цивилизации - и государства.

Мощную и цельную ирригационную систему нельзя было построить силами одной общины. Для этого требовались согласованные усилия нескольких или многих общин, даже нескольких племён. В качестве организующей силы выступает зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. Государство, разумеется, возникало и там, где не было нужды в ирригации, но орошение полей являлось совместным и важнейшим делом для обитателей речных долин. И именно у них молодое государство, организовывавшее полезное для всех и невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка. Урожаи с орошаемых каналами земель возросли многократно. Археологи, изучающие Месопотамию, давно подметили, как с появлением ирригационных систем дворы общинников начали сосредоточиваться вокруг общего храма - резиденции царя-жреца. Глава раннего государства, располагавший постоянной вооружённой силой своей дружины, становится естественной защитой обогатившихся общинников от более отсталых и бедных соседей-варваров. Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднейших ранних городах.



Строительство пирамид в Древнем Египте. Раскрашенная гравюра. Фрагмент. XX в

Итак, появление системы ирригации достаточно надёжное подтверждение того, что в обществе складывается государство - надобщинная и «профессиональная» власть. Но и другой, более общий признак цивилизации - монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти. Исходя из этого, некоторые историки рассматривают существование государства как одну из главных, даже обязательную предпосылку возникновения цивилизации.

Однако государственная власть формируется обычно немногим ранее самой цивилизации. Она как бы создаёт условия для общественного и культурного «рывка», основные признаки которого - сосредоточение населения в городах и развитие письма.

На протяжении IV тысячелетия до н. э. в жизни некоторых народов Земли произошли глубокие изменения, определившие дальнейшую историю человечества. После долгих веков первобытности наиболее развитые племена Евразии, Африки и Америки наконец-то перешагнули грань, отделявшую варварство от цивилизации.

Что такое цивилизация


Птица с головой львицы. Мари. III тысячелетие до н. э.

Слово «цивилизация» происходит от латинского прилагательного civilis - «гражданский, государственный». Приблизительно его можно перевести как «огражданивание», «возведение до уровня гражданина». Термин означает и «восхождение к городской культуре», ведь civilis связано со словом civitas - «город», «город-государство». Именно этом смысле и понималось слово «цивилизация» в XVI-XVIII вв. Тогда западные мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской образованности. Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор в обиходе это значение слова сохраняется. «Цивилизация, цивилизованность» понимается как синоним «культурности». Когда говорят «цивилизованный человек», нередко подразумевают «культурный», «образованный».

В ХУШ в. начинает складываться новое, научное значение термина «цивилизация». «Цивилизованный» человек городской культуры Европы или даже Азии противопоставляется первобытным «дикарям». В XIX столетии американский историк Льюис Генри Морган (1818 - 1881) включил понятие «цивилизация» в собственную схему истории человечества.

Морган был сторонником теории всеобщего прогресса, согласно которой все народы проходят одни и те же ступени в своём развитии. При этом одни народы могут отставать, а другие вырываться вперёд. Исследуя быт американских индейцев и известный уже в его время археологический материал, Морган выделил три этапа в истории мира. В основу периодизации он положил именно археологические признаки - как наиболее материальные и очевидные. Первый этап, дикость, начинается вместе с историей человека и завершается с появлением гончарства. Последнее, по Моргану (и это подтвердили позднейшие исследования), соотносится с переходом людей от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

Древнейшие цивилизации старого света


Охота на уток. Фрагмент росписи из гробницы времён XVIII династии.

Второй этап - варварство охватывает период от появления гончарства до возникновения письменности. Сам Морган исследовал варварство на примере индейцев США и Канады, прежде всего племенного объединения ирокезов.

На смену варварству, наконец, приходит цивилизация, определяющей чертой которой Морган считал наличие письменности. При этом он также признавал характер цивилизации как «городского» уровня культуры - на это указывало само использование данного слова. Во времена Моргана не было существенных оснований сомневаться, что письменность возникает вместе с городами или вслед за ними.

Схема Моргана, при всей условности, приобрела немало сторонников. В современной западной науке она остаётся одной из основополагающих. Правда, последователи Моргана существенно усложнили его историческую шкалу. Эпоха цивилизации в настоящее время сама разбивается на несколько этапов. Вьщеляются более «отсталые» и более «передовые» цивилизации. Ранняя цивилизация - аграрная, т. е. носит преимущественно сельскохозяйственный характер. С возрастанием активности городской жизни, развитием ремесла цивилизация становится ремесленно-аграрной. Постепенно её сменяет цивилизация индустриальная, или промышленная. И наконец, современную цивилизацию, где обычная промышленность уступает место так называемым высоким, основанным на умственном труде, технологиям, определяют как постиндустриальную.


Полевые работы. Фрагмент египетской «Книги мёртвых». 1064 - 945 гг. ло н. э.

Схему Моргана наряду с иными западными мыслителями заимствовал и один из основоположников марксизма - Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Для Энгельса и других марксистов переход от варварства к цивилизации совпадает с зарождением классового общества. Классовое общество в марксизме - общество, подразделяющееся на классы с несовпадающими и часто сталкивающимися интересами. Так,

древнее рабовладельческое общество делилось на классы рабовладельцев, рабов, свободных крестьян и т. д. Именно борьбе классов уделяла главное внимание марксистская наука (в том числе в Советском Союзе). Потом унаследованные от Моргана термины почти перестали в ней употребляться как устаревшие.


Иероглифические надписи из храма Хора и Хатхор. Египет. 250 - 180 гг. до н. э.

Во времена Моргана наличие письменности могло быть сочтено достаточным признаком возникновения цивилизации. Однако дальнейшее развитие исторической науки показало, что далеко не всегда появление письменности сопряжено с глубокими культурными и общественными изменениями. Более того, письменность отнюдь не обязательно возникает в рамках городской культуры.

Городом может считаться, по общепринятому определению, только такое поселение, где жители заняты в основном трудом вне сельского хозяйства. Так вот, за последние полтора века учёным стал известен целый ряд письменных культур без малейших признаков городской жизни. Например, у аборигенов с острова Пасхи в Океании была письменность, но они не имели и подобия городских поселений. Едва ли можно в полном смысле слова считать городами даже самые крупные и укреплённые поселения древних германцев I - V вв. А они уже также обладали письмом.

Итак, стало ясно, что одного признака для выделения цивилизации недостаточно. Собственно говоря, и Морган не видел цивилизацию вне городской культуры. Так что существование городов наряду с письменностью сейчас является вторым общепризнанным свидетельством наличия у народа цивилизации.

Тем не менее ни города, ни даже письменность не относятся к неоспоримым свидетельствам. Письмо прошло много этапов в своём развитии, и самые примитивные его формы подчас трудно отличить от изобразительного искусства. Споры же о том, считать то или иное поселение городом, нередко кипят в науке десятилетиями. В качестве третьего, вполне материального и бесспорного, признака существования цивилизации современные археологи предложили монументальное искусство.


Деталь пиктограммы из так называемой «Пещеры рук». Аргентина. VIII тысячелетие до н. э.

Действительно, появление монументальных архитектуры и скульптуры является зримым знамением перемен в обществе и культуре. Сооружения наподобие египетских пирамид, древнекитайских дворцов, античных храмов возводились с приложением немыслимых в первобытном обществе умственных и физических сил. Они не имели чисто прикладного назначения. Для проживания людям веками хватало примитивных землянок и хижин. Жилой дворец - это гораздо больше того, что реально нужно человеку. Гигантские изваяния богов и героев увековечивали их на тысячелетия. Следует отметить, что в той или иной форме монументальность свойственна любой цивилизации вплоть до наших дней. Правда, сегодня она нередко вызвана неизбежностью - например, скопление населения в крупных городах заставляет строить многоквартирные дома-«башни».

Таким образом, современная наука выделяет три основных признака цивилизации: письменность, города, монументальное искусство. Учёные подходят к этим признакам с разной степенью строгости. Многие считают, что для признания цивилизации достаточно сочетания хотя бы двух из указанных признаков. Так, у упомянутых выше аборигенов с острова Пасхи, рапануйцев, есть письменность и монументальные изваяния почитаемых предков - но нет городов. У древних инков из Перу, подчинивших почти весь запад Южной Америки, были городские поселения, развитое монументальное строительство - но не имелось письменности. И всё же часто говорят об «инкской цивилизации», о «цивилизации острова Пасхи». Другие учёные более строго подходят к проблеме. По их мнению, уровень цивилизации достигается лишь при соединении всех трёх признаков.

Термином «цивилизация» обозначают не только определённый этап в развитии человечества и культуры, но и отдельные культуры, достигшие этого этапа. Локальная цивилизация - это цивилизация какого-либо региона, народа, страны, вполне самостоятельная, самодостаточная. Историки вводят различные деления локальных цивилизаций: по уровню развития (аграрная, индустриальная и т. д.), по характерным чертам экономики (например, торговые), по географическому положению (речные, морские и т. д.).

Понятие локальной цивилизации играет важную роль в так называемом цивилизационном подходе к мировой истории. Согласно этому подходу, всемирно-исторического прогресса не существует.


Пирамида фараона Джосера. Саккара. Египет. XXVIII в. до н. э.

Отдельные культуры или цивилизации проходят разные этапы в своём развитии независимо друг от друга, по собственным закономерностям. При этом естественным является как расцвет, так и упадок культур. Основной стержень подавляющего большинства локальных цивилизаций, их «сверхценность», составляют религиозные системы. Так, сверхценность русской цивилизации - православие. Цивилизационный подход в наше время довольно популярен и на равных соперничает со всемирно-историческим. Его родоначальниками были русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) и немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880 - 1936). Последний, кстати, по-своему определял цивилизацию. Для Шпенглера цивилизация - культура в стадии упадка, когда основные её силы сосредоточиваются в городах и она начинает разлагаться. Но такое определение цивилизации не прижилось в науке даже среди сторонников Шпенглера.

Цивилизация

Цивилизации

Одним из первых понятие "цивилизация" в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон , который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов , а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость - варварство - цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII - начале XIX века , но с ростом популярности в конце XIX - начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации» .

Появление термина

Попытку установить время появления термина одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр . В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» учёный пришёл к выводу, что впервые термин в напечатанном виде появляется в работе «Древность, разоблаченная в своих обычаях» () французского инженера Буланже.


Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны четкие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации.

Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к тому же не в изначальном варианте, а уже с существенной корректурой , внесённой бароном Гольбахом - известным в ту эпоху автором неологизмов . Авторство Гольбаха кажется Февру ещё более вероятным в свете того, что Буланже в своей работе упомянул термин единожды, Гольбах же неоднократно использовал понятия «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» и в своих работах «Система общества» и «Система природы». С этого времени термин входит в научный оборот, а в 1798 году он впервые попадает в «Словарь Академии» .

Швейцарский историк культуры Жан Старобинский в своём исследовании не упоминает ни Буланже, ни Гольбаха. По его мнению, авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества» () .

Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социально-культурного значения (как стадии культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение - судебное решение , которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских - которое со временем было утрачено.

Такую же эволюцию (от юридического значения к социальному) слово проходило и в Англии, однако там в печатном издании оно появилось спустя пятнадцать лет после публикации книги Мирабо (). Тем не менее обстоятельства упоминания этого слова указывают на то, что слово ещё ранее вошло в обиход, что также объясняет быстроту его дальнейшего распространения. Исследование Бенвениста указывает на то, что появление слова civilization (разница в одной букве) в Великобритании было практически синхронным. В научный оборот его ввёл шотландский философ Адам Фергюсон , автор сочинения «An Essay on the History of Civil Society» (в русс. пер. «Опыт истории гражданского общества») (), где уже на второй странице отметил :

Путь от младенчества к зрелости проделывает не только каждый отдельный индивид, но и сам род человеческий, движущийся от дикости к цивилизации.

Оригинальный текст (англ.)

Not only the individual advances from infancy to manhood, but the species itself from rudeness to civilization.

И хотя Бенвенист оставил открытым вопрос об авторстве термина, о возможном заимствовании Фергюсоном понятия из французского лексикона или из ранних трудов его коллег, именно шотландский учёный впервые использовал понятие «цивилизация» в теоретической периодизации мировой истории, где противопоставил его дикости и варварству. С этого времени судьба данного термина тесно переплелась с развитием историософской мысли в Европе.

Цивилизация как стадия общественного развития

Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; ) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; ).

Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными .

Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п . Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства :

  1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда - горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).
  2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта , изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
  3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
  4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Изучение локальных цивилизаций

Впервые слово цивилизация было использовано в двух значениях в книге французского писателя и историка Пьера Симона Балланша «Старик и юноша» (). Позже такое же его употребление встречается в книге востоковедов Эжена Бюрнуфа и Христиана Лассена «Очерк о пали» (1826), в работах известного путешественника и исследователя Александра фон Гумбольдта и ряда других мыслителей . Использованию второго значения слова цивилизация поспособствовал французский историк Франсуа Гизо , который неоднократно использовал термин в множественном числе, но тем не менее оставался верен линейно-стадиальной схеме исторического развития .

Жозеф Гобино

Впервые термин локальная цивилизация появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (). Спустя несколько лет свет увидела книга французского писателя и историка Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855), в которой автор выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает, и западная цивилизация не является исключением. Однако мыслителя совершенно не интересовали культурные, социальные, экономические различия между цивилизациями: его волновало лишь то общее, что было в истории цивилизаций, - возвышение и падение аристократии. Поэтому его историософская концепция имеет косвенное отношение к теории локальных цивилизаций и прямое - к идеологии консерватизма .

Идеи, созвучные работам Гобино, излагал и немецкий историк Генрих Рюккерт , который пришёл к выводу, что история человечества - это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии. Немецкий исследователь впервые обратил внимание на проблему границ цивилизаций, их взаимовлияния, структурных отношений внутри них. Вместе с тем Рюккерт продолжал рассматривать весь мир как объект воздействия Европы, что обусловило наличие в его концепции реликтов иерархического подхода к цивилизациям, отрицание их равноценности и самодостаточности.

Н. Я. Данилевский

Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось русскому социологу Николаю Яковлевичу Данилевскому , который в своей книге «Россия и Европа» () противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения. Хотя эту мысль философ не выдерживает до конца, порой указывая на превосходство славянских народов над своими западными соседями.

Освальд Шпенглер

Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы » (). Неизвестно доподлинно, был ли знаком Шпенглер с работой русского мыслителя, но тем не менее основные концептуальные положения этих учёных сходны во всех важнейших пунктах . Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур , проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Как и Данилевский, он выступает с критикой европоцентризма и исходит не из нужд исторического исследования, а из необходимости найти ответы на вопросы, поставленные современным обществом: в теории локальных культур немецкий мыслитель находит объяснение кризису западного общества, которое переживает такой же упадок, который постиг египетскую, античную и другие древние культуры. Книга Шпенглера содержала не так уж много теоретических новаций в сравнении с опубликованными ранее работами Рюккерта и Данилевского, однако она имела шумный успех, поскольку была написана ярким языком, изобиловала фактами и рассуждениями и была опубликована после завершения Первой мировой войны , вызвавшей полное разочарование в западной цивилизации и усилившей кризис европоцентризма .

Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби . В своём 12-томном труде «Постижение истории » (1934-1961 гг.) британский учёный подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития. Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. Во взглядах Шпенглера и Тойнби есть много общих черт. Главное же различие состоит в том, что у Шпенглера культуры совершенно обособлены друг от друга. У Тойнби же эти отношения хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Для него чрезвычайно важно, что некоторые общества, присоединяясь к другим, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса .

Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера , сформулировал концепцию мировых цивилизаций как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура» . История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.

Развёртывание цивилизации во времени (по Б. Н. Кузыку, Ю. Б. Яковцу)
Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации
Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н. э. - 1-е тыс. н. э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.)
Раннеклассовая (конец 4-го - начало 1-го тыс. до н. э.)
1-е поколение (конец 4-го - начало 1-го тыс. до н. э.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская
Античная (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) 2-е поколение (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская
Второй исторический суперцикл (VI-XX вв.) Средневековая (VI-XIV вв.) 3-е поколение (VI-XIV вв.) Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская
Раннеиндустриальная (XV - середина XVIII в.)
Индустриальная (середина XVIII-XX в.)
4-е поколение (XV-XX вв.) Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская
Третий исторический суперцикл XXI-XXIII вв. (прогноз) Постиндустриальная 5-е поколение

(XXI - начало XXIII в. - прогноз)

Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, русская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская

Критерии выделения цивилизаций, их количество

Впрочем, попытки введения критериев для выделения цивилизаций предпринимались неоднократно. Российский историк Э. Д. Фролов в одной из своих работ перечислил их наиболее распространённый набор: общность геополитических условий, исконное языковое родство, единство или близость экономического и политического строя, культуры (включая религию) и менталитета. Вслед за Шпенглером и Тойнби учёный признавал, что «оригинальное качество цивилизации обусловлено оригинальным свойством каждого из структурообразующих элементов и их неповторимым единством» .

Циклы цивилизаций

На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание . Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация) .

На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, которая появляется на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии (или расцвета кризиса предыдущей цивилизационной системы). К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации , методы и цели политической борьбы . Поскольку многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и остались на стадии дикости или варварства, учёные долгое время старались ответить на вопрос: «если предположить, что в первобытном обществе у всех людей был более или менее одинаковый образ жизни, которому соответствовала единая духовная и материальная среда, почему не все эти общества развились в цивилизации?». Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды. Соответственно, те общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя, и наоборот - социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс .

На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов.

Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса - качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития.

На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания.

Критика

Питирим Сорокин

Концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Хотя их труды и считаются фундаментальными работами в области изучения истории цивилизаций, их теоретические разработки встретили серьёзную критику. Одним из наиболее последовательных критиков цивилизационной теории выступил русско-американский социолог Питирим Сорокин , который указал, что «самая серьезная ошибка этих теорий состоит в смешении культурных систем с социальными системами (группами), в том, что название „цивилизация“ дается существенно различным социальным группам и их общим культурам - то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, то различным многофакторным группам, а то даже конгломерату различных обществ с присущими им совокупными культурами» , в результате чего ни Тойнби, ни его предшественники не смогли назвать главные критерии вычленения цивилизаций, ровно как и их точное количество.

Историк-востоковед Л. Б. Алаев отмечает, что все критерии выделения цивилизаций (генетический, природный, религиозный) крайне уязвимы. А раз отсутствуют критерии, то невозможно сформулировать и понятие «цивилизации», которое до сих пор остаётся предметом споров, как и их границы, и количество. Кроме того, цивилизационный подход апеллирует к понятиям, выходящим за рамки науки, и как правило связанным с «духовностью», трансцендентностью, судьбой и т. д. Всё это ставит под вопрос собственно научность учения о цивилизациях. Учёный отмечает, что аналогичные ему идеи обычно поднимают на щит элиты стран периферийного капитализма, предпочитающие вместо отсталости говорить о «самобытности» и «особом пути» своих стран, противопоставляющие «духовный» Восток «материальному, загнивающему, враждебному» Западу, провоцирующие и поддерживающие антизападные настроения. Российским аналогом таких идей является евразийство .

В настоящее время (2011 год) свою деятельность продолжает «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций (англ.) русск. », которое проводит ежегодные конференции и осуществляет выпуск журнала «Comparative Civilizations Review».

Примечания

Источники

  1. , с. 28
  2. , с. 114-115
  3. , с. 152
  4. , с. 239-247
  5. Жан Старобинский Слово «цивилизация» // Поэзия и знание. История литературы и культуры. В 2 томах / Старобинский, Жан, Васильева, Е.П., Дубин, Б.В. , Зенкин, С.Н. , Мильчина, В.А. . - М .: Языки славянской культуры, 2002. - Т. 1. - С. 110-149. - 496 с. - (Язык. Семиотика. Культура). - ISBN 5-94457-002-4
  6. Бенвенист Э. Глава XXXI. Цивилизация. К истории слова = Civilization. Contribution à l"histoire du mot // Общая лингвистика . - М .: URSS , 2010.
  7. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества = An Essay on the History of Civil Society / Фергюсон, Адам, Мюрберг, И.И., Абрамов, М.А.. - М .: РОССПЭН, 2000. - 391 с. - (Университетская б-ка: Политология). - 1 000 экз. - ISBN 5-8243-0124-7
  8. , с. 55
  9. Библиотека Гумер - Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов
  10. И. Н. Ионов Рождение теории локальных цивилизаций и смена научных парадигм // Образы историографии : Сб.. - М .: РГГУ , 2001. - С. 59-84. - ISBN 5-7281-0431-2 .
  11. Библиотека Гумер - П. Сорокин. О КОНЦЕПЦИЯХ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ. Сравнительное изучение цивилизаций
  12. Семёнов Ю. И. Философия истории. - С. 174-175
  13. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. - Т. 1. - С. 47-48
  14. Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Параманова. - 2-ое. - М .: Дрофа, 2006. - С. 219-220. - 288 с. - 2000 экз. - ISBN 5-358-00356-8
  15. Яковец Ю. В. Становление постиндустриальной цивилизации.- М., 1992. - С.2
  16. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее // Т. III: Северное Причерноморье - пространство взаимодействия цивилизаций. - М.: Институт экономических стратегий, 2008. - С. 18.
  17. Фролов Э. Д Проблема цивилизаций в историческом процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История . - 2006. - № 2. - С. 96-100.
  18. , с. 56-57
  19. , с. 92
  20. , с. 72
  21. Сорокин П. Общие принципы цивилизационной теории и ее критика. Сравнительное изучение цивилизаций
  22. Алаев Л. Б. Смутная теория и спорная практика: о новейших цивилизационных подходах к Востоку и к России // Историческая психология и социология истории. 2008. № 2.
  23. Шнирельман В. А. Слово о «голом (или не вполне голом) короле» // Историческая психология и социология истории. 2009. № 2.
  24. Крадин Н. Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов // Л. Е. Гринин , А. В. Коротаев , С. Ю. Малков История и Математика: Альманах. - М .: Либроком, 2009. - № 5. - С. 166-200. - ISBN 978-5-397-00519-7 .
  25. 2.7. Развитие плюрально-циклического взгляда на историю в XX веке // Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.: Современные тетради, 2003.

Литература

  • Семёнов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) . - М .: Современные тетради, 2003. - 776 с. - 2500 экз. - ISBN 5-88289-208-2
  • Кузык Б. Н. , Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т. . - М .: Институт экономических стратегий, 2006. - Т. 1: Теория и история цивилизаций. - 768 с. - 5000 экз. -

Как человеческий менталитет и психология привели к этим огромным изменениям? Это по-прежнему остается популярной темой среди историков и антропологов и серьезным обсуждением на сегодняшний день. Давайте же осветим некоторые из древнейших цивилизаций, которые когда-либо существовали в мире.

Безусловно речь будет идти о цивилизациях, которые, как мы знаем, существуют по-настоящему, в отличие от тех, которые окутаны мифами и домыслами (цивилизации Атлантиды, Лемурии и Рамы…).

Чтобы правильно отобразить самую древнюю из цивилизаций в хронологическом порядке, возникает необходимость посмотреть на самую колыбель цивилизации. Сказав это, предоставляем список из десяти самых старых цивилизаций, которые когда-либо существовали в мире:

Цивилизация инков

Период: 1438 г. н.э. - 1532 г. н.э.
Исходное место: нынешний Перу
Текущее местоположение: Эквадор, Перу и Чили

Инки были крупнейшей Империей в Южной Америке в доколумбовую эпоху. Эта цивилизация процветала в районах нынешнего Эквадора, Перу и Чили и имела свой административный, военный и политический центр, расположенный в Куско, который находится в современном Перу. У инков были свои общества довольно хорошо развитыми, и империя была процветающей с самого начала.

Инки были набожными последователями Солнца Бога Инти. У них был король, которого называли «сапа инка», что означает «ребенок Солнца». Первый император инков Пачакути превратил его из скромной деревни в великий город, выложенный в форме пумы. Он расширял традиции поклонения предков.

Когда правитель умер, его сын получил в свои руки правление народом, но все его богатство будет распространено среди других его родственников, которые взамен поддержали его политическое влияние. Это значительно привело к внезапному росту власти инков. Инки продолжали становиться великими строителями, они продолжали строить крепости и такие места, как Мачу-Пикчу и город Куско, которые до сих пор сохранились на нашей планете.

Цивилизация ацтеков

Период: 1345 г. н.э. - 1521 г. н.э.
Исходное местоположение: Юго-центральная область доколумбовой Мексики
Текущее местоположение: Мексиканский

Ацтеки пришли на «сцену» можно сказать во времена, когда инки выступали в качестве могущественных соперников в Южной Америке. Около 1200-х и в начале 1300-х годов люди в нынешней Мексике жили в их трех крупных городах-соперниках - Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан. Примерно в 1325 году эти соперники создали альянс, и, таким образом, новое государство было приведено под власть Долины Мексики. Кстати, тогда люди предпочитали название Mexica, а не ацтеков. Возникновение ацтеков происходило в течение столетия падения еще одной влиятельной цивилизации в Мексике и Центральной Америке - майя.



Город Теночтитлан был военной силой, которая возглавляла завоевание новой территории. Но император ацтеков не властвовал над каждым городом, а имел подчинение всего народа. Местные органы власти оставались на месте, но были вынуждены выплачивать различные суммы в пользу Тройственного союза.

В начале 1500-х годов цивилизация ацтеков действительно находилась в разгаре своей власти. Но затем испанцы прибыли с планами расширения своих земель. Это в конечном итоге привело к огромной битве между инками и союзом испанских конкистадоров и местных союзников, которых они собрали во главе с известным Эрнаном Кортесом в 1521 году. Поражение в этой решающей битве в конечном итоге привело к падению когда-то знаменитой ацтекской империи.

Римская цивилизация

Период:
Место происхождения: деревня Латини
Текущее местоположение: Рим

Римская цивилизация вошла в «картину мира» около 6-го века до нашей эры. Даже история, лежащая в основе древнего Рима, является легендой, она полна мифов. Но в разгар своей власти римляне управляли самым большим куском земли в ту эпоху - весь нынешний округ, который окружает современное Средиземное море, был частью древнего Рима.



Ранний Рим управлялся царями, но после того, как только семь из них правили, римляне захватили власть над своим собственным городом и правили сами. Тогда у них был совет, известный как «сенат», который правил ими. С этого момента можно уже говорить о «Римской республике».

Рим также видел рост и падение некоторых из величайших императоров в человеческой цивилизации, таких как Юлий Цезарь, Траян и Август. Но со временем империя Рима стала настолько обширной, что просто невозможно было привести ее к единым правилам. Но в конце концов римская империя, была захвачена миллионами варваров с севера и востока Европы.

Персидская цивилизация

Период: 550 г. до н.э. - 465 г. до н.
Место происхождения: Египет на западе в Турцию на севере и через Месопотамию до реки Инд на востоке.
Текущее местоположение: Современный день Иран

Было время, когда древняя персидская цивилизация была, по сути, самой могущественной империей в мире. Хотя, властвуя лишь течение чуть более 200 лет, персы захватили земли, которые покрывали более 2 миллионов квадратных миль. От южных частей Египта до частей Греции, а затем востока до отдельных частей Индии Персидская империя была известна своей военной силой и мудрыми правителями. Они создали такую ​​обширную империю только через 200 лет (до 550 г. до н.э.), персидскую империю (или Персис, как его называли тогда) раньше делили на фракции среди ряда некоторых лидеров.



Но затем король Кир II, который позже стал известен как Кир Великий, пришел к власти и объединил все Персидское царство. Затем он продолжил завоевывать древний Вавилон. Фактически, его завоевание было настолько быстрым, что к концу 533 г. до н.э. он уже вторгся в Индию, далеко на восток. И даже когда Кир скончался, его родословная продолжила беспощадную экспансию и даже сражалась в легендарной битве с храбрыми спартанцами.

В свое время древняя Персия управляла всей Центральной Азии, большей частью Европы и Египта. Но все изменилось, когда легендарный солдат Македонии, великий Александр, привел всю Персидскую империю на колени и фактически «закончил» цивилизацию в 530 году до нашей эры.

Древнегреческая цивилизация

Период: 2700 г. до н.э. - 1500 г. до н.
Исходное местоположение: Италия, Сицилия, Северная Африка и на западе, как Франция
Текущее местоположение: Греция

Древние греки, возможно, не были самой старой цивилизацией, но они, несомненно, являются одной из самых влиятельных цивилизаций, которые когда-либо существовали в мире. Несмотря на то, что подъем древней Греции произошел из цивилизации Кикладской и Минойской (2700 г. до н.э. - 1500 г. до н.э.), есть свидетельства погребений, обнаруженных в пещере Франчти в Арголиде, Греции, которая относится к 7250 году до нашей эры.



История этой цивилизации разбросана за такой огромный период времени, когда историкам приходилось разделить ее на разные периоды, наиболее популярными из которых были архаический, классический и эллинистический период.

Эти периоды также видели, как многие древние греки пришли в центр внимания - многие из них навсегда изменили направления всего мира. Многие из них по-прежнему говорят об этом и по сей день. Греки создали древние Олимпийские игры, концепцию демократии и сената. Они создали основу для современной геометрии, биологии, физики и много чего. Пифагор, Архимед, Сократ, Евклид, Платон, Аристотель, Александр Великий... в книгах истории полно таких имен, чьи изобретения, теории, убеждения и героика оказали значительное влияние на последующие цивилизации.

Китайская цивилизация

Период: 1600 г. до н. Э. - 1046 г. до н.
Исходное местоположение: Желтая река и регион Янцзы.
Текущее местоположение: Страна Китай

Древний Китай - также известный как Хан Китай, несомненно, является одной из самых разных историй об этой цивилизации. Говорят, что цивилизация «Желтая река» является колыбелью всей китайской цивилизации, поскольку именно здесь были основаны самые ранние династии. Это было около 2700 года до н.э., легендарный Желтый Император начал свое правление в момент, который позже привел к рождению многих династий, которые продолжали править материком Китая.



В 2070 году до н.э. династия Ся стала первой властью всего Китая, как описано в древних исторических хрониках. С тех пор появилось множество династий, которые держали контроль над Китаем в разные периоды времени до конца династии Цин в 1912 году с Синьхайской революцией. И таким образом закончилось более четырех тысячелетий истории древней китайской цивилизации, которая так же очаровывает историков и обычных людей по сей день. Но этого бы не произошло, прежде чем они дали миру некоторые из самых полезных изобретений и продуктов, таких как порох, бумага, печать, компас, алкоголь, пушки и многие другие.

Цивилизация майя

Период: 2600 г. до н.э. - 900 н.э.
Место происхождения: Вокруг настоящего дня Юкатан
Текущее местоположение: Юкатан, Кинтана-Роо, Кампече, Табаско и Чьяпас в Мексике и на юг через Гватемалу, Белиз, Сальвадор и Гондурас

Древняя цивилизация майя процветала в Центральной Америке примерно с 2600 года до нашей эры и о ней много говорили в последнее время из-за сроков создания их знаменитого календаря.



После того, как цивилизация была создана, она продолжала процветать и становиться одной из самых сложных цивилизаций с быстро растущим населением в 19 миллионов человек. К 700 году до н.э. майя уже разработали собственный способ написания, который они использовали для создания своих собственных солнечных календарей, вырезанных из камня. По их словам, мир был создан 11 августа 3114 года до нашей эры, это дата, с которой отсчитывается их календарь. И предполагаемый конец был 21 декабря 2012 года.

Древние майя были культурно богаче по сравнению со многими современными цивилизациями. Майя и ацтеки построили пирамиды, многие из которых больше, чем в Египте. Но их внезапный спад и резкий конец давно были одной из самых интригующих загадок древней истории: почему майя, удивительно изощренная цивилизация, состоящая из более чем 19 миллионов человек, внезапно рушится когда-то в VIII или IX веке? Хотя люди майя никогда полностью не исчезали - их потомки все еще живут по всей Центральной Америке.

Древняя египетская цивилизация

Период: 3100-2686
Место происхождения: берег реки Нил
Текущее местоположение: Египет

Древний Египет - одна из старейших и культурно богатых цивилизаций в данном списке. Древние египтяне известны своей потрясающей культурой, постоянно стоящими пирамиды, сфинксом, фараонами и некогда величественной цивилизацией, которая находилась у берегов реки Нил. Цивилизация объединилась примерно в 3150 году до нашей эры (согласно традиционной египетской хронологии) с политическим объединением Верхнего и Нижнего Египта при первом фараоне. Но этого не могло бы быть возможным, если бы не появились ранние поселенцы вокруг долины Нила в начале 3500 года до нашей эры.

История древнего Египта происходила в серии правления стабильных Царств, разделенных периодами относительной нестабильности, известными как промежуточные периоды: Старое Королевство раннего бронзового века, Среднее Королевство Среднего бронзового века и Новое Королевство позднего бронзового века.



Древний Египет дал миру пирамиды, мумии, которые сохраняют древних фараонов по сей день, первый из солнечных календарей, иероглифов и многое другое.

Древний Египет достиг своей вершины к Новому Царству, где фараоны, как Рамсес Великий, управляли такой властью, что другая современная цивилизация, нубийцы, также попала под египетское правление.

Цивилизация долины Инда

Период: 2600 до н.э. -1900 г. до н.э.
Место происхождения: Вокруг бассейнов реки Инд
Текущее местоположение: Северо-Восточный Афганистан в Пакистан и северо-запад Индии

Одна из древнейших цивилизаций в этом списке - цивилизация долины Инда. Она лежит в самой колыбели цивилизации, которая возникла в районе долины Инда. Эта цивилизация процветала в районах, простирающихся от мест, которые сегодня являются северо-восточным Афганистаном в Пакистане и северо-западом Индии.



Наряду с Древним Египтом и Месопотамией это была одна из трех ранних цивилизаций Старого Света, а из трех наиболее распространенных – её площадь 1,25 миллиона км! Целые популяции людей были расселены вокруг бассейнов реки Инд, одной из основных рек в Азии, а другая река называлась Гаггар-Хакра, которая когда-то курсировала по северо-восточной Индии и восточному Пакистану.

Также известная как цивилизация Хараппана и цивилизация Мохенджо-Даро, названная в честь раскопок, где были найдены останки цивилизации, пиковая фаза этой цивилизации, как утверждается, продолжалась с 2600 года до нашей эры примерно до 1900 года до нашей эры.

Изощренная и технологически развитая городская культура проявляется в Цивилизации долины Инда, что делает их первыми городскими центрами в регионе. Люди цивилизации Инда достигли высокой точности измерения длины, массы и времени. И, основываясь на артефактах, найденных в раскопках, очевидно, что культура была довольно богата в искусствах и ремеслом.

Месопотамская цивилизация

Период: 3500 до н.э. -500 до н.э.
Место происхождения: северо-восток, горы Загрос, юго-восток от Аравийского плато
Текущее местоположение: Иран, Сирия и Турция

И вот - первая цивилизация, которая когда-либо возникала на планете Земля после эволюции людей. Происхождение Месопотамии датируется еще в прошлом, и нет никаких известных доказательств какого-либо другого цивилизованного общества перед ней. Временная шкала древней Месопотамии обычно составляет около 3300 г. до н.э. - 750 г. до н.э. Месопотамия, как правило, приписывается тому, чтобы стать первым местом, где цивилизованные общества действительно начали формироваться.



Где-то около 8000 г. до н.э. люди находили концепцию сельского хозяйства и медленно начали приручать животных как для целей питания, так и для оказания помощи в сельском хозяйстве. Раньше все это и создавало искусство. Но все это было частью человеческой культуры, а не человеческой цивилизации. И тогда месопотамцы поднялись, уточнили, добавили и формализовали все эти системы, объединив их, чтобы сформировать первую цивилизацию. Они процветали в регионах современного Ирака - тогда они были известны как Вавилония, Шумер и Ассирия.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий