Быт и обычаи в первой половине XIX века. Культура и быт в первой половине xix в Быт и обычаи людей 19 века

В первой половине XIX в. сохраняли черты прошедших времен. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. Из него строились не только избы крестьян, но и дома ремесленников, мелких и средних чиновников, дворян средней руки.

Основанием сельского жилища крестьян была подклеть (помещение для скота, ценных орудий труда, многих вещей). Основная часть дома находилась над подклетью, «на горе», и называлась горницей. В домах зажиточных крестьян и мещан над горницей часто было расположено специальное помещение со множеством больших окон - светлица.

В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы (получившие распространение именно в тот период), ставни и т. п. Вместо стекла в избах крестьян по-прежнему натягивали бычий пузырь. Однако у более состоятельных селян появились и слюдяные окна. Стекло оставалось дорогим и было доступно лишь дворянам, купцам и самым зажиточным крестьянам.

Работные люди жили в заводских казармах.

Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами. Трубы дымоходов на крышах таких домов порой были сделаны в виде скульптур.

С XVIII в. сохранилась мода на загородные дома. Вслед за помещиками, имевшими такие постройки и раньше, теперь их стали сооружать представители чиновничества, интеллигенции. Такие дома строились, как правило, из дерева и иногда штукатурились с внешней и внутренней стороны, напоминая каменные постройки. Передняя стена была украшена двумя - четырьмя колоннами.

Внутреннее убранство жилища также было различным. В домах крестьян и мещан главным считалось место возле печи. По диагонали от нее находился красный угол, где висели наиболее ценные или дорогие для хозяев иконы, стоял стол, за которым семья ела. Деревянные столы и скамьи, а с начала века также табуретки и стулья составляли основу убранства дома. Возле печи было место, где хозяйка готовила пищу. Около входной двери было рабочее место мужчин. Здесь они шорничали, плели лапти, чинили орудия труда. Возле окон на зиму ставили ткацкий станок, пряли. Спали на печи или на полатях - дощатом настиле под потолком. Освещались избы лучиной, вставленной в печную расщелину, или светцами - опущенными в масло фитилями. Городской дом небогатых людей был таким же.

В домах и дворцах знати центральное положение занимал парадный зал, где проходили балы и приемы. Основным был второй этаж, где делали наиболее высокие (а значит, светлые) помещения, богато украшенные мебелью, картинами, скульптурами. Для работы над убранством помещений представители знати приглашали выдающихся отечественных и зарубежных мастеров.

Комнаты располагались последовательно друг за другом - анфиладой. К середине века в новых постройках получила развитие «коридорная» система - все основные комнаты выходили в коридор. В нижнем этаже помещались служебные помещения. На верхнем жила прислуга. Освещалось жилище множеством свечей, закрепленных в больших люстрах (для включения их нужно было каждый раз опускать на специальных цепях) или подсвечниках. Стены отделывались дорогими обоями, выписанными из- за границы. Парадная посуда была как традиционная (из золота и серебра), так и из дорогого саксонского или севрского фарфора. Вошла в моду восточная мебель, украшение залов коврами и оружием.

Одежда.

Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. Если в эпоху Екатерины II парадная одежда графа Григория Орлова была осыпана бриллиантами и другими драгоценными камнями и стоила миллион рублей (притом что 1 пуд ржи стоил 95 копеек, а крепостной крестьянин - 25-30 рублей), то уже в царствование Павла I и Александра I наиболее модными становятся скромные сюртуки и платья французского покроя. При Николае I была введена форма для чиновников. Большинство придворных носило военную форму.

Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. Работные люди, мелкое и среднее мещанство, разночинная интеллигенция в зависимости от благосостояния носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. У мужчин были в ходу рубашки-косоворотки, надевавшиеся поверх нешироких штанов (портов) и подпоясанные ремнем или поясом. Основной обувью являлись сапоги.


Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. В далеких от центральных городов местах сохранялся обычай, по которому вплоть до свадьбы юноши и девушки носили лишь подпоясанную длинную рубаху. Верхняя одежда (сермяги, зипуны) шилась из домотканого сукна, а по мере развития ткацкого производства - из ставших модными фабричных тканей.

Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти. Если раньше их изготовляли сами крестьяне, то теперь наиболее распространенными головными уборами стали сделанные ремесленниками «грешневики» - почти цилиндрические коричневые шапки. Главным видом обуви крестьян были лыковые лапти. Их носили с суконными или холстинными онучами (портянками), привязанными тесьмой. Кроме них, порой надевали поршни (морши) из сыромятной кожи. Праздничной обувью были мужские кожаные сапоги и женские «коты» (тяжелые кожаные галоши). Зимой носили валенки, которые в начале XIX в. пережили свое второе рождение. Если раньше к короткому валенку пришивалось суконное голенище, то теперь они стали изготавливаться в виде высокого твердого валяного сапога.

Питание.

С древних времен наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи.

Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники - пшеничный) хлеб. Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей - капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом - из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо - щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже - отварной в мундире картофель с солеными огурцами или грибами.

Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его ели лишь в Рождество и на Пасху. Это объяснялось не только слабым развитием животноводства, но и религиозными постами.

Зато рыба была более доступна. В зависимости от достатка и расположения села это могли быть: снеток, корюшка, окунь, карп, сазан, судак и т. п. В умеренных количествах употреблялись молочные продукты и яйца, растительное и, реже, животное масло.

Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень - горячий медовый напиток с пряностями, многочисленные и разнообразные наливки и настойки. В первой половине XIX в. широкое распространение получил чай (главным образом китайский). Вместе с тем популярными стали самовары и чайная посуда. Они считались признаком обеспеченности. «На заедки» употребляли яблоки, груши, вишню, сливу, смородину, крыжовник, малину, землянику, лесные орехи.

Еду готовили в глиняных горшках сразу на целый день и для сохранения тепла ставили в русскую печь. Впервые в этот период стали применять, наряду с глиняными, металлические горшки - «чугунки».

В городах в большом количестве открывались трактиры, чайные, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.

Высшие слои общества предпочитали не традиционную русскую кухню, а европейскую, особенно французскую. Неотъемлемыми продуктами повседневного питания знати и богатых горожан стали кофе, какао («шоколад»), различные восточные сладости (курабье, халва, шербеты), бисквиты, французские, немецкие, испанские вина.

Досуг и обычаи.

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны. Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование - исполнение песен и стихов с последующим угощением или одариванием участников колядок.

Дворянство проводило дни не только на службе, но и в постоянном общении. В богатых столичных домах ежедневно обед накрывался на 100 человек. А бал или званый вечер мог обойтись хозяину в 50 тыс. рублей.

Обычаем, пришедшим из века XVIII, стал переезд помещиков в начале лета в загородные дворцы и дома. Взяв с них пример, загородными домами обзаводились чиновники, представители творческой интеллигенции. Проведя на лоне природы летние месяцы и даже часть осени, они возвращались в города в ноябре. Начиналась традиционная светская жизнь с балами, маскарадами, театральными премьерами, интригами.

Крестьянство проводило основную часть времени в труде и заботах о хлебе насущном. После того как Павел I запретил привлекать крепостных к работам в выходные и праздничные дни, крестьяне стали больше времени в эти дни проводить в совместных гуляньях и праздничных развлечениях.

Рождественско-новогодний цикл обрядов был связан со Святками. Накануне Рождества и после Нового года (до Крещения) гадали. Главным обрядом на Крещение был крестный ход к проруби за святой водой. Первым весенним праздником являлась Масленица, когда перед Великим (пасхальным) постом следовало вкушать жирную пищу. В течение Масленой недели пекли блины. Самой любимой забавой населения в эти дни было катание с гор на санках, салазках, бревнах. Богатые крестьяне, а также городские купцы и дворяне катались на санях, запряженных тройками. На Пасху были популярны спортивные массовые игры молодежи (бабки, лапта и др.), катание на качелях.

На Троицу, знаменовавшую начало лета, дома и церкви украшались березовыми ветками, а люди шли гулять в луга и леса. На праздник Ивана Купалы начиналось купание в реках и сбор целебных трав. Летние праздники и гулянья заканчивались на Петров день (29 июня по старому стилю), когда в предпраздничную ночь молодежь гуляла до рассвета, «встречая солнце».

К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождавшиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.

Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. К этим дням было принято варить пиво в общем котле, закалывать быка, совместно принимать праздничную пищу.

Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.

Семья и семейные обряды .

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений - родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно «крепкими», так как в них имелось много работников.

Среди основных семейных обрядов можно назвать крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18- 22 лет.

Брак обязательно должен был получить официальное благословение при церковном венчании. Только такой брак считался законным. Непременным было и крещение каждого ребенка уже в первые месяцы жизни. Отпевание умершего в церкви или на дому также относилось к числу главных обрядов.

После женитьбы сына родители и близкие родственники, как правило, помогали ему построить собственный дом и обустроить его.

Выдача замуж дочерей сопровождалась передачей жениху приданого, которое начинали копить сразу после рождения будущей невесты. Многие его части создавались руками самой девушки в добрачный период. Особенно много было вышитых предметов одежды, белья и т. п.

? Вопросы и задания

1. В каких жилищах проживали: столичная знать, незнатное дворянство, столичное чиновничество, крестьяне, городские мещане?

2. Какие изменения произошли в первой половине XIX в. в одежде различных слоев населения? Одежда каких сословий осталась практически без изменений?

3. Какие продукты питания составляли основу пищи россиян?

4. Составьте описание обычного и праздничного крестьянских обедов.

5. Какие новые явления в питании и повседневном быте высших слоев населения появились в начале XIX в.?

6. Какие черты жизни и быта знати заимствовали представители чиновничества и средних слоев городского населения?

7. Какие игры, обычаи и развлечения были характерны для праздников?

8. Как отмечали крестьяне начало лета? Когда это происходило?

Документ

Из книги В. В. Назаревского «Из истории Москвы. 1147-1913»

В екатериновское время Москве задавали тон вельможи, тон величественного великолепия...

Не то стало при Александре I. При нем все эти празднества у немногих раздробились между множеством живших в Москве семейств уже среднего дворянства. Стала развиваться клубная жизнь, общественные увеселения, театральные зрелища за плату. Английский клуб привлекал мужчин не только своими обеденными и карточными столами, но и своей читальней и политическими беседами; а танцевальный клуб - лиц обоего пола. Бульвары, недавно строившиеся особняками по линии своих проездов, переполнялись гуляющими. Кузнецкий мост, куда из Немецкой слободы перешли заграничные магазины, стал не только местом для покупок модниц и модников, но и местом прогулок и всевозможных свиданий. Балы, маскарады, рауты из домов екатерининской знати раскинулись по множеству дворянских домов Москвы и становились даже общественными и платными, когда устраивались в клубах. В театре на Арбатской площади шли всевозможные представления...

Вопросы к документу:

1. Какие новые черты в быту столичного дворянства появились при Александре I?

2. Что нового появилось в планировке Москвы в эти годы?

3. Какие внешние изменения в городской жизни появились в Москве в первой половине XIX в.?

? Расширяем словарный запас

Шорничество - изготовление из кожи конной упряжи.

Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Быт и обычаи России I -половины XIX века Малкова Н.Е. учитель истории и о бществознания Сергеева Елизавета 8 “ Б ” МБОУ «Гимназия» №13 2015-2016 гг.

Жилище Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты прошедших времён.

Подклеть – это нижний этаж деревянного дома, служащий для жилья, хранения ценных орудий труда и многих вещей. Основанием сельского жилища крестьян была подклеть. Основная часть дома находилась над подклетью, «на горе», и называлась горницей.

В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т.п. У состоятельных крестьян появились слюдяные окна. Стекло оставалось дорогим и было доступно лишь дворянам, купцам и самым зажиточным крестьянам.

Работные люди жили в заводских казармах. Кувинский завод.Станционная казарма.19 век Кувинский завод. Тип рудничной казармы.19 век

С XVIII века сохранилась мода на загородные дома. Вслед за помещиками, имевшими такие построки и раньше, теперь их стали сооружать представители чиновничества, интеллигенции. Такие дома строились, как правило, из дерева. Передняя стена была украшена двумя – четырьма колоннами.

Внутреннее убранство жилища также было различным. В домах крестьян и мещан главным считалось место возле мечи. По диагонали от неё находился красный угол, где висели наиболее ценные иконы.

В домах и дворцах знати центральное положение занимал парадный зал, где проходили балы и приёмы. Комнаты располагались последовательно друг за другом – анфиладой. К середине века в новых постройках получила развитие «коридорная» система – все основные комнаты выходили в коридор. В моду вошла восточная мебель, украшение залов коврами и оружием.

Кре­стья­нин в ру­ба­хе-ко­со­во­рот­ке Крестьянская одежда Лыковые лапти Грешневик Тяжёлые кожаные галошы «коты» Одежда

Питание Главным продуктом был ржаной хлеб. Употребляли много овощей. Из капусты варили самое популярное блюдо – щи. Второе блюдом была каша. В первой половине XIX века широкое распространение получил китайский чай. Вместе с тем популярными стали самовары и чайная посуда. Металлические горшки – «чугунки».

Досуг и обычаи Рождественские ёлки для богатой детворы с подарками и представлениями. Колядование

Маскарад, бал для знати, чиновничества. Масленица Пасха Праздник Ивана Купалы

Семья и семейные обряды Семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7 – 9 детей. Основные семейные обряды: Крещение Свадьба Похороны Брак обязательно должен был получить официальное благословение при церковном венчании. Только такой брак считался законным. Непременным было и крещение каждого ребёнка уже в первые месяцы жизни. Отпевание умершего в церкви или на дому относилось к числу главных обрядов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века"

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века" (спор западников и славянофилов и судьбах России)....

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

В былые времена уединение понималось совсем не так, как сегодня. Даже в XIX веке улечься спать с незнакомым человеком в одной кровати в гостинице было обычным делом, и авторы дневников часто писали, как они были разочарованы, когда к ним в постель забирался поздно прибывший незнакомец. В 1776 году Бенджамину Франклину и Джону Адамсу пришлось делить постель в гостинице Нью-Брансуика, штат Нью-Джерси, и они всю ночь ссорились из-за того, надо ли открывать окно или нет.
Слуги нередко спали в изножье хозяйской кровати, чтобы можно было легко исполнить любую просьбу хозяина. Из письменных источников становится ясно, что камергер и шталмейстер короля Генриха V присутствовали в спальне, когда король спал с Екатериной Валуа. В дневниках Сэмюэла Пипса сказано, что служанка спала на полу его супружеской спальни в качестве живой сигнализации на случай ограбления. В подобных обстоятельствах прикроватный полог не обеспечивал нужного уединения; к тому же он был убежищем для пыли и насекомых, а сквозняки легко его раздували.


Помимо прочего, прикроватный полог мог быть пожароопасен, как, впрочем, и весь дом целиком: от тростникового напольного покрытия до соломенной крыши. Почти каждый справочник по домоводству предупреждал, что нельзя читать при свечах в постели, но многие пренебрегали этим советом.
В одной из своих работ Джон Обри, историк XVII века, рассказывает смешную историю, касающуюся свадьбы дочери Томаса Мора Маргарет и некоего Уильяма Ропера. Ропер пришел как-то утром к Мору и заявил, что хочет жениться на одной из его дочерей — все равно на какой. Тогда Мор привел Ропера к себе в спальню, где дочери спали в низкой кровати, выдвинутой из-под отцовской. Нагнувшись, Мор ловко взялся «за угол простыни и вдруг сдернул ее с постели». Девушки спали абсолютно голыми. Сонно выразив неудовольствие тем, что их потревожили, они перевернулись на живот и снова заснули. Сэр Уильям, полюбовавшись открывшимся видом, объявил, что осмотрел «товар» со всех сторон, и легонько постучал своей тросточкой по попе шестнадцатилетней Маргарет. «И никакой мороки с ухаживанием!» — восторженно пишет Обри.
Правда ли все это, неизвестно: Обри описал случившееся спустя столетие. Очевидно, однако, что в его время никого не удивил тот факт, что взрослые дочери Мора спали рядом с его кроватью.

Серьезная проблема с кроватями, особенно в викторианский период, состояла в том, что они были неотделимы от самого проблемного занятия той эпохи — секса. В браке секс, конечно, иногда бывает необходим. Мэри Вуд-Аллен в популярной и влиятельной книге «Что необходимо знать молодой женщине» уверяет своих юных читательниц в том, что с мужем позволительно иметь физическую близость при условии, что она совершается «при полном отсутствии сексуального желания». Считалось, что настроения и мысли матери во время зачатия и на протяжении всей беременности глубоко и непоправимо влияют на плод. Партнерам советовали заниматься сексом только при взаимной симпатии, чтобы не произвести на свет неполноценного ребенка.

Чтобы избежать возбуждения, женщинам предлагалось больше бывать на свежем воздухе, не заниматься ничем стимулирующим, в том числе не читать и не играть в карты, и прежде всего — не утруждать свой мозг сверх необходимого. Считалось, что образование для женщины всего лишь напрасная трата времени; кроме того, оно крайне опасно для их хрупких организмов.

В 1865 году Джон Рескин написал в одном своем очерке, что женщин следует обучать до тех пор, пока они не станут «практически полезными» для своих мужей, и не более. Даже американка Кэтрин Бичер, которая была, по стандартам того времени, радикальной феминисткой, горячо отстаивала право женщин на полноценное образование, но просила не забывать: им все же нужно время для того, чтобы привести в порядок свою прическу.

Для мужчин основной задачей считалось не обронить ни капли спермы за пределами священных уз брака, но и в браке им следовало соблюдать умеренность. Как объяснял один уважаемый специалист, семенная жидкость, оставаясь в организме, обогащает кровь и укрепляет мозг. Тот же, кто бездумно расходует этот природный эликсир, становится слабым и духовно, и физически. Поэтому даже в супружестве необходимо беречь свои сперматозоиды, так как из-за частого секса сперма разжижается и получается вялое, апатичное потомство. Половой акт с периодичностью не чаще одного раза в месяц считался оптимальным вариантом.

Онанизм, разумеется, исключался категорически. Были хорошо известны последствия мастурбации: практически все известные медицине хвори, включая безумие и преждевременную смерть. Онанисты — «несчастные, дрожащие, бледные существа на тощих ножках, ползающие по земле», как описал их один журналист, — вызывали презрение и жалость. «Каждый акт мастурбации подобен землетрясению, взрыву, смертельному паралитическому удару», — заявлял другой. Практические исследования наглядно доказывали вред мастурбации. Медик Сэмюэл Тиссо описал, как один из его пациентов постоянно пускал слюни, из носа у него текла сукровица, а еще он «испражнялся прямо в постели, не замечая этого». Последние три слова производили особенно сильное впечатление.

Мало того, привычка мастурбировать автоматически передавалась детям и заранее ослабляла здоровье еще не рожденного потомства. Самый тщательный анализ опасностей, связанных с сексом, был предложен сэром Уильямом Актоном в его работе «Функции и заболевания репродуктивных органов у детей, юношей, взрослых и стариков, рассмотренные с точки зрения их физиологических, социальных и нравственных отношений», впервые опубликованной в 1857 году. Именно он решил, что мастурбация приводит к слепоте. Именно Актону принадлежит часто цитируемая фраза: «Должен сказать, что большинству женщин практически недоступны сексуальные переживания».

Подобные представления на удивление долго господствовали в обществе. «Многие из моих пациентов рассказывали мне, что впервые совершили акт мастурбации во время просмотра музыкального шоу», — мрачно и, скорее всего, не без преувеличения сообщает доктор Уильям Робинсон в своей работе 1916 года, посвященной сексуальным нарушениям.

Наука всегда была готова прийти на выручку. В книге Мэри Роуч «Любопытные параллели в науке и сексе» описывается одно из средств борьбы с вожделением, разработанное в 1850-х годах, — кольцо с шипами, которое надевалось на пенис перед сном (или в любое другое время); его металлические острия кололи пенис, если он нечестиво набухал. Другие устройства использовали электрический ток, который неприятно, но действенно отрезвлял вожделеющего мужчину.

Стоит отметить, что не все разделяли эти консервативные взгляды. Уже в 1836 году уважаемый французский врач Клод Франсуа Лаллеман опубликовал трехтомное исследование, в котором связывал частый секс с хорошим здоровьем. Это так впечатлило шотландского медика Джорджа Драйздейла, что он в своей работе «Физическая,сексуальная и естественная религия» сформулировал философию свободной любви и безудержного секса. Книга была опубликована в 1855 году тиражом 90 000 экземпляров и переведена на одиннадцать языков, «включая венгерский», специально отмечает «Национальный биографический словарь», обожающий акцентировать внимание на пустяках. Ясно, что в обществе жаждали большей сексуальной свободы. К сожалению, общество в целом приняло эту свободу только спустя столетие.
Пожалуй, неудивительно, что в такой напряженной атмосфере удачный секс для многих людей являлся недосягаемой мечтой — например, для того же Джона Рескина. В 1848 году великий художественный критик женился на девятнадцатилетней Юфимии Чалмерс Грей, и дела у них не заладились с самого начала. Они так и не вступили в брачные отношения. Позже Юфимия рассказала, что, по признанию Рескина, он представлял женщин совсем не такими, какими они были на самом деле, и что она в первый же вечер произвела на него отталкивающее впечатление, и поэтому он не сделал ее своей женой.

Не получив желаемого, Эффи подала на Рескина в суд (подробности ее заявления о признании брака недействительным стали достоянием бульварной прессы многих стран), а потом сбежала с художником Джоном Эвереттом Милле, с которым жила счастливо и от которого родила восьмерых детей.
Правда, ее побег был совершенно некстати, потому что Милле как раз в это время писал портрет Рескина. Рескин как человек чести продолжал позировать Милле, но двое мужчин больше никогда друг с другом не разговаривали.

Сочувствующие Рескину, которых было немало, сделали вид, что никакого скандала нет и в помине. К 1900 году вся эта история была успешно позабыта, и У. Г. Коллингвуд смог, не краснея от стыда, написать свою книгу «Жизнь Джона Рескина», в которой нет даже намека на то, что Рескин когда-то был женат и что он в панике выбежал из спальни, увидев волосы на женском лоне.
Рескин так и не преодолел свои ханжеские предрассудки; похоже, он и не сильно старался. После смерти Уильяма Тернера в 1851 году Рескину поручили разобрать работы, оставленные великим художником, и среди них оказалось несколько озорных акварелей эротического содержания. Объятый ужасом Рескин решил, что Тернер написал их в «состоянии безумия», и ради блага нации уничтожил почти все акварели, лишив потомков нескольких бесценных работ.

Между тем Эффи Рескин, вырвавшись из оков несчастливого замужества, зажила счастливо. Это было необычно, поскольку в XIX веке бракоразводные дела всегда решались в пользу мужей. Для того чтобы получить развод в викторианской Англии, мужчине было достаточно просто заявить, что его жена изменила ему с другим. Однако женщине в аналогичной ситуации следовало доказать, что ее супруг совершил инцест, предавался скотоложству или какому-либо еще тяжкому греху, список которых был весьма короток.
До 1857 года у разведенной жены отбирали все имущество и, как правило, детей. По закону такая женщина была совершенно бесправной; степень ее свободы и несвободы определял муж. По словам великого теоретика в области права Уильяма Блэкстоуна, разведенная женщина отказывается от «самой себя и от собственной индивидуальности».

Некоторые страны были чуть более либеральными. Во Франции, к примеру, женщина могла развестись с мужем, если имел место адюльтер, но только при условии, что измена свершилась в супружеском доме.
Английское же законодательство отличалось крайней несправедливостью. Известен случай, когда некую женщину по имени Марта Робинсон годами избивал жестокий, психически неуравновешенный супруг. В конце концов он заразил ее гонореей, а потом серьезно отравил лекарствами от венерических заболеваний, без ведома жены подсыпая порошки ей в пищу. Сломленная и физически, и морально, Марта подала на развод. Судья внимательно выслушал все аргументы, а потом закрыл дело, отправив миссис Робинсон домой и посоветовав ей быть более терпеливой.

Принадлежность к женскому полу автоматически считалась патологическим состоянием. Мужчины почти повсеместно думали, что по достижении половой зрелости женщины заболевают. Развитие молочных желез, матки и других репродуктивных органов «забирает энергию, которой каждому человеку отпускается в ограниченном количестве», по словам одного авторитетного специалиста. Менструация описывалась в медицинских текстах как ежемесячный акт умышленной небрежности. «Если женщина испытывает боль в какой-либо момент месячного периода, это происходит из-за нарушений в одежде, питании, личных или социальных привычках», — писал один обозреватель (разумеется, мужчина).

По иронии судьбы, женщины и впрямь часто болели, поскольку правила приличия не позволяли им получить необходимую медицинскую помощь. В 1856 году, когда молодая домохозяйка из Бостона, из респектабельной семьи, со слезами призналась своему лечащему врачу, что иногда невольно задумывается не о муже, а о других мужчинах, доктор прописал ей ряд суровых средств лечения, в том числе холодные ванны, клизмы и тщательное спринцевание бурой, порекомендовав исключить все возбуждающее — острую пищу, легкое чтение и так далее.

Считалось, что из-за легкого чтива у женщины появляются нездоровые мысли и склонность к истерикам. Как мрачно заключил один автор, «у юных девушек, читающих любовные романы, наблюдаются возбуждение и преждевременное развитие половых органов. Ребенок физически становится женщиной за несколько месяцев или даже лет до срока, назначенного природой».

В 1892 году Джудит Фландерс пишет про одного мужчину, который повел свою жену проверить зрение; врач сказал, что проблема заключается в выпадении матки и что ей необходимо удалить этот орган, иначе зрение так и будет ухудшаться.

Огульные обобщения далеко не всегда оказывались верными, поскольку ни один доктор не умел проводить правильное гинекологическое обследование. В крайнем случае он осторожно прощупывал пациентку под одеялом в темной комнате, но такое случалось нечасто. В большинстве случаев женщины, у которых были жалобы на органы, находящиеся между шеей и коленями, стыдливо показывали свои больные места на манекенах.

В 1852 году один американский терапевт с гордостью написал, что «женщины предпочитают страдать от опасных болезней, из щепетильности отвергая полное медицинское обследование». Некоторые врачи отказывались налагать щипцы при родах, объясняя это тем, что женщины с узким тазом не должны рожать детей, ибо подобная неполноценность может передаться их дочерям.
Неизбежным последствием всего этого стало почти средневековое пренебрежение женской анатомией и физиологией со стороны мужчин-врачей. В анналах медицины нет лучшего примера профессионального легковерия, чем знаменитый случай с Мэри Тофт, невежественной женщиной-кролиководом из Годалминга, графство Суррей, которая осенью 1726 года в течение многих недель дурачила авторитетных медиков, в том числе двух королевских терапевтов, уверяя всех, что может рожать кроликов.
Это стало сенсацией. Несколько медиков присутствовали при родах и выразили полное удивление. Только когда еще один королевский врач, немец по имени Кириакус Алерс, тщательно обследовал женщину и объявил, что все это — просто мистификация, Тофт в конце концов призналась в обмане. Ее ненадолго отправили в тюрьму за мошенничество, а потом — домой, в Годалминг; больше про нее никто не слышал.
До понимания женской анатомии и физиологии было еще далеко. В 1878 году British Medical Journal вел оживленную длительную дискуссию с читателями на тему: может ли прикосновение кухарки, у которой в данный момент менструация, испортить ветчину?

По словам Джудит Фландерс, одного британского врача исключили из медицинского реестра за то, что он заметил в своей печатной работе: изменение окраски слизистой оболочки вокруг влагалища вскоре после зачатия — надежный индикатор беременности. Это заключение было совершенно справедливым, но крайне неприличным, ведь чтобы определить степень изменения окраски, следовало сперва ее увидеть. Врачу запретили практиковать. Между тем в Америке уважаемого гинеколога Джеймса Платта Уайта выгнали из Американской медицинской ассоциации за то, что он позволял своим студентам присутствовать при родах (разумеется, с разрешения рожениц).

На этом фоне действия хирурга Айзека Бейкера Брауна кажутся еще более неординарными. Браун стал первым хирургом-гинекологом. К несчастью, им руководили заведомо ложные идеи. В частности, он был убежден, что почти все женские недомогания — результат «периферического возбуждения нерва в наружных половых органах с центром в клиторе».

Проще говоря, он полагал, что женщины мастурбируют и это приводит к безумию, эпилепсии, каталепсии, истерии, бессоннице и множеству других нервных нарушений. Для решения проблемы предлагалось удалять клитор хирургическим путем, тем самым исключая самую возможность неуправляемого возбуждения.
Бейкер Браун также был убежден, что яичники плохо влияют на женский организм и их тоже лучше удалять. До него никто не пытался вырезать яичники; это была крайне сложная и рискованная операция. Первые три пациентки Брауна умерли на операционном столе. Однако он не остановился и прооперировал четвертую женщину — собственную сестру, которая, по счастью, выжила.

Когда обнаружилось, что Бейкер Браун в течение многих лет вырезал женщинам клиторы без их ведома и согласия, медицинское сообщество отреагировало бурно и яростно. В 1867 году Бейкера Брауна исключили из Общества акушеров Лондона, положив конец его практике. Врачи наконец-то приняли, как важен научный подход к интимным органам пациенток. Ирония заключается в том, что, будучи плохим доктором и, по всей видимости, очень плохим человеком, Бейкер Браун, как никто другой, посодействовал продвижению женской медицины.

Как жили люди, когда еще не было Интернета, телевидения, микроволновой печи и холодильника? Какое было у них жилье, как оно обустраивалось и украшалось? В какой одежде ходили крестьяне и дворяне? И что люди низшего и высшего сословий готовили себе на завтрак, обед и ужин? И наконец, какая она была, семья первой половины XIX в.? Какие семейные традиции соблюдались тогда? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете, когда изучите урок «Быт и обычаи Российской империи в первой половине XIX в.».

Рис. 2. Окно с бычьим пузырем вместо стекла ()

Рис. 3. Слюдяное окно ()

Городские дома знати были похожи, скорее, на дворцы (рис. 4). Такие дома строились из камня, были чаще всего многоэтажными и украшались барельефами, колоннами, статуями, карнизами. Российские дворяне даже в своих загородных имениях пытались копировать каменные дома, покрывая свои деревянные постройки особым слоем штукатурки.

Рис. 4. Дворянский дом первой половины XIX в. ()

Внутреннее убранство также сильно разнилось . В крестьянских и мещанских домах главным было место у печи (рис. 5). Там готовилась еда, а также у печки можно было согреться в холодные дни. Для дворян же одной комнаты было мало, и главную роль в их домах играл второй этаж, где проводились приемы и балы (рис. 6).

Рис. 5. Русская печь ()

Рис. 6. Гостиная дворянина, где проводились балы ()

В одежде российское население следовало традициям, сложившимся еще в XVIII в . Работные люди, мещане, разночинцы носили общеевропейскую одежду, но с чертами русского народного костюма. Так, в ходу были рубашки-косоворотки, носимые навыпуск, подпоясанные ремнем или широким поясом (рис. 7). Зимой носили овчинные шубы и полушубки, тулупы. Зимние головные уборы состояли, в основном, из вяленой шерсти: популярными были т. н. грешневики, имевшие цилиндрическую форму (рис. 8). Вместо сапог и лаптей зимой надевали традиционные русские валенки.

Рис. 7. Крестьянин в рубахе-косоворотке ()

Рис. 8. Грешневик - шапка крестьянина ()

Сильнее изменилось одеяния аристократии, высшего света . Если для второй половины XVIII в. для одежды дворян были характерны пышные наряды, то в первой половине XIX в. они стали скромнее (рис. 9). Всё чаще при дворе стали появляться люди в военных мундирах. Николай I ввел специальный костюм для чиновников.

Рис. 9. Дворянская одежда первой половины XIX века ()

Главным продуктом питания в первой половине XIX в. у крестьян оставался хлеб . Часто люди варили кисели и каши из пшена, гороха, гречки. Употребляли в пищу много овощей: свёклу, капусту, морковь, репу, редьку и другие овощи. Наконец, в почете у крестьян были блюда из картофеля. Мясо же беднота употребляла очень редко. Это объяснялось не только плохим достатком крестьянского населения, но и обилием церковных постов. Зато в изобилии люди ели рыбу. Также можно было встретить на столах яйца и молочные продукты. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень (горячий напиток на меду с пряностями). Постепенно развивалась культура чаепития. Так, наличие в доме самовара или чайных приборов считалось признаком достатка хозяев (рис. 10). На десерт, или на «заедки», ели ягоды и фрукты, реже варенье.

Рис. 10. Картина «У самовара» (В.Ф. Стожаров) ()

Высшие слои населения предпочитали не традиционную русскую кухню, а европейскую (особенно французскую). В рацион питания русской знати первой половины XIX в. входили такие продукты, как шоколад, бисквиты, восточные сладости. Уважающий себя дворянин пытался завести в доме винный погреб.

Семья в это время представляла собой достаточно многочисленный коллектив . Считалось нормой иметь не менее пяти детей (рис. 11). А уж если более половины детей были мужского пола, то семья была богатой, так как в ней было больше работников. Среди основных семейных обрядов выделялись свадьба, крещение и похороны. Молодые люди женились обычно от 20 до 25 лет, а девушки выходили замуж от 18 до 22 лет. Обязательным было благословление церкви, без этого брак считался недействительным.

Рис. 11. Картина «Крестьянская семья» ()

В целом, первая половина XIX в. в России - это время, когда в жизнь общества проникают всё сильнее западноевропейские традиции и обычаи. В то же время сохраняются и русские традиции и обычаи. Всё это вело к созданию новой самобытной традиции Российской империи.

Список литературы

1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Документ. - М., 1994.

2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.

3. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - нач. XIX вв.). - СПб.: 1994.

4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.

Домашнее задание

1. Расскажите о крестьянской и дворянской архитектуре первой половины XIX в. Чем отличалось внешнее и внутреннее убранство низшего и высшего сословий?

2. Как вы думаете, почему стиль в одежде у аристократии изменился в данный период сильнее, чем у бедного населения?

3. Почему для крестьян так важны были свадьба, крещение и похороны?

Россия в XIX веке

Общее состояние России. ? Армия. ? Планы России на устройство Европы. ? Крепостное население. ? Иностранцы о русском народе. ? «Пьяная» статистика. ? Крестьяне и крестьянский быт. ? Знать. ? Торговля. ? Религия и церковь. ? Культурный и духовный подъем России.

Общее состояние России

В начале XIX в. население России составляло 43,7 млн. человек. Более плотно были заселены центральные губернии. Сибирь была мало заселена, и там проживало всего 3 млн. человек. Но даже в центральных областях России плотность населения не шла ни в какое сравнение с плотностью населения в европейских странах: 8 человек на версту против 40 и более в Европе.

Численность городского населения составляла всего 2 765 000 человек, или 6,6% всего населения России. В Петербурге жило 335 тыс. жителей, в Москве - 270 тыс.

Рядом с русскими жили украинцы и белорусы, а также татары, чуваши, башкиры, якуты и др. На территории России исповедовались различные религии. Большинство придерживалось православной веры, но существовало и католичество, и протестантство, и ислам, и буддизм.

Из господствующих сословий самым образованным и привилегированным считалось дворянство, дальше шли купечество и духовенство. К мещанам относились ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники. Самым угнетенным сословием было крестьянство, численность которого составляло 30 млн. человек. Из них половина считалась государственными, а более 14 млн. - крепостными.

Лучшее положение было у государственных крестьян, помещичьи же крестьяне работали на себя только два дня в неделю, остальные вынуждены были работать на господских полях, т. е. отрабатывать барщину. В больших семьях, где было большое количество маленьких детей, царила нужда, положение улучшалось, когда дети начинали работать. Крепостные, которые смогли разбогатеть торговлей, выкупали себя на волю и уезжали в город.

В сословие крестьян входило и казачество, над которым власть имела в XIX в. полный контроль.

В России при Александре I повсеместно укрепляется губернаторская власть. Обычная для 36 центральных губерний, она усиливается назначением генерал-губернаторов в остальные области государства.

В первой половине XIX в. из путей сообщения основными были реки, по которым шел почти весь грузопоток России. Товары с юга и востока часто не успевали добраться до Петербурга и зимовали в пути. В начале XIX в. началось строительство шоссейных дорог, в середине XIX в. вошла в строй первая железная дорога между Петербургом и Москвой.

С середины XIX в. в России начинается промышленный подъем.

В царствование Александра II произошел поворот от феодального строя к капиталистическому, старое патриархальное общество стало буржуазным. Вместе с буржуазией появился и другой класс - пролетариат.

Иностранные писатели отмечали отсутствие полной гласности и свободы выражения мыслей в российском обществе.

В середине XIX в. общество в своем освободительном движении разделилось на народников, которые обратились к марксистскому учению, и либералов, которые стремились к переменам с сохранением всех традиционных основ жизни в государстве без насилия.

Начало XIX в. связано с военной агрессией, гибелью мирного населения и бессмысленными разрушениями в наполеоновских войнах. России пришлось пережить Отечественную войну, в которой она продемонстрировала высокий духовный подъем народа и его патриотизм.

Необходимо также отметить, что при Александре II Россия уступила Северо-Американским Соединенным Штатам Аляску, которая была открыта русскими землепроходцами в XVII в. Эти владения были труднодоступны для нас, а их необходимо было защищать, поэтому в 1867 г. и был подписан договор о продаже Аляски Северо-Американским Соединенным Штатам за 7 200 000 долларов.

Из книги Каннибализм автора Каневский Лев Давидович

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Балты [Люди янтарного моря (litres)] автора Гимбутас Мария

Из книги Татары [История возникновения великого народа] автора Паркер Эдуард

Из книги История кабаков в Росиии в связи с историей русского народа автора Прыжов Иван Гаврилович

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Русская Италия автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава XIX Юго-западные корчмы в XVIII веке Из Слободской и Московской Украин кабаки пытались перейти и в Малороссию, но укорениться здесь не могли: корчма и шинок до последней минуты остались коренным отличием южной Руси от северо-восточной, Малороссии от Великороссии. В 1710

Из книги Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы автора Ефимов Виктор Алексеевич

Глава XX Распространение кабаков в XVIII веке Откупная система Московскому государству, лишённому народной опоры, идти было некуда, и оно расшатывалось, как выражаются современные памятники. Это заметил ещё Иван Грозный. Уничтожив вольные общины Новгорода и Пскова, онГлава 17. Россия в XVII веке Общее состояние России. ? Москва конца XVII века. ? Военное дело в XVII веке. ? Суды и наказания. ? Торговля. ? Родовые понятия. ? Закрытость жизни цариц в XVII веке. ? Дипломатия на московский манер. ? Винная монополия. ? Пьянство. ? Русские мужчины и женщины. ?

Из книги автора

Глава вторая Развитие отношений России и Италии в XVIII веке Неаполь первым из итальянских государств установил прямые отношения с Россией. Первый же посол, герцог Сан-Николо, очень понравился Екатерине II… Однако симпатизировавший России герцог очень плохо переносит

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий