Информационная логистика. Примеры логистических информационных систем Информационная логистика на примере предприятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информационные потоки в планировании запасов. Маркетинговая характеристика ОАО "ЛЗПМ", информационно-документационное обеспечение деятельности. Модель обмена информацией службы маркетинга. Создание единой информационной сети в логистической системе фирмы.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Сущность и особенности информационной логистической системы. Виды и принципы построения современных информационных систем. Анализ организационной системы в агрофирме "Ливенское мясо". Разработка рекомендаций по логистической оптимизации системы фирмы.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Понятие и сущность логистической системы, основные свойства ее объектов. Логистическая система как адаптивная система с обратной связью. Внутренние, внешние, интегрированные микрологистические системы. Классификационные признаки макрологистических систем.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Организация доставки товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Макрологистические, микрологистические и мезологистические логистические системы. Плановые, диспозитивные, исполнительные логистические информационные системы.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2015

    Функции складов в логистической системе предприятия. Основные составляющие системы складирования. Порядок и особенности организации складской деятельности предприятия ООО "Энергосфера". Критерии оптимизации и показатели эффективности складских систем.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2011

    Производственная, организационная и управленческая структура предприятия на примере ОАО "Белгородасбестоцемент". Описание материальных потоков логистической системы предприятия. Хозяйственные связи в сфере закупок. Стратегия управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2008

    Понятие и определение информационной системы в логистике. Иерархия использования логистической информационной системы, ее виды, функции, структура, принципы построения. Прогнозирование потребностей на примере сока "Тонус" и сахара "Краснодарский".

    курсовая работа , добавлен 29.08.2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Вечерне-заочный факультет

Кафедра менеджмента и маркетинга

Транспортная логистика

(на примере ООО «КФ «Слободская»)

Пояснительная записка

к курсовой работе по дисциплине

«Логистика»

Выполнил студент группы ЭКМу-933____________ / И.И. Рычкова /

(подпись)

Руководитель: __________________________/О.В. Скопин/

(подпись)

Работа защищена с оценкой «__________» «____» _________2010 г.

Члены комиссии

_______________________________/________________________/

(подпись)

________________________________/________________________/

(подпись)

Введение 3

1. Теоретические аспекты транспортной логистики 5

1.1. Сущность и задачи транспортной логистики 5

1.2. Логистические коммуникации в транспортных операциях 8

2. Анализ состояния транспортной логистики в ООО «КФ «Слободская» 11

2.1. Краткая характеристика ООО «КФ «Слободская» 11

2.2. Характеристика транспортной логистической системы предприятия 18

2.3. Анализ транспортных потоков предприятия 21

3. Проект мероприятий по совершенствованию транспортной логистики в ООО «КФ «Слободская» 24

3.1. Выявление основных направлений совершенствования транспортной логистики на предприятии 24

3.2. Проектирование мероприятий по снижению издержек в процессе транспортировки товаров в ООО «КФ «Слободская» 25

3.3. Расчет эффективности проектных мероприятий 27

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Приложе 35

Введение

Транспортная логистика - перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так называемая «цена перехода», то есть наценки каждого звена в цепи производитель - конечный покупатель. Наценка такого перехода может составлять 15 - 20%.

Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт предназначенный для общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Данный вид транспорта часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт является неотъемлемой частью производственных и торговых процессов. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве технологических процессов, выполняя задачи логистической системы. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относятся задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.

Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управления сквозным материальным потоком, создает возможность эффективно проектировать движение материального потока, добиваясь заданных параметров на выходе.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов транспортной логистики на предприятии.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

    рассмотрение теоретических основ транспортной логистики на предприятии;

    рассмотрение организационно-экономических характеристик исследуемого предприятия;

    рассмотрение организации транспортной логистики на предприятии на исследуемом предприятии.

Объект исследования – ООО «КФ «Слободская», предметом деятельности которого является хлебопечение.

Период исследования: 2006-2008 гг.

При написании работы использованы методы: монографический, абстрактно-логический, анализ.

Источниками информации послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области коммерческой логистики.

1.Теоретические аспекты транспортной логистики

1.1.Сущность и задачи транспортной логистики

С точки зрения специализации и кооперирования производства изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных мате-риально-технических связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения - от первичного по-ставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы. И, наконец, с целью максимального сокращения издержек предлага-ется расширить понятие «концепция логистики», включив в него весь жизненный цикл продукции - от этапа проектирования до использо-вания вторичного сырья и отходов.

Политика дерегулирования автомобильного транспорта и приме-нение системы «точно в срок» способствовали расширению сферы его деятельности. Особенно это заметно в США с их относительно длинными маршрутами перевозок по сравнению с западноевропей-скими странами и Японией. В США автомобили стали все больше эксплуатироваться не только на коротких и средних расстояниях, но и на расстояниях до 1600 км - для доставки как комплектующих изделий, так и готовой продукции. В силу этого доля автомобильного транспорта в освоении перевозок грузов несколько возросла. В наи-большей степени это относится к автотранспортным фирмам, рабо-тающим по контрактам. В последних оговариваются стимулы и штрафные санкции относительно качества перевозок, и это способ-ствует повышению стандартов на предоставляемые услуги.

Тем не менее, как считают зарубежные специалисты, это не озна-чает, что в новых условиях спроса на перевозки роль железнодорож-ного транспорта обречена на снижение. Напротив, такие его качест-венные характеристики, как регулярность и скорость движения поездов в прямом сообщении (в европейском регионе - это между-народные перевозки), могут оказаться весьма полезными. Более того, в целях ускорения доставки грузов на железнодорожном транспорте может быть расширено применение контейнерных перевозок, кон-тейнеров и маршрутных составов. Операции по составлению поездов будет целесообразно выполнять на ограниченном числе сортировоч-ных станций. Первостепенное значение для повышения использо-вания грузоподъемности вагонов приобретает консолидация грузов.

Использование внутреннего водного транспорта в логистической цепи в значительной степени ограничивается сезонностью его работы в ряде стран. Однако внутренние водные пути могут быть использо-ваны в качестве альтернативного вида транспорта по сравнению с автодорожным, на котором действуют такие сдерживающие факто-ры, как запрещение работы в выходные дни, дорожные налоги и т. д. Благодаря применению системы «точно в срок» расширились воз-можности привлечения водного транспорта по сравнению с теми случаями, когда акцент делался на повышение скорости доставки.

Внедрение логистической концепции в практику мирохозяйст-венных связей позволит в определенной степени увеличить объем перевозок грузов морским и особенно воздушным транспортом в межконтинентальном сообщении. Не исключен рост авиационных перевозок и во внутренних сообщениях. Например, в США к началу 1990-х годов востребование воздушного транспорта возросло у 29% фирм, использующих систему «точно в срок», и только 5% фирм отказались от его услуг.

В логистических системах, работающих «строго по графику», ос-новной фактор, обеспечивающий эффективную работу на линиях снабжения и сбыта товарно-материальных ценностей, - это новые услуги автомобильных и железнодорожных компаний по сбору и распределению грузов. Такие услуги транспортных предприятий обес-печивают ускорение перевозки на большие расстояния от постав-щиков к производителям или рынкам конечной продукции и часто исключают звенья, существующие в традиционных системах ком-плектования грузов. В результате проводимые операции обычно являются менее дорогостоящими и обеспечивается более высокое качество обслуживания, чем при конкурирующих способах распре-деления. Кроме того, компании, пользующиеся новыми услугами, извлекают прямые выгоды, как-то: уменьшается продолжительность цикла обработки заказа, а хранение запасов товарно-материальных ценностей заменяется транспортными потоками. Учитывая выше-изложенное, представляет интерес брлее подробное рассмотрение политики транспортных предприятий, приведшей к изменению ха-рактера деятельности последних.

Основные положения логистики, характерные для фирм-произ-водителей и потребителей продукции (приоритет потребителя, вы-сокий уровень сервиса, сокращение времени выполнения заказа и др.), в полной мере относятся и к предприятиям транспортной от-расли, задействованным в логистических системах. Отличительной чертой их работы в новых условиях конкуренции на рынке транс-портных услуг становится разработка политики комплексного реше-ния транспортных и сопряженных с ними проблем на ином, качест-венно высоком уровне. Практика показывает, что такая политика приносит успех, если она достаточно дифференцирована и базиру-ется на таких основных компонентах, как: предоставление нетради-ционных новых дополнительных услуг, политика в области коммуникаций и политика заключения контрактов.

К политике предоставляемых услуг относятся все решения и дейст-вия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов с учетом расстояния их транспортировки, количества и сроков доставки планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам.

Опыт многих транспортных фирм, взявших на вооружение логи-стическую концепцию, показывает, что политика дополнительных услуг, не связанных непосредственно с перевозками, имеет большое значение и дает положительные результаты. Она повышает потен-циал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, позволяет ус-корить внедрение более прогрессивных транспортных технологий и улучшить обслуживание потребителей, находящихся в постоянном контакте с перевозчиком, а также укрепить положение фирмы на рынке транспортных услуг.

В свою очередь, промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, предпочитают специализироваться на основной своей деятельности для повышения ее эффек-тивности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда логистических функций. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду - снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовла-дельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, ра-ботающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных пото-ков в соответствии с колебаниями спроса.

По мнению некоторых экспертов-логистиков, главной причи-ной, препятствующей расширению взаимодействия промышленных и транспортных фирм в области логистики, является опасность потери грузовладельцем контроля за движением сырья и готовой продук-ции. Вместе с тем следует отметить, что эта причина носит, по-видимому, субъективный характер, и можно ожидать снижения ее влияния по мере накопления опыта совместной работы и укрепле-ния взаимного доверия. Подтверждением этому служит тот факт, что в настоящее время процесс передачи транспортным фирмам логис-тических функций со стороны производственных фирм быстро раз-вивается. Эта тенденция, вероятно, сохранится и в перспективе.) или фондоотдача по... двум причинам: на ООО «РМЗ-НКНХ» ... технологий «SAWORL», Internet, логистики и эконометрики. Труды 5 ...

  • Анализ себестоимости товарной продукции на примере ОАО "Нижнекамскшина"

    Дипломная работа >> Экономика

    Тонно-километр работы транспортных средств и т.д. ... себестоимости продукции на примере ОАО «Нижнекамскшина» ... Нижнекамскшина» переданные ООО «Татнефть». ... .ТП1 = ∑ (Кф .х Спл.) / ∑ (Кф .х Цпл.) = (65546 ... закупочной логистики и логистики производственных процессов...

  • Социальная ответственность корпорации в современных условиях (на примере ОАО "Востокгазпром")

    Дипломная работа >> Социология

    Компании на примере ОАО Востокгазпром... Транспортные компании в своих социальных политиках также отдают приоритет "внутренним" социальным инвестициям: на ... ООО "Сибметахим", ООО "Восток-инфра", ОАО "Томскнефтегазпереработка", ООО "Сервисный центр "Восток", ООО ...

  • Разработка системы управления запасами в логистике закупок строительной организации

    Дипломная работа >> Строительство

    И затрат или функционирующий капитал (КФ ): КФ = (стр.490 + стр.590 ... Транспортный участок; Бухгалтерия; Отдел кадров. Таблица 17 Анализ бизнес-процессов отдела логистики ООО ... следовательно модель управления запасами произведем на примере щебня. Щебень - это...

  • Множественность и разнородность звеньев логистической цепи заставляет искать оптимальные пути их коммуникаций или информационного взаимодействия.

    Информация - функция, приводящая в действие логистическую систему. Именно информация держит систему материального потока открытой, способной приспосабливаться к новым условиям. Для обеспечения гибкой, ориентированной на потребителя логистической системы необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе.

    Значимым элементом любой логической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

    Так же как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по - разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

    Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.

    Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

    а) техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

    б) информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

    в) математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные информационные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупности средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

    Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что логистические информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальных потоков, их оперативное и надежное взаимодействие. Информационно техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения.

    Обусловлен вывод, определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике - задача по управлению материальными потоками).

    Информационные системы в логистике имеют возможность создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории региона, страны и даже группы стран (рисунок 4).

    Рисунок 4. - Виды информационных систем, применяемых в логистике

    На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:

    1. плановые;

    2. диспозитивные (или диспетчерские);

    3. исполнительные (или оперативные).

    Логистические информационные системы, входящие в разрядные группы, отличаются функциональными и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническими, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

    Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Возможны следующие решаемые задачи:

    · создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

    · управление условно - постоянными, т.е. малоизменяющимися, данными;

    · планирование производства;

    · общее управление запасами;

    · управление резервами

    · и другие задачи.

    Дизпозитивные информационные создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логических систем. В данном случае решению подлежат следующие задачи:

    · детальное управление запасами (местами складирования);

    · распоряжение внутрискладским (или внутризавоским) транспортом;

    · отбор грузов по заказам и их комплектование;

    · учет отправляемых грузов

    · и другие задачи.

    Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущей момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами решаются задачи, связанные с:

    · контролем материальных потоков,

    · оперативным управлением обслуживания производства,

    · управлением помещениями и т.п.

    Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечении, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. Следовательно, при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики, должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям.

    В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, необходимо соблюдать и при проектировании логистических информационных систем.

    С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня.

    Рисунок 5. - Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода

    Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

    Второй уровень - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

    Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

    В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт - производство - снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

    Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, складах, и на конкретных рабочих местах.

    В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают:

    1. вертикальную

    2. горизонтальную интеграцию.

    Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

    Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

    В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

    · возрастает скорость обмена информацией;

    · уменьшается количество ошибок в учете;

    · уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

    · совмещаются разрозненные информационные блоки

    При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

    Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Четкое соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

    · обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

    · повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

    · снизить их стоимость;

    · ускорить их построение.

    Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, а это - выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

    Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».

    Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

    Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек - машина».

    Обработка информации, циркулирующей в логистических системах, лежит в основе процесса управления материальными потоками

    Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Его существование возможно в виде бумажных и электронных документов.

    Признак классификации

    Рисунок 6. Виды информационных потоков в логистике

    Виды информационных потоков:

    1. в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

    2. в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

    3. в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

    Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

    · опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

    · опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

    · одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

    · вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

    Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

    Управлять информационным потоком возможно:

    · изменяя направление потока;

    · ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема;

    · ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

    Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица - бит. При использовании ЭВМ информация измеряется байтами.

    На практике информация о хозяйственной деятельности, как правило, измеряется также:

    · количеством обрабатываемых или передаваемых документов;

    · суммарным количеством документострок, обрабатываемых или передаваемых документов.

    Помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и ценные операции, сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако, именно логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

    Вывод к главе 1

    Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.

    История возникновения и развития логистики уходит далеко в прошлое. В данной главе рассмотрено много трактовок логистики. Хочется добавить, логистика - это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Она представляет собой совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.

    Есть несколько уровней развития логистики на предприятиях. В данной главе подробно рассмотрены все четыре уровня развития логистики и факторы, влияющие как на них, так и на развитие логистики в целом. Анализ уровней развития изучаемой науки наглядно показал, что компании, где утвердился интегрированный подход к управлению логистикой, улучшают показатели своей деятельности.

    В главе дано само понятие логистической системы и рассмотрены ее основные черты. Любая логистическая система состоит из совокупности подсистем, звеньев и элементов, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. На основании этого построена логистическая цепочка. Из этого следует, что формирование логистической системы является важнейшей задачей стратегического планирования бизнеса компании.

    Деятельность любого предприятия или организации в значительной мере зависит от развития информационных связей с внутренней и внешней средой. Следовательно, одним из элементов логистического менеджмента является управление информационным процессом, которое имеет свои специфические характеристики:

    · во-первых, информационную направленность и скорость принятия решений;

    · во-вторых, учет протекающих прямых и обратных информационных процессов при принятии управленческих решений;

    · в-третьих, организацию информационного обеспечения в условиях сложившейся системы обмена данных на предприятии и его организационной структуры.


    Введение

    1.3 Информационные системы в логистике7

    Вывод к главе 1

    Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «Научные приборы»

    2.1 Краткая характеристика ЗАО «Научные приборы»

    2.2 Анализ производственных и логистических процессов

    2.3 Оценка внешнего окружения ЗАО «Научные приборы»

    2.4 SWOT - анализ предприятия ЗАО «Научные приборы»

    Вывод к главе 2

    3.1 Анализ выявленных логистических проблем

    3.3 Экономическое обоснование и прогнозы функционирования новой логистической системы

    Вывод к главе 3

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Современный мир и вопросы, рассматриваемые в данной работе. Конкурентоспособность - необходимое условие для выживания предприятия в жестких условиях рыночных отношений. Логистика - стержень бизнеса. Основная задача этой науки в обеспечении продвижения потоков товаров и других материальных ценностей от производителя к потребителю. Управление этим движением существенно влияет на конечную стоимость самого продукта, которая является одним из важнейших конкурентных факторов в условиях рынка. В силу прикладного характера логистика позволяет предприятиям решать практические задачи, связанные с закупкой, производством, сбытом и обслуживанием продукции после продажи. Существующие логистические модели и методы, разработанные и усовершенствованные российскими и зарубежными учеными, широко применяются при решении поставленных задач.

    Целью логистики на предприятии является обеспечение его устойчивости в условиях постоянно изменяющейся среды и получение преимуществ перед конкурентами путем оптимизации потоков процессов, происходящих в нем.

    Обеспечение условия: нужный товар необходимого качества в запрашиваемом количестве должен быть доставлен в нужное время в указанное место с минимальными затратами, - определяет эффективность логистической деятельности. Такое обеспечение предполагает высокую степень согласованности в организации действий участников товародвижения.

    В связи со всем выше изложенным, вполне очевидны значение и актуальность применения логистики на предприятиях. По мнению специалистов экспертной оценки, с помощью логистики в организациях снижается уровень запасов на 30-50%; сокращается время движения продукции на 25-45%; повторные складские перевозки уменьшаются в 1,5-2 раза; а расходы, связанные с автоперевозкой, уменьшаются на 7-20%.

    Применение логистики значительно повышает производительность труда как в сфере обращения, так и в сфере производства. Внедрение этого перспективного научно-практического направления в экономике может не только повысить уровень доходов предприятий, но также и сделать их более конкурентоспособными на современных и будущих внутренних и внешних мировых рынках.

    История рыночных отношений неоднократно показывала и доказывала: ни одно предприятие не в состоянии долго оставаться на одном и том же уровне развития, а всегда проходит несколько этапов, каждый из которых сменяется следующим, причем перемены зачастую означают не простой переход с одной ступени развития на другую, а переживание трудностей и противоречий. Наглядно срабатывают концепции процессуальности и стадийности развития фирмы. Особенно выделяются следующие основные этапы: рождение, развитие, зрелость, расцвет и спад организации. Следовательно, внедрение логистики, как инновации, актуально на этапах жизненного цикла под названием “развитие” или “зрелость” предприятия. Именно тогда, когда создается прочный фундамент для будущего, присутствует гибкость в изменяющихся условиях и финансовые возможности для внедрения новшеств.

    Данная работа носит весьма актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение и исследование поднятых в работе вопросов. Как правило, материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях рассмотрены более узкие вопросы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну и чрезвычайную актуальность данной темы.

    Цель данного дипломного проекта - аналитическое обоснование формирования логистической системы предприятия и разработка рекомендаций по ее использованию в организации.

    Поставленная цель работы определяет решение следующих задач:

    · описание факторов, влияющих на уровень развития логистики производственного предприятия;

    · изучение элементов, необходимых для формирования логистической системы;

    · анализ основных производственных процессов предприятия;

    Предметом конкретного изучения в дипломном проекте является Закрытое Акционерное Общество “Научные приборы” , образованное в 1990 году.

    Практическая значимость результатов работы заключается в том, что она содержит конкретные предложения и рекомендации по формированию логистической системы предприятия, в частности организацию отдела логистики и введению Положения о порядке приобретения и учета комплектующих изделий и материалов организации.

    Глава 1. Теоретические и методические основы организации логистических систем на предприятиях

    1.1 Понятие логистики, ее функции и задачи

    Существенные преобразования произошли в последние годы в сфере товарного обращения ряда стран. В практике хозяйственной деятельности стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров, которые базируются на концепции логистики.

    Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уводит нас в далекие прошлые времена. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек писал, что еще в период Римской империи жили служители, носившие титул «логисты» или «логистики» и занимающиеся распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой была связана деятельность по обеспечению материальными ресурсами вооруженные силы государств, содержанию и поддержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865 - 912 гг. н.э.) считалось, что задачами логистики являются:

    · вооружение армии,

    · снабжение ее военным имуществом,

    · своевременное и полное удовлетворение ее потребностей,

    · подготовка каждого отдельного акта военного похода.

    Некоторые западные ученые считают, что логистика переросла в науку благодаря военному делу. Основателем и создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Жомини утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и довольно обширный круг вопросов, среди которых выделяются: планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Историки предполагают, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако, факт остается фактом, и как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

    В период второй мировой войны логистика, как наука, только укрепила свои позиции и стала активно применяться прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий.

    Значительную лепту в развитие логистики внесла и Россия. В начале XX столетия петербургскими профессорами путей сообщения был издан труд под названием «Транспортная логистика», который стал своеобразной базой для построения моделей перевозки войск, их обеспечения и снабжения. В ходе первой мировой войны эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда компаний военных действий русской армии.

    В годы первых пятилеток в СССР на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек страны, имеющих исключительно важное значение для народного хозяйства великой державы, полярных и других экспедиций. В период Великой Отечественной войны логистика, как наука, оказала неоценимую помощь. Службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта. В послевоенный период логистика получила свое дальнейшее развитие. В частности, в 1950 г. издается труд Б.Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота», где сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилась к требованию рациональной организации перевозок и перевалок грузов в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.

    В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т.е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС.

    Зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики:

    1. функциональный подход к товародвижению, т.е. управление всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.

    2. другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

    Есть множество различных трактовок в рамках отмеченного подхода к логистике. Анализируя их, замечаем ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили следующие аспекты:

    1. управленческие,

    2. экономические,

    3. оперативно-финансовые.

    Профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, сконцентрировали свое внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

    Многие специалисты в исследуемой области, например, французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции. В справочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.

    В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Логистика в этих случаях сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировка, погрузка-выгрузка, складирование и т.д. Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

    В отмеченных выше трактовках определения логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако, упускается из виду важнейший момент логистики - возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ фирмы на рынке, т.е. на ее конечные цели. Этот аспект находит отражение во втором подходе к определению логистики.

    Первыми именно практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Друкер. Они точно определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили и многие другие логистические теоретики. Такие американские исследователи, как М. Портер, Д. Сток, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое, более того, первостепенное значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.

    Из приведенных определений логистики следует, что эта наука представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений служит создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, английские исследователи М. Кристофер и Г. Уилс считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Именно логистике, считают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.

    Разнобой в определении логистики обусловлен рядом причин:

    · Одна из них скрывается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки, складирования и т.д.

    · Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах.

    · Третья заключается во множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.

    Функциональное «окружение» логистической системы это:

    1. логистика и электронная обработка данных;

    2. закупка сырья и материалов;

    3. планирование материально-технического снабжения;

    4. планирование выпуска продукции;

    5. совершенствование качества продукции;

    6. планирование и управление производством;

    7. складские системы;

    8. планирование сбыта;

    9. рынок сбыта, маркетинг;

    10. структура сервиса;

    11. организация обслуживания клиента;

    12. планирование финансов; текущая финансовая деятельность;

    13. структура кадровой системы;

    14. планирование и управление кадрами.

    Логистика в своей основе не является феноменом совершенно новым и практике не известным. Предметом пристального внимания всегда была проблема наиболее рационального движения сырья, материалов и готовой продукции.

    Новизна логистики заключается в следующем:

    1. во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, отводящей центральное место в ней управлению потоковыми процессами, а не управлению производством.

    2. Во-вторых, состоит во всестороннем комплексном подходе к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства. Если при фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных структур (подразделений фирм и их внешних партнеров), то логистика предполагает согласование процессов, связанных с материальными и информационными потоками, производством, менеджментом и маркетингом.

    3. В-третьих, в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. В результате при движении материальных и информационных потоков нередко достигаются прямо противоположные цели участников логистической цепочки (поставщиков, потребителей и посредников), что свидетельствует о выполнении логистикой функции сбалансирования, оптимизации и координации различного рода отношений (загрузки производственных мощностей и мощностей закупок и сбыта, финансовых и информационных отношений и т.п.). Это позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать общий результат деятельности, превосходящий сумму отдельных эффектов.

    Исходя из всего вышеизложенного материала, можно дать следующее общее определение логистики. Логистика - это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Логистика, как наука, представляет собой совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.

    1.2 Основы организации логистических систем

    логистика внешний окружение проблема

    Исторически непосредственно с причинами экономического характера был связан Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах. В экономической ситуации, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мировых хозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

    Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие два фактора:

    1. усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

    2. создание гибких производственных систем.

    Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавцов к рынку покупателей, безусловно сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения.

    Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого. Прежде всего, к ним следует отнести:

    · использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

    · ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;

    · унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств стран, участвующих в интенсивных мировых хозяйственных связях.

    В реальной экономической среде системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам находятся на различных стадиях или уровнях развития. Существуют отдельные стадии, через которые логистика неотвратимо должна пройти, прежде чем достигнет высокого уровня развития. Анализ ведущих промышленных компаний различных стран позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистических систем. Наглядно все стадии демонстрируют приводимые ниже рисунки 1.1 -1.4.

    1-й уровень

    Рисунок 1.1

    Для первой стадии развития логистики (рис.1.1) характерен ряд следующих моментов. Компании работают на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировку. Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. Работу систему логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.

    2-й уровень

    Сфера закупок и снабжения

    Управление материалами

    в сфере производства

    Сфера физического

    распределения

    Источники сырья

    Складирование

    Производство

    Складирование

    Заказчики

    Рисунок 1.2

    Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня развития (рис. 1.2), характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики. При выполнении этих задач используются компьютеры, однако соответствующие информационные системы не отличаются, как правило, высокой сложностью. Работа логистической системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат. Однако стремление сократить затраты с целью уложиться в смету - не лучший ориентир в работе системы и при обслуживании заказчика.

    3-й уровень

    Сфера закупок и снабжения

    Управление материалами

    в сфере производства

    Сфера физического

    распределения

    Источники сырья

    Складирование

    Производство

    Складирование

    Заказчики

    Рисунок 1.3

    Системы логистики третьего уровня (рис. 1.3) контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики. Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, - это повседневное управление предприятием. Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового плана. Работа системы оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, а основано на планировании упреждающих воздействий.

    4-й уровень

    Сфера закупок и снабжения

    Управление материалами

    в сфере производства

    Сфера физического

    распределения

    Источники сырья

    Складирование

    Производство

    Складирование

    Заказчики

    Рисунок 1.4

    В логистических системах четвертого уровня развития (рис.1.4) область действий функций в основном аналогична той, что характерна для систем третьей стадии развитии, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании. Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов. Компании осуществляют свою деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требований заказчиков.

    Новые, повышенные требования к менеджерам логистики предъявляет управление функциями глобального распределения и грамотное ведение потоков материалов. Например, стратегия организации материально-технического снабжения и хранения продукции на складах требует знания законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования. Стратегия управления запасами связана с определенными требованиями к упаковке и маркировке, где необходимо учитывать языковые различия. Высокая эффективность обслуживания заказчика определяется профессиональной подготовкой специалистов обработки сложной документации, а также результатами действий по устранению таможенных барьеров. К участию в логистических процессах многократно усиливается потребность в привлечении других фирм («третьих участников» - таможенных и экспедиционных агентств, банков).

    Практический опыт работы фирм в разных странах мирового рынка показал, что восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и скачкообразно (при возникновении благоприятных условий). Такими условиями могут являться слияние предприятий, новый режим управления, политические инициативы. В лучшем случае переход на более высокий уровень длится от 6 месяцев до 2 лет, а переход от первой стадии развития к четвертой занимает около 20 лет. Однако, в связи с возросшим давлением международной конкуренции и возможностями использования опыта фирм, успешно прошедших этот путь, ожидается его сокращение в 2 раза, т.е. до 10 лет, что весьма и весьма значительно. Анализ уровней развития логистики также наглядно показал, что компании, где утвердился интегрированный подход к управлению логистикой, улучшают показатели своей деятельности. Производительность труда работников фирм, занятых на транспортировке грузов, благодаря применению логистики, увеличилась в целом на 9,9 %. Взяв несколько анализируемых фирм за основу-100%, стал очевиден результат - на 60% обследуемых фирм удалось повысить качество транспортного обслуживания.

    Непосредственно анализ выявил и то, что фирмы с неодинаковым уровнем развития логистики существенно различаются по целевому направлению инвестиций. Как правило, на низшем уровне развития крупные капитальные вложения направляются на нейтрализацию негативных воздействий, а на более высоком уровне - преимущественно на формирование логистической инфраструктуры.

    Развитие логистики в странах с рыночной экономикой в последнее время характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным фирмам, так называемым внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Западной Европе и Японии, а позднее в США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет к значительным изменениям в организации работы по перемещению продукции.

    Логистика по контракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечение самостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компании по распределению продукции, включая транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В этом - одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного разделения труда. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено следующим:

    1. во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации услуг, который отсутствует в производственной фирме;

    2. во-вторых, стремлением последней сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на основных производственных прибыльных функциях.

    Вопросами генерации идей, обмена опытом, выработкой научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в индустриально развитых странах занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объединяющие промышленные фирмы и научные организации. Подобного рода объединения имеют свои исследовательские центры с хорошо поставленной методикой анализа ситуации в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и пр. Некоторые экономически высокоразвитые страны имеют несколько национальных ассоциаций. В настоящее время только в Европе насчитывается более 20 национальных ассоциаций, являющихся членами Европейской ассоциации логистики.

    Развитие логистических систем осуществлялось и сейчас успешно осуществляется посредством взаимосвязи с эволюцией концепции логистики и ее принципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в течение весьма длительного времени.

    Одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы. Под логистической системой понимается относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных или функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей, посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управляемым логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии бизнеса. Иными словами, логистическая система - это совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии.

    Большинству логистических систем, функционирующих на практике, присущи следующие основные черты:

    · сложность, характеризующаяся такими основными признаками, как: наличием большого числа звеньев и элементов, сложным характером их взаимодействия, сложностью функций, выполняемых системой, воздействием на систему большого количества факторов внешней среды;

    · иерархичность, т.е. подчиненность элементов более низкого уровня (порядка) элементам более высокого уровня в плане линейного, функционального или смешанного управления;

    · эмерджентность, т.е. свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только логистической системой в целом, а не отдельными ее подсистемами, звеньями или элементами;

    · структурированность, предполагающая наличие определенной организационной структуры системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления.

    Для целей построения и анализа логистической системы целесообразно воспользоваться методом декомпозиции и выделить из нее подсистемы, звенья и элементы. Можно выделить два комплекса подсистем:

    1. функциональный,

    2. обеспечивающий.

    Функциональный комплекс управляет основными функциями (транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой и др.) в области снабжения, производства и распределения. В связи с чем его часто выделяют, например, как подсистему распределения, подсистему снабжения (управление закупками), подсистему поддержки производственных процессов. Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно-экономическую, правовую, информационно-компьютерную, кадровую поддержку. Исходя из вышеизложенного, можно дать определение подсистемы. Подсистемой логистической системы называется выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев, позволяющая решать задачи логистического администрирования системы в целом и (или) управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании.

    Есть достаточно много признаков классификации логистических систем. Исходя из потребностей бизнеса все логистические системы можно классифицировать по:

    · объектам управления;

    · отраслевой специализации компаний;

    · сегментам рынка (секторам бизнеса);

    · уровню бизнеса (степени концентрации капитала и мощности компании).

    В зарубежной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) логистические системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) логистические системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные, создаваемые в пределах нескольких континентов.

    Макрологистическими системами решаются такие задачи, как формирование межотраслевых балансов, выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции групп компаний, размещение на заданной территории складских комплексов (терминалов), организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта и т.п. В зависимости от отраслевой специализации компаний существует логистические системы металлургических предприятий, предприятий химической промышленности, строительства, транспортных предприятий и др.

    Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например к фирме-производителю товара, и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков в процессе производства, снабжения и сбыта. Большое значение для построения логистической системы имеет сегмент рынка (сектор бизнеса), в котором работает компания. В настоящее время, укрупненно, выделяют два сектора: business to business (B2B), business to customer (B2C). В зависимости от сектора бизнеса (т.е. того, кто является конечным потребителем продукции или услуг компании, - другая организация бизнеса или конечный потребитель) формируются различные приоритеты, логистические стратегии и технологии. Сектор бизнеса оказывает существенное влияние на используемую компанией информационно-компьютерную поддержку бизнес-процесса.

    Анализ и проектирование логистических систем следует проводить, руководствуясь следующими основными принципами:

    1) системность, т.е. составляющие логистической системы изучаются как взаимосвязанные и взаимодействующие для достижения единой цели управления (оптимизируется функционирование не отдельных составляющих, а всей системы в целом);

    2) совокупность затрат, т.е. учет всей совокупности издержек управления основными и сопутствующими потоками в логистической системе;

    3) глобальная оптимизация, т.е. необходимо согласование локальных целей функционирования составляющих логистической системы для достижения глобального оптимума;

    4) координация и интеграция - достижение согласованного, интегрального участия всех составляющих логистической системы в управлении материальными и иными потоками при реализации целевой функции;

    5) моделирование и информационно-компьютерная поддержка, т.е. широкое использование моделей (аналитических, эмпирических, дескриптивных и др.) и информационно-компьютерных систем;

    6) выделение комплекса подсистем, т.е. наличие у логистической системы подсистем, обеспечивающих процесс менеджмента;

    7) комплексное управление качеством (TQM) - обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для оказания высокого уровня обслуживания клиентов;

    8) гуманизация, т.е. соответствие функций и технологических решений в логистической системе экологическим, эргономическим, этическим, социальным и иным требованиям;

    9) устойчивость и адаптация, т.е. система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней (внутренней) среды. При значительных колебаниях стохастических (вероятностных) факторов внешней среды система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

    Соблюдение вышеизложенных принципов позволяет избежать ошибок в организации анализа логистических систем и методик его проведения.

    Любая логистическая система состоит из совокупности подсистем, звеньев и элементов, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Каждому уровню такой совокупности логично было бы сопоставить соответственно функциональные области логистики, логистические функции и операции. Однако, на практике для действующих или проектируемых систем такого однозначного сопоставления, как правило, сделать не удается.

    Выделение звена логистической системы в большинстве случаев связано с наличием в организационной структуре управления функционально обособленных по отношению к основным и сопутствующим потокам подразделений, а также партнеров и контрагентов в организации логистической компании. Партнеры и контрагенты образуют так называемые три стороны в логистике компании. Компанию, формирующую логистическую систему, называют центральной или головной компанией логистического процесса.

    Звеном логистической системы принято называть функционально (структурно) обособленное подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие, являющиеся одной из трех сторон в логистике, рассматриваемые как целое в рамках логистической системы, реализующие один или несколько видов логистической деятельности. Из определения видно, что звенья играют исключительно важную роль в построении логистических систем. Они являются системообразующими компонентами в структурной иерархии.

    Особенностями конкретных звеньев, существенно влияющими на процесс формирования логистических систем, являются:

    1) форма собственности и организационно-правовая форма;

    2) различия в характере и целях функционирования;

    3) различия в концентрации капитала, используемых технологиях, потребляемых ресурсах и т.п.;

    4) рассредоточение ресурсов (материальных, финансовых, информационных, трудовых) и инфраструктуры на достаточно большой территории и др.

    Кроме того, нужно учитывать, что большинство звеньев являются совокупностью субъектов и объектов логистического управления со своими организационными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые могут частично не совпадать с целью логистической системы. Это значительно усложняет управление такой системой и приводит к необходимости создавать органы высшего логистического менеджмента для координации и интеграции между звеньями.

    Наряду с логистической системой в практике повсеместно используются понятия логистической цепи, канала и сети. Основой выделения и рассмотрения понятия «логистическая цепь» является использование системного подхода в отношении построения и анализа сложных экономических систем, в том числе и логистических. Учитывая это, можно определить логистическую цепь как линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы от поставщика материальных ресурсов до конечного потребителя готовой продукции. На рис.2 в качестве примера приведена логистическая цепь промышленной фирмы.

    В представленном рисунке логистическая цепь, состоящая из 4 линейно упорядоченных звеньев, ориентирована вдоль материального потока. Такой подход к конфигурации цепи имеет следующие положительные моменты:

    Рисунок 2. Пример логистической цепи

    1) проще анализировать затраты в цепи, оптимизировать ресурсы и принимать управленческие решения;

    2) проще идентифицировать риски и распределять их между участниками цепи;

    3) удобнее выделять (распределять) центры ответственности среди участников цепи;

    4) можно более эффективно организовывать мониторинг выполнения логистических задач среди множества звеньев такой цепи и др.

    Логистистические цепи необязательно выделяются и упорядочиваются только по материальному потоку, их можно ориентировать и упорядочивать по другим потокам в соответствии с параметрами заказа потребителя. Построение логистических цепей, сформированных по информационным и финансовым потокам, имеет большое практическое значение, так как в современном бизнесе практически отсутствует изоморфность (соответствие между потоками, выражающее тождество их структуры) основных и сопутствующих потоков. Движение материальных ресурсов, готовой продукции или грузов не совпадает (несинхронно) с относящимися к ним потоками информации, денег и персонала. Так, например, информационный поток может отставать, совпадать или опережать поток материальных ресурсов. Кроме несовпадения по времени, анализируемые потоки оторваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за отсутствия изоморфности потоков, значительно усложняют менеджерам-логистам принятия управленческих решений и требуют от них постоянного внимания.

    Наряду с понятием логистической цепи в практике бизнеса используется термин «логистический канал». Логистический канал представляет собой совокупность рабочих взаимосвязей, нацеленных на обеспечение выгодного перемещения и позиционирования запасов.

    Под логистическим каналом понимается ориентированное и упорядоченное по основному потоку множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи и их участки, по которым товар доходит до потребителей. Логистические цепи и каналы являются составными частями логистической сети, которую выстраивает обычно центральная компания - «хозяин» логистического процесса или заказчик логистической системы.

    Логистическая сеть - полное множество звеньев логистической системы, между которыми установлены взаимосвязи по основным и (или) сопутствующим потокам в рамках администрируемой, анализируемой или проектируемой логистической системы. Из такого определения видно, что логистическая сеть может охватывать все функционально обособленные подразделения компании, а также «три стороны» в логистике. Логистические сети имеют тенденцию к быстрому усложнению. Отсюда возникают определенные сложности для менеджеров-логистов по их управлению. В целом, формирование логистической сети является важнейшей задачей стратегического планирования бизнеса компании.

    В целом, можно представить следующую логистическую цепочку формирования структуры логистической системы:

    Рисунок 3. - логическая цепочка формирования структуры логистической системы.

    1.3 Информационные системы в логистике

    Множественность и разнородность звеньев логистической цепи заставляет искать оптимальные пути их коммуникаций или информационного взаимодействия.

    Информация - функция, приводящая в действие логистическую систему. Именно информация держит систему материального потока открытой, способной приспосабливаться к новым условиям. Для обеспечения гибкой, ориентированной на потребителя логистической системы необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе.

    Значимым элементом любой логической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

    Так же как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по - разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

    Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.

    Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

    а) техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

    б) информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

    в) математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные информационные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупности средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

    Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что логистические информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальных потоков, их оперативное и надежное взаимодействие. Информационно техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения.

    Обусловлен вывод, определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике - задача по управлению материальными потоками).

    Информационные системы в логистике имеют возможность создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории региона, страны и даже группы стран (рисунок 4).

    Рисунок 4. - Виды информационных систем, применяемых в логистике

    На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:

    1. плановые;

    2. диспозитивные (или диспетчерские);

    3. исполнительные (или оперативные).

    Логистические информационные системы, входящие в разрядные группы, отличаются функциональными и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническими, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

    Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Возможны следующие решаемые задачи:

    · создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

    · управление условно - постоянными, т.е. малоизменяющимися, данными;

    · планирование производства;

    · общее управление запасами;

    · управление резервами

    · и другие задачи.

    Дизпозитивные информационные создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логических систем. В данном случае решению подлежат следующие задачи:

    · детальное управление запасами (местами складирования);

    · распоряжение внутрискладским (или внутризавоским) транспортом;

    · отбор грузов по заказам и их комплектование;

    · учет отправляемых грузов

    · и другие задачи.

    Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущей момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами решаются задачи, связанные с:

    · контролем материальных потоков,

    · оперативным управлением обслуживания производства,

    · управлением помещениями и т.п.

    Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечении, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. Следовательно, при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики, должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям.

    В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, необходимо соблюдать и при проектировании логистических информационных систем.

    С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня.

    Размещено на http://www.сайт/

    Рисунок 5. - Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода

    Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

    Второй уровень - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

    Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

    В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт - производство - снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

    Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, складах, и на конкретных рабочих местах.

    В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают:

    1. вертикальную

    2. горизонтальную интеграцию.

    Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

    Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

    В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

    · возрастает скорость обмена информацией;

    · уменьшается количество ошибок в учете;

    · уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

    · совмещаются разрозненные информационные блоки

    При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

    Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Четкое соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

    · обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

    · повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

    · снизить их стоимость;

    · ускорить их построение.

    Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, а это - выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

    Подобные документы

      Классификация и принципы логистических систем. Виды, общие черты, особенности и условия функционирования "тянущих" логистических систем управления производством. Принцип работы логистических систем "точно в срок". Организация работы системы "канбан".

      курсовая работа , добавлен 20.11.2010

      Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния ОАО "Ливгидромаш". Управление материальными и информационными потоками предприятия. Построение логистических цепей и каналов сбыта. Анализ их использования на практике и пути оптимизации.

      курсовая работа , добавлен 12.08.2011

      Анализ внутреннего и внешнего маркетингового окружения ООО "ЛК Диапазон". Задачи и функции системных логистических интеграторов. Разработка предложений по оптимизации системы мониторинга бизнес-процессов движения грузов в цепи поставок компании.

      дипломная работа , добавлен 21.12.2012

      Теоретические основы управления человеческими ресурсами в транснациональных компаниях. Анализ деятельности логистических систем. Зарубежный опыт управления и возможности его применения отечественными компаниями; основные тенденции и перспективы.

      реферат , добавлен 18.07.2014

      Иерархия использования логистических информационных систем, их виды, функции и принципы построения. Управление информационной системой с обратной связью в логистической системе. Анализ продаж и информационных логистических систем на предприятиях России.

      контрольная работа , добавлен 02.03.2010

      Характеристика оптимизации логистических затрат промышленного предприятия при управлении запасами сырья и материалов. Работа с запасами: классификация, понятие, принципы. Совершенствование работ по управлению запасами на примере ОАО "Рудоавтоматика".

      курсовая работа , добавлен 09.07.2012

      Сущность, принципы, приемы и задачи распределительной логистики, каналы и особенности ее реализации. Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка существующих логистических каналов, ее эффективность и направления совершенствования.

      курсовая работа , добавлен 05.12.2014

      Особенности управления логистическими транспортными потоками предприятия. Исследование логистических механизмов управления товародвижением в производстве и сбыте. Характеристика маркетинговой среды и и логистической системы ОАО "Кропоткинский элеватор".

      дипломная работа , добавлен 29.04.2010

      Общая характеристика и направления деятельности исследуемых предприятий, изучение видов логистических потоков. Выявление потенциала развития логистики, составление рекомендаций по эффективной работе в данном направлении, роль менеджеров-управленцев.

      отчет по практике , добавлен 26.09.2014

      Принципы построения логистических информационных систем на базе ЭВМ. Компьютерные технологии логистического управления. Разновидности штриховых кодов. Оценка экономической эффективности информационных потоков в рамках предприятия. Расчет валовой прибыли.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий