Черносотенцы социальный состав. Черносотенные партии. Безграничная преданность самодержавию

Союзник ».

Социальную основу этих организаций составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании уваровской формулы «Православие, Самодержавие, Народность» . Период особой активности черносотенцев пришелся на интервал с по 1914 год .

Идеология

Часть черносотенного движения возникла из народного движения за трезвость. Трезвенничество черносотенными организациями никогда не отрицалось, более того, часть черносотенных ячеек были оформлены как общества трезвости, чайные и чтения для народа.

В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность. Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля .

Следует отметить, что конструктивная часть черносотенных идей (имеются в виду как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы) предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии), и некоторое обуздание эксцессов капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии.

История

Черносотенцы
Организации
Русское собрание
Союз Русского народа
Союз Михаила Архангела
Всероссийский Дубровинский
Союз Русского народа
Русская монархическая
партия
Союз русских людей
Священная дружина
Всероссийский съезд русских людей
Царско-народное мусульманское общество
Лидеры
Александр Дубровин
Антоний Храповицкий
Владимир Грингмут
Владимир Пуришкевич
Иван Кацауров
Иоанн Восторгов
Орлов, Василий Григорьевич
Иоанн Кронштадтский
Николай Марков
Павел Крушеван
Серафим Чичагов
Эммануил Коновницын
Преемники
Вячеслав Клыков
Леонид Ивашов
Михаил Назаров
Александр Штильмарк
  • Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени , предводимого Кузьмой Мининым , которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели» (В России XIV-XVII веков «чёрными» назывались земельные наделы чёрносошных крестьян и тяглого городского населения. В исторических источниках «чёрные» земли противопоставляются «белым» землям, которые находились во владении феодалов и церкви).
  • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и его традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

Первой организацией черносотенного толка стало «Русское собрание », созданное в 1900 году .

Существенным источником финансирования черносотенных союзов были частные пожертвования и сбор.

По мнению ряда учёных, участие известных деятелей в черносотенных организациях было впоследствии существенно преувеличено. Так, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев считает, что

Современные правые… любят увеличивать этот и без того длинный список за счёт тех деятелей русской культуры, которые формально не состояли в черносотенных союзах, но не скрывали свои правые взгляды. К ним относятся, в частности, великий Д. И. Менделеев , художник В. М. Васнецов , философ В. В. Розанов …

«Чёрная Сотня» 1905-1917 годов - это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз русского народа », «Союз Михаила Архангела », «Русская монархическая партия », «Союз русских людей », «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства», «Русское собрание» и другие.

Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Земщина», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости », «Киевлянин» , «Гражданин», «Свет».

Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин , Владимир Пуришкевич , Николай Марков , князь М. К. Шаховской.

Черносотенные организации начали своё формирование не до , а после первой, самой сильной волны погромов. Тем не менее черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости», где было сосредоточенно более половины всех членов Союза русского народа и других черносотенных организаций. По мере разворачивания деятельности черносотенных организаций волна погромов начала спадать, на что указывали многие видные деятели данного движения и признавали политические противники. После организации черно­сотенного движения было зафиксировано всего два крупных погрома. Оба они произошли в 1906 году на территории Польши , где русские черносотенцы не имели влияния .

Лидеры черносотенного движения и уставы организаций декларировали законопослушный характер движения и осуждали погромы. В частности, председатель Союза русского народа А. И. Дубровин в специальном заявлении в 1906 году определил погромы как преступление. Хотя борьба с «еврейским засильем» была одной из основ движения, но его лидеры разъясняли, что она должна вестись не насилием, а экономическими и идеологическими методами. Черносотенными газетами не было опубликовано ни одно­го прямого призыва к еврейскому погрому .

Террор против «чёрной сотни»

Радикальными социалистическими партиями была развёрнута кампания террора против «чёрной сотни». Лидер социал-демократов В. И. Ленин писал в 1905 году

Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. д.

По поручению Петербургского комитета РСДРП было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода , состоявшие членами Союза русского народа . Сначала большевистскими боевиками были брошены две бомбы, а затем выбегавших из чайной расстреливали из револьверов. Большевиками были убиты двое и ранены пятнадцать человек. .

Революционные организации осуществили множество террористических актов против членов правых партий, преимущественно против председателей местных отделов Союза русского народа. Так, по сведениям департамента полиции, только в марте 1908 года в одной Черниговской губернии в городе Бахмаче была брошена бомба в дом председателя местного союза СРН, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов .

Ослабление и конец черносотенного движения

Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русское радикальное правое движение с самого своего появления на российской общественной сцене оставалось недоразвитым по следующим причинам:

  • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить позитивную программу по тогдашним запросам к политической идеологии; объяснение всех проблем и бед общества подрывной деятельностью евреев казалось чрезмерно односторонним даже для тех, кто не симпатизировал евреям;
  • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
  • Непрерывные расколы и внутренние распри в черносотенном движении, сопровождавшиеся многочисленными скандалами и взаимными обвинениями (в том числе, в тяжких уголовных преступлениях) подрывали общественное доверие к движению в целом; например, известнейший деятель правого движения о. Иоанн Восторгов обвинялся правыми же политическими конкурентами в отравлении правого политического деятеля П.А. Крушевана , убийстве собственной жены из желания стать архиереем, раскрадывании сумм монархических организаций;
  • Сформировалось устойчивое общественное мнение о том, что черносотенное движение тайно финансируется из секретных сумм Министерства внутренних дел, а все конфликты в движении имеют причиной борьбу за доступ отдельных лиц к этим суммам;
  • Неблагоприятное воздействие на общественное мнение о черносотенцах оказало участие последних в убийствах депутатов Думы М.Я. Герценштейна и Г.Б. Иоллоса ; а также выдвинутые бывшим премьер-министром графом С.Ю. Витте обвинения в попытке его убийства путем взрыва дома;
  • Деятельность депутатов правой фракции в III Государственной думе , прежде всего В.М. Пуришкевича и Н.Е. Маркова 2-го , носила провокационный, эпатажный характер и сопровождалась многочисленными скандалами, не способствовавшими формированию уважения к данным политическим деятелям; деятельность А.Н. Хвостова в качестве министра внутренних дел закончилась громким скандалом, связанным с его предполагаемой попыткой организовать убийство Г.Е. Распутина и последующей быстрой отставкой.

Несмотря на определённые политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многоэтническом, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и часть своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма.

Определенную конкуренцию с черносотенным движением составил Всероссийский национальный союз и связанная с ним фракция националистов в III Думе. В 1909 году произошло слияние фракции умеренно-правых с национальной фракцией. Новая русская национальная фракция (в просторечии «националисты»), в отличие от правых, сумели поставить себя таким образом, что их голоса совместно с октябристами образовывали проправительственное большинство Думы, в то время как в голосах правых правительство потребности не имело. Незначимость голосов своей фракции при голосовании правые депутаты компенсировали агрессивным, провокационным поведением, что еще более превращало членов фракции в политических изгоев.

Примечания

Ссылки

  • Молодцова М. С. Черносотенные союзы: на защите самодержавия
  • Молодцова М. С. Черносотенцы в борьбе с революционным движением в 1905-1907 гг.. Уроки Первой русской революции".
  • Молодцова М. С. Черносотенные союзы в сетях противоречий (1907-1913 гг.)
  • Молодцова М. С. Черносотенцы: уход с политической арены
  • Лебедев С. В.
  • Омельянчук И. В. Социальный состав черносотенных партий в начале XX века
  • Алексеев И. Е. Чуваши-черносотенцы. «Постановочные» заметки о деятельности чувашских отделов русских право-монархических организаций
  • Степанов С. А. «Черносотенный террор 1905-1907 гг.»
  • Степанов С. А. РУССКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ОПРИЧНАЯ МОНАРХИЯ
  • Ганелин Р. Царизм и черносотенство
  • Ганелин Р. От черносотенства к фашизму // Ad hominem. Памяти Николая Гиренко. СПб.: МАЭ РАН, 2005, с. 243-272
  • Лебедев С. В. Идеология правого радикализма начала XX-го века
  • Кротов Я. Г. ЧЕРНАЯ СОТНЯ передача «С христианской точки зрения» от 07.07.2005 на Радио Свобода
  • Витухновская М . Чёрная сотня под финским судом Журнал «Нева» № 10 2006
  • Langer Jacob. CORRUPTION AND THE COUNTERREVOLUTION: THE RISE AND FALL OF THE BLACK HUNDRED
  • Рецения на книгу С. А. Степанова «Чёрная сотня» в журнале «Народ Книги в мире книг»
  • Размолодин М. Л. Консервативные основы политической проблематики в идеологии чёрной сотни (рус.) . Сайт «Хронос». Архивировано
  • Размолодин М. Л. Инородческая проблематика в идеологии чёрной сотни (рус.) . Сайт «Хронос». Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 11 апреля 2012.
  • Размолодин М. Л. Имперская проблематика в идеологии чёрной сотни (рус.) . Сайт «Хронос». Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 11 апреля 2012.
  • Размолодин М. Л. Защита христианской традиции как основная функция чёрной сотни (рус.) . Сайт «Хронос». Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 11 апреля 2012.
  • Размолодин М. Л. Еврейский вопрос в идеологии чёрной сотни (рус.) . Сайт «Хронос». Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 11 апреля 2012.
  • Размолодин М. Л. О критериях отнесения к черносотенному сегменту (рус.) . Сайт «Хронос». Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 11 апреля 2012.
  • Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (рус.) . Сайт «Хронос». Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 11 апреля 2012.

Союз Русского Народа, массовая патриотическая организация. Возникла в октябре 1905 году в Петербурге для борьбы с революционным движением, иудейским и либерально-масонским подпольем. Основатель Союза - врач А. И. Дубровин (председатель Главного Совета). Союз объединил наиболее сознательную, национально мыслящую часть русского народа - горожан, помещиков, интеллигенцию.

В патриотической деятельности “Союза Русского Народа” принимали участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые, писатели, люди искусства. Среди них сам царь Николай II , свв. Иоанн Кронштадтский и будущий патр. Тихон , архим. Антоний (Храповицкий), протоиер. Иоанн Восторгов , протоиер. Михаил Алабовский, архим. Почаевской лавры Виталий (Максименко), архим. М. Гневушев; государственные деятели (министры, члены Государственного Совета и Государственной Думы)...

Союз Русского Народа (Степанов, 2008)

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА (СРН), крупнейшая черносотенная организация, созданная в н. XX в. для борьбы с революцией под лозунгом «Православие, Самодержавие, Русская Народность».

СРН был создан в октябре - ноябре 1905 в самый разгар революции. Вдохновителем его создания был иг. Воскресенского миссионерского монастыря близ ст. Любань под С.-Петербургом Арсений (Алексеев), который в своих воспоминаниях о событиях окт. 1905, непосредственно предшествовавших учреждению СРН, подчеркивал, что Союз был создан по прямому и недвусмысленному повелению Божией Матери. Первый казначей СРН купец И. И. Баранов в показаниях Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства заявил, что первое организационное собрание состоялось 22 окт. 1905 в праздник Казанской иконы Божией Матери (память освобождения Москвы от поляков в 1612) у него на квартире...

Черносотенцы (КПС, 1988)

ЧЕРНОСОТЕНЦЫ - участники боевых организаций крайне монархического толка в России в 1905-1907 годы, так называемых «черных сотен» *, созданных при поддержке правительства и осуществлявших в контакте с полицией погромы и бандитские нападения на революционных рабочих, демократическую интеллигенцию и их организации. Особое распространение получили в годы столыпинской реакции (1908-1912). Название стало нарицательным для характеристики представителей крайне реакционных течений и организаций.

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 457.

Союз Русского Народа (Орлов, 2012)

«СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА» - массовая организация черносотенцев, объединявшая представителей консервативных кругов (помещиков, мелкой городской буржуазии, духовенства, деклассированных городских элементов, части интеллигенции, рабочих и крестьян). Основан в октябре 1905 г. А. И. Дубровиным (пред. Главного совета), В. М. Пуришкевичем, В. А. Грингмутом и др. Союзу покровительствовал Николай II. Программа союза была нацелена на защиту существовавшего в России строя: укрепление самодержавия и его единение с народом на базе совещательного органа (Земский собор); сохранение единой и неделимой России; неприкосновенность частной собственности, в том числе помещичьего землевладения; сохранение господствующего положения русских и Русской православной церкви; великодержавный шовинизм, антисемитизм и т. п...

Вестник Русского Собрания

«Вестник Русского Собрания», еженедельный журнал, орган Русского собрания (PC). Первый номер вышел 27 января 1906. Редактором-издателем журнала первоначально был потомственный почетный гражданин. А.К. Пурышев, член Совета и казначей PC. Журнал издавался еженедельно, кроме летних месяцев, и содержал в основном информацию о текущей деятельности PC. В целях повышения эффективности журнала Совет PC 4 янв. 1907 просил возглавить его нового председателя Совета, известного публициста кн. М. Л. Шаховского. Со 2 февраля 1907. (№ 4) князь стал новым редактором-издателем журнала.

Астраханская Народно-Монархическая Партия

Астраханская Народно-Монархическая Партия (АНМП), одна из самых многочисленных и активных региональных черносотенных организаций. Партия была организована 13 ноября 1905. В программе ее цели определялись так: «1) Не допустить Россию до распадения. 2) Оберечь Царя. 3) Прекратить смуту. 4) Поддерживать в народе искони присущие ему чувства: преданности Престолу и святой Православной Церкви и не допускать глумления над ними. 5) Поддерживать в народе сознание высокого значения военной службы.

Уфимское царско-народное русское общество

Уфимское царско-народное русское общество, монархическая организация. Возникла 11 февр. 1906. Политическая программа была принята по аналогии с Астраханской Народно-монархической партией и Казанским Царско-народным обществом: «В единении Царя самодержавного с народом свободным - сила и величие единой неделимой России». На учредительном собрании общества была послана верноподданная телеграмма, в которой монархисты просили Императора сохранить свое Самодержавие, не исключать из свода законов Богом освященные слова: «Монарх неограниченный».

Уфимское патриотическое общество рабочих

Уфимское патриотическое общество рабочих и др. служащих железнодорожных мастерских на станции «Уфа», монархическая организация. Возникла на волне политической активности в окт. 1905 для противодействия революционерам, организовавшим забастовку в Уфимских железнодорожных мастерских. Рабочие-патриоты, насильно отстраненные на несколько недель от работы, вскоре сумели объединиться и в дек. 1905 совместно с властями сорвали попытку боевиков с помощью оружия захватить контроль над мастерскими. 1 янв. 1906 Уфимский губернатор А. С.

Первоначально слова «чёрная сотня», «черносотенцы» звучали почти как оскорбительные прозвища. Так в начале XX века окрестили людей консервативных, крайне правых взглядов. Но потом сами черносотенцы переосмыслили эти слова. Они стали напоминать всем, что в XVI- XVII веках чёрной сотней называли городское простонародье.

«Да, мы черносотенцы! Чёрная сотня Кузьмы Минина спасла Россию!» - говорили они теперь с гордостью. Для интеллигенции, разумеется, слово «черносотенец» по-прежнему звучало как оскорбление.

Зарождение черносотенства

Первая черносотенная организация - Русское Собрание - возникла в январе 1901 года. Это был немногочисленный литературно-аристократиче­ский кружок во главе с князем Дмитрием Голицыным . Кружок ставил перед собой в основном культурные задачи: изучение русской народной жизни, сохранение чистоты русской народной речи и т.п.

Сначала власти даже собирались запретить эту организацию, подозревая крамолу, но потом изменили своё отношение к ней. Министр внутренних дел Вячеслав Плеве стал покровителем и почётным членом общества.

Наиболее здоровым черносотенцы считали общество допетровской Руси. Они видели в нём своеобразный идеал единения и гармонии всех сословий. Что же нарушило эту социальную гармонию? Привнесение чужого, иноземного влияния начиная с Петра I. Роковую роль сыграло знаменитое «окно, прорубленное в Европу». Один из вождей черносотенства журналист Владимир Грингмут замечал, что Пётр приказал России «забыть самобытные русские предания, броситься в погоню за европейскими обычаями и учреждениями безо всякого разбора, не отличая в них драгоценного золота от обманчивой мишуры».


В результате между царём и народом выросло «средостение» - чиновничество со своими интересами, чуждыми народу. В программе возникшей позднее самой известной черносотенной организации - «Союза русского народа» (СРН) - говорилось: «“Союз русского народа” признаёт, что современный чиновничий строй, осуществляемый в громаднейшем большинстве случаев безбожными, нечестивыми недоучками и переучками, заслонил светлый образ Царя от народа».

Против чиновничества боролась и интеллигенция. Но черносотенцы считали, что интеллигенты сами хотят встать «между государем и народом», подменить народные интересы своими. Одна из прокламаций столичного СРН в 1905 году призывала: «Крестьяне, мещане и люди рабочие! Послушайте, что умышляет господчина. В городских думах и земствах сидят господа, а в больших городах адвокаты, профессора, студенты, учителя, погорелые помещики, одворянившиеся купцы и прочие господа, называющие себя интеллигенцией… Не признавайте её властью и правительством, разнесите в клочья, помните, что в государстве вы сила, вас сто миллионов, а интеллигенции и пяти не будет. Довольно терпеть эту интеллигентную шваль…».

Столь же критически черносотенцы относились и к буржуазии. В 1907 году в газете черносотенцев «Русское знамя » отмечалось: «Наша доморощенная буржуазия не национальна, и родилась-то она у нас с испорченной сердцевиною. Русская буржуазия, не имея свежести самобытной, заразилась гнилью Запада… Наша буржуазия всегда останется такою же чуждою народу, какою является она в настоящее время».

Выход для общества черносотенцы видели в возращении к «исконным началам: Самодержавию, Православию, Народности». Власть государя должна выражать интересы не отдельных сословий, считали они, а всей нации в целом. Для этого она должна быть свободна от всевозможных «конституций и парламентов».

Что же касается православия, то главное несчастье церкви черносотенцы видели в её подчинении государству. Духовенство слилось с чиновничеством, церковь превратилась в придаток государства. Корень этого зла тоже уходит в Петровские реформы, считали они. Многие черносотенцы выступали за восстановление на Руси патриаршества, как это было в допетровскую эпоху.

Наконец, своей важнейшей задачей черносотенцы считали ограждение русского народа от всевозможных «инородных влияний». Они выдвигали лозунг «Россия - для русских!». Самым опасным из «инородных влияний» черносотенцы считали еврейское. Они выступали в конечном итоге за поголовное выселение евреев из России в «собственное государство».

Первые черносотенные организации оставались небольшими салонными кружками, перелом в развитии движения произошёл в 1905 году.

После царского манифеста от 17 октября 1905 года, даровавшего свободы, по всей стране покатилась волна демонстраций. Революционеры праздновали свою первую победу и призывали добиваться большего. Это сопровождалось символическим уничтожением атрибутов монархии. Демонстранты жгли портреты Николая II, разбивали его бюсты, собирали деньги на «похороны царя».

Конечно, всё это глубоко задело монархические чувства части населения. Особенно враждебные толки вызывало присутствие среди революционеров евреев и других «инородцев».

Например, в Киеве после появления царского манифеста революционная толпа захватила здание городской думы, разорвала в зале заседаний портреты Николая II и его предков. Какой-то студент вышел на думский балкон с портретом царя. Он сделал в полотне отверстие, просунул туда голову и кричал толпе: «Теперь я - государь!». С балкона думы выступали революционные ораторы. Журналист Василий Шульгин вспоминал: «Случилось это случайно или нарочно - никто никогда не узнал… Но во время разгара речей о «свержении» царская корона, укреплённая на думском балконе, вдруг сорвалась или была сорвана и на глазах у десятитысячной толпы грохнулась о грязную мостовую. Металл жалобно зазвенел о камни… И толпа ахнула. По ней зловещим шёпотом пробежали слова: “Жиды сбросили царскую корону…”».

В тот же день сразу у многих людей появилась идея ответить на революционные выступления стихийными «патриотическими демонстрациями». Как вспоминал В. Шульгин, в редакцию газеты «Киевлянин» 18 октября 1905 года пришли четверо читателей: рабочий, ремесленник, торговец, чиновник. Он так передавал разговор в редакции:

«- Какое они имеют право! - вдруг страшно рассердился лавочник. - Ты красной тряпке поклоняешься - ну и чёрт с тобой! А я трёхцветной поклоняюсь. И отцы и деды поклонялись. Какое ты имеешь право мне запрещать?

Господин редактор, мы хотим тоже, как они, демонстрацию, манифестацию… Только они с красными, а мы с трёхцветными…

Возьмём портрет государя императора и пойдём по всему городу… Вот что мы хотим… Отслужим молебен и крестным ходом пойдём…

Они с красными флагами, а мы с хоругвями…

Они портреты царские рвут, а мы их, так сказать, всенародно восстановим…».

На «патриотические шествия» повсюду решено было собираться у стен храмов Начинались они церковными службами. На такие демонстрации по всей стране вышли сотни тысяч людей. Они несли российские флаги, иконы, портреты царя. Праздновали отчасти манифест 17 октября, отчасти годовщину вступления на престол Николая II (21 октября). Кое-кто выкрикивал, что надо бить смутьянов - студентов и евреев.

Начавшись с простого шествия, события развивались по нарастающей. Некоторые участники демонстрации останавливали прохожих и требовали от них снимать шапки перед портретом государя. С тех, кто не хотел обнажить голову, шапки сбивали. Конечно, это вызывало ответное возмущение, и в демонстрантов часто летели камни. В Иваново-Вознесенске большевик В. Морозов в ответ на требование снять шапку обозвал Николая II сволочью, выстрелил в портрет и застрелил двух демонстрантов. Самого его за это сильно избили, арестовали и приговорили к каторге.


Стреляли в черносотенцев и в других городах; например, в Одессе в демонстрантов бросали бомбы, причём подорвался и погиб один из бросавших, анархист Яков Брейтман. Порой вспыхивали уличные схватки между революционерами и черносотенцами. Такие происшествия почти везде перерастали в погромы, направленные против «интеллигентов и инородцев», главным образом евреев.

Кое-где демонстранты просто разбивали камнями витрины магазинов и окна домов, принадлежащих евреям. Но чаще всего это сопровождалось и грабежом: толпа врывалась в дома, выбрасывала на улицу имущество. Любая попытка самозащиты вызывала возмущение толпы и влекла за собой многочисленные жертвы.

Говорили, что покарать «крамольников» разрешил сам царь. В Томске имел место следующий характерный случай. Шествие приблизилось к магазину, и один из демонстрантов громко спросил у царского портрета: «Разрешаете громить, Ваше величество?». «Разрешаю», - отвечал человек, нёсший портрет…

В. Шульгин так описывал картину погрома:

«Это была улица, по которой прошёлся “погром”.

Что это? Почему она белая?…

Пух… Пух из перин.

Страшная улица… Обезображенные жалкие еврейские халупы… Все окна выбиты… Местами выбиты и рамы… Точно ослепшие все эти лачуги. Между ними, безглазыми, в пуху и в грязи - вся жалкая рухлядь этих домов, перекалеченная, переломанная… Стулья, диваны, матрацы, кровати, занавески, тряпьё… полувдавленные в грязь, разбитые тарелки… - всё, что было в этих хибарках, искромсанное, затоптанное ногами…».

В течение двух недель после манифеста уличные беспорядки произошли более чем в ста городах. По данным историка С. Степанова, погибло 1622, ранено было 3544 человека. В число жертв попали как евреи, так и русские «смутьяны» - студенты, интеллигенты. Из тех погибших и раненых, чья национальность известна, евреи составляли 50%, русские и другие славяне - около 44%.

«Союз русского народа»

В октябре 1905 года черносотенное движение впервые переросло в массовое и распространилось по всей стране. В ноябре возникла самая крупная черносотенная организация - «Союз русского народа» (СРН). Вышел первый номер её газеты «Русское знамя».

Союзник».

Социальную основу этих организаций составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, казаки, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании уваровской формулы «Православие, Самодержавие, Народность» . Период особой активности черносотенцев пришёлся на -1914 годы .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Истоки идеологии черносотенства берут своё начало в славянофильском течении. Многие её положения переплетались с официальной монархической доктриной, платформой националистов , а в некоторых случаях с октябристской программой. Черносотенцы противопоставляли себя марксизму и не признавали материалистического понимания истории [ ] .

    В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность . Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля .

    Часть черносотенных идей - как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы, - предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии), и некоторое обуздание «эксцессов» капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии .

    История

    Черносотенцы
    • Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени , предводимого Кузьмой Мининым , которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели» (В России XIV-XVII веков «чёрными» назывались земельные наделы чёрносошных крестьян и тяглого городского населения. В исторических источниках «чёрные» земли противопоставляются «белым» землям, которые находились во владении феодалов и церкви).
    • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и её традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

    Первой организацией черносотенного толка стало «Русское собрание », созданное в 1900 году .

    Существенным источником финансирования черносотенных союзов были частные пожертвования и сбор.

    По мнению ряда учёных, участие известных деятелей в черносотенных организациях было впоследствии существенно преувеличено. Так, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев считает, что

    Современные правые… любят увеличивать этот и без того длинный список за счёт тех деятелей русской культуры, которые формально не состояли в черносотенных союзах, но не скрывали свои правые взгляды. К ним относятся, в частности, великий Д. И. Менделеев , художник В. М. Васнецов , философ В. В. Розанов …

    «Чёрная Сотня» 1905-1917 годов - это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз русского народа », «Союз Михаила Архангела », «Русская монархическая партия », «Союз русских людей », «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства », «Русское собрание » и другие.

    Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Земщина», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости », «Киевлянин », «Гражданин», «Свет».

    Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин , Владимир Пуришкевич , Николай Марков , князь М. К. Шаховской.

    Роль в погромах

    Члены «Чёрной сотни» проводили рейды (с неофициального одобрения правительства) против различных революционных групп и погромы , в том числе против евреев .

    Исследователь «чёрной сотни» историк Максим Размолодин, считает, что этот вопрос является дискуссионным и требует дальнейшего изучения .

    Черносотенные организации начали своё формирование не до , а после первой, самой сильной волны погромов. Доктор исторических наук историк черносотенного движения Сергей Степанов пишет, что в последующий период орудием черносотенного террора стали боевые дружины «Союза русского народа» и других крайне правых организаций . Максим Размолодин утверждает, что по мере разворачивания деятельности черносотенных организаций волна погромов начала спадать, на что указывали многие видные деятели данного движения и признавали политические противники .

    Черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением (на территории современных Украины, Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости »), где было сосредоточенно более половины всех членов Союза русского народа и других черносотенных организаций. После организации черносотенного движения было зафиксировано всего два крупных погрома. Оба они произошли в 1906 году на территории Польши , где русские черносотенцы не имели влияния . Лидеры черносотенного движения и уставы организаций декларировали законопослушный характер движения и осуждали погромы. В частности, председатель Союза русского народа А. И. Дубровин в специальном заявлении в 1906 году определил погромы как преступление. Хотя борьба с «еврейским засильем» была одной из основ движения, но его лидеры разъясняли, что она должна вестись не насилием, а экономическими и идеологическими методами, то есть преимущественно усилением дискриминации евреев. Размолодин утверждает, что черносотенными газетами, при общей антисемитской направленности, не было опубликовано ни одно­го прямого призыва к еврейскому погрому .

    Тем не менее, Сергей Степанов утверждает, что программные документы и реальная деятельность сильно различались между собой . Существуют факты, свидетельствующие об активной пропаганде черносотенцами антиреволюционного насилия. Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо приводят слова М. Дубровина, произнесённые перед 300 членами одесской организации СРН:

    Истребление бунтовщиков - святое русское дело. Вы знаете, кто они, и где их искать… Смерть бунтовщикам и евреям! .

    Террор против «чёрной сотни»

    Радикальными социалистическими партиями была развёрнута кампания террора против «чёрной сотни». Лидер социал-демократов В. И. Ленин писал в 1905 году:

    Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. п.

    По поручению Петербургского комитета РСДРП было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода , состоявшие членами Союза русского народа . Сначала большевистскими боевиками были брошены две бомбы, а затем выбегавших из чайной расстреливали из револьверов. Большевиками были убиты двое и ранены пятнадцать человек .

    Революционные организации осуществили множество террористических актов против членов правых партий, преимущественно против председателей местных отделов Союза русского народа. Так, по сведениям департамента полиции, только в марте 1908 года в одной Черниговской губернии в городе Бахмаче была брошена бомба в дом председателя местного союза СРН, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов .

    Ослабление и конец черносотенного движения

    Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русское радикальное правое движение с самого своего появления на российской общественной сцене оставалось недоразвитым по следующим причинам:

    • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить положительную программу по тогдашним запросам к политической идеологии; объяснение всех проблем и бед общества подрывной деятельностью евреев казалось чрезмерно односторонним даже для тех, кто не симпатизировал евреям;
    • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
    • Непрерывные расколы и внутренние распри в черносотенном движении, сопровождавшиеся многочисленными скандалами и взаимными обвинениями (в том числе, в тяжких уголовных преступлениях) подрывали общественное доверие к движению в целом; например, известнейший деятель правого движения о. Иоанн Восторгов обвинялся правыми же политическими конкурентами в отравлении правого политического деятеля П. А. Крушевана , убийстве собственной жены из желания стать архиереем, раскрадывании сумм монархических организаций;
    • Сформировалось устойчивое общественное мнение о том, что черносотенное движение тайно финансируется из секретных сумм Министерства внутренних дел, а все конфликты в движении имеют причиной борьбу за доступ отдельных лиц к этим суммам;
    • Неблагоприятное воздействие на общественное мнение о черносотенцах оказало участие последних в убийствах депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса ; а также выдвинутые бывшим премьер-министром графом С. Ю. Витте обвинения в попытке его убийства путём взрыва дома;
    • Деятельность депутатов правой фракции в III Государственной думе , прежде всего В. М. Пуришкевича и Н. Е. Маркова 2-го , носила провокационный, эпатажный характер и сопровождалась многочисленными скандалами, не способствовавшими формированию уважения к данным политическим деятелям; деятельность А. Н. Хвостова в качестве министра внутренних дел закончилась громким скандалом, связанным с его предполагаемой попыткой организовать убийство Г. Е. Распутина и последующей быстрой отставкой.

    Несмотря на определённые политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многоэтническом, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и часть своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма.

    Определённую конкуренцию с черносотенным движением составил Всероссийский национальный союз и связанная с ним фракция националистов в III Думе. В 1909 году произошло слияние фракции умеренно-правых с национальной фракцией. Новая русская национальная фракция (в просторечии «националисты»), в отличие от правых, сумели поставить себя таким образом, что их голоса совместно с октябристами образовывали проправительственное большинство Думы, в то время как в голосах правых правительство потребности не имело. Незначимость голосов своей фракции при голосовании правые депутаты компенсировали агрессивным, провокационным поведением, что ещё более превращало членов фракции в политических изгоев.

    Примечания

    1. Шарова В. Л. Праворадикальная идеология в России: истоки и преемственность // Политико-философский ежегодник. - М. : Институт философии РАН, 2008. - Вып. 1 . - С. 121 .
    2. С.Степанов «Чёрная сотня»
    3. Черносотенцы - статья из Большой советской энциклопедии .
    4. С. А. Степанов. «Чёрная сотня. Что они сделали для величия России?» // М.: Яуза-пресс, 2013
    5. Бизюкин С. С. Экономические воззрения правомонархического (черносотенного) движения в России в начале XX века // Взгляд из третьего тысячелетия: Сборник рефератов. Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина - Рязань, 2003.
    6. Информация об организации на сайте «Хронос»
    7. Идеология правого радикализма начала XX-го века
    8. Куликов С. В. Император Николай II в годы Первой мировой войны. СПб. 2000. С. 285
    9. Сибирская торговая газета. № 83. 12 апреля 1907 год. Тюмень
    10. Black Hundreds
    11. Black Hundreds
    12. Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (неопр.) . Сайт «Хронос». Дата обращения 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
    13. Черносотенный террор 1905-1907 гг.
    14. Lambrozo S., Klier J.D. Pogroms: Anti-Jewish Violence in Modern Russian History . - Cambridge University Press , 1992. - P. 224. - ISBN 978-0-521-40532-4 .
    15. Ср.: The Times, October 9, 1906 ; В своей монографии Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо ссылаются на номер Times за следующий день, 10 октября, в котором опубликовано окончание статьи «Russia». Имя Дубровина корреспондент лондонской «Times » вновь упоминает в статье «Русская чёрная сотня » от 8 марта 1911 года.
    16. Ленин. Задачи отрядов революционной армии
    17. Первая боевая организация большевиков. 1905-1907 гг. - М., 1934. - С. 221.
    18. Циркуляр Департамента полиции от 8 марта 1908 г. // Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сборник документов. - М.: АИРО-XXI, 2001. -

    Люди, учившиеся в советских школах, четко знали, что черносотенцы - это мракобесы и погромщики. Никаких сомнений на этот счет не было, как и желания с какого-то другого ракурса посмотреть на людей, устроивших кровавые погромы в городах России, особенно в Москве и Одессе.

    Идеи черносотенцев живы и теперь. У определенной прослойки населения к ним возникает интерес. Наше время замечательно тем, что на любой вопрос можно посмотреть, учитывая разные точки зрения, и попытаться составить собственное мнение об этом движении.

    Видные деятели, симпатизировавшие черносотенцам

    Интересно ознакомиться с программой черносотенцев хотя бы потому, что жена и дочь Ф. М. Достоевского, говорившего о невозможности блага, в основе которого лежит хотя бы капля пролитой крови ребенка, были активными черносотенками. Относились к ним протоирей Иоанн Кронштадский и художник Виктор Васнецов. Менделеев, Мичурин, капитан крейсера «Варяг» Руднев - это черносотенцы, не говоря о 500 деятелях православной церкви, отнесенных позднее к «новомученикам и исповедникам российским». Среди них был и будущий патриарх митрополит Тихон Беллавин.

    Здоровые корни

    Значит, была какая-то позитивная идея в программе этого движения? И что это за название такое, которое со временем приобрело столь устрашающий оттенок? Историк Владимир Мохнач говорит, что изначально «черносотенцы - это представители городских демократических кругов».

    Почему так? Потому что в царской России сотней называлось внутренне подразделение города. Были белые сотни, к которым относились высшие слои населения, не платившие налогов государству, и черные - платившие. Из представителей этой городской демократии (купцы, ремесленники) и были сформированы отряды изгнавшие из Кремля поляков и способствовавшие прекращению на Руси Смутного времени.

    Один из идеологов

    А само реакционное направление 1900-1917 годов названием обязано В. А. Грингмуту, одному из главных идеологов черносотенного движения. Он был таким ярким представителем, что в истории остался не как политический деятель праворадикального толка, а как погромщик и обскурант (мракобес, враждебно относящийся науке, прогрессу и просвещению), за что и привлекался царским правительством в 1906 году к суду.

    По Грингмуту черносотенцы - это пламенные борцы за сохранение незыблемости самодержавия, правда, на основе великодержавного шовинизма, вылившегося конкретно в антисемитизм.

    Одна из оценок движения современником

    В начале века это крайне реакционное движение было настолько активным, что получило название «Черносотенный террор 1905-1907 годов». В это время ими были совершены убийства М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса (члены ЦК кадетской партии) и не менее резонансные покушения на П. Н. Милюкова и экс-премьера Витте, которого некоторые представители движения (тот же Грингмут) обозначали как одного из главных своих врагов. С. Ю. Витте же считал, что черносотенцы - это, в сущности, представители патриотической организации, идеи которой основываются не на разуме и благородстве, а на страстях, и что им просто не повезло с вождями, среди которых оказалось много проходимцев и людей с грязными мыслями и чувствами. Таким высоким слогом он говорил о погромщиках, устроивших кровавую резню. Целые еврейские семьи погибали под лозунгом «Бей жидов, спасай Россию!». Но экс-премьер, говоря о патриотичности черносотенцев, имел, очевидно, в виду отправную идею движения, в основе которой лежат лозунги славянофилов о самобытности России и ее собственном, отличном от запада пути развития.

    Опора движения

    Так кто же они такие? Разрозненные реакционные крайне правые организации в России 1906-1917 годов - это черносотенцы. Они так и не сумели, к счастью, объединиться в одну силу, что увеличило бы их возможности многократно. До появления общего названия разрозненные партии называли себя «патриотами», «истинно русскими», «монархистами».

    Самыми крупными объединениями черносотенцев были «Союз русского народа (руководитель - А. И. Дубровин), «Русская монархическая партия» (основатель - В. А. Грингмут). Одним из создателей клерикально-консервативной организации «Союз Михаила Архангела» становится В. М. Пуришкевич. Надо оговориться, что деятельность разобщенных и часто противоборствующих черносотенных организаций направлялась и финансировалась «Советом объединенного дворянства», созданного в мае 1906 года при полной поддержке царского правительства. Надо также отметить, что полиция Российской империи рассматривала черносотенные дружины как союзников и в своей работе полностью на них опиралась. Одновременно с «Советом объединенного дворянства» в Москве была сформирована черносотенная организация «Союз русских людей». Основателями и руководителями были графы братья Шереметьевы, князья Трубецкой и Щербатов. Князь Дмитрий Павлович Голицын (Муравлин) тоже был черносотенцем. Вот такие «славные русские фамилии» были связаны с черносотенцами. Всех их привлекала главная мысль, заложенная в программе движения, - незыблемость монархии, единение самодержавия с народом.

    Безграничная преданность самодержавию

    Крайние монархисты, так еще называли черносотенцев, представляли собой консервативный лагерь России, который, по некоторым данным, насчитывал после поражения революции 1905-1907 годов до 410 тысяч человек. Программа черносотенцев в основе своей опиралась на теорию так называемой официальной народности, автором которой являлся министр просвещения России (первая половина XIX века). Им была разработана трехчленная формула, которую можно рассматривать как основную идею уваровской теории: православие, самодержавие, народность. Неограниченное самодержавие, как и православие, которые черносотенцы считали исконно русскими началами, должны были оставаться незыблемыми, а в проведении реформ Россия вообще не нуждалась.

    Послабления, допускаемые черносотенцами

    Однако некоторые их программы предусматривали различные свободы - вероисповедания, слова, собраний, печати, союзов и неприкасаемость личности. Поэтому ничего удивительного в большом количестве симпатизирующих черносотенцам людей нет. Крайне бескомпромиссной была и аграрная программа черносотенцев, предусматривающая продажу крестьянам только пустующих государственных земель (никакой конфискации помещичьих), развитие арендной и кредитной систем.

    Самым, как выяснилось позже, провальным в программе черносотенцев был Единая и неделимая Россия, по их мнению, должна была опираться на великодержавный шовинизм, который принял крайние формы и выродился в воинствующий антисемитизм.

    Мощная поддержка

    Идеи черносотенцев в массы несли такие печатные издания, как «Русское знамя» и «Московские ведомости», «Почаевский листок» и «Колокол». А также «Земщина», «Гроза» и «Вече», «Киевлянин» и «Гражданин». Поддержка более чем мощная. Они способствовали тому, что программа черносотенцев стала близкой и понятной огромному числу помещиков, представителей духовенства, купцам, рабочим и крестьянам, ремесленникам и представителям как мелкой, так и крупной городской буржуазии, казакам и мещанам - абсолютно всем прослойкам российского общества.

    Конец движения и его лидеры

    После зверских погромов большинство сторонников отшатнулось от черносотенцев, и после 1917 года движение пришло в полный упадок, а советской властью было полностью запрещено. Черносотенцы, лидеры и идеологи которых были признаны врагами народа, активно боролись с советской властью, а в годы ВОВ выступали на стороне гитлеровцев. К крупным деятелям этого движения относятся в первую очередь А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, В. А. Грингмут, Н. Е. Марков. А также П. Ф. Булацель (адвокат), И. И. Восторгов (священник), инженер А. И. Трищатый, князь М. К. Шаховской, монах Илиодор.

    Октябристы

    Как отмечалось выше, единства в рядах этого движения никогда не наблюдалось, многие союзы отличались друг от друга не только названиями, но и программами. Так, члены партии «Союз 17 октября», или октябристы-черносотенцы, занимали особое место среди политических партий России - они располагались между консерваторами и либералами, почему их и называли консервативными либералами. Возглавили партию крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии А. И. Гучков, М. и В. В. Шульгин.

    В основе их программы лежал царский манифест от 17 октября 1905 года. От крайне правых черносотенцев октябристы отличались тем, что ратовали за конституционную монархию, при которой власть царя ограничивалась бы основным законом. Отличались они от крайне правых и тем, что, выступая за неделимую Россию, право на автономию за Финляндией все же признавали. А в крестьянском вопросе они выступали за принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп.

    Кадеты

    Если на крайне правом крыле находились октябристы, то на левом фланге либерального движения расположились кадеты (конституционно-демократическая партия), организатором и идейным лидером которых был П. Н. Милюков. Партия, главным стратегом которой он был, называлась «Партия народной свободы». В их программе большое внимание уделялось правам и свободам граждан. По их мнению, будущим государственным строем России должна была стать Кадеты, октябристы, черносотенцы - это более-менее крупные партии среди десятков других, таких как эсеры, неонародники, меньшевики, большевики, которых в России в начале прошлого века, вплоть до революции, насчитывались десятки. Но кадетов, октябристов и черносотенцев объединяло отношение к монархии, незыблемость которой ставилась во главе их программ.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий