С первой половины XVI века до 1702 года.

Название губной , по мнению Татищева , происходит от слова губить , губление . По сведениям Н. М. Карамзина, слово губа в древнем немецком праве означало усадьбу, а в российском - волость или ведомство .

Губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел; дополнительные статьи к Судебнику царя Ивана Грозного прибавляют дела татиные , а по Уложению губные старосты ведают и дела убийственные. Таким образом в руках губных старост постепенно сосредоточивается почти вся уголовная юрисдикция. Но вместе с расширением их компетенции происходит и превращение их в людей приказных.

По-прежнему они выбираются исключительно из грамотных дворян и детей боярских (преимущественно отставных) всеми людьми уезда, по-прежнему главная цель их деятельности - борьба с «лихим» элементом в области; но самые выборы их и устроение всего губного управления на земские средства и за земскою ответственностью становится мало-помалу не привилегией, а повинностью населения; правительство все более и более видит в губных старостах исполнителей самых разнообразных поручений в интересах государства, рассматривая их нередко как приказных людей.

Уложение царя Алексея, говоря о компетенции воевод , прибавляет к ним и губных старост, так как последние уже по закону заменяют собою воевод там, где их почему-либо совсем нет или они временно отсутствуют из города.

Что правительство перестало смотреть на губное управление как на право земских людей, видно из того, что нередко оно поручало губные дела другой власти, например, воеводе или особому сыщику, присланному из Москвы , а губной староста принужден был порою браться за совершенно не принадлежащее ему дело измерения и отвода земли во владение (подобный пример встречается в неизданных столбцах Поместного приказа по Вологде).

Формально губные старосты были повсеместным учреждением; но на практике они имелись не везде, несмотря на указ 1627 года . В 1669 году была проведена реформа губных старост с целью разграничить компетенции учреждений местного управления. По «Новоуказным статьям о татебных, разбойных и убийственных делах» их полномочия были строго ограничены уголовными преступлениями; губные старосты, губные дьячки и тюремные сторожа в городах были подчинены сыщикам; институт губных целовальников был упразднен . По указу 1679 года губное дело было возложено на воевод, а институты губных старост и сыщиков ликвидировались. В 1684 году губные старосты были восстановлены и просуществовали до 1702 года .

Избранный в губные старосты «прямой душою и животом прожиточный человек» , непременно грамотный (случаи назначения губного старосты правительством редки), являлся в Москву в Разбойный приказ , там приводился к присяге и получал губной наказ.

Кто ввел институт губных старост. Шпаргалка: Губной староста. Смотреть что такое "Губной староста" в других словарях

Губной староста - должность в Московском государстве. Введены вместо вирников, собиравших виру.

Название губной по мнению Татищева происходит от слова губить , губление . По сведениям Н. М. Карамзина, слово губа в древнем Немецком праве означало усадьбу, а в российском - волость или ведомство.

Губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел; дополнительные статьи к Судебнику царя Ивана Грозного прибавляют дела татиные, а по Уложению Губные старосты ведают и дела убийственные. Таким образом в руках Губных старост постепенно сосредоточивается почти вся уголовная юрисдикция. Но вместе с расширением их компетенции происходит и превращение их в людей приказных.

По-прежнему они выбираются исключительно из грамотных дворян и детей боярских (преимущественно отставных) всеми людьми уезда, по-прежнему главная цель их деятельности - борьба с «лихим» элементом в области; но самые выборы их и устроение всего Губного управления на земские средства и за земскою ответственностью становится мало-помалу не привилегией, а повинностью населения; правительство все более и более видит в Губных старостах исполнителей самых разнообразных поручений в интересах государства, рассматривая их нередко как приказных людей.

Уложение царя Алексея, говоря о компетенции воевод, прибавляет к ним и Губных старост, так как последние уже по закону заменяют собою воевод там, где их почему-либо совсем нет или они временно отсутствуют из города.

Что правительство перестало смотреть на Губное управление как на право земских людей, видно из того, что нередко оно поручало Губные дела другой власти, например, воеводе или особому сыщику, присланному из Москвы, а Губной староста принужден был порою браться за совершенно не принадлежащее ему дело измерения и отвода земли во владение (подобный пример встречается в неизданных столбцах Поместного приказа по Вологде).

De jure Губные старосты были учреждением повсеместным; но на практике они имелись не везде, несмотря на указ 1627 года. В 1669 году Губные старосты были уничтожены, а дело их передано сыщикам; в 1679 году Губное дело было возложено на воевод. В 1684 году Губные старосты были восстановлены и просуществовали до 1702 года.

Избранный в Губные старосты «прямой душою и животом прожиточный человек» , непременно грамотный (случаи назначения Губного старосты правительством редки), являлся в Москву в Разбойный приказ, там приводился к присяге и получал Губной наказ.

Число Губных старост в губе и срок нахождения в должности не были строго определены законом, равно как не было строго определено их отношение к воеводам и сыщикам. За исправность прохождения службы старостою отвечал как сам он, так и избиратели («животами» Губной староста отвечал вдвое тяжелее сравнительно с Губными целовальниками). Губные старосты были подсудны разбойному приказу.

Список литературы:

1. Н. М. Карамзин История государства Российского. Том 9, глава 7.

должностные лица, избираемые из дворян, возглавлявшие органы местного самоуправления (губные избы) в XVI-XVII вв., расследовавшие особо опасные уголовные преступления. Должность ликвидирована в 1702 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГУБНОЙ СТАРОСТА (голова)

выборный голова местной администрации в Древней Руси, руководитель губного управления. Выбирались в губные старосты из местных жителей дворяне или дети боярские, грамотные и с известным материальным цензом. В выборах их участвовали все сословия. Участие в выборах было обязательно для избирателей, так как они отвечали за выбранных лиц перед правительством. Поэтому при выборах требовалось единогласие, хотя бы и фиктивное. Выбранный являлся в Москву в Разбойный приказ для принесения присяги и получения наказа, по каковому и по губной грамоте он должен был судить. В одной губе старост было от одного до четырех, в зависимости от величины округа и количества разбойников в нем. Решали они дела единолично или коллегиально, смотря по важности их. Не был определен и срок службы старост. Сменялись они по причине их злоупотреблений и неспособности к службе. Поводом же к смене служили или жалобы жителей, или просьба самого старосты. Что касается компетенции губных старост, то сначала они ведали только дела разбойные, а с 1541-55 стали ведать и татьные дела. С начала же XVII в. к ним перешли и дела об убийстве. По Уложению и новоуказанным статьям они стали ведать, кроме того, и дела о поджогах, о совращении из Православия и преступлениях против нравственности. Наконец, с 1669 перешли к ним и дела о колдовстве. Были у губных властей и полицейские обязанности. Лежала на них и хозяйственная часть.

Воевода судил и рядил в съезжей или приказной избе: это - наше губернское правление. Рядом с воеводой стоял другой орган центральной власти в уезде со специальным назначением - губной староста, сидевший в губной избе ; в иных уездах их было двое и даже больше. Эта высшая судебно‑полицейская власть в уезде, возникшая еще в XVI в., как мы знаем, имела смешанный характер, земский по источнику полномочий и приказный по ведомству: губной староста выбирался на всесословном местном съезде, но ведал не местные земские, а общегосударственные дела по важнейшим уголовным преступлениям. В XVII в. губное ведомство расширилось: сверх разбоя и татьбы к нему отнесены были дела о душегубстве, поджоге, совращении из православия, оскорблении родительской власти и др. Влияние общего направления внутренней политики правительства сказалось в том, что приказный элемент в должности губного старосты получил решительное преобладание над земским, и это сближало губного старосту по характеру должности с воеводой. Но это направление не соединялось с определенным планом, было скорее правительственным позывом, чем программой, что и отразилось на бесконечных колебаниях, каким подверглось взаимное отношение обеих должностей: губные старосты то отменялись, то восстановлялись; в иных местах губные дела поручались воеводам, в Других губные старосты ведали воеводские дела. По просьбе обывателей городом правил вместо воеводы губной староста, а когда он становился неугоден городу, назначался опять воевода с поручением ведать и губные дела; губной староста действовал то независимо от воеводы, то был подчинен ему.

Судьба земских учреждений

Что же сталось с собственно земским сословным самоуправлением, ведавшим тяглое население? С повсеместным введением воевод оно не исчезло, но было стеснено и подчинено воеводам и круг его действия сузился. С переходом судебной власти к воеводам судные коллегии излюбленных голов с целовальниками были закрыты; только в дворцовых и черных крестьянских волостях да в северных «поморских» уездах, в нынешних губерниях Архангельской, Олонецкой, Вятской и Пермской, уцелели выборные земские судейки. В кругу выборного земского управления теперь остались дела финансовые, т.е. казенные сборы, и дела местные хозяйственные. Казенные косвенные сборы, таможенные, питейные и др., ведались по‑прежнему верными головами с целовальниками. Сбор прямых налогов и хозяйственные дела земских обществ, городских и сельских, оставались на руках земских старост с целовальниками. Эти хозяйственные дела состояли в сборах на мирские нужды, в распоряжении мирской землей, в выборах на разные должности по земскому управлению, а также в выборе приходского священника с причтом. Земский староста вел свои дела в земской избе , городской или уездной земской управе, всегда находившейся на посаде, за стенами городского кремля, где помещались избы съезжая и губная. Ближайший надзор за действиями земской избы принадлежал «советным людям», выборным гласным посадского или сельского населения уезда. С введением воеводств на земское управление пала новая тяжкая повинность - кормление воевод и приказных людей, дьяков и подьячих; этот расход едва ли не всего более истощал «земскую коробку». Земский староста вел расходную книгу, в которую записывал все, на что тратились мирские деньги, для отчета советным людям. Эти книги старост наглядно показывают, что значило в XVII в. кормить воеводу. Изо дня в день староста записывал, что он тратил на воеводу и его приказных людей. Он носил на воеводский двор все нужное для домашнего и канцелярского обихода воеводы: мясо, рыбу, пироги, свечи, бумагу, чернила. В праздники или в именины он ходил поздравлять воеводу и приносил подарки, калачи или деньги «в бумажке», как ему самому, так и его жене, детям, приказным людям, дворовым слугам, приживалкам, даже юродивому, проживавшему у воеводы. Эти расходные книги всего лучше объясняют значение земского самоуправления при воеводах. Староста земский со своими целовальниками - лишь послушные орудия приказной администрации; на них возложена вся черная административная работа, в которой не хотел марать рук воевода с дьяком и подьячими. Земство вело свои дела под наблюдением и по указаниям воеводы; земский староста вечно на посылках у воеводы и лишь изредка решается вступаться за свой мир против его распоряжений, заявляет протест, идет на воеводский двор «лаять» воеводу, выражаясь языком тогдашней земской оппозиции. Из такого отношения земского управления к приказному развились чрезвычайные злоупотребления. Воеводское кормление часто вело к разорению земских миров. Правительство, не прибегая к радикальным мерам, старалось по возможности устранить или ослабить это зло, изыскивая разные к тому средства, назначало на должности по указанию мира или предоставляло миру выбирать должностных приказных лиц, воеводские дела поручало выборным губным старостам, грозило в указах и в Уложении строгими взысканиями за неправый суд, дозволяло тяжущимся заявлять подозрение на своего воеводу, предоставляя им в таком случае переносить свое дело на решение к воеводе соседнего уезда. При царе Алексее запрещено было назначать дворян воеводами в города, где у них были вотчины или поместья. Неоднократно запрещаемы были при царе Михаиле и его преемнике всякие денежные и натуральные кормы для воевод под угрозой взыскать взятое вдвое. Так централизация местного управления уронила земские учреждения, исказила их первоначальный характер, лишила их самостоятельности, не уменьшив их обязанностей и ответственности. Это была также одна из жертв, принесенных обществом государству.

Выборная земская власть по своему происхождению, принимавшая с половины XVI в. все более и более приказный характер. Г. старосты появляются в первой половине XVI в. для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел; дополнительные статьи к Судебнику царя Ивана Грозного прибавляют дела татиные, а по Уложению Г. старосты ведают и дела убийственные. Таким образом в руках Г. старост постепенно сосредоточивается почти вся уголовная юрисдикция. Но вместе с расширением их компетенции происходит и превращение их в людей приказных. По-прежнему они выбираются исключительно из грамотных дворян и детей боярских (преимущественно отставных) всеми людьми уезда, по-прежнему главная цель их деятельности - борьба с "лихим" элементом в области; но самые выборы их и устроение всего Г. управления на земские средства и за земскою ответственностью становится мало-помалу не привилегией, а повинностью населения; правительство все более и более видит в Г. старостах исполнителей самых разнообразных поручений в интересах государства, рассматривая их нередко как приказных людей. Уложение царя Алексея, говоря о компетенции воевод, прибавляет к ним и Г. старост, так как последние уже по закону заменяют собою воевод там, где их почему-либо совсем нет или они временно отсутствуют из города. Что правительство перестало смотреть на Г. управление как на право земских людей, видно из того, что нередко оно поручало Г. дела другой власти, напр., воеводе или особому сыщику, присланному из Москвы, а Г. староста принужден был порою браться за совершенно не принадлежащее ему дело измерения и отвода земли во владение (подобный пример встречается в неизданных столбцах Поместного приказа по Вологде). De jure Г. старосты были учреждением повсеместным; но на практике они имелись не везде, несмотря на указ 1627 г. В 1669 г. Г. старосты были уничтожены, а дело их передано сыщикам; в 1679 г. Г. дело было возложено на воевод; в 1684 г. Г. старосты были восстановлены и просуществовали до 1702 г. Избранный в Г. старосты "прямой душою и животом прожиточный человек", непременно грамотный (случаи назначения Г. старосты правительством редки), являлся в Москву в Разбойный приказ, там приводился к присяге и получал Г. наказ. Число Г. старост в губе и срок нахождения в должности не были строго определены законом, равно как не было строго определено их отношение к воеводам и сыщикам. За исправность прохождения службы Г. старостою отвечал как сам он, так и избиратели ("животами" Г. староста отвечал вдвое тяжелее сравнительно с Г. целовальниками). Г. старосты были подсудны разбойному приказу. См. Б. Н. Чигерина, "Областные учреждения России в XVII в."; Ф. M. Дмитриева, "История судебных инстанций"; А. Д. Градовского, "История местного управления". Новейшая работа о Г. институте напечатана в "Вестнике археологии и истории", изд. археол. инст., вып. IX. Литературу вообще см. в книге Н. П. Загоскина: "Наука истории русского права" (Казань, 1891).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий