Приведи примеры конфликтов из знакомых тебе сказок. Составление сказок конфликтного типа. Разве в сказках не так? Герой побеждает Бабу Ягу, Кощея Бессмертного

Известно, что без конфликта нет литературы. И без разницы, взрослая книга или детская - если герои не сталкиваются, если их интересы не пересекаются, а конфликты не разрешаются, истории просто не получится. Ну, вернее, получится, но уж очень она будет неправдоподобно приторная. Жили-были дед и баба… и жили они долго и счастливо. Примерно так.

Сегодня мы размышляем о стержне любого литературного произведения - конфликте. И том, как его правильно построить, если вы пишете книгу для самых-самых маленьких. А примером нам отчасти послужат истории из наших интерактивных книжек-малышек.

Способ 1. Абсолютный злодей

Самый простой способ создать конфликт - добавить в историю стопроцентного злодея. Такого, что сразу понятно - он хочет всем навредить. Зачем? А просто потому, что он злодей и любит творить зло. Дети еще не умеют различать полутона и неоднозначных персонажей, поэтому абсолютный злодей - самое то.

Теперь конфликт. У злодея есть жертвы - простые и слабые мирные жители, неспособные себя защитить. Или жертва (в единственном числе) - обычно возлюбленная, которую он отнимает у главного героя. И герой - смелый богатырь, хитрый крестьянин, да хоть находчивый Ёж.

Конфликт здесь - их прямое противостояние, из которого один выходит победителем (конечно, герой, сказка ведь!)

Способ 2. Герой нарушает запрет

Дети должны слушаться старших, даже в сказках. А если кто-то нарушает выданный ему запрет - незамедлительно последует наказание.

Конфликт возникает в тот момент, когда персонаж внутренне не соглашается следовать запрету или хранить данное обещание - мы видели много таких сюжетов: вспомните «Сестрицу Алёнушку», сказку «Гуси-лебеди» или «Волк и семеро козлят».

Решением конфликта во всех подобных сюжетах становится нарушение запрета. А следствием - преодоление возникающих последствий.

Способ 3. Герой не хочет мириться с чем-то

Герой не согласен с ограничениями, которые ему ставит жизнь. Царь-отец хочет заполучить молодильные яблоки, принц хочет пробудить Белоснежку от хрустального сна - иными словами, герой не мирится с действительностью, а хочет ее изменить.

Причем мотивы у него могут быть как благородные, так и исключительно корыстные.

При этом цель не обязательно должна быть эпичной и недостижимой - вполне достаточно обычного бытового конфликта. Будь то бунт кухонной утвари против нерадивой Федоры или тихий протест Чайника против уклада жизни хозяев.

Способ 4. Контраст характеров

Есть два условных героя. Контрастных. Один ленивый, другой трудолюбивый. Один щедрый, второй скупой. Никто из них не является абсолютно плохим героем - просто они разные. И жили бы они вполне сносно каждый по-отдельности, но вот судьба сводит их вместе.

Пример такого сюжета - «Стрекоза и Муравей», «Заяц и Ёж» (та самая сказка, про «а я уже здесь!»), «Сказка о Попе и его работнике Балде». Можно взять любую сказку с названием, где встречаются имена двух героев и союз «и» - почти наверняка это будет конфликт характеров.

Наступает экстремальная ситуация, характеры раскрываются, и становится понятно, кто был прав, а кто нет.

Исход конфликта может быть вида «неправый наказан, правый торжествует», а может быть и в ключе «герои примиряются, приходят к согласию, идут на компромисс».

Анализ конфликта на примере "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

I. Краткое изложение конфликтной ситуации

конфликт конструктивный деструктивный

Старик-рыбак поймал в море Золотую рыбку, которая в обмен на сохранение жизни и свободы предлагает ему исполнение любых желаний. Старик отпускает Рыбку бескорыстно. Вернувшись домой в землянку, Старик рассказывает Старухе о произошедшем. Недовольная такой непрактичностью Старуха требует от Старика вернуться и попросить у Рыбки новое корыто. Старик уступает требованию Старухи. Рыбка по просьбе Старика исполняет названное желание. Вернувшись, Старик сталкивается с недовольством Старухи, пожелавшей уже не новое корыто, а новую избу взамен землянки. Старик уступает и этому требованию Старухи. Рыбка исполняет это пожелание. Приобретательские аппетиты Старухи растут. Старуха желает стать из крестьянки дворянкой, а затем и царицей. Последнее требование вызывает у Старика слабые попытки контраргументации. Старик пытается образумить Старуху. Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги. Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание - стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы. Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта. Рыбка лишила Старуху всех материально-статусных новоприобретений.

II. Анализ конфликтной ситуации

Тип конфликта:

а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный, семейно-бытовой конфликт;

в) по коммуникативной направленности конфликт носит "горизонтальный" характер (жена-муж), но по мере развития конфликтной ситуации, начиная с 3 фазы приобретает "вертикальный" характер (дворянка/царица - рыбак).

Структура конфликта:

а) стороны конфликта: Старуха, Старик;

б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка";

в) предмет конфликта: исполнения требований Старухи;

г) условия протекания конфликта: конфликт приобретает затяжной характер;

д) образы конфликтной ситуации у участников:

Для Старухи - Старик ("дурачина, простофиля") не способен адекватно распорядиться и использовать открывшиеся возможности исполнения Золотой Рыбкой желаний.

Для Старика - неадекватный рост имущественно-статусных притязаний со стороны Старухи, неспособность Старухи удовлетвориться достигнутым. Старик, по крайней мере, со 2 фазы развития конфликта, осознаёт деструктивность "революции притязаний" Старухи ("сварливая баба", "вздурилась", "бунтует", "белены объелась"):

е) возможные альтернативы действий участников конфликта:

А- Старику удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха удовлетворяется полученным на 2-4 фазе развития конфликта (см. Динамика конфликта).

Б- Старику не удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха не удовлетворяется полученным, "революция притязаний" становится преодолимой только вмешательством извне.

Динамика конфликта:

а) возникновение конфликтной ситуации: Старуха выражает неудовольствие поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;

б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам:

фаза развития конфликта: Старуха требует новое корыто;

фаза развития конфликта: Старуха требует новую избу;

фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса с "чёрной крестьянки" до "столбовой дворянки";

фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса со "столбовой дворянки" до "вольной царицы";

фаза развития конфликта: добившаяся статуса "вольной царицы" Старуха требует повышения статуса до "владычицы морской". Пик конфликта.

в) разрешение конфликта: в силу конформистского поведения Старика конфликт был решён вмешательством третьей силы (Золотой Рыбкой), устранением предмета и объекта конфликта (лишение Старухи полученных преимуществ с возвращением к фазе "обладательница разбитого корыта").

г) особенности поведения сторон конфликта:

Поведение Старухи носит эмоционально-неуступчивый, агрессивно-антагонистический характер. Старик, за исключением слабых попыток неповиновения на 4 фазе конфликта стремится смягчить, сгладить конфликтную ситуацию путём приспособления, уступчивости, исполнения требований противоположной стороны ("не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить").

Функции конфликта:

а) конструктивные: разрешение конфликта при помощи "третьей стороны" имело воспитательные функции;

б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.

Возможности предотвращения конфликта:

В силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта стало затруднено, разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве "третьей силы".

Приложение

А.С. Пушкин

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

"Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь."

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

"Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе".

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

"Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море".

Старика старуха забранила:

"Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось".

Вот пошел он к синему морю;

Видит, - море слегка разыгралось.

Приплыла к нему рыбка и спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось".

Отвечает золотая рыбка:

Будет вам новое корыто".

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

"Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вот пошел он к синему морю,

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку,

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей старик с поклоном отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба".

Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет".

Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает.

"Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой".

Пошел старик к синему морю;

(Не спокойно синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянко

Жили-были лиса да заяц.

Судя по выбору героев для сказки, нам будет представлен классический конфликт субъектов, у которых разные взгляды на жизнь, разные ценности, разный цвет шкуры (а у некоторых героев есть даже перья!), наконец, и разные пристрастия в питании.

У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика ― лубяная. Пришла весна красна ― у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Скорее всего, автор намекает на давно ожидаемое потепление климата Земли. Современная конфликтология рекомендует: не следует спешить при разборе конфликта ― сначала нужно найти его причины, а не торопиться разбирать последствия. Как видим, в дальнейшей трагедии героев виноват, скорее всего, человек со своими неугомонными желаниями жарить на открытом огне на природе шашлык, безжалостно сжигая кислород, и держать водочку в холодильнике с фреоном, то есть портить таким образом земную атмосферу.

Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.

Да, судя по всему, мы отгадали. Действительно сказка о конфликте. Напомним классику: конфликт возникает тогда, когда есть некое целое ― неделимый объект (здесь ― лубяная избушка) и как минимум две стороны (здесь ― лиса и заяц), которые на этот неделимый объект претендуют одновременно. Это конфликтная ситуация. Но конфликт происходит тогда, когда к конфликтной ситуации добавляется еще инцидент, в данном случае ― это когда лиса прогнала зайца.

Идет зайчик да плачет,

Однако для конфликта необходимо, чтобы у одной из сторон появилось понимание, что не просто невозможно решить проблему, а есть виновный в этом ― другая сторона. В данном случае причину своих невзгод заяц ошибочно связывает не с потеплением климата на земле, а именно с лисой. Возникает такое психологическое явление, как фрустрация. Отметим, что фрустрация бывает двух видов: реальная, когда вторая сторона действительно является виновной, и воображаемая. Причем воображаемая причина, как видно из сказки, может в конце концов послужить развитию уже вполне реального конфликта.

а ему навстречу собаки:
― Тяф-тяф-тяф! Про что, зайчик, плачешь?

Как видим, появляются новые герои сказки ― собаки. При этом, предположительно, собаки обладают большим эмоциональным интеллектом ― понимают эмоции зайца. Напомню: эмоциональный интеллект предполагает такие качества, как понимание чужих эмоций, с одной стороны (собаки жалеют зайца), и, с другой стороны, понимание своих эмоций (собаки возмущены поведением лисы, но понимают ли они свои эмоции?). Но главное все-таки ― понимание эмоций партнера по коммуникации (собаки понимают, что заяц горюет по своей избушке). Однако эмоциональный интеллект предполагает также умение управлять своими эмоциями. Так ли это ― узнаем дальше.

А зайчик говорит:
― Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорят собаки. ― Мы ее выгоним.

Как видим, с управлением эмоциями у собак в сказке не очень. Вместо того чтобы успокоить зайца, они без раздумий готовы на конфликтные действия ― «Наших бьют!». Причем вместо того чтобы выслушать вторую сторону. Быть может, лиса еще больше обижена на зайца, ведь, покинув избушку, он оставил лису голодать. Хорошо ли это? С точки зрения лисы, думаю, почти безнравственно. Тем более что, судя по описанию, заяц ― самец, то есть мужчина, а лиса ― самочка, то есть слабая женщина (речь в сказке не идет про лиса, а именно про лису, и не про зайчиху, а определенно про зайца).

Представьте, если бы по приходу в суд одной стороны судья сразу бы выносил решения. Я уж не говорю о том, что лисе нужно было зачитать ее права, в частности лиса могла пригласить в качестве адвоката знакомого волка. Мы же наблюдаем сплошное нарушение процессуального кодекса. Ну да ладно, посмотрим, что будет дальше.

― Нет, не выгоните!
―Нет, выгоним!
Подошли к избенке:
―Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!

Как видим, собаки, вместо того чтобы разобраться в ситуации объективно, отправляют лисе так называемый конфликтоген («Тяф-тяф-тяф», что означает «Сам дурак!»), который, несомненно, приведет к соответствующему конфликтогену другой стороны, что мы и наблюдаем. Обмен конфликтогенами обычно приводит к эскалации конфликта. А ведь можно было начать разговор по-умному: сделать лисе комплимент, похвалить ее шкурку например.

А она им с печи:
Собаки испугались и убежали.

Налицо развитие конфликта, где лиса выбрала стратегию принуждения. (Напомним, что еще есть стратегии компромисса, уклонения от конфликта, уступки и разрешения конфликта к радости обеих сторон.) Известно, что в случае выбора такой стратегии выигрывает только одна сторона. Однако такую стратегию управления конфликтом можно применять, если вторая сторона уверена в своем превосходстве. Как видим, лиса соразмерно учла свои возможности и вышла победителем.

Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь:
О чем, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
― Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорит медведь. ― Я выгоню ее.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!

Что мы наблюдаем? Классическое развитие событий. Когда конфликт не разрешен, стороны начинают подключать к своему конфликту все большее число участников со своей стороны. В конце концов вместо конфликта двух личностей мы наблюдаем конфликты между группами и даже иногда между странами, причем разных конфессий. В сказке, правда, наблюдается другой феномен: на первой стадии конфликта зайчик подключает к конфликту не большее число участников, а все более крупных по размеру участников.

Пошли гнать.
Медведь:
― Поди, лиса, вон!
А она с печки:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушел.

Правда, подключение медведя не привело к созданию группы конфликтующих, вероятно, по причине острой болезни, известной в народе, как медвежья.

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:
― Про что, зайчик, плачешь?
― Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Подошли к избенке:
― Поди, лиса, вон!
А она с печи:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Бык испугался и ушел.

Да, бык тоже оказался не очень умным и выдержанным ― сразу встал на тропу войны, поверив зайцу на слово. А ведь можно было бы не спешить, спросить у лисы документы на жилплощадь. Быть может, по договору найма (заяц же пустил лису погреться добровольно) лиса имела все права и дальше проживать в лубяной избушке зайца (к слову, прописку никто не проверял не только у лисы, но даже у зайца).

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой:
― Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
― Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, бык гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!

Петуху, судя по всему, также не известна современная технология разрешения конфликтов с помощью третьей стороны. И потому вместо поиска вариантов примирения конфликтующих сторон он тоже решил использовать принуждение, выступив со стороны зайца.

Подошли к избенке. Петух:
А она услыхала, испугалась, говорит:
― Одеваюсь...

Где вы видели, чтобы лиса боялась петуха? Судя по всему, просто у лисы истек срок договора найма лубяной избушки (наверняка он был, и заяц «заливает», что лиса вела себя нечестно), и она решила, как и положено, исполнить условия договора со своей стороны.

Петух опять:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она говорит:
― Шубу надеваю.

Как видим, конфликт исчерпан ― лиса решила оставить помещение в пользу зайца.

Петух в третий раз:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Лисица выбежала, а он ее зарубил косой и стал с зайчиком жить да поживать.

Батюшки! Где это видано, чтобы за захват помещения, да еще на небольшой срок, было такое неправомерное наказание?

Как видим, описанные в сказке события похожи не на заслуженное наказание, а на убийство по заказу (заказчик ― заяц). Расплата с киллером-петухом (автор сказки нам с самого начала намекал, что петух был с косой, понятно с чем ассоциирующейся) произошла, бартером ― предоставлением последнему помещения для проживания.

Надеюсь, что после публикации данной интерпретации сказки прокуратура России заинтересуется этим делом, произошедшим в русском лесу.

Вместо заключения

Как часто мы предполагаем за других то, что они думают, и в большинстве случаев ошибаемся. Именно так поступил в сказке заяц, обвиняя лису в неблагодарном поведении: он ее пустил в свою избушку погреться, а она его самого из избушки выгнала.

А давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны. Дело происходит в голодный период, ранней весной, лиса замерзла (а звери замерзают, когда они голодные). Заяц пустил лису погреться. Лиса отогрелась и, само собой, могла бы беззащитного зайца слопать. Она же в качестве благодарности за приют «выгнала» зайца, чтобы он мог спрятаться и, таким образом, остаться живым.

Спрашивается, почему бы лисе самой не уйти из избушки, когда она отогрелась? Здесь все просто: лиса уже знала место жительства питательного зайца и понимала, что если она уйдет сама, то, когда инстинкт голодного зверя сработает, она все равно вернется к избушке, подкараулит зайца и съест его. Заяц же, предполагая со стороны своего компаньона только худшее, лишил лису самого ценного ― жизни.

Вот так и происходит большинство конфликтов ― от недопонимания. И потому рекомендация сказки топ-менеджерам: чтобы уменьшить число конфликтов, задавайте вопросы, не стесняйтесь узнать истинные мысли своих коллег по общению.

Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет.

ПР: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей.

Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ (автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете.

Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.

Базовый алгоритм

1. На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события:

2. Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой (Свистун).

3. Обозначаются свойства и действия этих героев. ПР: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным.

4. Объявляется Волшебство. ПР: Волшебная книга времени.

5. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. ПР: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе чтобы все возрождать.

6. Конфликт разрешается средствами самих героев.

7. Придумывается названия сказочного текста.

Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках. ПР: Алладин, Джафар и Волшебна Лампа ("Волшебная лампа Алладина"). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.

Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.

При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А.А. Нестеренко.

Пример сказки: "Счастливый день"

Жил-был Свистун. Он всех пугал своим свистом в лесу. Жил он в пещере. Там то светило солнце, то шел дождь. Такая погода ему очень нравилась, потому что вокруг росла трава, которую он кушал. Свистун был главным в лесном городе. Все его боялись. Он был злым и подлым все дни недели. А в субботу совершалось чудо, и он становился добрым и ласковым. В этом лесу жила Королева Поляны. Она приносила всем радость и счастье, нежность, рост и цветение. Свистун задумал подлый план: забрать у Королевы Поляны все ее богатства.

В пятницу Свистун захватил Королеву Поляны, и все сразу стало гибнуть. Время остановилось. В дальнем углу леса жил старичок волшебник. У него была Волшебная Книга. Он открыл ее, перевернул страничку, сказал Инцы-Брынцы", и сразу наступила суббота. Проснулся Свистун добрым и ласковым и подумал, что же я наделал, ведь сам себе навредил - моя любимая трава тоже засохла. Отпустил он Королеву Поляны, извинился перед ней, Ожило все вокруг. Для всех настал счастливый день.

МБОУ Ново - Горкинская СШ

Лежневского района

Педагог – психолог

Рябикова И.Н.

Решение

конфликта на примере сказки

(Мастер - класс по медиации)


Конфликт - это столкновение

отдельных людей

или социальных

групп, выражающих

различные цели, интересы и

взгляды.


Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного

противоборства сторон


Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения

сторон.


Модель конфликта

Конфликтная ситуация

Инцидент

Конфликтное взаимодействие

Разрешение конфликта


Разрешение конфликта

Конструктивное

Деструктивное


Стратегия поведения в конфликте

  • Компромисс
  • Приспособление
  • Сотрудничество
  • Избегание
  • Соперничество

Решение конфликта

на примере сказки

«Теремок»

Конфликт между животными и медведем

«Сказка о золотой рыбке»

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

«Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

« Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку

выполнять всю работу по дому.

«Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудо й.

«Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий