Дюнкерк корабль. Сергей Сулига Линейные корабли «Дюнкерк» и «Страсбург. Модернизации и переоборудования

Вашингтонское морское соглашение, подписанное в 1922 году, предусматривало ограничение количества боевых кораблей, находящихся на вооружении подписантов – США, Англии, Франции, Италии и Японии. При этом французский флот был неполным, поэтому для него было сделано исключение: они могли построить два линкора водоизмещением по 35 000 тонн каждый. Однако французы не спешили укомплектовывать свои ВМС. Их усилия были направлены на сухопутное вооружение. И только в тот момент, когда появилась информация о том, что строит свои «карманные» линкоры (так в шутку прозвали их дредноуты малого размера), конструкторы начали разрабатывать новый проект.

Два линейных корабля типа «Дюнкерк» (Dunkerque-Сlasse) были заложены в начале 30-х годов. Они стали первыми быстроходными линкорами, построенными после Первой мировой войны. Головное судно, в честь которого было получено имя класса, заступило на службу в 1937 г. Спустя два года на вооружение был принят второй дредноут «Страсбург».

Конструкция и вооружение линкоров типа «Дюнкерк»

Проектировщики очень внимательно отнеслись к разработке корпуса – его размерам и общей конструкции. Многочисленные математические вычисления позволили определить оптимальные формы и соотношение габаритов корабля для обеспечения хорошей скорости. Длина судна составила 215 м, полное водоизмещение находилось в пределах 35-36 тысяч тонн. «Дюнкерк» был легко узнаваем в море благодаря высокой надстройке, расположенной ближе к носовой части.

Линкор описываемого типа строился в качестве противодействия немецким «Дойчланд», которые оснащались 283-мм пушками главного калибра. Защита французского дредноута рассчитывалось исходя из силы удара германских кораблей. Система бронирования была позаимствована у американцев, работал принцип «все или ничего». Главный броневой пояс имел толщину 225 мм. Башенные надстройки основного вооружения обшивались 250-мм и 330-мм пластинами.

Энергетическая установка имела компактные размеры. Двигатель, состоящий из четырех турбин Парсонс, обеспечивал мощность 110 960 л.с. на «Дюнкерк» и 112 000 л.с. на «Страсбурге». Это обеспечивало максимальную скорость хода 29,5 и 30 узлов соответственно. Дальность плаванья достигала 16 400 морских миль.

Вооружение линкоров типа «Дюнкерк»

  • 8 пушек калибром 330 мм (330 mm/50 Model 1931), разработанные и произведенные во Франции специально для «Дюнкерк». Артиллерия размещалась по 4 орудия на двух башнях, расположенных в носовой части перед главной надстройкой. Выбор четырехорудийных установок был обусловлен экономией места и веса на корабле.
  • Универсальные вспомогательные орудия также были разработаны специально для описываемого класса кораблей. 130-мм пушки (130 mm/45 Model 1932/1935) размещались на корме на 3 четырехорудийных башнях и по 1 двухорудийной установке с каждой стороны борта в середине судна.
  • Зенитная артиллерия была представлена 37-мм техникой (37mm/50 Model 1925/1933) в количестве 10 единиц и 8 модулями спаренных 13,5-мм пулеметов (13,2mm Hotchkiss M1929).
  • Авиационное вооружение было представлено 3 гидросамолетами «Луар-130» и 1 катапультой.

Служба

В начале Второй мировой войны оба дредноута типа «Дюнкерк» принимали активное участие в поиске «карманных линкоров» Германии. Однако неожиданная капитуляция Франции вынудила их прекратить военные действия. Планировалось, что французские корабли останутся под своими флагами и не будут участвовать в сражениях. Англия не была уверена в этих договоренностях, поэтому в 1940 году атаковала французский , базировавшийся на африканской базе Мерс-эль-Кебир. В результате нападения «Дюнкерк» получил множественные ранения и сел на мель. Спустя время его отбуксировали в порт и начали ремонт. В 1942 году, чтобы избежать захвата немецкими ВМС, оба линкора были взорваны членами экипажа.

Первый проект новой капитальной единицы был выполнен в 1926 году. Предусматривалось создать линейный крейсер предназначенный для уничтожения «вашингтонских» крейсеров и нападений на конвои, охраняемые линкорами. Получился довольно странный корабль водоизмещением 17500 тонн, имевший скорость 34-36 узлов, очень слабое бронирование и вооружение из четырёхорудийных башен с 305-мм орудиями, размещёнными асимметрично по бортам. Этот проект был признан неудачным.

Оживление в проектировании капитальных кораблей началось во Франции после известия о закладке в Германии первого карманного линкора . К 1930 году был подготовлен проект линейного крейсера водоизмещением 25000 тонн с бронированием, защищающим от 280-мм снарядов карманников и вооружённый 305-мм орудиями. После ряда корректировок, в частности усиления вооружения, к 1931 году проект был готов, но строительство началось лишь через год из-за противодействия французского парламента.

После получения известия о закладке в Италии двух линкоров типа «Литторио» было принято решения о строительстве второго корабля типа «Дюнкерк», но с усиленным бронированием. На строительство «Страсбурга» депутаты выделили деньги незамедлительно.

Конструкция

«Дюнкерк» проектировался в условиях жестких ограничений по водоизмещению (парламентарии хотели получить корабль подешевле), что предопределило использование на нём нетрадиционных решений. Так, для экономии веса вся артиллерия главного калибра располагалась в носу, в двух четырёхорудийных башнях - впервые в мире. Для снижения уязвимости башни были сильно разнесены по длине корпуса, а внутри делились на две полубашни, разделённые броневой переборкой. Главный калибр выбирался из расчёта надёжного поражения карманных линкоров. Огонь непосредственно на корму был невозможен, но сектора обстрела башен были весьма велики - 286° нижняя и 300° верхняя. 330-мм орудия могли посылать 570-кг снаряды на дальность до 41700 метров . Управление огнём осуществлялось с помощью одного командно-дальномерного поста на вершине башенноподобной надстройки, кроме того дальномеры были в каждой башне.

Также впервые «Дюнкерк» получил универсальную артиллерию. Впрочем, её пригодность для целей ПВО оказалась условной - четырёхорудийные башни 130-мм орудий получились слишком неповоротливыми, а сами пушки недостаточно скорострельными . Лёгкая зенитная батарея совершенно не отвечала требованиям Второй мировой войны, но этот недостаток был характерен для всех предвоенных линкоров.

Бронирование рассчитывалось на противостояние 280-мм снарядам карманных линкоров. Оно выполнялось по принципу «всё или ничего». Броневой пояс толщиной 225 мм был установлен внутри корпуса и защищал лишь артиллерийские погреба и силовую установку. Далее, в нос и корму «Дюнкерк» был совершенно не защищён. Французский линкор стал первым капитальным кораблём, спроектированным с учётом воздушной опасности. Броневая палуба была необычайно толстой по меркам предшествующих лет - её толщина достигал 115 мм над энергетической установкой и 130 мм над артиллерийскими погребами . Сравнительно надёжной считалась также и система противоторпедной защиты.

Нетрадиционные решения позволили выбрать для корабля весьма острые обводы носовой части, благодаря чему «Дюнкерк» развивал высокую скорость при умеренной мощности турбин. На испытаниях он показал 31,06 узла при форсировании энергетической установки. Новая компоновка позволила также разместить всё авиационное оборудование и шлюпки в корме, подальше от дульных газов тяжёлых орудий. По мнению участников Спитхедского парада 1937 года, «Дюнкерк» признавался самым красивым военным кораблём.

Файл:Dunkerque plan.jpeg

«Дюнкерк». Профиль

«Страсбург» строился по проекту, скорректированному с учётом возможного столкновения с новыми итальянскими линкорами, вооружёнными 381-мм орудиями. В силу этого бронирование было усилено. Так, толщина бортового пояса достигла 283 мм, что с учётом наклона 11,3° давало приведённую толщину 340 мм.

Служба

«Дюнкерк» - заложен 24 декабря 1932 г., спущен 2 октября 1935 г., вошёл в строй 1 мая 1937 г.

«Страсбург» - заложен 25 ноября 1934 г., спущен 12 декабря 1936 г., вошёл в строй 6 апреля 1939 г.

Большую часть карьеры эти корабли провели вместе. «Дюнкерк», вступивший в строй раньше успел совершить несколько заграничных плаваний и поучаствовать в Спитхедском морском параде по случаю коронации Георга VI . C началом войны оба корабля вошли в состав Рейдерского соединения (Force de Raid ), базировавшегося на Брест . В связи с ожидаемым вступлением в войну Италии оба корабля в апреле 1940 года перешли в Мерс-эль-Кебир на Средиземном море. Принимали участие в поисках германских рейдеров совместно с британскими кораблями.

Литература

  • Сулига С. «Дюнкерк» и «Страсбург». - М.: 1995.
  • Балакин С. А. Дашьян. А. В. и др. Линкоры Второй мировой. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2005.
  • Dumas R. Les cuirasses Dunkerque et Strasbourg. Nantes, Marines editons, 2001.

Сергей Сулига

Линейные корабли «Дюнкерк» и «Страсбург»

Москва-1995 – 34 с.

Первенцы эры быстроходных линкоров

«Дюнкерк» в 1940 году

«Дюнкерк» и «Страсбург» запомнились не только тем, что стали первыми французскими капитальными кораблями, построенными после первой мировой войны. Они полноправно считаются первенцами нового поколения боевых судов- поколения быстроходных линкоров, ставших символом морской мощи в 30-40-х годах. Таким образом, в истории военного кораблестроения они могут претендовать на такое же почетное место, что и построенный после русско- японской войны английский «Дредноут». Ведь именно закладка «Дюнкерка» стимулировала новый виток гонки морских вооружений, конечно, не такой масштабный, как перед первой мировой войной, но вызвавший появление суперлинкоров доселе невообразимых размеров и мощи: кораблей типов «Бисмарк», «Литгорио», «Айова», «Ямато», «Ришелье» и других.

Вряд ли французские кораблестроители, в отличие от проектировщиков «Дредноута», думали, что их новый корабль произведёт революцию в военно- морской технике. В принципе они ведь решали довольно узко поставленную задачу – создать корабль, способный быстро справиться с новыми немецкими быстроходными дизельными броненосцами, которые стали больше известны как «карманные линкоры». Ho впервые примененные на «Дюнкерке» принципы горизонтальной и подводной защиты, мощные универсальные и зенитные батареи в многоствольных установках, свидетельствующие о возрастании роли на море новых Видов вооружения-авиации и подводных лодок, стали неотъемлемым атрибутом всех последующих проектов линейных кораблей.

Внешний вид «Дюнкерка» не смог не вызвать саркастической усмешки военно-морских эстетов, десятилетиями воспитывавшихся на симметричных профилях броненосцев, дредноутов и крейсеров. Ho как раз здесь французы не были оригинальны – носовое расположение всей главной артиллерии при сильно сдвинутых в корму надстройках, единственной дымовой трубе и орудиях вспомогательного калибра в башнях они заимствовали у построенных в 20-х годах английских линкоров «Нельсон» и «Родни», которые бы могли считаться предвестниками новой эры вместо «Дюнкерка», если бы не их 23-узловая скорость, ставившая эти новые корабли в один ряд с последними дредноутами первой мировой войны. Скованная жесткими рамками Вашингтонского договора 1922 года по суммарному тоннажу своего линейного флота, Франция сначала пошла по пути строительства кораблей умеренного размера. И здесь сулившая большую экономию веса «нельсоновская» схема расположения орудий главного калибра оказалась как нельзя кстати, равно как и взятый от тех же «нельсонов» наклон главного броневого пояса, увеличивавший эффективность бортовой защиты. Но французы, не раз привыкшие ¦удивлять военно-морской мир всякими новинками, не могли себе позволить заимствовать чужую идею, не внеся в неё что-то своё. Этим «чем-то» стали четырехорудийные башни, наконец-то появившиеся на «Дюнкерке» после серии недостроенных дредноутов и нереализованных проектов.

К сожалению, судьба не позволила «Дюнкерку» и «Страсбургу», имевшим такие неплохие «исходные данные», достойно проявить себя в годы второй мировой войны. Уж слишком быстро Франция выбыла из борьбы, а её прекрасным кораблям пришлось сражаться не столько с противником, против которого они и создавались, сколько с союзниками. И именно под английскими снарядами, торпедами и бомбами проверялась прочность защиты «Дюнкерка» и скоростные качества «Страсбурга».

Проектирование и постройка

Франция, вступила и первую мировую войну с флотом суммарным водоизмещением 690000 г, однако современных кораблей п нем было мало. Например, совершенно отсутствовали линейные и быстроходные легкие крейсера. Занимая долгое время второе место по морским силам после Британии, она за восемь лет после появления «Дредноута», сделавшего все существующие линкоры устаревшими, так и не смогла оправиться от шока, пропустив вперед Германию и США. Даже самые новые французские корабли типа «Курбэ» (12 305-мм орудий с бортовым залпом в 10 стволов) уже не отвечали требованиям времени, значительно уступая пр мощи так называемым супердредноутам, вооруженным 343-381-мм артиллерией. 30 марта 1912 года Франция приняла так называемый Mopской Закон, по которому к 1922 году следовало иметь в составе флота 28 дредноутов, включая несколько линейных крейсеров, но этой грандиозной программе не суждено было реализоваться. В ходе войны вошли в строй всего три линкора типа «Прованс» (10 340-мм орудий) и были спущены четыре из пяти линкоров типа «Нормандия» (12 340- мм орудий в 4-орудийных башнях). Ho поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, военный и промышленный приоритет был отдан армии, которой пришлось отдать даже часть предназначенных для этих кораблей 340-мм и 140-мм орудий. К строительству ещё четырёх супердредноутов типа «Лион» с 16-ю(!) 340-мм орудиями, заказы на которые планировали выдать в январе-апреле 1915 года, так и не приступили. Работы над линейными крейсерами (также с главным калибром в Четырехорудийных башнях) вообще не продвинулись дальше стадии предварительных проектов.

"Прованс", "Бретань" и "Лоррэн" (вверху) стали последним подкреплением французского линейного флота в первую мировую войну (1916 г., 23320 т, 20 уз., 10 340/55, 22 138,6/55, 4 TA, броня борта 160-270, башен 250-400, барбетов 250-270 мм)

"Нормандия", "Лангедок", "Фландр", "Гасконь" и "Беарн" (внизу) были заложены перед самой войной, чтобы образовать с тремя линкорами типа "Прованс" две полные дивизии (24832 т, 21,5 уз., 12 340/45, 24 138,6/55, 6 TA, броня борта 120-300, башен 250-340, барбетов 284 мм)

"Лион", "Лиль", "Дюкэн" и "Турвиль" (29600 T1 23 уз., 16 340/45, 24 138,6/55) должны были стать развитием типа "Нормандия". Заказы на них планировалось выдать в 1915 году, но е началом мировой войны Франции стало не до закладки линкоров

Проекты линейных крейсеров 1913 года, сверху вниз: конструтора Жиля (28100 т, 28 уз, 12 340-мм орудий, броня 270 мм), конструктора Дюран-Виля (27065 т, 27 уз., броня 280 мм) вариант "А" с 8 340- мм орудиями и вариант "В" с восемью 370-мм орудиями

К 1920 году работы на строившихся линкорах окончательно прекратились. Одним из главных аргументов в пользу такого решения послужило появление в строю и на стапелях Британии, США и Японии горадно более мощных кораблей. Продолжать постройку значило ценой значительного напряжения подорванной войной промышленности обременить флот линкорами, заведомо уступавшими по силе возможным противникам. Высшие чины флота всё ещё считали линкоры основой боевой мощи, но состояние французской экономики не позволяло не только приступить к строительству новых кораблей этого класса, но и перепроектировать под новые требования тип "Нормандия" или "довести до ума" проекты линейных крейсеров. Разделились и мнения по поводу того, каким должен стать тип нового линкора. Интересно отметить, что морской бюджет на 1920 год включал ассигнования на опыты с 457-мм орудием, боеприпасами к нему и опыты с броней. Но, думается, сделано это было больше из желания не ударить в грязь лицом перед другими державами и показать, что и Франция кое на что способна. Ведь проекты с орудиями аналогичного (и даже большего) калибра уже появились в Британии и Японии. Но в конце-концов Франции пришлось смириться с потерей первых ролей на море. Недостроенные корпуса кораблей типа " "Нормандия" пошли на слом и только "Беарн" удалось ввести в строй, но … в качестве авианосца.

Dunkerque

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

Dunkerque (рус. «Дюнкерк» ) - линейный корабль ВМС Франции . Головной корабль типа Dunkerque . Стал первым французским линейным кораблем, построенным после окончания Первой мировой войны. Принимал участие во Второй мировой войне . 27 ноября 1942 г. корабль взорван и затоплен экипажем в доке Тулона, чтобы не допустить его захвата немецкими войсками.

Общие сведения

Dunkerque был построен специально для борьбы с немецкими карманными линкорами. Из-за его узкой специализации возникают трудности с классификацией этого корабля. Во французском флоте корабли типа Dunkerque официально числились линейными кораблями, однако их часто причисляли к линейным крейсе­рам. К этому времени все ведущие морские державы имели линкоры, вооруженные орудиями калибром 381-мм и более, на фоне которых французские 330-мм орудия выглядели совершенно неубедительно. Сейчас принято считать, что корабли типа Dunkerque стали родоначальниками нового класса - быстроходных линкоров.

Корабль назван в честь города на севере Франции.

Схема линкора Dunkerque

Постройка

Dunkerque стал первым крупным французским кораблем построенным после Первой мировой войны . Линкор был заложен на военно-морской верфи Бреста 24 декабря 1932 года. Поскольку док Салу был слишком мал для 209-метрового корпуса (полная длина корабля составляла 215,1 м), корабль строили без носовой оконечности. 2 октября 1935 г. корабль спустили на воду и перевели в сухой 8-й док гавани Laninon , где отсутствующую носовую часть прикрепили на место. Предварительно корабль сдали флоту 1 февраля 1936 года. Сдаточные испытания линкора начались 18 апреля 1936 г., ещё до завершения работ над надстройкой, и продлились до конца апреля 1937 года.

Модернизации и переоборудования

В октябре 1937 г. на корабле усилили зенитное вооружение, установив 6 счетверенных 13.2-мм/76 пулеметов.

В мае 1938 г. 4 спаренных 37-мм/50 установки сняли, добавив еще 2 счетверенных 13.2-мм/76 пулемета.

В декабре 1939 г. ПВО корабля вновь усилили установкой 4 спаренных 37-мм/50 орудий Mod. 1933.

История службы

Dunkerque в Тулоне

Dunkerque официально вошел в состав французского флота 1 мая 1937 г. и в конце месяца на нем поднял свой флаг вице-адмирал Девиц. 17 мая корабль вышел из Бреста, чтобы принять участие в Спидхэдском параде, приуроченном к коронации Георга VI и Елизаветы. В 1938 г. линкор совершил поход в Вест-Индию и Дакар. 1 сентября линкор стал флагманом вице-адмирала Женсуля.

14 апреля Dunkerque вышел из Бреста но главе специального отряда крейсеров и эсминцев для прикрытия возвращающегося из Вест-Индии учебного крейсера Jeanne d"Arc .

В мае 1939 г. корабль находился в Бресте и участвовал в приеме английского Флота Метропо­лии (Home Fleet), а в конце месяца принял участие в совместных маневрах с ним в составе французского Атлантического флота, вернувшись в Брест в июне. В следующем месяце вице-адмирал Женсуль перенес свой флаг на Strasbourg . В августе французский флот привели в состояние боевой готовности.

Вторая мировая война

С началом войны французский Атлантический флот реорганизовали в несколько поисковых групп. Dunkerque вошел в состав 1-й эскадры или Рейдерского Соединения, базирующегося на Брест. Это соединение под командованием вице-адмирала Марселя Женсуля предназначалось для перехвата немецких тяжёлых крейсеров типа Deutschland , т.к. было известно, что по меньшей мере два из них находятся в море.

1 сентября Рейдерское Соединение вышло из Бреста для прикрытия перехода в Касабланку крей­сера-заградителя Le Pluton , который должен был поставить оборонительное заграждение у Марок­канского побережья, и перехода крейсера Jeanne d"Arc на Мартинику. 6 сентября оно вернулось в Брест для участия в поисках лайнера Ile de France . Во время этой операции линкором был потерян гидросамолёт, еще один был поврежден.

Dunkerque в составе поисковой группы 22 октября вышел в море для прикрытия конвоя KJ3 из Кингстона (о.Ямайка), поскольку разведка донесла, что возможен его перехват германским рейдером Deutschland . Груп­па охраняла конвой до прихода его в безопасный район, после чего вернулась в Брест.

25 ноября Dunkerque с лёгкими крейсерами Georges Leygues и Montcalm и с 8 эсминцами присоединился к английскому отряду из линейного крейсера Hood и 4 эсминцев для совместной охоты на Deutschland . Фактически соединение попыталось перехватить немецкие линкоры Scharnhorst и Gneisenau . В результате тяжелого шторма в носовых отсеках линкора открылась течь. После безуспешного четырёхдневного поиска союзное соединение зашло для приёмки топлива в Белфаст. Немецким кораблям удалось проскочив незамеченными 27 ноября достичь Вильгельмсхафена. Поэтому поиск был приостановлен и 2 декабря Dunkerque вернулся в Брест.

Линкор ведет огонь из главного калибра

Вскоре Dunkerque привлекли к ещё одной союзной операции - охранении конвоя из Галифакса в Лондон в составе 7 пассажирских лайнеров с канад­скими войсками. Переход в Канаду решили использовать для другой важной задачи - перевозки золота в США, чтобы расплатиться за боевую технику. Dunkerque доста­вил в Галифакс 100 тонн золота. 22 декабря Dunkerque вместе с лёгким крейсером Gloire и английским линкором Nelson вышел из Гали­факса, прикрывая конвой, а после окончания операции вернулся в Брест.

Первые месяцы 1940 года Dunkerque и Strasbourg базировались в Бресте, но вскоре из-за угрозы войны с Италией Адмиралтейство реши­ло перевести их в средиземноморскую базу Мерс-эль-Кебир (Алжир). Но никакой активности у афри­канских берегов не наблюдалось и эскадру Женсуля вернули в Брест для участия в предполагаемых опе­рациях у побережья Норвегии. С вторжением нем­цев в эту страну операции отменили. 27 апреля Dunkerque , Strasbourg в сопровождении лёгких сил снова прибыли в Мерс-эль-Кебир.

10 июня началась война с Италией. 15 июня Dunkerque и Strasbourg выходили для перехвата немецких Scharnhorst и Gneisenau , которые по данным разведки могли прорваться через Гибралтар.

Мерс-эль-Кебир

Dunkerque под огнём британских линкоров

После капитуляции Франции британское правительство решило провести операцию по нейтрализации французского флота под кодовым названием «Катапульта». Самой сильной была французская эскадра в базе Мерс-эль-Кебир. Она включала в себя линкоры Dunkerque , Strasbourg , Provence , Bretagne , 6 лидеров эсминцев и гидроавианосец Commandant Teste . База была прикрыта береговыми батареями, а на аэродромах неподалёку находились 42 истребителя. В Оране, в нескольких милях на восток, располагалось большое количество эсминцев, сторожевиков и тральщиков. Для нейтрализации кораблей в Мерс-эль-Кебир англичане выделили соединение «H» (Эйч) адмирала Сомервилла, в которое вошли линейный крейсер Hood , линкоры Resolution и Valiant , авианосец Ark Royal , лёгкие крейсера Arethusa , Enterprise и 11 эсминцев.

Утром английское соединение подошло к Мерс-эль-Кебиру. В 7 часов по Гринвичу в гавань вошёл эсминец Foxhound . Он передал на Dunkerque адмиралу Женсулю ультиматум. Долгие переговоры ничем не закончились.

В 16:56 соединение "Н" открыло огонь по стоящим французским кораблям. Dunkerque отдал швартовы и начал выходить в море вслед за линкором Strasbourg . Dunkerque начал стрельбу в 17:00 и выпустил около сорока 330-мм снарядов по английскому линкору Hood , перед тем как получил несколько попаданий.

Повреждения линкора от 4 попаданий

Попадание № 1 - в башню главного калибра № 2

Первый 381-мм снаряд попал в башню главного калибра № 2. Башня была развёрнута в сторону английских кораблей - под углом порядка 100° от диаметральный плоскости на правый борт. Снаряд ударил под углом 20° в наклонную часть крыши башни над орудием № 8 (толщина в этом месте составляла 150 мм) и без разрыва срикошетил. В цементированной плите образовалась вмятина сверху, а снизу был вырван кусок брони. Осколки брони пробили цилиндр накатника с правой стороны орудия и поразили место наводчика с правой стороны. В конце своего пути осколок отразился от боковой стенки башни и попал в зарядный лоток орудия № 8. Находившиеся в лотке пороховые заряды воспламенились и в огне погибла прислуга правой полубашни. Лёгкие повреждения получил также персонал, находившийся в командном отсеке башни. Левая полубашня и перегрузочное отделение повреждений не получили - помогли бронепереборка между полубашнями и противопожарные заслонки в системе подачи. Пожар не вызвал значительных повреждений - система подачи работала для всех четырёх орудий. Башня могла продолжать вести огонь из орудий № 5 и 6, а после восстановления электрозапала могло возобновить огонь и орудие № 7.

Попадание № 3 - в район машинного отделения № 1

Второй снаряд ударил в незабронированную часть палубы в корме. Прошел без разрыва через ангар гидросамолётов и каюты мичманов и вышел 2,5 м ниже ватерлинии. По ходу движения снаряд перебил электрокабеля крана для подъёма гидросамолётов и кабеля, идущие к рулевому приводу. В результате линкору пришлось перейти на управление с помощью четырёхсильного резервного двигателя Renault . Был затоплен ряд отсеков в кормовой части, в т. ч. топливная цистерна левого борта. Но гидросамолёт был перед боем снят и авиатопливо слито, поэтому эти первые два попадания мало сказались на боеготовности линкора.

Около 18:00 Dunkerque получил одновременное попадание ещё двух 381-мм снарядов. Третий снаряд попал в главный броневой пояс правого борт в район отсека J - в 1,2 м от переборки между отсеками J и K. Он пробил 225-мм пояс и прошел сквозь перегрузочное отделение 130-мм орудий. Продолжая своё движение к центру корабля, он пробил две противоосколочные переборки и взорвался в отсеке кондиционеров и вентиляторов. От­сек был полностью уничтожен, весь его персонал убит или тяжело ранен. Осколками снаряда и взрывом были разрушены несколько переборок и вентиляционный канал. Также была разрушена 20-мм переборка между медицинским отсеком и отсеком воздухоохладительной установки машинного отделения № 1. В перегрузочном отделении правого борта загорелось и взорвалось несколько зарядов и 130-мм снарядов. И здесь вся прислуга была убита. При отсутствии вентиляции дым от пожаров и продукты горения 130-мм зарядов наполнили машинное отделение. В отделении 20 человек погибло и только десяти удалось спастись. Взрывы 130-мм снарядов в системе подачи привели также к сильному пожару в туннеле с кабелями и вывели их строя. Сразу же после получения информации о пожаре в перегрузочном отделении 130-мм башни № 3 правого борта, были затоплены её погреба в отсеке Н. А через час, после сигнала о дыме проникшем в систему подачи башни № 4 (130-мм башня левого борта), был затоплен и её погреб.

Попадание № 4 - в район котельного отделения № 2

Четвёртый снаряд ударил в главный броневой пояс в начале отсека L - в 0,3 м от водонепроницаемой перегородки между отсеками K (котельное отделение № 2) и L (котельное отделение № 3), на 2,5 метра ниже верхнего края пояса - над самым урезом воды. Он пробил 225-мм пояс и скос броневой палубы толщиной 40 мм. Снаряд прошел через практически полную топливную цистерну отсека K и взорвался о противоторпедную переборку. Взрывом уничтожило нижнюю броневую палубу на всём протяжении этих отделе­ний, броневой скос над топливной цистерной, противоторпедную переборку и туннель правого борта для кабелей и трубопрово­дов. Осколки снаряда вызвали пожар в правом кот­ле котельного отделения №2, повредили несколько клапанов на трубо­проводах и перебили главный паропровод между котлом и турбоагрегатом. Продукты взрыва и горячий пар быстро наполнили отделение, убив большую часть людей находившихся в нём. Скачок давления вызвал разрушение дымоходов обоих котлов и повредил гидравлическую систему запирания броневых дверей между отсеками. Прекращение работы вентиляции привело к тому, что воздух в котельном отделении № 3 стал непригодным для дыхания и командир корабля приказал эвакуировать из него весь персонал.

В результате этих четырёх попаданий продолжали действовать только котельное отделение № 3 и машинное отделение № 2, приводившее во вращение внутренние валы. Поэтому даже теоретически скорость Dunkerque не могла превысить 26 узлов. Из-за повреждения электропроводки была полностью прекращена подача энергию в кормовую часть корабля, вышла из строя сеть правого борта, кормовые 130-мм башни остались без энергии. Управление рулем осуществлялось с помощью вспомогательного двигателя. Из-за потери одной из основных подстанций были включены носовые аварийные дизель-генераторы. Директоры 330-мм и 130-мм орудий без электроэнергии вышли из строя. Башня главного калибра № 1 продолжала вести огонь по Hood , башня № 2 не могла вести огонь из-за отсутствия электроэнергии.

Из-за полученных повреждений выходить в море корабль не мог, поэтому в 17:10 поступил приказ адмирала Жансуля прекратить огонь и стать на якорь напротив деревни Сен-Андре, под защитой берега и форта Сантон. В 17:13 линкор бросил якорь на 15 метровой глубине. А в 18:00 с помощью буксиров и сторожевиков Terre Neuve и La Sétoise Dunkerque приткнули к берегу - примерно 30 метров его носовой части вытащили на отмель. Линкор принял примерно 700 т воды через пробоины и ещё около 150 тонн балласта было принято в цистерны левого борта для выравнивания крена. Аварийные партии приступили к ремонту повреждений. В 19:00 поступил приказ Жансуля эвакуировать экипаж - на борту оставались около 360 человек экипажа, занятых в ремонтных работах. 800 человек с Dunkerque сошли на берег и были отправлены из Орана в Тулон на лайнерах Champollion и Mariette Pacha . Раненые были размещены в госпитале в Сант-Андре.

5 июля пожары были потушены, начались работы по восстановлению электроснабжения, залатыванию пробоин и откачке воды. Адмирал Жансуль сообщил командованию, что в течение нескольких дней можно починить котел и паровые коллекторы и перейти в Тулон для капитального ремонта. Адмирал Эстева, командующий военно-морскими силами в Северной Африке, в коммюнике для прессы сообщил что повреждения линкора не велики и через несколько дней он своим ходом придёт в Тулон. Английское командование тут же отдало приказ адмиралу Сомервиллу атаковать французский линкор .

В 19:00 5 июля соединение Н вышло из Гибралтара в составе 2 линкоров, авианосца, 2 крейсеров и 10 эсминцев. Так как Dunkerque стоял вблизи деревни Сант-Андре, Сомервилл решил что артобстрел может повлечь за собой жертвы среди мирного населения. Поэтому по согласованию с Адмиралтейством атаку было решено произвести торпедоносцами с авианосца Ark Royal .

В 04:20 6 июля 1940 г., когда Ark Royal находился примерно в 100 милях от Орана, с его борта начали взлетать торпедоносцы Swordfish под прикрытием истребителей Blackburn Skua .

Взрыв Terre Neuve

Dunkerque не был готов к воздушной атаке. Все 130-мм орудия линкора вышли из строя, и электропитание к их директорам также не было восстановлено. Обслуга зенитных автоматов и пулемётов была эвакуирована. Команда имела приказ адмирала Жансуля и командира линкора Сегуина покинуть корабль в случае воздушной атаки. Воздушная разведка не велась, истребительного прикрытия не было. Вокруг Dunkerque не были установлены противоторпедные сети. У правого борта линкора находился сторожевой корабль Terre Neuve , на который передавались тела погибших. На борту сторожевика находились глубинные бомбы, большая часть со снятыми предохранителями, опасностью чего пренебрегли.

March 1st, 2018 , 06:52 pm


Линейные корабли типа «Дюнкерк» — тип линкоров французского флота времён Второй мировой войны. Построено два корабля: «Дюнкерк» (фр. Dunkerque) и «Страсбург» (фр. Strasbourg).

Корабли этого типа, построенные в 1930-х годах, стали первыми быстроходными линкорами. «Дюнкерк», спроектированный для борьбы с немецкими «карманными линкорами» типа «Дойчланд», строился в условиях ограничений Вашингтонского соглашения и жёсткой экономии средств. В связи с этим стандартное водоизмещение «Дюнкерка» составило 26 500 т, что меньше лимита в 35 000 дл. тонн, установленного Вашингтонским договором. Особенностью «Дюнкерка» было оригинальное расположение артиллерии главного калибра — восемь 330-мм орудий были размещены в двух четырёхорудийных башнях, установленных в носовой оконечности.

После сделанного Италией заявления о строительстве линкоров типа «Литторио» со стандартным водоизмещением 35 000 т, парламент Франции выделил средства на строительство второго линкора — «Страсбурга». Бронирование «Страсбурга» было усилено для противостояния более мощным орудиям новых итальянских линкоров.

С началом Второй мировой войны «Дюнкерк» и «Страсбург» вместе с кораблями Британского Королевского флота охраняли морские пути в Атлантике от немецких рейдеров. После капитуляции Франции линкоры находились в Мерс-эль-Кебире. Британцы опасались, что новые французские корабли могут попасть в руки нацистской Германии или Италии, что изменило бы баланс сил на Средиземном море. К Мерс-эль-Кебиру была выслана сильная британская эскадра с ультиматумом. Попытка принудить французов перейти в контролируемые союзниками порты или затопить корабли была неудачной, и британцы открыли огонь по стоявшим в порту кораблям Французского флота. «Страсбург» прорвал блокаду и перешёл в Тулон. «Дюнкерк» не смог прорваться, был повреждён артиллерийским огнём и сел на грунт, но после ремонта тоже был переведён в Тулон. Там в ноябре 1942 года оба линкора и были затоплены французскими экипажами во избежание захвата немцами.

Специалистами линкоры типа «Дюнкерк» оцениваются весьма неоднозначно. Эти корабли хорошо смотрелись на фоне линкоров времён Первой мировой войны, но при сравнении с более поздними быстроходными линкорами, такими как «Литторио», «Бисмарк» и «Айова», линкоры типа «Дюнкерк» обладали слишком малым калибром орудий и слабым бронированием. Некоторые специалисты отмечают, что, благодаря высокой скорости и сравнительно мощному вооружению, по концепции их скорее можно отнести к линейным крейсерам.

Характеристика

Проект
Страна
Flag of France.svg Франция
Предшествующий тип тип «Лион»
Последующий тип тип «Ришелье»
Построено 2
Отправлено на слом 2

Основные характеристики
Водоизмещение стандартное
«Дюнкерк» — 26 500 т,
«Страсбург» — 27 300 т
полное
«Дюнкерк» — 34 884 т,
«Страсбург» 36 380 т
Длина 209/215,1 м
Ширина 31,1 м
Осадка 9,6 м
Бронирование «Дюнкерк»
главный пояс — 225 мм;
переборка — 50 мм;
главная палуба — 130…115 мм;
нижняя палуба — 40…50 мм;
башни ГК 330 мм (лоб), 250 мм (бок), 150 мм (крыша);
барбеты — 310 мм;

рубка — 270 мм
«Страсбург»
главный пояс — 283 мм;
переборка — 50 мм;
главная палуба — 130…115 мм;
нижняя палуба — 40…50 мм;
башни ГК 360 мм (лоб), 250 мм (бок), 160 мм (крыша);
барбеты — 340 мм;
4-орудийные башни 130-мм орудий — 130 мм (лоб), 90 мм (крыша);
рубка — 270 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность «Дюнкерк» — 110 960 л. с.,
«Страсбург» — 112 000 л. с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 29,5 узлов (54,6 км/ч)
Дальность плавания 16 400 морских миль на 17 узлах
Экипаж «Дюнкерк» — 1381 человек,
«Страсбург» — 1302 человека

Вооружение
Артиллерия 2×4 — 330-мм/52,
3×4 и 2×2 — 130-мм/45
Зенитная артиллерия 5×2 — 37-мм/50,
8×2 — 13,2-мм пулемёта
Авиационная группа 1 катапульта, 3

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий