Сообщение культура 20 30 годы. Пособие по истории отечества. Идеологические установки коммунистов

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры. Культурная революция - была важнейшим условием построения социализма:

Разворачивается подготовка кадров через Коммунистиче­ский университет им. Свердлова;

Создается сеть общественных культурно-просветительских, литературно-художественных организаций;

Ведется активная работа по налаживанию диалога с пред­ставителями старой интеллигенции;

Формируется система образования и воспитания в рамках создания единой трудовой школы;

Проводится работа по формированию рабоче-крестьянской интеллигенции;

Возрождается система научных учреждений царской Рос­сии, наряду с привлечением более 800 ученых и специалистов к научному сотрудничеству;

В литературе появляется целое направление, в которой ре­волюция занимает особое место - А. Блок, А. Белый, В. Маяков­ский Ф. Гладков, А. Серафимович, А. Фадеев;

Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми отстаивали в своем творчестве М.Булгаков, М. Цветаева, О. Ман­дельштам, особняком стояли А.Толстой и Б. Пастернак.

Постановлением от 23 апреля 1932 г. «О перестройке лите­ратурно-художественных организаций» многочисленные объеди­нения были ликвидированы. Вместо них в 1934 г. был создан Союз советских писателей.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась ре­организация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сро­ком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. создана чрезвычайная ко­миссия по ликвидации неграмотности, результатом работы кото­рой стала ликвидация неграмотности уже в 1930 г.

В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты. Оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 клас­сы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партий­ные и комсомольские работники.



Техническая революция на производстве потребовала уве­личения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1933­1937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования мо­лодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Акаде­мия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. От­деления академии наук создавались в союзных республиках и ре­гионах РСФСР. Было создано более 850 научно-исследовательских институтов (НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло обо­ронным отраслям производства и научным разработкам в этой об­ласти. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разраба­тывались новые образцы танков (А. А. Морозов, М. И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.Н. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поли­карпов, А.С. Яковлев), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

А. П. Александровым была создана уникальная защита ко­раблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики -П. Л. Капица, атомного ядра И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров и др., фи­зики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 1930-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режи­мом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, ги­перболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу со­ветской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руково­дством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой та­лантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и пове­дение нового человека. Члены ЦК, как правило, лично просматри­вали новые фильмы.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим контролем партии и органов. Деятелям культуры оказывалась необходимая помощь словом, делом и финансами. В результате в стране в этот период были созданы многие шедевры культуры, литературы и искусства, которые поражают своим та­лантом и сохраняют свою актуальность до сих пор.

Итоги культурного развития:

Достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмот­ности;

Происходит подъем творческой интеллигенции;

Создаются новые и возрождаются старые творческие объе­динения;

Появляются множество классических произведений, во­шедших в сокровищницу мировой культуры.

Но вместе с тем, культура стала частью государственной политики, попав под жесткий партийно-государственный кон­троль.

Контрольные вопросы

1. Назовите причины перехода к новой экономической политике. Приведите конкретные примеры и покажите степень эффективно­сти осуществления НЭП в деревне.

2. К каким социальным изменениям в жизни людей привела новая экономическая политика?

3. Почему в годы НЭПа большевики не допустили возрождения многопартийности?

4. Каков был национальный состав России к моменту прихода к власти большевиков?

5. Назовите первые шаги советской власти на пути реализации принципа самоопределения наций.

6. Какое значение для народов России имело вхождение в состав единого союзного государства?

7. В чем вы видите причины трансформации федеративного госу­дарства в унитарное?

8. Каким образом Сталин и его окружение осуществляли борьбу с политическими оппонентами в партии?

9. Какие основные вопросы, связанные с проблемами социалисти­ческого строительства, разработал В.И. Ленин в своих «Послед­них письмах и статьях»?

10. Раскройте понятие «культурная революция». Как решалась проблема ликвидации неграмотности в национальных районах?

11. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?

12. Какую роль сыграли представители русского зарубежья в со­хранении традиций отечественной культуры?

13. Назовите основные источники накопления в ходе советской индустриализации.

14. В чем заключались причины хлебозаготовительного кризиса 1928-1929 гг. и каковы были его последствия?

15. Какую роль в становлении советского политического режима 30-х гг. сыграла психология людей того времени?

16. Раскройте основные направления социальной политики СССР в рассматриваемый период.

17. В чем, на ваш взгляд, проявилось огосударствление культуры в годы советского строительства?

18. Чем были вызваны репрессии против деятелей советской куль­туры? Как они повлияли на духовное состояние советского обще­ства в 30-х гг.?

19. Как решалась проблема воспитания нового человека социали­стического общества?

Литература

1. История Отечества в документах. Хрестоматия. Т. 2. 1921-1939. - М., 1994.

2. Орлов И.Б. Новая экономическая политика: история, опыт, про­блемы. - М., 1999.

3. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика послереволюцион­ной России (1917-1928). - СПб., 1997.

4. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. - М., 1999.

5. Черных А. И. Становление России советской: 20-е гг. в зеркале социологии. - М., 1998.

6. Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы. Доку­менты и материалы. - М., 1991.

7. Леонов С.В. Рождение советской империи: государство и идео­логия. 1917-1922. - М., 1997.

8. Национальная политика России: история и современность. - М..

9. Ленин В.И. Последние письма и статьи. - М., 1989.

10. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. - М., 1995.

11. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. -М., 1990.

12. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879-1929. - М., 1990.

13. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. -

14. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. -

15. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиг­рации. 1919-1939 гг. - М., 1994.

16. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1917-1932. - М., 1989.

17. Дмитренко В.П. Формирование административно-командной системы в 20-30-е годы. - М., 1992.

18. Ивницкий Н. А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). - М., 1996.

19. Роговин В.З. Сталинский неонэп. - М., 1994.

20. Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е годы). Сб. статей. - М., 1999.

21. Медведев Р. О Сталине и сталинизме. - М., 1990.

22. Холмс Л. Социальная история России. 1917-1941 гг. - Ростов

Культура 20-30ых годов СССР

В ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру России ХХ века.

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. За границей осталось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления. Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.

Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.

Советское государство в этот период ставило задачу преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта (усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых). В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.

Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 75% населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать. Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность под председательством М.И.Калинина. Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности, ликбезы.

Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.

Наука и техника

В 20-30-е годы удалось добиться значительных успехов и в развитии науки. В голодном Петрограде в 1918 году были основаны физико-технический и оптический институты, ученые которых впоследствии создавали ядерный щит страны. Под Москвой открылась знаменитая лаборатория ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) это значит, что наша дорога в космос началась в далеком 1918 году. Русские ученые становятся основоположниками новых направлений науки: Н.Е.Жуковский основателем современной аэродинамики, К.Э.Циолковский - создателем теории реактивного движения, которая лежит в основе современной реактивной авиации и космических полетов. Трудами В.И.Вернадского были заложены основы новых наук -биогеохимии, радиологии. Мировое признание получили работы русского ученого-физиолога И.П.Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Еще в 1904 году Павлову - первому из русских ученых была присуждена Нобелевская премия.

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500 километров. Ученые сделали много для развития науки. Они впервые получили геологические данные об этой территории, провели магнитные измерения, которые вскоре помогли обеспечить безопасность полетов Чкалова, Громова, Леваневского, внесли огромный вклад в метереологию и гидрологию этой части планеты. После первой станции было открыто еще 30, последняя была открыта в 1989 году.

30-е годы - время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.

26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.

Религия и церковь

Особого внимания заслуживает вопрос об отношении советского государства к религии и церкви. Самым важным документом, регулирующим государственно-церковные отношения, явился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. В декрете подчеркивалось, что каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Согласно декрету, все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием.

В период гражданской войны духовенство выступило против Советской власти. На Урале, например, духовенство поддержало Колчака, встретило белых как своих освободителей. В колчаковской армии существовала религиозная присяга и насчитывалось более двух тысяч военных священников. В системе белой армии были созданы добровольческие отряды "Братства святого креста". Эти дружины носили имена своих покровителей: "полк Иисуса", "полк Богородицы", "полк пророка Ильи". В результате прокатилась массовая волна репрессий по отношению к духовенству.

С конца 20-х годов курс советского государства по отношению к религии и церкви становится более жестким. В массовом порядке закрываются церкви и монастыри, а то и уничтожаются. Всего по стране к 1933 году закрыли 15988 церквей. В советский период нашей истории предпочтение отдавалось атеистическому миросозерцанию. Активно велась антирелигиозная пропаганда под лозунгом "Борьба с религией борьба за социализм". В культурной атмосфере общества властвовал дух рациональности, преклонения перед могуществом науки, техники, разума и дерзновения. Вера в "светлое будущее" заменяла большинству населения веру религиозную.

Художественная культура. Скульптура

Как развивалась художественная культура в 20-30-е годы? В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, исторической и художественной ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Замысел плана монументальной пропаганды был навеян идеей "Города Солнца" Т.Кампанеллы, где городские стены украшались росписями, служившими воспитанию граждан. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлений вплоть до студентов художественных училищ.

К первой годовщине революции в Москве открылся памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу. В Петрограде в 1917-1920 годах создается памятник "Борцам революции" - Марсово поле. В 1918-1919 годах в центре Советской площади Москвы был сооружен обелиск Свободы с текстом первой Советской конституции. Всего в 1918-1920 годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево).

Одним из самых выразительных памятников, выполненных в соответствии с планом монументальной пропаганды, является скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Она была создана для международной выставки "Искусство, техника и современная жизнь", устроенной в Париже в 1937 году. Советский павильон был построен по проекту Б.М.Иофана наподобие лестницы со стремительно нарастающими ввысь уступами. Здание завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном, который совершенно органично венчала 30-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот, составляющие герба Советского Союза. Автор этого произведения - В.И.Мухина, крупнейший скульптор этой эпохи, одна из самых знаменитых женщин страны. После окончания выставки, статуя была разобрана, перевезена в Москву и вновь смонтирована на гораздо более низком постаменте перед входом на ВДНХ, где находится до сих пор.

Архитектура. Дизайн

Ведущим направлением в архитектуре 20-30-х годов стал конструктивизм, который стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Все это применяется с успехом в архитектуре сегодняшнего дня. Представителем конструктивизма в СССР был В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы металла. Татлину принадлежит проект памятника III Интернационала. Это один из самых дерзких архитектурно-художественных замыслов 20 века. Эффектная каркасная конструкция спиралевидной формы в виде башни высотой примерно 433 метра несет подвешенные внутри три объема - куб, пирамиду и цилиндр, которые должны были вращаться вокруг вертикальной оси со скоростью одного оборота в год, месяц и день. Спираль должна была выражать символ революции. Разумеется, это огромное сооружение не могло быть воздвигнуто в те годы хозяйственной разрухи и нищеты.

В 20-е годы в творчестве художников-конструктивистов (А.М. Родченко, Л.М. Лисицкого, В.Е. Татлина) происходит переход к дизайну - художественному конструированию мебели, посуды, моделированию одежды, рисунков для тканей. Важную роль в развитии дизайна сыграла деятельность ВХУТЕМАСа - высших художественно-технических мастерских.

Архитектурный конструктивизм в 20-30-е годы широко использовался в строительстве общественных и жилых зданий, прежде всего Домов и Дворцов культуры, рабочих клубов. Это были новые, массовые типы зданий, не имевшие прототипов в прежние времена. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в 1929-1932 годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целый ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К.С.Мельникова в Москве и Подмосковье. Среди них наиболее известен клуб имени Русакова в Сокольниках (1927-1928 гг.). Одним из лучших произведений советского конструктивизма 30-х годов стал дворец культуры имени Лихачева, созданный по проекту крупнейших советских мастеров братьев Весниных в 1931-1937 годах.

В 20-30-е годы велико было стремление соорудить главное здание страны Советов символ нового общества. Уже в 1918 году в Москве состоялась закладка Дворца народов, в 1922-1923 годах проводился конкурс на Дворец труда, а в 1931-1933 годах на Дворец Советов. О масштабах таких сооружений говорит, например, состав помещений Дворца труда. В центре Москвы (на месте теперешней гостиницы "Москва") предполагалось построить гигантский комплекс, соединяющий в себе Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры, горком партии, музей и прочие помещения. Среди множества проектов (более 50) был отмечен проект Весниных, в котором доминирующий вертикальный призматический объем достигал по высоте 125 метров.

Но все же наиболее внушительным был конкурс на проект Дворца Советов, в котором участвовало 160 работ лучших зодчих Советского Союза и мира, в том числе проект Корбюзье. На основе результатов конкурса составление проекта Дворца Советов было в конечном счете поручено группе архитекторов (В.Г.Гельфрейх, Б.М.Иофан, В.А.Щуко). Согласно проекту предполагалось соорудить грандиознейшее многоярусное сооружение, служившее своеобразным пьедесталом гигантской 100-метровой статуи В.И.Ленина /скульптор С.Д.Меркулов/ и достигавшее вместе с ней высоты 416 метров. В 1939 году на месте взорванного храма Христа Спасителя началось возведение Дворца Советов. Оно было прервано войной, и после войны не возобновлялось. В I960 году на основании фундамента Дворца Советов был построен плавательный бассейн "Москва". Сейчас на этом месте вновь построен Храм Христа Спасителя.

Важной вехой в истории советской архитектуры стало создание по проекту А.В.Щусева Мавзолея В.И.Ленина на Красной площади в Москве. Первый деревянный Мавзолей был построен 27 января 1924 года. Это был скромный, невысокий, подкрашенный серой краской куб, увенчанный тремя уступами. Сооружение создавалось как временное, и не только потому, что для его строительства были отведены считанные часы, - не была определена сама форма увековечения памяти В.И.Ленина. Второй, уже более крупный, деревянный Мавзолей был построен весной 1924 года. Для окончательной его формы принципиальное значение имело объединение мемориального сооружения и трибуны. Определились и основные элементы трехъярусного построения: широкое массивное основание с торжественным порталом, поднимающаяся над ними ступенчатая пирамида и лаконичный венчающий портик. Окончательный проект Мавзолея из бетона и камня закончен в 1929 году, а в октябре 1930 года завершено его строительство.

Графика и живопись

Как развивались в 20 - 30-е годы различные виды изобразительного искусства? В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный и газетный рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своей лаконичности, доходчивости. В эти годы развивались два типа плаката героический и сатирический, наиболее яркими представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат политические плакаты, ставшие классикой советской графики "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" (1921 - 1922).

Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами. Дени широко использует прием портрета-шаржа. Он автор таких известных плакатов, как "Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала" (1919), "Кулак-мироед" (1921).

В послереволюционные годы появляется совершенно новаторская форма агитационного искусства - "Окна РОСТА" (российского телеграфного агентства), в которых особую роль играли М.М.Черемных, В.В.Маяковский, Моор. Плакаты, сопровождаемые острым текстом, откликались на самые злободневные вопросы: призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новое в быту. Они расклеивались в витринах или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. "Окна РОСТА" оказали большое влияние на графику времени Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Кроме графики, в 20 - 30-е годы развиваются и основные формы живописи. В изобразительном искусстве в эти годы существовали разные направления. Не только продолжало развиваться, но и переживало истинный расцвет искусство русского авангарда. Время революционных преобразований влекло художников к новым творческим экспериментам. В России получили распространение такие авангардистские направления, как кубизм, футуризм, абстракционизм. Крупнейшие представители русского авангарда - М.3. Шагал, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, П.Н. Филонов. Авангардисты нетерпимо относились к представителям классического искусства, считали себя революционными художниками, создающими новое пролетарское искусство. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения.

Наряду с авангардизмом существовало искусство, продолжавшее и развивавшее реалистические традиции. Реализм 20 - 30-х годов опирался на огромный опыт критического реализма, но он не мог не считаться и с находками искусства авангарда. В те годы реализм нередко имел романтическую или символическую окраску в творчестве таких художников, как А.А. Рылов, Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин. В то время многие художники свое ощущение и переживание жизни, современных событий выражали при помощи поэтических метафор, символов и аллегорий. Примеры тому - картина Кустодиева "Большевик" (1920), Юона "Новая планета" (1921), Петрова-Водкина "1918 год в Петрограде" (1920).

Наряду с полотнами символическими, аллегорическими в эти годы создаются картины, в которых художники стремились к достоверному изображению событий, к документальной точности. Это были художники передвижнического направления. В 1922 году они объединились в АХРР - ассоциацию художников революционной России, с 1928 года АХР - ассоциацию художников революции. В 20-е годы в советском искусстве существовали самые разные художественные группировки со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Среди них АХРР оказалась самым жизнестойким художественным объединением, просуществовавшим до 1932 года. Продолжая традиции передвижников, АХРР организовала 72 художественные выставки в Москве и других городах России, много сделала для распространения искусства в массах.

Согласно Постановлению ЦК партии 1932 года все существовавшие в 20-х годах художественные группировки были ликвидированы и создана единая организация - Союз художников СССР. В качестве главного метода советского искусства утверждается метод социалистического реализма, который предполагал правдивое, исторически конкретное изображение жизни в ее революционном развитии, активное участие искусства в современной жизни. Единственным заказчиком искусства становится государство. В его руках сосредоточились финансы и организационные структуры, управляющие культурой.

Литература и театр

Решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра. В эти годы в стране возникло много новых театральных коллективов, среди них Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.А. Блок, Театр им В.Э. Мейерхольда, Театр им. Е.Б. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. Первым советским театральным спектаклем стала "Мистерия - Буфф" в постановке В.Э. Мейерхольда, (1921). В.Э. Мейерхольд обосновывал принципы публицистического, страстного, агитационного театра-митинга, он внедрял в театральное действие элементы цирка и кинематографа, гротеск и эксцентрику.

Новатором театрального искусства был Е.Б. Вахтангов. В его творчестве сближались эстетические принципы К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда: глубокая правдивость раскрытия внутреннего мира человека органически сочеталась со стремлением придать спектаклю гиперболическую, причудливо гротескную форму. Вводя в спектакль музыку и танцы, используя условно-обобщенные декорации, варьируя световые эффекты, Вахтангов обогатил современный сценический язык. Осуществленная им в 1922 году постановка "Принцессы Турандот" К. Гоцци знаменовала собой утверждение принципа "праздничной театральности". Согласно замыслу Вахтангова, исполнители на всем протяжении спектакля сохраняли шутливо-ироническое отношение к сюжету разыгрываемой ими пьесы-сказки и к своим персонажам: то "входили в образ", целиком погружаясь в переживания героев, то "выходили из образа", непринужденно и весело общаясь с публикой. Живой контакт между актерами и зрительным залом, легкая, элегантная форма обеспечили спектаклю долгую сценическую жизнь.

К этому времени относится и начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н.И. Сац. К концу 30-х годов в стране насчитывалось уже более 70 детских театров.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как:

– “Новый мир”,

– “Красная новь”,

– “Молодая гвардия”,

– “Октябрь”,

– “Звезда”,

– “Печать и революция”.

На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.

Талантливая молодежь, прошедшая фронты гражданской войны, пришла в литературу. Только с 1920 по 1926 гг. впервые выступили в печати более 150 писателей, среди них. В.А. Каверин, Н.С.Тихонов, Л.М. Леонов, М.А.Шолохов, Н.Н. Асеев, А.А. Фадеев. Известными фигурами в культурной жизни республики в первое советское десятилетие были те литераторы, творческая деятельность которых началась и была признана еще до революции: А. С. Серафимович, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Д. Бедный, М. Горький. Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной культуры. Особое место в этой плеяде занимал М. Горький. В 20-е были опубликованы его произведения "Мои университеты", "Дело Артамоновых".

В 20 - 30-е годы ведущей темой в литературе являлась тема революции и социалистического строительства. Первые попытки художественного осмысления революции относятся уже к первым ее месяцам и годам. Это стихи В.В.Маяковского, поэма А.А. Блока "Двенадцать". Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925 - 1936). Проблема человека в революции, его судьбы нашли отражение в эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" (1928-1940). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л.М.Леонова "Соть", М.С.Шагинян "Гидроцентраль", Ф.В.Гладкова "Цемент", В.П.Катаева "Время - вперед!". организовано издательство "Всемирная литература".

В 30-е годы заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: "Кюхля" Ю.Н. Тынянова, "Радищев" О.Д. Форш, "Емельян Пугачев" В.Я. Шишкова. В эти же годы блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, К.Я. Чуковского.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И. Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры, например писатель А. Платонов, были лишены возможности издавать свои произведения. Многие из них, созданные в те годы, дошли до читателя \. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в 1986-1988 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и “Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А. Ахматовой.

Киноискусство

После революции, в годы гражданской войны лицо кинематографии определяли агитфильмы. Выдающимся мастером документального кино в 20-е годы был Дзига Вертов (Д.А. Кауфман). В области художественного кинематографа в эти годы работал такой великий мастер, как С.М. Эйзенштейн. Самая известная работа Эйзенштейна фильм "Броненосец Потемкин" (1925) - классическое произведение социалистического реализма в киноискусстве. В 1954 и 1958 гг. в результате международного опроса кинокритиков он признан "лучшим фильмов всех времен и народов". В центре фильмов Эйзенштейна, созданных в период немного кино (кроме "Броненосца Потемкина" это фильмы "Стачка", "Октябрь", "Старое и новое"), образ народных масс в эпоху революционных преобразований. Эйзенштейн стремился к созданию эпической, пластически выразительной формы кинофильмов. С этой целью он значительно расширяет функции монтажа, добивается того, чтобы фильм не только показывал, информировал, обогащал память, но и вызывал эмоциональное напряжение. Начиная с середины 30-х годов, внимание Эйзенштейна привлекают проблемы характера, личности и ее роли в истории. Его незаконченный, двухсерийный фильм "Иван Грозный" - это художественное исследование роли личности в истории. Другой великий кинорежиссер, один из основоположников советской кинематографии - А.П. Довженко. Он автор таких известных кинолент, как "Земля" (1930), "Аэрограф" (1935), "Щорс" (1939). Довженко создавал кинематограф поэтический, философский, романтический. Однако возвышенные образы революционных борцов, участников гражданской войны и социалистического строительства не отрываются в фильмах Довженко от земли, предстают в облике реальных, узнаваемых людей в реальных обстоятельствах.

Культурная революция «Неграмотный человек стоит вне политики» В. И. Ленин Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20 -30 -е гг. XX в. (Теория культурной революции была разработана В. И. Лениным.) Направления культурной революции: изменение социального состава послереволюционной интеллигенции разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.

Культурная революция предусматривала: ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Ликвидация неграмотности - массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 -ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями

1. В 1930 г. начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г. - к семилетке. 2. В школу возвратились: уроки, твердое расписание, отметки и т. д. 3. Были созданы новые программы и учебники. 4. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и другие дисциплины. 5. В стране было открыто 20 тыс. новых школ. 6. В конце 30 -х гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся. 7. По переписи 1939 г. грамотность составила 87, 4%. 8. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование. 9. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1 -е место в мире. 10. Тираж книг в 1937 г. составил 700 млн экземпляров. 11. Они выходили на 110 языках народов СССР.

В 1918 году была осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933- 1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. К концу 30 -х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. К началу 40 -х годов задача ликвидации неграмотности была в основном решена. К началу 50 -х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Итоги ликбеза В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 87, 4 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Наука под идеологическим прессом. Развитие науки и культуры было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. К 20 -м гг. относится создание рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20 -х- 30 -е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20 -х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

В 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов: П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Сорокин П. А Бердяев Н. А А. А. Кизеветтер и др. была выслана из страны. В 30 -е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты: Н. Д. Кондратьев А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др. Л. П. Карсавин Франк С. Л

Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства По этой причине здесь ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны: В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др.

Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились: А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др.

К началу 20 -х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты: И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.

Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г. , В. Э. Мейерхольд и др. До середины 20 -х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, стремления найти необычные, яркие художественные формы и образы. Мандельштам и Ахматова

Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства: Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья» , «Литературный центр конструктивизма» , «Левый фронт искусств» , Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др. К середине 30 -х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата.

Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях: Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения - последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А. А. Ахматова).

Важнейшими задачами этого периода являлись ликвидация неграмотности населения и осуществление всеобщего начального обучения. В идеологизированном обществе каждый человек обязан был уметь прочитать хотя бы лозунги правящей партии, ее установки на построение социализма, по газетам разбираться в том кто друг, а кто «враг народа». В 30-е гг. с неграмотностью было окончательно покончено. По данным переписи 1939 г. доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила около 90%. С 1930 г. начали вводить всеобщее начальное (четырехклассное) образование (в царской России по столыпинской реформе всеобщее бесплатное образование детей от 8 до 13 лет было введено еще в 1908 г.).

Строилось большое количество школ, осуществлялась широкая программа подготовки педагогических кадров. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений. К 1940 г. в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Численность специалистов с высшим образованием выросла с 233 тыс. в 1928 г. до 900 с лишним тыс. в 1940 г., т. е. более чем в три раза.

В средней школе в 1934 г. было восстановлено преподавание гражданской истории, отменное после Октябрьской революции. Открылись ликвидированные в 1918 г. исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах.

Научные исследования в 30-е гг. осуществлялись академическими, отраслевыми (ведомственными) и вузовскими научными силами. Академия наук СССР стала центром фундаментальной науки. Характерной особенностью в ее работе были выездные научные сессии для помощи в решении конкретных задач по модернизации экономики. В то же время механическое перенесение в науку форм и методов организации промышленности и сельского хозяйства наносило фундаментальным исследованиям ущерб, так как от ученых требовалось, например, участвовать в социалистическом соревновании под лозунгом «Догнать и перегнать науку капиталистических стран!» (только в 1939 г. этот лозунг был отменен как ошибочный).

Советские ученые в 30-е гг. добились многих выдающихся достижений. Под руководством академика С. Лебедева в 1932 г. впервые в мире был получен в промышленном масштабе синтетический каучук. В 1932 г. прошли испытания первой советской ракеты и тогда же был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Успешно велись исследования в области ядерной физики (научная школа академика А. Иоффе) и др. Ускоритель элементарных частиц, пущенный в Радиевом институте в Ленинграде в 1936 г., стал самым крупным в Европе. Больших успехов достигла советская наука в освоении Арктики, началось интенсивное изучение стратосферы.

Вместе с тем в 30-е гг. наука понесла и серьезные потери в результате репрессий и некомпетентного вмешательства властей. Так, гонениям подверглась гелиобиология – наука о взаимосвязи солнечных явлений и живых существ, а ее основатель А. Чижевский и его исследования были преданы забвению. Репрессированы были физик-теоретик Л. Ландау, конструктор ракет С. Королев и многие другие. Подверглась разгрому педология – наука о возрастных особенностях ребенка.

В обществоведении разрешалось вести исследования только в рамках марксизма-ленинизма и партийных установок. В исторической науке подверглась разгрому научная школа академика М. Покровского. Главным историческим трудом была признана книга «История ВКП(б). Краткий курс», изданная в 1938 г. В ее написании непосредственное участие принимал Сталин.

Значительные успехи были достигнуты в советской литературе и искусстве. Появились романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (первая книга). Одним из самых распространенных произведений советской литературы стал роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Популярными были книги писателей А. Толстого (трилогия «Хождение по мукам», роман «Петр I»), А. Новикова-Прибоя («Цусима»), В. Шишкова («Угрюм-река») и др. Появилось много книг для детей. Наибольшую известность получили книги А. Гайдара «Школа», «Военная тайна», «Тимур и его команда». Среди поэтов наиболее известными были М. Светлов, Н. Асеев, И. Уткин и др.

В киноискусстве произошел переход от немого к звуковому кинематографу. Популярными были фильмы о событиях революции и Гражданской войны: «Чапаев» (режиссеры Г. и С. Васильевы), «Мы из Кронштадта» (Е. Дзиган), трилогия о Максиме (Г. Козинцев и Л. Трауберг), а также «Трактористы» (И. Пырьев). Большим успехом пользовались кинокомедии «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» (Г. Александров).

В изобразительном искусстве ведущими были художники, отображавшие события революции, Гражданской войны, социалистического строительства: Б. Иогансон («Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»), А. Дейнека («Будущие летчики»), Ю. Пименов (серия зарисовок и портретов «Новая Москва»). Активно действовала студия, руководимая основоположником советской батальной живописи М. Грековым. Художники студии посвящали картины Гражданской войне.

Известный живописец М. Нестеров написал глубокие острохарактерные портреты («И. Павлов», «В. И. Мухина»). Скульптор и художник В. Мухина в 1937 г. выполнила сразу ставшую широко известной скульптурную группу «Рабочий и колхозница».

На подъеме находилась музыкальная культура. В стране работали такие выдающиеся композиторы, как Д. Шостакович (опера «Катерина Измайлова», балеты «Золотой век», «Светлый ручей») и С. Прокофьеф (балет «Ромео и Джульета»). Музыку к кинофильмам писали И. Дунаевский, братья Дм. и Дан. Покрасс и др. Сразу популярными становились песни М. Блантера и В. Соловьева-Седового на стихи М. Исаковского, А. Суркова, В. Лебедева-Кумача. Повсюду в стране и за рубежом распевали песню «Катюша» (1939 г.: музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского).

В то же время уже в 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в результате чего были ликвидированы все разноплановые литературные объединения и группировки и создан единый Союз писателей СССР. Первый съезд писателей состоялся в 1934 г. Впоследствии аналогичные единые союзы были созданы среди композиторов, архитекторов и других деятелей творческой интеллигенции. Литература и искусство оказались под неусыпным жестким и партийно-государственным контролем. Главным творческим методом в литературе и искусстве объявлялся социалистический реализм, что обязывало писателей, художников и композиторов создавать произведения на основе партийных установок. В литературе первостепенное внимание рекомендовалось уделять производственной теме, отражать героические усилия народа в период индустриализации и коллективизации. Появилась «производственная» проза. В романах и повестях Ф. Панферова «Бруски», М. Шагинян «Гидроцентраль», Ф. Гладкова «Энергия» и многих других объектом изображения стали трудовые подвиги и производственные отношения рабочих и крестьян. Реальностью стала модель «социального заказа».

В 30-е гг. многие выдающиеся деятели литературы и искусства вынуждены были работать, не надеясь на прижизненную публикацию или общественное признание своих произведений. Такова была судьба романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, повести «Котлован» и романа «Чевенгур» А. Платонова, поэмы «Реквием» А. Ахматовой и ряда других. К числу запрещенных писателей и поэтов были отнесены С. Есенин, М. Цветаева, М. Зощенко.

Травля и грубая критика стали уделом многих талантливых представителей советской культуры. Музыкальные произведения Д. Шостаковича объявлялись сумбуром, театральные постановки В. Мейерхольда – формализмом и т. п.

В результате репрессий погибли поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, писатели И. Бабель, Д. Хармс, Б. Пильняк, режиссер В. Мейерхольд и многие другие.

В изобразительном искусстве в качестве образца пропагандировались только художники-передвижники XIX в. Другие направления или отвергались, или замалчивались. Так было с работами П. Филонова и К. Малевича – ярких представителей русского авангарда в живописи. В то же время на многих полотнах художники в 30-е гг. изображали Сталина, что свидетельствовало о благонадежности живописца.

В 30-е гг. советское правительство продолжало целенаправленную политику государства на разгром религиозных организаций в СССР, в которых компартия видела своего врага. Были закрыты или разрушены многие православные монастыри, соборы, церкви, а также культовые здания других религиозных конфессий. Лишь за один 1929 г. в стране было закрыто 1119 церквей. В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя. Все это привело почти к полному истреблению легального духовенства.

Трагедией стал раскол отечественной культуры, когда многие ее деятели оказались в эмиграции. Однако, несмотря на оторванность от Родины, русские эмигранты вели интенсивную творческую жизнь. Выходили газеты и журналы на русском языке, издавались книги, устраивались выставки. В 1933 г. писателю И. Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он стал первым русским писателем, удостоенным столь высокого признания.

Среди изгнанников были философы Н. Трубецкой и Л. Карсавин (расстрелян после занятия советскими войсками Прибалтики в 1940 г.). Осмысливая исторический путь России, они основали достаточно одиозное евразийское движение, главной задачей которого было доказать, что Россия принадлежит к двум мирам – Европе и Азии, что у России особое место в истории – быть связующим звеном между двумя этими континентами.

Выходец из России инженер и изобретатель В. Зворыкин в 1931 г. в США создал иконоскоп – первую передающую телевизионную трубку. Российский авиаконструктор И. Сикорский основал в США фирму, где им были сконструированы и запущены в серию военные и пассажирские самолеты и вертолеты, получившие международное признание.

К концу 30-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов и по темпам подготовки специалистов. В то же время огосударствление культуры, науки и образования дополнилось в 30-е гг. тотальной политизацией и идеологизацией. Даже буквари стали инструментом для нужной ориентации юного человека, входившего тогда в политический мир. В борьбе за умы детей тоталитарная система одержала победу над семьей. Советские буквари воспитывали у детей не только готовность к подвигу, но и жертвенность: «Товарищ Ворошилов, я быстро подрасту и встану вместо брата с винтовкой на посту». Непременным элементом школьной образовательной программы являлась подготовка к будущей войне.

Наряду с темой внешнего врага в учебниках обязательно присутствовала тема «врага народа». Версия об их существовании внедрялась в головы детей на уровне подсознания, а имена «врагов народа» вымарывались из учебников в обязательном порядке.

Для детей того времени радио, кино и трактор были реальными чудодеяниями советской власти, рядом с которыми меркли «поповские сказки», поэтому школьники легко врастали в тоталитарное общество.

Пропагандистская работа принимала все более однобокий характер. В условиях ликвидации безграмотности взрослых, совпавшей с новым витком обострения классовой борьбы, азы преподаваемой грамоты обязательно сочетались с базовыми политическими установками ВКП(б). Обучающийся должен был наряду с основами грамоты получать полную меру политических знаний. Каждый урок на селе завершался, например, впечатыванием в мозг лозунгов: «Не кланяйся кулакам», «Коммуна – кулаку мука» (Сибирский букварь для взрослых). Такая психологическая «социализация» личности создавала нужную власти перспективу успешности намечаемых компартией преобразований.

В СССР к концу 30-х гг. сложилась целостная политико-общественно-экономическая система – социализм, означавшая обобществление частной собственности. Социализм был «государственным», так как функции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись не обществом, а лично Сталиным и партийно-государственным аппаратом. (Как показал исторический опыт, иного «негосударственного» социализма не может быть в принципе).

Объективно главной исторической задачей, которая ценой огромных жертв решалась в ходе строительства социализма в СССР, был форсированный завершающий рывок от аграрного общества к индустриальному. Эту систему целый ряд исследователей определяет как левототалитарный режим.

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры. Культурная революция - была важнейшим условием построения социализма:

Разворачивается подготовка кадров через Коммунистический университет им. Свердлова;

Создается сеть общественных культурно-просветительских, литературно-художественных организаций;

Ведется активная работа по налаживанию диалога с представителями старой интеллигенции;

Формируется система образования и воспитания в рамках создания единой трудовой школы;

Проводится работа по формированию рабоче-крестьянской интеллигенции;

Возрождается система научных учреждений царской России, наряду с привлечением более 800 ученых и специалистов к научному сотрудничеству;

В литературе появляется целое направление, в которой революция занимает особое место - А. Блок, А. Белый, В. Маяковский Ф. Гладков, А. Серафимович, А. Фадеев;

Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми отстаивали в своем творчестве М.Булгаков, М. Цветаева, О. Мандельштам, особняком стояли А.Толстой и Б. Пастернак.

Постановлением от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» многочисленные объединения были ликвидированы. Вместо них в 1934 г. был создан Союз советских писателей.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, результатом работы которой стала ликвидация неграмотности уже в 1930 г.

В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты. Оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партийные и комсомольские работники.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.



В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР. Было создано более 850 научно-исследовательских институтов (НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.Н. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица, атомного ядра И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др., физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 1930-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение нового человека. Члены ЦК, как правило, лично просматривали новые фильмы.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим контролем партии и органов. Деятелям культуры оказывалась необходимая помощь словом, делом и финансами. В результате в стране в этот период были созданы многие шедевры культуры, литературы и искусства, которые поражают своим талантом и сохраняют свою актуальность до сих пор.

Итоги культурного развития:

Достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмотности;

Происходит подъем творческой интеллигенции;

Создаются новые и возрождаются старые творческие объединения;

Появляются множество классических произведений, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

Но вместе с тем, культура стала частью государственной политики, попав под жесткий партийно-государственный контроль.

Лекция № 14

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий