Как проверить написание безударного окончания имени существительного. Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе. Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия
Правописание окончаний имен существительных
Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.
При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.
Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.
У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).
КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.
2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.
3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.
4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. - Зульфия, Алия).
Упражнение
Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин)
«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)
Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский)
Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).
В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский)
Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)
«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)
Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол_ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)
Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк_ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)
Темперамент, любопытство, силищ_ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур_ весело играя. (М. Лермонтов).
Софь_ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)
Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи_ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Будь же ты в стихи_ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).
В этом волнени_ , в этом сиянь_ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь_ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).
А винищ_ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)
Мне наскучило, девиц_ , одинешенькой в светлиц_ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)
В доме и в соседств_ , все, от дворовой девк_ до дворовой собак_ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)
Замелькали пожарищ_ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)
И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен_ алкал, в пустын_ блуждая три дня и три ноч_ …(А.Пушкин).
За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини_ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)
Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк_ . (Ф. Достоевский, Ползунков)
В задумчивост_ и в каком-то бессмысленном рассуждени_ о странност_ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).
На самом деле это был Скворушк_ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)
Разобраться в правописании падежных окончаний имён существительных поможет данная статья. Ниже представлены таблицы, в которых показаны примеры для каждого падежа и склонения; таблицы распределены с учётом категории числа называемого предмета. В дополнение ко всему мы расскажем, как правильно писать безударные падежные окончания.
Правописание падежных окончаний имен существительных
Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Особенности правописания падежных окончаний имен существительных изучаются в 4 классе.
Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежные окончания существительных представлены в таблице с примерами:
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -а, -я | вода , юноша , земля | , -о, -е | человек, дом, окно , решение | ночь, ложь, дочь | |
Родительный | -ы, -и | воды , юноши , земли | -а, -я | человека , дома , окна , решения | -и | ночи , лжи , дочери |
Дательный | -е | воде , юноше , земле | -у, -ю | человеку , дому , окну , решению | -и | ночи , лжи , дочери |
Винительный | -у, -ю | воду , юношу , землю | ,-а, -я, -о, -е | человека , дом, окно , решение | ночь, ложь, дочь | |
Творительный | -ой (-ою), -ей (-ею) |
водой , юношей , землей | -ом, -ем | человеком , домом , окном , решением | -ью | ночью , ложью , дочерью |
Предложный | -е | о воде , о юноше , о земле | -е, -и | о человеке , о доме , об окне , о решении | -и | о ночи , о лжи , о дочери |
Падежные окончания существительных во множественном числе
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -ы, -и | горы
,
дороги , дяди |
-а, -я, -ы, -и | озера , столы , кони , ученики | -и | степи , печи , лани |
Родительный | , | гор, | -ов, -ей, | озер, столов , коней , учеников | -ей | степей , печей , ланей |
Дательный | -ам, -ям | горам
,
дорогам , дядям |
-ам, -ям | озерам , столам , коням , ученикам | -ям, -ам | степям , печам , ланям |
Винительный | -ы, -и, | горы
,
дороги , |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов | озера , столы , коней , учеников | -и, -ей | степи , печи , ланей |
Творительный | -ами, -ями | горами
,
дорогами , дядями |
-ами, -ями | озерами , столами , конями , учениками | -ами, ями | степями , печами , ланями |
Предложный | -ах, -ях | о горах
,
о дорогах , о дядях |
-ах, -ях | об озерах , о столах , о конях , об учениках | -ах, -ях | о степях , о печах , о ланях |
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы определиться с безударным окончанием существительного, выполните следующие шаги:
- Поставьте существительное в форму единственного числа И. п.
- Определите тип его склонения.
- Определите нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее проверочное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение | Проверочное слово | Примеры |
1 склонение | стена | корона (стене /короне – Д. п.) |
2 склонение | стол | рыцарь (столу /рыцарю – Д. п.) |
3 склонение | степь | мышь (о степи /о мыши – П.п.) |
Особая группа существительных на -мя, -ие, -ия | путь (для Р. п., Д. п., П. п.) | время (пути
/времени
– Р. п.)
изумление (о пути
/о изумлении
– П.п) |
В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.
Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.
1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .
2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .
Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Летом ребята купались в озере.
Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .
Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:
Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .
Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .
Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.
Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .
Родительный падеж
Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .
Окончания:
1-е склонение : -и , -ы .
2-е склонение : -а , -я .
3-е склонение : -и .
Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .
Дательный падеж
Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .
Окончания:
1-е склонение : -е .
2-е склонение : -у , -ю .
3-е склонение : -и .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .
В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .
Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .
Винительный падеж
Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .
Окончания:
1-е склонение : -у , -ю .
2-е склонение : -а , -я .
Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .
Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.
Творительный падеж.
Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .
1-е склонение : -ой (-ей ).
2-е склонение : -ом (-ем ).
3-е склонение : -ю .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .
Предложный падеж
Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .
1-е склонение : -е .
2-е склонение : -е .
3-е склонение : -и .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .
В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.
Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.
Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.
Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?
Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.
Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.
На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.
Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит
от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).
При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).
При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.
Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.
Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?
Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.
Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.
А дальше идёт изучение каждого склонения в
отдельности. Используются все возможности для
сопоставления склонений друг с другом, с тем
чтобы дети научились находить сходство их в
падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома,
степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать
безударные окончания по аналогии с ударными у
существительных, принадлежащих к одному и тому
же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по
комнате
, по деревне
– по воде
).
Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (из деревни - из земли ; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа - -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.
Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе , в парке, в Смоленске - в столе , в селе, в Орле ).
3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).
Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.
Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.
В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.
Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.
Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” (Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)
В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.
Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:
первая - с низкой степенью обучаемости;
вторая - группа со средней степенью обучаемости;
третья - группа с высокой степенью обучаемости.
Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”
Цели
. 1. Учить сравнивать и писать ударные
и безударные окончания
имён существительных одного и того же склонения.
2. Формировать устойчивость и распределение
внимания, аналитико-синтетическое мышление,
навыки самопроверки.
Объяснение нового материала
К – №1
Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.
1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.
3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)
2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).
Какие ударные окончания выписали ребята,
выполняющие первую карточку? (просмотр и
сравнение выполненного задания учениками 1-го
уровня);
- Посмотрите внимательно как выполнили задание
ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
- В окончании.
- Сравните окончания с первой карточки и со
второй. Сделайте вывод.
- Окончания ударные.
- Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в
сравнении с первыми двумя?
- На первых двух карточках окончания ударные, а на
третьей – безударные.
- Кто заметил ещё одну особенность?
- Ударные и безударные окончания имён
существительных пишутся одинаково.
- Какие слова можно использовать в помощь, когда
будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
- Прочитайте вывод на 82 странице учебника.
Первичная проверка нового материала
(дифференциация по уровню трудности)
К – №2
Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).
- Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
- Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
- Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.
Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.
- Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
- (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)
Закрепление изученного материала
(задание можно проработать в двух вариантах)
В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)
Задание упражнения :
- Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.
Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.
- Первое предложение выполняется с комментированием.
- Самостоятельная работа
1-й уровень - 2, 3 предложение;
2-й уровень - 2, 3, 4 предложение;
3–й уровень - 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.
Проводится с помощью карточек с безударными
падежными окончаниями:
-е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.
В – 2.
(Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.
- Ознакомление с заданием.
- Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
- С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
- Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
- Проверка выполненного задания.
(осуществляется с 3-го предложения)
Формирование умений и навыков
1-й уровень
О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…,
к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…,
о мыш…, о капел… .2-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
От кашк… к гвоздик…, по дорожк… к рощ…, по осинк… к сирен…,
на макушк… ел…, от деревн… к речк…, около грядк… на капуст…, от веточк…к ветв.. .
3-й уровень
Напишите словосочетания по данным
схемам. Окончания имён существительных должны
быть безударными.
В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ((1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на (2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к (1скл., ж.р., Р.п.)
1-й уровень
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
В конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.
На брош… - __________________________
Около постельк… - ____________________
По колыбельк… - ______________________
О медал… - ___________________________
В бутылк… -__________________________
О ноч… - _____________________________
На снег… _____________________________
3-й уровень
- Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
- Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.
(Дифференциация по объёму учебного материала)
Подобрать слова – помощники, указать склонение.
1-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п и В.п.;
2-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п.,
3-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п.
К - №8
(Дифференциация по уровню трудности и творчества)
1-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень – Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор (пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.Профессии людей. Названия людей.
Подобрать синонимы к словам: солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.
К- №9
(Дифференциация по уровню трудности)
1-й уровень
Списать, раскрывая скобки. Поставить ударение, выделить окончание, определить склонение и падеж.Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на (машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).
2-й уровень
Записать имена существительные в три столбика, поставить ударение, выделить окончание, указать падеж. (слова из задания для 1-го уровня).3- уровень
Найти и исправить допущенные ошибки, в скобках написать проверочное слово, выделить окончание, поставить ударение, определить падеж и склонение.Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.
Первичное закрепление темы:
“Правописание безударных окончаний имён существительны х”
К- №10 (дифференциация по степени трудности)
1-й уровень
Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.
2-й уровень.
Списать, вставить и выделить окончания, определить склонение и падеж имён существительных.Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .
3-уровень.
Поставить имена существительные в нужном падеже с предлогом.
Кисть – Р.п., капля – Д.п., речка – П.п., (после) друг – Р.п., дубрава - Д.п.,
Колос – П.п., лес – П.п., горка – Д.п., дверь – Р.п., товарищ – П.п., мать – П.п.,
Мать – Р.п., солнце – П.п., дядя – Р.п., дядя – П.п.
К - №11
1-й уровень
Составить предложения, используя данные слова; у существительных выделить окончания, указать склонение и падеж.а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.
Найди лишние.2-й уровень
Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
Указать склонение и падеж имён существительных.а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние. Расскажи о его значении.3-й уровень
Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга(ед.ч., Д.п.)
в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань(ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.
Правописание падежных окончаний имен существительных
Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний -е или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.
Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного -е :
Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи
Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее
Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.
Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши
Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши
Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .
Разносклоняемые существительные
Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени
Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени
Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени
Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия
1.
Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий
и -ие
в предложном падеже женского рода на -ия
в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание -и
(а не -е
по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.
Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание -е :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .
2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)
3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .
Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях
Существительные с суффиксом -ищ-
,
если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е
, например: домище, верблюдище, удилище, болотище
. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а
, например: коровища, ручища, грязища
.
Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .
Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .
В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).
Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .
В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые
-ья
и -ье
, пишется -ий
, а от существительных, оканчивающихся на -ья
и -ье
под ударением, пишется -ей
, например: шалу
нья – шалу
ний, уще
лье – уще
лий
, но: скамья
– скаме
й, ружье – ру
жей
.
Склонение имен собственных
В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .
Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .
В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:
город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом