Основные направления и формы внеурочной работы по истории. Рабочая программа внеурочной деятельности по истории “истоки” Внеурочная деятельность в истории отечественного образования

1

В данной статье рассматриваются состояние современного российского образования и его важнейшие цели на ближайшее будущее. Проанализировано понятие «внеурочная деятельность», охарактеризованы основные определения этого термина по работам Т.А. Ильиной, Е.В. Советовой, Н.Е. Щурковой; дана общая характеристика внеурочной деятельности в трудах В.А. Сухомлинского. Показана тесная связь внеклассной работы с учебно-воспитательным процессом школы. Подробно рассмотрено понятие «внеурочная деятельность» по истории, раскрыты ее цели, задачи и характерные особенности по анализу литературы и обобщению педагогического опыта. Рассмотрены основные направления внеклассной работы по истории: массовой, групповой, индивидуальной работы; раскрыты и проанализированы формы по каждому из этих трех направлений. На основе изучения внеурочной деятельности по истории установлено ее значение в образовательном пространстве школы, которое заключается в индивидуализации и дифференциации обучения, учете индивидуальных интересов и способностей обучающихся, развития углубленного изучения предмета «история».

образование

внеурочная деятельность

метапредметные результаты

социализация

учебно-воспитательный процесс

внеурочная деятельность по истории

направления внеурочной работы по истории

формы внеурочной деятельности по истории

индивидуализация и дифференциация обучения

1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: Педагогика, 1972. – 298 с.

3. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе / А.Ф. Родин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 127 с.

4. Советова Е.В. Школа нового поколения. Административная работа / Е.В. Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 318 с.

5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – М.: Педагогика, 1979. - С. 57.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования - низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Соответственно, главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории. Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

На сегодняшний момент происходит обновление учебно-воспитательной работы школы, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность. Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ уделяют особое внимание внеурочной деятельности, что отражается в таких государственных документах, как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года, Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

В ФГОС общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве одного из главных компонентов включена внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс. У обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний.

Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» . С этим высказываем трудно не согласиться.

Проанализировав определения внеурочной внеклассной деятельности школы, следует выделить некоторые из них. Т.А. Ильина внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классным руководителем и учителями-предметниками с учащимися школы .

Е.В. Советова считает, что внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации . Действительно, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кроме того, в настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Т.А. Ильина отмечает, что задача внеучебной работы состоит в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Так, внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса .

В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании занимает внеурочная работа по истории, которая является одной из составных частей деятельности учителя истории. Внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. Целью внеклассной работы по истории являются углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории, организация процесса познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Обобщив все вышесказанное, можно утверждать, что внеурочная работа по истории - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, которые обеспечивают необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта.

Соответственно, внеурочная деятельность всегда носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

  1. на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;
  2. на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашняя утварь, памятники и т.д.;
  3. на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата тем и проблем, предусмотренных учебными программами;
  4. практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе.

В научных исследованиях вопросы методики применения различных внеклассных форм обучения истории, их видов и особенностей нашли отражение в работах А.А. Вагина И.Я. Лернера, А.Ф. Родина, А.А. Рудина, Ю.Е. Соколовского и др.

Несмотря на имеющиеся исследования по данной теме, она в настоящее время остается актуальной ввиду преобразований в современном обществе, изменений сознания школьников и реформирования школьных программ в современных учебных заведениях.

Итак, организация внеурочной работы с обучающимися в любом образовательном учреждении является одной из важных направлений деятельности педагогов. Занятия с подростками, помимо уроков, имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

Одной из главных целей внеурочной деятельности является стремление развивать интерес учащихся к истории своего государства. К основным задачам внеклассной работы по истории мы относим:

  1. развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала;
  2. развитие творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности;
  3. воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории;
  4. углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох.
  5. оптимизация учебной нагрузки обучающихся.

Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, установить более тесный контакт и взаимопонимание. Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.

Формы организации внеурочной деятельности, по мнению А.В. Советовой, отличаются от уроков. Это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т.д. .

Вся внеурочная работа по истории классически делится на три основных направления (рис. 1).

Рисунок 1. Основные направления и формы внеурочной работы по истории

Охарактеризовав основные направления внеурочной деятельности по истории, следует более подробно на них остановиться.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Примерами массовых форм внеурочной деятельности являются исторические вечера (на них могут обсуждаться проблемы истории («Отмена крепостного права: за или против?»), исторические экскурсии (посещение наиболее памятных исторических мест), олимпиады (главной задачей олимпиад является выявление наиболее сильных, наиболее знающих, наиболее умеющих учащихся, обладающих широким кругозором не только историческим, но и общекультурным. Еще один важный аспект этого внеклассного мероприятия состоит в том, что можно задать тот уровень, к которому должны стремиться ученики. Сложные вопросы должны подстегнуть самостоятельный интерес школьников, показать им новые рубежи, конференции (призваны развивать у учащихся интерес не только к прошлому, но и настоящему, самостоятельность мышления и чувства ответственности за проделанную работу) и т.д.

Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории является групповая, или кружковая. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, лекции, экскурсии, экспедиции.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников.

Выпуск в школе исторических газет и журналов также способствует формированию самостоятельности и развитию творческих способностей школьников.

Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Индивидуальная работа может быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений; приобретением навыков самоорганизации и самодисциплины.

Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа в наибольшей степени отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. К ней относятся написание рефератов и докладов, создание проектов, выполнение творческих заданий.

Таким образом, внеурочные занятия в единстве с учебными образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.

Рецензенты:

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятского социально-экономического института», г. Киров.

Маури А.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятского социально-экономического института», г. Киров.

Библиографическая ссылка

Даровских И.С. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИСТОРИИ: ЦЕЛИ, ОРГАНИЗАЦИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14204 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Муниципальное автономное общеобразовательное образовательное учреждение

«Гимназия №1»

Программа внеурочной деятельности

« История в лицах»

5-6 классы

35ч., 1 час в недел

Руководитель: Коленченко Е.М

П. Мулино

2017

Заседанием Педагогического совета Директор МАОУ Гимназия№1

Протокол №

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности имеет познавательную направленность и предназначена учащимся 5-6 классов для углубленного изучения образовательной программы основной школы «История» (5-6 классы).

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что новые образовательные стандарты предполагают ориентацию школы на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Предлагаемая программа ориентирована на современные приоритеты. В 5 классе учебная программа предусматривает изучение первого периода Всеобщей истории.
Историю своего Отечества ученики начинают изучать в 6 классе. Поэтому необходимо познакомить детей с выдающимися личностями отечественной истории и самыми значительными событиями истории России и Нижегородского края.

Во все эпохи историки уделяли значительное внимание жизнедеятельности той или иной личности, стремились осмыслить и постичь её действия. История Нижегородского края и всей России щедро одушевлена государственными и общественными деятелями, полководцами, духовными наставниками. Все они - "живое лицо русской истории", и без них история - просто перечисление событий. Составить истинную картину исторической реальности невозможно без понимания мотивов и сущности деятельности отдельных исторических личностей. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания истории Отечества, воспитания высоконравственной, патриотической личности.

Новизна программы в том, что она ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о деятельности важнейших деятелях российской и нижегородской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Программа имеет практическое значение - приобщение к творческой работе, поиску информации в разных знаковых системах, в том числе в Интернете и подготовка к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений , творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. В соответствии с стандартами второго поколения способствует развитию способностей ученика и формированию универсальных учебных действий. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности .

Программа ориентирована на школьников подросткового возраста (учащихся 5-6 х классов) и рассчитана на 2 года, 70 часов,1 занятия в неделю. Предполагает интеграцию с историей, обществознанием , литературой, МХК.

Программа имеет следующие особенности :

проблемное изучение материала (выделение ключевых вопросов, эвристический характер их рассмотрения);

создание познавательных ситуаций ;

часть времени отводится для игровой деятельности , творческой работы учащихся;

в ходе изучения актуализируется знания и компетенции, полученные в начальной школе..

Предмет программы — организация внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами истории.

Цели:

осмысление роли личности в истории и роли великих деятелей в судьбе Нижегородского края и всей России;

организация познавательной деятельности обучающихся;

включение школьников в различные гуманитарные акции, позволяющие приобрести важный опыт социальной деятельности.

З адачи :

Обучающие : расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях, включить в познавательную деятельность, мотивировать на творческую работу, участие в конкурсах и викторинах;

Развивающие : развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; составлять характеристику исторической личности;

формировать потребность в самопознании и саморазвитии;

умение формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА.

Воспитательные : воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества, родного края, патриотические чувства, активную гражданскую позицию.

Основные методы:

словесно - репродуктивный, наглядный, интерактивный, проблемное изложение, практическое исследование. Для повышения мотивации используются игровые методики и элементы исторической реконструкции.

Основные формы занятий:

познавательные занятия ;

интерактивные беседы, практикумы;
творческие работы (проекты, электронные презентации и др.).

исторические загадки, конкурсы, викторины, игры, тестирование;

познавательные акции;

консультации.
Виды деятельности учащихся:

Активное участие в обсуждении темы занятий;

Практическая работа с источниками, дополнительной литературой, интернет-ресурсами;

Подготовка презентаций, творческих работ, проектов;

Выступления на занятиях, школьных мероприятиях;

Участие в конкурсах, викторинах, играх школьного, районного, областного уровня.

Предполагаемые результаты реализации программы:

развитие целого ряда компетенций : гражданственной, познавательной, информационно-технологической, коммуникативной.

Важнейшие личностные результаты : осознание своей идентичности как гражданина страны; осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению; уважение к своему народу, своей стране, к своему краю.

Метапредметные результаты : способность организовывать свою деятельность; владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщение, презентация, творческая работа), готовность сотрудничать с соучениками, к коллективной работе.

Предметные результаты : более глубокое понимание истории, новые исторические знания о деятельности и роли исторических личностей в истории России и Нижегородского края, приобретение социальных знаний, стимулирование учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории, к творческой, поисковой деятельности, создание творческих работ о ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России, подготовка к ГИА.

В результате изучения истории в рамках кружка ученик должен знать/ понимать

Имена выдающихся деятелей отечественной истории; основные события героических страниц истории Нижегородского края и России, влияние нравственных качеств личности на их конкретную деятельность.

Уметь характеризовать : адоптированные исторические источники, конкретных исторических деятелей,

объяснять: роль конкретных людей в историческом процессе;

приводить примеры: различных видов деятельности исторических личностей, их конкретного вклада в развитие страны; героизма и патриотизма людей в тяжелые годы суровых испытаний и мирное время; вклада российских ученых и деятелей культуры в развитие отечественной и мировой науки и культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Поиска и использования исторической информации;

Изложения собственных суждений о происходящих событиях и явлениях;

Осуществления творческих работ и проектов по исторической тематике;

Выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.

Формой подведения итогов являются подготовка творческих работ и презентаций, проектов, участие в конкурсах, олимпиадах, патриотических акциях. Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

Кабинет истории

Школьный м узей

Библиотека

Мультимедийный компьютер

Карты, учебные пособия

Иллюстративный материал, дополнительная литература

Учебно-методический комплекс:

1.История Нижегородского края с древнейших времен до наших времен. Программа.Н.Новгород. НИРО.2015.

2.Наш край:книга для чтения. Н.Новгород, 2008.3. Учебно-методическое пособие. К 400-летию Дома Романовых. М., 2013.

4.Федоров В.Д. История Нижегородской области.Н.Новгород. 2010

5.Селезнев Ф.А. История Нижегородского края. Н. Новгород, 2015.

6.Иткин Э.С..Дни воинской славы России. Н.Новгород, 2007.

Содержание программы. 1 год обучения.

Введение. Человек - творец истории. 6ч.

Что такое история: Всеобщая история и история России. История России и Нижегородского края.

Понятие об исторических источниках и их видах. Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Понятие об архивах, музеях, библиотеке. Знаменательные даты 2016-2017гг.

Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.

Раздел 1. Древняя Русь. 9ч.

Возникновение Земли русской. Нестор «Повесть временных лет» Легенды об основании Нижнего Новгорода. Первые киевские князья. Князь Юрий Всеволодович -основатель Нижнего Новгорода.

Вещий Олег.Князь Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания.

Святослав - князь-полководец. Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Мудрое правление Ярослава Мудрого. Борьба русских князей с кочевниками. Крестовый поход князя Владимира Мономаха против половцев. Герои русских сказок и былин. Нижегородские сказания.

Раздел 2. Удельная Русь. 11ч.

Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока. Крестоносцы. Образование державы Чингиз-хана.

Александр Невский - князь -полководец. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский и Нижегородский край.

Александр Невский - лицо России. Память о полководце в Нижегородском крае.

Образование московского княжества. Московские князья и Нижегородский край.

Завоевания татаро-монгол. Битва на реке Сить. Гибель Юрия Всеволодовича. Козельск - Злой город. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.

Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва. Дмитрий Донской и Нижегородский край.

Стояние на Угре - освобождение России от татаро-монгольского ига.

Обобщение. Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

Раздел 3. Московская Русь - Россия. 8ч.

Роль Ивана 3 в образовании России. История герба России. Московский и Нижегородский Кремли. Походы Ивана Грозного и расширение территории России. Казанский поход. Иван Грозный и Нижегородский Край.

Обобщение. Презентация лучших проектов.

Содержание программы. 2 год обучения.

Введение.

Исторические источники. Алгоритм поиска в библиотеке, в интернете. Алгоритм подготовки проектов.

Знаменитые личности и Дни воинской славы России. Федеральный закон 13мая 1995г № 32 «О днях воинской славы и памятных датах России».

Александр Невский и День победы над немецкими рыцарями на Чудском озере. Дмитрий Донской и день победы в Куликовской битве. День народного единства и Минин и Пожарский.

Раздел 4. Смута. 13час.

Смута - тяжелейший период отечественной истории. Смута на карте. Герои и антигерои Смутного времени.

Нижегородский край и Смутное время.Минин и Пожарский - первые граждане России. Петр Первый о Минине и Пожарском. Нижегородские памятники Смутного времени.

Раздел 5. Первые Романовы. 9час.

Земский собор 1613г. Претенденты на российский трон.

Первые Романовы. Михаил и Алексей Романовы.

Известные личности эпохи первых Романовых: Патриарх Никон, Ордин - Нащокин, Степан разин, Богдан Хмельницкий.

Память о первых Романовых.

6. Подготовка и защита проектов. 6час..

Алгоритм работы над творческими проектами. Особенности презентации проектов.

Презентации лучших творческих проектов.

Обобщение. Великие имена России. Итоги деятельности. Рефлексия . Резерв. 1час.

Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения.

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

1-6

Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории. История России - часть Всемирной истории. История Нижегородского края -часть отечественной истории.

Практикум (2ч.) Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Экскурсия в школьный музей.

Практикум (2ч.). Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Знаменательные даты 2016-17гг.

Практикум (1ч.) Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций.

Раздел 1. Древняя Русь.

9ч.

Теоретическое занятие . Возникновение Земли Русской.

Практикум. Нестор «Повесть временных лет» Легенды и быль об основании Нижнего Новгорода.Князь Юрий Всеволодович -основатель Нижнего Новгорода.

9- 15

Теоретическое занятие. 1час. Первые киевские князья.

Практикум . (1ч.)Вещий Олег, Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания.

Историческая Игра. 1час. Святослав - князь-полководец

Практикум. 1час. Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Викторина.

Практикум. 1час. мудрое правление Ярослава Мудрого.

Практикум. 1час. Борьба русских князей с кочевниками. Нижегородский край и Волжская Булгария.

Конкурс знатоков. 1час. Герои русских сказок и былин, сказаний.

16- 26

Раздел 2. Удельная Русь.

Теоретическое занятие. 1час.Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока.

Практикум.( 2ч) Александр Невский - князь -полководец. Александр Невский и Нижегородский край.

Электронный журнал (1час. Александр Невский - лицо России

Теоретическое занятие. 1час. Образование московского княжества. Московские князья и Нижний Новгород.

Практикум. 1час. Путешествие по исторической карте. Завоевания татаро-монгол.Участие нижегороцев в борьбе с Золотой Ордой.

Практикум. 2час. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.Городец - город-герой. Легенды о Китеже.

Игра 1 час.) «Я - полководец»: Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва.Участие нижегородцев.

Практикум. 1час. Стояние на Угре - освобождение России от татаро-монгольского ига.Участие нижегородцев.

Конкурс знатоков (1час.). Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

11ч.

27-35

Раздел 3. Московская Русь - Россия.

Теоретическое занятие 1час. Роль Ивана 3 в образовании России.

Практикум. (1час.) История герба России.

Практикум. 1час. Создатели Московского кремля.

Практикум. 1час. Строители Нижегородского кремля - выдающегося памятника зодчества 16в.

Теоретическое занятие. 1час. Грозный и его походы. Расширение территории России.

Практикум. 1 час. Казанский поход на карте России и Нижегородского края.

Практикум. 1час. Иван Грозный и Нижегородский край.

Обобщение. Конкурс лучших проектов. 2 часа. Резерв 1 час.

Учебно-методическое планирование. 2-ой год обучения.

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

1-7

Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории.

Практикум (2) Работа с различными источниками. Интернет как источник исторической информации.

Практикум (2ч.). Составление и обсуждение сложного плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.

Практикум.( 2ч..)Лучшие проекты 2015-16гг. Дни воинской славы России.

8-20

Раздел 1. Смута.

Теоретическое занятие . 1ч.День народного единства

Теоретическое занятие. 1ч. Основные события Смутного времени.

Практикум. 1час. Действующие лица Смутного времени.

Теоретическое занятие. 1час. Создание народного ополчения в Нижнем Новгороде в 1612г. и освобождение Москвы.

Практикум . (1ч.)Путь Нижегородского ополчения на карте.

Историческая Игра. 1час. Я- полководец. Освобождение Москвы.

Практикум. 1час. Антигерои Смутного времени.

Практикум. 1 час. Минин, Пожарский и Иван Сусанин - герои Смуты.

Практикум. 1час. Речь Кузьмы Минина.

Практикум. 1час. Почему Петр 1 назвал Минина и Пожарского первыми гражданами России.

Конкурс знатоков. 1час. Герои Смутного времени.

Экскурсия 2час. Нижегородские памятники Смуты.

21- 29

Раздел 2. Первые Романовы.

Теоретическое занятие. 1час.Начало династии Романовых. Михаил Федорович Романов и его дела.

Практикум. 1 час.Память о Михаиле Романове. Подвиг Ивана Сусанина.

Практикум. 1час. Реши исторический кроссворд.

Теоретическое занятие. 1час. Алексей Михайлович Тишайший Романов.

Практикум. 2часа.Знаменитые личности эпохи Алексея Михайловича:патриарх Никон, Ордин-Нащокин, Степан Разин, Богдан Хмельницкий.

Брейн-ринг. 1 час.Эпоха Алексея Михайловича.

Виртуальная экскурсия.1 час. Память об Алексее Михайловиче.

Конкурс знатоков (1час.). Логические задачи по истории

30 -35

Раздел 3. Защита проектов.

Конкурс презентаций. 4 часа. Герои Смуты. Первые Романовы.

Практикум. 1 час. Итоги деятельности.

Резерв 1 час

Литература для учителя.

Закон об образовании. М.2015.

Криворотова Т.А. Ценностные ориентиры гражданственности и патриотизма в современной школе. Н.Новгород. 2009.

Григорьев Д. В.. Программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011г.

Ступницкая М.А.. Что такое учебный проект? М., 1сентября. 2016

Островский. С.Л. Как сделать презентацию? М., 1сентября, 2012

Алексеев Ю . Г. Под знаменем Москвы. — М., 1992.

Беловинский Л . В . С русским воином через века. — М., 1992.

Борисов Н. Иван Калита. — М., 2005

Борисов Н. Иван III — М., 2006.

Борисов Н . С . Русские полководцы XIII—XVI вв. — М., 1993.

Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX - XVI вв. — М., 1991.

Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.

Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004.

Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.

Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М., 1991.

Зимин А. А. Опричнина. — М., 2001.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV XVI столетий. — М., 1982.

Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.

История государства Российского: Жизнеописания. IX - XVI век. — М., 1996.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV - XVI вв. М., 1998.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л.В. Милова. — М., 2006.

Каргалов В . В ., Сахаров А . Н . Полководцы Древней Руси. — М., 1985.

Карпов А . Владимир Святой. — М., 2004.

Карпов А. Княгиня Ольга. — М., 2009.

Карпов А.. Ярослав Мудрый. — М., 2010.

Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб., 2009.

Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.

Кульпин Э. С. Золотая Орда. — М., 2007

Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.

Учебное пособие. 400 дет Дому Романовых. Электронное пособие. Сайт ОВИО.

Литература для учащихся.

Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.

Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.

История России в лицах и датах. М., 1995.

История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.

Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.

Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.

Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.

Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.

Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.

Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862-1917 гг. М., 1997.

Перхавко В.П. История России в лицах. IX - начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

Творогов О . В . Древняя Русь. События и люди. — СПб., 1994.

Терещенко А. В . Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.

Толочко П. П.

Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.

Фроянов И.Я .

Шенк Ф. Б.

Янин В. Л.

В. Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.

Толочко П . П. Древнерусская народность. — СПб., 2005.

Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.

Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. — М.; СПб., 1995.

Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 1. — М, 1994.

Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти. — М., 2007.

Янин В. Л . Очерки истории средневекового Новгорода. — М., 2008.

Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.

Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998-1999 г.

Энциклопедия по истории России. Русика, 2008 г.

Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 2011

"Планирование внеурочной деятельности по истории и обществознанию"

О методах и формах внеурочной работы по истории

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Задачи: 1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Методы и формы внеурочной работы по истории

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Основные направления и формы внеурочной работы по истории.

Внеклассная работа

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера

Лекции и беседы

Исторические экскурсии

Викторины и конкурсы

Олимпиады

Конференции

Неделя истории

Просмотр фильмов и пьес

Исторический кружок

Исторические общества и клубы

Походы и экспедиции

Выпуск исторических газет и журналов

Лектории

Факультативы

Чтение исторической литературы

Посещение архива

Работа в музее

Написание рефератов и докладов

Выполнение творческих заданий.

Данный вид образовательной деятельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

во-первых , на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

во-вторых , на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;

в-третьих , практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе;

в-четвертых , на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учебными программами и т. д.

Составляющие внеурочной работы .

Ведущей составляющей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и вещественных исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает многообразием форм.

1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,

во-первых , содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и,

во-вторых , если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач и т. д.

2. Школьные исторические кружки и общества. Чтобы они были полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно, по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумизматов и др. (Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др. направления).


3. Исторические конференции , диспуты, олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно-музыкальные композиции.

Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предполагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и выработку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической подготовки участников.

Для данных форм работы характерен высокий дух состязательности и т. д. Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций и т. д.

4. Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местности. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

5. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятельности, культуры ушедших поколений людей и т. д.

6. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам и т. п. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях - днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.

Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география, МХК и др.

Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях являются:
создание школьных музеев (музейных комнат);
благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важнейших военно-исторических событий;
сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов;
поисковая работа;
проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;
встречи с участниками войн;
военно-исторические игры;
участие в работе мероприятий Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (бывшее ДОСААФ);
посещение воинских частей, военно-учебных заведений и т. д.
В ходе работы по празднованию дней воинской славы у учащихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю

Значение методов и форм внеурочной работы в формировании патриотического воспитания учащихся. Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 42.

Воспитывать патриотизм необходимо, во-первых, систематично, вo-вторых, независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.

Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники также принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.

Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы - участники Великой Отечественной войны», «Орден в твоем доме», «Твоя родословная».

Использование компьютерных и Интернет технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации сельских, поселковых, городских школ и детских центров дополнительного образования, многие учебные заведения ЕАО получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Уже стал очевидным тот факт, что использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
  • оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.

Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность:

  • доступа к различным источникам информации через Internet и работы с этой информацией;
  • профессионального консультирования по любому интересующему вопросу через телеконференции;
  • реализации методов дистанционного творчества, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др.
  • сетевого общения с участниками дистанционных проектов;
  • участие в различных форумах по обсуждению проблем истории в Интернете

Виды работ учащихся с применением ИТ:

  • Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
  • Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
  • Поиск нужной информации в Internet.
  • Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
  • Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов.
  • Общение по компьютерным сетям.
  • Внеклассные и внеурочные мероприятия с применением мультимедиа.
  • Выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте.
  • Участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах по информатике и компьютерным технологиям.

На заседании районных (городских) методических объединениях учителей обществознания рекомендуется проанализировать результаты Всероссийской олимпиады по предмету, организовать обмен опытом по проведению школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях. Издательством «Просвещение» в серии «Пять колец» издано пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, которое содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями.

Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. Рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Список литературы

1. Горяйнов В.С. Задачник по истории России. М., 1989.

2. Книга для чтения по истории средних веков / Составитель Н.Запорожец. М., 1991.

3. Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: Владос, 1999.

4. Ляшенко Л.М. История России 19 века. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2000.

5. Смирнов С. Г. Задачник по истории России. М.: Мирос, 1993.


Одной из главных целей внеурочной деятельности является стремление развивать интерес учащихся к истории своего государства. К основным задачам внеклассной работы по истории относят: развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала; творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности; воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории; углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох; оптимизация учебной нагрузки учащихся.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся. Примерами массовых форм внеурочной деятельности являются исторические вечера (на них могут обсуждаться проблемы истории), исторические экскурсии (посещение наиболее памятных исторических мест), олимпиады (главной задачей олимпиад является выявление наиболее сильных учащихся, обладающих широким кругозором не только историческим, но и общекультурным). Еще один важный аспект этого внеклассного мероприятия состоит в том, что можно задать тот уровень, к которому должны стремиться ученики. Сложные вопросы должны подстегнуть самостоятельный интерес учащихся, показать им новые рубежи,

конференции (призваны развивать у учащихся интерес не только к прошлому, но и настоящему, самостоятельность мышления и чувства ответственности за проделанную работу).

Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории является групповая, или кружковая . Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, экскурсии, экспедиции. Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие

способности, формирует навыки исследования, практические умения учащихся. Выпуск в школе исторических газет и журналов также способствует формированию самостоятельности и развитию творческих способностей учащихся.


Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Индивидуальная работа может быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений; приобретением навыков самоорганизации и самодисциплины. Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа в наибольшей степени отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. К ней относятся написание рефератов и докладов, создание проектов, выполнение творческих заданий.

В практике школьной работы различают экскурсии: учебные; экскурсии внепрограммные. По характеру объекта экскурсии могут быть: по музейной экспозиции; по местам исторических событий; по маршруту; к историческим памятникам; по историко-бытовым комплексам. По месту в учебной работе различают – вводную экскурсию, урок-экскурсия, обзорная экскурсия и итоговая. Обычно экскурсию проводит экскурсовод, музейный работник. Однако в ряде случаев может быть проведена и самим учителем, при условии соответствующей специальной подготовки. Ее преимущества: учитель знает свой класс, уровень его подготовленности, знает, что из материала темы уже освещалось на уроке, и имеет больше возможностей увязать содержание экскурсии с уроком или кружковым занятием. Возможно проведение экскурсии и самими учащимися. Однако к работе юный экскурсовод допускается после проверки учителем и доработки составленного текста рассказа по избранному музейному объекту.

Руководство внеклассным чтением учащихся по истории является обязанностью учителя. Оно складывается из: пропаганды книги; помощи учащемуся в усвоении содержания прочитанного; изучения читательских вкусов учащихся; развития интереса к чтению по истории; учитывать возрастные особенности учащихся. На II‒III ступенях получения общего среднего образования учителя часто делают обзор художественной и научно-популярной литературы с кратким разбором и оценкой содержания рекомендуемых книг. Такие обзоры представляют одну из форм внеклассной работы и требуют широкой осведомленности учителя истории в области литературы для внеклассного чтения. Интересной формой пропаганды являются тематические вечера, посвященные книге и ее истории, олимпиады, конкурсы, викторины, встречи с писателями.

Важным моментом организации внеклассного чтения является учет прочитанного учащимися. Индивидуальные беседы с учениками о прочитанном, их ответы на уроке, выступления. Важным является так же

Теоретический раздел. Конспект лекций

умение учителя возбудить у учащихся интерес к чтению, воспитать постоянную потребность в нем. Научить разбираться в прочитанном материале, давать ему оценку, делать выводы. Связывать содержание книг с теми знаниями, которые они получают на уроках истории.

Можно предложить памятку, по которой пойдет такая беседа.

Памятка беседы по прочитанной книге.

2. О какой эпохе и каких исторических событиях рассказывается в книге?

3. Каких героев, действующих лиц ты можешь назвать?

4. Что тебе понравилось в книге? Почему?

«Недели истории» ‒ представляют обширную программу викторин, конкурсов, экскурсий по истории для различных классов. Их основная цель – стимулировать интерес к историческим знаниям. Традиционно такие недели заканчиваются выпуском стенгазет, выставками работ. Исторические конкурсы. Например, конкурс «День в истории». Необходимо составить Положение о конкурсе, в котором определяются его задачи, прописываются условия и сроки конкурса, критерии для определения победителей и количество призовых мест, а также организаторы и члены жюри. Такой конкурс обычно является среднесрочным и долгосрочным, может проходить во внеурочное и урочное время, постепенно или в 2‒3 этапа. Суть его в том, чтобы учащиеся подготовили материал и рассказали об историческом событии или событиях конкретного дня в истории. Оформление желательно в виде небольшого доклада. Требования к его оформлению также должны быть прописаны в Положении о конкурсе.

Методы внеклассной работы по истории.

а) Использование проблемного метода обучения в преподавании истории.

б) Эвристический метод обучения во внеклассной работе по истории.

в) Применение метода проектов во внеклассной работе по истории.

Историческое краеведение прочно вошло в школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса,

Теоретический раздел. Конспект лекций

школы. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие учащихся и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы. Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. Массовые формы внеклассной работы – создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение. Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея ‒ одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу учащихся к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. «Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков ‒ одна из основных задач школьного краеведческого музея». В целом школьный краеведческий музей способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, приобщает молодежь к общественно полезному труду.

Основными задачами музея являются: поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе. Среди школьных музеев важное место занимают военно-исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны, эти музеи воспитывают у учащихся патриотизм, готовность к защите Родины. Такие музеи позволяют проводить

Теоретический раздел. Конспект лекций

большую поисково-исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Наиболее часто в школах организуются краеведческие музеи многопрофильного или комплексного характера. Эти музеи создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. Комплексные музеи являются учебно-материальной базой в преподавании целого ряда учебных предметов.

Итак, историко-краеведческий музей призван раскрывать историю одного определенного края с древнейших времен и до наших дней или какого-то более короткого периода. Он является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы и создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися.

Таким образом, внеурочные занятия в единстве с учебными образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития учащихся с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Ученик, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.

Список литературы

1. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М., 2011.

3. Кочетов, Н.С. Предметные недели в школе. История / Н.С. Кочетов. ‒ Волгоград, 2001.

4. Драхлер, А.Б. Всеобщая история: вопросы к олимпиаде / А.Б. Драхлер. – М.: Владос-пресс, 2002.

5. Крючкина, Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира / Н.Б. Крючкина. ‒ М., 2003.

«Современные формы внеурочной деятельности по истории и обществознанию». Выполнила Тяжелова М.Г., учитель истории и обществознания МБОУ «Юркинская ООШ» Введение Требования рыночной экономики и информационное общество назвали смыслом и целью образования развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики ­ стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Отличительной особенностью стандарта второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного организуемая участниками учебного (образовательного) плана, образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, она раскрывает перспективы для определения собственной образовательной траектории учащихся.

Направления внеурочной деятельности  спортивно­оздоровительное,  духовно­нравственное,  социальное,  общеинтеллектуальное,  общекультурное В книге «Школа для двадцать первого века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения то ему легче будет повысить квалификацию, или проблем, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания. Поэтому каждый учитель стремится пробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получать удовлетворение от самого процесса познания. По глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе двадцать первого века. 2

1. Возможности внеурочной деятельности по истории и обществознанию. Внеурочная деятельность представляет собой систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, взаимодоверие и продуктивное сотрудничество, взаимоуважение обеих сторон. При этом внеурочная деятельность как бы «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских внешкольных организаций и других учреждений. Она расширяет возможности педагога, позволяет ему не просто обучать детей, но и создавать условия для формирования творческой, социально­ успешной личности. Она образует систему, в которой возможно оптимальное решение проблемы индивидуализации и дифференциации обучения как средства эффективного развития личности ребенка. 2. Классификация внеурочной деятельности. Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам:  по характеру основных педагогических целей (в плане доминирования цели): воспитательные, образовательные, развивающие, комбинированные;  по направлению деятельности (в плане доминирования направления): мировоззренческие, трудовые, познавательные, этические, эстетические; 3

 по количественному охвату школьников: массовые (вечера, викторины, КВН, конкурсы и т.п.); групповые (кружки, объединения, экскурсии, музеи и т.п.); индивидуальные (работа над моделью, творческие задания и т.п.);  по временным показателям: циклические (кружки и т.п.); комбинированные (экскурсии и т.п.);  по характеру познавательной деятельности: творческие, репродуктивного плана, комбинированные;  по отношению к учебной деятельности: по циклу учебных предметов; проводимые с опорой на содержание учебных дисциплин; опосредованно ориентированные на учебный материал;  по циклам учебных предметов: гуманитарно­эстетические (русский язык, история, музыка, ИЗО и т.п.);  по возрастным особенностям: для отдельных групп школьников (старшие, средние, младшие), для отдельных классов (параллелей), для смешанных групп школьников;  по контингенту учащихся: с успешно обучающимися, со слабоуспевающими, комбинированные, комплексные;  по характеру содержания: узкоспециализированные, широкопрофильные, комплексные;  по характеру работы: практические, творческие, комбинированные. Данная классификация позволяет учителю творчески, с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету. 3. Сотрудничество учителя и работников внешкольных учреждений. Целью сотрудничества учителя и работников внешкольных учреждений является привлечение к организации внеурочной работы квалифицированных педагогов и специалистов различного профиля, а также использование материально­технических ресурсов внешкольных учреждений и учреждений 4

дополнительного образования для эффективного общего и специального развития школьников. 4. Современные формы внеурочной деятельности по истории и обществознанию 4.1.Использование краеведческого материала. Клуб «История и современность родного края». В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеурочной работе. В эту работу обучающиеся вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Внеурочная работа историко­краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеурочной историко­краеведческой работы, учитель, для более глубокого изучения местной истории, широко использует знания учащихся, полученные на уроке. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда идет изучение значительных исторических событий и показывается, как они преломлялись в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, запись вещественными памятниками музея, воспоминаний и др. Формы внеурочной работы находятся в тесной подготовку рефератов, взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в 5

конференции. кружке часто выносятся на общественные вечера, Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. 4.2. Историко­краеведческий кружок. Изучением истории родного края наиболее целеустремленная и плодотворная работа ведется в историко­краеведческом кружке. Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеурочной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя. Работа историко­ краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:  теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).  практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). Основным методом работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с каталогом, краеведческой научной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами. Одной из важнейших задач кружка является сбор местных краеведческих материалов для последующего использования их в учебно­воспитательной работе в школе. 6

4.3. Школьный краеведческий музей. Углубленная постоянная и систематическая историко­краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко­краеведческих музеев. Организация школьного музея ­ одна из лучших форм общественно­полезной работы юных краеведов­историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы обучающихся, их родителей. Основными задачами музея являются: поиск и сбор материала краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно­воспитательной работе в школе. Среди школьных музеев важное место занимают военно­исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны. Такие музеи позволяют проводить большую поисково­исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Наиболее часто в школах организуются краеведческие музеи многопрофильного или комплексного характера. Эти музеи создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. 4.4. Внеурочная деятельность на базе муниципальных музеев. Одной из форм организации внеурочной деятельности. Занятия ведут работники музея. Обучающиеся знакомятся с тематическим принципом экспозиций, учатся работе с экспонатами, обучаются ведению экскурсий и т.д. Это достаточно продуктивная организация внеурочной деятельности. 4.5. Внеурочная деятельность на базе социологических и социальных учреждений. 7

Это форма работы актуальна для уроков обществознания. Обучающиеся знакомятся со структурой учреждения, принимают участие в обработке данных социологических опросов и т.д. 4.6 Внеурочная деятельность на базе архивов. Обучающиеся знакомятся со структурой учреждения, принимают участие в обработке архивных запросов, изучают вопросы истории родного края и т.д. 4.7. Историко­краеведческий вечер Задача историко­краеведческого вечера состоит в том, чтобы разнообразными пением, средствами искусства (художественным чтением, музыкой, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся эмоционально воспринять значение, смысл и содержание исторического события, факта, явления. 4.8. Предметные олимпиады Важной частью внеурочной работы по истории или обществознанию олимпиадам. Они позволяют активизировать является подготовка к творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации. 4.9. Экскурсия, как форма внеурочной деятельности. Одной из форм организации внеурочной деятельности являются историко­краеведческие экскурсии. Они могут быть заочные с использованием сети Интернет. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. 8

4.10. Метод проектов, как форма внеурочной деятельности Одним из видов организации внеурочной деятельности является работа над проектами. (Этот вид деятельности может использован как на уроке, так и вне урока.) Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. 4.11. Метод дебатов, как форма внеурочной деятельности. Проведение подготовки и соревнований по методу «Дебаты» среди обучающихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены. Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры. 9

Заключение Таким образом, организация внеурочной работы в школе может быть организована в разных формах. Она является одним из источников обогащения учащихся знаниями по истории, воспитания любви к предмету, способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся свои связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого обучающегося. Внеурочная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, в идейно­политическом воспитании обучающихся. Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных классов или части класса. Она не ограничена временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность 10

особенно привлекательной. Дети выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения. Во внеурочную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеурочной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. В ходе внеурочной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и обучающихся они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Но главное достоинство внеурочной работы в сравнении с классно­ урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения, она удовлетворяет важнейшие потребности обучающегося: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. Являясь самостоятельной частью учебно­воспитательного процесса, внеурочная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. И, наконец, внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:  приобретение учащимися социального опыта;  формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;  приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. 11

Приложение №1. Примеры заданий для учащихся 5 класса: I тур – Имитация исторического источника. При создании такого «документа» ребёнок становится на место персонажа, смотрит на мир глазами человека древности, пытается понять его «изнутри». Примерные темы: «Дневник купца», «Отчёт послов, прибывших из Вавилона в Китай в 184 г. до н.э.», «Письмо спартанца из Афин» и т.д. Исторические сочинения. Такие задания лучше давать более сильным ученикам, склонным к академическим исследованиям. Примерные темы: «Воспитание и образование детей в Древнем мире», «История костюма», «Прогулки по Риму» и т.д. II тур включает в себя решение исторических задач, которые требуют различных навыков (чтение и анализ источника, умение соотнести событие и имя, умение проводить вычисления и.т.д.) 12

Задание №1. Соотнесите имя правителя с историческим фактом: Александр Македонский 1.Организация библиотеки глиняных книг Ашшурбанипал Константин Октавиан Август Соломон Хаммурапи Царевич Гаутама Цинь Ши Хуанди Юлий Цезарь Задание №2. Решите задачи А, Б, В А. В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки 2. Создание древнейших законов 3. Строительство самой длинной стены 4.Создание новой религии ­ буддизма 5.Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме 6.Захват единоличной власти в Риме 7.Военный поход В Индию 8.Разрешение христианам открыто молиться 9.Установление империи бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь? Б. По преданиям, первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н.э., а в 394 г. император Феодосий I запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр? В. Рим был основан в 753 г. до н.э.. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т.е. до первого упоминания Москвы в летописях. 13

Задание № 3.Исправьте ошибки в тесте. Уже в древности в Китае были сделаны важные для истории человечества изобретения: хлопковые ткани, компас, удивительная посуда из стекла. Китайские мудрецы записывали свои изречения на листах папируса. Самый знаменитый китайский мудрец – Хаммурапи – оставил целую библиотеку глиняных книг. Тексты были записаны, как и во всём Китае, особыми клинописными знаками. Задание №4. Прочитайте исторические источники и ответьте на вопросы: Выдающийся древнегреческий политик Перикл так сказал о своём городе: Наше государство является школой Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявит свою личность в самых различных жизненных условиях. 1. В каком городе жил Перикл? 2. Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»? 3. Каким образом жители этого города могли проявит себя? Задание №5. Соотнесите имена богов Древней Греции с именами богов Древнего Рима: Арес Афродита Гера Гермес Деметра Дионис Зевс Приложение №2. Игра «Дебаты» Венера Либер Марс Меркурий Церера Юнона Юпитер 14

Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов. Подготовка к игре. Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:  провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;  быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;  иметь четкую формулировку;  стимулировать исследовательскую работу;  иметь положительную формулировку для утверждающей стороны. Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом. Работа с информацией

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий