Что сейчас находится на месте гостиницы. Гостиницы с богатой историей. История гостиницы «Россия»

Гостиница «Москва», построенная в 1935 году, была крупнейшей в столице – она занимала целый квартал. Это одна из первых гостиниц, построенных в советской Москве. В 2000 году здание признали аварийным и через четыре года разобрали. К 2013 году на этом месте появилось новое здание, повторяющее формы прежнего, но превосходящее его в объеме. Сейчас там расположен отель «Времена года» (Four Seasons Moscow), различные магазины и рестораны.

Стройка началась в 1933 году и продолжалась два года на месте Охотного ряда с его торговыми лавками и церквями. Новая гостиница задумывалась как своеобразный антипод таких знаменитых дореволюционных отелей, как «Националь» и «Метрополь».

Оборона Москвы, 1942 год. Пулеметная установка на крыше гостиницы «Москва»

Проект гостиницы выполнили молодые архитекторы Стапран и Савельев, которые работали в духе конструктивизма. Однако суровый аскетизм массивного здания не увязывался с исторической застройкой - Кремлем, Историческим музеем, домами на Тверской и Моховой улицах.

День Победы. Выступление Большого Государственного симфонического оркестра на Манежной площади

А. Щусев переработал архитектурный облик будущей гостиницы, украсил строгие фасады капителями и виньетками - здание стало величественнее. Асимметрия двух башен на фасаде, выходящем на Манежную площадь, послужила поводом для рождения красивой легенды.

Гостиница «Москва», 1949 год

Поговаривали, что глава советского государства Иосиф Сталин лично утверждал проект гостиницы. На согласование ему представили проект главного фасада с двумя вариантами оформления на одном чертеже, разделенном вертикальной линией ровно посередине. Справа на чертеже был изображен более строгий вариант, а слева - проект с бо́льшим количеством декоративных деталей.

Сталин поставил подпись посередине: уточнить, что именно имел ввиду Иосиф Виссарионович, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления в буквальном соответствии с утвержденным чертежом.

Гостиница «Москва», 1971 год

Однако это легенда. Асимметрия фасада обусловлена исключительно технологическими причинами. При строительстве второй очереди гостиницы было решено не сносить старый «Гранд-отель», а надстроить его этажи до нужного уровня - визуально толщина позволяла это выдержать. Но при возведении 11 этажа стены старой гостиницы начали трескаться.

Гостиница «Москва», 1979 год

Виды Москвы, 1980 год

Оказалось, что «Гранд-отель» только снаружи выглядел мощным - на деле его стены представляли собой полые коробки, заполненные строительным мусором. Архитекторам пришлось решать задачу по укреплению стен и максимальному облегчению строящейся части гостиницы. Именно поэтому были заложены оконные проемы на первых этажах (отсутствие окон на первых четырех этажах видно на старых фотографиях) и убран декор правой башни.

С годами комфортабельность «Москвы» снижалась, и в 2000 году здание гостиницы было признано аварийным.

Реконструкция гостиницы «Москва»

В начале 2000-х «Москву» решили снести, а при строительстве нового здания воссоздать исторический облик легендарной гостиницы. 20 июля 2003 года она была закрыта на реконструкцию, 15 сентября ее начали разбирать.

Разбор завалов на Манежной площади после сноса гостиницы «Москва»

Реконструкция гостиницы «Москва»

Реконструкция гостиницы «Москва»

Проект предусматривал воссоздание в прежних размерах гостиницы класса «5 звезд» с четырехуровневой подземной частью.

Макет гостиницы «Москва» по проекту архитектора Дмитрия Свердловского представлен в ГУП «Моспроект-2»

Площадь здания составляет 185,5 тыс. кв. метров, площадь гостиницы с апартаментами - 58,4 тыс. «квадратов».

Строение разделено на зоны: гостиница с апартаментами, апарт-отель, конгресс-центр с административной частью, торговая и общественная зоны, подземный паркинг на 717 машин.

Реконструкция гостиницы «Москва»

На основании проектного решения здание гостиницы вводится тремя пусковыми комплексами. В декабре 2011 года сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс, в состав которого вошли подземный гараж, торговая зона, офисная часть (конгресс-центр), апартаменты и благоустройство со стороны Охотного Ряда, площади Революции и Театральной площади.

Реконструкция гостиницы «Москва»

Второй пусковой комплекс введен в мае 2012 года (резиденция - с 4 по 10 этаж, VIP-резиденция - с 11 по 15 этаж, благоустройство со стороны Манежной площади).

Здание отеля сети Four Seasons Hotels and Resorts на месте бывшей гостиницы «Москва»

В состав третьего пускового комплекса в 2013 году вошла сама гостиница на 180 номеров.

Фото: ТАСС/О. Конорринг, Николай Ситников, Виктор Великжанин, Валентин Мастюков, Виктор Кошевой, Эмиль Матвеев, Григорий Сысоев, Юрий Машков, Марина Лысцева, Виталий Белоусов, Артем Коротаев.


Проект Д.Н.Чечулина ("выдающийся советский зодчий, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР, народный архитектор СССР, Герой Социалистического Труда, главный архитектор Москвы"). От его фамилии даже глагол был образован. "Отчечулить". Отчечулил Москву он изрядно.
Высотка предназначалась для Наркомата тяжелой промышленности.

Проект отчечуленной Красной площади:


Фото 1930-х гг. Снос Зарядья. На первом плане ц.Николы Мокрого в Зарядье.

Фото нач.1950-х гг. На заднем плане - строительство высотки. Вид с Варварки.

Зарядье радостно снесли. Не так чтобы полностью, но большую часть. А вот с башней не сложилось, хотя и стилобат выстроить успели, и нулевой цикл завершили, и даже стальной каркас до восьмого этажа возвели (позже он был частично использован при строительстве Центрального стадиона в Лужниках). Но умер Сталин и стало не до высоток (я хоть и иронизирую, но проект-то очень интересный был, только что совершенно не на месте).

Фото сер.1950-х. Разборка построенных восьми этажей несостоявшейся высотки.
Датировка "1964 г." ошибочная. Мачта ЛЭП видна, а их в кон.50-х демонтировали. Плюс неоднократно читал, что частично каркас для Лужников использовали (см.выше), но к 1964 г. Лужники давно уже построили. И на ряде снимков конца 1950-х гг. каркаса уже нет.

Началась борьба с "излишествами в архитектуре". Строить начали стекло-бетонные сараи.
И в Зарядье решили построить гостиницу. На фундаментах несостоявшейся высотки. Архитектором позвали всё того же Чечулина .
А посему в начале 1960-х остатки Зарядья доломали окончательно.


Фото 1960 г. Второй этап сноса Зарядья. Точнее даже третий. Второй этап был в 1951 г.

Следующим шагом был проект эстакады к строящемуся зданию гостиницы "Россия", которая должна была соединить транспортную стоянку гостиницы "Россия" с Театральной площадью. Этот бредовый проект со сносом церкви Максима Блаженного, Знаменского собора, здания Старого Гостинного двора, остатков Богоявленского и Заиконоспасского монастырей вызвал решительный протест Комиссии МОСХа и возмущение общественности Москвы. Письмо, подписанное художником Павлом Кориным и писателем Леонидом Леоновым, было направлено Хрущёву, который вынужден был приостановить эту чудовищную акцию. Благодаря этому мы имеем хотя бы те остатки былого Зарядья, которые можно увидеть по чётной стороне улицы Варварка. Да ещё церковь Зачатия св.Анны, что в Углу.


Фото 1961 г. Слева видны недоснесённые ещё дома Зарядья и Москворецкой улицы. И строительный забор. Там скоро поднимет свои этажи гостиница "Россия".

Изначально гостиница задумывалась девятиэтажной:


Первоначальный проект Чечулина. Визуализация.

Но по повелению Хрущёва пришлось увеличить высоту на три этажа - все делегаты и депутаты не помещались в 9 этажей (а гостиницу строили, в первую очередь, как раз для делегатов партсъездов и депутатов Верховного Совета, которые пару раз в год съезжались на его заседания).


Воплощённый проект.

Фото нач.1960-х гг. Три в одном: слева - реставрация "оставшихся в живых" памятников архитектуры,
в центре - руины Зарядья, справа - возводимое здание гостиницы "Россия".



Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".



Фото 1964 г. Jacques Dupâquier


Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".


Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".


Фото 1966 г. из архива В.Царина. Ц.Максима Исповедника на Варварке и почти достроенная гостиница "Россия".



Фото 1966 г. А.Л. и А.А.Зиловых.

Архитекторами «России», помимо Д.Н.Чечулин, стали А.Ф.Тархов, В.А.Лебедев, В.В.Лукьянов, В.А.Мазурин, П.П.Штеллер, Н.Д.Чекмотаев и И.А.Чекалин.
В плане гостиничный комплекс представлял собой замкнутый четырехугольник высотой 12 этажей, стороны которого ориентированы по сторонам горизонта, с врезанным в него по центру Северного фасада высотным башенным объемом высотой 23 этажа. Первоначально в верхней части высотной части был расположен ресторан «Фонарик» на 3800 мест. Проектная вместимость гостиницы – 5890 чел. Весь комплекс после открытия состоял из трех ресторанов, многочисленных кафе, баров, буфетов, двухзального кинотеатра "Зарядье" (на 750 мест каждый зал), концертного зала (на 2600 мест), бани с бассейном, прачечных, телефонной станции, магазина и других помещений. Конструктивная схема здания имела в своей основе сборный каркас с крупными (на два этажа) панелями наружных стен и перекрытий. В отделке интерьеров вестибюлей и ресторанов были применены разные сорта естественного камня – гранита и мрамора.
Открыта гостиница была в 1967 г.


Фото кон.1960-х гг.

Это был настоящий советский отель с правилами внутреннего распорядка, с запрещением гостям пребывать в номерах после 23-00. Социалистическое общежитие охраняли коридорные, милиция, швейцары и агенты КГБ, выступавшие в роли полиции нравов…

Главная забота работников «России» на протяжении первых 20 лет – участники партсъездов. Делегации жили компактно, что, как справедливо считалось, "способствовало поддержанию дисциплины". Члены Политбюро ЦК КПСС и лидеры республиканских партий размещались отдельно, а вот секретари обкомов, не говоря уж о горкомах и райкомах, чувствовали себя в «России» действительно как дома. Живали здесь и иностранные партбратья – гости съездов, но опять же без своих вождей.


Фото 1980-х гг.

В перерывах между съездами (помимо коммунистических, естественно, «обслуживались» комсомольские, профсоюзные и иные, низшие по рангу "форумы") статус "придворцовой" гостиницы также обязывал "держать планку" – гостили командиры социалистической промышленности и советской армии, передовики и победители всевозможных соревнований. Процент заполняемости "России" стабильно держался на ирреальной цифре 105% (освобождаемый ранее оплаченного срока номер немедленно заселялся). "Рядовому" гражданину поселиться в "России" было практически невозможно. Герои вышедшего в 1977 году на экраны блистательного фильма Георгия Данелия "Мимино" стали постояльцами "России" исключительно благодаря тому, что их приняли за делегатов съезда эндокринологов. И были немедленно выселены из гостиницы, когда выяснилось, что к медицинскому форуму ни один из них отношения не имеет.

Кадр из фильма "Мимино".


Фото нач.1970-х гг. Логотип на гостинице ещё старый (заменён в кон.1970-х гг.) и буквы в надписи чёрные.

В 1970 году "Россия" была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая гостиница в мире. На момент закрытия гостиница сохранила за собой статус самого крупного отеля Европы и одного из самых крупных в мире. Площадь гостиницы составляет 233.259 квадратных метров (почти 13 гектаров), общая длина коридоров – 8 километров, а общая длина технических трубопроводов равна расстоянию от Москвы до Волгограда. Имелась собственная АТС на 6.000 номеров, около 100 пассажирских и грузовых лифтов. Освещение гостиницы "Россия" обеспечивали свыше 73.000 светильников.
На момент закрытия в отеле было около 3 тысяч номеров:
– 762 одноместных номера, состоящих из 1 комнаты жилой площадью 11,2 м2;
– 1877 двухместных номеров, состоящих из 1 комнаты жилой площадью 14,2 м2;
– 228 номеров "полулюкс", состоящих из 2 комнат жилой площадью 30,3 м2;
– 9 номеров "люкс", состоящих из 3 комнат жилой площадью 56м2.


Фото 1970-х гг.

Работали здесь 1320 человек. За одну ночь в "России" могло переночевать население небольшого городка – 4 тысячи 722 человека. За 37 лет своей работы "Россия" приняла и обслужила свыше 11 млн. гостей столицы, в том числе и более 2 млн. иностранцев.

Перечень услуг

Статистика хозяйственной деятельности отеля "Россия" впечатляет. В 2004 году на нужды гостиничных услуг было израсходовано 12 тонн стирального порошка, 5 тонн чистящих и моющих средств, 675.129 кусков фирменного мыла с символикой гостиницы, 5.223 парфюмерных набора, 437.747 флаконов шампуня. В месяц гостиница стирает 108 тонн белья, а за год эта цифра вырастает до 1.286 тонн.
Централизованная бухгалтерия гостиницы состоит из 40 человек, включая и тех, кто стоит за стойками на каждом из четырех входов в отель и центральной кассы. 20 бухгалтеров-кассиров несут свою вахту круглосуточно. Даже на стойках организована работа представителей этой профессии для осуществления срочных расчетов. Это для тех гостей, кто решил выехать раньше времени или ночью.

В 1977 г. в гостинице случилась трагедия. 25 февраля произошёл сильный пожар. Загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи северного корпуса. Люди, находившиеся выше 12 этажа, в том числе посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в ловушке. Огонь распространялся с высокой скоростью - есть версия, что виной тому были синтетические ковровые покрытия и обои. В результате пожара погибло 42 человека, в том числе пять сотрудников гостиницы. Травмы различной степени тяжести получили 52 человека, в том числе 13 пожарных. Были эвакуированы более 1000 человек. Выгорели более 100 гостиничных номеров.


Пожар в гостинице "Россия". Реконструкция событий.

Согласно официальной версии происшедшего, причиной пожара послужил неотключенный от электрической сети паяльник в помещении радиоузла («службы слабых токов») на пятом этаже. Начальник и старший инженер службы были вскоре арестованы и 5 мая 1978 судимы (приговорены к полутора годам и году лишения свободы соответственно), мастер смены службы на вторые сутки после пожара покончил с собой.
Несмотря на заключение экспертной комиссии, истинная причина возникновения очага возгорания так и осталась невыясненной, на этот счет существует несколько версий, одной из которых считается умышленный поджог огромного здания.

Интерьеры гостиницы:

Фото 2006 г. usolt (с)


Фото 2006 г. usolt (с)


Фото 2006 г. usolt (с). Буфет.


Фото 2006 г. usolt (с)

И интерьеры номеров:

Фото 2005 г. dkphoto (с) Двухместный номер повышенной комфортности западного корпуса с видом на Кремль.


Фото 2005 г. dkphoto (с)


Фото 2005 г. dkphoto (с)
"Стоил такой номер, если мне не изменяет память, от 3500 рублей где-то в самом начале 2005 года до 4200 рублей к декабрю. Меня порадовало, что там, в отличие от стандартных номеров, был телефонный аппарат, подключенный к европейской розетке, то есть его легко было отключить, просто выдернув штекер. В стандартных же номерах шнур наглухо уходил в стену. Это было неприятно, если вспомнить, как часто звонили поздними вечерами агентства, предлагающие услуги дам легкого поведения. До сих пор улыбаюсь, как вспомню грудной томный голос с придыханием в трубке выдающий перл: «Молодой человек, а вам не одиноко одному?» Агентства явно были местные, как-никак в гостинице действовала весьма строгая пропускная система, а самих таких контор наверняка было несколько, так как, невзирая на резкие отказы, разные дамы звонили по нескольку раз за ночь, что весьма раздражало, не говоря уже о том, что банально мешало спать. В номерах повышенной комфортности я сразу после заселения выдергивал телефон из розетки на все время своего пребывания в Москве – и не знал печали. В стандартных же номерах я по необходимости вскоре освоил хитрый трюк командировочных: на ночь снимал трубку и клал рядом с аппаратом, а чтобы не беспокоило пищание свободной линии, нажимал любую цифру, что переводило телефон в режим набора номера, и он замолкал".

Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

Фото 1. Гостиница "Москва", центральный фасад которой выходит на

Манежную площадь

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный ряд и площадями - Манежной и Площадью Революции . Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Стоит отметить, что район Охотного ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но, между тем, здесь развалили все зловонные ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а тамошний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар .


Фото 2. Вид на гостиничный комплекс со стороны улицы Охотный ряд и

Театральной площади

Авторами стали, как писалось выше, архитекторы Стапран и Савельев. Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм никак не вписывались сюда.

К тому времени, когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого, т.е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду - всего 10.

Стоит отметить, что строение должно было иметь архитектурную связку с будущим Дворцом Советов, который планировалось возвести на месте разрушенного храма Христа Спасителя , а потому и центральный фасад ориентирован на ту сторону и теперь «смотрит» прямо на воссозданное культовое здание.

В те же годы архитектор Щусев принимается за выполнение плана по строительству второй очереди гостиницы «Москва», но к практической реализации проекта тогда так и не приступили.

Два дополнительных корпуса начали возводить лишь в 1968 году. Это были 10-этажное здание со стороны Площади Революции и 6-этажное строение, выходящее фасадом на Театральную площадь. Для этих целей были снесены некоторые постройки, находящиеся рядом с уже построенной частью гостиничного комплекса, в т.ч. и гостиница «Гранд-отель».

Работы были завершены в 1977 году в канун празднования 60-летнего юбилея Октябрьской революции.

Хотя здания и старались возвести в той же архитектурной концепции, что и бывшие строения, но декор фасадов получился несколько сухим. Многие критики высказывали особенные претензии корпусу со стороны Театральной площади , который представлял собой обычную бетонную коробку.

История строительства первой очереди гостиницы «Москва» связана легендой с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным - руководителем Советского государства той поры.

Якобы, архитектор Алексей Викторович Щусев представил на подпись вождю проект оформления главного фасада в двух вариантах, совмещенных в одном рисунке и разделенных срединной линией: левый был более помпезный, а правый выполнен в более строгих формах. Подпись Сталина пересекла осевую линию, и решить, какой из них утвержден на самом деле, уточнить побоялись. Так и построили фасад с некоторой асимметричностью.

В подтверждение этому указывают на различающиеся друг от друга правый и левый ризалиты.

Легенда может и красивая, но не соответствует фактам. Сталин никогда не ставил свои подписи на архитектурных проектах.

«Реставрация путем сноса» - архитектурное течение времен Лужкова

В 2004 году старые корпуса гостиницы «Москва», занимавшие целый квартал, демонтировали, а на их месте начали возводить новодел, который по своим формам должен был напоминать прежнее строение. К 2013 году основные работы были завершены, и скоро начнется новая история этого комплекса в центре столицы.

Стоит заметить, что на строительство были выделены огромные деньги, из которых порядка 90 миллионов долларов были банально похищены. Многие считают, что перестройка здания потребовалась именно для этих целей - распила.

Гостиница «Москва» была построена лишь в 30-х годах прошлого столетия, и здесь можно было обойтись щадящей реконструкцией, позволяющей привести здание к уровню лучших мировых отелей, тем более, что такой опыт в столице уже имелся. В качестве примера можно привести гостиницы «Метрополь», «Националь», «

Идея парка Зарядье - Россия в миниатюре, это своего рода музей под открытым небом, в котором созданы ландшафтные зоны четырех климатических зон – северного ландшафта (тундры) и леса, степной зоны и заливных лугов. Причем, в каждой зоне поддерживается свой микроклимат.

Идея безусловно достойная, но воплощение хромает. На осень 2017 года, по многочисленным отзывам, деревца в парке весьма хлипкие. Хорошо получилась лишь тундра, поскольку никаких деревьев там и не должно быть.

Будем надеяться, что это временные трудности, связанные, в частности, с тем, что строительство велось стахановскими темпами. Еще 29 июля парк выглядел вот так .

Кроме того, выяснилось, что уникальные растения, кустарники и деревья, отражающие природу России, выращены в Германии (!!!) в земле Бранденбург. Закупить посадочный материал в таких объемах в России просто не у кого.

Расходы на приобретение более миллиона растений, 760 деревьев и свыше 7000 кустарников составили 470,5 миллионов рублей (6,72 миллиона евро).

Надо надеяться, что все посаженные деревья приживутся, а те растения, что по каким-то причинам погибли, будут заменены на новые.

Несмотря на отдельные недостатки парк стоит посетить во время визита в Москву. В частности, стоит отметить смотровые площадки, одна из которых нависает над Москвой рекой.

Как доехать до Парка Зарядье и ближайшее метро

Парк находится в самом центре Москвы, вход осуществляется с Москворецкой улицы.

Пешком:

Дамам для визита стоит выбрать удобную обувь без каблуков, поскольку дорожки выложены самыми разными покрытиями и часто напоминают естественный рельеф.

Часы работы парка Зарядье в 2020 г.

  • Парк открыт круглосуточно
  • Павильоны
    • Со вторника по воскресенье с 10:00 до 20:00
    • По понедельникам с 14:00 до 20:00

Цена билетов в парк Зарядье в 2020 г.

Вход в парк Зарядье бесплатный !

Для посещения музеев необходимо приобрести билет. Действуют льготы для детей и студентов, пенсионеров и инвалидов, многодетных семей и инвалидов.

Парящий мост

Парящий мост – это уникальное сооружение, выполненное в виде буквы «V». Его консоль протяженностью в 70 метров не имеет ни единой опоры. Мост буквально парит над Москвой-рекой, за что строители дали ему название «Парящий». Строение выдерживает нагрузку в 240 тонн, то есть на нем может одновременно находиться до четырех тысяч человек.

С моста открывается прекрасная панорама на Кремль и Москва-Сити , на высотное здание на Котельнической набережной и другие достопримечательности Москвы . Строительство необычного сооружения обошлось в 860 миллионов рублей.

Из всех объектов парка именно Парящему мосту «досталось» более всего критики. Его окрестили наследником исторических объектов - колокола, который не звонит и пушки, которая не стреляет и назвали мостом в никуда (с левого берега назад на левый берег).

Что посмотреть в первую очередь?

Среди главных достопримечательностей парка можно также отметить:

  • Медиацентр
  • Амфитеатр под открытым небом, это самая высокая точка парка
  • Заповедное посольство – научно-познавательный центр
  • Ледяная пещера
  • Концертный зал
  • Подземный музей, где можно увидеть коллекцию артефактов, найденных во время раскопок
  • Сад теплолюбивых растений – музей «Стеклянная кора». Уникальное строение не имеет внешних стен, а состоит из 2618 панелей, из которых 152 – солнечные
  • Павильон с QR-кодами. В QR-слое купола зашифрована история Зарядья, путеводитель по парку и интересные факты об истории района.

Несмотря на критику, место получилось очень интересное, удобное по расположению и доступное как для москвичей, так и для гостей столицы. Парк Зарядье открылся 9 сентября 2017 года.

Что было на месте парка Зарядье?

Парк Зарядье создан на месте огромной гостиницы «Россия» советских времен, которая устарела физически и морально. Гостиница знакома россиянам по фильму «Мимино». Но мало кто знает, что на этом месте до середины XX века находился старинный район Москвы, откуда и пошло название нового парка. (Дословно Зарядье – это район за торговыми рядами у Кремля).

В средние века под стенами Кремля, за Варваркой и Китайгородской улицей располагалось престижный район Москвы Зарядье, застроенный богатыми особняками. После пожара 1812 года, когда большинство строений района выгорело, здесь возводятся 2-х и 3-х этажные каменные дома, в которых стали жить торговцы и ремесленники. С 1826 года, в течение 30-лет Зарядье было единственным местом, где могли селиться евреи (в 1856 году царь-реформатор Александр II издал указ, разрешающий евреям проживать по всей Москве).

Район был настоящим гетто, где соблюдались все еврейские обычаи. С 1917 года Зарядье превратилось в район коммунальных квартир. Дома не ремонтировали и в течение 30-лет они ветшали и разрушались. При Хрущеве на месте исторического района был возведен огромный отель-монстр «Россия», простоявший до 2006 года.

Сегодня от старинного района осталось только несколько церквей и каменные палаты бояр Романовых на улице Варварка , которые, впрочем тоже достойны внимания.

Как выглядела легендарная советская гостиница, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса

Москва вечерняя. Гостиница «Россия». 1981 год (Фото: Анатолий Семехин / Фотохроника ТАСС)

Осенью в Москве завершится строительство «Зарядья» — первого крупного парка, созданного в столице за последние полвека. Он будет открыт на месте снесенной в 2006 году гостиницы «Россия», историю которой вспоминает «РБК-Недвижимость».

Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной (восьмой) сталинской высотки в старом московском районе Зарядье, почти полностью уничтоженном в 1940-е годы. 275-метровая башня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, заложенная после войны, должна была стать самым грандиозным зданием в столице (о проекте Дворца Советов к тому времени уже успели забыть), однако осуществить задуманное так и не удалось.


Вид на старый Москворецкий мост и Зарядье. 1900 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Чечулин был в то время главным архитектором Москвы и работал над проектами сразу двух высоток — на Котельнической набережной и в Зарядье. Он торопился с завершением первой, поскольку хотел целиком сосредоточиться над главным проектом своей жизни — гигантским небоскребом прямо под стенами Кремля. К началу 1953 года уже был возведен фундамент и стальной каркас до восьмого этажа. Однако после смерти Сталина проект был заморожен.


Проект высотки в Зарядье по проекту Дмитрия Чечулина

«Есть различные конспирологические версии, почему так произошло, но в действительности все объясняется просто: на реализацию столь масштабного проекта в стране не хватало ни денег, ни материалов, ни рабочих рук, поскольку все ресурсы были направлены на строительство высотки в Варшаве. Для самого Чечулина это стало огромным ударом, и руководство страны это понимало. Неслучайно спустя 15 лет с архитектором «расплатились», отдав ему строительство Белого дома — к этому времени Чечулин уже не занимал никаких высоких постов и формально имел мало шансов получить столь масштабный проект. Власти просто решили таким образом извиниться за то, что высотка в Зарядье так и не была построена», — говорит историк, профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Юрий Волчок.


Строительство гостиницы «Россия». 1965 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Спустя десять лет, в начале 1960-х годов, руководство страны задумалось о строительстве рядом с Кремлем большой гостиницы, предназначенной в первую очередь для делегатов Верховного Совета. Во время партийных съездов они по традиции размещались в гостинице «Москва», занимая все этажи, так что даже народным артистам, музыкантам и другим именитым гостям не всегда удавалось заполучить свободный номер. Требовался современный гостиничный комплекс в самом центре столицы, способный разместить не одну тысячу постояльцев. Его проектирование поручили группе архитекторов под руководством все того же Дмитрия Чечулина. Архитектор, до того времени прочно ассоциировавшийся со сталинским ампиром, стал автором одного из самых узнаваемых памятников советского модернизма.


Вид на памятник Минину и Пожарскому, Покровский собор и гостиницу «Россия» с Красной площади. 1969 год (Фото: Виктор Великжанина / Фотохроника ТАСС)

Строительство гостиницы «Россия» продолжалось пять лет — с 1962 по 1967 год. Возвести здание решили на фундаменте, оставшемся от высотки в Зарядье (металлический каркас к тому времени уже был разобран и использован при строительстве стадиона «Лужники»). «При Сталине Кремль был закрыт для иностранцев, а в Зарядье планировалось построить административное задние МГБ — самого мощного и устрашающего государственного органа СССР. Хрущев же, придя к власти, открыл Кремль, а в двух шагах от него построил гостиницу, как бы приглашая в Москву весь мир. Так что выбор места строительства «России» — очень символический жест», — объясняет историк архитектуры Наталья Самовер.


Двухкомнатный номер в западном корпусе гостиницы «Россия». 1966 год (Фото: Н.Грановский и А.Стужин / Фотохроника ТАСС)

Изначально здание задумывалось десятиэтажным, однако по личному распоряжению Хрущева высоту сооружения увеличили на три этажа. Благодаря этому вместимость гостиницы выросла почти до 3 тыс. номеров. На высокий гранитный стилобат архитекторы водрузили три 12-этажных корпуса, обращенных к Москворецкой набережной. Помимо номеров, здесь находилась просторная галерея и концертный зал на 2,5 тыс. мест, а в стилобате под ним — двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1,5 тыс. мест. Еще один корпус, выходивший на Варварку, не имел подобного основания и был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем.

Чечулин сознательно заложил в образ здания диалог с Кремлем: белый камень и золотистый металл — колористическая гамма сердца Кремля, его соборов. Такой смысловой мост между новым и старым не был характерен для архитектуры модернизма. Необычным стало и название гостиницы. «До этого десятилетиями слово «Россия» выкорчевывалось из памяти. Страна называлась СССР, а исторические территории ядра Европейской части страны назывались РСФСР. Россия осталась в прошлом. Но именно в хрущевские времена зарождается довольно сильное консервативное православно-почвенническое течение, ориентированное на возрождение духовного и политического наследия дореволюционной России», — поясняет Наталья Самовер.

«Россия» — первая московская гостиница, которая была открыта городу: здесь располагался концертный зал, кинотеатр, ресторан, библиотека, магазины, доступные всем москвичам, — рассказывает Наталья Самовер. — Словом, это была гостиница, которая соответствовала мировым стандартам качества. Это касается не только технической составляющей, но и дизайна: в интерьерах холлов и номеров активно использовался металл, пластик и другие синтетические материалы, которые, к сожалению, сыграли роковую роль. Во время пожара 1977 года многие люди погибли, отравившись продуктами горения этих передовых материалов».


Вечерние платья удлиненного силуэта из коллекции «Таллин — 72» (Фото: Альберт Пушкарев и Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС)

«Гостиница «Россия» была адекватна своему времени — если посмотреть, что в те годы проектировали в Берлине, Стокгольме, Копенгагене и других городах, мы увидим, что это та же самая архитектура. К началу 1960-х стало ясно, что нельзя одновременно делать несколько больших проектов, и все силы строительной индустрии были брошены на возведение «России». Именно поэтому здание удалось построить в рекордно сжатые сроки для столь масштабного проекта. В результате гостиница стала не только самой большой в мире, но и самой передовой», — отмечает Юрий Волчок.


Вид на Красную площадь и гостиницу «Россия». 1985 год (Фото: Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС)

В 1977 году в гостинице вспыхнул разрушительный пожар, в результате которого 42 человека погибли. После этого здание восстановили, заменили коммуникации, однако к концу 1990-х «России» требовался капитальный ремонт. В 2004 году столичные власти решили снести сооружение, чтобы построить на его месте современный гостинично-офисный комплекс. 1 января 2006 года «Россия» была закрыта, а в марте начались работы по разборке здания. Следующие восемь лет здесь был пустырь. В 2012 году Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею Собянину подумать над созданием парка в Зарядье. По итогам международного конкурса победил проект интернационального консорциума во главе с нью-йоркской компанией Diller Scofidio + Renfо. Официальное открытие парка запланировано на день города 2017 года.


Гостиница «Россия» в 1992 году (Фото: Денисов Роман/Фотохроника ТАСС)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий