Самообразование вторая младшая группа речевое развитие. План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы». Цели и задачи самообразования воспитателя

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на год

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

алка, бантик.
3) Воспитывать бережное отношение к кукле и одежде.
Материал: кукла, платье, вешалка, шаблоны кукол, платья для кукол из цветной бумаги, детали (воротник, карман).
Литература:
1) Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2) Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с., ил.
3) Гербова В.В., Максаков А.И. Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитания дет. сада. – 2-е изд. перераб. – М.: просвещение, 1986. – 128 с.
4) Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
Структура занятия и методические приемы:
1) Начало занятия:
А) Сюрпризный момент
Б) Наблюдение
В) Вопросы
2) Основная часть:
А) Объяснение
Б) Использование дидактического материала
В) Поощрение
3) Заключительная часть
А) Загадки
Б) Вопросы
В) Поощрение

Ход игры:

Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла Маша. «Здравствуйте, ребята!»
- Ой, ребята, а посмотрите-ка, какая кукла Маша сегодня нарядная.
- Ребятки, а кто мне скажет, во что одета кукла Маша? Это что?
- Верно, платье. А какое оно?
- Правильно. А еще какое? Платье теплое или легкое? Ну-ка потрогайте платье и скажите мне, какое оно?
- Платье легкое.
- А теперь, ребята потрогайте вот это платье. А это платье какое?
- Верно, ребята это платье теплое, потому что оно из фланели.
- Ребята я сказала, что кукла Маша пришла к нам нарядная. А ели кукла нарядная, то платье, какое?
- Платье нарядное, ведь так ребята. Ребятки давайте скажем вместе «нарядное платье».
- Ребятки, а давайте мы с вами завяжем нашей гостье передничек, и не просто так завяжем, а завяжем на бантик.
- А теперь повторите. Как надо завязывать передник?
- Все ребятки передничек мы нашей кукле Маше завязали. Наша гостья стала еще краше.
- Ребята, посмотрите-ка, а как называется эта часть платья, та что находится на горловине платья?
- Ребята, это воротник. Повторяйте за мной «воротник».
- Ребятки на что застегивается платье? Что это?
- Правильно, на пуговицы мы застегиваем нашу одежду.
- Посмотрите-ка, что это у нас такое есть на переднике? Куда мы можем положить платочек?
- Да, это карман. А карман глубокий? Давайте посмотрим.
- Ребятки, а как называется эта часть платья? Если они длинные, мы их засучиваем, перед тем как мыть руки.
- Это ребята рукава. Молодцы!
- Ребятки, а посмотрите-ка, рукава у нашего платья какие, короткие или длинные?
- Правильно, короткие. Это потому что, у куклы Маши легкое, летнее платье.
Поэтому рукава короткие.
- А теперь внимательно посмотрите на это платье. У него какие рукава?
- Верно, длинные рукава. Это теплое платье.
- Ребята, а когда мы моим руки, мы что с длинными рукавами делаем?
- Правильно, молодцы! А зачем надо засучивать рукава?
- Ребятки, а когда мы снимаем платье или другую одежду, что мы должны с ней сделать?
- Сначала, ребята необходимо вывернуть платье на изнанку. Повторяйте за мной «вывернуть на изнанку».
- Надо ли разбрасывать одежду, так чтобы она везде валялась?
- Нет. Нельзя так делать. Нужно бережно относиться к вещам.
- Ребятки, на что мы с вами вешаем одежду? Что это?
- Правильно, вешалка.
- Нашу одежду мы складываем или вешаем на вешалку. Так ведь? Чтобы она не помялась?
- Ой, ребятки у куклы Маши есть сестры. Посмотрите какие? Они собрались в гости.
- Но у них нет одежды, подходящей к празднику.
- Ребята, поможем сестрам куклы Маши?
- Давайте, смастерим сестрам Маши красивые, нарядные платья сами, своими руками.
- Сейчас, я вам раздам куколок, платья, воротники, карманы. Вы все должны придумать красивые, нарядные платья. Позже мы посмотрим, у кого же платье получиться лучше всех?
- Сначала, одеваем нашу куколку в платье, т.е. прикладываем платье на куколку.
- Затем нужно приложить на платье ближе к шее воротник.
- А карманы у нас будут лежать по бокам платья.
- Ой, какие платья у всех красивые получились. Ребята, кукле Маше ваши платья для ее сестер тоже очень понравились.
- «Да ребятки, вы все молодцы, теперь моим сестрам есть в чем пойти на праздник. Спасибо, вам большое. Нам пора уходить, но мы обязательно еще придем к вам в гости. Вы нас будете ждать?»
- «До свидания».
- Ребятки вы все молодцы. Вы, наверное, устали. Сейчас я загадаю вам загадки. А загадки тоже про одежду. Слушайте внимательно.

Здравствуйте уважаемые воспитатели. На связи Татьяна Сухих. Давайте поговорим о том, что составляет обязательную часть вспомогательного педагогического развития. Вы, я думаю, догадались, что туда входит готовый план самообразования воспитателя. Такой план систематизирует педагогические действия и вырабатывает будущую коммуникацию с ребятами. В ней также содержится программа методологических работ на будущий год.

Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет их сенсорного развития. Условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малюток 2 – 3 лет, поскольку это период, когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование малышей.

Сенсорное воспитание является основой для умственного развития, формирования наблюдательности, развития эстетического чувства, фантазии и внимания и способствует расширению запаса слов, а также влияет на совершенствование зрительной, моторной, слуховой, образной памяти. Как средства сенсорного воспитания у дошколят используются дидактические упражнения и игры, конструирование, рисование.

Детки, которые обладают культурой в области сенсорики, различают большую палитру звуков и красок, а также вкусовых ощущений. Готовый план по самообразованию воспитателей в младшей группе позволит вам дорогие педагоги самосовершенствоваться и узнать потребности деток в еще большей степени.

План работы воспитателя

Тематика

Назначение

Задачи

Воспитательный процесс: сенсорика у дошколят младшей группы Улучшение профессиональной осведомленности, квалификации педагогов

· Обучение детей различиям основных цветов;

· ознакомление деток с формой и величиной предметов;

· формирование навыков индивидуальной деятельности;

· повышение самооценки малышей и уверенности в себе;

· развитие творческих способностей, любознательности, наблюдательности;

· сплочение детского коллектива.

Сроки

· составление готового плана по самообразованию воспитателя детского сада;

· существование проекта работы по самообразованию;

· изучение литературы и приобретение материалов по данной тематике;

· обработка материалов из Интернет;

· разрабатывание анкет и консультаций для родителей;

· проведение карты наблюдения за детками с выявлением самостоятельного развития ребят на начало года;

· консультирование и анкетирование родителей на тему сенсорного развития детей в доу.

· проведение анкетирования и консультирования родителей;

· получение данных во время анкетирования по теме «Ознакомление» и выявлению знаний по сенсорному формированию и воспитанию дошкольников;

· проведение консультирования с мамами и папами на темы: «Адаптирование детей к условиям детского сада» и «Воспитание сенсорики дошколят».

· продолжение изучение литературы по данной теме: работы М. Монтессори по развитию ребят из разных источников Интернета;

· подготовка и проведение открытого просмотра образовательной деятельности «Как искали щенка»;

· формирование картотеки поучительных игрищ, которые направлены на развитие сенсорики малышей;

· поучительные игры в картотеке, материалы к этим забавам;

· консультирование с родителями по теме: «Чем заняться в выходной день с детьми?»

· проведение консультирования с родителями по теме: «Какие игровые материалы и игрушки нужны деткам?»;

· формирование картотеки поучительных игр, которые направлены на развитие сенсорики малышей;

· изготовление игровых материалов;

· поучительные игры в картотеке, материалы к этим играм;

· составление передвижной папки для родителей по теме: «Игры по сенсорике для малюток».

5. Январь :

· консультирование с родителями по теме: «Первые уроки морали для дошколят раннего возраста»;

· составление материалов для игрищ, существование поучительных игр в картотеке;

· упражнения и забавы на развитие обоняния;

· формирование развивающего центра «Территория запахов» и проведение игрищ и упражнений;

· продолжение изучения литературы по данной теме.

· подготовка и проведение открытого просмотра «Гостим у зайчонка»;

· участие в педсовете и анализ просмотра;

· опыты с водой: «прозрачность воды», «разноцветная вода»;

· подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Формирование способностей сенсорики ребят раннего возраста».

· подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Развивающие игры и их роль для малышей»;

· создание картотеки поучительных игр, которые направлены на закрепление и усвоение такого понятия, как форма: «Поищи предмет данной формы», «Какая из этих фигур лишняя?».

· дидактические игры в картотеке, а также материалы к ним;

· продолжение изучения литературы по данной теме;

· продолжение составления передвижной папки для родителей по теме: «Сенсорные игрища для малышей».

· подготовка и проведение консультирования с родителями по теме: «Капризы детей и их упрямство»;

· продолжение изучения литературы по данной теме;

· составление картотеки поучительных игр, которые направлены на закрепление цвета: «Какие цвета вы видите здесь?», «Какой цвет имеет этот предмет?», «Давайте уточним этот цвет»;

· существование в картотеке поучительных игр и материалы к ним;

· составление буклетов для родителей по теме: «Сенсорное усовершенствование малышей дошколят».

9. Май (итоговый)

· подготовка и проведение открытого просмотра «Бабочки»;

· участие и анализ просмотра в педсовете;

· анкетирование родителей, которое позволит понять, насколько они оценивают работу в доу;

· создание картотеки поучительных игр и материалы к ним;

· консультирование родителей

10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

11. Игра как средство общения дошкольников.

13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

14. Использование развивающей игры во время нод по математике

с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.

17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.

18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.

19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.

20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.

23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26. Правила дорожного движения для дошкольников.

27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.

28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.

29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

30. Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.

31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).

32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через

общение с природой.


34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте .

35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.

36. Развитие мелкой моторики дошкольников.

37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.

38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.

39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.

40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.

42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.

43. Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.

44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.

45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.

46. Речевое развитие дошкольников

47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

65. Формирование речи детей в игровой деятельности.

67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.

68. Экологическое воспитание детей в детском саду.

69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)
возрастной группе.


Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю.

Актуальность темы:

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит что получается; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.

Задачи:

Создание условий для исследовательской активности детей;

Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

Изучение методик, технологий по поисково – исследовательской деятельности.

Форма работы с детьми:

Групповая.

Методы и приемы работы с детьми:

Практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

Изучение научно – педагогической литературы;

Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

Активное участие в работе методического объединения района;

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

Обучение на курсах повышения квалификации;

Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога – воспитателя формируются:

основы педагогического мастерства:

умение анализировать научно-методическую литературу;

умение применять полученные знания на практике;

активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети должны научиться:

самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

предлагать возможные варианты решения;

исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы:

    «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

    «Научите ребенка любить живую природу».

    Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

    Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

    На летний период родителям и детям предлагается задание – пополнить мини – лабораторию новыми материалами и инструментами.

    Анкета для родителей:

Цель:

Выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Работа с педагогами:

Для педагогов будут предложены консультации:

    «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»;

    «Требования к проведению наблюдений».

    Открытый показ НОД «Удивительное рядом».

    Анкета для педагогов.

Цель:

Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

Срок.

    Январь 2016 г. Изучение методики Л. А, Венгера. Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования.

    Февраль – май 2016 г. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов. Проведение опытов на занятиях и в свободное время.

    Март – апрель 2016 г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности. Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач. Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ.

    Май 2016 год. Самоанализ по изучаемым темам. Оценка знаний по изучаемым темам. Подведение итогов.

Для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей в нашей группе надо организовать мини – лабораторию «Почемучки». В которой мы соберем дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), оформление уголка «Огород на подоконнике», изготовление дидактического материала.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. Безопасность для жизни и здоровья детей;

2. Достаточность;

3. Доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

    Живая природа

    Неживая природа

    Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

    Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

    Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

Формы работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Тема.

Содержание работы.

Практический выход.

    Экспериментирование

«Изучаем свойства снега»

Цель:

Дать детям представление о состоянии снега при разной температуре (холод, тепло).

Задачи:

    Познакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, лепится,

    Закрепить знание детей о том, что снег может менять свое состояние в тепле (тает, превращается в воду,

    Дать детям представление о том, что вода, которая образуется из снега, называется "талая", и ей можно поливать комнатные растения,

    Расширять словарный запас детей (холодный, белый, снежинки, тает, лепится, талая,

    воспитывать желание наблюдать,

    воспитывать усидчивость,

    формировать умение слушать воспитателя и сверстников.

Краткое описание хода эксперимента:

Надо набрать в тарелочку снег и изучить его свойства. Выяснить, что снег белый, холодный, липкий, вспомнить, что снег состоит из множества снежинок. Потом поставить тарелку со снегом рядом с теплой батареей и пойти поиграть. Через некоторое время посмотреть в тарелочку – там оказалась вода. Выяснить, что снег превратился в воду, которая называется "талая" и, что этой водой можно поливать комнатные растения. После чего можно этой водой полить цветок.

    Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников «Выращивание лука».

Цель:

1. Определение более благоприятной среды для выращивания лука на перо.

2. Приобщение детей к коллективному труду (полив и уход за растениями).

Задачи:

1. Формирование знания детей о росте растений.

2. Обучение наблюдательности и высказыванию.

3. Развитие мышления, кругозора.

4. Воспитание бережного отношения к растениям и любовь к природе.

природе.

Гипотеза:

1. Если лук посадить в землю, то он вырастет, пуская перья.

2. Если лук поставить в стаканчик с водой, то он также пустит перья.

3. В земле лук вырастет быстрее.

Материал:

Лук репчатый, горшочки с землей, стаканчики с водой, лейка,

цветной картон.

Лук репчатый в красно – коричневой шелухе, имеет пряный, острый вкус.

Ни один овощ не пользуется такой популярностью, как лук. Поставщик самых ранних "живых" витаминов на стол – зеленый лук (перо). Лук перо – зеленые длинные листья с менее выраженным пряным вкусом и остротой. Лук на перо можно выращивать в течение всего года: весной, летом и осенью – в открытом грунте, а зимой и ранней весной – на подоконнике.

Объект исследования.

Дни изменения объекта исследования.

    Познавательно-исследовательская деятельность

«Что там в Небе голубом?» (опыты с воздухом)

Цели:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности;

Помочь выявить свойства воздуха, понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой- может двигать предметы.

Научить пускать мыльные пузыри и делать вертушку.

Задачи:

    Расширять представление детей о физических свойствах воздуха;

    Расширять представление детей о значимости воздуха в жизни человека;

    Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

    Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Материалы и оборудование:

Пакеты, воздушные шары, шприцы, емкости с водой, соломинки, вертушка, мыльные пузыри, веревочки, апельсин, духи, краска, кусочки салфетки.

Опыт 1: «Что в пакете? »

Цель:

Показать, что вокруг нас находится воздух; обратить внимание, что он прозрачный, невидимый, легкий.

Выполнение эксперимента:

Набираем в пакет воздух и завязываем его. Обращаем внимание. Что воздух прозрачный и не имеет запаха.

Опыт 2: «Чем пахнет? »

Цель:

обратить внимание на свойство воздуха переносить запахи.

Выполнение эксперимента:

Смочить ватку духами и оставить на столе, затем почистить апельсин. Обратить внимание, что запах заполнил всю группу.

Опыт 3: «Игры с соломинкой»

Цель:

познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух

Выполнение эксперимента:

Поставить перед каждым ребенком стакан с водой и трубочку. Дети набирают воздух и дуют в трубочку, опущенную в воду.

Опыт 4: «Воздушный шарик»

Цель:

познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух.

Выполнение эксперимента:

Надуть шарик и сдуть шарик

Опыт 5: «Реактивный шарик»

Цель:

Помочь выявить свойство воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Выполнение эксперимента:

Надуваем и отпускаем шарики и смотрим на траекторию полета. Обращаем внимание, что чем больше шарик, тем дальше он улетает. Воспитатель рассказывает. Что такой же принцип используется в реактивных двигателях самолета.

Опыт 6: «Упрямый воздух»

Цель:

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы.

Выполнение эксперимента:

    Рассматриваем устройство шприца, отжимаем поршень вверх, вниз. Затем закрываем отверстие пальцем и пробуем отжать поршень. Смотрим, что получится. (поршень двигается с трудом и воздух давит на пальчик.

    Направляем струю воздуха из шприца на кусочек салфетки. Смотрим, что произойдет.

    Набираем в шприц подкрашенную воду. Смотрим как движется поршень (легко).

Опыт 7: «Мыльные пузыри»

Цель:

Научить пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную пленку, надувается пузырь.

Опыт 8: «Вертушка»

Можно ли играть с ветром?

Делаем вертушку и обсуждаем принцип действия. Почему она начинает вертеться? Если в группе нет ветра, чтобы вертушка начала вертеться, нужно с вертушкой бегать.

    Игра-эксперимент

«Делаем мыльные пузыри»

Цель:

Познакомить детей со свойствами изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет. Поддерживать интерес к здоровьесберегающим предметам.

Материалы:

жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Используемые игры:

«Какой формы пузырь», «Какой пузырь летит дальше, выше?», «У кого получится больше надуть мыльных пузырей?».

Ход эксперимента.

Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Васька. Он очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Васе какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них).

Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.

Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют).

Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют).

Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет).

А сейчас берём другой стакан смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют). Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.

Поиграем с вами. «У кого получится больше надуть мыльных пузырей?», «Какой формы пузырь?», «Какой пузырь летит дальше, выше?» (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета)

    Опытно-экспериментальная деятельность

«Опасная свеча»

Цели:

- объяснить, какую опасность таит в себе пожар, от чего он возникает, что нужно делать при пожаре;

- ознакомить с пожарной машиной;

- формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку об одном медвежонке, которого звали Миша. В сказке говорится о том, как он остался один дома и что из этого получилось. А вы слушайте внимательно, а потом скажете, что Миша сделал не так, как нужно было бы поступить.

«Жил – был медвежонок Миша. Вот однажды он остался дома один, пригласил в гости друзей, зайчонка Кешу и лисоньку Лизу, и стали они играть. Сначала они нашли много спичечных коробков со спичками и построили из них машину. Но вдруг Миша предложил: «Давайте сделаем так, что наша машина попала в аварию и загорелась». Зайчик положил в кузов машины газету, лисонька взяла спички и подожгла. Она загорелась, спички начали вспыхивать одна за другой, и разгорелся большой пожар. Зверята испугались и спрятались в дальнем уголке комнаты. Затем они попытались выбежать из помещения на улицу, но у них ничего не вышло, так как огонь уже был везде. Им удалось выбежать на балкон и позвать на помощь. Прохожие позвонили в пожарную службу по номеру 01, приехали пожарные, спасли малышей и потушили пожар».

А теперь, ребята, ответьте на такие вопросы:

- Что неправильно сделали зверята?

- Можно ли играть детям со спичками?

- Как можно вызвать пожарных?

- Что нужно делать, чтобы не было пожара?

А сейчас, ребята, давайте с вами вспомним основное транспортное средство пожарной службы. (Пожарная машина).

Да, правильно, но пожарная машина не единственное транспортное средство. В арсенале пожарной службы есть еще: и пожарный поезд, и пожарный вертолет, и пожарный корабль. Ведь пожар может случиться где угодно.

(Показ слайдов, плакатов, картинок)

Не так давно в одной из пещер Франции археологи нашли небольшую плоскую чашку, вырезанную из песчаника. Круглое дно чашки было покрыто каким – то чёрным налётом. Когда налёт исследовали в лаборатории, то обнаружилось, что это нагар, возникший от того, что в чашке жгли сало. Думают, что такими и были первые свечки, освещавшие жилище человека в те годы, когда люди жили ещё в пещерах. Было время, когда свечи горели вечером в каждом доме; позднее их заменили керосиновые лампы, а потом и электрические.

(Показ слайдов, картинок)

У каждого из вас дома найдётся эта чудесная палочка из парафина с перекрученным белым шнурком, выглядывающим из неё. Свеча надёжна. Маленькое пламя её света безотказно служит до конца, пока свечка полностью не исчезнет.

Но куда исчезает свечка?

Как быстро она сгорает?

От чего зависит высота её пламени?

Давайте зажжем свечу и, как настоящие ученые, как можно больше узнаем об огне.

Представьте, что к нам в гости пришел инопланетянин. Как вы думаете, удивился бы он, увидев пламя свечи? Конечно же, да. И попросил бы вас объяснить, что это такое.

Начнем вот с чего: какого цвета пламя свечи? Внутренняя часть пламени - самая светлая, средняя часть - самая яркая, именно эта часть освещает все вокруг, внешняя часть пламени - самая маленькая и почти не видна. Как вы думаете, какая часть пламени самая горячая: нижняя, средняя, верхняя? Давайте это выясним.

Опыт 1:

Внесем две спички одновременно в нижнюю и среднюю часть пламени. Какая загорелась быстрее? Та, которая была в средней. А теперь одновременно внесем две спички в среднюю и верхнюю часть пламени. Теперь какая загорелась быстрее? Та, которая оказалась в верхней части. Можно сделать вывод, что верхняя часть самая горячая.

А теперь давайте посмотрим куда направлено пламя свечи.

Опыт 2:

Зажжом, удерживая в руке, свечу и дадим разгореться пламени. Теперь попробуем медленно наклонять свечу. Вы заметили, что при любом наклоне свечки язычок

пламени постоянно держится вертикально, будто кто-то невидимый умудряется оставить вертикальным хотя бы огонь от фитиля. Этот невидимка - земное притяжение. Земля

удерживает вокруг себя воздух, свечка нагревает часть воздуха над пламенем. Нагреваясь, воздух расширяется, становится легче и «всплывает» строго вверх, уступая место холодному.

А теперь попробуем еще глубже проникнуть в тайну огня. Вы знаете, что вещи вокруг нас состоят из веществ. Гвоздь состоит из железа. Стол из дерева. Свеча для опытов сделана из парафина. А вот из какого вещества состоит ее пламя?

Опыт 3:

Возьмем предмет белого цвета, например, фарфоровую чашку, и внесем ее донышко в верхнюю часть пламени на несколько секунд. Донышко осталось чистым. А теперь на несколько секунд внесем чашку в среднюю часть пламени. И что же? На белом дне чашки огромное черное пятно копоти. Так из чего состоит средняя часть пламени? Из сажи, из угля! Вот что делает пламя ярким, красивым.

Опыт 4:

Накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет. Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла. Догадались, почему? Вы правы, в банку не поступает воздух. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха, например, накрыть очаг пожара одеялом, плотной тканью.

Вывод:

Маленькое пламя свечи высветило некоторые тайны природы, помогло дотронуться до своих секретов. Многое из загадочного стало простым и понятным. Возможно, у вас разгорелся исследовательский огонёк, появилось желание самостоятельно наблюдать, задавать себе вопросы. Окружающий мир таит ещё немало тайн. «С небольшого ручейка начинается река», а из простых опытов начинается путь в большую науку.

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2015-2016 год.

Воспитатель: Сорокина Светлана Викторовна (вторая младшая группа «Воробушки»).

Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру .

Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности детей;

2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.

6. Развивать речевую активность у детей.

7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.

Актуальность темы:

Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно- ролевых игр . Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Месяц Содержание работы Практический выход

Сентябрь

1. Изучение литературы по теме самообразования.

2. Написание плана работы на год.

3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.

4. Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном возрасте».

5. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».

6. Написание цикла конспектов-занятий по сюжетно-ролевой деятельности для младших дошкольников.

7. Подборка детских художественных произведений.

Октябрь

1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».

2. Разучивание с детьми игр на создание безконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга».

3. Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

4. Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться».

2. Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения».

3. Игровое упражнение: «Накрой на стол».

4. Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».

Декабрь

1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».

3.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек».

Январь

1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».

2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.

3. Фото-выставка « Играют наши дети».

Февраль

1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».

2. Сюжетно-ролевая игра: « Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.

3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»

Март

1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».

3. Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем». Тестирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка».

Апрель

1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»

2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».

3. Экскурсия по улице Республики (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами).

4. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.

Май

1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).

2. Проведение итогового мероприятия

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий