Царь колокол история кратко для детей. Царь-колокол в кремле. Главный колокол России должен был создать француз

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Александровский сад

Сдан: 1735 г.

Литейщик: Иван и Михаил Моторины

Описание

Вот это воистину Царь-колокол, отец всех колоколов, когда-либо созданных человеком. Вес Царь-колокола достигает почти 202 тонн, высота более 6 метров, а диаметр почти 7 метров, таким образом, в нутрии колокола с легкостью поместится целая комната. Царь-колокол установлен на массивный постамент разработанный Огюстом Монферрааном. На постаменте размещена памятная табличка: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением Государыни императрицы Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею Благочестивейшего Государя Императора Николая I установлен 4 августа 1836 году».

Рядом с колоколом находится отколовшийся кусок весом 11,5 тонн. В работах по нанесению орнамента и украшению колокола был занят большой коллектив мастеров. Кроме красивого орнамента на колоколе изображены царь Алексей Михайлович, императрица Анна Иоанновна и святых и ангелов. А так же на колокол нанесена памятная надпись об истории создания уникального самого большого колокола в мире. Венчает колокол большой золоченый крест.

История создания

По поручению императрицы Анны Иоанновны в 1730 году и под руководством мастера литейных работ Ивана Моторина начались работы по созданию самого большого колокола в мире взамен разбитого колокола Григорьева. Работа над колоколом велась долгие и нелегкие 5 лет. К сожалению, Ивану не удалось завершить работу, он умер в 1835 году. Работу отца продолжил сын Михаил. Во время ликвидации пожара в Кремле колокол был залит водой. В результате чего откололся кусок колокола. На долгое время колокол остался в отливочной яме и только в 1836 году был поднят и установлен в Кремле как памятник Русским мастерам литейщикам.

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Александровский сад и выходите в Александровский сад у стен Кремля. Здесь же у метро вы увидите билетные кассы в Кремль. Приобретя билет, вы тут же подымаетесь в Кутафью башню, пройдя по мосту, через Троицкую башню вы попадаете на территорию Кремля. Далее идете прямо до Сенатской площади и поворачиваете направо и идете до Колокольни Ивана Великого. Проходите мимо Царь-пушки и с другой стороны колокольни вы увидите чудо литейного мастерства России.

Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными - Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве , но и в Петербурге , Киеве и других русских городах.

Из истории Царь-колокола в Москве

Первый Царь-колокол в Москве весом около 40 тонн был отлит ещё в 1600 году. Во время пожара в середине 17 века он упал с колокольни и разбился. Было решено выплавить новый, более мощный. И новый «великан», установленный на звоннице рядом с колокольней Ивана Великого , был весом 130 тонн. В 1654 году, когда отмечали рождество и били во все колокола, он разбился. Заново отлитый Царь-колокол весил уже более 160 тонн. Отлит он был мастером А. Григорьевым. Сильный пожар 19 июня 1701 года опять не пощадил «Царя»: он упал и тоже разбился. В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны решено разработать проект нового колокола. 4 года шли подготовительные работы. На Ивановской площади, рядом с колокольней, была сооружена форма в яме глубиной 10 метров. Ее стены укрепили при помощи кирпичей и дуба. Дно выложили дубовыми сваями, на которые положили железную решетку. На ней были установлены форма и кожух для отливки великана. Для плавки были построены четыре плавильные печи. Использовался металл старого колокола с добавлением меди. Работа по отливке была поручена Ивану Моторину. К ноябрю 1734 года все подготовительные работы завершились. 26 ноября после службы в Успенском соборе были затоплены печи. Но отливка не началась, поскольку в двух печах случилась авария и медь вытекла под печи. В результате начался пожар. Начались восстановительные работы. А вскоре в августе 1735 года Иван Моторин умер. Работу продолжил его сын Михаил. 25 ноября 1735 года в течение 1 часа 12 минут колокол был отлит. После того, как он остыл, начались чеканные работы, которые продолжались вплоть до кремлевского пожара в мае 1737 года. Прибежавшие люди хотели потушить загоревшиеся деревянные доски и бревна над ямой, в которой находился колокол, поскольку от высокой температуры он мог расплавиться. Его стали поливать водой. От резкого перепада температур раскаленный металл начал трескаться, и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Так, почти 100 лет (с 1735 по 1836 год) пролежал он в литейной яме. После Отечественной войны с французами, когда восстанавливали Кремль , Царь-колокол установили на постамент около колокольни Ивана Великого как образец русского литейного искусства.

Описание Царь-колокола

Царь-колокола в Москве - самый большой металлический колокол в мире. Его высота – 6,24 метра. Диаметр – 6.6 метра, масса - почти 200 тонн. На нем можно видеть надпись, что отлит он был в 1733 году Иваном Моториным с сыном своим Михаилом. В действительности же он был отлит в 1735 году Михаилом Моториным. Неточность надписи говорит о том, что «великан» был отлит по форме, изготовленной первоначально. Поднимали его под руководством Августа Монферанна, архитектора знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге , имеющего опыт работы с тяжелыми конструкциями. Народ был изумлен мощью и красотой поднятого великана. После того, как его очистили, позолотили верхнюю часть, можно было видеть серебристо-серую поверхность. Газеты писали: «…изображения на колоколе довольно искусны, орнаменты изящны».

Постамент, на котором был установлен «великан», был создан по проекту А. Монферрана. Медная держава с позолоченным крестом наверху – также выполнена по его проекту. Изображение царя Алексея Михайловича во весь рост в парадном платье с державой и скипетром в руках напоминает нам о том, что при нем, в 17 веке, был вылит Царь-колокол – его предшественник.

Императрица Анна Ивановна изображена в коронационном платье. Именно она издала указ об отливке нового колокола. Под изображением Анны Ивановны внизу вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Можно видеть Христоса и Богоматерь, Иоанна Предтечи и Святую Анну, а также апостола Петра.

Между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича изображены два красивых фигурных картуша, внутри которых расположены надписи об истории создания колокола. К сожалению, пожар 1737 года помешал полностью воплотить намеченные планы. Некоторые работы по чеканке остались невыполненными. Недавно архивы помогли восстановить забытое имя скульптора, автора декора. Это был Федор Медведев.

Царь-колокол в Москве не имеет аналогов в мире. Он остается самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом посетителей

Статья рассказывает кратко для детей о царь-колоколе - одном из известнейших, наряду с царь-пушкой, символов России. Царь-колокол не имеет аналогов в мире по величине (около 6 метров высоту и 6,5 в диаметре). Колокол является гордостью российских мастеров.

  1. Поднятие царь-колокола
  2. Видео

Предшественники царь-колокола

История создания царь-колокола

  • В правление Анны Иоанновны вновь возникла мысль о необходимости создания в России самого большого колокола. Императрица в 1730 г. издает указ, направленный на его отливку. Предписывалось, что вес нового колокола был больше, чем у предыдущего. Были даже отправлены приглашения известным французским мастерам. Однако они отказались, посчитав такой проект невозможным. Есть мнение, что французы решили, что над ними просто шутят.
  • Наконец, за дело изготовления царь-колокола вызвался взяться русский мастер Иван Моторин. После долгого утверждения проекта, заготовки необходимых материалов начался процесс работ. Изготовление больших колоколов и пушек в те времена было очень сложным и напряженным делом. Что и говорить об отливке гигантского, не имеющего себе равных, колокола.
  • На Ивановской площади была выкопана 10-метровая яма, рядом сооружены четыре огромных плавильных печи. Стены ямы были укреплены деревянными брусьями, железом, обложены кирпичом. Помимо остатков предыдущего царь-колокола было приготовлено недостающее количество меди, олова и драгоценных металлов. Всего в строительных работах и в самом процессе отливки было занято около 200 человек: плотников, каменщиков, скульпторов и т.д.
  • Злой рок по-прежнему преследовал царь-колокол. Во время плавки металла случилась авария: в двух плавильных печах была обнаружена течь.
  • Потребовалось исправление повреждений, спешная постройка дополнительных печей. Вдобавок ко всем проблемам в разгар работ умирает сам Иван Моторин. Его место занимает сын и ученик мастера - Михаил Моторин.
  • Наконец, в ноябре 1735 г. состоялась удачная плавка металла, занявшая около полутора суток. Сам процесс отливки продолжался около часа. Начались работы по художественной чеканке и украшению колокола. После двух лет напряженной работы в 1737 году опять произошел крупный пожар. Загорелась деревянная конструкция над ямой. Опасаясь за сохранность своего шедевра, многие москвичи приняли участие в тушении пожара. К сожалению, из-за резкого перепада температур металл не выдержал: на колоколе появились трещины, от него откололся огромный (11,5 тонн) кусок. Царь-колокол на долгое время остается погребенным в яме.

Поднятие царь-колокола

  • До сих пор не выяснено, почему царь-колокол почти сто лет оставался в земле. Известно всего о двух неудачных попытках его извлечения.
  • Скорее всего, не было таких мастеров, которые бы считали возможным эту невероятную операцию.
  • Был страх перед возможным повреждением произведения искусства.
  • В 1820 г. в Москве продолжались восстановительные работы после пожара 1812 года.
  • Яма, в которой находился колокол и прилегающая к ней территория были очищены.
  • Для спуска в яму была построена специальная лестница, чтобы можно было полюбоваться декоративными украшениями царь-колокола.
  • С этого времени русское правительство задумывается о проекте извлечения произведения искусства на поверхность.
  • Эта идея была реализована архитектором А. Монферраном в 1836 г.
  • Не обошлось, как всегда, без неприятностей.
  • В процессе подъема возникла угроза обрыва канатов.
  • Только после установления дополнительных механизмов царь-колокол был, наконец, поднят из-под земли.
  • На специально установленном постаменте он находится и в наше время.
    Царь-колокол - обязательный объект для туристической программы осмотра московского Кремля.
  • Он является гордостью не только москвичей, но и всех россиян.

25 ноября 2015 года исполнилось 280 лет одному из самых гигантских, но к сожалению молчаливых колоколов в мире. Знаменитый Царь — колокол, стоящий на постаменте в Московском Кремле, так ни разу в своей истории не позвонил.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что отливали колокол для вполне практических целей, а его молчание - такое же стечение обстоятельств, как и пресловутый наклон Пизанской башни.

Молчаливый гигант с истерзанной судьбой сегодня выполняет роль уникального памятника русскому литейному искусству XVIII века. Судьба у дедушки — долгожителя незавидная, и за свои почти три столетия претерпел немало испытаний.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Сегодня известно, что — это один из самых больших колоколов в мире. За свои размеры и избыточный вес, он занимает вторую строчку в мировом рейтинге. Его масса — 203 тонны, и уступает он лишь Великому колоколу Дхаммазеди (Бирма), масса которого составляет 297 тонн. Но есть одно любопытное дополнение, позволяющее подняться нашему дедушке — имениннику на первую строчку рейтинга.

Дело в том, что в 1608 году, во время междоусобных войн в Бирме, португальский наемник Фелиппе де Брито-э-Никоте захватил пагоду Шведагон и похитил колокол, намереваясь перелить его на пушки. Однако при перевозке по воде в месте слияния рек Баго и Янгон плоты, на которых располагался колокол, перевернулись, и он утонул.

Великий колокол до сих пор находится в том же месте под слоем ила, но все попытки поднять его на поверхность пока не увенчались успехом.

Итак, 203 тонны воцарившейся громовой тишины. Своими внушительными размерами обязан амбициям императрицы Анны Иоанновны, повелевающей отлить нового гиганта из кусков разбившегося старого колокола. Дело в том, что у нашего царь — колокола богатая родословная, с не менее богатой кармой, к сожалению скорее грустной, чем богатой.

Сам он был отлит в 1730 году «из того, что было» — из остатков колокола, изготовленного в 1654 году и весившего 128 тонн. Чтобы звонить в него, требовались усилия около ста человек! Большой Успенский царь — колокол, в отличии от нашего царь — колокола, простоял 24 года после отливки, прежде чем нашелся умелец, сумевший поднять его и подвесить в Успенской звоннице. Это событие случилось в 1679 г. Уже тогда его голос считался одним из самых громких в столице, перекрывающий голоса всех других колоколов.

Однако 19 июня 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал и разбился. Примечательно, что разбившийся при пожаре колокол также был отлит из остатков колокола, который был выполнен по приказу царя Алексея Михайловича небрежным мастером-пушкарем на скорую руку. Его размеры были скромнее, а сам он прозвонил всего несколько раз, и в один из первых господских праздников, во время благовеста раскололся на множество кусков. Любопытно, что мастер скончался от чумы в этом же году, после случившегося. Совпадение.

Примечательно, что и этот колокол был отлит из предшественника. В начале XVII в. по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это и был как бы прадед нынешнего Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле. Для того чтобы его повесить, срубили рядом с «Иваном Великим» башенку из дубовых бревен, где и поместили колокол на высоте 4 м от земли. Весил он «всего» 35 тонн и тоже разбился во время пожара.

Польский шляхтич Самуил Маскевич, который видел, как звонили в него, рассказывает, что к языку колокола были привязаны два каната, за которые брались по 12 человек и тянули язык попеременно то в одну, то в другую сторону. Раздавался низкий, торжественный гул.

Как мы с Вами выяснили — родословная длинная, а карма плохая.

Итак, в 1730 г. императрица Анна Иоанновна повелела из сохранившихся кусков отлить новый, с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Миних предложил эту работу выполнить королевскому механику Жерменю, но тот посчитал это шуткой - отлить колокол такого размера.

После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733-1735 годах на Пушечном дворе.

Окончательно колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации.

Во время отливки 28 ноября 1734 г. произошла авария. Медь из плавильных печей не только потекла в «колокольный образец», но и разлилась по литейной, что привело к пожару. На ликвидацию его последствий Михаилу Моторину с помощниками, потребовался год.

Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и его дело завершил его сын Михаил.

25 ноября начался заключительный этап в отливке колокола. Чтобы предотвратить повторение пожара, около 400 человек с пожарными трубами находились все время у литейной ямы. Металл, расплавленный в четырех плавильных печах за 36 часов, начали вливать в форму. Сама отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

Надпись на колоколе гласит, что отлил его в 1733 г. Иван Моторин, хотя на самом деле он был отлит в 1735 г. Михаилом Моториным.

Неточность надписи свидетельствует о том, что Царь-колокол отлили по форме, изготовленной первоначально.

Вычисленная величина массы колокола приводится во многих справочниках, однако она не совсем верна.

Истинная масса этого гиганта — 12 327 пудов 19 фунтов = 201 т 924 кг = 200 т, с точностью до десятка тонн, так как точное значение пуда — 16,380 кг, а фунта -0,4095 кг.

Высота — 6 метров 24 сантиметра, диаметр 6 метров 60 сантиметров.

После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с очередным пожаром.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 10 продольных сквозных трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился.

Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара, и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.

В пользу этой версии говорит то, что в 1736 году Моторин получает за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел «за труды и ради обновления колокольного завода», пострадавшего от пожара. А позже за отливку колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры он просит 8000 рублей за колокол

Повреждения колокола были настолько серьезны, что работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме.

Только в 1836 г. его оттуда подняли и установили на постаменте у «Ивана Великого».



В 1979 г. во время реставрации колокола из его трещины взяли кусочек металла и произвели химический анализ. Исследования показали, что колокол отлит из бронзы, т. е. сплава меди с оловом, и легирующих элементов, которые добавляют в сплав для придания ему определенных свойств.

Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди - 84,51 %, олова - 13,21 %, серы - 1,25 %, золота - 0,036 % (72 кг), серебра - 0,25 % (525 кг)

После реставрации колокола стали отчетливо видны его рельефные украшения. Можно рассмотреть парадные портреты Анны Иоанновны и Алексея Михайловича, изображения святых, орнаменты, надписи. Все эти украшения были вырезаны из дерева скульптором Федором Медведевым, а затем выдавлены на внутренней поверхности кожуха.

В работах по украшению колокола принимали участие Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Серебряков, Петр Кохтев, которые обучались по приказу Петра I пьедестальному и формовочному делу за границей.


1890 год. Москвичи внимательно изучают знаменитый шедевр русского литейного искусства на площади Ивана Великого

Царь-колокол никогда не звонил — это мы уже знаем. Добавим лишь, что для него никогда даже не отливали язык. А тот, что лежит на постаменте, взяли у другого.

Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры также называется «Царь». Отлитый в 1748 году «Царь-колокол» весил 4 тыс.пудов (64 т), но был уничтожен в 1930 году. В 2004 году на колокольню лавры был поднят новый «Царь-колокол» весом 72 т.

Царь-колокол изображен на тысячерублевых белогвардейских купюрах, выпускавшихся генералом Деникиным в Крыму во время Гражданской войны. Деньги, обесценившиеся почти мгновенно и не имевшие практически никакой покупательной способности, в народе прозвали «колокольчиками».


В 1941 году в Царь-колоколе был размещен узел связи Кремлевского полка, а сам он был перекрашен и укрыт защитной сеткой, чтобы уберечь его от авиаударов.

Время от времени возобновляются разговоры о том, чтобы спаять колокол, но специалисты утверждают, что в этом случае у него не будет чистого звучания.

Со временем уникальный памятник стал одним из причин появления анекдота о великой стране, где есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит и т. д.

Царь-колокол является памятником литейного искусства русских мастеров, о котором писано, «что подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Царь-колокол в Кремле - уникальное произведение литейного искусства. Это единственный колокол, не издавший за все время своего существования ни единого звука. Приведем в нашей статье его историю кратко, которая будет интересна и для детей, и для взрослых.

История царь-колокола и его предшественников

Началась его история еще в 1600 году, когда по приказу Бориса Годунова русским мастером Иваном Чоховым был отлит огромный колокол, масса которого составляла около 40 тонн.

Бурло закрепили на деревянной колокольне, однако через некоторое время постройка пострадала при пожаре, а колокол разбился, упав с высоты.

Новый царь - Алексей Михайлович - также возжелал иметь в своем распоряжении необычный гигантский колокол.

Бронзовые осколки почившего звона собрали, добавили еще металла, и в 1652 году представили на суд правителя новое изделие, которое имело в диаметре более 5 метров и весило практически 130 тонн.

Создателями нового царь-колокола стали мастера отец и сын Даниловы.

Просуществовал этот экземпляр всего лишь два года и вскоре был разбит людской толпой во время Рождественских звонов.

В 1650 году к остаткам предыдущего звона снова добавили металла и отлили изделие вновь.

Это детище мастера Александра Григорьева уже весило порядка 160 тонн, причем 4 из них приходилось на язык гиганта. Работа заняла почти 10 месяцев.

За это время на стенах царь-колокола появились гравюрные портреты царя и царицы, патриарха Никона и херувимов.

Этот шедевр просуществовал достаточно долго по сравнению со своими предшественниками, вплоть до 1701 года, когда в пожаре погибли все кремлевские деревянные строения. Не обошел стороной огонь и Царь-колокол.

И вновь, в 1730 году теперь уже императрица Анна Иоановна приказала отлить новый звон, больше всех прежних. Выполнить задачу взялись мастера литейного дела Иван Моторин и его сын.

Работа проводилась в специально вырытой яме, оснащенной деревянными строительными лесами, и были завершены уже к 1735 году, но колокол так и оставался в земле. По мнению наших современников - специалистов литейного дела - именно тогда и произошел скол юбки колокола из-за нарушения технологии, что подтверждается многочисленными экспериментами.

Скорее всего, литейщики и ответственный люд не торопились поднимать колокол на поверхность, боясь гнева и наказания от императрицы.

Именно поэтому жива до сих пор легенда, мол пожар 1737 года и пощадил бы колокол, находящийся в глубокой земляной яме, однако загорелись леса, металл рынды раскалился, а при тушении пожара на него попала вода. В результате колокол треснул и от него отделился немаленький кусок металла.

Больше попытки восстановить Царь-колокол не предпринимались, и сегодня это - просто памятник русскому литейному искусству 17-18 веков, установленный на Ивановской площади в Кремле. Подняли его на поверхность лишь в 1836 году и воздвигли на специально исполненный постамент, где он и стоит до сих пор.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий