Приходится довольствоваться тем что есть. Довольствоваться тем, что имеешь! Маленькие секреты больших достижений

Исламская доктрина гласит: «Счастлив тот, кто удовлетворён той долей, которую ему определил Господь Бог, и счастлив тот, кто не ропщет и не изводит себя, сокрушаясь из-за отсутствия чего-либо в его жизни». Именно так должен мыслить мусульманин. Мыслите ли вы так?

Татарская пословица гласит: «Довольствоваться тем, что у тебя есть – это уже богатство» . Но многие из нас, стремясь приобрести земные блага, и соревнуясь с другими, начинают роптать на свою жизнь, становятся недовольными своим положением и не думают, что это усугубляет их положение еще больше. Потому что Всевышний Аллах – Создатель людей, ждет от них благодарности даже за то, что они имеют. Но, к сожалению, не все об этом задумываются.

Человек такое существо, что он не просто забывает благодарить Господа за то, что имеет в этой жизни, но и еще и начинает роптать, что у других лучше, чем у него. По этому поводу в Коране говорится: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”» Когда же Он испытывает его, ограничивая в пропитании, тот говорит: “Господь мой презрел меня!” – сура «Заря», аяты 15-16. А в хадисе говорится: «Если бы у кого-то из сынов Адама было две долины, заполненные стадами, то он пожелал бы третью»

Человек в полной мере не понимает, что всё пропитание и всё, что он имеет – это от Всевышнего Аллаха: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни» — так говорится в Коране в суре «Украшения», аяте 32. Поэтому он должен лишь стараться и трудиться в улучшении своей жизни, уповая на милость Всевышнего Аллаха, прося Его об этом.

Самое главное, и это ключ к успеху в уповании, он должен уметь благодарить Аллаха за то, что он имеет. Есть интересная персидская мудрость от великого мыслителя и поэта Саади Ширози. Как-то его увидели расстроенным, и спросили, почему он такой. На что он ответил:

«Как мне поступить? Я вдыхаю воздух, который создал Всевышний и выдыхаю его. Я успеваю поблагодарить Всевышнего за то, что вдыхаю воздух, но уже за выдох – у меня нет времени поблагодарить Его».

Великие люди раньше задумывались о том, как поблагодарить Господа даже за глоток воздуха, а мы сегодня, имея хлеб насущный, крышу над головой, ропщем на жизнь.

Вот несколько советов от посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, который приучал нас довольству даже малым:

Он говорил: «Будь доволен тем, чем наделил тебя Аллах, и ты будешь самым богатым среди людей» — передано ат-Тирмизи.

Он учил: «О Абу Хурайра, будь воздержанным (осторожным в своих поступках) – и ты станешь лучшим из поклоняющихся. Будь довольным – и станешь самым благодарным из людей» — передано ибн Маджа.

Он, мир ему и благословение Всевышнего, наставлял: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, это полезнее, дабы вы не считали милости Аллаха никчёмными» — передано имамом Муслимом.

Он предупреждал: «Богатство заключается не в обилии вещей. Богатство – это богатство души» — передано имамами аль-Бухари и Муслимом.

Сможем ли мы после этих наставлений посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, узреть истинную суть бытия и стать богатыми в душе, ну и по воле Всевышнего, вообще? Ответ лишь в нас самих. Ибо наша страсть безгранична и удерживает её только вера и богобоязненность.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что сколько бы у нас ни было, мы всегда хотим больше? И это естественно, что человек хочет быть богаче, здоровее и успешнее. И очень редко можно найти человека, который скажет: «Не я не хочу большего, я счастлив тем, что у меня есть ».

Скорее всего, так ответит человек верующий. Вера заставляет человека быть довольным вещами и положением, которые выпали на его долю. Посредством веры человек может полностью насладиться благословениями своей жизни и обрести довольство Аллаха.

Когда человек сокрушается бедами и проявляет терпение и довольство и не жалуется о своих страданиях, он – истинно верующий. Естественно, мы не подразумеваем, что те, кто хочет быть богаче, здоровее и успешнее, не являются верующими. Стремиться к лучшему, но быть довольным тем, что имеешь. Недовольство – это недостаток понимания веры. Довольство не значит, что человек не стремится к лучшему или не чувствует боль, это значит проявление терпения и осознания воли Всевышнего.

Достоинство довольства тесно связано с достоинством упования на Аллаха. Когда человек проявляет довольство тем, что у него есть и не проявляет зависть или ненависть по отношению к другим, Аллах не даст ему потерпеть неудачу и его ожидает большая награда.

Достоинство довольства

С довольством человек обретает внутренний покой и духовно становиться выше. Когда он воспитывает в себе такое качество, он любит других и будет любим другими. Он не сравнивает себя с теми, кто имеет лучшие условия, скорее помнит о тех, кому повезло меньше.

Если бы в обществе царило довольство, то в нем бы не осталось места для жадных и завистливых людей. Довольство приведет в Рай в жизни вечной.

Довольство приблизит вас к Аллаху в этом мире и вечном мире. Если человек проявляет довольство, он не будет испытывать психологических проблем, таких как депрессию, волнение, беспокойство. Когда же человек недоволен, шайтан выстроит путь к его сердцу. Довольство же защищает сердце от проникания шайтана, и оно будет занято тем, чтобы угодить Всевышнему Аллаху.

Как научиться быть довольным

  • Не отчаивайтесь всему. Если вы, например, потеряли работу, не впадайте в отчаяние. Значит, деньги, которые вы могли бы заработать, суждены не вам. Ваш ризк придет вам из других источников.
  • Очистите свое сердце. Всегда думайте о том, что может приблизить вас к Аллаху. Оставьте беспокойство из-за мелочей.
  • Думайте о награде, которая ожидает вас в мире вечном. Аллах сказал: «Все, что вам даровано, является всего лишь преходящим благом мирской жизни и ее украшением, а у Аллаха - нечто более прекрасное и долговечное. Неужели вы не разумеете?» (28:60).
  • Думайте о сегодняшнем дне. Будьте довольны тем, что вы имеете сейчас.
  • Умейте замечать положительные стороны даже в плохом. Например, человек попал в аварию, но выжил, и он жалуется, что машина в непотребном состоянии, но не ценит того, что он выжил.
  • И ключ к счастью заключается в фразе: «На все воля Аллаха, и будет так, как Он того пожелает». Так мы осознаем силу и власть Аллаха и принимаем Его божественное предопределение.

Поговорим о наших желаниях. Само по себе желание – это грех? Нет. Мы можем сильно желать чего-то и при этом не грешить. Например, желать исполнять волю Божью. Разве это плохо? «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9). Но желание, или, если точнее, объект желания, может быть выбран неправильно.

Желать того, что принадлежит другому, испытывая при этом сильное чувство досады, называется завистью. Это не просто желание иметь что-либо, но желание иметь лишь по той причине, что это есть у другого. Это уже грех. Зависть – это то, что никогда невозможно удовлетворить. Можно быть очень богатым, но желать то, что имеют бедные. Вспомните притчу, которую рассказал пророк Нафан Давиду о богатом человеке, который пожалел своих овец для странника и взял овцу у бедного(2 Цар. 12:1-4). Или другая история о царе Ахаве, который, будучи богат, пожелал виноградник, который принадлежал другому человеку, и из-за этого пошел на убийство (3 Цар. 21).

Желание иметь достаток - не грех. Плохо, когда человек думает, что в земном богатстве и заключается счастье и радость. Иисус предупреждает своих слушателей: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). Автор послания к евреям предупреждает: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (13:5). Зависть – это дело плоти. Своими силами с плотью не справиться, но Бог поможет нам справиться с плотью. «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские , то живы будете» (Рим. 8:13). Без Духа Святого с плотью не справиться. Если только Дух Божий живет в вас. Молитесь и просите у Бога помощи от искушения завистью. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Смиряйте себя, и Господь укрепит вас. «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Пс. 9:38).

Случается, что искреннее желание помочь ближнему оборачивается печалью и болью для того, кому хотят помочь. Пример можно увидеть в книге Иова. Три друга Иова, Вилдад, Елифаз и Софар (по возрасту старцы) искренне хотели помочь Иову. Говорили ему правильные слова о наказании за грехи. О том, что должно обратиться к Богу, покаяться и Бог перевяжет раны Иова. Хорошие, правильные слова, искреннее желание помочь, утешить. Но причина страданий Иова - не его грехи. В глазах Божьих Иов был непорочным, праведным человеком. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8).

Бог испытывал верность Иова, в этом причина его (Иова) страданий. Друзья же своими «правильными» советами лишь усиливали страдания Иова. «Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему. Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим?» (Иов 6:26-28).

За все свои поступки, за все свои слова мы дадим ответ Богу. Мудрые мы даем советы или глупые? А от глупости рукой подать до греха: «Помысл глупости – грех…» (Прит. 24:9). Итак, не всякое желание есть грех. Наши проблемы начинаются тогда, когда не мы руководим желаниями, а желания руководят нами. «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» (Прит. 4:26).

Игорь Олефира

°† Неумеренное присвоение и потребление материальных маг вредит совершенствованию души.

Ненасытность, рвачество, стяжательство – прояв­ления низшего естества, развитие которого ведет к потере души. Роскошь – безобразие, творимое неуемным эгоизмом и самопотворством. Душев­ную пустоту человек пытается заполнить земны­ми богатствами и утехами, стремясь к внешним радостям.

°† Стараться не обременять себя малополезными, ненужными вещами.

Уметь отличать вещи необходимые (вещи поддер­живающие жизнедеятельность и орудия труда) от вещей, не важных для жизни человека. Любые вещи в большом количестве становятся лишними.

В жизни есть вещи необходимые, без них трудно обойтись, и вещи, которые постоянно нужны. И есть вещи лишние, без которых человек может зап­росто обойтись и прожить, их не заметив.

á Сравните хлеб, конфету, жевательную резинку, нож, блюдце, чашечку для кофе; бумагу, игрушку, точилку для карандашей; постель и ковер; кварти­ру и гараж.

°†Нужно уметь быть довольным тем, что имеешь.

Довольствоваться малым лучше, чем гоняться за многим. Повышенные запросы не приводят к доб­ру, они толкают на действия во имя эгоистических желаний, а встречное сопротивление среды чрез­мерно развивает и закаляет отрицательные свой­ства и черты человека. Уметь сдерживать себя, не заниматься самопотворством. Люди очень часто хотят думать о том, чего у них нет. Им кажется, что чего-то не хватает, от этого они не могут успокоится, все время хотят какую-нибудь новую вещь или игрушку, которую они увидели. Научитесь ценить то, что у вас есть сей­час, и меньше думайте о том, чего у вас нет. Если вы считаете, что у вас многого нет, то полезно вспо­минать о том, как живут беспризорные дети в под­валах, в холоде и голоде. Тогда вы поймете, кому действительно плохо, и отличите настоящую нуж­ду от кажущейся.



°† Некоторый недостаток нужно принимать как благо для своей души. Недостаток знаний и ума хуже недостатка денег.

Ожирение сердца

У Алины было не просто много игру­шек, а слишком много. Ну, просто огром­ное количество. Игрушки были разброса­ны по всей большущей комнате. Они ва­лялись под кроватью, ими были заполне­ны шкафы и забиты ящики в столе. Даже новые игрушки, чтобы о них не спотыкать­ся, приходилось сваливать куда попало и запихивать по разным углам. В общем, куда ни глянь, отовсюду игрушки торчат. Какую дверцу ни открой, обязательно что-нибудь вывалится.

Вы думаете, что Алина была самой ра­достной и счастливой на свете? Вы оши­баетесь. Она часто ходила с плохим на­строением. Ей хотелось все новых игру­шек, она часами могла их клянчить и тре­бовать, то капризничая, то плача, то оби­жаясь, то сердясь.

Если бы кто-нибудь мог заглянуть к Алине в душу, то он сразу бы увидел, ка­кое большое несчастье произошло в ее сердце. Из-за ненасытности и жадности ее сердце ожирело и сильно сдавило сер­дечную радость. Из-за этого Алина уже не могла радоваться всем сердцем и чув­ствовать настоящую радость внутри себя. Ей оставалось лишь радоваться умом, получая радость только от новых игрушек и развлечений. Но радость ума была сов­сем другой и короткой. Игрушки весели­ли и радовали недолго. Как только такая радость проходила, Алина снова ощуща­ла внутри себя, в своем сердце тоску и погружалась в безрадостное настроение. Вот и приходилось ей, не имея радости внутри себя, все время искать ее в иг­рушках и развлечениях.

Врачи пока не нашли лекарства от ожирения сердца, да и разве можно не­насытность вылечить таблетками. Они лишь советуют иметь побольше радости в себе и не зависеть от вещей и развле­чений. Радость дает наслаждение насто­ящей красотой. У человека, который чув­ствует красоту и стремится ею любовать­ся, никогда сердце не ожиреет.

[? ] – Вы замечали разницу между сердечной радос­тью (например, при оказании помощи попавшему в беду) и радостью умственной (при получении чего-то)?

– Как долго вас обычно радует новая игрушка?

– Когда люди ищут радости для своего ума? (Когда перестают и не умеют радоваться сердцем).

– Из чего по-вашему должно состоять лекарство от «ожирения сердца»? (См. направления беседы).

А кому-то все мало

Животные всегда довольствуются только тем, что им важно и необходимо для жизни. Теплую шкуру они носят с со­бой, нору от дождя имеют только одну, а еды добывают ровно столько, сколько им необходимо для силы и здоровья. Но среди животного мира иногда попадаются и такие, которые любят собирать и копить бесполезные вещи или лишнюю еду. О них-то и пойдет сейчас рассказ, и вы уз­наете, к чему может привести любовь к ненужному, страсть к накопительству лишнего и желание иметь больше.

В синем море плавала белая Акула. Она, как и все ее сородичи, очень люби­ла красивые, но абсолютно ей не нужные и бесполезные предметы. Но прятать эти предметы Акуле было некуда, потому что не было у нее ни дома, ни шубы с карма­нами. И вот однажды ей пришла в голову умная мысль о том, чтобы все понравив­шееся, заглатывая, в свой большой же­лудок складывать. Лучше и не придума­ешь, ведь надежней места, чем собственный живот, вряд ли найти можно. С этого момента Акула стала собирать все под­ряд, что считала красивым. То плаваю­щую бутылку проглотит с блестящей эти­кеткой, то на память откусит понравив­шийся поплавок от рыбацкой сети, то ку­сок весла отгрызет. Но один раз ей очень повезло. Ветер пригнал откуда-то изда­лека большой детский резиновый мяч. Это была настоящая удача. Трудно в море что-нибудь красивее и интереснее най­ти. Испугалась Акула, что мяч кому-ни­будь другому достанется и поскорее ре­шила его в свой желудок спрятать. Толь­ко она мяч проглотила, как вдруг почув­ствовала, что ее все время кто-то вверх тянет. Только спустится акула вниз ко дну, как тут же всплывать начинает, как будто кто-то ее на удочку поймал. Никак не могла понять Акула, в чем дело, только скоро совсем из сил выбилась и всплыла на поверхность моря. Плавала она на по­верхности моря до тех пор, пока плавник ее торчащий над водой рыбаки не увида­ли. Через два дня Акула оказалась в рыб­ном магазине, а мячик, который из ее желудка достали, рыбаки своим детям подарили.

Еще всякие совсем не нужные вещи любят сороки. Одна такая Сорока обожа­ла все блестящее и потому собрала в своем гнезде целую кучку стеклышек, монеток, крышек от бутылок. Была в гнез­де у Сороки и серьга с красным камуш­ком, и пуговицы блестящие и обертки цветастые от конфет. В общем, много ненужного барахла и бесполезных мело­чей Сорока насобирала и стала за свое добро переживать и охранять его от сво­их завистливых соседок-воровок. Ника­кой спокойной жизни у Сороки из-за со­бранного богатства. Все птицы весело в небе порхают и летают, где вздумается, а Сорока все около гнезда кружится, вещички свои стережет, да новые присмат­ривает. Вскоре так много всякого нако­пилась у Сороки, что вот-вот через край гнезда вываливаться начнет. Подумала Сорока и решила свое гнездо достроить: края гнезда в два раза выше сделать. Ста­ла Сорока палочки таскать и гнездо дос­траивать. Но не выдержали ветки такого веса. Согнулись они, треснули, и Сорока вместе со своим недостроенным гнездом в грязь шлепнулась. Ни драгоценностей у Сороки не стало, ни гнезда, все в глу­бокой грязной луже утонуло. Сколько вре­мени Сорока зря потеряла, сколько за свои безделушки переживала и возле гнезда торчала, и в конце концов ни с чем осталась. Лучше бы летала, как все, пу­тешествовала бы и жизни радовалась.

А вот и еще одна история. Жил ря­дом с человеком Хомяк и каждый день, круглый год, вдоволь кормился он в ам­баре человека, ведь зерна там было ви­димо-невидимо. И все было бы ничего, да вот однажды случилась с ним беда. Решил как-то Хомяк сделать у себя в норе запас еды, чтобы зерно уже как бы его личным считалось, а заодно, чтобы сво­им соседкам, полевым Мышкам похвас­таться и впечатление на них произвести своим богатством. Пролез Хомяк как все­гда в амбар через узкую щель в углу и стал зерно грызть. Наелся сначала сам, а потом, из-за отсутствия карманов в сво­ей шкурке, стал зерно за обе щеки запи­хивать, чтобы к себе в нору его перенес­ти. Только запихнул Хомяк последнее зер­но и пошел обратно к щели в углу, как вдруг по пути Кошку повстречал, которая иногда приходила амбар охранять. Стал убегать Хомяк от Кошки, подбежал к щели в углу, а протиснуться в нее не может, уж больно сильно щеки раздулись. Пока Хо­мяк выплевывал зерно, оказался он в когтях у Кошки. Всю жизнь он мог бы про­жить припеваючи, кормясь в амбаре, да подвела его ненасытность и желание иметь большего и лишнего.

Осенью возле дикой яблони поселил­ся молодой Еж. Он облюбовал для себя укромную нору и решил в ней перезимо­вать. Чтобы мягче и теплее спалось всю зиму, он натаскал к себе в нору сухих листьев, пушистого мха и сделал уютное место для сна. Скоро с яблони стали па­дать вкусные яблоки, а обрадованный Еж стал их на своих иголках перетаскивать в нору. Очень быстро нора заполнилась яблоками до самого верха, так, что даже самому Ежу места в ней не осталось. Ре­шил тогда Еж до зимы, пока еще тепло и нет снега, в куче сухих листьев пожить, ведь за это время часть яблок он съест и место в норе освободится. Так он и по­ступил. Сам в листьях стал ночевать и каждый день собранные яблоки поедать. Но чем ближе к зиме, тем больше непри­ятный запах из норы идет. Оказалось, что нижние яблоки в норе испортились, сгни­ли и превратились в вонючую рыжую ка­шицу. Уже зима на носу, а у Ежа ни по­стели мягкой, ни норы теплой не оста­лось. Так и пришлось Ежу из-за своей из­лишней любви к яблокам зимовать под снегом, в куче сухих листьев.

Те истории, которые вы сейчас услы­шали, далеко не единственные. Иногда и в некоторых других зверях тоже просы­пается страсть к накопительству и жела­ние иметь лишнее и ненужное. Но никто из зверей даже близко не может срав­ниться с людьми, которые так влюблены в вещи, что им служат, ради них помногу работают и даже заботливо создают для них красивые домики. Да, да, ведь сумки, карманы, ящики, шкафы и даже огромные склады – все это придумано людьми для своих самых любимых, глав­ных и важных на свете вещей.

[? ] – Любовь к каким вещам подвела Акулу и Соро­ку? (К ненужному и бесполезному)

– Почему же нужная еда подвела Хомяка и Ежа? (Хо­тели лишнего и большего, чем требовалось для поддер­жания жизни).

– Какая любовь возвышеннее: к вещам или к людям и ко всему в природе?

– Вы хотели бы, чтобы ваши родители любили боль­ше какие-нибудь вещи, чем вас?

– Чья любовь полнее и сильнее: у того, кто любит целиком только другого человека или у того, кто лю­бит одновременно человека и вещи?

Вы хотели бы, чтобы мама делила свою любовь между вами и какой-нибудь вещью?

– Если любить вещи некрасиво, то как тогда надо относиться к нужным вещам? (Спокойно, безразлично).

Что люди придумали для сохранности своих любимых вещей, и как они им служат? (моют, чистят, ремонтируют и т.п.).

Давайте проявим богобоязненность перед сотворившим нас Аллахом Тагьаля! «А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход, и даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает» . (ат-Талак, 2-3).

Да, если убоишься Аллаха должным образом, Он облегчит тебе исход, и пропитание твое придет к тебе, откуда ты и не подозревал. Но бояться Аллаха – это не значит сидеть, дрожа от страха. Быть богобоязненным – значит быть активным в исполнении Его заповедей, отдаляться от того, что Он запретил.

Подобно тому, как наша сегодняшняя совместная молитва предписана нам Аллахом Тагьаля, Он призывает нас трудиться для того, чтобы заработать имущество для содержания самих себя и своих семей. «А кода кончена будет молитва (коллективная), то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха (приступайте к торговле)» . Одини тот же Бог побуждает нас быть активными и в религиозных, и в мирских делах.

Об этом же говорит и благородный Пророк صلى الله عليه وسلم: «Самая лучшая пища для человека – это пища, заработанная его собственным трудом» . После этихслов он тут же привел пример: «Пророк Аллаха Дауд (мир над ним) питался той пищей, что зарабатывал своими руками ». (аль-Бухарий).

Более того, Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم говорит, что не было ни одного пророка, который не пас бы овец. Он сам тоже занимался этим делом, когда жил в Мекке.

Все это свидетельствует о том, что без усердия не достичь блага, не потрудившись, не полакомишься, не сделав шага, никто не отделит тебе твою долю пропитания.

«Поистине для любого из вас лучше взять веревку и отправиться в горы, принести на собственной спине вязанку дров и продать ее, и тем самым Аллах сохранит его честь, чем просить милостыню, которую могут подать или ничего не подать» , сказал наш благородный Пророк (аль-Бухарий).

В прошлом люди трудились в поте лица, не покладая рук. Несмотря на это, заработок многих из них позволял им еле сводить концы с концами. Но они оставались довольными своим положением, было мало жалоб и больше взаимной любви.

В наши дни стало возможным прокормить семью, не прилагая таких тяжких усилий, более того, есть возможность приобретать различные предметы обихода. Стало возможным исполнение многих желаний. И человек, по сути должен был быть более благодарным за такое положение вещей, быть более счастливым.

Однако на деле, чем больше имеет человек, тем выше становятся его требования – он жаждет получить еще больше, ему кажется, что имущество его незначительно, и по этому поводу не стихают его жалобы.

Это подтверждается словами нашего досточтимого Пророка صلى الله عليه وسلم : «Я боюсь для вас не бедности, а того, что вы так же как и те, что были до вас, будете свободно пользоваться благами мира, и это станет поводом для конфликтов межу вами и причиной вашей гибели» . (эл-Бухъарий, Муслим).

Но как бы то ни было, при любых обстоятельствах мусульманин должен оставаться предельно бдительным: не сиди, сложа руки, но даже если ты глубоко погружен в работу, не забывай уповать на Бога; будь благодарным за то, чем владеешь, а когда случится неудача, оставайся довольным своим положением!

Проснешься мирным утром в добром здравии, а в доме у тебя имеется пропитание для твоей семьи на этот день – это значит, что у тебя нет недостатка ни в чем. Это равносильно тому, что тебе подарили весь мир . Об этом говорится в достоверном хадисе. (Тирмизий).

«Богатство человека не в изобилии мирских благ. Истинное богатство — это богатство души » , -говорит Пророк صلى الله عليه وسلم . (Бухъарий, Муслим).

Богатый сердцем человек живет свободно, дышит свободно, не завидует чужому достатку и не переживает. Такого человека любит Сам Аллах и люди относятся к нему с любовью.

О , Аллах, научи нас быть довольными тем, что имеем! Пусть в наших сердцах не будет тревоги из-за отсутствия каких-то благ! Дай нам мудрости равняться на тех, кто лучше нас в делах религии и достойно благодарить Тебя, глядя на тех, кто в мирской жизни беднее нас!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий