Познание. Творческое объединение Объединение групп одного направления разных профилей

Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей

Кружок

Кружок – одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем – как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.

Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы , на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок – это среда общения и совместной деятельности , в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени – от личных качеств педагога – руководителя.


Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно – практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии – диалога равных партнеров.

Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Студия

Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского «студия» - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких – либо действий, знаний, умений.

Первый смысл слова « студия » таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.

Студия обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая или музыкально – фольклорная студия, студия моды и др. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, музыкального и др.).


В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства » программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

Среди педагогических задач объединения – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т. п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:

учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач

индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно – полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого « продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.

Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») – объединение детей - исполнителей или небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих совместно как единый творческий исполнительский художественный коллектив. В нем могут быть подструктуры и подгруппы, но сохраняется общая устремленность. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный и др.

Театр

Театр – творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Оркестр

Оркестр – группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.

Класс

Класс в системе дополнительного образования – это группа учащихся, обычно одного возраста, занимающихся под руководством педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, скрипки, живописи, композиции и др.

Школа

Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Учащиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.

Для школ характерны следующие отличительные признаки:

наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе

решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач

приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности

наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов

четко обозначенные условия набора и обучения

наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.)

организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом

наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана, устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.

В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать:

приоритет педагогических задач (школы профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.)

степень выраженности профиля деятельности (профильные школы, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля)

ориентация на особенности развития детей (школы для одаренных детей, детей – инвалидов)

В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания, школа юного инспектора дорожного движения).

Мастерская

Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой – либо продукции или выполнением услуг. Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу – производство» учеников, последователей.

В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:

принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.)

приоритет целей обучения и предметно – практических задач

ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий

демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.)

Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно – прикладного творчества. В основе образовательного процесса – изготовление чего – либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.

Лаборатория

Лаборатория – детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.

Проектирование – ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории – развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.

Секция

Секция – объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.

Салон

Салон – объединение детей, в основе которого широко развернутое на социум общение детей и подростков: встречи с гостями, обсуждение различных вопросов, демонстрация и распродажа своих работ.

Клуб

Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).

Клубы организуются с целью создания условий для общения, развития способностей и талантов детей, а также - для целенаправленной организации их свободного времени . Они успешно развиваются и достигают цели – развитие личности – только там, где преобладают социально – значимые потребности и возможности полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.

Кроме того, клуб решает задачи:

удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности

расширения кругозора по широкому кругу проблем

предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе

В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи – это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.

Главные принципы организации деятельности клуба

Добровольность членства

Самоуправление

Единство цели

Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой)

Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие)

Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически – преобразующая, рекреационная)

Отсутствие взаимного давления

Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера

Личностный комфорт

Ориентированность на перспективу

Широкие возможности для выбора единомышленников

В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т. д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)

Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)

Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же – председатель Совета клуба. Клуб – самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.

Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.

Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально – техническую базу.

Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.

В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни – тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно – полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.

Планирование работы клуба – длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1 этап – анализ деятельности за прошедший период, который включает: выявление проблем (что не удовлетворяет в результатах деятельности?), выявление причин появления проблем, определение направления преобразований.

2 этап – постановка целей и задач на новый учебный год. Цель – образ желаемого результата, который можно достичь к определенному времени.

Цель должна обладать свойствами:

Полнотой содержания

Контролируемостью ожидаемого результата

Временной определенностью

Реальностью

Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

3 этап – определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.

4 этап – рассмотрение проекта плана, определение сроков исполнения и ответственных.

5 этап – утверждение плана на педагогическом или методическом совете.

Продуманная и целенаправленная организационная деятельность и общение в клубе (усилиями педагога, коллектива, учреждения и др.) как в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы и т. д.

Перспективной становится деятельность тех клубных объединений, где по каждому конкретному направлению соединяются самые разнообразные формы работы, учитываются и целесообразно используются возможности образовательных, культурно – просветительских, спортивных и др. учреждений.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба – быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.

Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган – информационный бюллетень , газету.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.

Типология клубов еще полностью не разработана, но уже сегодня их можно классифицировать:

по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. Клубы могут иметь одно направление работы: общественно – политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т. п. или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи

по преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.

1) Учебные – лектории, клубы интересных встреч, т. е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.

2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)

3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т. п. по степени организованности: официальные, неофициальные.

В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д.

От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.

Расширить кругозор ребенка, а также "проявить" всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование , которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.

Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:

  • добровольной основе;
  • возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
  • проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
  • режиме труда и отдыха;
  • индивидуальном подходе.

Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.

Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Формы детского дополнительного образования

Кружок

Кружок (творческий, предметный) - объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт. Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы. Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.

Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).


Ансамбль

Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).

Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.

Студия

Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.

Школа

Школа – форма дополнительного образования , учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.

Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы

Театр

Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).

Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий , преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.


Факультатив

Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.

Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы. На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий. Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.

Репетиторские занятия

Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.

Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.


Центр творчества и развития

Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.

Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников , установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).

Клуб

Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общеобразовательной системы . Благодаря разнообразию его форм становится возможным с раннего детства развить в ребенке его творческий потенциал и индивидуальность.

Что представляет собой творческий коллектив? К данному термину можно отнести группу Творческий коллектив вполне можно назвать организованным вариантом художественной, технологической, педагогической, исполнительной деятельности. Созданная группа реализует сумму ценностей и норм в соответствии с позициями и функциями совместной деятельности участников и руководителя.

Принципы организации

Творческий коллектив должен справляться с задачами, поставленными перед ним. В педагогическую деятельность входит обучение, воспитание, образование всех его участников. Обучение направлено на овладение участниками теоретических знаний и практических умений работы с разнообразными художественными произведениями, их исполнением.

Творческий коллектив систематически расширяет свой кругозор в области искусства и культуры, является активным участником общественной жизни.

Воспитание предполагает формирование в его участниках эстетических, нравственных, физических, художественных качеств.

Художественные технологии

Создание творческого коллектива предполагает серьезную работу не только руководителя, но и всех его членов. Во время их совместной деятельности осуществляется преобразование различного исходного материала в сценическое произведение, которое представляется на "суд зрителей". Исполнительная деятельность предполагает разные варианты: концерты, спектакли, праздники. Например, детский творческий коллектив принимает активное участие в разнообразных тематических вечерах, музыкальных гостиных, праздничных концертах.

Для создания самостоятельных творческих групп не нужны специальные административные приказы.

Задачи и принципы

Деятельность творческого коллектива направлена на развитие индивидуального потенциала его участников. Его организаторы должны ответственно подходить к формированию и развитию созданных объединений, развивать их с учетом субъективных и объективных факторов.

Основным пунктом формирования новой группы является учет потребностей общества. Организация творческого коллектива предполагает тщательное предварительное изучение его создателем всех реальных запросов людей различных возрастов и социальных категорий. Необходимо учесть и материальные возможности для появления новой группы. Сложно будет создать полноценный художественно-творческий коллектив без материальной базы и профессионального руководителя.

Важные факты

Условием жизнеспособности самодеятельной группы является наличие четкой, обоснованной цели. Необходимо увязать с ней интересы, желания каждого участника. Только при решении этой сложной задачи можно рассчитывать на отсутствие конфликтов внутри создаваемого коллектива.

Руководитель должен найти способ активизации творческого потенциала всех участников, направления его в нужное русло. Методика работы зависит от индивидуальных способностей, свойств участников. Для того чтобы справиться с этой сложной задачей, руководитель должен знать физические, психологические, творческие, художественные свойства каждого члена группы.

Развитие творческого коллектива позволяет обеспечивать возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.

Для сознательного и планомерного направления его деятельности важно владеть информацией о качественных особенностях его членов, этапах развития. Основным качеством такой организации являются внутригрупповые высокоразвитые отношения с обществом.

Как функционируют крупные творческие коллективы? Москва - город больших возможностей, поэтому создаваемые творческие объединения тесно сотрудничают с разнообразными социальными группами, демонстрируя им продукты совместного труда.

Специфика образования

Можно ли создать из любительских групп полноценные профессиональные творческие коллективы? Москва - столица России, поэтому именно здесь формируется максимальное количество разнообразных объединений художественной направленности. Для того чтобы группа стала полноценным "организмом", необходимо соблюдать определенные условия.

В первую очередь отметим наличие общей цели у всех ее членов. На стадии образования особое внимание необходимо уделять сотрудничеству между представителями кружка, умению их согласовывать совместную деятельность.

В качестве благоприятных мотивов, влияющих на участие в новом коллективе, отметим осознанную мотивацию, стремление к общению между кружковцами, желание улучшать репутацию коллектива, рекламировать любимое занятие.

Совместное действие выстраивается на взаимном уважении, постановке в качестве основной цели развития создаваемого коллектива.

Методы работы

Для того чтобы понять, какие творческие коллективы будут успешными, необходимо остановиться на методах работы с ними. Нельзя упускать из виду тот факт, что основным предметом деятельности любого такого объединения является искусство, а основной целью считается удовлетворение духовных и эстетических потребностей всех участников. Педагогическая деятельность осуществляется путем вовлечения в социально-культурную и художественно-творческую деятельность исполнителей. Она реализуется в процессе репетиций, занятий, концертных выступлений.

Характеристика творческого коллектива неразрывно связана со спецификой его деятельности. Недостаточно просто научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, овладеть актерским искусством, важно получить навыки коллективной деятельности, умения выстраивать взаимоотношения с остальными представителями творческого объединения. Самодеятельность не предполагает «ученических» занятий, сразу осуществляется подготовка к выходу на настоящую сцену.

Алгоритм действий

Перед руководителем стоит задача - развить у членов его объединения специальные исполнительские навыки, умения. Сначала осуществляется знакомство с основами искусства, прививаются эстетические знания, затем наблюдается плавный переход к исполнительской практике.

Классификация занятий

В зависимости от специфики творческого коллектива, допускается проведение теоретических и практических видов занятий. Нет какой-то единой теоретической методики, по которой могут проводиться теоретические занятия для творческих объединений.

В одних случаях на них предполагается отведение специальных часов, в других ситуациях их просто включают в практические занятия. Например, при отработке танцевальных движений, разучивании музыкальных партий участники сначала изучают теорию и только после этого переходят к отработке полученной информации.

Это особенно актуально для:

  • хоровых, оркестровых объединений, в которых осуществляется изучение музыкальной литературы, сольфеджио, нотной грамоты, исполнительского искусства;
  • театральных студий, где предполагается изучение культуры речи, истории театрального искусства, музыкальной литературы;
  • хореографических, в которых происходит знакомство с анатомией и физиологией человека, хореографическим искусством, историей и особенностями народного костюма.

Методы теоретической работы

Теоретическая деятельность предполагает применение определенных методов работы. Остановимся подробнее на некоторых из них. Например, информационный рассказ, описание, беседа, объяснение (словесные виды) помогают руководителю творческого объединения знакомить коллектив с теми нюансами, без которых невозможно будет выстроить выступление.

Наглядные виды работы: демонстрация явлений, процессов, дидактического материала, изображений, карт - способствуют визуальному восприятию рассматриваемого материала.

Практическая деятельность

Самым эффективным является показ реальных процессов, отдельных движений, конкретных предметов. Также работа творческих объединений выстраивается на усовершенствовании, приобретении навыков. Разновидностью практических занятий являются этюды. Это упражнения, которые способствуют развитию и совершенствованию технического мастерства, актерской техники.

В этюд включаются несколько действий, которые разработаны преподавателем.

Для создания собственного репертуара пользуются проектной методикой, собирая материал, подбирая костюмы для концертных выступлений.

Описание и объяснение подходят для тех случаев, когда участник коллектива не «схватывает» сути движения, особенностей музыкальной партии.

Овладение техникой пения, приемами игры на музыкальных инструментах осуществляется посредством их первоначальной демонстрации преподавателем (руководителем коллектива).

Уровень умений и навыков каждого представителя творческой группы является показателем исполнительского мастерства коллектива. От этого зависит выбираемый репертуар, популярность.

Руководитель объединения в своей работе часто использует обучающие игры, тренинги, осуществляет периодический контроль и коррекцию навыков и умений, приобретаемых подопечными.

Под репертуаром подразумевается совокупность всех произведений, которые будут исполняться творческим коллективом. Его по праву можно назвать "лицом" любого музыкального или художественного объединения.

Именно по нему зрители создают свое первое впечатление о художественной и общественной значимости творческого объединения.

При подборе концертного репертуара руководитель коллектива опирается на социальный запрос, пожелания артистов, их возможности.

Репертуар имеет важную воспитательную функцию, причем не только для зрителей, но и для самих исполнителей.

Классификация коллективов

Существует условное подразделение их на типы по разным признакам:

  • возрастные особенности предполагают создание юношеских, детских, взрослых объединений;
  • организационные признаки позволяют образовывать ансамбли, студии, кружки;
  • с учетом тематики и репертуарных признаков возможно создание классических, современных, народных коллективов.

Также при организации нового творческого коллектива перед руководителем стоит ответственная задача - объединение индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, их навыков, умений, способностей. Например, в репертуаре могут быть использованы как сольные, так и коллективные выступления. Допускается объединение нескольких тематических номеров, например при подготовке к определенному празднику.

Заключение

В настоящее время вопросы, связанные с созданием творческих коллективов, являются актуальными, заслуживающими особого внимания. Практически в каждой образовательной организации есть свое творческое объединение, имеющее определенное направление деятельности. К примеру, все чаще в средних школах появляются вокальные группы среди не только школьников, но и их педагогов. В медицинских организациях врачи объединяются в коллективы художественной самодеятельности, клубы веселых и находчивых.

Безусловно, первичные клубы, объединения носят любительский характер, они не являются профессиональными творческими коллективами. Но можно привести массу примеров, когда из небольшой группы образовывались творческие ансамбли, обладающие высоким профессиональным уровнем. Среди детских коллективов, известных не только в Москве, но и далеко за ее пределами, можно отметить вокальный ансамбль «Непоседы».

Данное творческое объединение стало настоящей "кузницей кадров" для профессиональной сцены. Безусловно, заслуга того сценического профессионализма, который приобретают в студии юные вокалисты, принадлежит ее руководителю. В работе детского коллектива активно применяются разнообразные виды деятельности, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, подбираются специальные методики для личностного роста.

Несмотря на компьютеризацию, которая присуща двадцать первому веку, люди не перестали посещать разнообразные концерты, с удовольствием смотрят выступления самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, создаваемых в нашей стране и за ее пределами.

«ФОРМЫ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Детское творческое объединение дополнительного образования

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей осуществляется через различные объединения детей по интересам. Образовательное объединение учреждения дополнительного образования детей - это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год.

Детское творческое объединение дополнительного образования - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения.

Детское творческое объединение - ключевое понятие для педагогики дополнительного образования детей. Характеризует сущность любой из устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. В социально - педагогическом плане - это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития. При образовательных объединениях могут организовываться временные объединения детей, группы.

Специфика форм детских творческих объединений

Форма - это установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо. Кроме того, что в отношении образовательного процесса представляется более важным, под формой понимается некая сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами.

Существуют различные подходы к определению отличительных черт той или иной формы объединения. Однако все подходы опираются на общие основания для дифференциации форм детских образовательных объединений:

  • приоритет и уровень педагогических задач;
  • содержание образовательного процесса: широта и глубина содержания; количество предметов, профилей, направлений деятельности, их итегрированность;
  • особенности организации образовательного процесса: условия и принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года); наличие органа самоуправления; наличие ступеней обучения; система учета и контроля знаний, умений, навыков;
  • уровень (качество) образовательных результатов: учебные, собственно воспитательные результаты, творческие достижения обучающихся и пр.)
  • обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т.д.

Классификация видов детских творческих объединений

в учреждении дополнительного образования детей

Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие)2.

Многие детские объединения учреждений дополнительного образования детей по содержанию и организации деятельности «переросли» кружок; находятся в поиске своего «творческого лица», но затрудняются в выборе нового облика.

Кружок

Кружок - одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре учреждения дополнительного образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеурочной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.

Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени - от личных качеств педагога - руководителя.

Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии - диалога равных партнеров.

Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету (виду деятельности), соответствующие программным требованиям педагога.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т.д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Студия

Студия - творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.

Студия обычно создается в художественно-эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т.п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей обучающихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая или музыкально-фольклорная студия, студия моды и др.

В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства» программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

Среди педагогических задач объединения - создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т.п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:

  • учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач;
  • индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно - полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого «продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.

Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») - объединение детей- исполнителей или небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих совместно как единый творческий исполнительский художественный коллектив. В нем могут быть подструктуры и подгруппы, но сохраняется общая устремленность {13}. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный и др.

Театр

Театр - творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Оркестр

Оркестр - группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.

Класс

Класс в системе дополнительного образования - это группа обучающихся, обычно одного возраста, занимающихся под руководством педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, скрипки, живописи, композиции и др.

Школа

Школа - это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Обучающиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.

Для школ характерны следующие отличительные признаки:

  • наличие концепции школы, представленной в уставе, положении или программе деятельности школы;
  • решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач;
  • приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности;
  • наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов;
  • четко обозначенные условия набора и обучения;
  • наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.);
  • организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом;
  • наличие, прошедших экспертизу и лицензирование, образовательной программы и учебного плана, устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.

В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать:

  • приоритет педагогических задач (школы профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.);
  • степень выраженности профиля деятельности (профильные школы, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля);
  • ориентация на особенности развития детей (школы для одаренных детей, детей - инвалидов).

В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания, школа юного инспектора дорожного движения).

Мастерская

Мастерская - это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно-прикладного творчества {13}. В основе образовательного процесса - изготовление чего-либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита - если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.

Отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:

  • принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.);
  • приоритет целей обучения и предметно-практических задач;
  • ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;
  • демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.).

Лаборатория

Лаборатория - детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.

Проектирование - ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории - развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог - направляющий, помощник, координатор исследования.

Секция

Секция - объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.

Салон

Салон - объединение детей, в основе которого широко развернутое на социум общение детей и подростков: встречи с гостями, обсуждение различных вопросов, демонстрация и распродажа своих работ.

Клуб

Клуб - это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентацией. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).

Клубы организуются с целью создания условий для общения, развития способностей и талантов детей, а также - для целенаправленной организации их свободного времени. Они успешно развиваются и достигают цели - развитие личности - только там, где преобладают социально-значимые потребности и возможности полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.

Кроме того, клуб решает задачи:

  • удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности;
  • расширения кругозора по широкому кругу проблем;
  • предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе.

В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи - это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.

Главные принципы организации деятельности клуба:

  1. Добровольность членства.
  2. Самоуправление.
  3. Единство цели.
  4. Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой).
  5. Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие).
  6. Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически - преобразующая, рекреационная).
  7. Отсутствие взаимного давления.
  8. Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера.
  9. Личностный комфорт.
  10. Ориентированность на перспективу.
  11. Широкие возможности для выбора единомышленников.

В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т.д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)

Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)

Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же - председатель Совета клуба. Клуб - самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.

Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.

Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально-техническую базу.

Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.

В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни - тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно-полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.

Планирование работы клуба - длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.

Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган - информационный бюллетень, газету.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.

Клубы можно классифицировать: по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. Клубы могут иметь одно направление работы: общественно-политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т.п. или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи. По преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.

1) Учебные - лектории, клубы интересных встреч, т.е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.

2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)

3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т.п. по степени организованности: официальные, неофициальные.

В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т.д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т.д.

Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы детских творческих объединений, которые актуальны и наиболее эффективны. Поэтому возможны различные пути поиска новых форм или преобразования существующих традиционных форм детских объединений.

Реализация рекомендаций настоящего инструктивно- методического письма позволит определить отличительные характеристики детских творческих объединений в образовательных учреждений системы дополнительного образования детей и методически грамотно разработать нормативно-правовую базу.

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

3. А. Каргина,

кандидат педагогических наук, доцент,

руководитель структурного подразделения

«Дополнительное образование детей» ГОУ Методический центр

Северного учебного округа г. Москвы


Продолжая серию публикаций по проблемам организации дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, в этой статье рассмотрим некоторые подходы к организации воспитания в детском объединении.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:

– основы профессионального воспитания;

– основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

– культура организации своей деятельности;

– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

– знание и выполнение профессионально-этических норм;

– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– коллективная ответственность;

– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

– толерантность;

– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

– стремление к самореализации социально адекватными способами;

– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т. е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т. е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования (см. Приложение).

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;

– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании , создает каждому «ситуацию успеха»;

– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;

– создает условия для развития творческих способностей учащегося.

К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «вне-учебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися. От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.

Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания (о чем уже было сказано выше).


МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:

Система оценок названных поведенческих проявлений :

0 баллов – не проявляется,

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий