Развитие умственных способностей у взрослых: упражнения и рекомендации. Повышение эрудиции у взрослого человека Пути и способы совершенствования общей эрудиции

Саморазвитие

12 способов развить интеллект

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Если вы уже посмотрели фильм «Дивергенты» и задумались о том, к какой бы из социальных групп этого общества вы хотели бы примкнуть, и если вы поняли, что ваши предпочтения явно на стороне эрудитов , то вот несколько советов как развить эрудицию и с чего лучше начать.

Самые первые шаги

Прежде всего, следует решить какой тип эрудиции вам больше подходит? Можно выделить два типа осведомленности и соответственно две стратегии развития своей эрудиции:

  1. Стратегия «Многое обо всем»;
  2. Стратегия «Все об одном».

В первом случае будущий эрудит собирает знания из самых разных областей науки, искусства, спорта, культуры и о мире в целом . Отличием и достоинством такого способа познания мира является то, что эрудит готов ответить на самые разные вопросы. Именно такие люди привлекают к себе внимание. А недостаток заключается в поверхностности этих знаний. Это случай, когда широта знаний налицо, а глубины нет.

К кому предпочтет обратиться больной человек, чтобы вылечить зуб и избавиться от зубной боли: к тому, кто все-все знает про медицину, или к стоматологу, чьи знания ограничены лишь умением отлично вылечить зуб?

Кстати, вторая стратегия развития эрудиции заключена в том, чтобы накапливать знания, которые, хотя и ограничены одной областью, но при этом настолько глубокие, что мало, кто решится соперничать с их носителем в осведомленности . Однако здесь требуется заметить, что есть существенное различие между стратегией «Многое обо всем» и узкой специализацией.

Сравните:

  • семейный врач и окулист,
  • дизайнер интерьеров и художник по коврам,
  • физик и инженер-электрик,
  • историк и учитель истории.

Нетрудно заметить, что во всех этих парах первой стоит профессия, требующая куда более обширных знаний, чем вторая. Глубокое погружение в одну, но очень узкую область приветствуется в мире профессий, но только эрудицией это не является.

Стратегия «Многое обо всем»

Развитие эрудиции с помощью этой стратегии подходит людям любознательным, даже скорее – любопытным. Такой человек обладает неутолимой потребностью выискивать новые для себя знания. Поэтому самое первое, чему следует научиться, реализуя эту стратегию, это умению задавать вопросы. Самые первые эрудиты были, конечно же, древние греки. Именно они стремились организовать процесс познания мира и направлять свой ум по пути раскрытия сути вещей.

Еще в 325 году до нашей эры в своей книге «Вторая аналитика» Аристотель вывел три тезиса, которые и по сей день остаются не оспоренными:

  • наше познание складывается из ответов на наши вопросы;
  • сколько на свете видов вещей, столько же мы можем поставить видов вопросов;
  • познание опирается на четыре основных вопроса – «что», «почему», «есть ли», «что есть».

Ну, а уже наш современник Борис Пастернак, хотя и по другому поводу, произнес: «А мы всё ищем правильный ответ, и не находим нужного вопроса».

Итак, Правило №1 Стратегии «Многое обо всем»: Создавайте копилку своих вопросов.

Для этого:

Придумайте, разработайте, или позаимствуйте готовый план, следуя которому вы будете осваивать новое для себя знание. Например, можно воспользоваться советами еще одного эрудита – древнеримского оратора Цицерона. Он использовал цепочку вопросов для описания ситуации или события. Вот она:

  • кто (субъект);
  • что (объект);
  • чем (средство);
  • почему, зачем (цель, причина);
  • как (способ);
  • когда (время);
  • где (место).

Придумайте, разработайте или позаимствуйте готовую типологию вопросов, которая поможет вам выявлять новое для вас знание целенаправленно. Возвращаясь ко «Второй аналитике», можно воспользоваться советами Аристотеля и разделить вопросы на:

  • вопросы существования (возможно ли, чтобы существовала такая вещь или явление?);
  • вопросы обладания качествами (какими качествами, свойствами, характеристиками может обладать данная вещь, или событие, или явление?);
  • вопросы принадлежности (принадлежит ли предмету определенное качество или свойство?);
  • вопросы причинности (какая причина лежит в основе явлений и процессов?).

Правило 2: Учите наизусть цитаты умных людей . Цитирование – это в целом демонстрация культуры ума, а не только требование к ученым, нарушение которого жестко карается обвинениями в некорректном заимствовании. Вовремя сказанная и уместно подобранная цитата выполнит для вас три полезные функции:

  • поможет отстоять свою позицию в дискуссии (как правило, с великими людьми не спорят);
  • позволит глубже понять принципы и закономерности (серьезные цитаты можно назвать квинтэссенцией, «выжимкой», знанием, выраженным в предельно сконцентрированной форме);
  • наконец, покажет, что вы на правильном пути к тому, чтобы ваши собеседники признали вас эрудитом (ваше цитирование будет служить для окружающих надежным подтверждением того, что вы читаете серьезную литературу).

Надо ли говорить, что заучивание слов из сборников афоризмов с названием типа «Мудрые мысли всех веков и народов» не сделает вас эрудитом? Эрудит заучивает цитаты из их первоисточников — книг, которые он сам лично прочел.

С Викиум вы сможете повысить свою эрудицию, занимаясь онлайн

Правило 3: Учите наизусть исторические даты . Эрудит – тот, кто легко и уверенно разместит исторические события, год важного научного открытия или создания шедевра на условной линии времени. Для него не составит труда разъяснить, что Фирдоуси написал свою поэму «Шахнамэ» на 300 лет раньше, чем появилась «Божественная комедия» Данте, а Шекспир начал творить спустя 300 лет после Данте Алигьери.

Знание исторических дат не только структурирует прошлое и помогает расставлять исторически важные события в хронологическом порядке, но и помогает выстроить системную картину мира от прошлого к настоящему. И тогда вопрос «Участвовал ли Суворов в Первой мировой войне?» будет вызывать у вас откровенный смех.

Стратегия «Все об одном»

Как повысить эрудицию с чего начать, если ваш выбор пал именно на эту стратегию?

Прежде всего, выбрать для себя то пространство знания, в которое вы намерены всерьез углубиться и досконально освоить. И здесь вы оказываетесь «между Сциллой и Харибдой», иными словами между двумя опасностями.

Угроза первая – чересчур широкое поле . Когда кто-то на полном серьезе утверждает, что он знает всю философию, всю историю, всю литературу, это вызывает вполне оправданное недоверие. Другое дело, когда перед вами специалист в области:

  • Древней Греции, т.е. знаток ее языка, истории, литературы, наук, философских течений, культуры и религии;
  • педиатрии, т.е специалист, досконально изучивший детские болезни, психофизиологическое развитие, нормы и патологии, нормативные документы о детском здоровье, особенности детских болезней в разных странах и в разные периоды истории, латынь, наконец;
  • автомобилестроения, т.е технарь, разбирающийся в инженерных вопросах, истории развития, современном состоянии, тенденциях развития, перспективах будущего.

В этом случае, мы признаем, что перед нами человек, глубоко эрудированный в определенной области человеческого познания, носитель серьезных системных и систематизированных знаний, эксперт по самым разным вопросам в сфере своей компетентности.

Правило 1 в реализации Стратегии «Все об одном»: четко определить область своей компетентности.

Недаром говорят, что нет ничего важнее для умного человека, чем понимать, где заканчивается его компетентность и где он с чистой совестью может признать: «К сожалению, в этом вопросе я недостаточно компетентен».

Вторая угроза таится в прямо противоположной позиции : чрезмерное углубление в один узкий вопрос.

Отсюда вытекает Правило 2: Дифференцируйте зоны своей компетентности по глубине ваших знаний .

Для того чтобы определиться с этим, нарисуйте три концентрические окружности:

  • первая – то, что составляет ядро ваших знаний;
  • вторая – то, что является производным так же, как в математике Y выступает функцией от Х;
  • третья – то, что является производным уже от Y, теперь он выступает аргументом и задает предметную область ваших знаний.

Не спешите с определением этих зон. Для начала рассмотрите несколько вариантов, но еще раньше вам придется эти варианты сгенерировать. Поставьте это перед собой как задачу, даже как игру для тренировки своего интеллекта. Заготовьте стикеры трех цветов и решите, какой цвет будет для вас определять ту или иную зону. Например, на синих стикерах вы будете записывать идеи относительно ядра знаний, на желтых — относительно Y, а на зеленых – относительно третьей области.

По мере того, как вам в голову приходит идея, какое из знаний вы намерены освоить, делайте заметки на советующих стикерах. Пусть они повсюду висят у вас перед глазами — на мониторе компьютера или даже на холодильнике. Поглядывая на них, вы по ассоциации будете определять для себя все новые и новые различные направления познания. Через пару недель оцените результат, полученный таким способом. У вас должен получиться индивидуальный план развития своей эрудиции.

А что дальше? — Стратегия «Т-специалист»

Теперь пришла пора признаться, что помимо стратегий «все об одном» и «многое обо всем», есть еще третья стратегия, которая их объединяет. Такую стратегию называют «Т-специалист».

Буква «Т» используется здесь не для обозначения какого-либо слова, а для изображения сути стратегии. Перекладина в этой букве означает «многое о многом», а «ножка» у «Т» означает «все об одном».

В стратегии «Т-специалист» заключается идея бесконечных возможностей индивидуального познавательного развития человека . Но это тема уже другого разговора.

В век высоких технологий умственные способности человека являются базовым фундаментом для жизненного успеха. Умение быстро запоминать и воспроизводить информацию, эрудированность, компетентность – все эти признаки относятся к понятию «интеллект». Давайте разберемся, что подразумевается под данным термином, а также узнаем как развить интеллект.

Суть понятия

Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.

Интеллект определяют как устойчивую совокупность мыслительных способностей человека, позволяющих ему адаптироваться в окружающей среде, познавать и изменять ее.

Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.

Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.

Все они могут быть классифицированы по трем показателям:

  1. содержание (мыслительная работа человека);
  2. операции (способ переработки информации);
  3. результат.

Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого. Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже.

Зарядка для ума

Рассмотрим более подробно как развить интеллект с помощью специальных действий. Прежде чем перейти к конкретным примерам, следует отметить, что развитие интеллекта невозможно без умения полноценно отдыхать.

Мозг человека должен быть активным, перерабатывать большой объем информации. Это невозможно без хорошего сна. В норме человеку достаточно 8 часов, но все зависит от индивидуальных особенностей. Главное, чтобы индивид чувствовал себя отдохнувшим и полным жизненной энергии к совершенствованию своего интеллекта и развитию креативности.

Кроме того, важен и активный отдых. Для этого идеально подходят пешие прогулки, бег, катание на велосипеде, плавание. Голова при этом имеет возможность на время отключиться от решения глобальных задач.

А теперь перейдем непосредственно к упражнениям и способам развития интеллекта:

  • Настольные игры

Это самый известный и древний способ по совершенствованию умственных способностей человека. Игра в шахматы, шашки и нарды позволяет , задействует интеллект и креативность. Здесь активно работает мышление, память, воля, эмоции. Игрок логически планирует свои ходы, пытается предугадать ответные действия противника.

Кроме известных игр, хорошо повышают интеллект и психологические настольные действия. К ним относят игры «Мафию», «Эволюцию», «Dixit» и другие. В таких играх важны не только знания, но в большей степени коммуникативная компетентность, чтобы донести до других свою точку зрения, почувствовать игроков.

  • Головоломки

Само название говорит о том, что мозгу придется поработать. К головоломкам относят кубик Рубика, пазлы, разгадывание кроссвордов и сканвордов, математические и другие загадки.

Благодаря этому, можно грамотно организовать интеллектуальный досуг как для взрослых, так и для детей. Ведь очень важно приобщать ребенка к мыслительным операциям с детства. При решении головоломок включается работа и мелкой моторики, благодаря чему развивается соотношение зрительного анализа, мысли и действия.

  • Изоискусство

Здесь наиболее четко прослеживается взаимосвязь интеллекта и изобразительной креативности. Пока человек занимается творчеством, мозг активно работает и может найти решения для очень важных задач. Это еще называют озарением или инсайтом.

Дело в том, что при рисовании и лепке индивид впадает в легкое трансовое состояние, отрешается от обыденности. Это и помогает задействовать бессознательные импульсы, которые отвечают за гениальные идеи.

Умение рисовать и лепить в этом смысле не имеет никакого значения. Главное – отдаться творческому процессу. Можно просто рисовать пятна и линии, раскрашивать картинку под приятную мелодию.

  • Иностранные языки

Как развить интеллект с помощью изучения иностранных языков, понятно всем. Чем больше знаний, тем обширнее поле для их применения. Здесь важно не количество, а качество.

Человек должен испытывать интерес к изучаемому языку и самой культуре данной страны, находить созвучия слов, сочинять стихи, песни на этом языке. Вот это и задействует связку «интеллект и креативность».

  • Чтение

Книги для развития интеллекта – незаменимый помощник. Через чтение человек не только узнает новое, но и погружается в необычные миры, знакомится с секретами науки, постигает новые культуры. Как развивать интеллект в процессе чтения, ведь это обычное человеческое занятие?

Здесь важен правильный подбор книг. Как уже было описано выше, читать надо вдумчиво и с удовольствием. Если книга неинтересна, не стоит себя насиловать. Такое чтение не принесет радости, а значит пойдет впустую.

  • Разрыв шаблона

Человек, жизнь которого подчиняется четкому распорядку, часто действует по инерции. Работа и существование на автомате не дают индивиду даже задуматься о том, как повысить интеллект, и надо ли это вообще делать. К сожалению, большинство людей живут именно так.

Важно найти в себе силы, чтобы разорвать этот замкнутый круг. Начинать обычно надо с малого. Например, изменить маршрут до работы. Вечером в течение часа прогуливаться в парке. В выходные делать то, чего раньше не делали. Вместо домашних дел съездить в детский дом или в соседний город. Разрыв шаблона позволяет по-другому посмотреть на мир, актуализирует мыслительную деятельность.

В данной статье даны лишь некоторые способы того, как повысить интеллект. В этом процессе самое важное понять, как изменится жизнь, когда интеллектуальный уровень станет выше. Что тогда произойдет с внутренним миром, семьей, как изменится достаток, взаимоотношения с окружающими? Если картинка позитивная, значит – это верный путь развития.

Связь интеллекта с психическими процессами

Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:

  • Мышление

Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.

Волевые усилия нужны именно для того, чтобы осваивать новый материал, изучать важные книги, доводить мысли до конечного результата.

  • Память

Умение сохранять, хранить и воспроизводить информацию – неотъемлемая часть интеллекта.

  • Внимание

Интеллектуальных людей отличает внимательное отношение к окружающему миру. Они способны замечать мельчайшие детали, анализировать и изучать их. Развитие интеллекта тесно связано с совершенствованием внимания человека.

  • Креативность

Об этой сладкой парочке: интеллект и креативность, писал еще Гилфорд. Под этим термином подразумевается умение человека мыслить творчески, то есть нестандартно, синтезировать оригинальные идеи.

Основные показатели интеллекта

Психологи выделили четыре ключевых характеристики интеллекта:

  1. Глубина ума – способность докапываться до сути явлений и событий.
  2. Пытливость – любознательность, стремление узнавать новое.
  3. Гибкость и подвижность – умение действовать нестандартно, обходить барьеры, преодолевать трудности.
  4. Логичность – способность обосновывать свою точку зрения, грамотно излагать материал.

Эрудиция и интеллект

Развитие интеллекта тесно связано с таким понятием, как эрудиция. Разберемся, что это такое?

Эрудиция – это совокупность глубоких знаний в какой-либо области науки или жизнедеятельности.

Эрудиты обладают пытливым умом, всегда ищут новую информацию на интересующую их тему. Интеллектуальный же человек не останавливается на одной сфере, он развивается во всевозможных направлениях. Грань между этими понятиями довольно зыбкая. Эрудит может также интересоваться сразу несколькими сферами, но, например, в общении быть профаном.

Важно усвоить следующее: чтобы повысить свой интеллектуальный уровень нужно стремиться стать эрудированным человеком в какой-либо области.

Как повысить эрудицию обычному человеку? Лучший способ – чтение тематических книг. Причем чрезвычайно важно именно качество чтения. Оно должно быть вдумчивым, осмысленным. Человек должен выписывать или отмечать понравившиеся или спорные фразы, вопросы, искать на них ответ.

После прочтения книги, можно обсудить ее на специальном форуме, чтобы знания работали, а не лежали в памяти мертвым грузом. В специальной психолого-педагогической литературе можно также узнать мнения ученых о том, как развить интеллект.

Привет, на связи Павел Ямб и поговорим мы сегодня на тему, как повысить эрудицию.

Современный мир давно ушел от узкого профессионализма. Чтобы преуспевать, необходимо знать и уметь больше, чем забивать заклепки молотком. Хотя, если эти заклепки весят более полкило и раскалены добела, а ловить их надо жестяной банкой на строящемся каркасе небоскреба... Да, тогда я согласен: этого умения более, чем достаточно. Вот, если интересно, у меня в ЖЖ про эти небокребы.

Но нас с вами туда вряд ли возьмут, поэтому вернемся к нашей спокойной реальности и направим внимание на самосовершенствование.

Например, в работе копирайтера эрудированность – обязательная составляющая успеха хорошей работы. Источники источниками, но их же еще и подобрать надо уметь. А то распишет копирайтер в заметке про гигиену полости рта укрепляющее действие для эмали зубов концентрированной лимонной кислоты. А на самом деле лимонная кислота если что-то и делает с эмалью – так только разъедает. И не спасет ссылка на какой-то совершенно идиотский сайт, так как хотя бы минимальное представление про элементарное воздействие кислот копирайтер иметь должен.

Вот чтобы не писать всякую ерунду нам и нужна эрудированность, то есть множество разнообразных знаний обо всем на свете.

Кроме того, наш интеллект нуждается в постоянном развитии – так почему бы не осуществлять его таким вот полезным для работы образом?

Источники знаний

Итак, вы решили заняться развитием своей эрудиции. С чего начать?

Сразу обрадую: вы уже начали, даже сами того не подозревая. Источниками знаний являются:

  • образовательные учреждения
  • книги
  • фильмы

Развитие эрудиции начинается со школы. Потому что если копирайтер хорошо учился и знал школьный курс химии, то несомненно представляет, как разъедающе действуют кислоты на многие вещества, даже на металлы. Что уж там про зубы говорить?

Читая книги

Прочитанные книги тоже являются отличной базой для эрудированности – ну, конечно если это не женские романы или детективы Донцовой. В последних, кстати, встречаются определенно здравые размышления, но вот полезную информацию из них почерпнуть трудно.

А вот в классических образцах художественной литературы содержится немало полезной информации, особенно, если в книге описывается современная автору эпоха. Кстати, довольно хороший результат для тех, кто не любит познавательных книг и журналов: и удовольствие, и польза. Ну кто бы нам так увлекательно рассказал про разнообразные яды, как не Артур Конан-Дойл через своего персонажа Шерлока Холмса? Кстати, автор этого знаменитейшего сыщика всех времен тоже обладал энциклопедическими знаниями, которыми и поделился со своими читателями.

Просматривая фильмы

Те же, кто пренебрежительно относится к художественной литературе, как источнику знаний, в какой-то степени правы: полученные таким образом знания бессистемны и хаотичны. Вы же не знаете заранее, о чем, кроме своего сюжета, решил написать автор в своей книге. Поэтому разнообразные энциклопедии, справочники и научно-популярные книги с журналами дадут возможность быстрее и точнее наполниться знаниями.

А написано их было великое множество. Некоторые довольно быстро устаревают, как, например, справочники про отдельные отрасли промышленности. Те же, в которых изложены базовые вещи, со временем только дополняются и уточняются. Не выросло же у человека за последние 20 лет дополнительной пары рук (хотя было бы неплохо), поэтому сведения про анатомию и физиологию человека в основной массе будут верны.

Шестерни воображения с увеличением эрудиции вязнут в избытке знаний.

Колин Кларк

Кстати, получив возможность прочитать несколько томов энциклопедии для детей, изданной в 1911 году, с удивлением обнаружил там никакого вопиющего несоответствия с теми знаниями, которым учат детей младших классов в современной школе. Очень простым и понятным языком описываются природные явления, климатические зоны, животные и птицы. Но, наверное, тогда эти книги предназначались отнюдь не для детей 6-7 лет.

Те, кто не любят тратить время на чтение, могут сэкономить его и смотреть фильмы и передачи. Не бразильские мыльные оперы, разумеется. Хотя пытливый ум и там сможет обнаружить немало интересного про быт и ментальность жителей далекой Бразилии, на самом деле. Но все равно это слишком большая трата времени для такого мизерного объема полезной информации. А знание истории, когда именно дон Педро полюбил донну Розу вам вряд ли помогут в работе.

На самом деле образовательных фильмов тоже очень много. Десятки фильмов про устройство человека – просмотрев хотя бы часть, можно стать настоящим экспертом не просто в анатомии и физиологии, но также иметь представление о новейших исследованиях в этой области.

Чем хороши фильмы: наглядностью. В них не только рассказывают, но и показывают. И тут же демонстрируют на практике, как это работает. География, геология, экскурсии по городам, отдельные страницы древней и новейшей истории – масса фильмов на любой вкус. Фильмы одной только студии ВВС можно смотреть месяцами.

Читая журналы

Не стоит забывать о журналах: давно ушли в прошлое те времена, когда подписка на «Наука и жизнь» доставалась лишь счастливчикам, а достать подшивку за предыдущие годы нельзя было даже в районной библиотеке. Теперь журналы доступны всем, разнообразные, на дорогой бумаге, с красочными картинками.

В каждом супермаркете есть полочка с журналами на разные темы. А уж киоски с периодикой от них просто ломятся. Специальные серии для коллекционеров: куклы разных эпох, военные самолеты, оружие, драгоценности, кухня народов мира – глаза просто разбегаются.

Гуляя по интернету

Ну и, конечно же, наш излюбленный способ получения информации – интернет. В нем можно найти практически все вышеперечисленное. Желаете книги – пожалуйста, литературные сайты в огромном количестве. Хотите читать их, не теряя время? Без проблем, можно купить или скачать аудио-книги.

Не хотите смотреть фильмы по телевизору в неудобное для вас время? К вашим услугам видеосайты и YouTube, на котором можно найти все и еще немножко. Виртуальные журналы за любой месяц и год, которые уже не продаются в бумажном варианте. Не говоря уже про онлайн-энциклопедии, причем, не только о науке и технике: сейчас можно найти массу разных Вики про популярные компьютерные игры, современные технологии и множество других тем, поисковик вам в помощь.

Так что, не развиваться в таком обилии информации, которая доступна в современном мире, не будет только ленивый. А поскольку мы с вами не такие, я подкину вам краткое описание интересных книг, в которых можно найти много разной полезной и даже неожиданной информации.

  • Джон Митчинсон и Джон Ллойд «Книга всеобщих заблуждений».

Рассматривает вроде бы всем известные вещи. Некоторые из них оказываются мифами, некоторые правда. В этом случае авторы объясняют, почему.

  • Чарльз Форт «1001 забытое чудо или книга проклятых».

На примере собранных необъяснимых фактов показывает, как человек не хочет признавать существование этих вещей. Ну и заодно множество вещей, показывающих, что наш мир – это нечто большее, чем нам представляется.

  • Эдвард де Бонго «Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления».

Отличная книга для саморазвития, если прочитанная и увиденная информация вываливается из памяти, как через дырявое сито. Кстати, все знают, что такое сито? Или уже забыли? Кто сомневается или знал, но забыл – эта книга для вас!

  • Стивен Джуан «Странности нашего тела»

Написанная очень легким языком, книга рассказывает нам про процессы, имеющие место в нашем организме. Как мы рождаемся и умираем, когда заболевание неизбежно, а при каких условиях его можно избежать, что нужно делать, чтобы не пострадать от несчастного случая и еще масса других интересных фактов.

Эта книга получила премию за вклад в развитие мировой науки, хотя автор всего лишь собирался написать просто и интересно о довольно сложных вещах. Ему это удалось, судя по тому, что в англоязычных странах эта книга стала настоящим бестселлером.

Теперь у вас есть, чем заняться на досуге. А я с вами прощаюсь. До связи!

Посмотрите что думает Миссис Россия 2012 о эрудиции.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий