Коммунизм в мире. Где коммунистические партии по-прежнему сохраняют политическое влияние. Зарождение и развитие идеологии коммунизма

Вчера в 22:53 vverh 570 167 20

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко встретился с секретарём Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии (КПБ) Игорем Карпенко. Во время встречи, в которой приняли участие глава администрации президента Андрей Кобяков и его первый заместитель Александр Радьков, были обсуждены вопросы функционирования белорусских партий и движений патриотической направленности, в частности КПБ.

НА ФОНЕ массированных атак Запада и не прекращающегося давления на республику со стороны определённых российских сил эта проблема приобрела особую остроту. И совсем не случайно Александр Лукашенко решил обсудить её с представителем руководства Компартии Белоруссии. КПБ занимает основное место на левом политическом фланге. К тому же коммунистические идеи созвучны мировоззрению Лукашенко. Все помнят, как, выступая перед республиканским активом, он сказал:

— Самая понятная и близкая народу идеология — коммунистическая. Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе — стремление к равенству и социальной справедливости… С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь ХХ век. С этой идеологией были одержаны великие победы — над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос... Коммунистическая идеология, основанная на идеологии марксистско-ленинской, должна стать одной из главных составляющих белорусской государственной идеологии.

И сегодня, выдерживая атаки внешних и внутренних противников своей политики, Александр Лукашенко стремится, насколько возможно, сохранить в жизни государства и общества принципы равенства и социальной справедливости. Естественно, в этом благородном, воистину святом деле более надёжной опоры, чем коммунисты, не может быть.

И потому, как признался президент Белоруссии, у него вызывает глубокое сожаление серьёзный урон, который был нанесён КПБ расколом в её рядах:

— Но не бывает худа без добра и наоборот. Та часть, которая откололась от КПБ, уже стала маргинальной и фактически является авангардом всей нашей «пятой колонны». Они долго к этому шли и наконец-то пришли...

Как шли, уползая, за подачками, на Запад и расшаркиваясь в Белом доме перед президентом США, известно всем. Собственно, это типичный путь перевёртышей из стран СНГ, предавших идею социальной справедливости и ставших на службу чужим богам.

Отметив, что Компартия Белоруссии осталась патриотической партией, Александр Лукашенко высказал свою убеждённость в том, что государство должно оказывать поддержку всем партиям патриотической направленности:

— Давайте откровенно говорить: надо их поддержать. Не содержать, допустим, за счёт бюджета, но поддержку надо оказать. Ведь все эти «пятиколонники» получают солидные вливания из-за рубежа. А партии, которые нас поддерживают, страну поддерживают, действуют в интересах народа, не имеют порой даже офиса и комнаты для того, чтобы организовать приём людей... И в конце концов мы и их можем попросить, чтобы они нам давали информацию с мест. Это не чуждые нашему народу партии, поэтому я не боюсь и публично говорю о том, что они не должны влачить нищенское существование. Там, где они нужны народу, по тем направлениям мы им должны помогать.

Сразу же после того, как репортаж об этой встрече был передан по каналам белорусского телевидения, «демократическая» оппозиция разразилась злобными комментариями: «Диктатор поддерживает коммунистов». И ни слова о том, что поддержка эта — во имя интересов народа и что нескончаемая, в сотни миллионов долларов, поддержка, которая из-за кордона течёт «демократической» оппозиции, используется в интересах Запада, против Белоруссии. Как говорят, почувствуйте разницу.

Понятно, что «пятиколонников» пугает сама мысль о росте влияния КПБ и других патриотических партий в государстве и обществе. Для белорусских же коммунистов это — сигнал к более активной работе. К сожалению, пока что они не смогли развернуть её на уровне и в масштабах, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня. В какой-то степени сказались безразличие и порой молчаливое противодействие части чиновничьего аппарата, охотнее занимающейся делами бизнесменов, а также, что вызывает не меньшее удивление, позиция государственных телеканалов и газет, нередко своими передачами и статьями насаждающих либерально-частнособственническую, буржуазную идеологию. Следуя своим западным и российским коллегам, они навязывают чуждые народу нравы и привычки, чернят достижения советской цивилизации, развращают людей.

Но нельзя умолчать о том, что и Компартия Белоруссии зачастую не проявляла должной активности. Оппозиционно-«демократические» СМИ писали о злоупотреблениях чиновников, о незаконной раздаче и присвоении собственности и тем самым лепили из себя образ «народных заступников». И обвиняли во всех грехах Лукашенко, хотя преступления эти творились вопреки его политике да и порождены были идеологией «демократических» оппозиционеров, призывавших к разделу народной собственности. Но в партийной печати не велась активная борьба против конкретных бизнес-чиновничьих преступлений, не раскрывалось лицемерие «народных заступников».

Аналитики отмечают, что у КПБ и других патриотических партий теперь появятся новые возможности для работы на благо народа. Но в то же время возрастёт и ответственность. Это полностью осознаёт руководство Компартии Белоруссии.

— Мы должны укрепить свои структуры, увеличить численность партийных рядов и усилить борьбу за те цели, что намечены в недавно принятой новой редакции программы КПБ. Многие её положения схожи с теми, что записаны в программе социально-экономического развития республики, принятой на Всебелорусском народном собрании, — сказал мне сразу же после встречи с президентом Игорь Карпенко.

Что ж, у Компартии Белоруссии появятся новые возможности для достижения программных целей. Как эти возможности будут использованы, зависит от неё.

PS. Что сказать, жму руку Александру Григорьевичу. Ох не даром его либералы не любят.

Де Траси и Кондильяк

Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси , который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основах человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Джона Локка , де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта . Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали , политики , права .

Дестют де Траси и Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся у власти Наполеоном , который счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям. С легкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени. В связи с тем, что проект де Траси и Кондильяка был отвергнут Наполеоном, понятие идеологии оказалось на некоторое время забытым.

Маркс и марксистская традиция

Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу . Идеология по К. Марксу - это ложное сознание, превратное мировоззрение, получающееся вследствие материальных противоречий в производственной основе общества - она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание . Энгельс отмечает в этой связи, что государство - «первая идеологическая сила над человеком» .

Понятие идеологии имеет у Маркса ненаучный характер. Следовательно, сочетание идеологии и научного социализма невозможны из-за их принципиальной противоположности. Идеология есть иллюзорное восприятие действительности, когда научный социализм является научным анализом этой действительности [ ] .

Затем понятие революционной идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось Антонио Грамши , Луи Альтюссером и другими. Лукач предлагает видеть в идеологии проекцию классового сознания, Грамши использует для обозначения идеологии понятие культурная гегемония .

…идеология . Это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция , служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия », структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом », то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации).

Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности .

Франкфуртская школа

Другие определения

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого ими феномена.

  • Идеология по К. Мангейму - предвзятое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, находящихся у власти и, тем самым, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии как потенциальной идеологии в этом смысле.
  • Идеология по Ролану Барту - современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.
  • Идеология по Эриху Фромму - это готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной.

Вклад в разработку понятия идеология внесли также Клиффорд Гирц , Анри Лефевр , Александр Зиновьев и ряд других представителей социально-гуманитарных наук.

Современный анализ

Мета-идеология изучает структуру, форму и проявления идеологий. Мета-идеология постулирует, что идеология - это взаимосвязанная система идей , основанная на нескольких базовых утверждениях относительно реальности, которые могут иметь (или не иметь) фактологическую основу, но являются результатом субъективного выбора, и служат зерном, из которого произрастают последующие размышления. Согласно этой точке зрения, идеологии не «истинны» и не «ложны», но являются релятивистскими интеллектуальными стратегиями для категоризации мира. Плюсы и минусы идеологии простираются от энергии и рвения истинно верующих до идеологической непогрешимости и фундаменталистской предубеждённости в политике и религии.

Германский философ Кристиан Дункер призывает к «критическим размышлениям об идеологических концептах» (2006). В своей работе, он пытается вывести концепт идеологии на передний план, также как тесно связанные с ним проблемы эпистемологии и истории. В его работе понятие идеологии определяется как система способов представления, скрытым или явным образом претендующих на абсолютную истину.

Хотя слово «идеология» наиболее часто встречается в политическом дискурсе , существует множество типов идеологии: политическая, социальная, эпистемологическая (научная), этическая и др.

При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

Новый подход к изучению идеологий был предложен Майклом Фриденом в его морфологии идеологий . У Фридена принципиальным вопросом, определяющим политическое мышления, становится не то, как в тех или иных идеологиях определяются абстрактные идеи (например, социальное равенство), а то, как они между собой взаимосвязаны, то есть иерархически организованы в идеологии .

Критика идеологий

Особую роль критика идеологий играла в эпоху Просвещения . Главной целью Просвещения было освобождение человеческого сознания от суеверий, заблуждений и предрассудков, которые согласно просвещенческим воззрениям были нужны средневековым властителям для легитимации их господства. Французские материалисты, среди них Гольбах и Гельвеций , критиковали в особенности католическую церковь и характеризовали её догматы (по их мнению, направленные на удержание власти) как «клерикальный обман ». Деятели Просвещения требовали практической реализации политических принципов «разума», «науки», «демократии» и «прав человека».

Типология идеологий по Курту Ленку

Политолог Курт Ленк в его работе «Народ и государство: структурные изменения политических идеологий XIX-XX веков» (1971) предложил классификацию идеологий. Он провёл различие между идеологиями апологетическими, комплиментарными, маскирующими и выражающими. Под апологетическими Ленк понимает моделирующие идеологии, которые распространяются на все общественные отношения. Основополагающей моделью при этом является толкование реальности, апеллирующее к рациональности и научности . Ленк называет эту модель «идеологией», поскольку она стремится представить в качестве единственно «разумного» и обязательного такое понимание реальности, которое основано на рациональных аргументах.

Критика тоталитарных идеологий Карла Поппера

Идеология и общество

Идеология и наука

Идеология и политика

Политолог Матиас Хильдебрандт, который пытается приравнять друг другу понятия «религиозной идеологии» и «фундаментализма», считает традиционализм общим признаком религиозных идеологий: «они претендуют на то, чтобы вернуться к первоисточникам собственной традиции и освободить её от искажений исторического развития, это развитие зачастую воспринимается ими как процесс дегенерации » . Парадокс религиозных идеологов состоит в том, что вопреки их претензиям на возврат к истинному учению, «в большинстве случаев они создают современную религиозную идеологию» .

Наряду с понятием «религиозной идеологии» в политологии религии разрабатывается понятие «политической религии ». В этом понятии подчеркивается тесная взаимосвязь между религиозными и политическими способами мышления и действия [ ] .

Иногда различия между идеологией и религией объявляются только лингвистическими .

Типы идеологий

Основные современные идеологии сложились в XIX веке . Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять [ ] :

Социально-политические

Предпосылки для появления новой идеологии

Предпосылками для появления новой идеологии являются:

См. также

Примечания

  1. Идеология / Г. Ю. Семигин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мысль , 2010. - 2816 с.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, - М., 1955. С.25
  3. Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии »
  4. Ойзерман Т. И. Марксизм и утопизм. - Прогресс-Традиция, 2003. - С. 35-36. - 568 с. - ISBN 5-89826-135-4 .
  5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений в 55 томах. - Москва-Ленинград: Издательство политической литературы, 1963. - Т. 6. - С. 269.
  6. Жижек, Славой. Возвышенный Объект Идеологии. - М.: «Художественный журнал», 1999. - ISBN 5-901116-01-1 - с.52.
  7. Walford, George. Beyond Politics / An Outline of Systematic Ideology Архивировано 1 июля 2013 года.
  8. Walsby, Harold. The Domain of Ideologies / A Study of the Development and Structure of Ideologies (англ.) . Дата обращения 27 июня 2013. Архивировано 1 июля 2013 года.
  9. Blattberg, Charles, "Political Philosophies and Political Ideologies, " in Patriotic Elaborations: Essays in Practical Philosophy , Montreal and Kingston: McGill-Queen’s University Press, 2009.
  10. См., например, его работу Minar, David. Ideology and Political Behavior (англ.) . Дата обращения 27 июня 2013. Архивировано 1 июля 2013 года.
  11. Mullins, Willard Arnold. The Concept of Ideology: An Analysis and Evaluation (англ.) . Дата обращения 27 июня 2013.

Коммунистическая идеология - система идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает , международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

История

Сущность

В отличие от предшествующих идеологий, мировоззрение пролетариата не сводится ни в коей мере к защите узкоклассовых интересов. Оно раскрывает широкую панораму истории, определяет место каждого класса в социальной борьбе, раскрывает объективные закономерности общественного развития, коренящиеся в способе производства, вырабатывает материалистический взгляд на историю. Именно поэтому идеология пролетариата носит научный характер, выступает средством социального ориентирования масс.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с ее революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунистическая идеология открыто провозглашает свою партийность. Эта ее особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Еще одна особенность коммунистической идеологии состоит в ее творческом характере. Ее сила в постоянном развитии, обогащении новым опытом. Как неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, революционная теория - это не окаменевшая догма, а живое, творческое учение, черпающее свои силы из общественной практики. Коммунизм можно строить только на базе научного осмысления прошлого, глубокого анализа настоящего и предвидения будущего.

Уже при роль идеологии резко возрастает и приобретает качественно новые черты в сравнении с капитализмом. Необычайно возрастает познавательная роль коммунистической идеологии, углубляются и развиваются такие ее функции, как интеграционная, мобилизующая, ориентирующая. Это относится и к экономическому строительству, которое ведется на плановых, сознательных началах и где определение целей, сравнительного значения социальных ценностей приобретает исключительное значение. Это относится в равной степени к политическому регулированию общественного развития, где руководство партии, творчество масс, другие субъективные факторы приобретают небывалую значимость. Эти факторы усиливаются по мере продвижения социалистического общества к коммунизму.

География, статистика и история гонений на христиан в Северной Корее, Китае, Вьетнаме, Лаосе.

В 1949 году в Китае, после нескольких лет гражданской войны, была образована коммунистическая Китайская Народная Республика.

К христианству коммунистическая идеология отнеслась враждебно. К середине 1950-х годов из страны были высланы все иностранные миссионеры. Над христианскими общинами был взят жесткий контроль органами безопасности. А во времена «культурной революции» (1966- 1976) было и вовсе запрещено проведение богослужений. Многие христиане в это время ушли в подполье.

В 1978 году произошла смена партийного лидерства. К власти вместо Мао Цзедуна пришел Дэн Сяопин. Началось смягчение жесткости коммунистического режима. Вместо плановой началась внедряться рыночная экономика. Больше свобод стали предоставлять и религиозным организациям, в т.ч. христианам.

С этого периода начался быстрый и устойчивый рост христиан в Китае.

Современное положение

В настоящее время коммунистическая партия продолжает находиться у власти в Китае и продолжает отстаивать в обществе коммунистическую идеологию. Большинство китайцев относит себя к атеистам. Власти регистрируют только некоторые христианские общины, руководство которых жестко контролируется спецслужбами. Такое контролируемое христианство сильно отличается от своего евангельского образца, поэтому многие христианские общины не регистрируются и существуют подпольно.

Эти незарегистрированные общины подвергаются серьезным притеснениям в виде штрафов, тюремных заключений.

Тем не менее христианство растет в Китае темпами, которые являются самыми быстрыми в мире — по несколько миллионов в год.

Колличество христиан в Китае сложно оценить, так как в стране не подается данных о незарегистрированных общинах, в которых сосредоточена большая часть христиан. По разным исследованиям христиан в Китае от 50 до более 100 миллионов человек.

Северная Корея

Христианство

Исторически Корея была тесно связана с Китаем. Поэтому развитие христианства в Китае способствовало проникновению христианских идей и в Корее. Первое документально подтвержденное проникновение христианства на корейский полуостров датируется 18 веком. В это время некоторая часть аристократии обратилась в католицизм под влиянием католической литературы на китайском языке.

С конца 19 века началось проникновение протестантизма. Его развитие было более успешным, чем развитие католицизма.

Поспособствовала развитию христианства японская колонизация в 1910 -1945 годах. В этот период христианство в какой-то степени ассоциировалось у корейцев с национальной чертой, в отличие от японских оккупантов, которым христианство было чуждым.

После Второй Мировой войны северная часть Кореи оказалась под влиянием СССР, а южная — США.

Традиционно главным центром корейского протестантизма был Пхеньян и, шире говоря, северные провинции. После 1945 года некоторые радикально настроенные священники поддержали коммунистов, но подавляющее большинство клира выступило против новой власти. До конца Корейской войны власти КНДР разрешали деятельность нескольких приходов, но в конце пятидесятых годов, с укреплением режима единоличной власти Ким Ир Сена (который, кстати, сам был выходцем из семьи протестантских активистов), христианство на Севере оказалось полностью запрещено.

Только в середине восьмидесятых годов власти КНДР вновь открыли несколько церквей, деятельность которых, разумеется, жестко контролируется спецслужбами и служит в первую очередь внешнепропагандистским задачам.

Коммунизм

До 1945 года Корея была колонией Японии. После 1945 года северная часть Кореи оказалась под влиянием СССР. В результате в 1948 году было образовано отдельное государство — Корейская Народно-Демократическая Республика. Впрочем название государства нисколько не соответствовало действительности. Никакой демократии коммунисты не принесли.

В стране была введена плановая экономика и жесткий контроль государства над всеми сферами жизни, в том числе и над религиозной.

На сегодняшний день в стране официально действуют 4 христианских храма, но большинство христиан проводит свое время не в них, а в тюрьмах (по некоторым данным 40-50 тыс. человек).

Вьетнам

Христианство

Первое документальное свидетельство проникновения христианства во Вьетнам относятся к 17 веку. Связано оно с деятельностью французского миссионера-иезуита Александра де Рода. В конце 18 века начался период военного присутствия Франции в регионе, который с временными перерывами продолжился до 1954 года. В это время, христианство ассоциировалось у местного населения с колониальным гнетом французов. Поэтому проповедь Евангелия в этот период не была очень успешна. Тем не менее число католиков к середине 20 века увеличилось.

С 1954 года во Вьетнаме начали более активную деятельность протестантские миссионеры. К сожалению этот период не был длительным, так как христианство встречало сопротивление коммунистических властей на севере страны. На юге было организована Республика Вьетнам, которая находилась под опекой США.

С 1959 года началась кровопролитная война между коммунистическим Севером, и проамериканским Югом. В 1973 году эта война закончилась поражением США. Вьетнам был объединен под властью коммунистов в 1975 году.

3. Википедия.

Около 40 неправительственных организаций, в том числе христианских, объединившись в «Международную коалицию по противодействию преступлениям против человечности в Северной Корее», обратились 3 апреля в Совет по правам человека ООН с просьбой содействовать закрытию северокорейских лагерей.

Коалиция призывает ООН провести расследование о системе лагерей в стране и совместно с правительством Северной Кореи обеспечить процесс выплаты компенсаций жертвам репрессий и их семьям.

Согласно информации коалиции, заключенных, в том числе детей, ежедневно принуждают работать по 12 часов и более. В лагерях высокая смертность. Считается, что за последние десятилетия, в северокорейском «ГУЛАГе» умерли более 400 тысяч заключенных.

Активисты организации «Открытая Северная Корея» отмечают, что в лагерях распространены пневмония, туберкулез и другие заболевания. Лечения заключенные не получают, часто их вынуждают работать больными. В лагерях практикуются пытки, изнасилования и внесудебные казни.

Власти Северной Кореи казнили троих христиан — лидеров общины

Власти Северной Кореи обнаружили подпольную христианскую общину, которая собиралась на богослужения в одном из частных домов в Кювал-донге, район Пьюнгсунг провинции Пьонган. Были арестованы все 23 члена общины, собравшиеся на совместную молитву, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Седмицу.Ru .

Трое из арестованных христиан, которых в ходе следствия признали лидерами нелегальной общины, были приговорены к смертной казни, которая была стремительно приведена в исполнение, передает AsiaNews.

Остальные были направлены в уголовную колонию Кван-ли-со № 15 в Йодок.

Факт ареста и казни христиан подтвердила «Северокорейская интеллектуальная солидарность» («North Korea Intellectual Solidarity»), организация северокорейских эмигрантов.

Арестованные граждане Северной Кореи, как выявило следствие, приняли христианство в то время, когда некоторые из них выехали в Китай для участия в сезонных работах.

В Северной Корее положение религиозных общин крайне тяжелое. Официально в стране действуют несколько христианских храмов (один православный, один католический и две протестантских церкви) и четыре буддийских храма, но все они сосредоточены в столице страны — Пхеньяне. Общины этих храмов жестко контролируются властями страны.

Как отмечает «AsiaNews», единственный разрешенный культ в Северной Корее — это культ «великого вождя Ким Ир Сена» и его сына — «любимого руководителя Ким Чен Ира».

Согласно источникам «AsiaNews», в Северной Корее в настоящее время насчитывается около 200 католиков, но все они — очень пожилые люди.

50 тысяч христиан остаются узниками в тюрьмах Северной Кореи

В общей сложности около 50 тысяч христиан находятся в тюрьмах Серной Кореи за свои религиозные убеждения, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на sedmitza.ru и агентство Fides.

Согласно докладу специального наблюдателя ООН по правам человека в Северной Корее Марзуки Друсман, представленному недавно на Совете ООН по правам человека в Женеве, юридическая система в государстве полностью зависима от режима. Кроме обычных судов существует «параллельная юридическая система», которая совершенно не соблюдает процессуальные права обвиняемых и имеет целью осуществление контроля над гражданами.

«Параллельная юридическая система складывается из ряда мер и органов, которые направлены на контроль граждан. Это в частности: «Закон о контроле за национальной безопасностью» и «Судебный комитет соратников», своего рода народный суд, действующий на основе идеологических установок, который контролирует «социалистическую законность» разбирательства и выносит приговоры за экономические и социальные преступления. Также существует «Комитет безопасности, который осуществляет надзор за исполнением судебных приговоров».

Корейцы или иностранцы, которые подверглись подобному суду, отправляются в тюремные лагеря, где подвергаются регулярным избиениям, пыткам и жестокому обращению.

Политические диссиденты и члены их семей зачастую приговариваются к пожизненному заключению в трудовых лагерях. Среди них немало заключенных, отбывающих срок за религиозные убеждения. Согласно агентству «Open Doors», в корейских лагерях содержится около 50 тысяч христиан. Известны такие исправительные учреждения, как «Гвансило» и «Гьехвасо» (лагеря для заключенных на большие сроки), «Джипгьюлсо» (обычная тюрьма), «Родонгданрюндае» (трудовая тюрьма).

Свобода религии и совести в Северной Корее полностью отсутствует, также как и право на собрания, убеждения и свободные высказывания, отмечает Fides. По свидетельствам людей, которые бежали из страны, власть продолжает интенсивную антирелигиозную пропаганду, запрещает религиозную деятельность и преследует тех, кто участвует в ней.

«Чучхе» является официальной идеологией и единственной системой мысли и убеждений, которая допускается в Северной Корее. В КНДР «чучхе» преподносится в качестве гармоничной трансформации идей марксизма-ленинизма на основе древне-корейской философской мысли. Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» в 1955 году.

Несмотря на сложную ситуацию, по некоторым оценкам, в Корее в настоящее время остается около 400 тысяч человек (2% от населения страны), которые, считают себя христианами.

“Подпольные христиане считают, что регистрированная церковь управляется правительством и на самом деле в Бога не верит, — рассказала миссионер. — Но, я думаю, что это не всегда правда. Для некоторых из них строго запрещено встречаться с регистрированными христианами, потому что им просто не доверяют”.

Также, она рассказала о том, что в Китае очень сильно пытают христиан, которых удалось поймать. Их арестовывают, сажают в тюрьмы, отправляют в ссылки и даже расстреливают. “Власти используют электричество для того, чтобы пытать людей, — подчеркнула миссионер. — Иногда они привязывают христиан к лошади или машине и отпускают их, таким образом, пытая и издеваясь. И коммунисты утверждают, что это – наказание за плохое поведение.

Я верю, что благодаря жертве и крови наших братьев, сейчас в Китае - сотни миллионов христиан. Иногда мне кажется, что даже в Риме не было таких жестоких гонений, но, в конце концов, старый Рим стал христианской страной. Я верю, что раз такие же вещи происходят в Китае — он тоже будет христианским”.

Миссионер отметила, что каждому миссионеру, который хочет служить в Китае, нужно освящение. “Если ваше сердце чисто, тогда очень легко работать для Бога, — сказала она. — Так что я думаю, что для миссионеров очень важно быть освященными, быть святыми. Это – самое важное”.

Она также рассказала, как китайцы реагируют на Евангелие. “Сперва они отрицают христианство, потому что их учили эволюции и тому, что Бога нет, — подчеркнула миссионер. — Так что в своих умах они уверены, что Бога нет. Сначала они не хотят принимать христианство. Но если это - хорошие люди, и у них чистое сердце, у них возникает интерес к христианству. По-другому реагируют больные люди. Больные хотят слушать о христианстве.

Недавно в моей церкви покаялась женщина, у которой был рак желудка. Ей сделали операцию, но ничего не помогло. За нее четыре раза через Интернет помолился старший пастор Джей Рок Ли, и она исцелилась. Бог полностью ее исцелил. Когда люди переживают силу Божью, они легко приходят в церковь”.

Стоит отметить, что церковь “Манмин” активно работает в области евангелизации, посылая миссионеров в совершенно разные уголки планеты. Огромное количество миссионеров от церкви “Манмин” служат в Африке, Индии и других странах. Многие миссионеры специально готовят себя для служения в Северной Корее, понимая что отправляясь туда на служение, они скорее всего не останутся в живых. При церкви в Сеуле работает специальный “Миссионерский учебный центр “Манмин”.

В китайской столице на Пасху арестованы 40 протестантов

Китайская полиция задержала в Пекине 40 членов нелегально действующей протестантской церкви, собравшихся на богослужение в самый день праздника Пасхи Христовой, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой sedmitza.ru и CWN.

«В течение пяти лет с каждым годом степень преследования христиан увеличилась, если считать, сколько церквей было подвергнуто преследованию, сколько христиан было арестовано, приговорено к заключению, подверглось оскорблениям или было замучено», - говорит Марк Шан, представитель китайских протестантов.

«Есть люди, в том числе - священники, которые все еще находятся в тюрьме», - отметил, в свою очередь, Джозеф Кунг из Фонда кардинала Кунга. «Есть епископы, которые все еще находятся в тюрьме, и мы не знаем, где они. Мы даже не знаем, живы ли они еще», - отметил представитель китайских католиков.

В Китае арестованы несколько десятков мирян и священников

В китайском городе Тяньшуй арестованы несколько десятков мирян и священников «подпольной» католической церкви, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на sedmitza.ru .

Власти пытаются запугать верных Риму католиков, чтобы беспрепятственно рукополагать своих кандидатов в епископы, пишет kath.net со ссылкой на AsiaNews.

Среди взятых под арест католиков находится апостольский администратор местной «подпольной» церкви Джованни Баттиста Ванг Руохан (Giovanni Battista Wang Ruohan) и епископ (на покое) Казимир Ванг Милу (Casimir Wang Milu).

До этих арестов между «подпольной» церковью и властями в Тяньшуй складывались вполне мирные отношения. Посредством последних арестов власти хотят «убедить» верных Папе католиков принять выдвигаемого про-государственной «Католической Патриотической ассоциацией» кандидата в епископы и отклонить других кандидатов.

В Тяньшуй проживает около 20 тысяч католиков. Из 27 католических священников, служащих в городе, 15 принадлежат верной Ватикану Церкви.

В других епархиях, согласно kath.net, «Католическая Патриотическая ассоциация» следуют в последнее время определенной тактике поставления своих кандидатов: перед хиротонией кандидата в епископы «подпольной» Церкви арестовывают, и затем, используя разные способы давления, рукополагают собственного кандидата.invictory.org со ссылкой на sedmitza.ru .

Пострадавшие подозревают, что нападение совершили представители местной полиции или связанные с ними лица.

Репрессивные меры вьетнамских властей против христиан различных деноминаций стали в стране почти обыденным явлением. Помимо акций насилия власти страны воздействуют на христианские общины, национализируя церковную собственность.

16 ноября около тысячи вьетнамских католиков приняли участие в мирном марше протеста против строительства станции очистки сточных вод, которая возводится в Ханое на земле, принадлежавшей местному монастырю Ордена редемптористов. В 1959 г. коммунистический режим отобрал эту землю у монахов. Попытки добиться ее возвращения католической церкви оказались безрезультатными.

Во Вьетнаме пастор приговорен к 11 годам тюрьмы

Во Вьетнаме протестантский пастор был приговорен к 11 годам тюрьмы за ведение домашней церкви, незарегистрированной в государственных органах. Об этом передали государственные масс-медиа, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на CNL-NEWS и The Christian Post .

Христиане опасаются, что такие же преследования могут повториться в этом коммунистическом государстве.

Суд заявил, что 43-летний Нгуен Кон Чин сеял вражду между правительством и гражданами. Чин был обвинен в составлении и распространении документов с искаженной информацией, которая порочила власти, и в побуждении этнических меньшинств к беспорядкам, передает Associated Press.

Правозащитные организации отметили, что арест является частью государственной политики религиозного преследования.

«Обвинения пастора Чина – еще одно проявление, показывающее, как правительство Вьетнама заботится о религиозной свободе», — сказал Джон Сифтон, директор-правозащитник азиатской группы. Он добавил, что обвинение Чина «не сможет остановить независимые религиозные группы во Вьетнаме от проявления своей веры».

Тем временем, местное христианское сообщество опасается последствий, передают некоторые СМИ.

«11 лет в тюрьме за то, что церковь не зарегистрирована… Я в шоке», — сказала христианка из Ханоя Фам Нат.

Вьетнамская церковь меннонитов, членом которой является Чин, — это маленькая община в числе христианского меньшинства в стране, где половина населения исповедует буддизм. Две самые большие официально признанные протестантские церкви во Вьетнаме – это Южная Евангельская Церковь Вьетнама (SECV) и более мелкая Евангельская Церковь севера Вьетнама (ECVN).

Римско-католическая церковь составляет 7% от населения в 89,6 миллионов человек; протестанты составляют 1-2%. Менонитская церковь официально признается, но ведение незарегистрированной домашней церкви является незаконным. В коммунистическом Вьетнаме все церкви должны быть санкционированы государством, этот факт критикуют правозащитники.

Лаосских христиан хотят заставить отречься от веры

48 католиков из лаосской провинции Салаван были лишены свободы до тех пор, пока не отрекутся от своей веры. Об этом сообщило католическое пресс-агентство «Уканьюс». Две международные организации — Human Rights Watch for Lao Religious Freedom и International Christian Concern — выступили с осуждением произошедшего, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на радио «Ватикан» .

Согласно поступившей информации, лидер местного правительства Та-Оил дал ордер на арест после январского инцидента: сотня должностных лиц округа ворвались в здание, где верующие совершали воскресное богослужение. Они навели пистолеты на головы христиан и силой увели 48 человек. Их имущество было конфисковано, шесть домов разрушены.

Христиане не могут вернуться в свои деревни, причем их держат на открытом воздухе и практически без питания. Правозащитные организации подчеркивают, что христиане не пожелали отрекаться от своей веры. Сообщается, что в притеснениях верующих принимал участие служащий Отдела по религиозным делам, трое полицейских и 15 членов добровольческого военного подразделения.

О ситуации католиков правозащитники сообщают, что они «находятся без освещения, пищи, питьевой воды». В прошлом году местный лидер заявил, что единственным приемлемым для жителей деревни культом является культ духов. Он также конфисковал скот местных христиан, а 11 июля 2009 года собрал всех жителей, чтобы объявить о «запрете на христианство».

В Лаосе большинство жителей исповедуют буддизм. Христиане составляют только 1,5 процента населения, католиков всего 40 тысяч. Местные коммунистические власти обвиняют христиан в том, что их религия представляет угрозу для политической системы.

В любом случае, ст. 6 и 30 лаосской Конституции гарантируют право христиан и других религиозных меньшинств на свободное исповедание религии, без какой-либо дискриминации и наказаний. Все свидетельствует о шаге назад, к преследованию христиан в 90-е годы, которое приостановилось под давлением международного сообщества и перед угрозой потери финансовой помощи.

В настоящее время правительство Лаоса установило тесные связи с близлежащими тоталитарными странами, например, с Китаем, а власти вновь стали притеснять христиан.

Коммунизм (лат.) дословно означает общий. Это одно из крупнейших идеологических учений 19-20 в, оказавшее не меньшее влияние на ход мировой, особенно – российской истории, чем либерализм. В основе коммунистической идеологии лежит внешне очень простая и очевидная для трудящегося большинства идея – идея социального равенства и справедливости . Суть этой идеи: распоряжаться материальными благами должны те, кто их производит, т.е. трудящиеся, а не те, кто владеет средствами производства, т.е. собственники. Но для этого собственность на средства производства должна стать общественной, а не частной. Вслед за этим и государство станет выражать не частные, а общественные, народные интересы, т.е. станет подлинно (а не мнимо) демократическим – властью самого народа и тем самым отомрет за ненужностью. Его место займет общественное самоуправление, руководствующееся не формальным правом, не юридически обязывающими законами, а принципами новой, коммунистической морали и нравственности.

Когда, почему и кем была разработана эта идеология, считающая себя единственно научной теорией общественного развития? Как она развивалась и каково ее состояние сегодня?

Характеристику коммунистической идеологии будет, наверное, правильным дать её собственным языком, а не языком её критиков.

Сформирована в 40-е годы 19 в. Основоположники – немецкие теоретики: философ и экономист К. Маркс (1818-1883) (отсюда – «марксизм») и потомственный предприниматель, фабрикант Ф. Энгельс (1820-1895). Основные труды – «Капитал», «Немецкая идеология», «Коммунистический манифест», «О происхождении семьи, частной собственности и государства» и мн. др.

Социальные предпосылки марксизма – появление на исторической арене (вместе с буржуазией) качественно нового класса – рабочих пролетариев (пролетариат, дословно, – лишенный собственности). Как и буржуазия, пролетариат на начальных этапах своей истории находился под властью феодальной монархии – оба были угнетаемыми ею классами, оба жаждали свободы и равенства, хотя по-разному их понимали. Тем не менее, вместе осуществляли буржуазные революции (вспомним баррикады в Париже и Парижскую коммуну). И у (пролетарского) коммунизма, и у (буржуазного) либерализма сходные по форме базовые требования и политические лозунги – Свобода, Равенство, Братство. Отсюда и положения марксизма, под которыми подпишется любой либерал: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»; «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган этому обществу всецело подчинённый».

Но на самом деле, как считает марксизм, – это были противоположные и непримиримые классы и идеологии. Если до 18 в. угнетателями были феодалы, от которых страдали и нарождавшаяся буржуазия, и пролетариат, то затем место угнетателей заняла буржуазия, отобравшая экономическую и политическую власть у феодалов. Кроме того, либерализм защищал капитализм (частную собственность), а марксизм боролся против капитализма и обосновывал его неизбежную гибель вместе с ликвидацией частной собственности на средства производства.

Направленность коммунистической идеологии – против буржуазии, а также либерализма, консерватизма и религии как идеологий, оправдывающих, с марксистской точки зрения, экономическое, политическое и духовное господство эксплуататорских классов.

Классовый характер – единственная идеология, открыто провозгласившая себя идеологией трудящихся классов, и, прежде всего – пролетариата – нового класса, не имеющего собственности на орудия и средства производства, отстранённого, «отчуждённого» от них.

Во второй половине 19 в. сторонники марксизма, разделились на два основных течения или крыла:

Реформистское, социал-демократическое направление , отколовшееся от марксизма ещё в конце 19 века. Основоположник – Эдуард Бернштейн. В настоящее время это одна из наиболее влиятельных в мире левых идеологий. (О ней речь пойдёт в 4-м вопросе данной лекции).

Радикальное, революционное последовательно коммунистическое. Его возглавил и развил В.И. Ленин (1870-1924). Отсюда понятие «марксизм-ленинизм». Наиболее существенная для политологии книга Ленина «Государство и революция».

В 20 в. эта ветвь коммунизма в лице марксистско-ленинской идеологии была реализована в политической практике ряда крупнейших государств мира: с октября 1917 г. – в бывшей Российской империи, а после Второй мировой войны – в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии, в Монголии и ряде других государств. В модифицированных формах сегодня сохранилась в современном Китае, Вьетнаме, Северной Корее, на Кубе. В последние годы идеи социализма становятся «модными» в Латинской Америке (Венесуэла и др.).

Однако в целом уже в конце 20 в. мировая коммунистическая система («система социализма») потерпела крах и разрушилась. Большинство бывших соцстран, в том числе и Россия, отказались от марксистско-ленинской коммунистической идеологии и взяли на вооружение преимущественно либеральную идеологию.

Основные идеи коммунистической (марксистско-ленинской) идеологии разобьём на две группы. Первая группа – философско-экономические идеи или – «материалистическое понимание истории», представляющие развитие общества как объективный, естественноисторический процесс, независимый от сознания и воли людей. Вторая группа – собственно политические идеи, раскрывающие содержание сознательной деятельности людей.

Основные положения материалистического понимания истории

1. Общество, с точки зрения марксизма, в своём развитии проходит несколько ступеней роста. В основе каждой ступени лежит способ производства, представляющий единство производительных сил (собственно работников, орудий и средств производства) и производственных отношений (отношений собственности, распределения и потребления материальных благ между участниками производства). Производственные отношения (главным вопросом которых является – «Кому принадлежит собственность»?) – есть «базис общества», его, образно выражаясь, фундамент. Над ним возвышается и им определяется «политическая надстройка» – всё остальное общественное и государственное устройство, сознание и мораль людей.

2. На определённом этапе развития производительным силам становится «тесно» в рамках старых производственных отношений. Происходит социальный взрыв. На смену старым, отжившим приходят новые, более прогрессивные производственные отношения и общество переходит на новую ступень развития, называемую общественно-экономической формацией (ОЭФ).

3. Каждой ОЭФ (типу производственных отношений) соответствует свой тип общественного и государственного устройства, свои политическое сознание и моральные ценности (надстройка).

Человеческая история по мере развития производственных отношений проходит пять таких ступеней, пять ОЭФ. Первобытно-общинная, в её основе неразвитая форма общественной собственности, соответствующее ей общественное самоуправление и общинная мораль при отсутствии государства. Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая ОЭФ . В основе всех трёх – частная собственность и соответствующие ей типы государства, обслуживающего интересы экономически господствующих классов, соответственно – рабовладельцев, феодалов и капиталистов. На каждом историческом этапе частная собственность, являясь мощным стимулом развития материального производства, несёт в себе экономическое, социальное и политическое неравенство, несправедливость, вражду, войны, кризисы, двойную мораль и другие проблемы для общества и личности. Будущая коммунистическая ОЭФ будет основываться на развитой (в отличие от первобытной) общественной собственности на средства производства. На её основе сформируется подлинное, а не мнимое социальное равенство людей, сотрудничество и взаимопомощь, а не вражда и зависть, социальная справедливость и подлинная общечеловеческая мораль (в отличие от двух моралей: одной для бедных и другой для богатых). Не будет классов, государств, политических партий, социальных различий между умственным и физическим трудом, мужчиной и женщиной, городом и деревней. Коммунистическая ОЭФ в своём развитии пройдёт две фазы роста: социализм и коммунизм, различающиеся степенью зрелости производительных сил, обобществления собственности, уровнем социального единства, сознания и культуры общества и личности.

Политические идеи коммунистической идеологии

Вторая группа коммунистических идей раскрывает роль сознательной деятельности людей, то есть собственно политики в процессе перехода общества от капитализма к социализму, а затем – и к коммунизму. Среди них:

1. Идея классовой борьбы и революции как единственно возможного способа перехода от капитализма к социализму. Переход от капиталистического к социалистическому обществу возможен только через социалистическую революцию. Добровольно собственность и власть никто и никогда не отдаст. Вообще же революция в марксизме – это «локомотив истории», «повивальная бабка всякого старого общества, когда оно беременно новым». Однако революции не происходят по заказу или чьему бы то ни было желанию. В недрах старого строя для них должны созреть экономические и политические предпосылки. А для социалистической революции, как наиболее радикальной во всей человеческой истории, еще и благоприятные международные условия: такая революция может быть успешной только при условии, если она произойдёт одновременно во всех или хотя в большинстве наиболее развитых стран мира. Социалистическая революция в одной стране неизбежно будет подавлена объединившейся буржуазией других государств.

2. Отсюда еще одна идея обязательность всемирной социалистической революции.

3. Идея пролетариата как «могильщика буржуазии», строителя социализма и его политической партии. Осуществить социалистическую революцию может только пролетариат, руководимый своей политической партией. Это единственный класс, которому, в отличие от других классов, «нечего терять, кроме своих цепей; приобретет же он весь мир», так как положение пролетариата во всех странах одинаковое – он лишён собственности.

4. Идея диктатуры пролетариата. Новое, социалистическое государство вначале будет государством диктатуры пролетариата, которое постепенно перерастёт в общенародное, а при полном коммунизме – отомрёт. Отмирание государства будет происходить по мере уничтожения остатков буржуазии, обобществления собственности и преодоления различий между рабочим классом и трудовым крестьянством, городом и деревней, умственным и физическим трудом, по мере формирования «нового человека», для которого нормы морали будут иметь силу закона.

Почему диктатуры пролетариата? Потому что в любом классовом обществе, с точки зрения марксизма, государство является государством диктатуры экономически господствующего класса: в рабовладельческом – рабовладельцев, в феодальном – феодалов, в буржуазном – буржуазии, а в социалистическом – пролетариата.

Логически стройные и привлекательные для людей труда идеи. Не случайно в 20 в. ими «заболела» добрая половина, если не большая часть человечества. Но что произошло на практике?

Ни Маркс, ни Энгельс не оставили после себя описания ни общественной собственности, ни пролетарского государства: как оно должно быть устроено, как «работать», как распределять власть по вертикали и по горизонтали. Да они и не могли этого сделать – как и Ленин, они были чистыми теоретиками. А пролетарии, на которых делалась ставка, вообще не представляли себе ни теории, ни практики государственного строительства, не имели опыта управления экономикой. Иными словами, ни теоретической, ни организационно-профессиональной базы для решения этой грандиозной, но, как считают критики марксизма, утопической задачи, не существовало.

Тем не менее, В. Ленин, большевики, победив в революции 1917 года, обобществили, как смогли, средства производства, силой отобрав их у буржуазии и помещиков. Заводы, фабрики, земля, банковская система стали государственной (а не общественной!) собственностью. Под руководством коммунистической партии, сросшейся с государственным аппаратом, начали строить и построили на «пустом месте» методом проб, ошибок и репрессий невиданное в истории государство. В результате было создано могучее, но авторитарное государство, которое по критериям свободы, прав человека, демократии и благосостояния людей отставало от западных стандартов, и с течением времени всё более проигрывало в соревновании с капитализмом. Благая идея, оформленная в строгую теорию, обратилась в гоббсовского Левиафана, в государство – чудовище.

Конечно, были и позитивные моменты, особенно на фоне того, что Россия пережила в 90-е годы. Это и дружба народов многонационального государства, и индустриализация страны, и грандиозная победа над фашизмом, и мировое лидерство в космосе, и патриотизм, и противостояние мировому капитализму более 70 лет. Но по большому счёту, если бы всё было хорошо, не было бы ни 1991 года, ни последующих лет, в ходе которых модель социализма, реализованная в СССР на основе коммунистической марксистско-ленинской идеологии, равно как и в большинстве других стран мира, рухнула.

О причинах краха «реального социализма» люди будут спорить ещё долго. Но какую роль сыграла в крушении социализма коммунистическая идеология? Существует три точки зрения (для размышления):

1. Коммунистическая идеология ложная и потому нежизнеспособна, ущербна в самой своей основе. Возражая сторонникам этой точки зрения, современные защитники марксизма указывают на положительный исторический опыт социал-демократической идеологии, родственной по ряду своих оснований с коммунистической.

2. Для практической реализации коммунистических идей не созрели необходимые экономические, политические и международные условия и предпосылки. Капитализм, как сказали бы основоположники марксизма, ещё не полностью исчерпал своих возможностей развития.

3. Коммунистическая идеология трактовалась и применялась коммунистами догматично, прямолинейно, не гибко. Не так, как это делают либералы и консерваторы, реализуя свои идеи в практической политике. Продвигаясь к теоретически сформулированной цели, они постоянно совершенствуют, корректируют и модифицируют содержание своих социально-политических доктрин, приспосабливая их к конкретно-историческим условиям и обстоятельствам.

В каком состоянии находится коммунистическая идеология сегодня? Она пребывает в глубоком кризисе, пытается извлечь уроки из исторического опыта, отказалась от ряда не подтвердивших свою жизненность принципов. Но осталась достаточно влиятельной и продолжает быть востребованной в обществе, в том числе в России. Об этом свидетельствуют результаты выборов разных уровней, в которых КПРФ – одна из самых многочисленных массовая партия России прочно держит второе место, получая до 20 и более процентов голосов избирателей на выборах в Государственную Думу, а также в представительные органы власти регионов и муниципалитетов. Существуют в современной России и более мелкие партии и ассоциации, в той или форме придерживающиеся коммунистических принципов и идей в своей общественно-политической деятельности.

Не отказались от коммунистической идеологии и политической практики и отдельные страны бывшего социалистического содружества. Весьма показательной в этом отношении является уже упоминавшаяся в начале данной лекции Китайская Народная Республика. Китайские коммунисты сумели соединить коммунистическую идеологию и однопартийную политическую систему с лучшими достижениями либеральной рыночной экономики . И пока идейные противники коммунизма предрекают недолговечность столь «противоестественного союза», Китай буквально на глазах превращается из третьестепенной страны в могучую мировую державу с завидными для современных либеральных демократий темпами роста производства и благосостояния населения.

Таким образом, огульно и полностью списывать, отправлять в отставку коммунистическую идеологию как таковую, видимо, не стоит. Тем более, что близкой, родственной ей по духу (а не по сути) является процветающая сегодня во многих, в том числе развитых странах мира – социал-демократическая идеология.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий