2. Развитие интеграции стран Европы в 1990-е годы: Маастрихтские соглашения и образование Европейского Союза.

3. ЕС: сроки, направления и проблемы расширения.

Как известно, НАФТА - это сокращенное название Североамериканского соглашения о свободной торговле, соглашение между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994 г. Работая над темой, студент выясняет предпосылки создания, цели и основные характеристики НАФТА. Обязательно рассматривается США как лидер американской экономической интеграции и экономическое влияние НАФТА на Соединённые Штаты. Далее раскрываются интересы каждой из стран, подписавших этот документ. Изучаются проблемы и перспективы дальнейшего развития НАФТА.

Интеграция европейских стран рассматривается через создание и деятельность Европейского Союза (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию, через заключение Маастрихтских соглашений 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.), которое завершило процесс юридического оформления механизма Сооб­ществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, раскройте суть этих критериев.

Необходимо учесть то, что договор о Европейском Союзе был дополнен 17 протоколами. Какими? Что давало введение договором гражданст­ва ЕС?

По третьему вопросу необходимо более глубоко остановиться на деятельности Европейского Союза по его расширению, выделить основные направления, проблемы и пути их решения.

Для расширения знаний по второму и третьему вопросам рекомендуется изучить материал, размещенный на официальном сайте Евросоюза, перейдя по ссылке http://europa.eu/index_en.htm (требуется перевод страницы с английского на русский язык, используя сервис Яндекс.Перевод).

Литература

Загладин, Н. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников /Н. Загладин М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 1999. - 352 с.

Черников, Г. П. Европа на рубеже XX–XXI веков: учебное пособие для вузов / Г. П. Черников, Д. А. Черникова. - М.: Дрофа, 2006. – 104 с.

Тема 16. Внешнеполитические и военные интеграционные процессы стран Европы и США



1. Военно-политическое сотрудничество стран Европы и США.

По первому вопросу необходимо охарактеризовать основные шаги США и стран Западной Европы по военно-политическому сотрудничеству. На каких принципах они основывались? К каким результатам привели?

По второму вопросу студент должен раскрыть деятельность НАТО с точки зрения внешнеполитических и военных интеграционных процессов стран Европы и США в XX – XXI вв. Указать, какие процессы влияют на деятельность НАТО. Так, например, мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., оказал непосредственное воздействие на НАТО, усилив контраст между двумя берегами Атлантики в том, что касается готовности вносить вклад в совместную оборону. Можно привести в качестве примера решения Мюнхенской конференции по проблемам безопасности (февраль 2011 г.) Дополнительно рекомендуется ознакомиться с, комментариями к Североатлантическому договору д.ю.н., проф. Кашкина С.Ю. и к.ю.н. Калиниченко П.А. на сайте Московской Государственной Юридической Академии, прейдя по ссылке http://eulaw.edu.ru/ documents/legislation/ eur_ int_law/comment_nato.htm.

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ). Работая над данным вопросом, рекомендуется изучить структуру ОБСЕ (основные органы организации), состав участников, определить цели, задачи, основные документы организации, значение деятельности. На основе изученного материала сделать вывод о роли этой организации в интеграционных процессах.

Цивилизация возникла 3 в. назад.

Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 4 в. в будущем.

Евроатлантическая цивилизация в настоящее время, простираясь на территориях Европы, части Азии и в Северной и Южной Америке (плюс Австралия и Новая Зеландия), состоит из трех главных и наиболее активных (последние двести лет) геополитических субъектов.

С усилением цивилизационных претензий социокультов, находящиеся на периферии, соблазняемые соседними мегацивилизациями Евроатлантический цивилизационный альянс начнёт распадаться. Этому будет способствовать также процесс создания Всемирного правительства, учитывающий принадлежность к территории.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

В ыживание и дальнейшее процветание евроатлантической (христианской) цивилизации возможно лишь при переходе от постоянной конкуренции и даже конфронтации (вплоть до военной) между этими субъектами к их искреннему и равноправному союзничеству. В настоящий момент этому препятствуют США и Евросоюз.

Т еперь - для удобства рассуждений - вынесем за скобки (за океан) Соединенные Штаты Америки и будем упоминать их только в случае крайней необходимости. Даже несмотря на то, что в реальной политической практике вынести США за скобки просто невозможно. Они везде и всюду, что создает немало, а может быть, и большинство проблем единству евроатлантической цивилизации (по линии раздела Запад-Россия уж точно).

Е вропейская (христианская) цивилизация все последние века своей истории была разделена внутри себя на два главных субъекта европейской политики - Западную Европу (группа ведущих западноевропейских стран) и Россию, между которыми находились страны и территории, время от времени переходившие под контроль то одной, то другой стороны.

З ападная Евроатлантическая цивилизация относится к времяориентированным, личностным, рациональным, материальным суперобщностям. Её парадигмы – Развитие, человек, свобода, разум, познание, богатство.

Э та цивилизация составляет почти половину человеческой Ойкумены. Она контролирует половину человечески ресурсов и присутствует во всех международных организациях.

З ападная Евроатлантическая цивилизация и Евразийская дополняют друг-друга. Между ними отсутствуют значительные конфликты.

С овременное мировое право по своему происхождению Евроатлантическое. Оно не позволяет лидерам других цивилизаций и культур войти в Мировую элиту без потери своей идентификации. Это воспринимается исламскими и русоориентированными цивилизациями как вызов.

А фразийская Исламская цивилизация почти во всём подобна Западной. Она также времяориентирована, личностна, рациональна и материальна.

З ападная Евроатлантическая и Афразийская Исламская цивилизации носят фрактальный характер. При этом каждый эмигрант является переносчиком свойств своей родной цивилизации, осуществляя таким образом цивилизационную экспансию.

++++++++++++++++++++

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Объекты оценивания

Каковы факторы единства евроатлантической цивилизации. Еврпоатлантическая цивилизация. «Новые маргинальные слои»

Социально-ориентированная рыночная экономика
– предполагает широкое использование методов
государственного регулирования для
перераспределения доходов в пользу малоимущих.

«Экономическое чудо» в Западной Германии.

Л. Эрхард – министр
экономики.
Политика
справедливого
распределения
бремени тягот.

Италия
Общенациональные программы
Национализация промышленности частичная
Англия
Национализация с выплатой компенсаций
Законы о социальном страховании
Программы социального строительства жилья.
Национализация промышленности, транспорта…
Экономическое планирование.
Франция Смешанная экономика.

Поддержка частных
предпринимателей.
Закон Тафта-Хартли (
регуляция трудовых
отношений между
работником и
работодателем)
Президентство
Эйзенхауэра 19521961гг.

«Великое общество»

1960-1963 гг. –
президентство Дж.
Кеннеди:
Полная ликвидация
безграмотности.
Государство
благоденствия.
Закон о запрет
расовой
дискриминации

Кризис доверия к власти.

Вьетнамский
синдром.
Антивоенное
движение.
1968-1974г –
президентство
Р.Николса,
закончившееся
импичментом.

Линдон Джонсон

Тридцать шестой президент.
Линдон Джонсон (1908-1973). В
1961-1963 вице-президент.
Правительство Джонсона начало
агрессивную войну во Вьетнаме,
осуществило интервенцию в
Доминиканской республике
(1965). Внутренняя политика
привела к обострению
социальных и расовых
конфликтов. Годы
президентства: 1963-1969.
Демократ.

Общество потребления.

Средний класс.
Кредиты.

Новые левые в Западной Европе.

1960-1970-хх гг. в
молодежной среде
наметился рост
бунтарских настроений.
Новые левые –
Г.Маркузе и его
последователи.
С. 277 – к чему они
призывали?

Коммунисты и еврокоммунисты.

Осуждали социал-
демократов.
1970-е гг. –
еврокоммунизм стр.
175 – что означает?
Социализм с
человеческим лицом.

Политические кризисы с 1950-1970-хх гг.

1956г. – политический
кризис и массовое
антивоенное
движение в Англии.
1950-е гг. – кризис в
Алжире.
Рост влияния
коммунистических
партий во Франции и
др. странах Западной
Европы.

Кризисы конца 60-70 – х. гг.

«Красный май» во Франции в 1968г.
Терроризм в городах Европы. – «Красные бригады
в Италии», «Красная армия в Германии»…

Либерализм и «неоконсервативная революция»

Либералы и их
поддержка идеи
социально
ориентированной
рыночной
экономики.
Консерваторы
Определите основные
партии
консервативного
блока.

ХДС в ФРГ.

Гельмут Коль – лидер
партии и глава
государства.

Рональд Уилсон Рейган

Рональд Уилсон Рейган
(1911-). С 1937
киноактер Голливуда. В
1942-1945 в органах
информации ВВС США. В
1967-1975 губернатор
штата Калифорния. Годы
президентства: 19811989. Республиканец

Джордж Герберт Уокер Буш

Сорок первый президент.
Джордж Герберт Уокер
Буш (1924-). В 1967-1970
член палаты
представителей. В 19711975 на различных
дипломатических постах.
В 1976-1977 директор
ЦРУ. В 1981-1989 вицепрезидент США. Годы
президентства: 19891993. Республиканец.

Уильям (Билл) Джефферсон Клинтон

Сорок второй
президент.
Уильям (Билл)
Джефферсон
Клинтон (1946-). В
1978-1992
губернатор штата
Арканзас. Годы
президентства: 19932001. Демократ.

Джордж Буш (младший)

Родился 6 июля 1946 года и вырос
в Техасе, в городах Мидленд и
Хьюстон. Получил степень
бакалавра в Йельском
университете и магистра
администрации бизнеса в Школе
бизнеса Гарвардского
университета. Служил пилотом
самолета F-102 в ВВС
Национальной гвардии Техаса.
Начал карьеру в нефтегазовой
отрасли в Мидленде в 1975 году и
работал в энергетической
промышленности до 1986 года.
Стал губернатором 8 ноября 1994
года, когда получил 53,5 %
голосов. Одержал историческую
победу 3 ноября 1998 года:
завоевав 68,6 % голосов, стал
первым губернатором Техаса,
избранным на два четырехлетних
срока подряд".
Сорок третий президент.

Неоконсервативная революция

«Государство для рынка» -важнейший принцип.
Основной упор в государственном
регулировании делался на косвенные меры (
регулирование денежной массы и обращения,
ставки банковского процента..)

В настоящее время идет активный процесс интеграции

Интеграция -

Интеграция Процесс сближения государств в
экономической, военной, политической и
культурной сферах.

Итоги развития Евросоюза.

Сближение стран.
В тоталитарных странах при сближении с
Евросоюзом намечается демократизация.
Ускорение объединения капиталов на
международном уровне.
Обострение экономического и военного
соперничества.

Тема 52. Послевоенное восстановление экономики и создание «общества всеобщего благоденствия»

Восстановление экономики стран Западной Европы после второй мировой войны, повышение политической и социальной стабильности. «Экономическое чудо» в ФРГ и Италии. Социальные процессы в высокоразвитом индустриальном обществе. Вытеснение рабочий силы из аграрного сектора, рост численности городского населения, «революция управляющих», развитие сферы обслуживания. Основа возникновения среднего класса: сближение уровня доходов, образовательного уровня, социального статуса большинства занятых. «Общество благоденствия» в США, характерные черты социально ориентированной экономики в Западной Европе, роль социал-демократии в ее создании.

Кризис модели экстенсивного индустриального развития в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Структурная безработица. Понятие «новых маргиналов» - людей, оказавшихся вне привычной для них системы социальных связей и отношений. Зоны экономического упадка. Региональный сепаратизм и программы экономической помощи населению зон социального бедствия.

Политические последствия кризисных явлений: массовые движения и кризис доверия к власти вСША, рост влияния коммунистического движения во Франции и Италии. Новые левые и левый экстремизм в развитых странах. Идейно-теоретическое обоснование левых движений. Традиционные и новые массовые общественно-политические движения, их роль в странах Западной Европы и Северной Америки.

Тема 53. Неоконсерватизм 1980-х гг. и переход к информационному обществу

Неоконсервативная идеология и ее особенности. Тэтчеризм и рейганомика. Методы осуществления неоконсервативной революции. Социальная политика неоконсерваторов, поддержка малого бизнеса, создание режима благоприятствования для модернизации экономики. Модернизация и профсоюзы. Технологические предпосылки постиндустриальной модернизации экономики. Развитие энергетики, наземного, морского и воздушного транспорта. Новые конструкционные материалы, успехи биохимии и биологии, повышение урожайности земель. Достижения медицины, микробиологии. Развитие электроники, компьютерных технологий, робототехники. Взаимосвязь магистральных направлений технологического развития. Информационное общество: основные черты. Автоматизация и роботизация производства. Сокращение занятости в индустриальном производстве, добывающей промышленности. Рост значения производства знаний. Роль работников интеллектуального труда. Закат массового профсоюзного движения. Новый характер трудовых отношений, проблема стимулов к творческому труду. Пополнение рядов предпринимательской элиты за счет обладателей интеллектуальной собственности. Расширение слоя мелких собственников.

Истощение неоконсервативных рецептов решения проблем общественного развития. Рост влияния социал-демократических и социалистических партий в 1990-е гг. в развитых странах. Изменение программных установок социал-демократии, сближение позиций ведущих политических партий по основным вопросам текущей социально-экономической политики.

Тема 54. Ускорение интеграции развитых стран

Предпосылки развития интеграционных процессов в Западной Европе. «Холодная война» и раскол Европы на две военно-блоковые системы. «План Маршалла», созданиеЕС, НАТО. Первые шаги к интеграции в экономической сфере. Создание ЕОУС, подписание Римского договора.

Углубление интернационализации производства и капитала в информационную эру, создание ТНК. Влияние транснационализации экономики на географию размещения производительных сил, мировую торговлю. Современные параметры и условия международной конкуренции. Борьба за рынки информации, за овладение новыми технологиями и ее значение. «Ноу-хау» в мировой торговле. Информационная революция в военном деле. Военно-технические разработки, конкуренция в сфере качественного совершенствования вооружении как источник ускорения научно-технического прогресса.

Итоги углубления интеграционных процессов: создание единого экономического, социального, правового пространства, выравнивание уровней развития стран Западной Европы, унификация политики. Перспективы расширения Евросоюза, укрепление федеративных начал в жизни стран ЕС. Интеграционные процессы в Северной Америке, их основы. Возможности формирования Североатлантической зоны интеграции.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ
Умения
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических, культурных проблем. контрольная работа самостоятельная работа
Знания
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков XX и XXI; контрольная работа самостоятельная работа
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX и начале XXI века; контрольная работа самостоятельная работа
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) экономического и политического развития ведущих государств и регионов мира; контрольная работа самостоятельная работа
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; контрольная работа самостоятельная работа
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; контрольная работа
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения самостоятельная работа
Промежуточная аттестация по дисциплине Итоговый дифференцированный зачет

Контрольно-оценочные средства

Тема 1. Ускорение научно–технического развития и его последствия.

Самостоятельная работа №1

Заполнить таблицу: «Ускорение научно - технического развития и его последствия».

Выполнение контрольного теста по теме №1«Ускорение научно-технического развития и его последствия».

В заданиях № 1 – 2 необходимо расшифровать аббревиатуру:

1. ТНК – ____________________________.

2. ТНБ –_____________________________.

В заданиях № 3 – 5 необходимо дать определение понятиям:

3. ТНБ – это ……

4. ТНК – это …..

5. АСЕАН - это ……

В заданиях № 6 – 13 выберите один правильный ответ

6. Выберите один правильный ответ: развитие ТНК свидетельствует:

А) о глобализации Б) о сепаратизме В) о деурбанизации Г) ни один ответ не верен

7. Выберите один правильный ответ: развитие ТНК способствует:

А) НТ прогрессу Б) деконцентрации экономики В) глобализации Г) все ответы верны

8. Выберите один правильный ответ: развитие ТНК и ТНБ ведет:

А) к деурбанизации стран Азии и Африки Б) к развитию инфраструктуры в странах Азии и Африки

В) к независимости слаборазвитых стран Г) все перечисленное верно

9. Укажите, что НЕ относится к причинам ускорения научно-технического прогресса во 2-ой половине ХХ века:

А) демографический взрыв Б) деятельность ученых-одиночек

В) Г) гонка вооружений

10. Укажите, что НЕ относится к научно-техническим достижениям 2-ой половины ХХ века:

А) радио Б) полет в космос В) телевидение Г) интернет

11. Укажите, что НЕ относится к основным чертам информационного общества:

А) рост значения образования и творчества Б) децентрализация производства и рабочей силы

В) снижение мобильности населения Г) рост равенства возможностей

12. Укажите, что НЕ относится к результатам деятельности транснациональных корпораций:

А) глобализация экономических связей Б) обострение конкуренции в научно-технической сфере

В) усиление влияния государства на национальную экономику Г) увеличение неравномерности экономического развития отдельных стран

13. Укажите, что НЕ является основополагающим элементом среды обитания современного человека:

А) офис Б) автомобильная пробка В) супермаркет Г) крестьянский двор

В заданиях № 14- 15 необходим развернутый ответ

14. Объясните, в чем проявляются положительные последствия транснационализации экономики.

15. Объясните, в чем проявляются отрицательные последствия транснационализации экономики

Тема 2. Социальные процессы в информационном обществе .

Практические занятия№1

Работа с текстовым материалом: «Наемные работники: служащие и средний класс. Новые маргинальные слои. Маргинализация, зоны социального упадка, маргиналы новые, сепаратизм. Ренессанс социального поведения; средний класс – основные черты, «революция управляющих»; меритократия».

«Новые маргинальные слои»

Изменение образа и условий жизни большинства населения развитых стран на постиндустриальном этапе общественного развития не для всех его слоев оказывается благом. В любом обществе всегда существует группа социальных аутсайдеров, по различным причинам оказавшихся на обочине общественного развития, стоящих вне системы социальных связей и отношений. Это - маргиналы, люди лишенные собственности, социально значимого статуса, не обладающие навыками или способностью к труду. с повышение общего уровня благосостояния, развитием социальной политики государство и общество берут их на свое иждивение, обеспечивая им сносные условия существования. Однако с 1970-х гг проблема маргинализации приобрела новое измерение.

Причины и формы маргинализации. Новый маргинализм качественно отличается от прежнего, традиционного. В современном его понимании само понятие «маргинал» не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становиться любое лицо, способное к производительному труду, но неспособное реализовать эту способность, оказывающееся вне социальных связей и отношений.

Прежде всего с проблемой маргинализации сталкиваются многие лица пенсионного возраста. Будучи, как правило, достаточно обеспеченными людьми, с увеличением средней продолжительности жизни, благодаря улучшению медицинского обслуживания они сохраняют способность трудиться. Однако общество ограничивает или исключает для них возможности трудовой деятельности. А с ее прекращением рвется значительная часть социальных связей, люди выпадают из привычной для них среды, ритма работы, то есть маргинализируются. Для них возникает проблема новой социализации в изменившихся условиях жизни.

Другая часть новых маргиналов – жертвы структурных изменений в экономике, исчезновение целых отраслей и профессий, чей труд стал выполняться роботами, автоматами. Не все и всегда могут заново адаптироваться к новой экономической реальности. С точки зрения уровня жизни, они защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяет утраченных социальных связей. Общество долгое время главным материальное обеспечение людей, принадлежащих к этой группе. Вопрос повышения их социльного статуса, роли в общественной жизни никем и никогда всерьез не рассматривался.

Третья группа маргиналов – это молодежь, лишь вступающая в трудовую жизнь, для которой безработица становиться почти профессия по нескольким причинам. Прежде всего, из-за разрыва между потребностями производства и уровнем, направленностью обучения. Университеты стали превращаться в фабрики по производству безработных, тем более, что предприниматели предпочитают брать на работу людей имеющих определенный опыт, трудовые навыки.

Нередким фактором маргинализации людей в трудоспособном возрасте оказываются физические и умственные недостатки, связанные, допустим с ухудшением состояния окружающей среды, информационными нагрузками. Удельный вес людей с нарушениями здоровья в общей численности населения развитых стран к концу века был различным – от 22,7 % в Австрии до 2,3 % в Японии.

Маргиналы, особенно молодежь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Маргинальная масса чрезвычайно остро ощущает потребность быть «кем-то». Она весьма податлива к любой пропаганде, обещающей улучшить ее социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Ее сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в ряде развитых стран фактором нарушения общественного порядка являются не традиционные социальные конфликты, забастовки (они, как правило, проходят в форме установленной законом), а акты насилия, вандализма, уличные беспорядки, вызываемые, на первый взгляд случайными обстоятельствами, не сопровождающиеся выдвижением четких социальных или политических требований.

Очевидно в развитых странах ив ХХI веке будут сохранять актуальность проблема социальной и профессиональной адаптации маргиналов в систему общественных связей и отношений.

Зоны социального упадка . Специфической формой маргинализации в информационную эру стала региональная, затрагивающая интересы и материалное благосостояние жителей отдельных районов.

Внутри большинства государств выделяются территории с различными экономическими укладами, соответствующие с их образом жизни: постиндустриальным, индустриальным, высокотехнологическим аграрным, докапиталистическими укладами (натуральным, плантационным хозяйством), а также находящиеся в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какой из укладов является преобладающим. В тоже время, когда в отдельных регионах одного и того же государства уклады очень сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие последствия.

Там, где концентрируются отрасли, становящиеся неперспективными, закрываются предприятия, возникают зоны экономическог и, соответственно, социального упадка. Положение в этих регионах характеризуется более высоким по сравнению с общенациональными показателями уровнем безработицы, спадом деловой активности, оттоком высококвалифицированной рабочей силы в более процветающие районы. Это приводит к понижению уровня жизни в регионе, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Сокращаются возможности решения социальных проблем, оказания поддержки малоимущим слоям населения, падает качество образования и здравоохранения.

Рост внутреннего многообразия, различий в положении, интересах и укладе отдельных регионов нередко порождает (или усиливает) региональный сепаратизм, с проявлениями которого сталкиваются многие многонациональные государства. Его источником выступает недовольство политикой центра власти, который обвиняется либо в недостаточном внимании к развитию зон упадка, либо напротив, в несправедливой эксплуатации ресурсов процветающих регионов.

Особенно остро проблема регионального сепаратизма чувствуется там, где большинство населения составляют этнические меньшинства. В 1970-1980-е гг обострилась проблема франко-язычной провинции Квебек в англоязычной Канаде. В Великобритании усилились требования автономии, вплоть отделения от Соединенного Королевства, с ее богатыми запасами нефти на прибрежном шельфе. Одновременно усилились требования автономии в Уэльсе, где пришла в упадок угледобывающая отрасль. В Испании требовало автономии большинство провинций, самая беспокойная – Баскония – добивалась независимости. Во Франции сходные требования выдвигали националисты на Корсике, оказавшиеся в стороне от индустриального развития. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. В Бельгии два основных этноса, валлонцы и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.

Решению проблем маргинализации отдельных регионов содействуют специальные программы из развития, принимающиеся на государственном уровне. В рамках Европейского Союза действуют соответствующие общеевропейские программы помощи регионам, признанными зонами социального бедствия».

ВОПРОСЫ:

1. Объясните термин «маргинальные слои общества».

2. Чем обусловлено появление «новых маргиналов» в постиндустриальном обществе? Какие группы населения к ним относятся?

3. Существуют ли в нашем обществе проблемы маргинальных слоев? Приведите пример.

4. Как связана с маргинализацией проблема «зон социального бедствия»? Почему они появляются в развитых странах?

5. Назовите зоны маргинализации в странах СНГ и Пермском крае. Укажите возможные причины из появления.

Самостоятельная работа №2

А) Феминистское движение Б) Движение антиглобалистов

В) Появление общества «зеленых» Г) Возрождение Ку-клукс клана

В задании №14 необходимо расшифровать аббревиатуру:

14. Расшифруйте следующие аббревиатуры:

А) ЕОУС__________________________________________________________________________.

Б) ЕЭС____________________________________________________________________________.

В) ООН___________________________________________________________________________.

Г) ВТО____________________________________________________________________________.

Д) ЕС_____________________________________________________________________________.

В задании № 15 установите соответствие Образец заполнения: 1-Б, 2-А, 3-Г.

15. Соотнесите интеграционные образования и страны, которые в них входят:

Тема 3. Этносоциальные проблемы в современном мире.

Практические занятия №2

Самостоятельная работа №3

Работа с текстом Декларация о расе и расовых предрассудках. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека. (Прочитать, выписать основные положения документов)

ИНСТРУКЦИЯ

1. Используя СМИ, интернет ресурсы, изученный материал, подготовить материал об одном из межэтнических конфликтов по плану:

А) факторы, способствующие развитию межэтнического конфликта;

Б) причины межэтнического конфликта;

В) формы проявления;

Г) результат межэтнического конфликта;

Практическое занятия №3

Общество всеобщего благоденствия: понятие, общие черты. Социально ориентированная рыночная экономика

«Евроатлантическая цивилизация «общества благоденствия»

«Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893-1943). Согласно его идеи, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинистической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это, по его мнению, предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них. Основы 2атлантической солидарности», заложенные в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг., укрепились после принятия США в 1947г. «плана Маршалла», программы помощи странам Западной Европы. Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949г. В договоре о создании военно-политического союза – Организации Североатлантического договора (NATO). Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях «холодной войны» совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества и различное понимание приоритетов в противостояни международному коммунизму, согласовывать свою политику. В политический лексикон термин «атлантизм» вошел после 1961г., когда президент США ДЖ. Кеннеди выдвинул так называемый Великий проект создания Атлантического сообщества, предполагавший укрепление единства стран Северной Америки и Западной Европы . США поддерживали интеграционные тенденции в Западной Европе, взаимодействовали с союзниками в рамках международных организаций – структур ООН, ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (гатт), Международного валютного фонда (МВФ), семерки наиболее развитых стран мира, регулярные встречи глав правительств которых начались с 1975 г. Базовым элементом Евроатлантической цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые доминионы» (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. С принятием Германией и Италией после войны, а затем м восточноевропейскими государствами, либерально-демократических принципов организации политической жизни рамки евроатлантизма еще более расширились.

«Общество всеобщего благоденствия»: основные параметры

После завершения Второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики. Правительство европейских западных стран учли опыт революционных событий в России в 1917г., установление тоталитарных диктатур в Италии и Германии. Этот опыт наглядно показал, что недооценка значения социальной стабильности, особенно в кризисные периоды, ведут к краху политической системы. не случайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах, начался процесс формирования социально ориентированной рыночной экономики . Опыт ХХ век, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. В процессе модернизации, реконструкции, неизбежно нарушающих равновесие в обществе. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-х гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения производственного дохода.

Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после Второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны – общенациональная задача. При проведении финансовой реформы 1948г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и выплаты обменивались в пропорции 1:1, половину вкладов можно было обменять по курсу 1:10. С учетом того, что вклады принадлежали в основном имущим, данная мера повышала степень социального равенства. Денежные обязательства банков были аннулированы, обязательства предприятий пересчитаны по курсу 1:10. Единовременно получив наличность для выплаты зарплаты, далее предприятия должны были существовать за счет реализации своей продукции. В 1951г. Был принят закон, внедривший практику социального партнерства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда. Это и заложило основу германского «экономического чуда» - ускоренного развития 1950-1960 – х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

В США в 1960-е гг. при президенте Л.Джонсе была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

В рамках социально ориентированной рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержке малоимущих. В начале ХХ века государство тратило средства больше на армию и полицию, через бюджет перераспределялось, в среднем от 10 % до 15% валового внутреннего продукта (ВВП). Большая часть расходов направлялась на развитие системы образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создания новых рабочих ест.

Важное значение для решения социальных проблем имело расширение и укрепление правовой основы обеспечения интересов трудящихся в социальной сфере. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая, составная часть основных прав человека, а их соблюдение как признак существования правового государства. Это нашло отражение в национальных конституциях, международно-правовых документах. Государство достигает целей своей социальной политики различными средствами. Наиболее очевидный метод – прямое финансирование социальной сферы за счет бюджетов центральных и местных органов власти. Бюджетные средства направляются на создание новых рабочих мест, на развитие государственной системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, выплату пособий по безработице, нетрудоспособности, программы развития территорий, ставших зонами социального бедствия, жилищное строительство для малоимущих и т.д.

Возможности финансирования социальной сферы ограничены бюджетами центральных и местных органов власти. Их основным источником являются прямые и косвенные налоги, постоянное повышение которых, даже для благих целей, невозможно. Слишком высокий уровень налогообложения делает невыгодным расширение производства, вызывает отток капитала за границу, что рано или поздно подрывает конкурентоспособность экономики на мировых рынках, стимулирует экономические трудности, обостряющие социальные проблемы.

Широко распространены методы проведения социальной политики. Так, система налогообложения выступает не только источником ресурсов реализации социальных программ. Она играет роль средства регулирования соотношения доходов бедных и богатых граждан. В 1990-е гг. в развитых странах соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей составляло от 1:4,3 в Японии, до 1%7,4 в США (в России эта пропорция составляет 1:11,4 (16раз)). Система прогрессивного налогообложения, больший налог на лиц, получающих большие доходы, налог на недвижимость, которой больше у богатых, на наследство не исключала возможности получать большую оплату за более сложный, квалифицированный труд. В тоже время эта система понижала уровень социальной зависимости. В условиях рыночной экономии государство прямо не вмешивается в процесс ценообразования. Однако существуют косвенные меры (такие как антимонопольное законодательство в США, установление фиксированных цен на продукцию государственных предприятий, маневр налогами на импортную продукцию, антиинфляционная политика и т.д.), которые позволяют добиваться стабильности цен на относительно низком уровне.

Важным рычагом социальной политики государства является законодательная деятельность. Особенно это относиться к той сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшись с социальной несправедливостью, может опереться на закон, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1395г, в большинстве стран Европы после Второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только сократились, но даже возросли. В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес».

ВОПРОСЫ:

1. Выделите факторы, способствующие созданию Евроатлантической цивилизации.

2. Выделите основные признаки общества «всеобщего благоденствия» в сформировавшейся цивилизации.

3. Чем вы объясните, что именно США стали лидером и центром Евроатлантической цивилизации.

Самостоятельная работа №4

Составить конспект: «Кризис модели общества 70 годов 20века. Неоконсервативная революция. ЕС, «одномерный человек», «новые левые», «красные бригады», «красная армия», «горячая осень». Радикализм. Неоконсерватизм, либерализм».

Сравнительный анализ: «Социал–демократия и неолиберализм». (Дать определение понятиям, когда, где возник, сравнить основные идеи и взгляды, кто и когда из политиков второй половины ХХ – ХХI вв реализовывал).

Подготовить реферат. Политический портрет одного из политиков неоконсерватизма, неолиберализма . (Используя СМИ, интернет ресурсы, изученный материал, создать политический портрет одного из политиков неоконсерватизма и неолиберализма).

Выполнение контрольной работы по теме № 4 «Евроатлантическая цивилизация: от «общества благоденствия» к неоконсервативной революции».

1. На каких основах сформировалась «евроатлантическая цивилизация»?

2. Какие страны первоначально входили в эту цивилизацию?

3. Раскройте смысл понятия «общество всеобщего благоденствия».

4. Что такое неоконсерватизм?

5. Назовите государственных деятелей, проводивших идеи неоконсерватизма во внутренней политике своих стран. Каковы были основные меры этой политики?

Тема 5. Пути развития стран Восточной Европы и СССР.

Самостоятельная работа №5

ИНСТРУКЦИЯ

Работа должна содержать информацию об источнике (где взят материал, дата издания газеты, журнала, автор статьи, название сайта, временные рамки анализируемой ситуации), работу оформить в РР. Объем не более 10 слайдов. Материал должен грамотно и четко структурирован.

1) Используя СМИ, интернет ресурсы, изученный материал, подготовить материал об одном из государств Восточной Европы. (внутренняя и внешняя политики).

Выполнение контрольного теста по теме № 5 «Пути развития стран Восточной Европы и СССР».

В заданиях № 1 – 15 выберите один правильный ответ

1. Укажите страну Восточной Европы, в которую ввел свои войска Советский Союз в 1956 году:
А) Болгария Б) Чехословакия В) Венгрия Г) ГДР

2. Создание ОВД произошло:

А) в 1955г. Б) в 1956г. В) в 1957г. Г) в 1961г.

3. Создание ОВД произошло, когда руководителем СССР был:

А) И.В. Сталин Б) Н.С. Хрущев В) Л.И. Брежнев Г) М.С.Горбачев

4. Совместная военная акция стран Варшавского Договора в Чехословакии состоялась:

А) в 1966г. Б) в 1967г. В) в 1968г. Г) в 1985г.

5. Укажите причины ввода советских войск в ЧССР:

А) реформы, проводимые в ЧССР, могли подорвать влияние СССР в стране Б) возникла угроза распада на Чехию и Словакию

В) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений Г) ни один ответ не верен

6. Одной из задач внешней политики СССР в 1965-1985гг. было:

А) невмешательство во внутренние дела других стран Б) установление дружеских отношений со странами Запада

В) устранение угрозы распада «социалистического лагеря» Г) все перечисленное верно

7. Укажите годы, к которым относится выдвижение в СССР «доктрины Брежнева»:

А) начало 60-х гг. Б) конец 60-х гг. В) начало 70-х гг. Г) начало 80-х гг.

8. «Бархатные революции» в Восточной Европе имели место :

А) в 1989г. Б) в 1990г. В) в 1991г. Г) в 1956г.

9. ОВД и СЭВ были распущены:

А) в 1989г. Б) в 1990г. В) в 1991г. Г) в 1985 г.

10. Укажите государства, которые создали в 1949 году СЭВ:

А) Англия, Франция, Бельгия, Люксембург Б) США, Канада, страны Западной Европы

В) СССР и государства Восточной Европы Г) ни один ответ не верен

11. Организация Варшавского Договора являлась военно-политическим союзом следующих государств :

А) СССР и дружественных ему стран Восточной Европы Б) Западной Европы

В) США, Канады и Западной Европы Г) Азиатско - Тихоокеанского региона

12. Укажите город Европы, в котором в 1961 г. была возведена перегородившая его стена, ставшая символом "холодной войны":

А) Прага Б) Варшава В) Берлин Г) Париж

13. Народные выступления против тоталитарного государства в 50-70-х гг. происходили в:

А) в Венгрии, Польше, ГДР Б) в Албании, Чехословакии, Польше В) Болгарии, ГДР, Чехословакии Г) в Италии, ФРГ, Бельгии

14. «Бархатная революция» - это:

А) отказ от радикальных преобразований революционного типа Б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный

В) распад федеративного государства Г) ни один ответ не верен

15. События, произошедшие в 1968 году в Чехословакии и получившие название «пражская весна» связаны:

А) попыткой военного переворота Б) требованиями рабочих увеличить заработную плату

В) требованиями провести демократические преобразования в стране Г) все перечисленное верно

Карибский кризис.

Тема 6. Страны Азии, Африки, Латинской Америки. Проблемы модернизации

Самостоятельная работа №6

Исторический анализ материала

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий