Куликовская битва календарь исторические события даты. Куликовская битва кратко. Миф Тульской области

Вторая часть рабочей тетради за 4 класс по предмету "Окружающий мир" авторов Плешаков, Новицкая (программа Перспектива) довольно сложная, но и детки уже не маленькие, способные разобраться и в истории, и в археологии. В основном в этой рабочей тетради, а вернее в ее второй части, затрагивается история.

Основополагающей тут является "река времени", работа над которой ведется всю вторую половину учебного года. Видимо, на уроках "окружающего мира" авторы решили уже заранее подготовить детей к урокам истории, которую они начнут изучать в 5 классе.

В конце тетради Плешаков снова обращается к теме народного творчества, видимо, пытаясь привить ученикам патриотизм, который так и не удалось привить с первого класса.

Ответы на задания проверены и одобрены учителем начальных классов.

Жмите на номера страниц, чтобы посмотреть ГДЗ к ним.

Страница 3. Путешествие по реке времени

Ответы к стр. 3-5. В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ

1. С помощью дополнительной литературы или Интернета узнай об одном из героев устного эпического творчества народов твоего края. Запиши краткий рассказ о нем.

Алёша Попович - фольклорный богатырь русского былинного эпоса. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Победил в бою Тугарина, богатыря вражеского войска. Алёшу Поповича отличает не сила, а удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие.

Нарисуй иллюстрацию к одному из подвигов этого героя.


2. Соотнеси годы и века. Заполни таблицу.

1861 19
74 1
1492 15
2000 20
988 10
1945 20
2015 21

3. Запиши годы рождения твоих бабушки и дедушки, родителей и год твоего появления на свет. Определи и запиши, каким векам соответствуют эти годы.

Примерные ответы:

рождение бабушки - 1953 г. - 20 век
рождение дедушки - 1952 г. - 20 век
рождение мамы - 1983 г. - 20 век
рождение папы - 1976 г. - 20 век
моё рождение - 2008 г. - 21 век

Обозначь на схеме "Река времени" (с. 40-41) века, когда произошли эти события. Вырежи из приложения таблички, наклей их и укажи соответствующие века стрелками.

Описание схемы "Река времени":
3-7 вв. до н.э - господство скифов
5 в. до н.э. - 484-425 гг. - Геродот
9 в. - 862 г. - Призвание Рюрика на княжение в Новгороде
10 в. - 988 г. - Крещение Руси
12 в. - 1147 г. - Первое упоминание о Москве.
14 в. - 1380 г. - Куликовская битва
15 в. - 1480 г. - Окончание ордынского владычества над Русью
16 в. - 1564 г. - Выход в свет первой русской печатной книги
17 в. - 1613 г. - Окончание Смутного времени
18 в. - 1712 г. - Санкт-Петербург стал столицей России
19 в. - 1812 г. - Отечественная война
19 в. - 1861 г. - Отмена крепостного права в России
19 в. - 1891 г. - Начало строительства Транссиба
20 в. - 1914 г. - Начало Первой мировой войны
20 в. - 1917 г. - Революции и начало Гражданской войны в России
20 в. - 1941-1945 гг. - Великая Отечественная война
20 в. - Рождение моих бабушки и дедушки
20 в. - 1961 г. - Первый полет человека в космос
20 в. - Рождение моих папы и мамы
20 в. - 1991 г. - Образование Российской Федерации
21 в. - 200? г. - Мое рождение *
21 в. - 201? г. - Окончание начальной школы *
* Эти даты на "Реке времени" вы проставляете самостоятельно.

4. С помощью текста учебника определи век, когда жил древнегреческий историк и путешественник Геродот. Обозначь этот век на схеме "Река времени"...

Ответ: Геродот жил в 5-м веке.

5. Проект "Календарь памятных дат".

Начните составлять "Календарь памятных дат". Странички календаря собирайте в папку. Используя материал учебника (с. 6), дополнительную литературу, интернет, составьте пробный вариант первой странички календаря, посвященный Нестору-летописцу - отцу русской истории.

При подготовке страничек используйте следующий план:

1. День памяти (число, месяц)
2. Название события или имя Выдающегося деятеля истории и культуры.
3. Даты рождения и кончины выдающегося деятеля.
4. Его вклад в историю и культуру страны.
5. Если памятная дата посвящена знаменательному событию, составьте его краткое описание.

(ок. 1056 - 1114 г.)

Летописец Нестор был монахом и жил в Киево-Печерском монастыре. На основе устных преданий он составил первую книгу по истории Древней Руси и дал ей название "Повесть временных лет".

Этот старейший исторический документ описывает период истории, начиная с библейских времён и заканчивая 1117 годом. Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с правления императора Михаила (852 год).

Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве и во Владимире.

Страница 6-7. ПУТЕШЕСТВУЕМ С АРХЕОЛОГАМИ

1. Найдите на карте места расположения скифских курганов на Российской земле. Отметьте их, наклеив фигурки оленей из Приложения.

Крым, Краснодарский и Ставропольский край, Воронежская и Белгородская область, Оренбургская область, Алтай.

2. С помощью большой фигурки оленя из Приложения обозначь на схеме "Река времени" века господства скифов.

3. Пользуясь учебником, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную А.П. Окладникову.

Окладников Алексей Павлович (3 октября 1908 - 18 ноября 1981).

Окладников Алексей Павлович - советский археолог, историк, этнограф. Основные работы Окладникова посвящены исследованиям истории первобытной культуры, палеолитического и неолитического искусства, истории Сибири и Дальнего Востока.

Родился в семье учителя. Еще в школе он увлекался историей и краеведением. В 1925 Окладников поступил в Иркутский университет, здесь он пополнял свои знания в кружке «Народоведение» профессора Б. Э. Петри.

Об Алексее Павловиче Окладникове говорят, что он обладал уникальной работоспособностью. Академик не пил, не курил, и в жизни, кроме науки, его больше ничто не привлекало. В археологии он был настоящим асом. Только перечень трудов, написанных Окладниковым, составил около 80 страниц мельчайшего текста. Однако его нельзя относить к кабинетным ученым. Вся жизнь Алексея Павловича прошла в археологических экспедициях, он объездил азиатскую часть бывшего СССР вдоль и поперек и частенько писал свои книги, сидя у костра.

Научные открытия он делал походя, то есть в буквальном смысле обнаруживал их у себя под ногами. К примеру, в 1949 году Алексей Павлович оказался на экскурсии рядом с египетскими пирамидами в составе международной делегации. Он, в отличие от своих зарубежных коллег, любовавшихся красотами, сразу обратил внимание на подозрительные камни, разбросанные вокруг пирамид. На этих камнях были сколы, которые мог сделать только человек каменной эры. Так он открыл египетский палеолит, вещественные доказательства которого тщетно искали ученые всего мира.

В Монголии эта история повторилась. Американцы потратили огромные средства на археологическую экспедицию, чтобы найти там следы пребывания древнего человека. Искали несколько лет, но безрезультатно. Алексей Павлович только успел сойти с трапа самолета, как обнаружил эти следы. По пути из аэропорта в Улан-Батор он насобирал полный чемодан каменных находок.

В 1928 году Алексей Павлович обратил внимание на один из самых замечательных памятников наскальной живописи Сибири - Шишкинские скалы, о петроглифах которых впервые упомянул в 18-м столетии путешественник Миллер, а художник Лорениус сделал несколько зарисовок. Окладников как бы заново открыл этот памятник древнего искусства народов Сибири и в течение десятилетий проводил там свои исследования, по результатам которых он издал две фундаментальные монографии.

В 30-е годы Окладников возглавил Ангарскую археологическую экспедицию, которая в течение трех лет обследовала берега Ангары на протяжении 600 километров - от Иркутска до села Братск. Небольшие средства, отпущенные на экспедицию, не позволили в то время развернуть сколько-нибудь значительные по масштабам раскопки. Древние памятники удавалось лишь фиксировать и в лучшем случае бегло обследовать.

В годы Великой Отечественной войны Окладников работал в Якути на реке Лена. Тогда же начал раскопки останков лагеря русской полярной экспедиции на северном острове Фаддея и в районе полуострова Таймыр (Залив Симса). Археологу удалось восстановить картину гибели самой ранней из известных экспедиций русских промышленников, которые шли на восток вдоль берегов Ледовитого океана.

Более полувека каждое лето выезжал Окладников в экспедиции для поисков и изучения следов пребывания древнего человека на территории нашей страны. Ему принадлежит честь открытия ряда замечательных памятников далекого прошлого: стоянки и наскальные изображения, открытые и изученные под его руководством на Ангаре, Лене, Колыме, Селенге, Амуре и Уссури, впервые позволили точно и полно представить историю древних обитателей Сибири и Дальнего Востока на протяжении многих тысячелетий.

В 1961 году Окладников перешел на работу в Сибирское отделение АН СССР (Новосибирск, Акдемгородок). Его назначили директором Института истории, филологии и философии. В этой должности он проработал до своей кончины в 1981 году. Сейчас дело Окладникова продолжают его многочисленные ученики, которые работают в каждом городе, где есть исторический факультет при университете.

Источник: Иркипедия

Ответы к страницам 8-9. ПО СТРАНИЦАМ ЛЕТОПИСИ

1. Пользуясь картой учебника, раскрась на карте в соответствующие цвета места расселения древних славян. Подпиши названия союзов племен восточных славян.

См учебник.

2. Побывай в местном краеведческом музее. Рассмотри и зарисуй некоторые археологические находки.

Напиши краткий рассказ о том, что поведали тебе о прошлом края эти находки археологов.

В краеведческом музее я видел много археологических находок, которые поведали мне о жизни людей много лет назад. Одна из находок - это глиняная посуда древних людей. Значит, много столетий назад люди умели делать предметы из глины и обжигать их.

Древние люди также занимались животноводством, охотой и рыболовством. Это становится ясно благодаря другим экспонатам музея - железным предметам домашнего обихода. Среди них - наконечники, рыболовные крючки и грузила, упряжь для скота.

В музее также имеется древнее оружие. Значит, эти люди воевали, или же им приходилось защищаться от врагов.

А вот языческие фигурки из камня и глины говорят о том, кому поклонялись древние люди.

Страница 10-11. ИСТОКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

2. Пользуясь текстом учебника, заполни пропуски.

В 10 веке на Руси было не менее 25 городов. К 12 веку их уже более 300 .

3. Обозначь на схеме "река времени" век. когда Рюрик был призван на княжение в Новгороде.

См. картинку выше "Река времени".

4. Соотнесите тексты на берестяных грамотах и фрагменты перевода к ним в приложениях. Наклейте в каждой грамоте перевод.

Страница 12-13. МУДРЫЙ ВЫБОР

1. Обозначь на реке времени век принятия христианства на Руси.

См. рисунок Река времени.

Подсчитай, сколько времени прошло с года крещения Руси до текущего года. Запиши это число.

Ответ: 2019 - 988 = 1031 лет

2. Вырежи фотографии из приложения и наклей в соответствующие окошки.

3. Внимательно прочитай христианские заповеди на с. 21 учебника. Вспомни свои поступки, которые соответствуют этим заповедям, и приведи их примеры.

Ответ: Когда я говорю правду, то я исполняю заповедь "Не лги". А если не завидую другому, то я поступаю по заповеди "Не желай". Когда я слушаюсь родителей, уважаю их, то я исполняю заповедь "Почитай отца и мать".

4. Соотнеси даты дней памяти и фотографии. Соедини линиями.

5. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную создателем славянской письменности Кириллу и Мефодию, княгине Ольге или Князю Владимиру Святому (по выбору).

Кири́лл (827-869) и Мефо́дий (815-885)

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ - братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке.

Наша азбука сейчас почти в том виде, в каком ее принесли на Русь братья Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский много книг, в основном религиозных, ввели богослужение на славянском языке. Претерпели за это много гонений от римских католиков: те не хотели, чтобы у славян была своя письменность. На это братья отвечали: "Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не ко всем должно прийти Слово Божией истины, и на том языке, на котором говорит человек?"

Летописец сообщает, что первые слова, написанные братьями на славянском языке, были из Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

На основе славянской азбуки была азбучная молитва. "Аз буки веди" в переводе: я ведаю (знаю) буквы. "Глаголь, добро, есть, живете" в переводе: хорошо жить по-доброму. "Како, люди, мыслете" - это и переводить не надо. Так же как "рцы, слово, твердо", то есть: говори слово уверенно, твердо.

День святых солунских братьев Кирилла и Мефодия празднуется как раз в день, когда в наших школах раздается последний звонок, 24 мая. Этот день - праздник славянской письменности и культуры.

Страница 14-15. НАСЛЕДНИЦА КИЕВСКОЙ РУСИ

1. С помощью интернета узнайте годы основания или первого упоминания городов Северо-Восточной Руси. Заполните таблицу.

2. Прочитай фрагмент из русской былины... Запиши родительские наставления из былины или благословения Владимира Мономаха, которые кажутся тебе наиболее важными в наше время. Можно записать своими словами.

Делай только добрые дела,
не обижай слабого,
помогай бедным, сиротам, вдовам
не нарушай своей клятвы, обещания выполняй
не наказывай невиновных

3. Укажи стрелками, какие достопримечательности находятся в Киеве, а какие - во Владимире.

4. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную князю Андрею Боголюбскому.

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111 - 1174)

Андрей Боголюбский - сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича.

Согласно сообщению позднего «Жития Андрея Боголюбского» (1701 г.) Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции.

Андрей Боголюбский был важнейшей политической и духовной фигурой в истории Руси в 1160-1170 годах, так как он не только способствовал созданию мощного Владимиро-Суздальского княжества (на месте бывшей Ростовской вотчины своего деда, Владимира Мономаха), но и превратил город Владимир-на-Клязьме в центр политической и духовной жизни Руси.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками. Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле. В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах - Вышгороде, Турове, Пинске (1149-1151 гг., 1155 г.). Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан.

Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей хотел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси. Это и подтолкнуло его в 1155 г. бежать на Суздальскую землю против воли отца.

Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.

При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор - знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, - множество монастырей, храмов, укреплений.

Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.

Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич - давний противник Андрея - по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа.

В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев. Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к городу Владимиру.

Страница 16-17. МОСКВА - ПРЕЕМНИЦА ВЛАДИМИРА

1. Обозначь на схеме "река времени" век первого упоминания о Москве в летописи. (12-й век)

2. Рассмотри репродукцию картины. Напиши по ней рассказ о Москве времен Ивана Калиты.

На репродукции А. М. Васнецова "Московский Кремль при Иване Калите" изображена древняя Москва. Видно, что это укрепленный город - вокруг него выстроена крепость и ограждение. Почти все посторойки деревянные, включая крепость и башни на ней. Только храмы построены из камня.

Москва начинала строиться на берегу реки. На репродукции мы видим, что у пристани стоят лодки. Наверное, на них привезли какой-то груз для жителей Москвы или для строительства города.

Можно также отметить, что дороги в те времена были совсем плохие, а движение велось при помощи лошадей. Как видно на картине, лошади тянут телеги с грузом. В то же время уже существовали какие-то приспособления для поднятия груза, как видно в правой нижней части репродукции.

3. Найди в творчестве народов твоего края песни, сказания, пословицы и другие художественные произведения, в которых выражена мечта людей о мире и согласии друг с другом.



Жить в соседях - быть в беседах.
Каковы соседи, такова и беседа.
Не купи двора, купи соседа.
Не покупай себе дом, а купи соседа: дом купишь, а соседа не продашь.




С соседом дружись, а за саблю держись.
С соседом дружись, а тын городи.

Соседство - взаимное дело.



Худое дело обидеть соседа.
Чем больше насолить соседу, как не языком?
Чертополох да осот от соседа к соседу под тыном пробирается.
Что дома есть, за тем к соседу не ходить.

4. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда произошла Куликовская битва. (14-й век)

5. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "календаря памятных дат", посвященную Куликовской битве.

Куликовская битва – битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая 8 сентября 1380 на Куликовом поле (в настоящее время расположено на юго-востоке Тульской области), поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.

В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. В то время Русь была раздроблена на княжества и находилась под игом монголо-татар. Дмитрий хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы.

Князь Дмитрий разослал по всей Руси гонцов со своими грамотами и за 30 дней собрал огромное войско. На битву с монголо-татарами князя благословил Сергий Радонежский - основатель Троицкого монастыря. Он дал Дмитрию двух монахов, прославленных воинов - Пересвета и Ослябю.

Дмитрий повел свои войска навстречу монгольскому правителю Мамаю. Они сошлись на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.

Дмитрий воевал как простой воин вместе со своим войском. Битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им ударил засадный полк - и монголы побежали. Так русские войска одержали победу.

В честь победы в этой битве князя-полководца прозвали Дмитрием Донским. Хотя наши войска одержали победу на Куликовом поле, впереди у Руси было еще сто лет борьбы с монголо-татарским игом.

Страница 18-19. НАЧАЛО МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

1. Обозначь на схеме "Река времени" век освобождения Руси от ордынского владычества. (15-й)

2. Рассмотри репродукцию картин. Сравни Москву при Дмитрии Донском и Иване III. Запиши основные различия.

Основное отличие в том, что при Дмитрии Донском каменными были лишь стены Кремля (из белого камня) , да Успенский собор. Все остальные постройки были деревянными. Иван III построил Кремль из красного кирпича и заменил многие постройки в нем на каменные. Появилось несколько новых соборов (храмов), выстроен царский дворец.

3. Рассмотри фотографии. Отметь галочкой Успенский собор в Москве.

Ответы к странице 20-21. ПОДВИЖНИКИ РУСИ И ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ

1. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда вышла в свет первая русская печатная книга. (16-й век)

2. Представь себя одним из первопечатников. Придумай свой знак и нарисуй его. Объясни, какой смысл ты в него вкладываешь.

На моем знаке изображена открытая книга, от нее исходит свет просвещения, ведь книга - источник знаний. Наверху - мой вензель, т.е. начальные буквы имени и фамилии.

3. Подбери пословицы и загадки о книгах, в том числе в творчестве народов твоего края.

Русские пословицы о книгах:

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Книга - лучший товарищ.
Не красна книга письмом, красна умом.
Испокон веков книга растит человека.
Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать.
Книга хороша, да начетчики плохи.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читай, а дела не забывай.
Книги читать - не в ладушки играть.
Будешь книги читать - будешь все знать.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.
Хорошая книга - искренний друг.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Книга - пища ума.
Книга - твой друг, без нее как без рук.
Книга книге - рознь: одна учит, другая мучит.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Книга не шапка, а выбирай по голове.
В книге ищи не буквы, а мысли.
За книгой - умом двигай.
Иная книга обогащает, а иная - с пути совращает.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит.
Кому книга - развлечение, а кому - учение.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.
Одна книга тысячи людей учит.
С книгами знаться - ума набраться.
С книгой жить - век не тужить.
С книгой поведешься - ума наберешься.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Умнее книги не скажешь.
Иное от книг, иное от ендовы.
В доме ни одной книжки - плохи у хозяина детишки.

Русские загадки о книге:

Сама мала, а ума придала.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.

Кто говорит молча?

4. Обведи на карте маршрут путешествия Семена Дежнева. Подпиши названия двух океанов, которые "встречаются" у мыса Дежнева.

Страница 22-23. НА ПУТИ К ЕДИНСТВУ

1. Подбери пословицы народов твоего края о необходимости дружбы и единства. Запиши их.

Пословицы:

Без брата проживешь, а без соседа - нет.
Близкий сосед лучше дальней родни.
Не припасла хозяйка обеду, так, видно, толкнуться к соседу.
Нет большей беды, чем плохие соседи.
Плохо жить, коль с соседями не дружить.
Пусти соседа в дом, да и сам в соседи иди.
Сосед не захочет, так и миру не будет.
Соседство - взаимное дело.
Тогда сосед добрый, когда мешок полный.
Хороший сосед - самый большой родственник.
Хорошо, когда сосед близкий, а забор низкий.
Худое дело обидеть соседа.

2. Раскрась традиционные костюмы народов Поволжья - марийский, мордовский, татарский и чувашский.

3. Определи по фотографиям города, в которых происходили важные события Смутного времени. Соедини линиями.

4. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календарая памятных дат", посвященную Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Минин (конец XVI века - 1616 г.) и Пожарский (1578 г. - 1642 г.)

Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский - лидеры второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время в 1611 - 1612 году.

В начале 17-го века русская земля была занята врагами - поляками. Даже в в Москве-столице был польский гарнизон, а Новгород захватили шведы. России угрожала потеря независимости.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами. Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

В Нижний Новгород стали стягиваться ополченцы со всех концов страны. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва произошла 24 августа, она была упорной и кровопролитной. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживался около двух месяцев. В конце концов голод заставил врагов выйти. Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

В Москве на Красной площади установлен памятник с такой надписью "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия".

минин и пожарский

С 2005 года в нашей стране отмечается День народного единства в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

5. Обозначь на схеме "Река времени" век окончания Смутного времени. (17 век)

Ответы к стр. 24-25. НАЧАЛО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1. Рассмотри репродукцию картины. Напиши по ней краткий рассказ.

А.Д. Кившенко. Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово

Ответ: Художник Кившенко изобразил на своей картине военные игры молодого Петра I. Юный Петр едет верхом на коне с саблей в руке, выступая в роли главнокомандующего. Рядом с государем - барабанщик, отбивающий ритм и трубач.

На среднем плане картины видны несколько отрядов солдат в военной одежде того времени. У каждого отряда (или полка) - свой цвет одежды, свои командиры. Солдаты "потешных" войск несут знамена с гербом Российской империи - двуглавым орлом.

На заднем плане картины можно рассмотреть пейзаж той местности, где проводились "потешные" бои - окрестности села Кожухово. На обрыве видна пушка, рядом - высокие крепости, которые, видимо, нужно было штурмовать.

Как известно из истории молодой Петр сформировал из своих сверстников «потешные» войска и учился воевать. Осваивать военную грамоту ему помогали иностранные офицеры. В дальнейшем из этих потешных батальонов были образованы Семеновский и Преображенский полки – основа гвардии Петра.

2. Рассмотри памятники Петру I в разных городах России. Запиши, почему, на твой взгляд, поставлены памятники Петру I:

в Санкт-Петербурге - этот город Петр основал, он носил и носит его имя.
в Петрозаводске - в этом городе по приказу Петра был построен оружейный завод.
в Архангельске - в этом городе Петр заложил начало судостроительству, открыл первую в России судостроительную верфь.
Знаешь ли ты, в каких еще городах России есть памятники Петру Великому? Запиши названия городов.

Ответ: Москва, Нижний Новгород, Сочи, Воронеж, Таганрог, Дербент (Дагестан), Азов, Калининград, Махачкала (Дагестан), Тула, Липецк.

3. Обозначь на схеме "Река времени" век, кода Санкт-Петербург стал столицей России. (18 век)

Страница 26-27. "ЖИЗНЬ - ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ - НИКОМУ!"

1. Узнай по путеводителям, справочникам своего города (или ближайшего города или села), какие улицы, площади, учреждения носят имя Ломоносова. Запиши эти сведения. Приклей фотографию одного из таких мест с вывеской учреждения или табличкой на здании.

В России самое знаменитое учреждение, которое носит имя Михайло Ломоносова - это Московский Государственный Университет. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - один из старейших и крупнейших классических университетов России, основан в 1755 году И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым. C 1940 года носит имя Михаила Ломоносова.

2. Вырежи из приложения портреты и наклей и в соответствующие окошки.

3. Прочитайте рассказ о городе Российской империи - Севастополе. В тексте рассказа подчеркните названия знакомых вам народов, имена известных деятелей истории и культуры.

Ответ: можно подчеркнуть следующие слова (они встречались ранее в учебниках): Крым, Черное море, скифы, греки, Кирилл, Мефодий, князь Владимир, Суворов, Ушаков, Лазарев, императрица Екатерина Великая.

Ответы к страницам 28-29. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

1. Обозначь на схеме "Река времени" век, кода была Отечественная война 1812 года. (19 век)

2. Прочитай текст. Рассмотри фигуры Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, а также барельеф на постаменте.

Выскажи свои мысли о том, в чем источник побед России в великих войнах. Запиши.

Сила и источник побед России в великих войнах - в единстве ее народа. Когда русские княжества объединились и все как один стали на защиту своей родины, они победили монголо-татар. Сплоченность российской армии помогла победить и в войне 1812 года. Другая причина побед - храбрые и смекалистые полководцы. И, конечно, важны такие качества русского человека, как героизм, самоотверженность, любовь к Родине, свободолюбие.

3. В Санкт-Петербурге в одном из залов Эрмитажа есть Галерея героев Отечественной войны 1812 года. В ней собрано более трехсот портретов.

Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную героям Отечественной войны 1812 года.

Здесь можно написать о таких героях как
Кутузов, генерал-фельдмаршал
Багратион, генерал от инфантерии
Барклай де Толли
Васильчиков, генерал от кавалерии
Витгенштейн, генерал от инфантерии
Волконский, генерал-майор
Голицын, генерал от кавалерии
Горчаков, генерал-лейтенант
Давыдов, генерал-майор
Дорохов, генерал-лейтенант
Дохтуров, генерал от инфантерии
Дурова Надежда Андреевна
Ермолов, генерал-лейтенант
Коновницын, генерал-лейтенант
Костенецкий, генерал-лейтенант
Кульнев, генерал-майор
Герасим Курин, партизан
Сеславин, генерал-майор
Платов, генерал от кавалерии
Орлов-Денисов, генерал-лейтенант
Орлов, генерал-майор
Неверовский, генерал-лейтенант
Милорадович, генерал от инфантерии
Лихачев, генерал-майор
Кожина Василиса
Кутайсов, генерал-майор
Раевский Н.Н.
Храповицкий, генерал-майор
Фигнер, полковник
Уваров, генерал от кавалерии
Тучков (1-й), генерал-лейтенант
Тучков (4-й), генерал-майор

Стр. 30-31. ВЕЛИКИЙ ПУТЬ

1. Обозначь на схеме "Река времени" век, в котором было начато строительство Транссибирской магистрали. (19 век)

2. Рассмотри фотографии фрагментов ажурного павильона, представленного на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Запиши в каком веке состоялась эта выставка: в 19-м. По этим образцам нарисуй собственные варианты ажурного литья, чтобы украсить выставку современных достижений России.

3. Проект "Моя семья в истории России". Пользуясь приведенным в учебнике образцом, составь рассказ об участии своих предков в развитии российской промышленности на рубеже 19-20 веков. Проиллюстрируй свой рассказ фотографиями или рисунками.

Для этого проекта лучше всего найти что-то из старых семейных вещей и представить их перед всем классом и рассказать о них. Вот, какие предметы можно использовать в этом проекте:

старые газеты и журналы
личные письма, конверты, открытки
марки, посвященные какому-то событию (40 лет советской власти, 30 лет победе в ВОВ и т.п.)
монеты или бумажные деньги (можно дешево купить на блошином рынке)
фотографии прабабушек и прадедушек, или фото их дома
медали, ордена, награды родственников
удостоверение малолетнего узника (к стр. 48)
старые елочные игрушки
книги старого года выпуска
значки
что-то из одежды или обуви, пионерский галстук, ленточки для кос, воротнички, которые пришивали к форме
предметы быта (старый чугунный утюг или часы, например)
фантики от конфет
документы (удостоверения, партбилет, билет ВЛКСМ и пр.)
грамоты и похвальные листы школьника, дневники, тетради, альбомы пап и мам
карты, глобусы с СССР
игрушки, статуэтки
посуда (фарфоровые тарелки, чашки, серебряные ложки - если разрешат родители)
украшения: бусы, брошки и т.п.

Ответы к страницам 32-33. ЗОЛОТОЙ ВЕК ТЕАТРА И МУЗЫКИ

1. Знаете ли вы деятелей музыкального искусства России? Вырежьте из приложения портреты и наклейте их в соответствующие окошки.

2. Прослушай музыкальное произведение русского композитора 19 - начала 20 века. Запиши свои впечатления.

Название произведения: Балет "Щелкунчик".

Форма записи произведения: запись на CD.

Мои впечатления (ключевые слова): очень красивая музыка, сказочное и волшебное звучание инструментов, счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная музыка.

4. По тексту учебника составь план рассказа о Федоре Ивановиче Шаляпине.

1) Рождение и детство Шаляпина.

3) Шаляпин становится популярным во всем мире. Возникновении Шаляпинской школы.

4) Татарстан - родина Шаляпинского фестиваля.

5. Оформите страничку "Календаря памятных дат", посвященных одному из деятелей русского музыкального и театрального искусства.

Пётр Ильич Чайковский (25 апреля 1840 - 25 октября 1893)

Чайковский П.И. - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его самые известные произведения: это балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», а также «Времена года» - известный фортепианный цикл. Петр Ильич Чайковский внес чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Великий композитор родился родился в семье инженера в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Учился в Петербургской консерватории, затем жил и работал в Москве. Последние годы своей жизни композитор провёл в окрестностях подмосковного города Клин, где сейчас находится его музей.

Именем Чайковского названы улицы во многих городах России, консерватории и музыкальные училища, а также город в Пермском крае. А с 1958 года проводится международный конкурс имени П. И. Чайковского, в котором принимают участие талантливые музыканты и вокалисты.

Стр. 34-35. РАСЦВЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рассмотри репродукцию картины из Государственной Третьяковской галереи в Москве. Сравни свое впечатление от весеннего пейзажа и стихотворения Бунина. Подбери в нем строки для выражения своего впечатления от картины. Подчеркни их.

Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних - минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!

2. Рассмотри репродукцию картины из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Прочитай отрывок из поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Подчеркни красным цветом стихотворные строки, которые говорят о тяжести земледельческого труда, зеленым цветом - строки, в которых выражено особое уважение поэта к крестьянину.

3. Оформите страничку "Календаря памятных дат", посвященных А.П.Чехову либо своему любимому писателю 19 - начала 20 века.

Чехов Антон Павлович (1860 - 1904)

Антон Павлович Чехов - русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира.

За 25 лет творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.

Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

Ответы к стр. 36-39. В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ

1. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда было отменено крепостное право в России. (19 век)

2. Рассмотри портреты российских императоров. Объясни, почему Александр II назван Освободителем.

Ответ: Потому что он отменил крепостное право, сделав крестьян свободными людьми.

Напиши, что ты знаешь об этих императорах.

Император Александр II родился в 1818 году, он был сыном Николая I. Его воспитателем был русский поэт Жуковский. В 1861 году царь отменил крепостное право в России. Он также провел много реформ в России, участвовал в в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. В 1881 году Александр II был убит народовольцами, в Санкт-Петербурге на месте убийства императора воздвигнут храм Спаса на крови.

Николай II - последний император Российской империи. Родился в 1868 году. В период его правления произошло много событий в мире и в России: Русско-японская война 1904-1905 гг.; Кровавое воскресенье; Революция 1905-1907 гг. в России; Первая мировая война; Февральская революция 1917 г. Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и был расстрелян вместе со своей семьёй.

3. Прочитай стихотворение... Есенина "Побирушка", написанное в 1915 году. Карандашами контрастных цветов подчеркни строки и слова, одни из которых описывают страдание, горе, а другие говорят о беззаботном веселье.

Плачет девочка-малютка у окна больших хором,
А в хоромах смех веселый так и льется серебром .
Плачет девочка и стынет на ветру осенних гроз,
И ручонкою иззябшей вытирает капли слез .

Со слезами она просит хлеба черствого кусок ,
От обиды и волненья замирает голосок.
Но в хоромах этот голос заглушает шум утех ,
И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех .

4. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда произошли Первая мировая война, революции и гражданская война в России. (см. ответы к стр. 3-5)

5. В своем городе определите улицы, площади, получившие новые названия после революции 1917 года. Запишите рядом дореволюционное и послереволюционное название одной и той же улицы.

Примерный ответ (эти улицы есть почти в каждом городе):

улица Ленина - улица...
улица Дзержинского - улица...

6. Рассмотрите карту Советского Союза. Найдите и покажите на карте республики, входившие в состав СССР. С помощью карты назовите столицы союзных республик. Проверьте друг друга.

Смотрим на карту и называем республики, они выделены яркими цветами, точками обозначены столицы.

Страница 42-43. ВЕК БЕД И ПОБЕД

1. Рассмотри светские плакаты 20-30-х годов прошлого века. Напиши своими словами, к чему они призывают.

Первый плакат обращен к детям. Он призывает их выбирать себе профессию еще в детстве, иметь мечту, цель в жизни и стремиться к ней. Вторые два плаката обращены ко взрослым людям. Они призывают больше учиться, чтобы быть грамотным и больше работать на благо страны.

2. Рассмотри схему на с. 43. Сравни ее с современной схемой Московского метрополитена, которую ты можешь найти в интернете. Запиши, что изменилось.

На схеме в учебнике можно увидеть всего 13 станций метро (в 1935 году). В настоящее время работают 200 станций метро и, есть кольцевая линия, которая связывает все ветки (направления) метро . Некоторые станции поменяли свои названия. Например, Кировская (старое название) - Чистые пруды (новое название).

3. Проект "Моя семья в истории России". Продолжи работу над проектом. Сохранились ли в твоей семье воспоминания о жизни в 20-30 годы прошлого столетия, фотографии, предметы тех времен? Напиши краткий рассказ.

Этот период - детство прабабушек и прадедушек ученика, или время, когда жили прапрабабушки и прапрадедушки. Расскажите о них.

Ответы к стр. 44-45. "ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!"

1. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда была Великая Отечественная война. (20-й век)

2. С помощью текста учебника составьте таблицу важнейших событий Великой Отечественной войны.

Дата Событие

Конец января 1943 г. Прорвана блокада Ленинграда.

Лето 1943 г. Курская битва, длилась 50 дней.

1944 год Освобождение городов: Великий Новгород, Ленинград, Севастополь, Петрозаводск, Минск.

Лето 1944 года Освобождена Белоруссия, операция «Багратион».

1945 г. Советские войска освободили Чехословакию, Польшу, Румынию, Болгарию, Югославию.

3. Знаешь ли ты памятники, посвященные Великой Отечественной войне? Вырежи из приложения фотографии и наклей их в соответствующие окошки.

4. Оформите страничку "Календаря памятных дат", посвященную событию, герою или ветерану Великой Отечественной войны - вашему земляку .

У всех будут разные ответы в зависимости от города и области, в которой вы живёте, потому что ЗЕМЛЯК - это тот, кто живет или жил в одном краю с вами.

Страницы 46-47. ТРУДОВОЙ ФРОНТ РОССИИ

1. По тексту учебника составь план рассказа о том, как во время Великой Отечественной войны трудились те, кто оставался в тылу.

Весь народ встал на защиту Родины.
Мужчины - на фронте. В тылу работают старики, женщины и дети.
Военные заводы эвакуированы на восток страны.
Необходимо обеспечивать фронт оружием, техникой, одеждой и едой.
Студенты работают в строительных отрядах - сооружают противотанковые рвы.
Дети помогают взрослым: ухаживают за ранеными, готовят бутылки для зажигательной смеси.
Каждый вносит свой вклад в общее дело обороны страны.

2. Используя информацию из учебника, письменно ответь на вопросы.

В какие города России были эвакуированы многие предприятия из западных областей страны? Ответ: В Казань, Омск, Новосибирск.
Что было необходимо для обеспечения войск техникой, оружием. боеприпасами, одеждой, едой? Ответ: Необходимо было, чтобы бесперебойно работали железная дорога, морской и речной транспорт, телефон, телеграф, почта, радио. И также, чтобы в тылу бесперебойно работали заводы, фабрики, колхозы.
Какие факты говорят о том, что студенты и дети вносили свой вклад в дело обороны Отечества? Ответ: Студенты рыли противотанковые окопы, работали на фабриках и заводах. Дети помогали взрослым на поле, ухаживали в госпиталях за ранеными, смотрели за младшими, пока матери трудились для фронта.

3. Рассмотрите фотографии. Что происходило на фронте -, а что в тылу? Фотографии с фронта отметьте красным цветом, в тылу - зеленым цветом.

Стр. 48-49. "НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ"

Проект "Моя семья в истории России. Продолжи работу над проектом. Сохранились ли в твоей семье воспоминания о Великой Отечественной войне, в том числе о ее первом и последних днях, а также фотографии, награды, письма, предметы военного времени?...

Если нет сохранившихся с войны вещей, можно написать о своих прабабушках и прадедушках, которые воевали, наклеить их фотографии.

Стр. 50-51. ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

1. С помощью текста учебника составьте таблицу достижений ваших соотечественников за последние годы.

Дата Событие
12 мая 1945 г. Открытие театра в Новосибирске
Декабрь 1946 г. Запущен первый в Европе атомный реактор.
1947 г. Заработала Днепропетровская гидроэлектростанция.
1945-1950 гг. Заново отстроено много разрушенных городов.
Конец 1947 г. Отменена продовольственная карточная система.
1949 г. Введено всеобщее обязательное семилетнее образование.

2. Оформите страничку "Календаря памятных дат", посвященную вашему земляку, который прославился в послевоенное время своими достижениями в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, искусстве, спорте (по выбору).

Каждый пишет о своем земляке. Для Курганской области, к примеру, можно взять Терентия Мальцева. Москвичи могут описать академика И.В.Курчатова, поскольку он жил в Москве, про физика Н.Н.Семенова. Тема для петербуржцев - композитор В.П.Соловьёв-Седой.

Ответы к страницам 52-53. ДОСТИЖЕНИЯ 1950-1970-Х ГОДОВ

1. С помощью учебника подпиши фотографии выдающихся ученых нашей страны.

2. Знаешь ли ты первых советских космонавтов? Вырежи фотографии из Приложения и наклей в соответствующие окошки.

3. Обозначь на схеме "Река времени" век, человек впервые полетел в космос. (20 век)

4. Опиши по фотографиям (устно) церемонии открытия и закрытия XXII летних Олимпийских игра в Москве.

На открытии и закрытии Олимпийских игр в Москве присутствовало очень много людей. Собралось много спортсменов из разных стран. Значком олимпийских игр стали 5 соединенных обручей и олимпийский мишка.

5. Проект "Моя семья в истории России". Продолжи работу над проектом. Сохранились ли в твоей семье воспоминания о жизни нашей страны в 1950-1970 годы, а также фотографии, предметы тех лет? По воспоминаниям старших родственников напиши рассказ.

Этот период - детство и отрочество бабушки ученика. Расскажите о ней или о своем дедушке.

Мы строим будущее России

Стр. 54-57. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

1. С помощью карты на с. 56-57 узнайте, какие независимые государства образовались после распада Советского Союза в 1991 году. Заполните таблицу.

Название государств Столицы

Российская Федерация Москва
Украина Киев
Белоруссия (Белорусь) Минск
Молдавия (Молдова) Кишинев
Эстония Таллин
Латвия Рига
Литва Вильнюс
Абхазия Сухум
Грузия Тбилиси
Армения Ереван
Южная Осетия Цхинвал
Азербайджан Баку
Казахстан Астана
Узбекистан Ташкент
Таджикистан Душанбе
Туркменистан Ашхабад
Киргизия Бишкек

2. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда на карте мира появилось новое государство - Российская Федерация.

3. Подумайте, что в вашем городе (селе) вы хотели бы сохранить для будущего. А что вам хотелось бы изменить в своем городе (селе) Запишите.

Примерные ответы:

Мне хотелось бы сохранить лес на окраине горда, парк, старинный дом, пруд с утками и т.п.
Мне хотелось бы изменить в моем городе: построить большой новый мост через реку, отремонтировать набережную, сделать велосипедные дорожки на какой-то улице, посадить новые деревья, построить новую спортивную школу с ледовым дворцом и т.д.

4. Сделай или подбери фотографии, показывающие приметы старого и нового в твоем городе (селе). Можешь наклеить 1-2 фотографии здесь.

Можно приклеить фото старого дома или памятника, и нового современного дома в твоем городе (селе).

Страницы 58-59. ЗДОРОВЬЕ РОССИИ

1. Рассмотри таблички, представляющие некоторые районы Белгородской области. Приведи примеры сельскохозяйственных районов своей области (края, республики).

Придумай и нарисуй символические обозначения для 1-2 сельскохозяйственных районов твоего края.

2. Составь рассказ о продукции сельского хозяйства твоего края.

Кукуруза - высокорослое однолетнее травянистое растение, достигающее высоты 3 м. Кукурузу выращивают для получения початков со съедобными зернами, а также кукурузного масла. Является самым важным зерном после пшеницы и риса.
Пшеница - одна из важнейших зерновых культур. Получаемая из зерен мука идет на выпечку белого хлеба и производство других пищевых продуктов; отходы мукомольного производства служат кормом скоту и домашней птице.
Птицеводство - отрасль сельского хозяйства, специализирующаяся на производстве мяса птицы и пищевых яиц. Побочной продукцией птицеводства являются пух и перо, а отходы производства используются для изготовления мясо-костной муки.
Животноводство производит продукты питания (мясо, молоко и молочные продукты), сырье для легкой промышленности, рабочих животных для выполнения ряда сельскохозяйственных и транспортных работ.

3. Если ты живешь в селе... нарисуй или сфотографируй эпизоды совместной работы на земле, ухода за домашними животными.

Стр. 60-61. УМНАЯ СИЛА РОССИИ

1. С помощью дополнительной литературы, сведений из Интернета составьте по плану краткий рассказ о промышленном предприятии вашего края...

Пишите про одно из предприятий вашего города.

Ответы к страницам 62-63. СВЕТЛАЯ ДУША РОССИИ

1. Выясни, какие праздничные мероприятия, связанные с традиционной культурой народов твоего края, проводятся весной. Запиши названия и даты проведения этих мероприятий.

Примерный ответ (для каждого города - свои мероприятия):

ярмарка народных промыслов
выставка прикладного творчества
праздник народных мастеров
фестиваль народных хоров и ансамблей
конкурс авторской песни
выступление художественных коллективов
Масленица

Придумай и нарисуй символические обозначения этих мероприятий.

2. Рассмотри фотографии на с. 63 С помощью учебника определите, к каким художественным промыслам относятся эти изделия. Пронумеруйте их в соответствии со списком.

Страница 64-68. НАЧНИ С СЕБЯ!

1. Обозначь на схеме "Река времени" (с. 40-41) дату твоего предстоящего окончания начальной школы.

2. Придумай и нарисуй символическое обозначение для твоей школы, для тех кружков и студий, в которых ты занимаешься дополнительно. Можешь зарисовать уже существующие эмблемы.

3. Запиши самые интересные дела в твоей жизни за четыре года начальной школы.

Примерные ответы:

поездка в другой город, на курорт, на озеро, заграницу
поход в лес, выезд на природу
экскурсия в музей или зоопарк, или сафари-парк
каникулы у бабушки в деревне, сбор грибов и ягод, рыбалка
общение с животными (купили собаку, ухаживали, растили)
совместная стройка дома с папой
совместная работа в саду или огороде
летний или зимний лагерь и т.п.

4. Оцени свои достижения за время обучения в начальной школе. Запиши те из них, которые ты считаешь наиболее важными.

Примерный ответ: За 4 года обучения в начальной школе я

научился читать, писать, считать и решать задачи
выучил таблицу умножения
научился играть в шахматы
научился плавать
подружился с ребятами в классе
научился петь или играть на музыкальных инструментах
научился рисовать
научился сам собирать портфель и ходить в школу
стал сам делать все домашние задания
стал помогать родителям по дому
вырос на 20 см!

5. Продумай и запиши свои планы на ближайший год (что ты хочешь сделать, чему научиться, где побывать)

Примерные ответы:

В предстоящее лето:

я хочу побывать в Санкт-Петербурге (Москве, на Красной площади)
я хочу научиться готовить суп и борщ
я хочу проведать свою бабушку, которая живет далеко
я хочу научиться плавать
я буду помогать своему папе строить дом

В 5 классе:

я хочу начать изучать второй иностранный язык
я хочу узнать название звезд и созвездий на небе
я хочу научиться рисовать
я хочу узнать, как устроено мое тело

Проект Я СТРОЮ БУДУЩЕЕ РОССИИ

Вариант 1: Зоопарк насекомых.

Цель проекта: Познакомить всех желающих с редкими и удивительными насекомыми, научить людей бережно относиться к ним.

1) Построить оранжерею, утеплить ее, посадить разные растения.

2) Приобрести живых насекомых со всего мира, поселить их в зоопарке.

3) Предлагать экскурсии по зоопарку насекомых всем желающим, объяснять и рассказывать экскурсантам, как живут и чем питаются насекомые.

Описание: Мне очень хочется, чтобы в нашем городе был специальный зоопарк насекомых. В нем я хочу собрать насекомых со всего мира, которых не встретишь в наших лесах. Они бы жили среди растений, бабочки бы свободно летали, в специальных террариумах можно было бы проследить весь цикл бабочки: как гусеница превращается в кокон, а потом в бабочку. Посетители могли бы брать неопасных насекомых на руки. Это очень интересно!

Вариант 2 - Построить новый спортивный комплекс для детей.

Вариант 3 - Открыть питомник для бездомных животных, где можно было каждому желающему брать животное себе домой.

Вариант 4 - Открыть клуб любителей походов всей семьей - такие походы объединяли бы родителей и детей, можно было бы заводить новых друзей и увидеть много интересных мест нашей страны.

21.09.2018

В 1380г. русские полки во главе с Дмитрием Донским одержали победу в Куликовской битве над войском хана Мамая.

План похода Дмитрия состоял в том, чтобы, не дать хану Мамаю соединиться с союзником или союзниками, вынудить его переправиться через Оку или сделать это самим, неожиданно выйдя навстречу противнику. Утром 8 сентября 1380 года на Куликовом поле выстроились два войска: 36 тысячам русских воинов противостояли 120 тысяч ордынцев. 11 часов утра поединком ордынского великана Челубея с русским витязем Пересветом. И наш витязь, и татарский батыр погибли, убив друг друга, после чего Мамай двинул навстречу Сторожевому полку свой передовой отряд из 4 четырёх тысяч легких конников. За ним готовились к атаке 14–15 тыс. спешенных тяжеловооруженных всадников. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича – он ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.
Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (если сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня). Русские воины преследовали ее остатки до реки Красивая Меча (50 км выше Куликова поля); там же была захвачена Ставка ордынцев. Мамай успел бежать; Ягайло, узнав о его поражении, также спешно повернул обратно.
Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60 % командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».
Куликовская битва вселила уверенность в возможности победы над ордынцами. Поражение на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления Золотой Орды на улусы. Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов, находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.

Спустя время после монголо-татарского нашествия русский народ начал понимать, что нельзя больше находиться под гнетом Золотой Орды. Первым, кто отважился дать решительный отпор захватчикам, стал московский князь Дмитрий Иванович. Поговорим кратко о Куликовской битве и рассмотрим календарь памятных дат того времени.

Ослабление Золотой Орды

После покорения русских земель правители монголо-татарского государства - Золотой Орды - не сомневались, что обеспечили себе надежный доход. Отныне все русские князья обязаны были платить ордынским ханам большую дань - плату за спокойствие на своих землях.

Но со временем некогда могущественная и влиятельная Золотая Орда стала приходить в упадок. Внутри нее начали происходить разногласия, началась борьба за власть.

Во второй половине XIV века внушительная часть монголо-татарского государства оказалась в руках темника Мамая. В те времена темником назывался военачальник, который возглавлял тумен - войско численностью в 10 тысяч воинов. Мамай оказался сильным и волевым человеком, и ему беспрекословно подчинились.

Рис. 1. Темник Мамай.

Тем временем на Руси набирало силу Московское княжество. В течение двухсот лет русские князья исправно платили дань ордынским ханам, но ситуация изменилась, когда к власти пришел внук Ивана Калиты - московский князь Дмитрий Иванович. Видя слабость Золотой Орды, он понял, что настало время для решительных действий.

Подготовка к противостоянию

Князь Дмитрий не собирался признавать господство Золотой Орды и платить дань татарам. Не видя другого решения вопроса, он начал готовиться к серьезной битве.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В первую очередь, он занялся укреплением Московского княжества и приказал возвести вокруг Кремля надежные каменные стены.

Князь Дмитрий прекрасно понимал, что деревянные укрепления Кремля не остановят татар. К тому же, стрелы, пропитанные нефтью, с легкостью подожгут древесину и вызовут пожар в городе. Решением проблемы стала прочная кладка из известняка, которому не страшен был огонь. Толщина новых стен была около трех метров.

Узнав, что Русь более не собирается платить дань, разгневанный Мамай собрал большое войско, чтобы наказать непокорную страну. Желая повторить славу хана Батыя, он планировал до основания разрушить русское государство. Летом 1380 года стало известно, что по направлению к русским землям движется несметное войско Золотой Орды.

Чтобы достойно встретить опасного врага, князь Дмитрий начал собирать русское войско. Он разослал по всем княжествам гонцов с призывом к объединению и созданию общей армии. Всего за 30 дней ему удалось собрать огромное войско, какого еще никогда не было на Руси.

Рис. 2. Князь Дмитрий.

Простые люди горячо просили Бога о защите своей родины. Чтобы получить благословение на борьбу с врагом, князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. Старец Сергий Радонежский благословил его и дал в помощь двух монахов - сильнейших воинов Ослябю и Пересвета.

Великая битва началась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле - месте, где река Непряда впадает в Дон.

Согласно легенде, противостояние многотысячных армий началось с поединка двух сильнейших воинов: татарина Челубея и русского богатыря Пересвета. Могучие всадники поразили друг друга на смерть, после чего началось кровопролитное сражение.

Напор русских воинов, их лютая ненависть к врагам и вера в победу помогли справиться с ордынским войском. Монголо-татары отступали под мощью русской конницы, а спустя время и вовсе обратились в бегство.

Рис. 3. Куликовское сражение.

В память о знаменательной победе над монголо-татарским войском народ стал называть московского князя Дмитрием Донским.

Несмотря на блестящую победу, русские еще в течение века испытывали давление Золотой Орды. Однако Куликовская битва сыграла свою значимую роль в истории Руси:

  • русские люди впервые почувствовали собственную силу, поверили в светлое будущее и окончательное избавление от монголо-татарского ига;
  • русские князья смогли наглядно убедиться в том, что главная сила заключается в единстве всех русских земель.
. Всего получено оценок: 493.

Русские полки перед Куликовской битвой / Изображение: с картины А.Бубнова

21 сентября отмечается День воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров — Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества .


Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход, пишет издание Calend.ru .

Князь Московский Дмитрий Иванович, узнав в конце июля о движении монголо-татар, обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне. Под стяги великого князя московского Дмитрия Ивановича собрались дружины 27 русских городов и княжеств. Общая численность войска превышала 100 тысяч человек.

Князь Московский Дмитрий Иванович, узнав в конце июля о движении монголо-татар, обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне / Изображние: cdn.topwar.ru

План похода состоял в том, чтобы, не ожидая соединения на Оке Мамая со своими союзниками, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Поход войска происходил в августе - начале сентября.

19 (6 сентября по старому стилю) по Старой Данковской дороге русские полки достигли реки Дон. На военном совете было решено переправляться через реку и встретить врага за Доном и Непрядвой. В ночь с 20 (7) на 21 (8) сентября войска переправились через Дон и ранним утром 21 сентября начали разворачиваться в боевой порядок между балкой Рыбий верх и рекой Смолкой на фронте около 1 км лицом на юго-восток, к водоразделу, откуда двигались силы Мамая.

Изображение: vynderkind.ru

В авангарде русского войска были отряды Сторожевого полка. В передней линии находился Передовой полк. Основная линия русского боевого построения имела трехчленное деление. В центре располагался Большой полк, его фланги прикрывали полки Правой и Левой руки, которые упирались краями в заросшие лесом отроги балки и речки. За большим полком располагался резерв.

Предугадывая ход битвы, русские полководцы разместили восточнее полка Левой руки в большом лесном урочище «Зеленая Дубрава» Засадный полк, состоявший из отборных конных дружин. Мамай также расположил свою конницу и наемников в линейном порядке.

Поединок русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем / Изображение: clubveteranwar.com

Битва началась поединком русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем. В этом поединке оба воина погибли. Затем татарская конница, смяв передовой полк, начала теснить большой полк; русские полки несли значительные потери; был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Великий князь Дмитрий в доспехах рядового воина бился среди воинов того же полка.

Однако русские выстояли, и тогда, создавая численный перевес, Мамай бросил последние свежие силы на полк Левой руки. Понесший значительные потери полк Левой руки начал отступать. Не спас положение и выдвинутый на помощь резерв. Огибая фланг Большого полка, золотоордынская конница стала выходить в тыл московской рати. Создалась реальная угроза окружения и уничтожения русских сил. Наступила кульминация сражения. В этот момент в спину прорвавшимся ордынцам ударил Засадный полк.

Изображение: clubveteranwar.com

Изображение: topwar.ru

Внезапное введение в бой свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию. Вступление в бой Засадного полка послужило сигналом к всеобщему наступлению московской рати. Началось массовое бегство войска Мамая . Преследование велось русской конницей до наступления темноты.

Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Семь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов.

Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским гнетом. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского государства.

В 1848 году на Красном Холме, где была ставка Мамая, был установлен памятник.

Столб-памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле / Фото: www.liveinternet.ru

В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте легендарного сражения был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».

Территория музея-заповедника занимает юго-восток Тульской области, географически - это участок ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона и Непрядвы. Она включает историческое место битвы с прилегающими участками, а также комплекс уникальных археологических, мемориальных, архитектурных, природно-ландшафтных памятников.

Реконструкции великой битвы / Фото: cdn.topwar.ru

С 1996 года по инициативе музея на берегу реки Дон вблизи деревни Татинки ежегодно проводится международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» . В нем принимают участие клубы военно-исторической реконструкции из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Победители конкурсной программы фестиваля принимают участие в большом театрализованном представлении во время праздничных мероприятий, посвященных годовщине Куликовской битвы.



На Куликовом Поле / Фото: www.kulpole.ru


В 2002 году в селе Монастырщина, где по преданию захоронены русские воины, павшие в Куликовской битве, была заложена Аллея памяти . Здесь представлены памятные знаки от различных земель России, пишет

21 сентября считается днем памяти Куликовской битвы. Все прошлое России на самом деле большое и славное. Но в качестве благодарности предкам за то, что был сформирован единый народ, 21 сентября все государство российское празднует победу над Мамаем Дмитрия Донского.

Существовали свои причины нарастания конфликта. Большую роль в истории Российского государства сыграло противостояние Мамая и Дмитрия Донского. День памяти Куликовской битвы отмечают ежегодно на месте проведения боя непосредственно. Эта дата считается достаточно значимой, потому как государство российское было освобождено от ига орды, объединены русские земли и сформирована единая нация.

Поводом для войны послужило увеличение могущества и влияния Московского княжества, что способствовало ломке системы, которая работала годами на руку татарам. С целью начала боевых действий необходим был весомый повод. И вскоре таковой отыскали. Дмитрий І Иванович (Донской), ощутив свою мощь, в 1374 году все договоренности с Ордой разрывает и отказывает в увеличении дани.

День памяти в Российской Федерации Куликовской битвы означает собственное осознание в качестве единого русского народа. Впоследствии события развивались слишком стремительно. Противниками были приобретены новые друзья. Сторону Орды приняло Литовское королевство. Однако россиян не испугала сила врага. Было собрано войско, возглавляемое отличными полководцами и стратегами.

Мамаем готовилось нападение, но незначительные битвы, ослабили его армию. Соответственно ему приходилось откладывать постоянно полномасштабное наступление. Не только хан столкнулся с проблемами. Московский князь также упорно занимался поисками поддержки. Ему отказала в помощи Тверь. Двоякая роль сыграна была Рязанью. Князь Олег оказывал поддержку Мамаю, но рассказывал другим князьям о планах татар.

Луна-17 и Луноход-1

В 1970 году Советский Союз запускает научную космическую станцию «Луна-17», которая через неделю прилунится в районе...

Деревянные люди

Когда могучий ветер бог Хуракан пролетал по окутанной мраком Вселенной, он воскликнул: «Земля!» − и появилась твердь. Тогда...

UNU – электрический скутер

Первый в мире электроскутер UNU с запасом хода 100 километров создан в Германии. Обычно скутер - это индивидуальное транспортное...

Ладья вечности. Загробный мир у Египтян.

Ладья Вечности поднялась на небо и свернула вниз. Кормчий немного развернул Ладью. Позади остались города, храмы, луга и...

Тайна Броселианда: сэр Роланд Бретонский

Эта история произошла с сэром Роландом Бретонским, когда он ехал через мрачный Броселианд. Он на одно...

Автомобиль на сжатом воздухе

С каждым днем цены на топливо становятся все выше.Это является стимулом для инженеров, которые стараются разработать...

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий