На сколько периодов делится история древней греции. «Периодизация истории Древней Греции. Завоевание Галлии Цезарем

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

Древняя Греция.

Древняя Греция – страна на юге Балканского полуострова и прилегающих к нему островах. Древняя Греция считается колыбелью современной цивилизации Европы. Природа бросала древним грекам свой вызов: рельеф страны очень неровный, в Греции много гор, а между ними находятся немногочисленные плодородные равнины; практически нет крупных рек, береговая линия очень изрезана, много мысов и заливов. Путешествовать в Греции можно в основном по морю, морской путь зачастую был более лёгким, чем сухопутный. Греция стала морской цивилизацией. В Греции всегда не хватало пахотной земли, главными сельскохозяйственными культурами были оливки и виноград; однако ощущалась нехватка хлеба. Из-за этой нехватки греки вынуждены были начать колонизацию. Колония – поселение людей за пределами их родины. Великая греческая колонизация началась в VI веке до н. э (некоторые колонии греков существовали намного раньше).

Основные направления колонизации.

1. Западный берег полуострова Малая Азия. Важнейшими греческими колониями здесь были Эфес, Милеет и Галикарнас. Отсюда в Грецию завозили хлеб и лошадей.

2. Остров Сицилия был важнейшей житницей Греции. Крупнейшей греческой колонией здесь были города Мессина и Сиракузы.

3. Северный берег Чёрного моря. Важнейшими колониями здесь были Херсонес (в Крыму) и Ольвия (у впадения в море Днепра). Причерноморье поставляло в Грецию хлеб и рабов.

Отдельные колонии греков проявлялись и на других берегах Средиземного моря (например, Мессалия – Марсель на юге современной Франции) до Геркулесовых столбов (так греки называли Гибралтарский пролив.

В обмен на товары из колоний греки поставляли туда вино, оливковое масло, а также многочисленные ремесленные изделия многие из которых были настоящими шедеврами в своей области. Таким образом, главными занятиями древних греков было ремесло и торговля, а не земледелие, как в большинстве цивилизаций Древнего Востока. Природа и занятия древних греков формировали своеобразный менталитет (совокупность духовных особенностей, характерных для людей разных национальностей, культур, образов жизни). Главными качествами, ценившимися среди сынов Эллады, были: индивидуализм (на Востоке – коллективизм), соревновательность и предприимчивость. Каждый человек был ценен сам по себе, а не как часть коллектива ему подобных. Воплощением соревновательного духа, присущего Древним рекам стали Олимпийские игры. Первые такие общегреческие соревнования прошли в 773 г. до н.э. и с тех пор повторялись каждые 4 года до конца II века нашей эры. По олимпиадам греки вели своё летоисчисление. Менталитет греков породил их своеобразное политическое устройство. Гражданскую общину – полис .

Периодизация истории Греции.

1. Крито-микенский период. XV-XIII в.в. до н.э. Высокоразвитая цивилизация существовала на юге материковой Греции и на о. Крит. Важнейшими памятниками этой эпохи являются: раскопки на месте Древних Микен, где найдены Львиные ворота и золотая маска Микенского царя (Агамемнона). Остатки дворца в критском городе Кносс. Этот дворец имеет очень сложную планировку. Учёные полагают, что он был прообразом мифического жилища Минотавра. Эта цивилизация погибла по неизвестным причинам, возможно от природного катаклизма. Подвиги героев этого периода описаны в поэмах Гомера.

2. Гомеровский период. XIII-IX в.в. до н.э. Цивилизация значительно уступала предшественнице. Орудия труда были более примитивные и грубые, Но жили эпические поэты сказители – аэды, одним из которых был слепей Гомер автор «Илиады», которая рассказывает о первых 9 годах осады Трои и «Одиссеи» повествующий о её взятии и о возвращении героев домой. Троя (Илин) многие столетия считалась легендарным городом – выдумкой Гомера, Но на рубеже XIX-XX веков археолог энтузиаст Шлимман следуя указаниям Гомера, содержащимся в поэмах отыскал на Эгейском побережье современной Турции остатки древнего города, погибшего в XIII в. до н.э. в результате пожара.

3. Архаический период. IX-VI в. до н.э. Гомеровская цивилизация погибла в результате вторжения в ахейскую Грецию племён дорийцев с севера. Упадок сменился подъёмом и к концу периода в Греции появилось большинство будущих полисов, возникли архитектурные ордеры, из празднеств посвященных богу Дионису возник театр.

4. Классический период VI – кон. IV в до н.э.. Был достигнут наивысший расцвет культуры античной Греции. Появились классические полисы. Строились прекраснейшие храмы, создавались статуи, ставшие образцом для подражания в бедующем. Наивысшего расцвета достигла греческая философия. Начали закладываться основы культурных ценностей современной цивилизации Европы.

5. Эллинистический период. Начало ему положили завоевательные походы Александра Македонского. Некоторые учёные считают началом этого периода битву при Херонее, когда объединенное войско полисов Греции было разбито армией македонского царя Филиппа II (337 год до н.э). В период эллинизма культура Греции распространилась далеко на восток, но в неё проникало всё больше элементов культуры востока. Учёные спорят и о времени окончания данного периода. Большинство из них считают, что период закончился в нач. II в до н.э., когда сама Греция попала в зависимость от Древнего Рима. Однако некоторые учёные считают окончанием периода сер. I в до н.э., когда римляне покорили последнее эллинистическое государство средиземноморья – Египет Птолемеев.

Полисы Греции.

Полисы – гражданские общины и города – государства Древней Греции. В период расцвета полисного строя в Греции их насчитывалось более 200. Самые большие полисы Греции (Лаконика, полис на о. Крит) составляли несколько сот квадратных километров. Самый маленький по площади полис – Коринф занимал лишь 2 квадратных километра, но располагался на перешейке, который отделял Среднюю Грецию от полуострова Пеллопонесс. Граждане плиса чаще всего составляли общину его равноправных членов. Гражданство влекло за собой как права:

1. участие в народном собрании и управлении полисом;

2. владение на территории полиса землёй и иной собственностью;

так и обязанности:

1. служба в армии;

2. материальное участие зажиточных граждан в финансировании мероприятий полиса.

Демократические Афины.

Одним из центров Древней Греции был Афинский полис. Он находился в области Аттика на скалистом мысе в средней Греции.

Начало процессу демократизации Афинского плиса положили в VI в до н.э. законы, изданные при архонте Драконте . Законы эти были очень жестокими (с точки зрения наказаний), но признавали главный тезис демократии – равенство граждан перед законом и судом. В начале V в до н.э. архонт Солон издал новый свод законов Афин. Законы Солона запрещали обращение в рабство граждан Афин за долги, и даже изъятие за долги у них земельных участков . Наконец своего расцвета Афинская демократия достигла при архонте Перикле (конец V в до н.э). Перикл ввёл в Афинах плату за исполнение административных должностей, тем самым он сделал их доступными не только для представителей знати, но и для всех простых граждан города.

Главным органом непосредственной демократии в Афинах было народное собрание. Оно собиралось на центральной площади Афинского акрополя и по названию этой площади именовалось агорой . Формально принимать участие в нём могло всё взрослое мужское несение Афинского полиса. Однако афинская демократия имела ряд заметных ограничений:

1. Правами гражданства не пользовались женщины. Они могли передавать право гражданства своим детям, но в управлении не участвовали. Это происходило потому, что женщины не носили оружия и не могли служить в армии, то есть выполнять важнейшую обязанность гражданина.

2. Правами гражданства не пользовались свободные не граждане – метеки. Они могли быть очень состоятельными людьми, но не могли владеть земельной собственностью на территории полиса и не участвовали в агоре.

3. Жители Афин имели преимущество по отношению к остальным жителям Аттики. Заседания агоры начинались рано утром (с первыми лучами солнца) и только Афиняне могли спокойно попасть к началу вовремя.

4. Естественно гражданами не являлись многочисленные афинские рабы, которые не считались даже людьми, а лишь говорящими орудиями.

На агоре принимались важнейшие решения политики Афин: объявлялась война, заключался мир, выбирались важнейшие должностные лица полиса:

Коллегия архонтов – главных должностных лиц полиса - ареопаг;

Коллегия стратегов – военачальников, они даже в период расцвета демократии избирались только из состоятельных граждан полиса. В случае поражения они отвечали перед полисом своим имуществом.

Заседатели суда присяжных - гэллеи .

Важнейшим механизмом поддержания демократии в Афинах был остракизм (от греч. «острокас» - черепок). Если кому-то из граждан казалось, что поведение другого гражданина направлено на получение чрезмерной личной власти (против демократии) начиналась процедура остракизма. Граждане голосовали про помощи разноцветных черепков. Если обвинение поддерживало большинство участников агоры, то обвиняемый изгонялся из города на 10 лет, однако собственность его сохранялась за своим прежним владельцем.

Главным достоинством гражданина было умение чётко и аргументировано отстаивать свою точку зрения, например, в народном собрании или перед судом присяжных. Постепенно среди афинян выделилась специальная прослойка красноречивых граждан – демагогов, которые за деньги защищали интересы своих сограждан во время различных заседаний.

Со времен Перикла исполнение выборных должностей и даже участие в народном собрании стало оплачиваться, со временем это вызвало застой в политической системе Афин, так как вело к росту иждивенческих отношений, исполнение гражданских обязанностей стало рассматриваться некоторыми гражданами как род профессиональной деятельности.

Олигархическая Спарта.

Спартанский полис (область Лаконика ) находился на юге полуострова Пеллопонесс в долине одной из самых больших рек Греции – Эврота. Ещё в глубокой древности воинственные спартанцы покорили соседнюю область Мессению и превратили её население в полурабов – илотов, которые принадлежали всему спартанскому полису, занимались земледелием и обеспечивали спартанцев материальными благами.

Законы Спартанского полиса были приняты ещё в глубокой древности, а их авторство приписывается легендарному законодателю – Ликургу.

Сами спартанцы единственным занятием достойным свободного человека считали войну. Вся их жизнь была подчинена подготовке к ней. Слабых младенцев не способных в будущем стать хорошими воинами умерщвляли, сбрасывая со скалы. Мальчиков в 5-6 лет забирали из семьи и воспитывали в специальных военных лагерях , где им прививали волю, выносливость, умение владеть любым оружием с 10 лет к физическим упражнениям присоединялись занятия философией, математикой, игра на музыкальных инструментах. Когда у мальчика начинала расти борода, он становился полноправным членом спартанской общины. Все спартанцы были отличными войнами, они хорошо сражались, как в одиночку, так и в строю тяжелых пехотинцев – гоплитов. Во время греко-персидских войн спартанский царь Леонид во главе с горсткой воинов (300 человек) долго сдерживал огромную армию персидского царя, которая в сотни раз превосходила спартанцев численно в Фермопильском ущелье. Девочек воспитывали, делая упор на занятия, позволявшие в перспективе стать хорошей женой и матерью. Всем имуществом спартанцы владели коллективно. Питались в общих столовых. Что бы избежать имущественного расслоения спартанцев, деньгами в полисе были большие железные слитки , пригодные для изготовления оружия. Если спартанец мужчина не погибал в многочисленных сражениях и доживал до старости, он становился членом герусии – совета старейшин, который принимал решения об управлении полисом. Рядовые спартанцы лишь одобряли решения герусии звоном оружия или отвергали их криками. Для командования войском в Спарте было2 наследственных царя , их быт ничем ни отличался от быта рядовых спартанцев. В случае войны один из царей (как правило, более талантливый) выступал во главе армии в поход, а другой, во главе с ветеранами организовывал оборону полиса. Спартанцы должны были беспрекословно повиноваться приказам царя. В случае ослушания провинившегося ждала немедленная смертная казнь. В мирное время цари никаких привилегий перед остальными гражданами полиса не имели. Кроме спартанцев и илотов в Спарте существовал ещё один тип не граждан – периэки , они занимались ремеслом и торговлей и были полностью лишены права влиять на политику полиса и владеть в нём землёй, которая являлась коллективной собственностью общины спартанцев.


Похожая информация.


Ну, а теперь от общих рассуждений мы с вами переходим непосредственно к первому периоду греческой истории. Для начала нужно дать периодизацию греческой истории. Я вам дал общие рамки античности: это III тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э. Заканчивать античную историю будет римское государство, мы же сейчас говорим только о Греции.

История древней Греции делится на несколько периодов.

Первый период (III — II тысячелетие до н.э.) называется крито-микенским периодом.

Затем период с XI по IX века до н.э. Называется период тёмных веков, он же гомеровский период, он же предполисный период (что такое полис, мы с вами будем говорить на наших лекциях).

VIII — VI века до н.э называется архаический период (архаю – значит “древнейший”, просто с VIII века раньше историки начинали историю древней Греции. От этого времени у нас сохранились письменные памятники и долгое время считалось, что реальная история начинается в Греции только с этого момента).

Затем V — IV века – это тот период, который является как бы нормативным, который в основном для большинства людей и представляет классическую древнюю Грецию. Он так и называется: классический период. Это как раз расцвет греческой цивилизации, V — IV века – расцвет греческой культуры, расцвет искусства. Хотя дальше мы с вами будем говорить, что из этих двух веков, причём и не полностью этих двух веков, расцвету-то будет уделено для этой цивилизации всего лишь 50 лет. А 100 лет классического периода придётся на эпоху кризиса. Но, повторяю, всё это вместе называется V — IV век – это эпоха классики.

Ну, и последний период (здесь уже года пойдут) – с 334-го года по 30-ый год до н.э. – этот период называется эллинистический период. 334 год – это начало восточных походов Александра Македонского, и тогда наша греческая цивилизация распространится вплоть до территории современного Афганистана и северо-западной Индии, это будет тоже греческим миром. Поэтому я и говорил, что греческая цивилизация занимает не только территорию Европы. А в 30-м году падёт последнее независимое государство эллинистическое, это Птолемеевский Египет. Это очень легко запомнить, поскольку с этим годом связано событие, которое знакомо даже не историку, а просто тому, кто любит читать книжки или смотреть кинофильмы. В этом году погибла знаменитая Клеопатра VII -ая и Марк Антоний, о чьей любви написано и снято достаточно много произведений.

30-й год советую вам запомнить ещё потому, что это так называемый “осевой” год не только для греческой истории, но и для римской истории это очень важный год. Это год окончания Римской республики и год начала Римской империи.

Итак, это то, что касается хронологии.

Древняя Греция является частью античного мира, культура которого развивалась в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и в сопредельных странах в период с 3-го тысячелетия до н.э. до середины V века н. э.

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов: эгейский или крито-микенский период (III - II тыс. до н.э.), гомеровский период (XI-X вв. до н.э.), архаический период (VIII -VII вв. до н.э.), классический период (V -IV вв. до н.э.), эллинистический период (вторая половина IV - середина I в. до н.э.). Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода.

Художественное творчество Эллады впервые в истории мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Но не реализм в точном копировании природы, а в завершении того, что не могла совершить природа. Искусству надлежало стремиться к тому совершенству, на которое она лишь намекнула, но которого сама не достигла.

Периодизация истории и культуры Древней Греции

· Крито-микенский период: 3 - 2 тысячелетия до н. э.

Во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. происходит массовое передвижение южно-европейских племён на юг, в области Восточного Средиземноморья. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в нач. 2-го тыс., в эпоху бронзы.

К началу 1-го тысячелетия до н.э. ионийцы утвердились на западном побережье Малой Азии, получившей название Ионии.

Эгейская культура (общее название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии) развивалась неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3-м тысячелетии до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции -- в конце 3-го тысячелетия; на Крите крепости неизвестны со 2-го тысячелетии до н. э.

Эгейская и крито-микенская культура является связующим звеном между культурами Востока и Древней Греции. Она охватывала несколько районов со своими оригинальными культурными четами и вместе с тем переплетающимися друг с другом. Самым древним из центров эгейской культуры, была Троя, воспетая Гомером. В бронзовом веке значительным культурным центром стал Крит. Здесь впервые в истории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города: Кнос, Фест, Гурния.

В XV веке до н.э. в результате стихийной катастрофы Крит теряет свою ведущую роль, его завоёвывают ахейцы. В начале XII века до н.э. в период Троянской войны ранние рабовладельческие государства эгейского мира приходят в упадок. Вскоре после Троянской войны начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев, продолжавшееся на протяжении всего XI века до н.э.. Эта волна разрушила очаги эгейской культуры. Вторжение дорийцев повлекло распад государств и оживление родовых отношений.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий