Орфография в окончаниях имен существительных. Окончания прилагательных проверяй по окончаниям вопросов к ним! Особая группа существительных

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий .

Учебные цели:

· систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

· совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.

Развивающие цели:

· развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;

· развивать различные виды внимания;

· совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;

· формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

Воспитательные цели:

· воспитывать учебно-познавательную активность суворовцев;

· способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения;

· способствовать воинскому и патриотическому воспитанию суворовцев;

· воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение:

· дидактический материал;

· ноутбук, документ-камера, плазменная панель.

Учебные вопросы:

1. Правописание падежных окончаний имен существительных.

2. Правописание окончаний имен собственных.

3. Правописание некоторых форм существительных множественного числа .

I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями урока.

II. Правописание падежных окончаний имен существительных. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

1. «Правописание окончаний Е и И в падежных формах единственного числа ». (Сообщение по слайдам суворовца).

Комментарии к слайдам.

1 слайд. Правописание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного:

К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, - Я (лампа, юноша);

Ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, - Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач);

К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь).

2 слайд. Сложность при написании безударных окончаний существительных возникает, если существительное стоит в форме родительного, дательного и предложного падежей. У существительных 3 склонения в данных падежах окончание –И, у существительных 1 склонения в родительном падеже – И, во всех остальных падежах – Е.


3 слайд. Следует запомнить отдельную группу слов:

- 10 разносклоняемых существительных на – МЯ (племя, пламя, знамя, время, имя, семя, темя, стремя, вымя, бремя) и существительное ПУТЬ, которые в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание – И. Для существительных, оканчивающихся на – ИЙ, - ИЯ, - ИЕ, правило такое: если на конце существительных предпоследняя буква –И, то и последняя буква – И (т. е. ИИ). Исключение: на остриЕ.


4 слайд. Следует различать параллельные формы собственных имен типа Мария – Марья, существительных среднего рода в художественной литературе (сражение – сраженье). Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах (о МариИ – о МарьЕ, в сражениИ – в сраженьЕ). Исключение: в забытьИ.


Вывод. Чтобы не ошибиться в выборе в выборе Е или И в падежных окончаниях существительных единственного числа, необходимо:

1) поставить существительное в начальную форму (ед. ч. Им. п.), выделить окончание;

2) определить склонение существительного;

3) определить падеж, вспомнить окончание существительного в данном падеже;

4) помнить о склонении отдельной группы существительных.

2. Объяснить графически правописание гласных в окончаниях имен существительных. Работа по цепочке.

Писать в тетрадкЕ – чертить в тетрадИ (необходимо различать окончания однокоренных существительных, относящихся к разным склонениям), говорить о воспитаниИ (-ИЕ), идти от деревнИ (1скл. Р.п.) к деревнЕ (Д. п.), о русском пейзаже (2 скл.), деревья в инеЕ (2 скл.), в пламенИ (на –МЯ) костра, приехали к ЛидиИ (на –МЯ) ПетровнЕ (1скл. Д.п.) (обратить внимание на то, что имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания), спросили о МарьЕ (1скл. П.п.) ДмитриевнЕ (1скл. П.п.).

3. Правописание окончаний русских, иностранных фамилий и названий населенных пунктов на –ИН,-ЫН,-ОВ,-ЕВ в творительном падеже .

font-size:16.0pt">- Задание. Поставить имена существительные в творительный падеж, объяснить окончания.

Антон Чехов, Джек Лондон, город Гурьев, Юрий Гагарин, город Гагарин, поле Куликово, село Бородино.

4. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Выбор формы множественного числа имени существительного на –А(-Я) или на –Ы(-И), зависящий от смысла (окончания служат для разграничения лексического значения слов).

Работа со слайдом. Преподаватель предлагает форму слова с окончанием –А,-Я, суворовцы называют вариант с окончанием –Ы,-И, дают его лексическое толкование.

font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Найти ошибки в образовании формы множественного числа, записать предложения в исправленном виде.

font-size:16.0pt">5. Работа по слайду «Правописание форм родительного падежа множественного числа». Сложность данной темы заключается в том, что нет определенных правил, четко регламентирующих наличие окончания или нулевое окончание в родительном падеже множественного числа некоторых существительных.

Рассмотрение случаев, наиболее часто встречающихся в материалах ЕГЭ.

font-size:16.0pt">font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Устно исправить ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

font-size:16.0pt">6. Дифференцированная письменная работа (см. дидактический материал).

1). Для тех, кто имеет за четверть «4»,- творческое задание (вариант 3).

2). Остальные по вариантам выполняют работу по карточкам (номер карточки соответствует номеру варианта).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Правописание падежных окончаний имен существительных

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор окончания.

1 вариант

Сидел на верхней ступеньк…, спустился с нижней ступен…, был на собрани…, гулять по алле…, жить под городом Пушкин…м, встретились на выставк…, росли у опушк…, присутствовать на спектакл…, подойти к нян…, на ветк… сирен…, отдать Евдоки… Петровн… .

2 вариант

Спрятаться в транше…, статья о геро…, купаться в проруб…, расти на суш…, жить в роскош…, обратиться к Натали… Евгениевн…, прочитать о певиц…, сидеть на ветк.., на нижней ветв…, роман написан Стивенсон…м, расположить по вертикал…, находиться на лекци… .

3 вариант

Составить связный текст (до 10 предложений), включив в предложения данные слова, употребив их или в родительном, или в дательном, или в предложном падеже: армия, шинель, погоны, миссия, клятва, училище, мужество, путь, имя, площадь, знамя.

3). Наиболее активно работавшие на уроке суворовцы получают оценку на основе выполнения тестов обучающей программы-тренажера «Фраза».

Ш. Подведение итогов урока.

1. Определение перспективы на дальнейшую работу.

2. Выставление оценок, их комментирование.

3. Инструктаж по выполнению самоподготовки.

Теория (правописание падежных окончаний имен существительных), упражнение 166 (графически объяснить).

Список использованной литературы

1. , Рыбченкова язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999.

2. , Шамнин язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово – РС», 2004.

3. Коновалова язык. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Кудинова к итоговой аттестации по русскому языку . Тестирование. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.

5. и др. ЕГЭ. Русский язык. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

6. Текучева язык: руководство для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005

7. Хлебинская язык. 10 кл. Орфография и морфология : Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: дом ОНИКС 21 век»; Мир и Образование»,2003.

8. Репетитор 2008 по русскому языку. Мультимедийное издание серии «Репетиторы Кирилла и Мефодия». - и Мефодий», 2008 с изменениями и дополнениями.

9. Сдаём ЕГЭ 2008. Серия «1с: Репетитор». Контрольные измерительные материалы ЕГЭ (программно – техническое сопровождение).

Чтобы правильно написать окончание прилагательного, надо найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного задать к прилагательному вопрос. Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать в прилагательном.

Вопрос:

После твердой основы пиши:

После мягкой основы пиши:

Ая: красивая, веселая

Яя: ранняя, весенняя

Ое: красивое, веселое

Ее: раннее, весеннее

Ого: красивого, веселого

Его: раннего, весеннего

Ому: красивому, веселому

Ему: раннему, весеннему

Ую: красивую, веселую

Юю: раннюю, весеннюю

Ым: красивым, веселым

Им: ранним, весенним

Ом: о красивом, веселом

Ем: о раннем, весеннем

Ые: красивые, веселые

Ие: ранние, весенние

Ыми: красивыми, веселыми

Ими: ранними, весенними

Ых: о красивых, веселых

Их: о ранних, весенних

Запомни чередование гласных в окончаниях: А - Я, И - Ы, О - Е, У – Ю

Примеры для орфографической разминки:

Ранним (каким) утром, в зимнем небе, тёмного (какого) леса, у открытого (какого) окна, с высочайших (каких) гор, величественная ель, красивого бисер, золотистая струя.

Дрожащего (какого) от страха, над спящим (каким) лесом, зеленеющим лугои, потемневшей (какой) водой, к прилегающему (какому) зданию, на разгоревшем ся (каком) лице, в сложивших ся обстоятельствах, встречающего (какого) друга, поседевшего от горя, отражённого в воде, запечатлённый образ, безжизненного безмолвия, наполненных прохладой, затерянный мир, унесенного ветром, уничтожающая сила.

Упражнение №13. Согласуйте главные и зависимые слова.

Упражнение № 14. Поставьте словосочетания в творительном падеже .

Окончания глаголов

3 лицо ед. число

Правило

Примеры

Е т

Мешаешь, колет, работаем

И т

Строишь, видит, гоним

3 лицо мн. число

Если глагол относится к 1 спряжению

Мешают, колют, работают

Если глагол относится к 2 спряжению

Строят, видят, гонят

Разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать имеют в разных

формах окончания и 1, и 2 спряжения

хочет – хотим,

бежим - бегут

Примеры для орфографической разминки:

Ходи т, выучи т, суши т, цени м, обиди м, гони т, дыши тся, види м, гони т, смотри м, успокои те. Стеле т, узнае т, работае т, играе те, брее те.

Упражнение №15. Выделите окончания, графически обозначьте орфограмму

колышется

Колыхать ся. 1 спр

расклеим

Расклеить , 2 спр

потерпишь

выдержим

Держать , 2 спр

проверяет

Ночевать , 1 спр

тревожит

шепчется

Шептать ся, 1 спр

лепечешь

Лепетать , 1 спр

ненавидим

присмотришься

Присмотреть ся, 2 спр

побреется

Побрить ся, 1 спр

сооружает

прополет

Прополоть , 1 спр

строится

Строить ся, 2 спр

хлопочешь

Хлопотать , 1 спр

Пахать , 1 спр

засыпает

взбираемся

Взбирать ся, 1 спр

Усилить , 2 спр

Плескать , 1 спр

Смотреть , 2 спр

Стелить ,1 спр

колышутся

Колыхать ся, 1 спр

Гнать ся, 2 спр

Бороть ся, 1 спр

Упражнение № 16. Запишите глагол, данный в скобках, в нужной форме Не тот друг, кто мёдом (мазать) _______________, а тот, кто правду (сказать) ____________. По твоим делам тебя (судить) _________________. Крепкую дружбу топором не (разрубить) __________________. Труд человека (кормить) __________________, а лень (портить) __________________. Дерево (держаться) __________________ корнями, а человек – делами. Горькое слово (лечить) ________________, а сладкое (калечить) ______________.


Правописание окончаний имён существительных зависит от того, к какому типу склонения относятся данные существительные. Ошибки в выборе окончаний -е или -и возникают не во всех падежных формах, а только в формах трёх падежей: родительного, дательного и предложного.
Существительные I склонения (страна, капля, дядя, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и), а в формах дательного и предложного - е:
Р. Стран-ы Капл-и Дяд-и Алле-и
д. Стран-е Капл-е Дяд-е Алле-е
2. Существительные, оканчивающиеся на -ия (армия, серия, линия, Мария) образуют особый вариант склонения, в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:
Р. Арми-и Сери-и Лини-и Мари-и
д. Арми-и Сери-и Лини-и Мари-и
п. (Об) арми-и (О) сери-и (О) лини-и » (0) Мари-и
Эти слова не следует путать с существительными на -ъя, (Марья, Наталья, Софья) которые склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание -е: Маръе, Наталье, Софье, но: Марии, Наталии, Софии; (о) Марье, (о) Наталье, (о) Софье, но: (о) Марии, (о) Наталии, (о) Софии.
3.Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е: (в) доме, (на) коне, (на) столе, (о) зное, (в) ине-е.
4. Существительные на -ий, -ие (гений, сценарий, заседание, собрание) образуют особый вариант склонения и имеют в форме предложного падежа окончание -и: (о) гении, (в) сценарии, (на) заседании, (на) собрании. Эти слова не следует смешивать с существительными на -ъе (смятенье, сомненье, забвенье, ворчанье), которые склоняются по общему правилу: (о) смятенье, (о) сомненье, (о) забвенье, (о) ворчанье. Исключение: в забытъи.
5. Существительные III склонения (грусть, ночь, рожь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:
Р. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и
д. Груст-и Ноч-и Ржи Тиш-и
п. (О) груст-и (К) ноч-и (Во) рж-и (В) тиш-и
6. Слово путь, а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др.) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:
р. Пут-и Знамен-и Пламен-и Племен-и
д. Пут-и Знамен-и Пламен-и Племен-и
п. (В) пут-и (На) знамен-и (В) пламен-и (В) плсмсн-и
7. Имена собственные, называющие населённые пункты, типа Кашин, Калинин, Бородино образуют особую форму творительного падежа единственного числа по образцу существительных второго склонения и имеют окончание -ом: Кашином, Калинином, Бородином. Эти слова не следует путать с именами собственными, называющими русские фамилии (Кашин, Калинин, Бородин), которые в форме творительного падежа имеют окончание -ым: Кашиным, Калининым, Бородиным.
8. Существительные типа часовой, столовая, мороженое, трудящийся, образованные от прилагательных и причастий, изменяются по образцу качественных прилагательных. Существительные типа лесничий, ничья, третье — по образцу притяжательных прилагательных с суффиксом -ий- (типа лисий, волчий). Фамилии типа Смирнова, Орлова, Го-лубева — по образцу притяжательных прилагательных с суффиксом -ое- (типа сестрин, отцов).
9. Многие заимствованные существительные (типа кино, пальто, мисс), а также аббревиатуры (типа завкафедрой, РФ, США) не склоняются.
Окончание прилагательных
Имена прилагательные имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой: с хорошим (к а к и м?) настроением, об интересной (к а к о й?) книге и т. п.
Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа мужского рода единственного числа, пишутся с ь: рыбачий, рыбачьего, рыбачьему, рыбачий, рыбачьим, о рыбачьем; рыбачьи, рыбачьих, рыбачьим, рыбачьи, рыбачьими, о рыбачьих.
Прилагательные загородный, междугородный, пригородный изменяются по твердой разновидности склонения и пишутся с окончаниями -ый, -ая, -ое, -ые и т. д.; прилагательные бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и пишутся с окончаниями -ий, -яя, -ее, -ие и т. д. Формы междугородний и иногородный, бескрайный являются устаревшими и не рекомендуются в настоящее время к использованию.
Прилагательные, оканчивающиеся на -йный, имеют в именительном падеже единственного числа мужского рода краткую форму на -ен: знойный - зноен, спокойный - спокоен, стройный - строен.
Примечание. Правописание окончаний некоторых прилагательных рекомендуется запомнить: пригородный (ая, ое), междугородный (ая, -ое), но: иногородний (-яя, ее).

Окончания глаголов

Правописание личных окончаний глаголов зависит от того, к какому типу спряжения относятся данные глаголы.
1. I спряжение с окончаниями -у, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (иду, идёшь, идёт, идём, идёте, идут) и II спряжение с окончаниями -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят) (кричу, кричишь, кричит, кричим, кричите, кричат). Если у глагола окончание ударное, написание его не вызывает затруднений. Если окончание безударное, нужно определить тип спряжения глагола и в соответствии со спряжением выбрать окончание.
2. Глаголы бежать, хотеть, чтить (а также приставочные образования от них) являются разноспрягаемыми. Глаголы дать, есть (и их приставочные образования) называются глаголами особого спряжения: дать — дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; есть — ем, ешь, ест, едим, едите, едят.
Примечание 1. Глаголы блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять и др. оканчиваются на -ять. В связи с этим, они относятся к первому спряжению и в их личных окончаниях пишется буква -е: каешься, лает, лелеем.
Примечание 2. Правописание окончаний глаголов с приставкой обез- (обес-) зависит от переходности глагола. Переходные глаголы с приставкой обез- (обес) имеют окончания II спряжения: Такая болезнь обессилит кого угодно. Милиция обезвредит преступника. Непереходные глаголы с данной приставкой относятся к I спряжению: Если не будешь хорошо питаться, обессилеешь.
Примечание 3. Необходимо различать окончания глаголов во множественном числе изъявительного и повелительного наклонений. В окончаниях глаголов будущего времени (изъявительное наклонение) пишутся буквы е или и в зависимости от спряжения глагола (I спр. — постелете, выметете, крикнете; II спр. — скосите, прославите): Когда вы (что сделаете?) привыкнете к нашему климату, мороз будет вам не так страшен. У глаголов и первого, и второго спряжения во множественном числе повелительного наклонения пишется -ите (выметите, умолкните, крикните, съездите): Вы крикните погромче, он и услышит.

1. В существительных, имеющих перед падежными окончаниями гласный и , пишется в предложном падеже единственного числа (у слов женского рода также в дательном падеже) буква и , например: о гении , в гоголевском «Вии », при папе Пии X, на бильярдном кии , сестрам Ии и Лии , по реке Бии , на лезвии (но: на остриё́ - под ударением).

2. В существительных среднего рода на - ье в предложном падеже единственного числа пишется буква е , например: мечта о счастье , на Рижском взморье , жить в Закавказье (но: в забытьи́ - под ударением).

3. Существительные на неударяемые - ъя и - ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий , а на ударяемые - ья и - ьё - окончание - ей . Например: шалунья - шалуний , запястье - запястий ; скамья - скамей , ружьё - ружей (но: копьё - копий ).

Примечание. О формах родительного падежа множественного числа слов верховье , низовье , устье , захолустье и др. см. § 155, п. 3.

4. В родительном падеже множественного числа существительных на - ня с предшествующим согласным (твердым или мягким) или й буква ь на конце не пишется, например: вишня - вишен , спальня - спален , бойня - боен .
Исключения: барышень , боярышень , деревень , кухонь .

5. Русские фамилии на - ов(ёв), - ев, -ин, - ын имеют в творительном падеже единственного числа окончание - ым , иностранные фамилии на - ов и - ин - окончание - ом . Например:
а) Некрасовым , Соловьевым , Плещеевым , Никитиным , Птицыным ;
б) Бюловом , Вирховом , Дарвином , Чаплином .

Названия населенных пунктов на - ов, - ев, -ин, - ын, -ово, - ево, - ино, - ыно имеют в творительном падеже окончание - ом . Например: за Лъвовом , под Киевом , за Тихвином , над Быковом , за Уклеевом , под Бородином , за Голицыном .

6. Существительные мужского и среднего рода с суффиксом - ищ- имеют в именительном падеже единственного числа окончание - е , существительные женского рода - окончание - а . Например:
а) дом - домище , болото - болотище ;
б) рука - ручища , грязь - грязища .

В форме именительного падежа множественного числа такие слова женского и мужского рода имеют окончание - и , а среднего - а . Таким образом во множественном числе дифференцируются ономичные формы именительного падежа единственного числа существительных мужского и среднего рода. Ср.: топорище - топорищи (большие топоры) - топорища (рукоятки топоров); городище - городищи (большие города) - городища (древние поселения).

У существительных с суффиксами - ушк-, -юшк-, -ышк-, -шик- в именительном падеже единственного числа пишется:
а) окончание - а - у слов мужского рода, обозначающих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: дедушка , батюшка , парнишка ; матушка , долюшка , мелочишка ;
б) окончание - о - у слов мужского рода, обозначающих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода, например: хлебушко , домишко ; полюшко , зернышко , пальтишко .

Примечание. О различии форм воробышек - воробушек и под. см. § 159.

7. Одушевленные существительные мужского и общего рода имеют после суффикса - л- в именительном падеже единственного числа окончание - а , например: заправила , зубрила ; существительные среднего рода - окончание - о , например: зубило , мочало .

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий