Сергей Снегов «Люди как боги (сборник). Сергей Снегов: "Люди как боги (сборник)" Автор произведения снегов люди как боги


Сергей Снегов

ЛЮДИ КАК БОГИ

(трилогия)

Обращение к читателям

Этот пятитомник - первое полное собрание научно-фантастических произведений Сергея Снегова. Во всяком случае тех, которые он сам хотел увидеть напечатанными. Из всех романов, повестей, памфлетов в снеговских сборниках не было только одного маленького рассказа - «Арифметика любви», который входит в цикл космических детективов. До сих пор он существовал только в журнальной версии.

Эти тексты хорошо знакомы многим любителям фантастики: только роман «Люди как боги» выходил на русском языке 12 раз (а еще 10 раз - на немецком, дважды - на польском, на венгерском и на японском). По четыре раза были напечатаны «Диктатор» и «Хрононавигаторы», семь раз - космические детективы (и по большей части - после его смерти). Казалось бы, все настолько устоялось, что бери любой из последних текстов - и вперед!

Но дело в том, что верстки этих изданий мы, как правило, не видели - даже при жизни Снегова он получал ее на сверку далеко не каждый раз. А приключений на долю этих книг выпало немало, и особенно отличились «Люди как боги». Как-то раз при наборе потеряли две страницы - и обнаружили это перед самой отправкой в типографию. В результате редактор за полчаса написал этакий небольшой «переходничок», сюжетные линии были весьма условно связаны - и через некоторое время книга вышла из печати. Однажды, получив очередное издание, мы не поверили своим глазам: роман весьма ощутимо похудел - издательство сократило его на 10 авторских листов (практически на четверть!). Естественно, никто нас об этом не предупредил.

Иногда, чтобы не затягивать с версткой, из текста произвольно выкидывали предложения и абзацы - или так же произвольно их дописывали, а значит, зачастую возникали неувязки и нестыковки… Нам очень не хотелось повторять эти ошибки в первом снеговском полном собрании.

К тому же две первые части «Людей как богов» были существенно сокращены - давно, еще в семидесятых. Дело в том, что их объем зашкаливал: в сборниках это еще могло пройти, а в отдельных книгах - нет (бумага тогда была на вес золота, ее распределяли из центра: столько-то тонн на такое-то издательство). Эти сокращения делились на три части: первыми Снегов убрал те куски, которые его заставили вставить при подготовке первой публикации - это было условием, при котором книга могла увидеть свет. В 1980-м, во время работы над ленинградским изданием «Людей как богов», он не просто вычеркивал - вымарывал их, и, думаю, мало какая работа доставляла ему такое удовольствие! Следующими под ликвидацию попали вставные персонажи и побочные сюжетные линии, а также излишняя детализация, без которой можно было обойтись. Как правило, эти сокращения улучшали роман - но даже если нет, они его не ухудшали, это точно. И, наконец, третья группа - вот эти отрывки было по-настоящему жалко! Они не уточняли и не конкретизировали сюжет - они работали на персонажей, и, ей-богу, герои «Людей…» кое-что потеряли, когда их не стало. Собственно, мы ему это говорили - и он с нами соглашался, вот только руки не доходили вернуть.

Мы сделали все это в нынешнем издании: восстановили часть сокращений, внесли правки, которые Снегов сделал для предыдущих публикаций - и которые по какой-то причине не были учтены, убрали посторонние добавки, вернули испарившиеся в процессе печати абзацы и предложения. Нельзя сказать, что этот текст максимально приближен к какому-нибудь конкретному изданию, - но он максимально близок к авторскому варианту, к той версии, которая - в силу разных причин - до сих пор так и не увидела свет.

И это касается не только «Людей как богов» - так мы работали со всеми пятью томами этого собрания сочинений.

Татьяна Ленская

ГАЛАКТИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА

Часть первая

ЗМЕЕДЕВУШКА С ВЕГИ

Из Фраскатти в старый Рим

Вышел Петр Астролог.

Высоко чернел над ним

Неба звездный полог.

Он глядел туда, во тьму,

Со своей равнины.

И мерещились ему

Странные картины.

Н. Морозов

Я человек: как бог я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен.

Для меня эта история началась с того, что на второй день после возвращения на Землю, во время прогулки над кратерами Килиманджаро, я повстречал Лусина верхом на огнедышащем драконе.

Я не люблю летать на драконах. В них что-то от древнего театра. А неповоротливых пегасов я попросту не терплю. Для полетов на Земле я беру обычную авиетку - так и надежней и удобней. Но Лусин без драконов не мыслит передвижения. В школе, когда эти дурно пахнущие чудища лишь входили в моду, Лусин вскарабкался на учебном драконе на Джомолунгму, Дракон вскоре подох, хоть был в кислородной маске, а Лусину запретили месяц появляться в конюшне. С той поры прошло сорок три года, но Лусин не поумнел.

Если бы на других планетах жили какие-то существа, то какими они могли бы быть? Кто знает, а вдруг они всё же существуют, просто пока наука не достигла того уровня, чтобы путешествовать по всей Вселенной и изучать планеты. Когда читаешь фантастический роман Сергея Снегова «Люди как боги», существование инопланетных рас кажется вполне реальным. Писатель рисует хорошо продуманный мир, рассказывает о законах Вселенной и технологических достижениях, и с трудом верится, что этот мир вымышленный.

Роман состоит из трёх книг и считается одним из самых объёмных произведений советской фантастики. Сам писатель говорил, что в нём переплетаются идеи космической оперы и библейских текстов. Однако в большей степени это увлекательная фантастика, поражающая воображение читателей. Романы читаются буквально на одном дыхании.

В далёком будущем, когда были разрешены все межгосударственные проблемы и наука шагнула далеко вперёд, мир изменился до неузнаваемости. Всё, что нужно людям, производится автоматически, даже синтетические продукты питания. Уже никто и не вспомнит, как было раньше, да это и не считается нужным. Стала возможна телепатическая связь между компьютером и человеком, можно даже найти вторую половинку, посоветовавшись с умной машиной.

Перелёты между звёздами стали возможны за счёт того, что теперь пространство можно превратить в вещество. Была установлена связь с жителями других планет. Оказалось, что существует много инопланетных рас. Во время межзвёздной конференции было выявлено, что у инопланетян есть память о могущественных цивилизациях, которые вели между собой войну. Где они сейчас и есть ли опасность встретиться с ними?

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Люди как боги" Снегов Сергей Александрович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Этот пятитомник - первое полное собрание научно-фантастических произведений Сергея Снегова. Во всяком случае тех, которые он сам хотел увидеть напечатанными. Из всех романов, повестей, памфлетов в снеговских сборниках не было только одного маленького рассказа - «Арифметика любви», который входит в цикл космических детективов. До сих пор он существовал только в журнальной версии.

Эти тексты хорошо знакомы многим любителям фантастики: только роман «Люди как боги» выходил на русском языке 12 раз (а еще 10 раз - на немецком, дважды - на польском, на венгерском и на японском). По четыре раза были напечатаны «Диктатор» и «Хрононавигаторы», семь раз - космические детективы (и по большей части - после его смерти). Казалось бы, все настолько устоялось, что бери любой из последних текстов - и вперед!

Но дело в том, что верстки этих изданий мы, как правило, не видели - даже при жизни Снегова он получал ее на сверку далеко не каждый раз. А приключений на долю этих книг выпало немало, и особенно отличились «Люди как боги». Как-то раз при наборе потеряли две страницы - и обнаружили это перед самой отправкой в типографию. В результате редактор за полчаса написал этакий небольшой «переходничок», сюжетные линии были весьма условно связаны - и через некоторое время книга вышла из печати. Однажды, получив очередное издание, мы не поверили своим глазам: роман весьма ощутимо похудел - издательство сократило его на 10 авторских листов (практически на четверть!). Естественно, никто нас об этом не предупредил.

Иногда, чтобы не затягивать с версткой, из текста произвольно выкидывали предложения и абзацы - или так же произвольно их дописывали, а значит, зачастую возникали неувязки и нестыковки… Нам очень не хотелось повторять эти ошибки в первом снеговском полном собрании.

К тому же две первые части «Людей как богов» были существенно сокращены - давно, еще в семидесятых. Дело в том, что их объем зашкаливал: в сборниках это еще могло пройти, а в отдельных книгах - нет (бумага тогда была на вес золота, ее распределяли из центра: столько-то тонн на такое-то издательство). Эти сокращения делились на три части: первыми Снегов убрал те куски, которые его заставили вставить при подготовке первой публикации - это было условием, при котором книга могла увидеть свет. В 1980-м, во время работы над ленинградским изданием «Людей как богов», он не просто вычеркивал - вымарывал их, и, думаю, мало какая работа доставляла ему такое удовольствие! Следующими под ликвидацию попали вставные персонажи и побочные сюжетные линии, а также излишняя детализация, без которой можно было обойтись. Как правило, эти сокращения улучшали роман - но даже если нет, они его не ухудшали, это точно. И, наконец, третья группа - вот эти отрывки было по-настоящему жалко! Они не уточняли и не конкретизировали сюжет - они работали на персонажей, и, ей-богу, герои «Людей…» кое-что потеряли, когда их не стало. Собственно, мы ему это говорили - и он с нами соглашался, вот только руки не доходили вернуть.

Мы сделали все это в нынешнем издании: восстановили часть сокращений, внесли правки, которые Снегов сделал для предыдущих публикаций - и которые по какой-то причине не были учтены, убрали посторонние добавки, вернули испарившиеся в процессе печати абзацы и предложения. Нельзя сказать, что этот текст максимально приближен к какому-нибудь конкретному изданию, - но он максимально близок к авторскому варианту, к той версии, которая - в силу разных причин - до сих пор так и не увидела свет.

И это касается не только «Людей как богов» - так мы работали со всеми пятью томами этого собрания сочинений.

Татьяна Ленская

Книга 1. Галактическая разведка

Часть первая. Змеедевушка с Веги

Из Фраскатти в старый Рим

Вышел Петр Астролог.

Высоко чернел над ним

Неба звездный полог.

Он глядел туда, во тьму,

Со своей равнины.

И мерещились ему

Странные картины.

Н. Морозов

Я человек: как бог я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен.

Для меня эта история началась с того, что на второй день после возвращения на Землю, во время прогулки над кратерами Килиманджаро, я повстречал Лусина верхом на огнедышащем драконе.

Я не люблю летать на драконах. В них что-то от древнего театра. А неповоротливых пегасов я попросту не терплю. Для полетов на Земле я беру обычную авиетку - так и надежней и удобней. Но Лусин без драконов не мыслит передвижения. В школе, когда эти дурно пахнущие чудища лишь входили в моду, Лусин вскарабкался на учебном драконе на Джомолунгму, Дракон вскоре подох, хоть был в кислородной маске, а Лусину запретили месяц появляться в конюшне. С той поры прошло сорок три года, но Лусин не поумнел.

Он твердит, что в нем играет душа его предков, обожествлявших эти странные существа, по-моему же - он оригинальничает. Андре Шерстюк да он готовы вывернуться наизнанку, лишь бы чем-нибудь поразить, - такой уж это народ!

И когда с Индийского океана понесся крылатый змей, окутанный дымом и пламенем, я сразу понял, что на нем Лусин. Лусин выкрикнул приветствие и приземлился на обрыве кратера Кибо. Я покружился в воздухе, рассматривая его зверя, потом тоже сел. Лусин побежал ко мне, мы сердечно пожали друг другу руки. Мы не виделись два года. Лусин наслаждался моим удивлением.

Дракон был крупный, метров на десять. Он бессильно распластался на камнях, устало закрыл выпуклые зеленые глаза, его худые бока, бронированные оранжевой чешуей, вздувались и западали, вспотевшие крылья подрагивали. Над головой зверя клубился дым, при выдохе из пасти вырывалось пламя. Огнедышащие драконы были мне внове.

Последняя модель, - сказал Лусин. - Два года выводил. Инфовцы хвалят. Хорош, нет?

Лусин работает в Институте Новых Форм - ИНФе - и не устает хвастаться, что у них создают живые новообразования, до каких природа не доберется и за миллиард лет. Кое-что, например говорящие дельфины, у них и вправду получалось неплохо. Дымящий, как вулкан, змей не показался мне красивым.

Вся эта бутафория ни к чему. Если, конечно, вы не задумали пугать им детишек.

Лусин любовно похлопал дракона по одной из его двенадцати лягушачьих ног.

Эффектен. Повезем на Ору. Пусть смотрят.

Меня раздражает, когда говорят об Оре. Половина моих друзей летит туда, а мне не повезло. Меня бесит не их удача, конечно, а то, что они превращают интереснейшую встречу с обитателями иных миров в примитивную выставку игрушек. Каких только изделий не тащат на Ору!

Чепуха! Никто там не взглянет на твое ископаемое. Каждый звездожитель сам по себе удивительней всех ваших диковинок. Думаю, машины заинтересуют их куда больше.

Машины - да! Звери - тоже да. Все - да!

И ты - да! - передразнил я. - Вот уж образец человека пятого века: рыжеволосый, рыжеглазый, рост метр девяносто два, возраст - под шестьдесят, одинок. Как бы там в тебя не влюбилась мыслящая жаба. И на драконе не удерешь!

Лусин улыбнулся и покачал головой:

Завидуешь, Эли. Древнее чувство. До драконов. Понимаю. Сам бы на твоем месте.

Лусин говорит словно иероглифами. Мы привыкли к его речи, но незнакомые не всегда его понимают. Он, впрочем, не любит толковать с незнакомыми.

Его укор расстроил меня, я с возмущением отвернулся. Лусин положил мне руку на плечо.

Спроси - как? - попросил он печально. - Интересно.

Я кивнул, чтоб не огорчать Лусина равнодушием. Из рассказа я понял, что в желудке у дракона синтезируются горючие вещества и что самому дракону от этого ни холодно, ни жарко.

Сюжет

Галактическая разведка ()

Эли Гамазин в составе делегации с Земли отправляется на Ору на межзвёздную конференцию. Ора - это искусственная планета, плоская по форме и освещаемая искусственным солнцем, ночью превращающимся в луну. На Оре во время конференции земляне получают сведения о гуманоидах (галактах), которые ведут войну с невидимыми врагами. Отправляясь на разведку в Плеяды , земляне натыкаются на расу разрушителей, которые похищают Андре Шерстюка. В погоне за разрушителями Эли, Леонид Мрава и Ольга Трондайк обнаружили, что в рассеянном скоплении и Персея пространство искривлено таким образом, что выхода из скопления нет. До землян по сверхсветовой связи доходят сообщения неведомых друзей, предположительно, от галактов, что им нужно срочно выбираться из скопления, однако разрушители не дают им это сделать. Наконец, после многих попыток, Ольга решает аннигилировать одну из планет возле «активных» звёзд, превратив её вещество в пустое пространство (реакция Танёва). Это Ольге удаётся, но на их звездолёт обрушиваются три гравитационных удара, пущенных кораблями разрушителей.

Вторжение в Персей ()

Две космические эскадры под командованием Эли Гамазина отправляются к скоплению χ Персея . Там они встречаются с Великим Разрушителем, галактами, Мозгом -Мечтателем, и узнают о существовании таинственного и могущественного народа рамиров, создавших свою цивилизацию задолго до галактов. Объединив усилия с Мозгом, галактами и своими новыми неожиданными союзниками из числа разрушителей, люди вырываются из сетей гравитационной неевклидовости, создаваемой станциями метрики, и устремляют свой взор в ту часть Вселенной, в которую ушли рамиры.

Кольцо обратного времени ()

После гибели Первой экспедиции посланной к Ядру , на Земле формируется Вторая, в состав которой входят люди, галакты и демиурги. Эли Гамазин включается в неё в качестве научного руководителя экспедиции. Небольшой флот из 15 звездолётов устремляется в глубины Галактики встречая на своём пути Красное светило, Гибнущие Миры, систему Трёх Пыльных Солнц, народ аранов и Оана, следы Жестоких Богов, Гимны Бытию и Небытию, Всёуничтожающий Луч, разрывы Времени, враждебное Тяготение, безумие Машин и искажения последовательности протекания событий. При этом члены Второй экспедиции испытывают боль тяжёлых утрат, пытаясь замкнуть Кольцо Времени, на что они решились увидев проявления силы рамиров.

Персонажи

Люди

  • Эли Гамазин - главный герой повествования. Выпускник школы в Гималаях , тугодум и шутник. В первой части романа - секретарь своей старшей сестры Веры, член экипажа «Пожирателя пространства». Во второй - адмирал человеческой флотилии, направленной в Персей , командующий объединёнными флотами людей и галактов. В третьей - научный руководитель экспедиции в ядро Галактики .
  • Андре Шерстюк - выпускник школы в Гималаях, очень близкий друг Эли. «Генератор идей». Очень любит менять свою внешность. Женат на Жанне, которая позже родит ему сына Олега. В первой части сочинил симфонию «Гармония звёздных сфер», где помимо музыки на слушателя воздействовали изменением температуры и гравитации . Симфония провалилась с оглушительным треском. Принял участие в походе на Плеяды , где его похитили разрушители. Во второй части, где Эли с друзьями попадает в плен к разрушителям, Андре предстаёт перед пленниками полностью потерявшим разум. Однако очень быстро восстанавливается и помогает пленникам обрести свободу, а когда люди захватывают одну из станций искривления пространства, Андре принимает на себя руководство этой станцией.
  • Павел Ромеро - историк и историограф. Одет по моде XIX -XX веков , носит бородку-эспаньолку и трость . Очень хорошо знает историю Земли . Жених (потом муж) Веры Гамазиной, сестры Эли.
  • Луси́н - выпускник школы в Гималаях, биолог , сотрудник «Института Новых Форм», который выводил мифических животных, воздействуя на гены настоящих. Например, из лошадей создал пегасов , а из ящериц - драконов . Говорит Лусин как бы «иероглифами », строит очень короткие фразы из двух-трёх слов, и понять его может только тот, кто хорошо его знает. Очень трепетно относится ко всему живому. Погиб в третьей части романа на Арании при попытке помешать массовой акции самоубийства местных жителей.
  • Вера Гамазина - старшая сестра Эли и невеста (потом жена) Павла. Член Большого Совета. Очень красивая женщина, всегда хорошеет в гневе. Любит подолгу стоять у окна, запрокинув голову и положив руки на затылок. Умерла естественной смертью до начала повествования третьей части.
  • Мэри Глан - жена Эли (со второй части романа). Женщина не блещущая красотой, но хорошенькая. Увлекается ботаникой и микробиологией , вывела группу бактерий , питающихся металлами и выделяющих водород и кислород . Родила сына Астра.
  • Ольга Трондайк - выпускница школы в Гималаях, математик, капитан космического корабля, командующая резервной эскадрой. Всю жизнь любила Эли Гамазина, но вышла за Леонида Мраву. В свободное время любит вычислять.
  • Леонид Мрава - выпускник школы в Гималаях, капитан космического корабля, очень резкий и порывистый человек. Жених (потом муж) Ольги Трондайк. Погиб до начала повествования третьей части.
  • Аллан Круз - выпускник школы в Гималаях, капитан космического корабля. Очень высокий человек с громким голосом. По мнению Эли Гамазина, у Аллана всего два состояния: он либо ликует, либо негодует. Погиб до начала повествования третьей части вместе с Леонидом.
  • Эдуард Камагин - член экипажа звездолёта «Менделеев» (помощник капитана), запущенного 400 лет назад, атакованного разрушителями. Из-за эйнштейновского замедления времени , наблюдаемого на околосветовых скоростях, стало возможным встретиться со своими потомками. Капитан одного из космических кораблей. Человек маленького роста.
  • Василий Громан - член экипажа звездолёта «Менделеев» (штурман).
  • Олег Шерстюк - сын Андре Шерстюка, внешне очень похож на отца. Командир звёздной эскадры, направленной в экспедицию на Ядро. Влюблён в Ирину.
  • Ирина Трондайк - дочь Ольги Трондайк и Леонида Мрава. Характером и внешностью пошла в Леонида. Член экспедиции на Ядро, ассистентка Эллона, влюблённая в своего начальника. После создания коллапсана отправила себя в будущее . Дальнейшая судьба неизвестна.
  • Астр - сын Эли Гамазина и Мэри Глан, немного похож на отца. «Заразил» жизнью Третью планету разрушителей раствором созданных Мэри микроорганизмов , питающихся металлами . Умер в возрасте 6 лет от действия высокой гравитации на Третьей планете.

Инопланетяне

  • Труб - четырёхкрылый ангел огромных размеров, буян, считающий себя князем . Родом с девятой планеты системы Пламенной B в Гиадах . После стычки с Эли немного утихомирился, а когда все участники покидали Ору, пожелал лететь не домой, а на Землю к людям. Очень сдружился с Эли и Лусином. В бою показал себя прекрасным бойцом. Погиб в Ядре, когда экспедицию поразил рак времени .
  • Фиола - очень красивая змея с почти человеческой головой, родом с Веги . Участница звёздной конференции на Оре. В Фиолу влюбляется Эли, но потом быстро остывает.
  • Орлан - разрушитель (демиург). Разрушитель Первой Имперской категории, вельможа, приближенный Великого, одним из первых понявший, что философия разрушителей ложна, и активно помогавший Эли во второй части повествования. Сопровождал Эли в экспедиции на планеты галактов. В третьей части помогал добиваться от Эллона выполнения поставленных задач.
  • Эллон - разрушитель (демиург). Один из гениальнейших умов, модернизировал оружие, создающее неевклидово пространство, и установил его на кораблях флота в третьей части повествования. Также разработал коллапсар - машину времени . Психически неуравновешен (по мнению Грация, вследствие избытка искусственности в его теле). Рак времени обострил неуравновешенность Эллона, и он погиб при попытке бегства в прошлое.
  • Гиг - разрушитель, Невидимка. Развязный и дружелюбный персонаж. Как и все невидимки, прекрасный исполнитель приказов, но слишком скор на принятие решений. Один из первых вместе с Орланом перешёл на сторону Эли и принял его философию (во второй части повествования). Также вместе с Орланом сопровождал Эли в экспедиции на планеты галактов. В третьей части - занимался в основном разведкой.
  • Граций - галакт, существо трёхметрового роста, очень похожее на людей, с огромными глазами и гнушимися во все стороны пальцами. Один из первых принявших Эли на корабле галактов (во второй части повествования), принимал участие в управлении кораблём, дублируя Мозг. Довольно легко переносил рак времени .
  • Мозг - живой мозг происхождения галактов. Использовался разрушителями для управления гравитационными установками на Третьей Планете. Активно помогал Гамазину в противоборстве с разрушителями. С согласия Эли, поселился в теле дракона Громовержца (после того, как его мозг был поврежден в битве за Третью Планету), чтобы насладиться телесными ощущениями и назвал себя Бродягой. Но когда в третьей части романа тело Громовержца состарилось, был возвращён в своё прежнее состояние. Управлял кораблями, пока были повреждены МУМ (Малые Универсальные Машины - некий аналог компьютеров, управляют всей техникой и обеспечивают, благодаря сложной системе датчиков, телепатическую связь между людьми). Предположительно, погиб из-за ненависти к нему со стороны Эллона, отправившего его в прошлое.
  • Оан - существо, маскирующееся под аранов, жителей планеты Арания. Позже выясняется, что Оан - шпион рамиров.

Публикации

История создания и публикации

Снегов так описывал мотивы создания своего романа :

Обратился к научной фантастике. Мне хотелось написать то, чему никто не сможет возразить. Я собрал своих родственников и друзей и совершил с ними такое хулиганство: перенес их на пятьсот лет вперед… Так появился роман «Люди как боги».

Была ещё одна причина, почему я обратился к научной фантастике. Дело в том, что на Западе эта литература трагична. Она описывает наше будущее как царство монстров. Я же написал роман о светлом будущем человечества.

Издательская судьба романа была непроста - его отвергли подряд четыре издательства . Первая книга романа впервые была опубликована в сборнике фантастики Лениздата «Эллинский секрет» в 1966 году под названием «Люди как боги» . Вторая книга вышла через два года в сборнике того же издательства под названием «В звёздных теснинах» (при этом «Вторжение в Персей» было названием первой части второй книги и самого сборника). В 1971 году в Калининграде первые две книги романа вышли отдельным томом. В 1970-х была написана третья книга романа, опубликованная в 1977 году. Наконец, в 1982 году все три книги были собраны в одной томе, при этом текст романа был существенно сокращён автором (особенно первые две книги, которые уменьшились более чем на 15 процентов), чтобы привести его объём в соответствие с требованиями издательства, а первая книга получила заглавие «Галактическая разведка» .

Роман переводился на иностранные языки и издавался в Германии, Японии, Польше, Венгрии, Болгарии, Испании, Франции.

Список изданий

Русские издания

  1. Сергей Снегов. Люди как боги // Эллинский секрет / Сост. и авт. предисл. Е. Брандис , В. Дмитревский . - Л. : Лениздат, 1966. - С. 22-304. - 518 с. - 65 000 экз.
  2. Сергей Снегов. В звёздных теснинах. // Вторжение в Персей / Сост. и авт. предисл. Е. Брандис, В. Дмитревский. - Л. : Лениздат, 1968. - С. 32-305. - 469 с. - 100 000 экз.
  3. Сергей Снегов. Люди как боги . - Калининград: Калининградское книжное издательство, 1971. - 464 с. - 30 000 экз.
  4. Сергей Снегов. Кольцо обратного времени // Кольцо обратного времени / Сост. и авт. вступ. ст. Е. Брандис, В. Дмитревский. - Л. : Лениздат, 1977. - С. 11-270. - 639 с. - 100 000 экз.
  5. Сергей Снегов. Люди как боги . - Л. : Лениздат, 1982. - 719 с. - 50 000 экз.
  6. Сергей Снегов. Люди как боги . - Калининград: Калининградское книжное издательство, 1986. - 607 с. - 50 000 экз.
  7. Сергей Снегов. Люди как боги . - Доваль-Никишка, 1992. - 624 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-8308-0015-2
  8. Сергей Снегов. Люди как боги. - СПб: Северо-Запад, 1992. - 634 с. - ISBN 5-835-2005-36
  9. Сергей Снегов. Люди как боги . - Армада, 1996. - 528 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-7632-0186-8
  10. Сергей Снегов. Сочинения в трёх томах. Т.1. Люди как боги . - Азбука-Терра, 1996. - 688 с. - ISBN 5-7684-0128-8 , 5-7684-0127-х
  11. Сергей Снегов. Люди как боги . - Центрполиграф, 1997. - Т. 1-2. - 10 000 экз. - ISBN 5-218-00526-6 , 5-218-00548-7
  12. Сергей Снегов. Люди как боги . - М-СПб: ООО «Издательство АСТ», Terra Fantastica, 2001. - 640 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-17-004122-5 , 5-7921-0358-5
  13. Сергей Снегов. Люди как боги . - Амфора, 2006. - 864 с. - 5000 экз. - ISBN 5-367-00212-9
  14. Сергей Снегов. Люди как боги . - Амфора, 2006. - 864 с. - 3000 экз. - ISBN 5-94278-988-6
  15. Сергей Снегов. Люди как боги . - Эксмо, 2010. - 736 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-699-44065-8

Немецкие издания

  1. Sergej Snegow. Menschen wie Götter . - München: Heyne Verlag, 1972. - 380 с. - ISBN 3453304683
  2. Sergej Snegow. Menschen wie Götter . - Heyne Verlag, 1978. - 381 с. - ISBN 3453304683
  3. Sergej Snegow. Menschen wie Götter. - Moskau - Berlin: Verlag Mir - Das Neue Berlin, 1981.
  4. Sergej Snegow. Menschen wie Götter. - 1996. - 600 с. - ISBN 3359008383
  5. Sergej Snegow. Menschen wie Götter. - Das Neue Berlin, 2003. - 634 с. - ISBN 3360008383
  6. Sergej Snegow. Menschen wie Götter . - Verlag Neues Leben, 2006. - 608 с. - ISBN 3355017264 , 978-3355017268
  7. Sergej Snegow. Menschen wie Götter. - Heyne Verlag, 2010. - 608 с. - ISBN 3453525191

Польские издания

  1. Siergiej Sniegow. Dalekie szlaki . - Iskry, 1972. - 540 с.
  2. Siergiej Sniegow. Ludzie jak bogowie. - Współpraca, 1998. - ISBN 9788370180836

Венгерские издания

  1. Szergej Sznyegov. Istenemberek . - Budapest: Móra Ferenc Könyvkiadó, 1988. - ISBN 9631163032

Японские издания

  1. セルゲイ・スニェーゴフ. 銀河の破壊者 . - 東京: 東京創元社, 1983. - 417 с. - ISBN 4-488-68201-4
  2. セルゲイ・スニェーゴフ. ペルセウス座侵攻 . - 東京: 東京創元社, 1984. - 398 с. - ISBN 4-488-68202-2
  3. セルゲイ・スニェーゴフ. 逆時間の環 . - 東京: 東京創元社, 1985. - 429 с. -

Е. Брандис и Вл. Дмитревский

О романе Сергея Снегова «Люди как боги»

Ответ читателю

Социально-фантастический роман С. Снегова, озаглавленный «Люди как боги», - антитеза одноименной утопии Герберта Уэллса, написанной прославленным английским фантастом вскоре после его посещения Советской России и знаменательной встречи с Лениным.

Напомним, что в романе Уэллса счастливый и светлый мир иного измерения, куда случайно попадает мистер Барнстейпл с небольшой группой соотечественников, так и остается утопией - неосуществимой и не имеющей реальных оснований для ее осуществления хрупкой мечтой…

И вот, более сорока лет спустя советский фантаст С. Снегов написал эпическое произведение, пронизанное оптимизмом и непоколебимой верой в могущество разума и благородство чувств наших далеких потомков, построивших великолепный мир, в котором Человек поднялся по своим возможностям вровень с им же в далекой древности придуманными богами.

Роман Снегова, первоначально публиковавшийся в сборниках Лениздата - «Эллинский секрет» (1966) и «Вторжение в Персей» (1968), недавно вышел отдельным томом, с эпиграфом, заменяющим издательскую аннотацию, взятым из газеты «Правда» (от 31 июля 1970 г.): «…Увлекает воображение грандиозностью человеческих замыслов и их свершений космическая эпопея С. Снегова «Люди как боги», представляющая собой нечто вроде ответа на пессимистический взгляд на будущее человечества, высказанный Уэллсом в одном из его романов…»

Роман получил хорошие оценки в периодической печати, был встречен многочисленными письмами читателей, требовавших продолжения. Эпопея состоит из двух книг: «Галактическая разведка» и «Вторжение в Персей». В настоящее время писатель работает над третьей книгой.

Читатель В. Войнов из г. Арзамаса в своей реплике «А боги кто?» («В мире книг», 1972, № 4) утверждает, что книга Снегова «изобилует заимствованиями из западной фантастики. Достаточно сравнить ее с повестью французского писателя Ф. Карсака «Пришельцы ниоткуда»: и там и здесь изображается борьба с кристаллическими разумными существами. Даже описание планеты, на которой в обоих произведениях проходит «конференция» разумных жителей Вселенной, чрезвычайно сходно».

Дело заключается в том, что моделирование тех или иных мыслимых ситуаций и будущих возможностей человечества опирается на наши сегодняшние представления и гипотезы, на тенденции развития, коренящиеся в самой действительности. Отсюда во многих случаях сходство тем и сюжетов, и от этого никуда не уйдешь.

Итак, первая часть романа Сергея Снегова опубликована в 1966 году. А роман Франсиса Карсака «Пришельцы ниоткуда» появился на русском языке, в сборнике под тем же названием в 1967 году. Но идея галактического содружества высокоразвитых цивилизаций стала достоянием фантастики раньше - еще в сороковых годах, а сейчас всерьез обсуждается учеными. Оба писателя, независимо друг от друга, избрали форму остросюжетного приключенческого романа и вынесли действие на просторы Галактики. А если дать волю воображению и представить себе разные биологические структуры разумных существ, населяющих планеты с неодинаковыми природными условиями, то сходство получится неизбежным.

Что же касается кристаллических разумных существ, то это явное недоразумение. Они могли бы и быть в романе Снегова, так как вполне допустимы формы жизни не только на углеродной основе, но и, например, на силициевой. Однако Снегов развивает другую концепцию. «Разрушители» или «сервы», с которыми человечество далекого будущего вынуждено в его романе вступить в борьбу, - ничто иное, как саморазвивающиеся и самовоспроизводящиеся работы, когда-то созданные галактами. В изображении Снегова «сервы» совмещают в себе биологические ткани и совершенные механизмы. Это нисколько не противоречит современным научным гипотезам.

И последнее. В. Войнову почему-то показалось, что С. Снегов принижает человека перед машинами, поручая им охранять будущее коммунистическое общество. «В конечном итоге, - пишет читатель, - получается так, что машина знает каждого так, как он не знает себя».

Этот упрек не состоятелен.

Гигантский рывок вперед, сделанный за последние годы такими науками, как электроника и кибернетика, вызвал ожесточенные споры ученых на тему «человек и машина». В западной фантастике, нередко отражающей произвольные «прогнозы» буржуазной футурологии, появилось множество произведений, в которых биологические работы вытесняют людей не только из сферы производства, но и замещают их во всех видах духовной деятельности, решительно беря верх над своим создателем - человеком.

Советские писатели, касаясь проблемы «человек и машина», проявляют разумную осмотрительность. Используя в своем творчестве научные гипотезы авторитетных ученых, наши фантасты видят в самой совершенной мыслящей машине будущего не конкурента, не соперника, а верного помощника человека.

Именно в таком качестве представлены в романе Снегова думающие и рассчитывающие устройства, от Большой Государственной машины до незаметных «Охранительниц», оберегающих каждого землянина от нелепых случайностей и неоправданного риска, избавляющих от необходимости перегружать мозг информацией и т. д.

Но так ли уж это плохо, как представляется читателю В. Войнову? Разве кибернетические машины наших дней «принижают» работающих на них программистов и операторов тем, что в десятки тысяч раз ускоряют сложнейшие вычисления?

Разве «принижают» человека искусственные почки или легкие, продлевающие ему жизнь?

Так почему же не поверить в изумительные машины будущего, способные на основе гигантской информации, суммировать общественное мнение, давать добрые советы, предлагать многовариантные или единственные возможные решения?

«Мы предложили машине проверить правильность нашей кандидатуры, принятой единогласно Большим Советом, - говорит Вера своему брату Эли. - Машина подтвердила наш выбор».

Отсюда легко понять, что не БГМ, а Большой Совет, т. е. коллектив людей, пользующихся особым доверием, предложил кандидатуру Эли на пост командующего космическим флотом Земли. Но при чем тут «охрана» будущего коммунистического общества?

Можно было бы продолжить разговор о романе Сергея Снегова «Люди как боги», ибо он того достоин. И хотя о вкусах не спорят, мы хотели показать ошибочность суждений В. Войнова.

Е. Брандис,

Вл. Дмитревский

Ленинград

«В мире книг» № 9

Из книги Нет времени автора Крылов Константин Анатольевич

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора

Из книги Том 3. Советский и дореволюционный театр автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Введение в славянскую филологию автора Кесарийский Прокопий

Боги хороши после смерти* Эту замечательную фразу сказал Ницше.Конечно, никому в голову не придет сомневаться в том, можно ли относиться к эллинскому Фебу, к мифу о Прометее или исландским Эддам с подозрением по части распространения вредного религиозного

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Славянские языческие боги Восточнославянские языческие боги. Перун и Велес. Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь. Западнославянские языческие боги. Свентовит. Руевит, Поревит, Поренут, Триглав. Яровит. СварожичПрокопий Кесарийский четко указывал на следующую

Из книги Любил ли фантастику Шолом-Алейхем? (сборник) автора Гопман Владимир Львович

Типология художественной образности люди – вещи и люди – идеи Первоначально добродетельный персонаж занимает в комедии более чем скромное место. В «Тресотиниусе» идеальная пара влюбленных появляется на периферии действия, в исходной ситуации и развязке только для

Из книги Наша фантастика № 2, 2001 автора Адеев Евгений

Рыцари фантастики. Вспоминая Александра Мирера, Виталия Бугрова, Сергея Снегова Потому что (виноват), но я Москвы не представляю Без такого, как он, короля. Булат Окуджава. Король «Жизнь дает человеку три радости… Друга, любовь и работу»… Это, конечно же, «Стажеры»

Из книги Сборник критических статей Сергея Белякова автора Беляков Сергей

Боги и все остальные Антон Орлов. МИР-ЛОВУШКА. - М.: Центрполиграф, 2000. - 490 с. - 8000 экз. - (Перекресток богов).В свое время Антон Орлов неплохо развеселил читателей своими сдержанно остроумными звездными сагами «Гонщик» и «Антираспад». Сделав глубокомысленную паузу,

Из книги Наша фантастика, №3, 2001 автора Белянин Андрей

Географ и его боги - Алексей Иванов Алексею Иванову пришлось завоевывать внимание читателя дважды. В 1990 году повесть двадцатилетнего автора напечатал популярный среди любителей фантастики “Уральский следопыт”, который выходил тогда полумиллионным тиражом. Дебют

Из книги В спорах о России: А. Н. Островский автора Москвина Татьяна Владимировна

Боги шутят Вадим Арчер. ВЫБРАВШИЙ БЕЗДНУ. - М.: Центрполиграф, 2001. - 473 с. - 8000 экз. - (Перекресток богов).Новый роман Вадима Арчера, уже успевшего зарекомендовать себя умелым творцом фэнтезийных миров («Алтари Келады», «Чистый огонь»), на этот раз посвящен истории Земли,

Из книги За стеной: тайны «Песни льда и огня» Джорджа Р. Р. Мартина автора Лаудер Джеймс

Люди, боги и черти в драматургии А. Н. Островского от «Грозы» (1859) до «Снегурочки» (1873) После грозного сражения богов, демонов и героев в «Грозе» Островский, судя по всему, отдохнул душой, вернувшись в заповедную область «Божьего попущения», в царство судьбы и случая, к

Из книги Поэтика медицины: от физиологии к психологии в раннем русском реализме автора Мертен Сабина

Боги Вестероса Ситуация весьма запутанная, поскольку в Вестеросе обитает множество богов. Вот краткий список.Старые боги. Северяне поклоняются древним богам камня, земли и деревьев, которым в древности поклонялись Дети Леса. Судя по всему, у этих богов нет формального

Из книги Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика [Сборник статей] автора Борисова Ирина

Из книги Избранное: Проза. Драматургия. Литературная критика и журналистика [сборник] автора Гриценко Александр Николаевич

4 Механизмы литературного психологизирования в романе Достоевского «Бедные люди» Проблема смены психического состояния героев заложена на многих уровнях романа «Бедные люди». В тексте заостряется вопрос о внутренней зависимости индивидуума от социума. Роман «Бедные

Из книги Россия и Запад [Сборник статей в честь 70-летия К. М. Азадовского] автора Богомолов Николай Алексеевич

Цензура совести Диалог у телевизора. Хорошие ли люди Михалковы? Да и люди ли они вообще? 13 марта 1913 года родился Сергей Владимирович Михалков. На прошлой неделе ему исполнилось 95 лет, и в связи с этим по РТР показали о нём документальный фильм, а НТВ посвятило семье

Из книги автора

Об одной рецензии Сергея Городецкого ЭПИЗОД ИСТОРИИ АКМЕИЗМАВ номере петроградской газеты «Речь» от 3 ноября 1914 года ее присяжный обозреватель Сергей Городецкий напечатал обширную статью «Литературная неделя. Стихи о войне (в „Аполлоне“)». В этой статье, до сих пор

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий