Русская народная сказка "Василиса прекрасная" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему. Василиса Прекрасная (русская народная сказка) План пересказа сказки василиса прекрасная

Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц)

Шрифт:

100% +

Тема: «НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»

Урок 7

Народные сказки

В процессе чтения статьи о народных сказках учащиеся выделяют главные мысли, отмеченные дома. Затем размышляем над вопросами на с. 22. После этого переходим к словарной разминке, предшествующей русской народной сказке «Василиса Прекрасная».

Дети подбирают синонимы к предложенным словам. К словарю они обращаются лишь после самостоятельных попыток решить поставленную задачу. Во втором задании учащиеся продолжают ряд определений к слову лес. Характеристики могут относиться к породам деревьев, величине леса, настроению, которое он вызывает, времени года, в которое мы его видим, звукам, наполняющих лес, и т. д.

Затем приступаем к чтению сказки «Василиса Прекрасная».

Дома ученики читают фрагмент сказки на с. 23–29, делят его на части и озаглавливают их. Подбирают строки текста для подписи к иллюстрацям на с. 25 и 27.


Урок 8

«Василиса Прекрасная»

(русская народная сказка)

Обсуждаем план части сказки, прочтенной дома.

Возможный вариант:

1. Подарок матери.

2. Появление мачехи с дочерьми в доме Василисы.

3. Отъезд отца. Издевательства дочек мачехи.

4. Василиса отправилась в путь.

5. Встреча с бабой-ягой.

6. Первое задание.

7. Второе задание.

8. Советы чернавки.

План записывается на доске и в тетрадях.

Дома дети дочитывают сказку, подписывают иллюстрации на с. 31, 32.

Составляют план этой части сказки.


Урок 9

«Василиса Прекрасная»

Учащиеся пересказывают первую часть сказки по составленному на предыдущем уроке плану.

Дочитываем сказку до конца. Разговор бабы-яги с котом, псом, березой можно прочитать по ролям.

Дети зачитывают подписи к иллюстрациям на с. 31, 32.

Затем обсуждаем и записываем план прочитанной части сказки.

Размышляем над вопросом № 1 на с. 34. Школьники объясняют смысл слова «светло» в предложении: «Жили они хорошо, светло, да и на них горе пришло». «Светло» в данном контексте значит – радостно, спокойно, в добре.

Дома четвероклассники подготавливают ответы на вопросы № 2–6, на вопрос № 4 отвечают письменно. Вопросы 7а или 76 выполняют по желанию.


Урок 10

«Василиса Прекрасная»

Учащиеся читают особенно понравившиеся фрагменты сказки и объясняют свой выбор. Затем показывают, что «пришло» в сказку «Василиса Прекрасная» из мифов.

После этого рассказывают, как используется прием троекратного повтора в этом произведении.

Дети зачитывают выписанные в тетради выражения и сочетания слов, которые используются и в других русских народных сказках (вопрос № 4, с. 34) – «руки белые», «темным-темно», «баба-яга – костяная нога», «утро вечера мудренее», «видимо-невидимо», «русским духом пахнет», «ночь черная, лес густой», «ветер злой», «доброе слово», «в некотором царстве», «жили-были», «поедом есть», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Дети должны назвать соответствующие человеческие качества и поступки, в которых они проявляются.

«Добро, – говорят ребята, – это любовь матери к Василисе: она позаботилась о том, чтобы дочка и после ее смерти не пропала».

«Добро – это ее скромность, трудолюбие. Василиса выткала замечательную ткань, сшила чудесную рубашку».

«Добро – это то, что Василиса умеет вежливо, ласково говорить с людьми и животными».

«Зло – это жестокость, несправедливость мачехи и ее дочерей в отношении к Василисе».

«Одно зло несет всем жестокая баба-яга. Но добро, которое оставила мама Василисы, победило бабу-ягу».

Размышление над вопросом № 7а (с. 34) побуждает ученика, во-первых, провести работу в библиотеке; во-вторых, найдя иллюстрации разных художников к сказке, понять, что восприятие одного произведения разными читателями (а художники-иллюстраторы прежде всего читатели) может быть различным; в-третьих, проанализировать собственное отношение к найденным иллюстрациям и аргументированно объяснить его.

Задание 76 побуждает учеников к соединению литературных впечатлений с их визуальным воплощением. Учащиеся могут нарисовать несколько сцен из проектируемого мультфильма и сопроводить их записанными репликами героев.

Дома дети читают сказку «Находчивый солдат».

Желающие включаются в информационный поиск, подготавливают рассказ о Петре I. Учитель может рекомендовать детскую историческую энциклопедию или другой доступный детям источник.


Урок 11

«Находчивый солдат»

(русская народная сказка)

В следующей далее группе сказок разных народов – «Находчивый солдат», «Мужик и царь», «Портной и царь», «Кола-Рыба» – рассматривается проблема отношений правителя и простого человека. Чем определяется отношение народа к персонажам этой сказки – вот одна из центральных задач, которую решает учитель, работая над ними.

Начинаем со словарной разминки. Все три словосочетания: «простое решение», «простой человек», «простое платье», – относящиеся к разным сторонам человеческой жизни, объединяет общее понятие – обычный, понятный.

Урок можно начать с рассказов учеников, подготовивших информацию о Петре I. Дети говорят о том, что показалось им особенно интересным в великом русском императоре. Это сообщение можно прослушать позднее, перед размышлениями над вопросом № 3 (с. 37).

Читаем сказку. Диалог царя и солдата можно прочитать по ролям.

После прочтения сказки просим кратко рассказать о поступках солдата.

Рассказ ученицы четвертого класса:

«Солдат сидел в питейном заведении. К нему подсел какой-то человек. Он оказался его земляком. Солдат захотел его угостить, а так как у него не было денег, то он заложил свой палаш.

На другой день во время смотра он всунул в ножны деревянную лучину. Петр 1, который проводил смотр, велел солдату вынуть палаш и рубить его. Солдат громко попросил Бога превратить палаш в деревянный. Потом выхватил свою лучину и ударил царя».

Обращаемся к вопросу № 2. Дети объединяют слова в смысловые группы: 1) смекалистый, находчивый, изобретательный; 2) хитрый, изворотливый. Выясняем, в чем смысловая разница этих групп слов.

Ребята решают, какие из них можно использовать для характеристики солдата (вопрос № 2). Учащиеся могут найти и другие слова для характеристики этого персонажа.

Четвероклассники называли следующие слова: «мужественный», «общительный», «решительный». И обосновывают сделанные выводы. Переходим к вопросу № 3:

«Что ты узнал о Петре I из сказки «Находчивый солдат»? Какие качества царя раскрываются в словах: «Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптвахте посиди, а потом в штурманскую школу отправляйся».

Учащиеся говорят о хитрости Петра, его умении найти общий язык с простыми людьми, об умении наказывать и прощать, о справедливости, о том, что царь ценит людей находчивых. Люди, сочинившие сказку, относятся к Петру I с симпатией, уважением.

После этого переходим к сопоставлению солдат, о которых говорится в двух народных сказках: «Каша из топора» и «Находчивый солдат».

Герои этих сказок похожи на родных братьев. Ученики аргументируют выводы, сделанные в ходе сопоставления этих героев.

Народ всегда с симпатией и искренним сочувствием относился к защитникам отечества – солдатам, которым долгое время приходилось служить по 25 лет.

Дома школьники читают сказку «Мужик и царь», размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 37).


Урок 12

«Мужик и царь»

(русская народная сказка)

После словарной разминки читаем сказку, возможно прочтение по ролям.

Вопрос: каким был мужик до того, как пошел к царю рассказывать сказку? Дети описывают его материальное положение, образ жизни, внешний облик, зачитывают соответствующие фрагменты текста на с. 38, 39.

Вопрос: «Почему мужик пошел к царю рассказывать сказку?» Учащиеся говорят о том, что мужик не собирался жениться на дочери царя. «Ему просто хотелось наесться. Ведь он все время голодал.» Над вопросом № 2 ребята размышляют в паре.

Приводим пример высказывания учащихся, мнения которых не совпали при работе в паре.

«Мужик завершил свой рассказ историей о сундуке, конечно, для того, чтобы разбогатеть, хотелось ему какой-то доход получить от царя, чем-то поживиться, возможно, мужик был жадным». «Дело не в жадности. Просто он услышал разговор царя с придворными, узнал, что они хотят обмануть его, и решил их проучить. Конечно, он в этом случае выиграл».

Ребята находят слова и выражения, встречающиеся в других народных сказках («жил-был», «сказки сказывать», «глаза проглядела» и др.), объясняют смысл поговорки «Что написано пером, того не вырубишь топором», говорят о том, как она связана с содержанием этого произведения.

Затем приступаем к сравнению царей, о которых рассказано в сказках «Находчивый солдат» и «Мужик и царь» (вопрос № 5, с. 41).

Ответ может строиться по предложенному в учебнике плану. Говоря об отношении создателей сказок к этим героям, учащиеся отмечают следующее:

«Петр I – умный, деловой, он не равнодушен к людям; люди, сочинившие сказку про этого царя, уважают его, он им нравится»;

«Царь из сказки «Мужик и царь» – лентяй, бездельник, он не знает, чем развлечь себя. Этому царю на людей наплевать, он еще и жулик. Сочинившие эту сказку смеются над ним, не уважают».

Дома дети читают армянскую сказку «Портной и царь», готовятся к ответу на вопросы № 1, 2 (с. 46). Желающие обращаются к информационному поиску: подготавливают рассказ об Армении.


Урок 13

«Портной и царь»

(армянская народная сказка)

После словарной разминки прослушиваем сообщения детей об Армении, или сам учитель дает подробную справку.

Читаем сказку «Портной и царь». Диалог царя и портного ребята читают по ролям. На первый вопрос: «Зачем царь придумал испытание одеялом?» – дети отвечают: «Он хотел получить бесплатных рабов». Свой ответ учащиеся подтверждают фрагментом текста (с. 43).

Вопрос: «Почему портной решил участвовать в выполнении задания?» Работая в паре, учащиеся находят ответ в тексте сказки (с. 43).

Размышляя над третьим вопросом: «Как выразили сочинители сказки свое отношение к царю в отдельных словах, описании дворца, в речи царя?» – дети просматривают текст и подчеркивают карандашом нужные слова: «царь – жадный и жестокий» (с. 42), слух о злодеяниях царя (с. 43), украшение дворца, изображающее дракона (с. 44), слова, брошенные в адрес портного (с. 44–45).

После этого дети определяют свое отношение к царю и обосновывают его.

Размышляя над вопросом № 4 (с. 46), учащиеся объясняют смысл поговорки «Попав в капкан, лисица сама себе отгрызает лапу» и объясняют, как ее смысл раскрывается в сказке.

Предложенные варианты ответов:

«В живой природе лисица если попадает в капкан, то действительно отгрызает лапу, чтобы уйти от охотника.

Если такая поговорка относится к человеку, то она означает, что он вынужден сделать что-то очень неприятное для себя»;

«В сказке эта поговорка относится к царю. Он делает страшно неприятную для себя вещь – отпускает людей, которых сделал своими рабами. Ему это так же больно, как лисе отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем, которого будут уважать, как лисе нужно остаться на свободе».

Учащиеся находят в тексте сказки другие поговорки и объясняют их смысл («Хвалился ишак конем стать, да уши помешали»; «Умный человек смеется после всех»; «Кто обманул сегодня – тому не поверят завтра»).

Завершается урок выполнением задания № 5 (с. 46), сравнить портного из армянской сказки с мужиком – героем русской сказки «Мужик и царь» по предложенному плану (с. 46).

Домашнее задание может иметь два варианта.

Первый вариант

Предлагаем прочитать индийскую сказку «Искусный ковровщик» («Читальный зал», с. 61–64), сравнить старого портного (сказка «Портной и царь») и ковровщика, выделить слова, в которых заключена основная мысль сказки «Искусный ковровщик».

Второй вариант

Учащиеся читают итальянскую сказку «Кола-Рыба» (с. 47–52), делят ее на смысловые части, озаглавливают их. Желающие проводят информационный поиск – ищут информацию об итальянском городе Мессина.


Урок 14

«Кола-Рыба»

(итальянская народная сказка)

Если дети выполняли первый вариант домашнего задания, то урок начинается с сопоставления старого портного («Портной и царь») с ковровщиком («Искусный ковровщик»).

Сходство этих героев в том, что оба они простые трудолюбивые люди, не стремящиеся к богатству. Следует прочитать слова, в которых выражена главная мысль индийской сказки: «И вправду народ говорит: «Только трудом добьется человек исполнения своих желаний».

Затем приступаем к чтению итальянской сказки «Кола-Рыба».

Второй вариант. Урок начинается со словарной разминки. Затем учащиеся, прочитавшие итальянскую сказку «Кола-Рыба» дома, говорят о впечатлении, произведенном ею, пересказывают особенно запомнившиеся фрагменты.

После этого читаем сказку. Дети делят ее на смысловые части, озаглавливают их.

Вариант плана, созданного детьми:

1. Детство Кола.

2. Слова матери.

3. Жизнь Кола в море.

4. Встреча с царем.

5. Выполнение приказа.

6. Судьба Мессины.

Обращаемся к началу сказки, размышляем над вопросом № 2 (с. 53), определяем отношение рассказчика к матери Кола.

Ответ школьники находят в словах текста, которые читают вслух: «Ничего дурного она не желала своему сыну, просто крикнула в сердцах, как многие матери, когда их рассердят дети».

Конечно, не хотела мать зла сыну. Но «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Учитель может произнести эту русскую пословицу. Поговорить с ребятами о внимательном отношении к произносимому слову.

Вопрос: «Как относится к матери рассказчик? Как относитесь к ней вы?»

Снова обращаемся к тексту: «Бедная мать… заболела с горя и умерла» – так говорит о ней рассказчик.

Дома дети перечитывают сказку, размышляют над вопросами № 3, 4 (с. 53), подготавливают рассказ о жителях Мессины (вопрос № 5).


Уроки 15–16

«Кола-Рыба»

Урок можно начать с чтения особенно запомнившихся фрагментов сказки. Учащиеся объясняют, почему выделили именно их. После этого переходим к вопросу № 3 (с. 53): «Каким был король, который захотел встретиться с Кола?» Понятия, которыми дети определяют качества короля, записываются на доске. Каждая характеристика обсуждается и обосновывается.

Ребята называют «самоуверенность», «высокомерие», «жестокость», «беспощадность», «упрямство», «глупость».

Предлагаем рассказать происшедшую в Мессине историю от лица короля. Надо обратить внимание на интонацию, лексику короля, в которых выражается его отношение к людям и оценка самого себя.

Варианты начала ответов: «Мне донесли, что какой-то мальчишка стал как рыба. Я приказал доставить его ко мне…»; «Я – король Мессины. Когда узнал, что в моих владениях появился человек-рыба, захотел его увидеть…»

Логично дальнейшее размышление о личности Кола. Дети определяют качества человека-рыбы, раскрывшиеся в сказке. Они говорят о его детском легкомыслии, любви к матери и простым людям, готовности ради них жертвовать своей жизнью.

Прослушиваем рассказ о жителях Мессины по плану, предложенному в учебнике (с. 53, задание № 5). Выделяем слова, выражающие, по мнению детей, особенно важные мысли.

Например: «…радость старались встретить вместе, горем не делились ни с кем» (с. 48), «ведь каждому дороже всего край, где он появился на свет и прожил всю жизнь» (с. 52).

Дома учащиеся размышляют над разделом «Внеклассное чтение» (с. 53).


Урок 17

Внеклассное чтение

Обращаемся к результатам внеклассного чтения.

Дети представляют принесенные в класс сборники сказок, созданных разными народами. Объясняют, почему выбрали определенную книгу. Сообщают, кто ее оформил, показывают особенно понравившиеся иллюстрации. Ребята воспроизводят сюжеты двух выбранных ими сказок, созданных разными народами. Делают вывод о том, что считают добром, а что – злом представители разных народов.

Дома четвероклассники вспоминают изученные или самостоятельно прочитанные русские народные сказки, в которых говорится о людях, защищавших свой народ от злодеев – захватчиков, фантастических чудовищ. Подготавливают рассказ о героях этих произведений.

Тема: «БЫЛИНЫ»

Урок 18

«Как Илья из Мурома богатырем стал»

Можно начать урок с того, что дети вспоминают сюжеты народных сказок о защитниках родины от врагов. Дают характеристику героям этих произведений. Об этом можно поговорить и в конце урока.

Читаем статью «Былины» (с. 65–66).

Вопросы: «Что в этой статье показалось вам особенно интересным?»; «Определите особенности былины словами статьи».

Школьники выделяют следующие фрагменты: в былинах «переплелись выдумка и настоящие исторические события»; «былины рассказывали о жизни и подвигах героев-богатырей».

После словарной разминки приступаем к чтению былины «Как Илья из Мурома богатырем стал», дочитываем до прощания с каликами перехожими (с. 66–68).

Дети отвечают на следующие вопросы словами текста: «Что чувствовал Илья, о чем думал, сидя 30 лет на печи? Почему странники несколько раз посылали Илью за водой? Зачем странники дали Илье силу богатырскую?» (вопрос № 1, с. 71)

Дома учащиеся дочитывают былину и размышляют над вопросами № 2, 3, 4 (с. 71)


Урок 19

Перечитываем первую часть былины по ролям (Илья, странники, рассказчик). Дети рассказывают о делах Ильи после того, как получил он силу великую. После этого дочитываем былину.

Затем ребята определяют главную мысль этого произведения, используя слова былины. Дети зачитывают следующие строки: «Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки»; «Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов»; «…на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела… благословения нет».

Завершается работа над былиной рассказом ребят о героях народных сказок, похожих на Илью. Если остается время, учитель начинает чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Дома ученики читают былину до приезда Ильи в Киев, готовятся к выразительному чтению произведения, размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 81).


Урок 20

Начинаем со словарной разминки.

Продолжают ряд слов:

Сила – могучая, злая, непобедимая, жестокая…

Дорога – прямоезжая, кривая, длинная, короткая, широкая, узкая, каменистая, заасфальтированная…

Объясняют значение слова «мягкий».

Подбирают к нему синонимы и антонимы. Кроме антонимов, предложенных в учебнике, – «жесткий», «твердый», следует добавить «суровый», «резкий».

Ребята читают фрагмент былины, который завершается словами: «Он повез его по славну по чисту полю».

Читают былину не спеша, в конце каждой строки делают короткую паузу. Обращаем внимание на особенности произношения отдельных слов в произведении, созданном народом.

После этого обращаемся к заданию № 1 (с. 81). Учащиеся объясняют смысл слов: «нагнано-то силушки черным-черно». Какую картину вы представляете, читая эти слова.

Полученные варианты ответов: «…так много врагов, что белого света не видно, все кажется черным», «в глазах потемнело от ужаса, черные одежды врагов покрыли всю землю до горизонта».

Затем зачитываем характеристику этой силы, данную в былине.

Разгромив эту силу, Илья отказывается от предложения благодарных горожан стать воеводою Чернигова. Учитель спрашивает: «Почему же Илья Муромец не принял этого предложения?»

Полученные варианты ответов:

«Илья Муромец разбил врагов не потому, что хотел власти в Чернигове»; «Илья хотел освобождать Русь от врагов, а не сидеть воеводой в одном городе» и т. д.

Переходим к вопросу № 2 (с. 81).

Учащиеся зачитывают рассказ жителей о «прямоезжей дорожке» и отвечают на вопрос, почему Илья поехал по этой дороге.

Полученные варианты ответов:

«Он хотел освободить от Соловья Разбойника людей»; «Илья решил доказать Соловью, что он не самый сильный» и др.

Если дети принесли полный текст былины, то могут прочитать фрагмент о семье Соловья Разбойника. Этот фрагмент может прочитать учитель.

Задаем вопросы: «Почему Соловей не разрешил своим родным сражаться с Ильей, а велел пригласить его в гости? Какие качества Ильи раскрылись в этом фрагменте?»

Полученные ответы:

«Соловей понял, что невозможно победить Илью Муромца. Он, наверное, хотел, чтобы его угостили, уговорили отпустить Соловья»; «Илья – человек неподкупный, у него есть цель».

Дома дети дочитывают былину, размышляют над вопросами № 3, 4, 5 (с. 82). Желающие учат фрагмент былины наизусть.


Урок 21

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Начать урок можно с вопроса: «Какие события произошли в жизни Ильи Муромца после того, как он выехал из родного села Карачарова. Какие качества Ильи раскрылись за время его поездки в Киев?»

Дочитываем былину до конца.

Просим учащихся рассказать о том, как вел себя Илья, когда прибыл на княжеский двор и вошел в палаты белокаменные. Затем ответить на вопрос: «Какие качества богатыря раскрылись в его поведении?»

Следует обратить внимание на то, что Илья ставит коня «посеред двора», а не оставляет его за воротами и не привязывает скромно в углу. Он входит в столовую, распахнув дверь настежь («на пяту» дверь «поразмахивал»), нет в его поведении робости.

Обращаемся к вопросу № 3 (с. 82).

В словах князя, обращенных к Илье после того, как богатырь сообщил ему о своем пути в Киев, звучит недоверие и брезгливое презрение: «Мужичище-деревенщина».

Можно спросить, какой смысл вкладывает князь в эти слова.

Например, подчеркивает невежество, низость происхождения, примитивность Ильи. Далее он упрекает его в похвальбе, и лживости.

Завершаем урок сравнением отношения Соловья к Илье и князю Владимиру. Размышляем над вопросом № 4: «Как изменяется поведение Владимира после того, как он увидел Соловья на своем дворе?» Владимир признает превосходство Ильи. Он подчиняется словам Муромца: сам идет за зеленым вином для Соловья Разбойника. Народ говорит о том, что исчезла княжеская спесь, а когда засвищет Соловей, Владимир станет «шубонькой укрываться».

Дома ученики перечитывают былину и выполняют задание № 8 (с. 82), составляют план былины и подготавливают пересказ одной из частей с использованием былинной речи.


Урок 22

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Можно начать урок с чтения фрагментов былины, выученных наизусть.

На доске записывается название частей, на которые дети разделили былину. Названия эти могут быть выражены своими словами, могут быть оформлены в виде цитат.

Вариант плана:

1. «…Из города из Мурома… выезжал добрый молодец».

2. «…Подъехал он ко славному ко городу к Чернигову».

3. «Побил он… силу всю великую».

4. «Мужички… черниговски зовут его в Чернигов воеводою».

5. «Прямоезжая дорожка заколодела».

6. «Он поехал-то дорожкой прямоезжею».

7. «Он стрелил в того-то Соловья Разбойника».

8. «Он приехал-mo во славный стольный Киев-град».

9. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать».

10. «Говорил Илья…: «…засвищи-ко ты во полсвиста сокольего».

11. «Илья Муромец срубил Соловью «да буйну голову».

Можно увеличить или уменьшить количество частей.

Дети выбирают один из разделов плана и пересказывают соответствующую часть былины, используя былинную лексику.

После этого обращаемся к вопросам и заданиям, содержащимся в разделе № 7 (№ 82). Можно разделить класс на группы, каждая из которых подготавливает ответ на один из вопросов.

Первая группа учеников находит определения (постоянные эпитеты), которые «прикрепляются» к указанным в разделе № 7а словам:

лук – разрывчатый;

тетива – шелковая;

дорога – прямоезжая;

конь – добрый;

Киев – стольный град.

Вторая группа находит в тексте повторяющиеся описания.

Третья группа находит в былине преувеличения, гиперболы: это и характеристика черной силы у города Чернигова, и сила свиста Соловья Разбойника. С терминами «постоянный эпитет», «гипербола» можно познакомить учащихся. Но дети не обязаны запоминать и использовать их.

Дома школьники читают стихотворение А. К. Толстого «Илья Муромец», статью о жизни поэта (с. 83) и размышляют над вопросами (с. 85).


Урок 23

А. К. Толстой «Илья Муромец»

Дети рассказывают об Алексее Константиновиче Толстом, выделяя особенно заинтересовавшие их детали.

Задание словарной разминки предлагает подобрать синонимы к нескольким словам. Учащиеся могут расширить круг слов, предложенный в учебнике. Так, к слову «обнести» предлагаются синонимы «окружить», «пропустить», «обойти всех». Можно предложить учащимся включить отдельные слова в предложения.

Читаем стихотворение «Илья Муромец». Можно прочитать произведение по ролям.

На вопрос, почему Илья Муромец покинул двор князя Владимира, дети отвечают своими словами, подкрепляя их цитатами.

Прежде всего, Илья оскорблен. Он говорит о том, что на пиру у Владимира его «обнесли чарой». Дети уточняют смысл слова «обнести» в данном контексте. Кроме того, Илья вообще плохо себя чувствует в «богатых сенях», среди «мраморных плит» и «царьградских курений».

Затем обращаемся к вопросу № 2. Учащиеся объясняют смысл слов: «И старик лицом суровым просветлел опять». Рассказывают о том, что происходило в этот момент в душе Ильи, говорят о причинах происшедших изменений. Илья опять оказался в родной для него стихии – на просторах русской природы: «Снова веет воли дикой на него простор».

После этого ученики сравнивают Илью Муромца в произведении, созданном народом, и стихотворении А. К. Толстого.

Поэт сохраняет в своем произведении чувства достоинства, независимости главного героя, его связь с родной землей, которые открылись детям в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Завершить урок можно чтением стихотворения Н. Асеева «Илья», помещенного в разделе «Читальный зал» (с. 88–89)

Дети объясняют смысл выражения: «Так проехал он по времени». Можно поразмышлять над шестой строфой стихотворения (с. 88):


Так проехал он по времени,
по стране во все концы;
у его стального стремени
встали новые бойцы.

Асеев утверждает, что лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.

Дома дети готовятся к уроку внеклассного чтения, опираются на статью «Внеклассное чтение» на с. 82.


Урок 24

Внеклассное чтение былин о русских богатырях

Дети представляют книги, в которых помещены былины о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Демонстрируют иллюстрации, помещенные в них. Читают особенно понравившиеся фрагменты из прочтенных былин. Рассказывают о подвигах богатырей, об их противниках.

Затем сравнивают их с Ильей Муромцем. Объясняют, кто из богатырей и чем больше понравился.

Дома учащиеся читают былину «На заставе богатырской», размышляют над вопросами на с. 93.


Урок 25

Внеклассное чтение

Школьникам следует напомнить, что события происходят в Киевской Руси, объединившей славянские народы, до нашествия татаро-монголов. На вопрос: «Почему собрались богатыри на заставе?» – отвечают словами текста: «Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного». Мы узнаем, что на заставе все едущие на Русь должны «бить челом атаману, платить пошлины есаулу».

Ребята рассказывают об индивидуальных качествах богатырей, стоящих на заставе, объясняют, почему Илья Муромец отправил на битву Добрыню. Отвечая на вопрос № 2: «Какие качества Ильи проявились во время боя?» – ребята должны отметить понимание им своих товарищей, мужество, связь с родной природой (землей), великодушие.

Завершается беседа высказываниями учащихся о том, как изменилось отношение врага к Илье Муромцу.

Все начинается с презрения, чувства превосходства, а заканчивается, наверное (т. к. эти состояния не описаны в былине), удивлением, восхищением и благодарностью. После этого обращаемся к репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». Беседа ведется по вопросам на с. 87.

Богатыри изображены на фоне бескрайних просторов: холмы, покрытые лесами, степи, расстилающиеся за ними. Тяжелые облака плывут по небу, нет яркого солнечного света. Тревога и внутреннее напряжение чувствуются в природе. В состоянии напряжения и внутренней тревоги находятся богатыри.

Дети должны рассказать о позах, жестах, выражении лица богатырей. Важно то, как много они говорят об особенностях их характера, внутреннего состояния.

Добрыня, сидящий на белом коне, его конь с развевающейся гривой и хвостом, уже готов к действию, наполовину вынул меч из ножен, красный шлем прижал к груди.

Можно сообщить детям, что художник придал Добрыне сходство с собственной внешностью. Илья достаточно напряженно вглядывается в даль, он еще отдыхает, ногу вынул из стремени, не встревожены пока всадник и конь. Алеша Попович, самый хитрый из богатырей, кажется расслабленным, плечи его опущены, но руки крепко сжимают лук, глаза внимательно вглядываются в ту же сторону. И конь его словно бы разглядывает траву, но в то же время в нем чувствуется внутреннее напряжение.

Дома учащиеся подбирают книги, в которых напечатаны сказки А. С. Пушкина, готовят пересказ содержания и чтение любимых фрагментов наизусть или по тексту.

Мы определили тему урока, поставили цели, наметили план действий.

Давайте прочитаем сказку и узнаем, оправдались ли наши предположения.

Словарная работа:

Перед чтением сказки давайте проведем словарную работу:

Обратите внимание на слайд и прочитайте, какие слова вам встретятся в сказке.

Кто сможет сам объяснить значение этих слов?

Благословить

Купец

Вдовушка

Безропотно

Чуланчик

Потчевать

Давайте проверим:

Благословить- перекрестить, передавая этим покровительство, пожелания счастья, удачи.

Купец - человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Вдовушка- это женщина, у которой умер муж.

Безропотно- покорно, смиренно, послушно.

Чуланчик- подсобное помещение хозяйственного назначения.

Потчевать - угощать. кормить

Я предлагаю вам познакомиться со сказкой. Читает учитель и ученики.

Первичное восприятие:

Наши предположения оправдались?

Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

Обоснуйте свой выбор.

Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

Обоснуйте свой выбор.

Понравилась ли вам сказка?

К какому виду сказок можно отнести? Почему?

Что в сказке волшебного?

Какой урок можно извлечь из фрагмента этой сказки?

Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?

Какая 2 цель?

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Прочитайте 1 вопрос:

- Кто для Василисы после смерти матери стал самым родным существом?

- Найдите и прочитайте о том, как заботилась о Василисе ее куколка.

- Почему Василису называли Прекрасной?

Только ли внешне Василиса была прекрасной? »

Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?

Подтвердите словами из текста.

Ответьте на главный проблемный вопрос:

Для чего мама перед смертью подарила Василисе куколку?

Видите, ребята, и после смерти родимая матушка помогала доченьке.

Какие пословицы вы знаете о маме? (слайд)

Какой следующий пункт плана наших действий?

Я предлагаю вам поработать в парах над составлением диафильма по прочитанной части сказки.

- Рассмотрите картинный план в учебнике на стр.18

В картинном плане отражается лишь самое главное.

Расскажите пожалуйста по каждому кадру, что происходило в сказке.

Картинный план: (Слайд)

2.Подарок.

3.Смерть матери.

4.Женитьба отца на другой.

Все ли события сказки передают иллюстрации картинного плана, или нужно их дополнить?

Диафильм должен быть подробнее, он передает не только основные события, а весь сюжет сказки.

Работать вы будете в группах:

У вас на парте лежит шаблон диафильма. В данном шаблоне в первых четырех кадрах уже вписаны основные пункты картинного плана.

Прочитайте их. (слайд)

1.У купца родилась прекрасная дочь.

2.Подарок.

3.Смерть матери.

4.Женитьба отца на другой.

Ваша задача:

Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста и запишите. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения

Покажите с помощью карточек, как вы поняли задание.

Давайте проверим, что у вас получилось?

Дома обучающиеся дочитывают сказку до конца и выполняют в тетради ТПО два задания.

Подведем итоги урока

Какую сказку вы читали?

Какая главная мысль прочитанной части сказки?

Вспомните самые интересные фрагменты урока и поделитесь с нами.

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Как? Где?

На столах у вас лежат сигнальные карточки.

Красный кружок – очень доволен своей работой.

Зеленый кружок - могу работать лучше.

Желтый кружок- надо быть внимательнее.

Спасибо за урок!

Жанр: сказка Главные герои: Василиса, Баба-яга, мачеха, царь и старушка

Сказка - быль, да в ней намек, - добрым молодцам урок. Сказки своим содержанием и смыслом донесли до наших дней различные знания и умения, ведь они взяты нашими предками из повседневной жизни давних времен.

Сказка "Василиса Прекрасная" так же написана простым народом, понимающим, что красота души и тела человека дороже богатства. Это и есть основная мысль этой сказки, благодаря которой добро побеждает зло, а богатые женятся на бедных. Можно быть красивым и ленивым, но в сказке "Василиса Прекрасная" девушка не только очень красива, но и искусница в любой работе. Благодаря своему умению прясть, ткать и шить, Василиса Прекрасная смогла привлечь к себе внимание царя, который был восхищен ее красотой.

Смысл этой сказки очень глубокий. Труд и красота идут в ней рядом. Но есть еще чувство материнской любви, которое здесь выражается в предсмертном благословении дочери матерью и подарке, сопровождающим и помогающим девочке всю ее жизнь. Этот подарок: и оберег, и помощник, имеющий волшебную силу добра, которой волшебная сила зла Бабы-яги даже не пыталась противостоять.

Василиса Прекрасная - дочь купца, у которой рано умерла мама. Мама ушла в другой мир, не оставив в этом мире дочь одну, а благословив ее, подарила ей куклу. Эта кукла имела волшебную силу. В трудную минуту или просто когда нужен был совет куклу нужно было покормить и поговорить с ней.

Когда отец женился во второй раз, то ошибся с выбором новой жены, надеясь на ее доброту и хозяйственность. Мачеха, имея своих двух дочерей, невзлюбила Василису Прекрасную за ее красоту. Она и ее дочери заставляли выполнять Василису всю трудную работу и очень много, надеясь, что от работы та похудеет и потеряет цвет лица. При этом сами часто ничего не делали. Но Василиса, выполняя всю работу, становилась все краше, ведь ей во всем помогала куколка.

Когда дочери подросли, то к Василисе начали свататься женихи, а на старших некрасивых дочерей мачехи никто не обращал внимания. В начале мачеха поставила условие, что выдаст Василису замуж только после того, как выйдут замуж старшие сестры. А затем решила ее вовсе со свету сжить. В лесу жила страшная Баба-яга, которая ела людей. Отправляя в лес с заданиями падчерицу, мачеха надеялась, что там она встретиться с Бабой-ягой и та ее съесть. Но куколка всегда выводила Василису из лесу, указывая ей на верную тропинку.

Однажды мачеха со своими дочерьми сговорилась, вечером, когда сестры сидели за работой у свечи, одна из сестер, якобы случайно, потушила огонь. Огонь было трудно добыть, нужно было идти за огнем в лес к Бабе-яге. Обе мачехины дочери идти отказались, выгнали за порог Василису, и сказали, без огня не возвращаться.
Василиса не испугалась Бабы-яги и ее злых чар и пошла к ней, работала у нее несколько дней. А когда Баба-яга узнала, что девочку благословила перед смертью мама и она благословлена. То выгнала ее со своей территории, сказав, что ей не нужны благословленные. У выхода сняла с забора один из людских черепов, в глазах которого светился огонь и дала девочке.

Принесенному огню дома были рады, так как в доме давно не было огня, его разжечь никто ни мог. Из глаз черепа в комнате засветился огонь, он везде преследовал падчерицу и ее дочерей, в какой бы угол комнаты они не спрятались и до утра их сжег.

Василиса ушла жить к одинокой бабушке, ожидая из дальней поездки отца. Чтобы не скучать, попросила, чтобы бабушка купила ей самого лучшего льна. Она напряла ниток, затем соткала самого тонкого полотна. Ткань была такой тонкой, что проходила сквозь петлю иголки, как нитка. А затем попросила бабушку продать его.

Бабушка отнесла ткань не на рынок, а к царю. Показала царю ткань, она ему тоже очень понравилась. Он решил с нее пошить себе такие рубашки, которых еще ни у кого не было. Но никто из мастериц такую работу выполнить не мог, поэтому царь обратился к бабушке, чтобы узнать, кто та мастерица, что соткала такую ткань и не может ли теперь она сшить рубашки для него. Василиса сшила царю дюжину рубашек, которые ему очень понравились. Рубашки царю принесла сама Василиса. Он увидел и красоту девушки. Влюбился и сделал ей предложение. После свадьбы молодые забрали к себе во дворец бабушку и отца, который приехал из долгого путешествия.

Картинка или рисунок Василиса Прекрасная

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Бирюк

    В лесу героя застаёт сильнейший дождь. Охотник вдруг видит мужика – высокого и плечистого. Оказывается, что это лесник Фома, о котором наслышан герой. Леснику этому дали в народе прозвище Бирюк, что означает одиночка волк.

  • Краткое содержание Осеева Добрая хозяюшка

    Жил у одной девочки ручной петушок-красавец, который приветствовал её по утрам песнями. А вот у соседки была курица, нёсшая ежедневно свеженькое яичко. Обменяла девочка своего петушка на курочку. 1 класс

  • Краткое содержание Я в замке король Сьюзен Хилл

    В старое фамильное поместье Уорингс приезжает сын покойного хозяина дома. Джозеф Хупер - так зовут сына бывшего хозяина поместья. Он вдовец и у него есть сын Эдмунд, которому исполнилось 10 лет

  • Краткое содержание Аксаков Детские годы Багрова-внука

    Первыми идут очень смутные воспоминания младенчества: кормилица, продолжительная тяжёлая болезнь, новый дом. Чаще всего в памяти всплывает образ дороги и матери, любившей Серёжу больше других детей

  • Краткое содержание Горький На дне

    В пьесе рассказывается о жизни людей в ночлежке, которые объединены слабостью, не хотением найти новую - лучшую жизнь. К ним приходит странник, проповедующий лож, которой поддаются некоторые жители. У этих людей своя правда

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

Внеурочное занятие

1 класс

Тема: Русская народная сказка Василиса Прекрасная. Загадочная цифра 3.

учитель начальных классов

А. И. Бахметьева

2011 – 2012 уч.

План- конспект занятия по теме: Русская народная сказка «Василиса Прекрасная. Загадочная цифра 3.

Цель: познакомить с понятием - устное народное творчество; расширить знания о русских народных сказках на примере сказки «Василиса Прекрасная»; познакомить с загадочной цифрой «3», встречающейся в сказках; вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными.

Задачи:

Формировать и развивать познавательную активность, правильную речь, мышление, воображение, творческие способности;

Воспитывать по средствам сказок любовь к ближнему, прекрасному, гордость за свой народ и Родину.
Оборудование: книги с русскими народными сказками, игрушка колобка, рисунки колобка, волка, зайца, лисы, медведя, карточки с заданиями.

Ход занятия


  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и целей занятия.
Далеко – далеко за тридевятым царством, тридесятым государством, за дремучими лесами, непроходимыми болотами есть удивительная страна.

Живут там в мире и согласии сказки. Я там была… но дойти до неё очень трудно. Надо быть внимательными, чудеса ждут вас на каждом шагу. Не спугните их.

Тише, тише, ребятишки,

Сказки любят тишину.

Не пропустят шалунишек

В ту волшебную страну.

Чудеса не любят шума.

Тихо сядем на пенёк.

Сказка чтоб не испугалась –

Свои губки на замок.

Пройдёмся и мы, ребята, по сказочным тропинкам волшебной страны.

Сказка мудростью богата.

Скажем сказке – приходи.

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди.

Но нам самим будет очень трудно. И одна из героинь русской народной сказки вызвалась нам помочь. А кто эта героиня вы узнаете из сказки.


  1. Чтение сказки «Василиса Прекрасная» учителем.
Так кто же нам решил помочь? (Василиса Прекрасная)

  1. Анализ троекратных повторов в сказке.
Где же в сказке мы встречаем загадочную цифру 3? (за тридевять земель, в тридевятом царстве, три задания, три дороги)

А какие сказки вы знаете ещё, где бы участвовала цифра 3? (Ответы детей).

Так вот Василиса нам помогла. Она нам дала отгадайте что?

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

Конечно же это Колобок! (показ рисунка Колобка). А вот и сам наш герой. Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. А чем они отличаются от других сказок? (ответы детей)

Физминутка


  1. Сказочная викторина.
1 ЗАДАНИЕ

Колобок предлагает задания. Вспомните сказку о нём и постарайтесь, как можно точнее спеть песенку Колобка:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку метён, на сметане мешён,

На масле печён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл.

2 ЗАДАНИЕ

А теперь Колобку интересно, узнаете ли вы другие сказки и их героев:

А дорога – далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

Ах ты, Петя – простота,

Схлопотал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко…

(Петушок – золотой гребешок)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка.

(Снегурочка)

Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца!..

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Отворили дверь козлята

И … пропали все куда – то!

(Волк и семеро козлят)

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра!..

(По щучьему велению)

Муха дом себе нашла.

Муха добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!

(Теремок)

3 ЗАДАНИЕ

Все прекрасно знают, что в сказках всегда добро побеждает зло. Но без отрицательных героев сказка была бы неинтересна. Назовите положительных и отрицательных героев сказок.

(Ответы детей)

4 ЗАДАНИЕ

Очень часто в русских народных сказках главными героями являются звери, в которых народ видел людей: их хорошие и плохие поступки. Отгадайте этих героев:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её…

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

По снегу бежит – петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно –

Волку и лисе обидно!

Все эти герои имеют очень близкое отношение к нашему Колобку. Какое?

(Ответы детей)

А кого не хватает?

(Медведя. Учитель показывает рисунки животных)

В каких ещё сказках встречаются эти герои?

5 ЗАДАНИЕ

Очень часто именно сказки ярко и красочно изображали внешность и поведение этих животных. А вы сможете изобразить этих животных?

(Дети выходят к доске, изображают животных, используя мимику и жесты)

6 ЗАДАНИЕ

А теперь Колобку интересно, запомнили ли вы сказки и героев, о которых мы сегодня говорили.

(Нужно догадаться, какой из сказочных героев зашифрован и вписать буквы, обозначающие гласные звуки. Задание даётся по рядам: К*Л*Б*К, *Л*Н*ШК*, Б*Б* - *Г*, Ц*Р*ВН* Л*Г*ШК*, К*Р*ЧК* Р*Б*, *М*Л* Д*Р*К, Г*С* - Л*Б*Д*, С*М*Р* К*ЗЛ*Т, *В*Н - Ц*Р*В*Ч. Колобок, Алёнушка, Баба – Яга, Царевна Лягушка, Емеля Дурак, Гуси – лебеди, Семеро козлят, Иван – Царевич. Проверить.)

7 ЗАДАНИЕ

Но если вы некоторые сказки ещё не прочитали, то вам нужно кое-что сделать.

(Дети отгадывают «Путаницу», где зашифровано слово – БИБЛИОТЕКА)

Верно, вам нужно посетить библиотеку и прочитать эти сказки.

Итог занятия.

А сейчас, ребята, мы покидаем волшебную страну, но не прощаемся с ней.

Великий русский сказочник Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» как вы понимаете эти слова?

(Ответы детей)

Наш помощник Колобок остался в сказке, но он оставил кучу своих друзей – маленьких Колобочков, которые прикатились к вам на парту. Дорисуйте лицо ваших Колобков так, чтобы оно передало ваше настроение. Если вам понравилось наше путешествие, то колобок должен улыбаться, а если нет – то грустит.

Разделы: Литература

/беседа по содержанию сказки/

Оборудование: у педагога – компьютер, мультимедийный проектор, экран; у обучающихся на партах – рабочие тетради, текст сказки “Василиса Прекрасная”.

Курс литературы в 5-м классе с учетом гимназического компонента предусматриваетпервоначальное знакомство учащихся с художественным миром произведения. На уроках даются определения таким литературоведческим понятиям: художественный мир, художественное пространство, художественное время, герой произведения.

При работе над разделом “Сказки” углубляются представления учащихся о художественном мире волшебной сказки. Опираясь на книгу Тамарченко Н. Д. и Стрельцовой Л. Е. “Путешествие в “чужую” страну”, учитель знакомит учащихся с особым художественным пространством, в котором есть “свой” мир героя, “чужой” мир героя и граница между этими мирами.

В начале урока учитель рассказывает о собирателях сказок и напоминает виды сказок в литературе. Всё основное содержание урока направлено на изучение художественного мира волшебной сказки “Василиса Прекрасная”. Учитель обращает внимание на особенность всех волшебных сказок, где все герои совершают путешествие из родного дома. Таким образом, мир сказочного пространства делится на мир героя и “чужой” мир, в котором оказывается главный герой.

На уроке даётся характеристика Василисе, выясняется, почему у неё оказывается Куколка и почему главная героиня вынуждена уйти из дома за огнём. Вся эта информация в начале сказки относится к миру героини. Ребята подводят итог работе и выясняют особенности мира героя, который характеризуется следующим: в начале сказки дается описание мира, где живет герой, с указанием таинственного места; герой покидает свой дом и оказывается в чужом для него мире, переходя таинственную границу; герою необходимо пройти испытания, выполнить которые ему помогает герой – помощник.

При работе над “чужим” миром героя обращается внимание на образ Бабы – Яги. Она является главным представителем “чужого” мира, т.к. только ей известны тайные знания. Испытав Василису, Баба – Яга отпускает героиню с подарком (огнём) домой. Анализируя эти эпизоды, ученики дают характеристику “чужого” мира героя. Для него характерно следующее: героя ждут волшебные события, запретные места и удивительные персонажи; герой знает, как себя вести с представителями “чужого” мира, хотя ему предстоит пройти сложные испытания; герой всегда возвращается обратно в свой привычный мир, а за смелость и трудолюбие его награждают подарками.

Подводя итог художественному миру сказки, необходимо отметить, что Василиса действительно героиня сказки, т.к. ей удалось найти дорогу на тот свет и вернуться оттуда, откуда никто живым не возвращался. За такие испытания её ждёт награда - свадьба. В ходе беседы формулируются качества характера героини, и вводится понятие “народный идеал”.

Следовательно, данный урок преследует не только цель выявить особенности художественного мира волшебной сказки, но и воспитательную цель, а именно: формирование нравственных ценностей у пятиклассников.

Цели урока в соответствии с государственным стандартом по литературе для основной школы:

    1. развитие
    2. эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
    3. освоение
    4. текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания;
    5. овладение умениями
    6. чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
    7. воспитание
    8. любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи урока

  1. Знание собирателей русских народных сказок;
  2. Понимание внутрижанровой классификации сказок;
  3. Знание понятия “художественный мир” сказки и его составляющих;

4. Формирование информационной компетентности:

  • умение извлекать первичную информацию: воспринимать основное содержание сказки, выделять эпизоды, сопоставлять их с элементами художественного мира сказки;
  • умение обрабатывать информацию: выделять главное, подводить итоги.
  1. Формирование коммуникативной компетентности:
  • умение кратко оформлять в тетради выводы по работе над сказкой;
  • владение риторическими нормами ведения диалога на уроке.

6. Воспитание потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, интереса к фольклору;

7. На примере содержания сказки понять и принять нравственные ценности, составляющие народный идеал русской женщины;

Оборудование:

    у педагога – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    у обучающихся на партах – рабочие тетради, текст сказки “Василиса Прекрасная”.

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1 и 2. “Русские народные сказки”)
  2. Введение в тему.

Учитель: “В некотором царстве…” или “Жили – были…” - так начинаются почти все сказки. Именно они становятся нашими первыми книжками. Сначала мы внимательно слушаем их из уст мамы или бабушки. Позднее, научившись читать, сами погружаемся в таинственный волшебный мир царевичей, кощеев и многих других персонажей, живущих на страницах сказки.

Сказки существовали в глубокой древности, но записывать и собирать их стали не так давно. В Древней Руси никому не приходило в голову записывать сказки, т.к. их знали все.

Учитель: Кто же собрал все сказки вместе?

(слайд 3 . “Собиратели сказок”.

Пояснение к слайду: Ребята впервые видят портреты собирателей сказок: Афанасьева и Худякова. Данный слайд позволяет создать особое эмоциональное настроение, которое впоследствии поможет работать над содержанием сказки).

Какие виды сказок вам известны? Почему происходит такое деление?

(слайд 4. “Виды сказок”

Пояснение к слайду : В слабом классе возможно использование дополнительного материала через гиперссылки на слайдах 5 - 6 ).

Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки “Василиса Прекрасная”

(слайд 7. “Заставка к сказке”)

3. Изучение новой темы.

Ведется беседа по содержанию сказки. Учащиеся отвечают на предложенные вопросы:

Понравилась ли вам сказка? Почему она так интересна?

К какому виду сказок можно отнести данную сказку? Почему?

(Это волшебная сказка, т.к. в ней участвуют волшебные герои: Баба – Яга, Куколка…)

Учитель: Все правильно. Но оказывается, волшебная сказка не ограничивается наличием волшебных героев. В её содержании и построении есть много интересных моментов, которые нам предстоит открыть.

Как же устроен сказочный мир? Из каких частей он состоит? Каким образом они связаны друг с другом? - вот круг вопросов для обсуждения на уроке.

Учитель: Ученые обнаружили удивительную особенность: все герои волшебных сказок совершают путешествие из родного дома. А раз так, то давайте при обсуждении сказки рисовать карту путешествия героя.

Что мы можем сказать о героине, прочитав первые строки сказки? Расскажите о мире, в котором живет героиня?

Возможные варианты ответов учеников:

Она очень добрая и трудолюбивая девушка.

Выполняет любую работу по дому.

Она осталась без матери, а после женитьбы отца в доме появилась мачеха со своими детьми.

Мачеха с детьми не любит Василису и при удобном случае отправляет её за огнём к бабе – Яге.

Во всех делах девушке помогает Куколка, которую дала перед смертью её мать.

(слайд 8 . “Герой – помощник”.

Пояснение к слайду : При обращении к образу Куколки необходимо сначала рассмотреть на слайде иллюстрацию, затем прокомментировать слово “благословение”, расспросить ребят о сказочных героях, которые помогают главным героям в трудной ситуации. Только после этого нажатием на мышь высветить заголовок слайда и ввести понятие “герой – помощник”)

Учитель: Задумывались ли вы над тем, что во многих сказках главную героиню зовут Василиса? Случайно ли это? (слайд 9 )

(варианты ответов учениками)

В самом слове “Василиса” слышится слово “сила”. Она сильная от природы, поэтому и справляется с любой работой, любыми трудностями, которые встают у неё на пути.

Учитель: Вернёмся к содержанию сказки. Как случилось, что девушка оказалась у Бабы – Яги?

Ученики: В доме не оказалось огня. Его хранителем считалась Баба – Яга. Именно к ней и идет Василиса, покидая родной дом.

Учитель: Итак, герой вынужден проститься со своим привычным миром и идти в дорогу. Так начинается путешествие героя.

Подведем небольшой итог работе. Какие художественные особенности “своего” мира героя вы можете выделить?

(слайд 10 . “Свой” мир героя”.

Пояснение к слайду: Прежде чем показывать слайд ученикам, необходимо собрать обобщающую информацию о “своем” мире героя сказки. Выслушав ответы учеников, показываем слайд.)

Учитель: Дорога в “чужой” мир тоже становится странной, таинственной.

Как вы поняли, в чем проявляется эта таинственность? Найдите подтверждение в тексте.

(В ходе работы над сказкой обращаем внимание на образы всадников, с которыми встречается Василиса).

Учитель: Посмотрите, как этих всадников изобразил замечательный иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин. Они им выполнены ещё в 1900 году.

(слайд 11. “Граница”.

Пояснение к слайду : При просмотре иллюстраций обратить внимание на цветовое решение образов, их жесты и положение в седле. После описания всадников ввести понятие “граница” между мирами во время путешествия героя.)

Учитель: В “чужом” мире Василису встречает Баба – Яга. Встреча с ней - обязательный элемент художественного мира волшебной сказки. Что нам известно об этом персонаже?

Она живет в дремучем лесу в доме на курьих ножках.

Она всегда злая и жестокая.

Описание дома вызывает у героев страх.

(При описании жилища Бабы – Яги используем комментированное чтение и задумываемся над вопросами:

Почему её дом всегда окружают мертвые тела и человеческие кости?

Почему именно к ней отправляют Василису?)

“К вечеру Василисушка вышла на полянку. Смотрит - изба стоит. Забор вокруг избы из людских костей. На заборе черепа человеческие, вместо ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - острые зубы”.

Возможные варианты ответов учениками:

Она живет в другом мире, где смерть.

Она представитель другого потустороннего мира.

Она знает многие тайны загробного мира.

А в других сказках мы узнаем, что ей известно все про Кощея Бессмертного или Змея Горыныча.

Учитель: Теперь вам понятно, почему, встречая героя, Баба – Яга говорит всегда одну и ту же фразу: “Фу – фу – фу, русским духом пахнет!”

(слайд 12 )

(Анализируя образ Бабы – Яги, приходим к выводу: она представитель “чужого” мира и только ей известны тайные знания. В “своём” мире она испытывает главного героя и награждает его (Василисе дан огонь) или губит (Мачеха с дочками умирают от взгляда на огонь).

Учитель: Итак, герой, оказавшись на некоторое время в другом “чужом” мире, покидает его не только живым, но и с подарком (огнём). Так начинается путешествие героя домой.

(слайд 13. “Дорога домой”.

Учитель: Подведем небольшой итог работе. Какие художественные особенности “чужого” мира героя вы можете выделить?

(слайд 14 . “Чужой” мир героя”.

Пояснение к слайду : Прежде чем показывать слайд ученикам, необходимо собрать обобщающую информацию о “чужом” мире героя сказки. Выслушав ответы учеников, показываем слайд.)

Учитель: Смотрите, Василиса перешла границу “туда” и “обратно”. Она в буквальном смысле героиня. Ей удалось найти дорогу на тот свет и вернуться оттуда, откуда никто живым не возвращается. Такое путешествие в мире волшебной сказке позволено только тем, кто изначально связан с родителями и предками. А мы помним, что Василису благословила перед смертью мама.

(слайд 15 . “Путешествие героя”.

Пояснение к слайду : Прежде чем показывать слайд, вспоминаем “путешествие” героя “туда” и “обратно” и обращаем внимание учеников на то, что путь по сложности неодинаков. “Туда” героиня идет медленно, встречая на пути препятствия, а дорога назад быстрее и легче. Эта дорога обозначена на слайде разными стрелками.)

Учитель: Чем заканчивается сказка? Как вы поняли, почему волшебные сказки обычно заканчиваются свадьбой главного героя?

(слайд 16 )

(Комментируя заключительные строки сказки, ученики приходят к выводу, что свадьба - это награда героя за все сложные моменты в его жизни, за определенные качества характера.)

Учитель: Какие главные качества характера Василисы вы бы отметили? Героини всех ли сказок обладают такими чертами характера?

(В ходе беседы необходимо сформулировать качества характера героини сказки и объяснить ученикам выражение “народный идеал”. Особо обратить внимание, что сказка называется “Василиса Прекрасная ”. Данное слово очень важно, т.к. вобрало в себя все замечательные качества героини.)

(слайд 17 . “Народный женский идеал”.

Пояснение к слайду: Прежде чем показывать слайд, нужно выслушать ответы учеников. Слайд является итогом беседы по данному вопросу.)

Учитель: Итак, наше знакомство со сказкой “Василиса Прекрасная” подходит к концу. Интересно ли было на уроке? Что вы расскажите дома своим родителям и близким?

(Выслушав ответы учеников, возвращаемся к теме урока и формулируем выводы, связанные с особенностями художественного мира сказки “Василиса Прекрасная”.

После беседы показываем ученикам слайд 18 . “Особенности волшебной сказки”.)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий