Клинический портрет ребенка с дизартрией онр. Характеристика различных форм дизартрии. О стертой дизартрии у ребенка

Содержание

Состояние, при котором у ребенка в результате какого-либо поражения нервной системы нарушается произношение слов, называется дизартрией (dysarthria). Во время болезни часто страдает иннервация мягкого неба, губ, языка. Отличительная черта патологии – нарушение не только отдельных звуков, но и всей речи в целом. При развитии заболевания малыш трудно обучается письму и чтению.

Что такое дизартрия у детей

Данное нарушение возникает у детей из-за поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга. У маленьких пациентов наблюдается ограниченность подвижности органов воспроизведения, усложняется артикуляция. Дизартрия нередко становится причиной нарушения письма, чтения, а в некоторых случаях патология провоцирует общее недоразвитие речи у ребенка.

Наблюдается смазанность и нечеткость в произношении звуков, голос проявляется сначала в крайне слабой степени воспроизведения, а затем в очень резкой. При разговоре отсутствует плавность (речь дизартричная), сбивается в ритме дыхание, подвергается изменению темп, который то ускоряется, то замедляется. Патологический процесс даже в тяжелой форме часто проявляется у детей при сохраненном интеллекте, тогда как легкая степень заболевания может привести к нарушению интеллектуального развития у малыша.

В клинической практике дети с дизартрией определены в разные группы, в которых учитывается степень выраженности и тяжесть симптоматических проявлений. Клинико-психологическая характеристика болезни основывается на разделении пациентов:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
  • dysarthria при гидроцефалии;
  • болезнь, проявляющаяся при олигофрении;
  • патологический процесс, возникший при детском церебральном параличе (ДЦП);
  • патология, резвившаяся из-за задержки психического развития (ЗПР);
  • dysarthria при минимальной форме мозговой дисфункции (ММД).

Причины

Медики в качестве основного фактора, провоцирующего дизартрию, считают поражение мозга. Также причиной патологического процесса становится перенесенное женщиной в период беременности какое-либо инфекционное заболевание или тяжелая форма токсикоза. Помимо этого, в качестве возможного фактора развития заболевания у ребенка учитывается перенесенные вирусные болезни, поражающие оболочки мозга.

Основные причины дизартрии:

  • гестоз;
  • резус конфликт;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • асфиксия при рождении;
  • стремительные или затяжные роды;
  • гидроцефалия;
  • гнойный отит;
  • менингит, менингоэнцефалит;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • гнойный средний отит;
  • ядерная желтуха новорожденных;
  • сильное отравление.

Степени развития

Выраженность патологии у детей зависит от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. Условно различают три степени развития дизартрии:

  • Легкая (стертая). Характеризуется незначительными дефектами речи и малой неречевой симптоматикой. Чаще развивается стертая дизартрия у детей дошкольного возраста. Логопеды-практики иногда используют термины «дизартрический компонент» или «минимальные дизартрические расстройства». При легкой степени заболевания общая разборчивость речи не нарушена, но присутствует нечеткое или смазанное произношение свистящих, сонорных и/или шипящих звуков.
  • Средняя. При умеренно выраженной дизартрии нарушена общая разборчивость речи, она становится малопонятной для окружающих. Отмечаются многочисленные искажения почти во всех фонетических группах. Ярко выражено нарушение тонуса лицевой, губной, язычной мускулатуры. Удержание языка в определенном положении представляет значительные трудности.
  • Тяжелая (анартрия). В результате паралича речедвигательных мышц развивается полное отсутствие звукопроизношения. У большинства детей проявляются расстройства дыхательного, фонаторного, артикуляционного отдела. Помимо патологии речевой деятельности, формируется динамический артикуляционный праксис. Нарушения обусловлены ярко выраженными речедвигательными синдромами.

Виды

В медицинской практике артикулярных патологий дизартрия подразделяется на виды по проявлению симптоматики и расположению патологических дисфункций. Врачи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарная. Процесс обуславливается комплексным нарушением в речедвигательном анализаторе. Развиваются мышечные парезы, параличи языка, глотки гортани, нижней челюсти, тканей неба. Нарушаются глотательные функции, при вдохе нет свободного прохода воздуха, что приводит к гнусавости голоса и другим осложнениям.
  • Псевдобульбарная. Вызывается сложным неврологическим генезом. Псевдобульбарная дизартрия у детей провоцирует поражение структур мозга, отвечающих за черепные нервы, мышечную динамику. Развиваются процессы, полностью блокирующие или сильно ограничивающие подвижность мышц и артикуляцию.
  • Корковая. Развивается вследствие очагового поражения ЦНС в зоне корковых структур мозга. Эта форма дизартрии отображает ряд расстройств речевой моторики: инертная артикуляция, пропуск слогов, замещение твердых звуков на мягкие и прочие.
  • Подкорковая. Патологический процесс затрагивает ядерные центры серого вещества, провоцируя дисфункции мозговой системы. Патология проявляется нарушением мышечного напряжения, уменьшением силы сокращений мышц и регуляции последовательности движений. Болезнь сопровождается нечленораздельным произношением.
  • Мозжечковая. Заболевание обусловлено патологиями, поражающими отростки нейронов (нервы), заднюю мозговую зону (мозжечок), лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в мышцах языка, мышечных складках губ, вызывая ограничение подвижности.

Симптомы

Поскольку дизартрия – это заболевание приобретенное, либо внутриутробно, либо в самом начале жизни, то его симптомы заметны очень рано. Сразу после рождения родители могут отмечать слабость крика младенца, нарушение глотания и сосания. Ребенок постоянно давится молоком, мимика невыразительная, на лице не отражается вся гамма эмоций и чувств. Младенец начинает ползать позже сверстников, речь тоже развивается с отставанием. Моторная дизартрия характеризуется еще и неврологической симптоматикой: судороги, мраморность кожи, холодные конечности.

Родителям следует с первых дней жизни младенца обращать внимание на тревожные признаки поведения малыша, чтобы вовремя обнаружить и своевременно начать лечение дизартрии. Среди них:

  • затрудненное дыхание;
  • нарушенный тембр голоса;
  • речь с постоянно меняющейся громкостью и тональностью;
  • паралич жевательных мышц;
  • постоянно наклонена голова;
  • повышенное слюноотделение;
  • повышение тонуса лицевых мышц;
  • невнятная речь;
  • тремор;
  • гиперкинез;
  • координация движений;
  • смягчение звуков;
  • неверное произношение звуков;
  • замена слогов;
  • растянутость речи.

Диагностика

Обследование и дальнейшее лечение детей с дизартрией осуществляется логопедом и неврологом. Важное диагностическое значение имеет логопедическая оценка речи, включающая изучение речевых и неречевых нарушений у маленького пациента. Эта диагностика предусматривает обследование строения артикуляционного аппарата, состояния речевой и мимической мускулатуры, объема артикуляционных движений, характера дыхания. На основании этих данных разграничивается дизартрия, моторная алалия, моторная афазия и дислалия.

Немаловажное значение при постановке диагноза имеют данные электрофизиологических исследований:

  • МРТ головного мозга, показывающая наличие болезней неврологического происхождения;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ), изучающая закономерность электрической активности мозга;
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод, помогающий при помощи магнитных импульсов неинвазивно стимулировать кору головного мозга;
  • электромиография (ЭМГ), исследующая биоэлектрические потенциалы мышц;
  • электронейрография (ЭНГ), позволяющая оценить состояние периферической нервной системы.

Лечение дизартрии у детей

Терапия dysarthria подразумевает комплексный подход. Ребенок, независимо от возраста, нуждается в лечении, включающем прием медикаментов, занятия дыхательной гимнастикой, логопедическую коррекцию, массаж. К необязательным лечебным мероприятиям относят рефлексотерапию и физиопроцедуры, которые дают отличные результаты, если сочетаются с основной терапией.

Медикаментозное лечение

Для устранения дефектов речи используется комплексная терапия медикаментами. Поскольку дизартрия нередко возникает на фоне других патологий нервной системы, лекарственные средства подбирает невропатолог или психоневролог с учетом всех диагнозов. Препаратов, которые предназначены только для лечения dysarthria, не существует, поэтому врачи назначают симптоматические лекарства, облегчающие состояние больного, снимающие признаки заболевания.

Детям чаще назначают ноотропы – препараты, влияющие на функции мозга, улучшающие память, умственную деятельность. Самые популярные лекарственные средства этой группы: Кортексин, Пантокальцин, Энцефабол. В комплексном лечении применяются и другие группы лекарств:

  • Сосудистые (Циннаризин, Глиатилин, Инстенон). Препараты улучшают мозговое, сердечное, периферическое кровообращение, оказывают диуретическое и бронхолитическое воздействие.
  • Седативные (Персен, Тенотен, Ново-пассит). Лекарственные средства обладают противотревожным, успокаивающим эффектом. Улучшают настроение, снимают раздражительность, беспокойство ребенка.
  • Метаболические (Актовегин, Церебролизат). Психостимуляторы, повышающие устойчивость тканей мозга к кислородному голоданию, недостатку глюкозы. Психостимуляторы активизируют обмен веществ, на клеточном уровне повышают энергетические ресурсы организма.

Более подробное описание нескольких популярных медикаментов, используемых во время лечения детской дизартрии:

  • Кавинтон. Улучшает метаболизм и кровообращение в головном мозге. Сосудорасширяющее действие препарата связано с релаксирующим влиянием на гладкие мышцы. Детям при дизартрии дозировку назначает врач в индивидуальном порядке. Средняя продолжительность приема лекарства – 2 недели. Противопоказан препарат при тяжелых сердечных поражениях, выраженных нарушениях работы сердца, индивидуальной непереносимости организма.
  • Стугерон. Блокатор кальциевых каналов с влиянием на сосуды мозга. Обладает сосудорасширяющим действием, снижает тонус симпатической нервной системы, повышается устойчивость мышц к гипоксии. Назначают по 25 мг 1-2 табл./сутки. Курс лечения – от нескольких недель до года. Не прописывают, если компоненты препарата являются аллергеном.
  • Финлепсин. Противосудорожный препарат, оказывающий антидепрессивное, антипсихотическое, антидиуретическое действие. Применяют для купирования судорог скелетной мускулатуры, при психических расстройствах. Детская дозировка зависит от возраста. Средняя доза – 100-200 мг/сутки. Длительность курса определяется лечащим врачом. Не назначают препарат при анемии, лейкопении, повышенной чувствительности к трициклическим антидепрессантам.

Упражнения при дизартрии у детей

Артикуляционная гимнастика, входящая в комплекс терапевтических мер при дизартрии, разделяется на два вида:

  1. Пассивная. Назначается, если ребенок не может выполнять упражнения из-за потери силы в лицевых мышцах. Коррекция подразумевает одностороннюю работу, когда педагог воздействует на органы маленького пациента с помощью палочек, зонда, шпателя и/или рук.
  2. Активная. Проводится при легкой форме дизартрии или при улучшении после пассивной формы. Работа выстраивается путем подражания: педагог показывает различные движения, а малыш повторяет.

Для эффективности заниматься с ребенком необходимо ежедневно по 5-10 минут, каждый раз усложняя движения. Примеры упражнений терапии активного вида:

  • Удивление. Нужно выкатить глаза, поднимая вверх надбровную дугу.
  • Надувание. Сначала следует максимально надуть левую щеку, потом правую, а после сразу две. Такая же последовательность проводится с губами.
  • Бег лошадки. Воспроизвести языком цокот копыт (пощелкать).
  • Улыбка. Сначала надо удерживать рот открытым, чтобы было видно верхние и нижние зубы. Затем ребенку необходимо растягивать губы в улыбку, а педагогу – «мешать» ему, с двух сторон нажимая пальцами на уголки рта.

Дыхательная гимнастика

В логопедической практике при дизартрии применяются упражнения для развития речевого дыхания. Логопеды рекомендуют родителям проводить ежедневные сеансы со своими детьми по 3-5 минут . Несколько примеров упражнений для дыхания:

  • Кораблики. Малышу предлагается таз с водой, в котором плавают бумажные кораблики. Ребенок направляет воздушную струю на бумагу, чтобы подогнать ее к противоположной стороне таза.
  • Пузырьки. Нужен стакан воды и соломинка. Ребенку нужно делать вдох через ноздри, потом медленный выдох через рот в соломинку, чтобы на поверхности воды появились пузырьки.
  • Ветер и снег. Из небольших кусочков ваты нужно скатать шарики и выложить на столе. Малышу предлагается дуть на «снег», как зимний холодный ветер. Ватные шарики при этом должны медленно двигаться к противоположному краю стола.
  • Фокус. Ребенку на кончик носа кладется вата, после чего ему предлагается вытянуть язык, загнуть вверх его кончить и подуть на вату, чтобы она упала.

Массаж

Техника массирования подбирается в зависимости от разновидности дизартрии. Массаж лица проводится круговыми движениями, начиная со лба малыша. После следует медленно продвигаться к височной зоне. Движения должны быть максимально легкие, нежные без лишних надавливаний. Губы разминаются поглаживанием, щеки – волнообразно от центра к ушам. Каждое движение повторяется от 2 до 5 раз.

Для уменьшения тонуса языка проводится другая массажная техника:

  • постукивайте пальцем над верхней губой ребенка справа налево и наоборот;
  • прохлопайте часть от носа к верхней губе, затем погладьте это место;
  • надавливайте на уголки рта, чтобы свести губы трубочкой;
  • подушечкой указательного пальца толкайте верхнюю губу к носу;
  • поднимайте/опускайте язык, припечатывая его к небу.

Прогноз

Тяжелые формы дизартрии плохо поддаются коррекции. Улучшить произношение можно лишь при регулярных занятиях и комплексном лечении. Заболевание легкой степени, особенно стертая форма, имеет благоприятный прогноз, вплоть до полного выздоровления. Основные меры профилактики болезни направлены на предупреждение токсических воздействий на организм ребенка, травм, нейроинфекций.

Видео

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.


Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении – она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.


Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание – это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 – 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.


Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.


Логопедическое исследование – неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Ребенок может заниматься в группе или индивидуально. Важна не форма, а регулярность и строгое следование назначениям врача. Хорошие результаты дает посещение детского сада, школы, кружков и групп, предназначенных для детей с логопедическими проблемами. Благотворное влияние на процесс лечения может оказать дельфинотерапия.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.


Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж – базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: )

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Что дальше?

Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки.

Дети с нормальным психофизическим развитием начинают пытаться говорить, еще не отпраздновав первый день рождения. Вполне естественно, что речь у них поначалу не очень связная, и понять ее смысл может только мама, да и то не всегда. Однако если имеет место не просто невыговаривание отдельных звуков, а общая нечленораздельность и невнятность произношения, когда говорит так, словно рот у него набит вязкой кашей, – это может быть признаком серьезной патологии центральной нервной системы. В таких случаях родители и слышат диагноз «дизартрия».

Дизартрия и ее виды

Итак, дизартрия – это тяжелая форма нарушения речевой функции, когда все или определенная часть органов, участвующих в ее выполнении (губы, язык, небо) лишены природной подвижности.

В результате звуки произносятся тихо, вяло и смазанно, мимика затруднена, ритм дыхания нарушен, артикуляция отсутствует, речь течет не плавно, а прерывисто, замедленно либо, напротив, ускоренно.

Важно! По статистике, сегодня такая патология возникает в среднем у каждого третьего – шестого ребенка из ста с тенденцией к увеличению этого числа. Среди нарушений функции речи заболевание стоит на втором месте после дислалии (диагноз, характеризующийся искажением и пропуском отдельных звуков).

Классификация дизартрии проводится по разным критериям – по степени выраженности симптомов, по степени понятности речи, по неврологической симптоматике, по психофизическому состоянию пациента, по локализации поражения и т. д.

Знаете ли вы? Впервые данный вид речевого расстройства был описан в 1879 году известным немецким терапевтом и военным хирургом Адольфом Куссмаулем, которому принадлежит также ряд других заслуг в области теоретической медицины. Практически сразу же начались попытки классифицировать по разным критериям. Первая такая классификация была предложена в 1888 году английским невропатологом Уильямом Говерсом. С тех пор и до сегодняшнего дня ученые продолжают активную работу в этом направлении.

Так, первый критерий позволяет выделять анартрию (тяжелая форма), выраженную и стертую дизартрию по убыванию степени поражения. Анартрия характеризуется полным отсутствием разговорной функции, речевая мускулатура у таких больных полностью атрофирована.
При выраженной форме ребенок говорит, но малопонятно и нечленораздельно, произношение, дыхание, голос нарушены, хотя некоторые группы мышц сохраняют подвижность, в результате отдельные звуки можно четко различить.

Наконец, при стертой дизартрии у детей просто наблюдается нечеткое произношение, речь звучит как бы смазанно (стерто), «в нос».

Классификацию по второму из упомянутых выше критериев предложил в 1968 году французский невропатолог Ж. Тардье.

Она тоже определяет степень тяжести заболевания, но для нас представляет больший интерес, поскольку в ее основу положены внешние признаки, понятные любому человеку, а не только медику.

Ученый предложил разделять четыре степени нарушений речи в зависимости от ее понятности для окружающих :
  • первая – наличие патологии может определить только врач, окружающим кажется, что ребенок говорит понятно и связно, а возможные нарушения укладываются в обычные для детской речи мелкие огрехи;
  • вторая – окружающие видят, что нарушения речи у ребенка присутствуют, но при этом прекрасно понимают, что именно он говорит;
  • третья – ребенка понимают только члены семьи, посторонние в состоянии разобрать лишь отдельные слова;
  • четвертая (то, что в первом варианте классификации называется анартрией) – тяжелая форма, когда речь у ребенка либо отсутствует вовсе, либо совершенно непонятна никому, включая самых близких людей.

Третий критерий классификации – парафия невропатолога, поскольку в ее основе лежат конкретные неврологические синдромы, которые вызвали болезнь, например:
  • спастический парез (паралич) – состояние, характеризующееся ослабленностью движений при непроизвольном напряжении мышц;
  • ригидность – неэластичность мышц;
  • атапсия – нарушение координации речи, не связанное с мышечной слабостью.
В отличие от предыдущей квалификации, данное подразделение является глубоко научным, поэтому вряд ли родителям стоит пытаться очень сильно вникать в его суть.

Тем не менее, если вместе с диагнозом «дизартрия» звучит такая добавка, как: спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая.

Знайте, что речь идет об уточнении невропатологической картины заболевания. В зависимости от психофизического состояния пациента различают дизартрию, возникающую у детей, не имеющих соответствующих отклонений, а детей с:

  • детским церебральным параличом;
  • олигофренией;
  • гидроцефалией;
  • задержкой психического развития;
  • минимальной мозговой дисфункцей.
Наконец, в зависимости от очага локализации поражения аппарата речи выделяют пять видов дизартрии – бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Бульбарная дизартрия возникает при поражении ядер и других частей определенных черепно-мозговых нервов – лицевого, блуждающего, подъязычного, языкоглоточного, тройничного, из-за чего развивается паралич отвечающих за речевую функцию мышц.

Псевдобульбарная форма характеризуется двусторонним поражением нервных волокон кортико-бульбарного тракта. Это наиболее распространенный вид патологии.
Возникает обычно вследствие перенесенного энцефалита, опухолей, отравления токсинами, родовой травмы и прочих факторов, повлекших поражение головного мозга.

Экстрапирамидная дизартрия возникает на фоне поражения подкорковых узлов и их нервных связей, в связи с чем ее еще называют подкорковой.

Соответственно, мозжечковая дизартрия объясняется повреждением мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы (надо сказать, что у детей эта формапатологиивозникает довольно редко), а корковая – поражениями коры головного мозга.

Первые симптомы

Как было сказано, первый и главный симптом дизартрии – невнятная и нечеткая речь, причем, в отличие от других форм расстройств речевого аппарата, касающаяся не отдельных звуков и слов, а именно речи в целом. Однако у этой патологии существуют и другие, «вспомогательные» проявления.
Поскольку заболевание, как правило, имеет природу, связанную с поражением центральной нервной системы и головного мозга, оно часто сопровождается повышенным либо пониженным мышечным тонусом (спастичность, гипотония, дистония), а следовательно, у маленького пациента можно наблюдать:

  • напряженно сомкнутые губы, зажатость лицевых мышц и шеи, затрудненная артикуляция – при повышенном мышечном тонусе;
  • приоткрытый рот, вялый язык, течение слюны изо рта, речь «в нос» – при пониженном мышечном тонусе;
  • указанные выше симптомы, попеременно сменяющие друг друга в процессе речи – при мышечной дистонии.

Если говорить о проявлении дизартрии в речи, в зависимости от тяжести патологии она может характеризоваться:

  • общей «смазанностью» и отдельными дефектами;
  • замедленностью, невыразительностью, невнятностью, с искажением или пропуском отдельных звуков, в том числе гласных;
  • полностью неразборчивой.
Ребенок с подобным дефектом обычно смягчает твердые согласные, не может произвести звонкие, а шипящие и свистящие произносит сквозь зубы или «боковым» способом.
Помимо речи, дизартрию можно определить и по другим функциям – дыханию, голосу, слуху, моторике и даже умственному развитию.

Так, во время разговора ребенок начинает дышать прерывисто и учащенно, прерывая и не заканчивая выдох.

Слуховое восприятие звуков у таких детей также может быть нарушено. Внешне это можно установить, предложив ребенку назвать первый звук в том или ином слове либо придумать несколько слов, начинающихся с того или иного звука.

Характерной особенностью дизартрии является неразвитая моторика в пальцах: дети испытывают сложности при совершении тех или иных действий с мелкими предметами, не могут рисовать, лепить и пр.

Вследствие этого дефекта также может возникать общая тревожность, капризность и эмоциональная неустойчивость, ребенок плохо воспринимает информацию и не ориентируется в пространстве и времени.
В более взрослом возрасте дети сталкиваются с трудностями при овладении письменной речью.

Дизартрия – серьезная патология. Чем раньше она будет обнаружена, тем успешнее будет лечение. Но как распознать проблему, если малыш еще совсем кроха, и до первых речевых опытов так далеко? На самом деле определенные признаки заболевания можно заметить даже у новорожденного.

Стоит забеспокоиться, если ваш малыш:

  • вместо требовательного звонкого крика издает слабое пищание, лишенное всяческой интонации;
  • плохо и вяло сосет молоко, а после начала введения в рацион твердой пищи – долго не может научиться ее жевать или жует очень вяло;
  • испытывает проблемы с глотанием – часто давится;
  • не выражает чувств с помощью мимики лица;
  • отстает в моторном развитии – позже начинает самостоятельно сидеть, ползать, ходить и, соответственно, лепетать и говорить;
  • спит с вяло открытым ртом и вытекающей из него слюной.
Подобные симптомы могут наблюдаться с различной интенсивностью: родителям не стоит ни пугаться раньше времени, ни самостоятельно ставить диагноз, ни тем более заниматься лечением.
Однако, обнаружив что-то, что кажется необычным, никогда не лишне рассказать об этом педиатру – хотя бы для того, чтобы развеять опасения.

Причины появления

Несмотря на то, что дизартрия у детей изучается достаточно давно (как минимум, полтора столетия), причины, по которым возникает это заболевание, до сих пор достоверно и однозначно не выяснены. Так, долгое время такое нарушение речи объяснялось исключительно родовой травмой.

Однако последние исследования доказывают, что определенные проблемы у некоторых детей, страдающих от речевой дисфункции, возникали еще до рождения, в материнской утробе, а проблемы во время родов могут выступать как дополнительный катализатор.

Важно! Для каждого, в зависимости от очага локализации, вида дизартрии характерны свои наиболее часто встречающиеся причины.

Таким образом, причины появления заболевания условно можно разделить на перинатальные (те, которые возникли во время внутриутробного развития плода), полученные во время родов и приобретенные после рождения.

К первым относятся:

  • гипоксия плода, когда эмбрион испытывает кислородное голодание и недополучает другие вещества, необходимые для его нормального развития;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в первом триместре беременности;
  • хронические патологии, имеющиеся у женщины и отразившиеся на ребенке во время вынашивания (прежде всего опасны нарушения сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, желудочно-кишечного тракта, почечная недостаточность, а также туберкулез легких);
  • интоксикация медикаментозными препаратами, особенно принимаемыми женщиной на ранних сроках беременности;
  • полученные женщиной во время беременности травмы (причем не только физические, но и психические);
  • радиоактивное облучение в период вынашивания малыша;
  • несовпадение группы крови малыша и ребенка, а также резус-конфликт;
  • курение, употребление алкоголя и наркотических веществ беременной женщиной.

Знаете ли вы? Иногда среди причин дизартрии называют токсикоз беременных, хотя на самом деле проведенные исследования выявили прямо противоположную зависимость между токсикозом и нейроразвитием плода. Канадскими учеными доказано, что гормоны, вызывающие токсикоз, положительно воздействуют на плод: в результате дети рождаются с более высоким уровнем интеллекта.

Во время родов малышу грозит:

  • асфиксия из-за обвития пуповиной или при затянувшихся родах, когда ребенок долго находится в стадии прохождения по родовым путям;
  • родовые травмы, в том числе черепно-мозговые;
  • кровоизлияние в мозг (иногда возникает при искусственном родоразрешении или слишком быстрых родах из-за резкого перепада давления).

Наконец, уже в период самостоятельной жизни ребенок может получить дизартрию в качестве осложнения таких заболеваний, как:

  • билирубиновая энцефалопатия новорожденного;
  • менингит;
  • гидроцефалит;
  • энцефалит;
  • менинго-энцефалит;
  • тяжелое отравления (в том числе химическое);
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.
Вызвать патологию речи могут также различные наследственные заболевания и пороки, в том числе опухоли головного мозга, нарушения мозгового кровообращения, нервные, мышечные, нервно-мышечные расстройства и др.

Важно! Не вызывает сомнений, что дизартрия тесно связана с детским церебральным параличом. У этих патологий одинаковые причины, и они часто следуют «рука об руку». По статистике примерно семь из десяти детей с ДЦП имеют нарушения речи той или иной степени тяжести.

Иногда дизартрию связывают с преждевременными родами, однако, при отсутствии других патологий, такая зависимость возникает крайне редко.

Диагностика заболевания

Первоначальный диагноз «дизартрия» обычно ставит логопед, однако для окончательного «приговора» нужна квалифицированная консультация других специалистов, прежде всего невролога.
Так, задачей логопеда является оценить как саму речь (разборчивость, громкость, темп, произношение отдельных звуков и пр.), так и сопутствующие признаки (мимику, состояние мускулатуры лица, дыхание ребенка во время речи, артикуляционные движения, которые он совершает, строение органов, участвующих в речи и т. п.).

Дополнительно специалист обращает внимание на общий уровень речи, ее грамматический строй и лексическую насыщенность, различение звуков. Детям постарше для проверки могут предложить написать текст под диктовку, списать из книги, прочесть, пересказать и прочее.

Как уже упоминалось, не все речевые расстройства охватываются понятием дизартрии, поэтому уже на данном этапе желательно отмести сходные по симптомам патологии.

Знаете ли вы? Своеобразный тест на дизартрию: если ребенка попросить открыть рот, высунуть язык и держать его ровно посередине, а затем показать яркий предмет и начать медленно двигать его в сторону, одновременно с глазами, следящими за предметом, у ребенка в ту же сторону начнет двигаться язык.

Конечно, огромное значение для правильной диагностики имеет изучение анамнеза: чем болела мама во время беременности и сам малыш, когда он начал держать головку, ходить, говорить, как реагирует на игрушки и т. п.
Тестов и методик, при использовании которых определяют наличие патологии, ее вид и причины возникновения, - множество, и все они в совокупности в конце концов дадут специалисту четкую картину.

При помощи инструментальных методов и исследований диагностируют не саму дизартрию, а нервную патологию, которая ее вызвала. К таким исследованиям относятся МРТ, компьютерная томография головного мозга, нейросонография, электронейрография, электроэнцефалография, электромиография, транскраниальная магнитная стимуляция и пр.

Однако подобные процедуры обычно назначают только в тяжелых случаях - для назначения правильного медикаментозного лечения основной причины речевого расстройства.

Лечение и коррекция

Как уже было сказано, дизартрия – это расстройство речи, вызванное патологией нервной системы. Понятно, что лечить такое заболевание в домашних условиях, давая малышу сладкие пилюльки по определенному графику, не получится, поскольку прежде всего необходимо понять причину, спровоцировавшую нарушение и воздействовать непосредственно на нее.
В данном случае ребенку необходима серьезная комплексная терапия, неразрывно сочетающая в себе три фактора:

  1. Специальные логопедические занятия по индивидуальной методике;.
  2. Медикаментозную терапию.
  3. Дополнительные упражнения и процедуры, среди которых самое главное – внимательное отношение родителей, их тепло, любовь и терпение.

Важно! Чем раньше начать занятия и чем серьезнее к ним относиться, тем выше вероятность того, что ребенок сможет пойти в обычную школу, а не в специализированное учреждение для детей с ограниченными возможностями.

Логопедия

Логопедические методы лечения дизартрии, безусловно, играют первостепенную роль. К ним относится целый комплекс мероприятий, направленных на развитие у малыша:

  • мелкой моторики (с этой целью доктор разрабатывает индивидуальный комплекс упражнений для пальцев рук);
  • речевого аппарата (предполагает особые формы массажа и артикуляционной гимнастики);
  • дыхания – как обычного, так и во время разговора (используется дыхательная гимнастика);
  • голосовых функций (определенные ортофонические и фонопедические упражнения);
  • навыков правильно произносить звуки;
  • умения говорить выразительно;
  • способности общаться с окружающими при помощи речи.

Конкретные методики и их комбинации, естественно, зависят как от тяжести состояния пациента, так и от конкретного вида патологии по очагу локализации. Немаловажное значение имеет возраст ребенка и общий уровень его развития.

Медикаменты

Сразу оговоримся: медикаментозного лечения дизартрии не существует. При нарушении речи обычно назначают нейрометаболические стимуляторы - препараты, направленные на улучшение мозговой деятельности.

Такая терапия имеет цель «подстегнуть» ребенка к активному познанию окружающего мира, облегчить ему процесс обучения, укрепить память, стимулировать развитие интеллекта.

Знаете ли вы? Препараты, обладающие указанным действием, имеют общее наименование «ноотропы», происходящее от двух греческих слов: noos - разум, мышление; tropos - направление, влияние. Таким образом, дословно речь идет о лекарстве, влияющем на разум.

В частности, среди обычно используемых для терапии медикаментов можно выделить «Фенибут», «Кортексин», «Глицин», «Энцефабол», «Пантокальцин» и другие.
Помимо ноотропов, при лечении патологии используют сосудистые (для улучшения мозгового, сердечного и периферического кровообращения), седативные (для снятия симптомов раздражительности и тревожности), метаболические (для улучшения обмена веществ) и некоторые другие категории препаратов.

ЛФК

Задача лечебной физкультуры – укрепить лицевые мышцы малыша, развить у него общую моторику, выработать навыки самообслуживания. Главное условие ее эффективности – регулярные занятия. Им нужно уделять как минимум полчаса в день.

Например, для разминки по пятнадцать раз выполняем следующий комплекс:

  1. Делаем повороты туловища в стороны, отведя руки в стороны в положении стоя, ноги вместе.
  2. Кладем ребенка на плоскую поверхность, руки вдоль корпуса. На глубоком вдохе малыш должен поднимать вверх ноги и голову, туловище остается в горизонтальном положении.
  3. В положении на коленях ставим руки на пояс, делаем глубокий вдох и прогибаемся назад. На выдохе делаем наклон вперед.
После таких упражнений обычно следуют дыхательная гимнастика по составленному логопедом комплексу, им же разработанные массажные процедуры и разработка пальчиков.

Нетрадиционная медицина

Обычно под нетрадиционной медициной мы понимаем иглоукалывание, гомеопатию и прочие методики, отличные от более привычных для нашего менталитета лекарств. Надо сказать, что такие способы лечения дизартрии действительно используются, особенно в станах Востока, прежде всего в Китае.

Но есть еще один метод, который в нашем понимании тоже можно отнести к нетрадиционному. Его имя – правильное питание. По сути все вещества, которые содержатся в упомянутых выше ноотропах, можно получить и из обычных продуктов.

Речь прежде всего идет о витаминах (А, В, С, Е) и минералах (йод, магний, селен, цинк), а также полиненасыщенных жирных кислотах – словом, обо всем, что природным способом стимулирует мозговую деятельность и улучшает способность ребенка адекватно воспринимать мир.

С этой точки зрения детям с расстройствами речи полезно «налегать» на морепродукты, орехи, крупы, отруби, свежие овощи и фрукты (в идеале – с собственной дачи или с бабушкиного огорода).
Среди прочих нетрадиционных и очень приятных форм лечения детишек, испытывающих проблемы с речью, стоит назвать дельфинотерапию и иппотерапию (упражнения, при которых тренерами выступают дельфины и лошади), изотерапию (общение с миром при помощи рисования), а также различные виды игровой терапии (сенсорная, песковая и прочие).

Такие занятия помогут ребенку справиться с замкнутостью и раздражительностью, успокоят и приучат к тому, что коммуникация – это обмен информацией и взаимное удовольствие от того, что тебя понимают другие, а ты понимаешь их.

Профилактика дизартрии

Безусловно, первый и самый главный способ профилактики дизартрии – ответственное отношение мамы к своему здоровью во время беременности. Лучше не допустить патологии, чем потом лечить ее и опасаться последствий.

Важно! Одни и те же проблемы могут вызвать либо не вызвать речевые нарушения у ребенка, и никто не может исключить, что проблемы можно избежать или сильно ее уменьшить, уделяя умственному и эмоциональному развитию своего малыша как можно больше внимания с первого дня его жизни.

Тем не менее, если те или иные предпосылки для возникновения патологии уже существуют (выше мы подробно говорили о причинах заболевания), очень важно как можно раньше выявить ее первые симптомы и постараться принять соответствующие меры.

С этой точки зрения для того, чтобы ваш ребенок лучше и четче говорил:

  • общайтесь с ним с самого рождения (а лучше – с момента зачатия), используйте при этом «нормальный» язык, без сюсюканья и коверканья слов;
  • всячески поддерживайте и стимулируйте первые проявления речевой активности;
  • развивайте пальчиковую моторику крохи, провоцируйте его хватать и удерживать предметы ручками;
  • учите малыша играть с мелкими игрушками, особенно такими, которые нужно складывать в определенном порядке (кубики, конструкторы и т. п.);
  • читайте и рассказывайте, описывайте с помощью языковой речи происходящие события, словом – общайтесь с малышом в каждую свободную минуту!
Дизартрия – неприятный диагноз, прогнозировать в этом случае наверняка ничего нельзя. К сожалению, при сложной форме патологии головной мозг и центральная нервная система ребенка могут иметь необратимые нарушения.

Однако при терпеливой и регулярной терапии, а главное - в атмосфере любви и поддержки со стороны близких ребенок может научиться говорить максимально понятно, что, безусловно, необходимо для его дальнейшей социализации и способности находиться в коллективе, обучаться, читать, писать и познавать этот удивительный и прекрасный мир!

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Основные нарушения при дизартрии:

¨ Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого неба) - по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

1. Спастичность - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому небу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечается при спастико-паретической дизартрии.

2. Гипотония - снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному продвижению небной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда - при гиперкинетической дизартрии.

3. Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии - непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.

У детей с церебральными параличами часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т.е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной - гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.


¨ Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата - это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной - от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).

* Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате. Отмечается не только ограничение объема артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.

* Нарушения дыхания.

Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.

* Нарушения просодики.

Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность - «рубленая» речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

* Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.

Гиперкинезы - непроизвольные неритмичные насильственные, могут быть вычурные движения мышц языка, лица (гиперкинетическая дизартрия).

Тремор - дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Тремор языка отмечается при атактической дизартрии.

* Нарушение координации движений (атаксия).

Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи. Дисметрия - это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия). Атаксия отмечается при атактической дизартрии.

* Наличие синкинезий.

Синкинезии - непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).

Оральные синкинезии - открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.

* Нарушение акта приема пищи.

Отсутствие или затруднение жевания твердой пищи, откусывания; поперхивание, захлебывание при глотании. Нарушение координации между дыханием и глотанием. Затруднение питья из чашки.

* Вегетативные расстройства.

Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля. Гиперсаливация может быть постоянной или усиливаться при определенных условиях. Реже встречаются такие вегетативные расстройства, как покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи.

* Наличие патологических рефлексов орального автоматизма.

При нормальном развитии рефлексы орального автоматизма (губной, хоботковый, сосательный, поисковый и др.) проявляются с рождения, ослабевают к 3-м месяцам и пропадают к 1 году. У детей с церебральным параличом эти рефлексы могут быть ослаблены или не вызываться совсем в первые недели и месяцы жизни, что будет затруднять кормление этих детей и препятствовать развитию первых голосовых реакций. Сохранение и усиление этих рефлексов после 1 года препятствует развитию произвольных артикуляционных движений и задерживает развитие речи.

* Специфические нарушения звукопроизношения:

Стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления.

Нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных).

Преобладание межзубного и бокового произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

Смягчение твердых согласных звуков (палатализация).

Нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.

Специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени). При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные умения часто распадаются.

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические (искажение звука) и фонологические (замены, смешения). При дизартрии наиболее типичным нарушением звукопроизношения является искажение звука.

При сочетании дизартрического нарушения речи с недоразвитием других компонентов речевой системы важно выделить несколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; с фонетико-фонематическим недоразвитием; с общим недоразвитием речи.

Степень выраженности дизартрических нарушений речи зависит от тяжести и характера поражения нервной системы. В легких случаях отмечается нерезко выраженная дизартрия - стертая дизартрия . Она проявляется в нарушении звукопроизношения, незначительных нарушениях речевого дыхания, голосообразования, просодики; ограничении объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений. Чаще всего при ДЦП имеют место умеренно выраженные проявления дизартрии. При тяжелом поражении центральной нервной системы моторная реализация речи становится невозможной. В этом случае у детей отмечается анартрия - полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.

Первый вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. В этих случаях возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка). Избирательный корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх. При этом варианте нарушается произношение переднеязычных звуков.

Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.

При первом варианте корковой дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушается произношение так называемых какуминальных согласных, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка (ш, ж, р). При тяжелых формах дизартрии они отсутствуют, при более легких - заменяются другими переднеязычными согласными, наиболее часто дорсальными, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к нёбу (с, з, с, з, т, д, к).

Трудными для произношения при корковой дизартрии являются и апикальные согласные, образующиеся при сближении или смычке кончика языка с верхними зубами или альвеолами (л).

При корковой дизартрии может нарушаться также произношение согласных по способу их образования: смычных, щелевых и дрожащих. Наиболее часто - щелевых (л, л).

Характерно избирательное повышение мышечного тонуса, главным образом в мышцах кончика языка, что еще более ограничивает его тонкие дифференцированные движения.

В более легких случаях нарушается темп и плавность этих движений, что проявляется в замедленном произнесении переднеязычных звуков и слогов с этими звуками.

Второй вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария мозга в нижних постцентральных отделах коры.

В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции непостоянны и неоднозначны. Поиск нужного артикуляционного уклада в момент речи замедляет ее темп и нарушает плавность.

Отмечается трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных укладов. Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.

Третий вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического кинетического праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. При нарушениях кинетического праксиса затруднено произнесение сложных аффрикатов, которые могут распадаться на составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные - д), пропуски звуков в стечениях согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычных согласных. Речь напряженная, замедленная.

Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по заданию (по показу или по словесной инструкции).

При втором и третьем вариантах корковой дизартрии особенно затруднена автоматизация звуков.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности - спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса - паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях - почти полное их отсутствие.

При отсутствии или недостаточности произвольных движений отмечается сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, нёбного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексов орального автоматизма. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый язык по средней линии; язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку.

Боковые движения высунутого языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его движениях остается пассивным и обычно напряженным.

Особенно трудным при псевдобульбарной дизартрии является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения.

Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные, рефлекторные движения обычно сохранны. Так, например, при ограниченности произвольных движений языка ребенок во время еды облизывает губы; затрудняясь в произнесении звонких звуков, ребенок их производит в плаче, он громко кашляет, чихает, смеется.

Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения - избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч). Звук р утрачивает вибрирующий характер, звонкость, часто заменяется щелевым звуком. Для звука л характерно отсутствие определенного фокуса образования, активного прогибания спинки языка вниз, недостаточная приподнятость краев языка и отсутствие или слабость смычки кончика с твердым нёбом. Все это определяет звучание л как плоскощелевого звука.

Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто - слюноотделением.

Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в отличие от корковой в значительной степени также определяются смешением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).

При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое нёбо, способствует появлению носового оттенка при произношении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.

При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое нёбо провисает, подвижность его при произношении звуков ограничена.

Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома.

Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X и XII черепно-мозговых нервов. При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры. В детской практике наибольшее значение имеют односторонние избирательные поражения лицевого нерва при вирусных заболеваниях или при воспалениях среднего уха. В этих случаях развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушениям и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной проводится в основном по следующим критериям:

Характер пареза или паралича речевой мускулатуры (при бульбарной - периферической, при псевдобульбарной - центральный);

Характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной - преимущественно произвольные);

Характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии - диффузный, при псевдобульбарной - избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений);

Специфика нарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной - отодвинута назад; при бульбарной - гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной - наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение);

При псевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности.

Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон преду готовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы и двигательности мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов.

Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:

Изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре;

Наличием насильственных движений (гиперкинезов);

Нарушениями проприцептивной афферентации от речевой мускулатуры;

Нарушениями эмоционально-двигательной иннервации. Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии, в отличие от псевдобульбарной, может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая диспраксия. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и в дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.

При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.

Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.

Экстрапирамидная дизартрия нередко сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом прежде всего страдает слух на высокие тона.

Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.

Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое нёбо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с проявлениями гипер- или гипометрии (избыточности или недостаточности объема движения). При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.

Дифференциальная диагностика дизартрии проводится в двух направлениях: отграничение дизартрии от дислалии и от алалии.

Отграничение от дислалии проводится на основании выделения трех ведущих синдромов (синдромы артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств), наличия не только нарушения звукопроизношения, но и расстройств просодической стороны речи, специфических нарушений звукопроизношения с трудностью автоматизации большинства звуков, а также с учетом данных неврологического обследования (наличие признаков органического поражения ЦНС) и особенностей анамнеза (указания на наличие перинатальной патологии, особенности доречевого развития, крика, голосовых реакций, сосания, глотания, жевания и т. д

Отграничение от алалии проводится на основе отсутствия первичных нарушений языковых операций, что проявляется в особенностях развития лексико-грамматической стороны речи.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий