География [ | ]

Наманган расположен в северной части Ферганской долины , в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.

Давлатабадский район г.Намангана был упразднен в 2003 г. и напрямую подчинен хокимияту (администрации) города. .

Территория города до 2016 года составляла 101,5 км² , в 2016 году к городу были присоединены части территории Наманганского , Уйчинского и Янгикурганского районов, в результате этого площадь города выросла до 145 км² .

Население [ | ]

В городе проживают представители 20 национальностей, подавляющее большинство составляют узбеки . По данным на 2011 год, их доля составляла 95,9% населения города . Доля русскоговорящего населения Намангана резко уменьшилась после распада СССР, большинство которого, уехало в другие страны, прежде всего в Россию.

Повышенный прирост населения в 2016 году объясняется присоединением в этом году к городу Намангану части территорий Наманганского , Уйчинского и Янгикурганского районов.

Согласно всеобщей переписи населения Российской империи проведённой 28 января (9 февраля) 1897 год . путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи», Наманган был крупным городом в Средней Азии. Численность населения и национальный состав Ферганской области по городам в 1897 :

Наманган где этот город. Путешествие в Узбекистан. Наманган - один из перспективных городов республики. При советской власти

Город с 1610
Площадь 145 км²
Высота центра 476 м
Часовой пояс UTC+5
Население
Население 597,4 тыс. человек (2017 )
Плотность 4120 чел./км²
Национальности цыгане (среднеазиатские) и др.
Цифровые идентификаторы
Почтовый индекс 716000
Автомобильный код 16 (старого образца 1998-2008)
50-59 (нового образца с 01.10.2008)
namangan.uz
всего сарты узбеки таджики персы русские украинцы киргизы кашгарцы тюркские
наречия не
распределённые
поляки немцы цыгане евреи татары
62 017 52 890 6 691 52 822 204 48 10 6 670 192 46 2 110 194

История [ | ]

Основание города [ | ]

Считается, что название «Наманган» произошло от персидского «Намак кан» (نمک‌کان) - «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через) в первые века нашей эры. По преданию, на территории поселения располагалось озеро, где добывалась поваренная соль . Первые упоминания о собственно населённому пункте Наманган, относятся к концу XV века , а с 1610 года , Наманган стал городом В в Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента .

В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819-1821 годах. Российский путешественник и географ А.Ф.Миддендорф , посетивший Наманган в 1878 году писал:

Как осуществилось одно из последних творений - Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооружённый своим кетменем, он должен был работать на своих харчах в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен

А.Ф.Миддендорф . Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.

Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщики, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, процветала торговля с Китаем , Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства , Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году, сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан был беком в Намангане. В 1845 году Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.

В составе Российской империи [ | ]

Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки привели к тому, что Наманган в 1873-76 годах присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II , поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев , переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи . После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области .

С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5% всей валовой промышленной продукции.

В связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане работало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугуноплавильных мастерских.

Герб Намангана, Российская империя

Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине по численности школ и мактабов . В городе успешно работало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Действовала больница на 20 коек.

В 1912 году Наманган был соединён железной дорогой с Кокандом . Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве , по численности населения. В это время было построено много зданий и сооружений, среди них и.

22 октября 1908 года, вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:

В червлёном щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области

При советской власти [ | ]

С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М.В.Фрунзе . Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш.З.Элиава , председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев . Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде.

Независимый Узбекистан [ | ]

После обретения Узбекистаном независимости Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 1990-х годов, в городе функционировали неправительственные псевдоисламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение так называемого «халифата» в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 1990-х годов властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты псевдоисламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние бандформирований пошло на убыль.

Транспорт [ | ]

В сезоне 1989/1990 гг., выступая в зоне «Восток» Второй лиги чемпионата СССР, «Навбахор» набрав 58 очков, занял второе место, пропустив вперёд ферганский «Нефтяник» . Это позволило клубу подняться из второй лиги и сезон 1990/1991 гг., «Навбахор» проводил в первой лиге чемпионата СССР.

Так называемая группировка «Ислом лашкарлари» делилась на два крыла:

а) «Адолат» или «Партсъезд-9» . Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены якобы законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло «Ислом лашкарлари» было разгромлено в марте-апреле 1992 г.

б) «Ваххабиты» . Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель - Тохир Юлдаш . Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир .

Также, в 1992-1995 годах, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани . Количество членов доходило до 300 человек. Организация, придерживаясь религиозных взглядов, осуждала факты гибели военнослужащих-срочников и неуставных взаимоотношений в армии.

Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 годах. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия якобы законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с бандформированиями. В результате были разгромлены ряд криминальных организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в Афганистан .

После террористических актов в Ташкенте 16 февраля 1999 года представители бандформирований подверглись репрессиям и гонениям. Мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон) перешла в управление государству. На сегодняшний день ситуация находится под полным контролем властей.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Наманган служит административным центром одноимённой области и является третьим по величине городом после и . Он находится в очень живописной местности, на севере Ферганской долины, на высоте более 450 метров над уровнем моря. Здесь расположено немало интересных архитектурных сооружений, включая медресе, мечети и мавзолеи, а также красуется пользующийся большой любовью местных жителей, Наманганский парк, изящно вписывающийся в городские ландшафты.

Особенности

Наманган – это один из самых узбекских городов страны. После распада СССР тут осталось совсем мало русскоязычного населения и сейчас город преимущественно населяют узбеки, хотя есть представители и других государств с постсоветского пространства. В начале 90-х годов прошлого века здесь функционировало несколько неправительственных исламских организаций, что порождало регулярные волнения и некоторый хаос. В итоге, властям удалось урегулировать ситуацию, но события тех лет стали неотъемлемой частью истории города. Помимо богатого исторического и культурного наследия Наманган служит важным религиозным центром для многих приверженцев ислама в странах Средней Азии, а также представляет интерес своими ремесленными традициями. Ещё с советских времён известна любовь горожан к футболу, которая сохраняется и сегодня. Здешний футбольный клуб «Навбахор» не раз становился чемпионом Узбекистана и давно считается одним из символов города.

Общая информация

Территория Намангана занимает площадь 91 кв. км, при численности населения около 450 000 человек. Местное время опережает московское на 2 часа. На летнее время страна не переходит. Часовой пояс UTC+5. Телефонный код (+998) 69.

Краткий экскурс в историю

Название города произошло от персидского слова «Намак кан», что значит «соляная копь», а первые поселения возникли здесь с началом нашей эры. В средние века Наманган слыл известным ремесленным центром, где жили гончары, ткачи, медники, кузнецы, сапожники и другие представители ремесленных профессий. На протяжении долгого времени были налажены хорошие торговые отношения с Китаем и Бухарой. После того, как город стал частью Кокандского ханства, он часто подвергался разорительным войнам и междоусобицам, в значительной степени подрывавшим его экономическое благополучие. Во второй половине XIX века, став заложником внутренних политических конфликтов в государстве, Наманган был насильственно присоединён к Российской империи. Со временем, в городе развилась хлопкоперерабатывающая промышленность, а с наступлением XX столетия он превратился в один из ведущих промышленных центров Средней Азии. В годы Великой Отечественной войны более 20 000 наманганцев погибли на полях сражений, в честь которых в центре города была открыта площадь Памяти жертв Второй Мировой войны. В начале 90-х, исламские группировки «Товба» и «Ислом Лашкарлари», попытавшиеся организовать исламский халифат в Ферганской долине, своими действиями создали напряжённую ситуацию во всём районе, но вскоре были вынуждены покинуть Узбекистан, а в городе воцарилось спокойная атмосфера.

Климат

В регионе царит мягкий климат, способствующий успешному выращиванию таких теплолюбивых сельскохозяйственных культур, как абрикосы, гранаты, виноград и инжир. Зимой, столбик термометра на несколько делений стабильно превышает отметку 0 градусов, а летом преобладает жаркая и сухая погода с температурой выше +30. Правда, перепад между ночным и дневным временем суток может составлять более 15 градусов. Приезжать сюда можно в течение всего года.

Как добраться

Местный аэропорт находится в 3 км от города и принимает прямые рейсы из Москвы, Екатеринбурга, Ташкента и других городов постсоветского пространства. Также, здесь находится железнодорожная станция, хотя местные жители предпочитают пользоваться услугами частных извозчиков.

Транспорт

В пределах городской черты в роли главных средств передвижения выступают троллейбусы, автобусы и маршрутные такси, активно используемые на территории всей Ферганской долины.

Достопримечательности и развлечения

Одним из наиболее ярких объектов Намангана является городской парк имени Бабура, основанный в 1884 году. Он занимает площадь около 14 гектаров, а имя тимуридского правителя было присвоено ему в 1991 году. Среди архитектурных сооружений особый интерес вызывает мавзолей Ходжамны-Кабры, возведённый в XVIII веке под руководством знаменитого мастера Мухаммада Ибрагима и изумляющий своей великолепной многоцветной отделкой. Из других шедевров исламской культуры выделяются медресе Муллы-Киргиза, дом Султана Ахмедова, а также мечети Атавалихона, Муллы Бозора Охунда и Аттавалик-Хонтур. Для любителей истории огромный интерес представляет наманганский национальный исторический музей. В окрестностях Намангана стоит посетить руины старинного города Ахсикент, а в долине реки Чартаксай, размещается бальнеологический курорт Чартак, славящийся своими йодобромными минеральными водами.

Кухня

Кулинарные традиции Ферганской долины сочетают в себе особенности кухни многих кавказских и среднеазиатских стран. В местных заведениях можно попробовать классический узбекский плов, шашлыки из разных видов мяса, супы, овощи и конечно, свежие фрукты, выращенные в тепличных условиях и обладающие неповторимых вкусом. Достойны внимания и здешние напитки, а также изумительная узбекская выпечка.

Шопинг

В магазинах и на рынках гостям предлагается приобрести недорогую одежду, множество всяческих ремесленных изделий и прочие товары.

Наманган является типичным среднеазиатским городом, с давними традициями, культурными и историческими памятниками. Частично, он воплощает в себе образ Узбекистана и идеально подходит для того, что обогатиться знаниями об этой стране, а также в полной мере оценить радушие и гостеприимство местных жителей.



Недалеко от медресе Мулло-Киргиз расположена не менее знаменитая мечеть Ота Валихон-тура, строительство которой было завершено в начале XX века. Данная постройка и сегодня является уникальной: центральный зал перекрыт большим куполом ребристой формы и окружен с трех сторон сводчатыми галереями. Несколько арок, упирающихся на кирпичные подпорки, служат для поддержки купольной конструкции.

Художественный эффект усиливается благодаря голубой мозаике и изящно вырезанным монументальным надписям. Мощные входные ворота украшены глубоко вырезанным звездчатым рисункам, в который вплетаются и растительные орнаменты.




Данный комплекс посвящен местному поэту, но является не только его мавзолеем, но и памятником поэзии.
Нал его главным входом, обрамленным прямоугольными и стрельчатыми нишами, сохранилась дата строительства - 1806 год. Вход главного портала украшает зарешеченная декоративная арка. Внутренние помещения расписаны масляными красками и отделаны ганчем, на стенах изображения цветов и орнаментов переплетаются с написанными по-арабски стихами.


Глядя на мавзолей, невольно проникаешься уважением к таланту и терпению мастеров того времени, сумевших донести до сегодняшних дней художественные традиции прошлых столетий.
Симметричные пропорции поминальной мечети, возведенной недалеко от самого мавзолея, поражают своей точностью и мастерством отделки. В состав комплекса также входит хонако - культовое вооружение, созданное по типу странноприимных домов.

Приехав в Наманган также можно посетить мечеть Сирли, комплекс Юсупхон ишон и медресе Чадак, расположенные в Наманганской области.

Транспортная сеть Намангана



Воздушными воротами города служит аэропорт «Наманган», расположенный в 12 км от центра города, на улице Аэропортской.

В настоящее время налажено регулярное движение судов в Ташкент, Москву, Питер и Екатеринбург. Кроме этого на аэропорт «Наманган» возложены функции запасного аэропорта, с полным оснащением соответствующим техническим оборудованием.

Кроме аэропорта в городе функционирует железнодорожный вокзал, который расположен по адресу улица Амира Темура, 58.

Добраться от вокзала и аэропорта можно на маршрутных такси и автобусах, регулярно курсирующих по разным направлениям.

Проживание в Намангане


Простая статистика показывает, что Наманган занимает лидирующие позиции по размещению приезжих на территории всей Ферганской долины.

Отель «S-NAMANGAN» расположен недалеко от аэропорта, практически в самом центре древнего города. В отеле функционируют 54 номера улучшенной планировки, стоимость размещения в которых составляет от 40 до 120 $.

На проспекте Дустлик, который находится недалеко от цента города, расположена гостиница «Истиклол». Комфортные номера, приветливый персонал, разнообразие блюд узбекской и европейской кухни. Стоимость двухместного стандарта - 60$.




Наманганская область всегда славилась своими сочными и сладкими фруктами и бахчевыми культурами. Одежда, сшитая из национальных тканей - бекасама и атласа станет отличным подарком для представительниц прекрасного пола. Ну а мужскую половину человечества обязательно порадуют вырезанные статуэтки и острые как бритва кинжалы.
Ну и конечно вам обязательно будут предложены картины, вышивки, магниты с изображением древнего города.

Наманга́н (узб. Namangan ) - административный центр , . Второй по численности населения город в Узбекистане после .

География

Наманган расположен в северной части Ферганской долины, в 200 км к юго-востоку от (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.

Давлатабадский район г.Намангана был упразднен в 2003 г. и напрямую подчинен хокимияту (администрации)города. .

Территория города до 2016 года составляла 101,5 км², в 2016 году к городу были присоединены части территории Наманганского, Уйчинского и Янгикурганского районов, в результате этого площадь города выросла до 145 км².

Население

В городе проживают представители 20 национальностей, подавляющее большинство составляют узбеки. По данным на 2011 год, их доля составляла 95,9% населения города. Доля русскоговорящего населения Намангана резко уменьшилась после распада СССР, большинство которого, уехало в другие страны, прежде всего в Россию.

Повышенный прирост населения в 2016 году объясняется присоединением в этом году к городу Намангану части территорий Наманганского, Уйчинского и Янгикурганского районов.

Согласно всеобщей переписи населения Российской империи проведённой 28 января (9 февраля) 1897 год. путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи», Наманган был крупным городом в Средней Азии.Численность населения и национальный состав Ферганской области по городам в 1897:

История

Основание города

Считается, что название «Наманган» произошло от персидского «Намак кан» (نمک‌کان) - «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. По преданию, на территории поселения располагалось озеро, где добывалась поваренная соль. Первые упоминания о собственно населённому пункте Наманган, относятся к концу XV века, а с 1610 года, Наманган стал городом В 1620 году в Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента.

В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819-1821 годах. Российский путешественник и географ А.Ф.Миддендорф, посетивший Наманган в 1878 году писал:

Как осуществилось одно из последних творений - Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооружённый своим кетменем, он должен был работать на своих харчах в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен

А.Ф.Миддендорф . Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.

Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщики, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, процветала торговля с Китаем, Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства, Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году, сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан был беком в Намангане. В 1845 году Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.

В составе Российской империи

Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки привели к тому, что Наманган в 1873-76 годах присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II, поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев, переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи. После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда .

С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5% всей валовой промышленной продукции.

В связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане работало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугуноплавильных мастерских.

Герб Намангана, Российская империя

Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине по численности школ и мактабов. В городе успешно работало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Действовала больница на 20 коек.

В 1912 году Наманган был соединён железной дорогой с . Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после городом в Туркестанском генерал-губернаторстве, по численности населения. В это время было построено много зданий и сооружений, среди них мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза.

22 октября 1908 года, вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:

В червлёном щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области

С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами.В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М.В.Фрунзе. Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш.З.Элиава, председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев. Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде.

В результате национально-государственного размежевания 1924 года, от территории Наманганского уезда были отделены 10 волостей (Чаткальская, Алабукинская, Аимская и др.), которые вошли в состав Киргизской автономной республики.

В 1926 году город пережил сильное землетрясение. Коллективизация, начавшаяся в 1927 году, сопровождалась массовым недовольством населения и вооружёнными выступлениями, продолжавшимися до конца второй пятилетки (1937 год).

В 1930 году в Намангане имелись 17 школ первой ступени и две школы повышенного типа: одна семилетка и одна девятилетка, работали 307 школ по ликвидации безграмотности. Функционировали 2 детсада, 2 детдома и 6 детплощадок. В городе работали педагогический техникум и медицинский рабфак. Работало 7 клубов, 31 красный уголок, 2 библиотеки, 3 кинотеатра и 1 музей-зоосад.15 июня 1932 года, по инициативе известного узбекского поэта и просветителя Хамзы Хаким-заде Ниязи, в Намангане был открыт областной музыкально-драматический театр имени Алишера Навои, функционирующий и поныне.

10 марта 1941 года, указом Президиума Верховного Совета СССР, была образована Наманганская область в составе Узбекской ССР, а город Наманган стал её административным центром.

В 1941-1943 годах в эвакуации в Намангане находились проектный институт всесоюзного значения ГИПРОИВ и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусственного волокна (ВНИИВ). Также, с сентября 1942 года по весну 1945 года, в Намангане, а также Фергане, Андижане и Учкургане, временно базировалась Армавирская военная авиационная школа пилотов /АВАШП/, в дальнейшем слившаяся с Краснодарским высшим военным авиационном училищем лётчиков. В годы войны Наманганский химический завод выпускал стропы для парашютов. Около 24 тысяч наманганцев, погибло на фронтах Великой Отечественной войны.

Герб Намангана в советское время

С 3 по 5 декабря 1990 года в городе произошли беспорядки на национальной почве. 2 декабря местные хулиганы устроили ссору и драку с военными в автобусе. В ходе беспорядков погибли 5 военнослужащих Советской Армии, которых хулиганы сожгли в том же автобусе, где была устроена драка. Также погибло трое гражданских лиц. По другим данным зачинщиками ссоры и драки были сами военнослужащие, которые в состоянии алкогольного опьянения начали приставать к женщинам и девушкам. События получили освещение в общесоюзных СМИ; газета «Комсомольская правда» писала об этих событиях в статье «Чёрные яблоки Намангана».

В 1990 году в Намангане открылся первый в СССР официальный учебный центр восточной медицины по подготовке специалистов бесконтактного массажа, методом Джуны Давиташвили с выдачей официального документа при ОНИЛ ДД ИОФ АН СССР (Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «дистанционная диагностика» института общей физики академии наук СССР) Организатором являлся Мадаминов Тахир Касымович.

Независимый Узбекистан

После обретения Узбекистаном независимости Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 1990-х годов, в городе функционировали неправительственные псевдоисламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение так называемого «халифата» в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 1990-х годов властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты псевдоисламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние бандформирований пошло на убыль.

Транспорт

Аэропорт Намангана расположен в 12 км от центра города.

Действует железнодорожная станция Наманган.

Троллейбусы ходили в Намангане с 1973 года по 3 января 2010 года. Нерегулярность работы общественного транспорта (автобусы и троллейбусы), привели к тому, что основную долю пассажироперевозок осуществляют частные маршрутные такси, состоящие в основном из миниавтобусов «Дамас», южнокорейской компании «Дэу», узбекской сборки.

Также, в настоящее время по всей территории города и области начали курсировать автобусы марки «Isuzu» узбекской сборки.

Футбол в Намангане

Футбол - один из популярнейших видов спорта в Намангане. В чемпионате Узбекистана, Наманган представлен клубом «Навбахор». Клуб был основан в 1974 году и сначала назывался «Текстильщик». С 1978 года, клуб выступал во Второй лиге СССР. Однако неудачи, вынудили тогдашнее руководство области, сменить вывеску и в 1980 году клуб переименовали в «Навбахор».

«Навбахор» принял участие в первенстве УзССР, занял первое место и получил право на участие в первенстве СССР второй лиги.

Выступая в седьмой зоне Второй лиги СССР, в сезоне 1981/1982 гг., «Навбахор» занял почётное третье место. В связи с изменением источника финансирования, в 1984 г., «Навбахор» был переименован в «Автомобилист», однако в 1988 году клубу было возвращено название «Навбахор».

В сезоне 1989/1990 гг., выступая в зоне «Восток» Второй лиги чемпионата СССР, «Навбахор» набрав 58 очков, занял второе место, пропустив вперёд ферганский «Нефтяник». Это позволило клубу подняться из второй лиги и сезон 1990/1991 гг., «Навбахор» проводил в первой лиге чемпионата СССР.

В сезоне Первой лиги СССР 1990/1991 гг. Навбахор занял 9 место, набрав 45 очков, при положительной разнице забитых и пропущенных мячей (60/53).

После объявления независимости Узбекистана, клуб прочно обосновался в высшей лиге чемпионата Узбекистана. В 1996 году «Навбахор» стал чемпионом Узбекистана, в сезонах 1993-1995, 1997, 1999, 2003 и 2004 годов, обладатель бронзовых медалей, а в сезонах 1992 и 1995 годов - обладателем Кубка Узбекистана. В 1998 году победив в финале Кубка Узбекистана ферганский «Нефтчи», «Навбахор» в третий раз завоевав Кубок, навсегда оставил его в клубе. В 1999 году «Навбахор» стал первым обладателем Суперкубка Узбекистана. Немало игроков «Навбахора» выступало за сборную Узбекистана. В 2006 году «Навбахор» был переименован в «Навбахор-Н». В сезоне 2012 ФК «Навбахор» сильно сдал свои позиции и закончил чемпионат на 12 месте.

«Навбахор» имеет свой стадион с названием "Марказий" (в переводе "Центральный"), расположенный в 3-м микрорайоне.

Религия

Ислам

Наманган - город с сильными мусульманскими традициями. Даже в годы Советской власти наманганские исламоведы занимали ведущие посты в религиозных учреждениях Бухары и Ташкента, работали имамами в крупнейших мечетях Центральной Азии. За период 1990-92 годов населением города были воздвигнуты десятки мечетей. В 1997 году их число в городе достигло 270, а по всей - более 690. При Советской власти (по состоянию на 1 января 1987 г.) в Наманганской области при населении 1,4 миллиона человек было всего 3 действующих мечети, а до Октябрьской революции 1917 года их было более 400 при населении 180 тысяч человек.

В конце 1980-х годов при вмешательстве третьих сил в городе начали распространяться чуждые наманганцам идеи политизации религии и использования ее для достижения политических амбиций. Причиной были ослабление Советской власти и паралич коммунистической идеологии. Постепенно город вновь стал одним из центров искусственно политизированной религии в Центральной Азии. Видные лидеры радикальной псевдорелигиозной оппозиции Центральной Азии Тахир Юлдаш и Джума Намангани - уроженцы Намангана.

С 1990 года в мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали собираться приверженцы так называемого нового толка ислама, который имел некоторые отличия от традиционного толкования при совершении намаза и отправлении других религиозных обрядов. Их нельзя было назвать ни ваххабитами, ни шиитами, ни суннитами. Мечеть была открыта любому верующему. По началу приверженцы обоих течений сосуществовали мирно, но в большинстве мечетей совместный намаз с приверженцами нового толка воспрещался.

Вокруг мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали возникать радикальные молодёжные псевдоисламские организации. Одной из самых крупных псевдорелигиозно-политических группировок, функционировавших в Намангане в конце 1980-х - начале 90-х гг, стала т.н. организация «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»). Своим опорным пунктом они сделали мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). Имамом мечети был яростный сторонник радикального течения ваххабизма Абд ал-Ахад, последователь Рахматуллах Аллама.

Пользуясь общей обстановкой хаоса, сопровождавшей развал СССР, ваххабиты наладили канал получения финансовой помощи от различных организаций и фондов из зарубежа. На полученные средства стали издавать и распространять радикальную литературу, вести идеологическую работу. Город не раз посещали иностранные псевдомусульманские проповедники, встречи с которыми проходили при большом стечении народа.

Однако со временем, ваххабиты стали призывать к свержению существующего строя, установлению так называемого «халифата» и якобы введению законов шариата. Были неоднократные призывы к физическому уничтожению «неверных», сотрудников правоохранительных органов, коммунистов и их семей. Имелись многочисленные факты запугивания женщин носящих европейскую одежду. В 1990 году, ваххабиты окружив здание Наманганской областной прокуратуры потребовали отдать им все уголовные дела, возбуждённые против их сторонников. Их требование было удовлетворено и полученные уголовные дела были сожжены перед зданием прокуратуры.

Рост количества приверженцев ваххабизма и их активность, стали беспокоить приверженцев традиционного Ислама. В 1991 году, это привело к нескольким противостояниям. Несколько раз, тысячи горожан собирались у ворот мечети Мулло Киргиз (Отауллохон), с требованием к её закрытию. По некоторым данным, новое течение в мечети «Отауллохон» и других мечетях было организовано при помощи КГБ СССР в целях разделения верующих на два враждующих лагеря.

Так называемая группировка «Ислом лашкарлари» делилась на два крыла:

а) «Адолат» или «Партсъезд-9» . Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены якобы законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло «Ислом лашкарлари» было разгромлено в марте-апреле 1992 г.

б) «Ваххабиты» . Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель - Тохир Юлдаш. Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир.

Также, в 1992-1995 годах, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани. Количество членов доходило до 300 человек. Организация, придерживаясь религиозных взглядов, осуждала факты гибели военнослужащих-срочников и неуставных взаимоотношений в армии.

Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 годах. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия якобы законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с бандформированиями. В результате были разгромлены ряд криминальных организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в .

После террористических актов в Ташкенте 16 февраля 1999 года представители бандформирований подверглись репрессиям и гонениям. Мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон) перешла в управление государству. На сегодняшний день ситуация находится под полным контролем властей.

Христианство

  • Храм Архангела Михаила (Наманган)
  • Храм Архангела Михаила (Наманган, действующий)
  • Наманганская городская церковь Евангелистских Баптистских христиан.

Достопримечательности

  • Мавзолей Ходжамны-Кабры, возведенный в XVIII веке под руководством известного мастера Мухаммада Ибрагима сына Абдурахима. Мавзолей был построен в те времена, когда Наманган превращался в один из крупных городов Ферганской долины. Причудливая терракота, теснённая многоцветной поливной облицовкой украшает здание мавзолея.
  • Медресе Муллы-Киргиза (1910 год), мечеть Атавалихона, мечеть Аттавалик-Хонтур и мечеть Муллы Бозора Охунда.
  • Дом Султана Ахмедова (XIX в.).
  • Основанный в 1884 году, Наманганский парк, был вначале садом уездного начальника. Он стал доступен для жителей города, только после Октябрьской революции 1917 года. С 1938 года, парк носил имя А. С. Пушкина, а после приобретения республики независимости в 1991 году, парк носит имя Бабура. Парк расположен в центре города, к нему ведут 12 городских улиц и его территория составляет около 14 гектаров.
  • В городе функционирует Наманганский национальный исторический музей.

Наманганский арк (крепость, цитадель) находился на территории нынешнего парка Бабура. Во время восстания в Намангане антисоветских элементнов, цитадель служила местом укрытия красноармейцев. Позднее арк был срыт, оставшиеся фрагменты крайне незначительны.

Известные уроженцы

  • Боборахим Машраб - средневековый узбекский поэт.
  • Алише́р Бурха́нович Усма́нов - российский управленец и предприниматель, миллиардер, основатель USM Holdings.
  • Джонрид Абдуллаханов - выдающийся узбекский писатель.
  • Акмаль Нур (Акмал Нуриддинов) (1959) - известный живописец, народный художник Узбекистана, Председатель Академии художеств Узбекистана
  • Джавлон Хамраев (1934-1997) - актёр, народный артист Узбекской ССР, сын актёра Раззака Хамраева.
  • Ахмедов, Якуб (р.1938) - актёр театра и кино, народный артист СССР (1991).
  • [Сайдахмедов Фарходжон]] (1983-) - Предприниматель
  • Рахмонов, Собир (1910-1991) - актёр театра, народный артист Узбекской ССР.
  • Сырцов Сергей Александрович (1966) - чемпион мира, чемпион Европы, призёр Олимпийских игр 1992 и 1996, президент Федерации тяжёлой атлетики России.
  • Одил Алимжанович Ахмедов - узбекский футболист, опорный полузащитник «Шанхай СИПГ» и национальной сборной Узбекистана.

Примечания

  1. Административно-территориальное деление Наманганской области
  2. Численность населения на 1 октября 2017 г.
  3. Новые автомобильные номера Узбекистана. Справочник Узбекистана - Золотые Страницы. Архивировано 26 ноября 2012 года.
  4. Советский район Наманганской области (с 1991 года Давлатабадский) был упразднён и его территория была объединена с городом постановлением парламента Республики Узбекистан «Об упразднении районных административно-территориальных образований городов Бухара, Навои, Наманган, Самарканд, Фергана, расширении границ и переименовании Навоийского района Навоийской области» от 17 декабря 2003
  5. О городе Намангане
  6. Сайт Наманганского областного хокимията. О городе Намангане.
  7. Численность населения в Наманганской области (по годам)
  8. Численность населения на 1 апреля 2017 г.
  9. Демоскоп Weekly
  10. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России
  11. Хокимият Наманганской области
  12. по БСЭ
  13. ЭСБЕ: Намангане (рус.) (html). Архивировано 25 августа 2011 года.
  14. Описание герба Намангана (рус.) (html). Архивировано 25 августа 2011 года.
  15. Филиал Российского государственного архива научно-технической документации
  16. газета «Труд» за 27 октября 1990 г.
  17. ФК Навбахор - история (uzb) (html). Архивировано 25 августа 2011 года.
  18. Ислам в Намангане (рус.) (html). Архивировано 25 августа 2011 года.
  19. Abdugʻafurov, Abdurashid (2000-2005), "Mashrab", , Toshkent: Oʻzbekiston milliy ensiklopediyasi
  20. "Ahmedov Yoqub", Oʻzbekiston milliy ensiklopediyasi
  21. "Rahmonov Sobir", Oʻzbekiston milliy ensiklopediyasi , Toshkent: Oʻzbekiston milliy ensiklopediyasi, 2000-2005

Ссылки

Первые упоминания о Намангане относятся к концу XV века, а статусом города он обладает с 1610 года. После присоединения Кокандского ханства, в состав которого входила территория Ферганской долины, к Российской империи, он стал центром Наманганского уезда Ферганской области. В городе получили развитие образование, здравоохранение и промышленность, росла численность населения. В советское время данные процессы не прекратились. Сейчас Наманган является одним из крупнейших городов Узбекистана, количество его жителей превысило 475 тысяч.
В междугороднем автобусе, который вёз меня из Уч-Кургана, билеты продавал молодой кондуктор. Убедившись, что я его не понимаю, он показал указательный палец. Ясности для меня это не прибавило, и один из пассажиров подсказал:
- Билет стоит одну тысячу сумов.
Если перевести на наши деньги, то это было примерно 12 рублей, а, если учесть расстояние между городами (40 км), то недорого. Границы населённых пунктов, попавшихся по дороге, определить было непросто. Ферганская долина - одно из самых густонаселённых мест на Земле, и пустующих территорий здесь нет. Людские жилища чередуются с полями и фруктовыми садами. В России можно услышать мнение, что почти все узбеки уехали к нам на заработки. Картина за окном автобуса полностью опровергала данное заблуждение. Вдоль дороги перемещалась масса людей разных возрастов. Среди них была велика доля детей. В Намангане я вышел у гостиницы "Чорсу", скорее всего, получившей данное название по рынку, раскинувшемуся рядом. Огляделся вокруг и вспомнил 2007 год.
...Путешественник, пересекающий Узбекистан по шоссе, и ничего не знающий о нём, тем не менее, без проблем смог бы дать стране название. Он бы назвал её Страна ДЭУ... я, с удивлением, обнаружил, что количество марок автомобилей вокруг нас мало, меньше перечня блюд в меню захудалой чайханы, и все они марки ДЭУ. Нексия, Дамас, Тико и Матис. Немногие другие автомобили-это легковушки, произведённые в СССР времён развитого социализма ...
Автомобильная реальность сегодняшнего Намангана не торопилась опровергать это наблюдение. Дамасы выстроились в ожидании пассажиров.


Собрав велосипед, я обнаружил, что заднее колесо спущено. Подкачал его и решил прокатиться, чтобы посмотреть, как оно будет себя вести. Заодно начать знакомиться с городом. Тем более, что для определения места прокола всё равно нужна ёмкость с водой. Немного проехал, сфотографировал данное здание и обнаружил, что без ремонта колеса не обойтись. Кто-то из прохожих посоветовал обратиться в ближайший шиномонтаж, но он оказался закрыт. Стал интересоваться наличием поблизости фонтанов или реки - безуспешно. И тут мой взгляд упал на обочину дороги. Вдоль неё тёк арык!... Как я мог забыть об этом!... Выбрал место поудобней и разобрал своего железного коня. Из кафе, расположенного напротив, в мою сторону направился хорошо одетый мужчина.
- Братан! Что у Вас случилось?...
- Да вот, колесо проколол...
- Здесь рядом шиномонтаж есть.
- Он закрыт, я уже смотрел.
- Вам нужно в чём-нибудь помочь?
- Нет, спасибо. У меня всё есть с собой. Да и работа предстоит несложная.
- А Вы не местный?
- Нет. Я турист из России.
- Что, прямо к нам на велосипеде?
- Нет, на велосипед я пересаживаюсь только в городе, а вообще передвигаюсь на поезде или автобусе.
- Когда закончите, давайте заходите ко мне. Я Вас пловом накормлю.
- Спасибо. у меня времени на это нет...

Времени на подобные посиделки у меня, действительно, не было. Собрал отремонтированное колесо и двинулся дальше. Здесь значительную часть застройки составляли одноэтажные дома. К некоторым дворам можно было добраться лишь по узкому проходу.

В настоящее время железная дорога Ферганской долины отсечена от остальной сети Узбекистана. Т.к. ветка на Ташкент проходила через территорию ныне суверенного Таджикистана. Трудно сказать, как она используется в настоящее время. Возможно, жители этих домов не слишком огорчены данным обстоятельством.

Верчу фотоаппаратом направо и налево. Вдруг вижу, что на меня строго смотрит женщина, вышедшая из одного дома.
- Не надо фотографировать!... - защищает она грудью своё жилище.
- Почему? - меня не слишком-то её дом интересует, т.к. он ничем не интересней остальных, но нужно же прояснить ситуацию.
- Не надо, и всё...
- Хорошо. Скажите мне, пожалуйста, где здесь находится церковь? - это вопрос не праздный, потому что улочки расположены слишком хаотично.
- Там... - недовольное выражение не сходит с её лица. Видно, что она меня пока не простила.
Вскоре выхожу к храму Архистратига Михаила. Насколько я понял, он в Намангане единственный в своём роде.

Церковь расположена на обычном участке, между жилых домов. (Интересно, не возмущает ли это соседей?). Видно, что Бог дарует им и кое-что из произрастающих здесь плодов. Раздававшиеся из глубины двора голоса подсказывали, что местные обитатели чем-то заняты, а потому, постояв немного и никого не дождавшись, я отбыл, так и не поговорив...

По городу протекает Северный Ферганский канал (прилагательное "северный" не слишком гармонично соотносится со здешней природой, но, тем не менее...).

Через него перекинуты мосты. Так что можно сказать, что Наманган - город мостов и канала.

На улицах много лотков со всевозможной снедью. Чаще всего продают лепёшки. Большая стоит 1000 сум, маленькая 500. Примерно 12 и 6 рублей. Сколько они весят, нигде не указано (я не видел), думаю, что большая примерно 500 граммов. Тогда получается, что хлеб здесь дешевле, чем в Петербурге, но сравним по стоимости с его ценой в небольших городах России и Украины. Встречаются продавцы напитков. Подхожу к одному из них:
- Кроме лимонада есть что-нибудь?
- Можете сока попить, - он кивает на арык.
Я сразу не могу сообразить, это что, шутка такая? И смотрю на него вопросительно. Он разрешает моё недоумение:
- Там, в воде, стынут закупоренные банки с соком.

Мечеть Мулло Бозор Охунд.

Слез с велосипеда и вошёл на территорию комплекса. В помещении, расположенном у входа, находились несколько мужчин. От самого старшего в мою сторону прозвучал вопрос:
- А Вы кто будете?
- Российский турист. Знакомлюсь с Наманганом.
Он одобрительно кивнул и продолжил:
- А из какого города?
- Из Петербурга.
Мужчина ещё раз одобрительно кивнул. Его улыбка становилась всё шире и заметней.
- Проходите к нам, сейчас плов принесут, - он улыбался уже так, как это делали басмачи в советских фильмах, прежде, чем нанести коварный удар исподтишка. Правда, там нашим героям всегда кто-нибудь приходил на помощь, а кто спасёт меня?...
- Спасибо, я уже поел. Лучше я осмотрю мечеть. У меня времени мало, завтра я уезжаю в Андижан.
- Пожалуйста, ходите, смотрите, фотографируйте... И, если надумаете, то присоединяйтесь к нам...
Это сама мечеть.

Похоже на мавзолей Бозора Охунда. Забыл спросить о предназначении сооружения. После разговора уже к тем людям не подходил из-за опасения, что, всё-таки, заставят сесть за стол...

Температура воздуха поднялась выше 30 градусов, но я чувствовал себя вполне комфортно в качестве велосипедиста. Но, конечно, пил достаточно жидкости, да не забывал лишний раз перебраться на теневую сторону. Местные жители поступали точно также. Подходя к делу создания прохлады весьма творчески. Это один из примеров. Небольшие хижины чайханы нависают над водой.

Вскоре показалась гостиница "Чорсу", в которой я решил остановиться. Парадный вход в неё был закрыт. А прямо во дворе начинался огромный рынок. Я сразу купил по пути что-то из провизии и стал пристёгивать велосипед к столбу.
- Вы что, собираетесь его здесь оставить? - громко спросил у меня высокий молодой мужчина, выглядевший вполне прилично.
- Да, а что?...
- Украдут сразу! Лучше возьмите его с собой! Вы же идёте в гостиницу?...
Эта речь меня на мгновение обеспокоила: "А вдруг, здесь, действительно, воры почище, чем у нас? Не успеешь оглянуться..." Кругом было людское столпотворение. На первых двух этажах здания располагались магазинчики, и покупатели, а то и просто зеваки, без устали сновали между ними и базаром. Лишаться велосипеда мне было нельзя.
- Неужели металлический трос не поможет, - я всё ещё прощупывал обстановку.
- Вы не представляете, какой здесь народ! Плюнь на землю, и то унесут! Иногда мне стыдно, что это узбеки!... Тирада произносилась в самой гуще толпы, но никто не обращал на неё внимания. Манера речи говорившего отсылала слушателей к знаменитому монологу из "Кавказской пленницы" ("Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!..."). После этого он добавил уже более спокойно, - ладно, Вы идите, а я присмотрю за велосипедом...
Для меня кое-что стало проясняться. "Вот в чём дело. Стало быть, хочет поработать в качестве сторожа. Но как загнул красиво. У нас, пожалуй, так не смогут... Дам я ему потом немного денег, т.к. талант должен на что-то жить и развиваться..."
- Хорошо. Я только устроюсь и сразу назад, - сообщил я неожиданному помощнику, снимая с багажника рюкзак.
Гостиница занимала два этажа наверху здания. Отсюда открывался отличный обзор на округу.

При вселении в гостиницу какое-то время ушло на оформление регистрации, которая в Узбекистане нужна всем иностранцам. В это время раздался телефонный звонок, и дежурная, разговаривая, стала поглядывать на меня.
- Да, он здесь... Скоро выйдет... Хорошо, я передам...
Потом сообщила:
- Звонил директор одного из магазинов. Тот, который охраняет Ваш велосипед. Он сказал, что отлучится ненадолго, но попросит кого-нибудь из работников за ним посмотреть...
- Что?... Это был директор магазина?... - и когда изумление меня немного отпустило, - зачем ему это нужно?...
- Ну как же... Наверное, он не хочет, чтобы гость Намангана пострадал...
Когда я вышел, то около велосипеда курил какой-то молодой парень...
В первую очередь посмотрим объекты, показанные издали на предыдущем фото. Данное сооружение является мостом.

В башне, находящейся рядом, удалось разглядеть столы на балконе. Что ещё вмещает данная конструкция, судить не берусь.

От группы мужчин, по-видимому, водителей, отделился один:
- Сфотографируйте меня!...
Снимаю и достаю из фотоаппарата карту памяти.
- Ваше фото здесь. Достать его оттуда я сейчас никак не смогу...
Он улыбается и машет рукой. Может быть он и не хотел фотографии, а понял, что мне не достаёт изображений жителей города?...

Подхожу к торговцу дынями:
- Могу я у Вас купить только кусок? Мне не нужно целую...
- Вот Вам нож, отрезайте столько, сколько нужно.
Кусок получился на славу. Спрашиваю:
- Чем я обязан?
- Ничего не надо! Ешьте на здоровье!...
- Ну зачем же?... Давайте я заплачу! - чтобы уговорить его, добавляю шутливо, - если с меня денег не возьмёте, то и другие будут подходить и отрезать бесплатные куски. С чем останетесь?...
- Ничего страшного... У меня дынь много...

Долгое время Наманган считался одним из религиозных центров Средней Азии. Особенно ярко это проявилось в конце XX века, когда отсюда стал распространяться радикальный ислам. Местом обитания новых Рыцарей Веры стала мечеть Мулло Киргиз, построенная в начале XX века. Провокационные действия ваххабитов вызвали возмущение значительной части горожан, которые потребовали закрыть этот рассадник конфликтов и нестабильности. Что и было сделано.

Когда я вошёл с фотоаппаратом во двор, помня, какой радушный приём был мне оказан в предыдущей мечети, и начал снимать, ко мне сразу подбежал молодой парень и сказал, что фотографировать нельзя. Да и находиться-то, вроде бы, можно только с разрешения, т.к. здесь сейчас учебное заведение. Нельзя, так нельзя. Мечеть можно увидеть на предыдущем фото.

У меня в рюкзаке всегда термос с чаем. Чтобы его заполнить зашёл в попавшуюся чайхану. Перекусил заодно. Остальные посетители не торопились. Наслаждались общением, трапезничали. Куда спешить? Впереди ещё много времени. Ведь жизнь такая долгая...

Она оказалась закрытой. Посмотрим внутрь через ворота.

Вскоре показался комплекс Ходжи Амина Кобры. Начинался он с мавзолея, построенного в XVIII веке, а позднее прирос другими строениями. На входе ко мне вышел охранник:
- Вы что хотите? - интонация его голоса позволяла услышать вопрос чуть иначе, - Вам что-то объяснить?
Так и получилось. Узнав, что я приехал фотографировать Наманган, он широким жестом пригласил пройти во двор и смотреть всё, что угодно.
Это мавзолей.

Внутри, по-моему, расположено оборудование для совершения молитвы.

Когда Аллах решает осведомиться, как идут здесь дела, то заглядывает через это окно.

Большая мечеть появилась позже.

На этом дастархане хорошо усваивается Коран.

Фрагмент старого дерева, росшего на территории комплекса.

Теперь главное место занимает двадцатилетний чинар.

Растут и фрукты, но немного.

Перед молитвой необходимо совершить омовение ног и рук.

Во время осмотра ко мне присоединился охранник. Возможно, и присматривал заодно, чтобы всё закончилось без происшествий. Конечно, расспросил кто я да откуда, сам кое-что рассказал. Короче, расстались мы хорошо. Он попросил меня оставить отзыв в специальной книге и сфотографировать его на память. Что я, с удовольствием, сделал.

Медресе Мулло Киргиз построено в 1912 году.

Видно, что сооружение находится в состоянии ремонта. Какова скорость данного процесса, сказать не берусь.

Судя по наличию большого количества частной застройки, город развивался, в основном, хаотично. Новые районы, скорее всего, появились на месте ликвидированных строений прошлого. Центром Намангана, к которому сходятся многие магистрали, можно считать парк Бабура, основанный в 1884 году, и бывший сначала садом уездного начальника, а затем парком Пушкина. Он включил в себя территорию бывшей городской крепости, от которой, к настоящему времени, ничего не осталось.

Конечно, сюда подведена вода.

Которая, вместе с местным жарким солнцем, помогает человеку навести красоту.

Мавзолей поэта Нодима Намангоний.

Краеведческий музей. Узбекская надпись продублирована на русском и английском языках.

Парковую зону удачно продолжает административный квартал.

Монумент, думаю, посвящён независимости. Технически сложная композиция (птицы с колонной и между собой соприкасаются только крыльями) изображает журавлей, обративших благодарные взоры на северо-запад.

Технический университет.

Музыкально-драматический театр. Говорят, что в плане здание имеет форму креста.

Смотрим ещё одно новое здание и тронемся дальше.

Передвигаться по Намангану на велосипеде удобно. Транспортный поток здесь не слишком плотен. Постоянно останавливающиеся маршрутки часто не приближаются к поребрику, т.к. потенциальные пассажиры заранее выходят подальше на проезжую часть, а самый правый ряд занимают пешеходы, велосипедисты, граждане с различными телегами и прочими подручными средствами, движущиеся в обоих направлениях.

Кинотеатр имени поэта Боборахима Машраба. На фасаде приведены его слова на узбекском и русском языках. "Я не ангел, не дух святой, а человек я земной, родившийся в Намангане". Думаю, что это абсолютно правильно. Можно было бы, конечно, не переводить этих слов на русский язык, а заявить "Хотят знать произведения Машраба, пусть учат узбекский язык". Но в таком случае у данного поэта было бы меньше читателей. А так добавился я...

Далее попадаю на площадь украшенную ещё одним монументом. Сооружение выглядит универсально, его можно посвятить практически любому событию или чувству. Но слетевший на него с герба страны орёл и находящийся ниже государственный флаг указывают, что сооружение возведено в честь Узбекистана.

В сторону, противоположную центру, отходит улица, на которой строительство только ещё идёт. Длинные тени, которые стали отбрасывать предметы, подсказывают, что удаляться по ней нельзя. Пора поворачивать.

У обочины дороги постоянно стоит много желающих проехать на маршрутке. Думаю, что данные автомобили перевозят огромное количество пассажиров. Какова реальная вместимость (а загружают именно столько, сколько поместится) этих микроавтобусов сказать сложно. Вот наглядный пример. Думаю, что ГАИ претензий не выдвигает, иначе водители соблюдали бы требования, указанные в техническом паспорте.

Девушки! Скажите пожалуйста, что находится в этом здании?
- Ну это, свадебное...
- Дворец бракосочетаний?
- Да, а почему Вы спрашиваете? - видимо, намекая на мой возраст.
- Да я за невестой приехал. Но мне нужна которая плов хорошо готовит...
- У нас все его умеют делать, - улыбаются довольные, что их умение востребовано в современном мире. Следующая остановка - Детский парк. Построен недавно.Вперёд

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий