Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований.

Статья

Старший воспитатель МАДОУ "Детский сад № 77" г.Сыктывкара

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально-волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения Анализируя современное состояние дошкольного образования, целесообразно рассмотреть существовавшие ранее концепции его развития.

В 1989г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепция дошкольного воспитания, авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания: учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста «заказанного» школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника, использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.

Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования. Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей. Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.

Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования:

  • удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;
  • обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;
  • создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;
  • переход на новый уровень, новый статус ДОУ.
  • Общедоступность.

Дошкольное образование в обеспечении равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС).

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

В 1996 году Министерством образования РФ были утверждены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Согласно приказу МО РФ (№ 448 от 22.08.1996г) устанавливалось, что указанные требования действуют до введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Через десять лет (1 декабря 2007 г) в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми в сфере дошкольного образования устанавливаются не ФГОС, а только две группы федеральных государственных требований - к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как, н ационально-образовательная стратегия «Наша новая школа», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.», Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 655 от 23.11.2009г.) и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования - приказ МО и науки РФ от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными учреждениями.

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

Существуют распространенные в отечественном образовании понятия стратегий развития образовательных учреждений:

1. Стратегия локальных изменений , предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизни образовательных учреждений. эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят образовательному учреждению сделать шаг вперед.

2. Стратегия модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплексных нововведений, которые не связываются между собой, хотя внутри модуля могут предполагать необходимость координации действий многих исполнителей.

3. Стратегия системных изменений - предполагает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки. Такая стратегия осуществляется, как правило, при изменении прежнего статуса образовательных учреждений, при превращении их в новое образовательное учреждение.

Очевидно, что системные обновления в контексте ФГТ предполагают ряд изменений:

В соответствии со статьей 9 Закона РФ "Об образовании" образовательная программа "определяет содержание образования определенных уровня и направленности". В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования обшей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе и пр.

Определяющим в содержании образования являются не столько составляющие его элементы (компоненты), сколько внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования.

Вариативность дошкольного образования как обязательное условие его гуманитарности достигается через:

  • общеразвивающие детские сады; развиваются семейные группы, негосударственные дошкольные образовательные учреждения (в сфере дошкольного образования увеличивается численность индивидуальных предпринимателей). В данном случае обновление содержания образования происходит за счет предоставления дошкольникам и их родителям возможности выбора соответствующего вида дошкольного образовательного учреждения;
  • общеобразовательные программы на основе диагностики интегративных качеств личности дошкольников и анализа условий реализации основной общеобразовательной программы (анализ кадрового, нормативно-правового, финансово-экономического ресурса, материально-технического ресурса, мотивационного, информационного и научно-методического ресурсов);
  • соблюдение прав, удовлетворение потребностей, обеспечение интересов и развития способностей воспитанников.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Взаимодействие с родителями;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Обновление технологий организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ усложнено недостаточно разработанными научно основаниями использования образовательных технологий в развитии субъектного опыта и интегративных качеств дошкольника. Вопросы технологий обучения в дошкольном образовании довольно слабо освещены во многих учебниках дошкольной педагогики, в том числе - в опубликованных в последние годы. В то же время еще в "Концепции содержания непрерывного образования" (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003г., отмечалось: "...воспитатели в дошкольных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются "школьные" технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения знаниям и умениям и др. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, "овзросление" дошкольного образования".

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

В Разделе III. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы "Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования" звучит: "Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

В ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают:

  • комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:
  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • организации разнообразной игровой деятельности;
  • использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом, можно утверждать, что знание современных технологий дошкольного образования необходимо каждому педагогу ДОУ - члену методического объединения.

Помимо этого, мы можем также сослаться на еще один документ, определяющий и должностные обязанности, и вопросы профессиональной компетентности любого педагога ДОУ (независимо от его аттестации на ту или иную категорию и независимо от стажа работы): Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н), в котором сказано: Воспитатель (включая старшего) должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
  • ...современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • ...технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения...

Таким образом, одной из задач методической службы ДОУ может стать работа по ознакомлению педагогов с достаточно разнообразным спектром технологий обучения, применяемых в дошкольном образовании.

Обновление системы оценки качества дошкольного образования опирается на ориентиры качества современного дошкольного образования. В их основе лежит как ориентир "социальный портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения" (6,5-7 лет). В ФГТ определены конкретные характеристики и 35 качеств личности, желательные для идеального социального портрета ребенка-дошкольника (6,5-7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании).

Результат освоения ООП ДО - конечный итог, следствие воспитательно-образовательной деятельности ДОУ:

1. Текущие (промежуточные) результаты освоения программы - качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования. оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения ребенком той или иной деятельностью;

2. Итоговый результат освоения прогаммы - физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования.

Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие.

Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели.

Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Знания. умения. навыки - средства, способствующие развитию ребенка, т.е. способствующие развитию у него новых качеств.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В работах известных современных исследователей Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой обозначены основные направления совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ:

1. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями;

2. Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы на каждом этапе образовательного процесса;

3. Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса.

Несмотря на наличие примерных образовательных программ дошкольного образования, ФГТ и других нормативных и методических документов, обеспечивающих внедрение ФГТ в практику работы ДОУ, остается актуальной задача наполнения реальным содержанием и инструментарием систем оценки качества дошкольного образования.

Внедрение ФГТ и решение новых задач требует соответствующего научно-методического сопровождения. Нормативно-правовая база для обновления содержания дошкольного образования постепенно совершенствуется и развивается в направлении упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания и обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи". Однако практика работы с педагогами ДОУ показывает, что до сих пор научно- и учебно-методическое обеспечение современного дошкольного образования мало известно.

Таким образом, существует необходимость разработки системы методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГТ к структуре ООП ДО.

Библиография

  1. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Волобуева Л.М. Структура управления ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. - №1. – с.8-15.
  4. Гержина, Т. И. Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование // Методист. - 2011. - N 7. - С. 66-68.
  5. Едакова И.Б. Обновление содержания и методов дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований /Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году.- Хабаровск.- 2010.-с.4-8.
  6. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 21.01.2010г.);
  7. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.
  8. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 13-15.
  9. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 2. – С.40-47.
  10. Федина Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 3. – С.53-63.
  11. Федина Н.В. ФГТ: найти 10 отличий// Обруч. 2010. - № 2. – С.6-7.
  12. Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. - № 5.-с.24-26.

В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному

детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка.

В этом возрасте дети получают базовый комплекс знаний, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как проживут они свои семь лет до школы, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях

Модернизация дошкольного образования - это комплекс мер, направленных на обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

модернизации образования состоит именно в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества,государства.

Для ее достижения уже на уровне дошкольного образования необходимо решение

следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного образования;
  • формирование в системе дошкольного образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений— воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.

Механизмы решения этих и других актуальных на современном этапе развития дошкольного образования задач представлены в ряде нормативно-правовых документов

различного уровня:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам— образовательным программам дошкольного
  • образования (Приказ Минобрнауки России от30.08.2013 No 1014);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (
  • Приказ Минобрнауки России От 17.10.2013 No1155);
  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
  • дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
  • (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 No544н и др.)

Среди них Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основным документом, в котором задаются

новые координаты для развития дошкольного образования и обозначаются критерии

его качества. На основании этого документа регулируются теперь отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ (взамен отмененных с 01.01.2014 федеральных государственных требований.

На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» - разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты.

Направления модернизации системы дошкольного образования:

· удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

· обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

· внедрение информационно - коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

· создание информационно - коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

· Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

По своей сути ФГОС ДО представляет совокупность обязательных требований к

дошкольному образованию:

к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения. Как бы, заданы новые ориентиры на результат дошкольного образования, поставлены новые цели и задачи, изменена структура ООП ДО, требования к условиям ее реализации.

В ФГОС предлагаются следующие принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • Обогащение аплификациии детского развития;
  • Индивидуализация дошкольного образования;
  • Сотрудничество организаций с семьей;
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Направленность ООП ОД. В ФГОС особый акцент сделан на создание условий социализации и индивидуализации детей как «программы-минимум» и их развития как «программы-максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Требования к условиям реализации ООП ДО . По сравнению с требованиями ФГТ в ФГОС ДО выделяется меньшее количество групп требований, и их содержание не тождественно. Кпримеру, в ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно-материальному, медико-социальному и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Отдельные стали частью материально-технических условий, некоторые вынесены в специальную группу— требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Выделение последней группы обусловлено направленностью

программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.

Основная задача персонала дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО

— осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия

уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно сделать. Кроме того следует определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей функционирования данной организации.

Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

  • в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников
  • и их физическое развитие;
  • в организации различных видов деятельности воспитанников;
  • в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
  • в методическом обеспечении образовательного процесса;
  • в реализации информационно-коммуникационных технологий;
  • в обеспечении инклюзивных подходов вработе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
  • и пр.

Руководителю дошкольной организации необходимо проанализировать кадровые условия, ответив на вопросы:

  • какой опыт и какая квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС ДО;
  • хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение,
  • повышение квалификации (в чем, где, в каких объемах);
  • каким образом организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС ДО?

В зависимости от особенностей дошкольной организации (например, наличия групп

различной направленности, структурных подразделений) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий.

Так, если в детском саду работает группа компенсирующей направленности, то с учетом ее вида в штате организации должны быть представлены соответствующие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, педагоги-психологи идр.), а также дополнительный учебно-вспомогательный персонал (например, ассистенты для детей с нарушениями зрения) и пр.

При наличии в детском саду консультационного пункта для семей дошкольников,

не посещающих данную организацию, руководителю стоит предусмотреть возможность

привлечения для работы в нем, к примеру, социального педагога, либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.

Нередко в ходе анализа кадровых условий выявляется необходимость привлечения работников сторонних организаций например, научных сотрудников вузов, НИИ и т.д.

Требования к результатам освоения ООП ДО. Вместо интегративных качеств дошкольника, определенных в ФГТ в качестве планируемого итогового результата освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования.

Они обозначены как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Безусловно, ориентиры отличаются от интегративных качеств, так как в них отражаются современные представления о целях дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),

а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Следовательно, освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Результаты развития детей, которые мониторят педагоги три раза в год (в начале, середине и в конце года) при этом никто не отменял, но они предназначены только для того, чтобы педагог мог простроить для каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут.

Возникает вопрос: если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной

организации? Перед детским садом стоят сейчас задачи, связанные с развитием детей

и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение

требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.

Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного

и начального общего образования и при соблюдении упомянутых выше условий априори предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной

деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Что касается подготовленности ребенка к школе, что он должен уметь.

В ФГОС ДО прописано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.

Таким образом, на стадии введении ФГОС ДО необходимо:

проанализировать и уяснить суть целевых основ (установок и ориентиров) современного дошкольного образования;

сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;

определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации;

проанализировать условия, созданные вкаждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;

выявить и постараться нивелировать существующие проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от недавно принятых нормативных

документов не стоит. Но не стоит и испытывать перед ними страх, который, все же присутствует.

Итак, подытожим выше сказанное:

ООП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования - объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

В ФГОС ДО не упоминаются в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как их отмену или запрет на реализацию. Безусловно, они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.

Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
  • создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Каждому дошкольному образовательной организации рекомендовано разработать свой план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который будет направлен на:

  1. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
  2. Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
  3. Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в образовательной организации
  4. Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования
  5. Определение наставников для молодых специалистов
  6. Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации
  7. Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО
  8. Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование
  9. Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования
  10. Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.

И немного для педагогов. Сегодня в нашей стране использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Вследствие этого, к педагогу и его профессиональной компетентности предъявляются новые требования. Учитель, воспитатель должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей деятельности.

Документы для скачивания:

Уважаемые посетители сайта!

В нашем детском саду созданы все необходимые благоприятные условия для пребывания и организации работы с детьми дошкольного возраста.
В учреждении работают квалифицированные специалисты, которые в своей работе используют инновационные методики и технологии, именно такой стиль работы даёт возможность каждому ребёнку раскрыть свои способности в музыке, изобразительной и других видах деятельности.
Важно, чтобы детский сад, как точный механизм работал на ребёнка, как «часы» и, в первую очередь, точность этих «часов» зависит от руководителя.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

1) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
2) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
3) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
4) повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
5) развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.

Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.,
является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.

В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.

Основной целью образовательной политики Ярославской области в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования. Для повышения качества образовательной услуги необходимо участие граждан в развитии дошкольного образования (оценка качества образования, формирование содержания образования, инвестирование в дошкольное образование); расширение организационных форм дошкольного образования; разработка и внедрение новой системы оплаты труда воспитателей; введение нормативного подушевого финансирования в систему дошкольного образования (разработка норматива).
Уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов - переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей - педагогов.

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентную способность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог - исследователь, педагог - психолог, педагог - технолог”.

Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.

Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:

1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.

Предшкольное образование (4-6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится, порой, как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад/
Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Необходимо вести поиск педагогических идей, по обновлению содержания, образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста;
. Модернизации технологий дошкольного образования (внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс).
. Постоянно повышать профессиональное мастерство и престиж труда педагогических работников дошкольного образования;
. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания;. Привлечь внимание органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития системы дошкольного образования детей;
. Обратить внимание работников образования на предшкольное образование детей, не охваченных дошкольным образованием.
. Расширить разнообразие форм предоставления услуги.

Без достойного дошкольного образования не будет хорошего школьного. Не занимаясь дошкольным образованием, государство не только проигрывает в школьном, но и рискует не получить поколение человеческого капитала государства.

Что является самыми главными проблемами в дошкольном образовании на сегодняшний день и что необходимо предпринять, чтобы их решить? Об этом мы говорим с руководителем РУО Е.И. Мурзакаевой.

– Где-то – это отсутствие достаточных мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем районе эта проблема практически решена. Все дети старше трех лет имеют возможность посещать дошкольное учреждение. По возможности удовлетворяются потребности в приеме детей в детские сады в раннем возрасте, т.е. до трех лет. Создан консультационный пункт на базе детского сада «Малыш» для родителей, желающих дать детям дошкольное образование в семье. Модернизация дошкольного образования как федеральный проект позволит практически полностью охватить детей в возрасте от трех лет дошкольным образованием . Это первое направление модернизации дошкольного образования.

– Немаловажной является и финансовая сторона.

Система финансирования дошкольных учреждений изменяется, вводится единый федеральный стандарт дошкольного образования.

Финансирование дошкольных учреждений перешло с муниципального на региональный уровень. Это позволяет решить несколько задач, в том числе поэтапный рост заработной платы сотрудников муниципальных дошкольных учреждений, а также повышения качества дошкольного образования.

– Согласно ФЗ «Об образовании» дошкольное образование становится частью общего образования, его первой ступенью, а это значит, что оно, как и школьное, тоже должно быть стандартизировано.

ФГОС ДО (федеральный государственный образовательский стандарт дошкольного образования) представляют собой совокупность трех групп требований – к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте.

В районе утверждаются планы мероприятий, которые обеспечивают стандартизацию дошкольного образования , а также его вывод на достойный уровень. К тому же реализация программы постепенно приводит к оснащенности детских садов информационными технологиями, а также спортивным оборудованием и современными детскими площадками, учебно-лабораторным инвентарем.

– У детских садов появились свои сайты?

Создание и ведение собственных сайтов у дошкольных учреждений – это тоже заслуга модернизации дошкольного образования, поскольку такой пункт был представлен в качестве ожидаемых качественных изменений.

– А теперь несколько слов о тех, без кого невозможна любая реформа, людях, которые работают в этой системе.

– Модернизация дошкольного образования, как любая реформа, невозможна без обучения кадров. Формирование новых требований по квалификации сотрудников дошкольных учреждений создается с целью повышения общей квалификации педагогов дошкольных учреждений . Этому способствует как указанная выше реформа заработной платы, так и разработка профессионального стандарта для педагогов, занятых в дошкольном образовании.

Также можно отметить создание ресурсных центров в регионах , которые осуществляют координацию процессов развития дошкольного образования и профессиональное становление педагогов. Знание современных технологий необходимо каждому педагогу дошкольных образовательных учреждений.

Одним словом, модернизация – это целая система сводов, законов и поручений, которые действуют как отдельно, так и совместно, и направлены на формирование нового общества.

– Долго ждать результатов?

– Качественно оценить результаты такой деятельности можно будет не ранее ближайших десяти лет, когда проявится или не проявится разница в уровне развития детей старшего школьного возраста.

Модернизация дошкольного образования в условиях модернизации. Модернизация дошкольного образования. Модернизация системы образования - Документы по дошкольному образованию - Дошкольное образование - Каталог статей - УО АМО Кувандыкский район





.

  • Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования .

    • Рост востребованности предлагаемых услуг и социально-образовательной открытости муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
    • Увеличение удельного веса детей от 1 года до 7 лет в получении услуг дополнительного образования.
    • Повышение имиджа и конкурентоспособности МБДОУ на рынке образовательных услуг.

Система управления .

  • Система управления .

    • Улучшение материально-технической базы МБДОУ через финансирование из внебюджетных средств.
    • Улучшение качественного состава педагогических кадров, занятых в предоставлении платных дополнительных образовательных услуг.
    • Повышение эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.
    • Сохранение кадрового состава МБДОУ за счет дополнительного финансирования заработной платы.
    • Ослабление адаптационного синдрома воспитанников при переходе пребывания на полный день в детском саду.






  • Индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта:

  • Удельный вес детей в возрасте от 1 года до 3 лет, имеющих доступ к различным формам медико-психологической и педагогической помощи.(%)

  • Удельных вес детей, охваченных различными формами дополнительных платных образовательных услуг.(%)

  • Удельный вес детей 5-7 лет, охваченных предшкольной подготовкой, (в том числе с ограниченными возможностями здоровья). (%)

  • Удельный вес расширения дополнительных платных образовательных услуг. (%)

  • Удельный вес педагогов, задействованных в организации и предоставлении платных дополнительных образовательных услуг. (%)


Условия реализации проекта:

  • Условия реализации проекта:

  • Готовность руководителя и педагогического коллектива к оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

  • Востребованность платных образовательных услуг родителями, социумом.

  • Достаточное ресурсное обеспечение: наличие помещений, оборудования, детской мебели, дидактического материала, компьютерных технологий по коррекции речевых нарушений («Игры для Тигры», «Говорим правильно», «Домашний логопед»).

  • Квалифицированный состав педагогов: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели группы раннего возраста с медицинским образованием, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, старший воспитатель.

  • Наличие собственных методических разработок,

  • авторских дидактических игр


Преимущества:

  • Преимущества:

  • Повышение финансовых возможностей МБДОУ при минимальных затратах на организацию и проведение ПДОУ.

  • Использование новых информационно-коммуникационных технологий, повышающих эффективность коррекционно-образовательного процесса.

  • Позитивные изменения, направленные на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий.

  • Стабилизация кадрового состава МБДОУ за счет увеличения заработной платы.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий