Рабочая программа учителя-логопеда доу для детей с тнр методическая разработка по логопедии на тему. Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей с онр Ii. учебный план

Познавательное развитие

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Художественно-эстетическое развитие

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

конструирование, модельная деятельность, изобразительная деятельность (рисование, аппликация) лепка

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ПЕНИЕ, ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ)

Социально-личностное развитие

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ,ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ, РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ)

СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ

Физическое развитие

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)

ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

3.2.Система коррекционной и образовательной деятельности.

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

период - сентябрь, октябрь, ноябрь;

период - декабрь, январь, февраль;

период - март, апрель, май, июнь.

Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики»: индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.

В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-ме- дико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы и ОАОП ДО.

С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах. Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.

Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и ОАОП ДО. Психолого-медико- педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года, с тем чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.

В средней группе учителем-логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 6-х детей) по понедельникам, вторникам, средам и пятницам. На работу с одной подгруппой детей в средней группе отводится - 15 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми. Индивидуальное занятие длится 10-15 минут. В четверг логопед проводит только индивидуальную работу или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей и консультирование родителей во второй половине дня. Вечерние приемы родителей по четвергам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. Ежедневно в вечернее время воспитателями проводится работа по заданию логопеда.

Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.

В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая - весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные занятия. Также организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы.

В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.

3.3.Организация коррекционно - развивающей работы.

В средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май включительно проводится в неделю 8 подгрупповых занятий логопеда продолжительностью 15 минут и по 3 индивидуальных занятия с учителем – логопедом с каждым ребёнком, что сочетается с учебным планом воспитателей и не превышает рекомендованную СанПиН недельную нагрузку (4 часа в неделю).

3.4.Организация развивающей и предметно-пространственной среды .

Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении средней группы детского сада связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни должна сохранять некоторые черты среды для малышей и свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки.Удовлетворяя потребности детей в движении, можно оборудовать в группе «дорожку движения», где с помощью символов или фотографий указаны двигательные задания для малышей. Именно в средней группе важно начать учить детей работать по заданным схемам.

Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого нужно иметь в группе одну-две ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п.

Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не следует использовать в средней возрастной группе для детей с общим недоразвитием речи объекте, шаржеобразного характера, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок. Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, разных размеров и несложных форм, из различных материалов.

Пятый год жизни - время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющими у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышление При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.

В средней группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «волшебный экран» и небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного пракснса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров.

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку В средней группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картин и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматической строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в этом центре был достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

В кабинете логопеда развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи и неречевых психических функций. Для этого еженедельно частично обновлять дидактические игры и материалы в центрах «Развитие лексико-грамматической стороны речи», «Развитие фонетико-фонематической стороны речи», «Развитие сенсомоторной сферы», «Развитие связной речи и речевого общения», «Игры и игрушки для мальчиков», «Игры и игрушки для девочек».

Оборудовано место для занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много времени ежедневно. Логопедический столик с большим зеркалом необходимо для индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Как и в младшей логопедической группе, в этой возрастной группе можно использовать в качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики картинки и забавные игрушки. Для проведения каждого упражнения логопеду следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит постоянно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и внесет в занятия игровой момент.

Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда открыты и доступны детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. В кабинете имеется современная магнитная доска, она мобильна. При необходимости складывается и раскладывается для проведения занятий. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).

Развивающая предметно-пространственная среда
в кабинете учителя-логопеда

Центр речевого развития

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

Стульчики для занятий у зеркала.

Комплект зондов для постановки звуков.

Комплект зондов для артикуляционного массажа.

Соски.

Шпатели.

Вата, ватные палочки.

Марлевые салфетки.

Спирт.

Набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.

«Веселая дыхательная гимнастика» .

«Веселая мимическая гимнастика» .

«Веселая артикуляционная гимнастика» .

«Веселые дразнилки для малышей» .

Веселая пальчиковая гимнастика .

Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», сухие листочки, сухие лепестки цветов и т. п.).

Картотека материалов для автоматизации и дифференциации шипящих звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки. скороговорки, тексты) .

Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуски 1 и 2 .

Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными насыщениями произношения .

Логопедический альбом для обследования звукопроизношения .

Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи .

Предметные картинки по изучаемым лексическим темам .

Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок.

Разрезной и магнитный алфавит.

Алфавит на кубиках.

Слоговые таблицы.

Магнитные геометрические фигуры.

Геометрическое лото.

Геометрическое домино.

Наборы игрушек для инсценирования сказок.

Центр сенсорного развития

Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).

«Музыкальный осьминог».

Звучащие игрушки заместители (маленькие коробочки с различным* наполнителями-горохом, фасолью, камушками и т. п.).

Настольная ширма.

Музыкальный центр.

Крупные предметные картинки с изображениями животные и птиц.

Крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

Лото «Цветные фоны».

Игра «Раскрась картинку».

Палочки Кюизенера.

Блоки Дьенеша для маленьких.

Логические блоки Дьенеша.

Рамки-вкладыши Монтессори.

Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

«Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками.

Яркий пластиковый поднос с тонким слоем манки.

Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.

Деревянная доска и цветные мелки.

Мягкие цветные карандаши.

Восковые мелки.

Белая и цветная бумага для рисования, обои.

Центр игр и игрушек для мальчиков

Модели машин разного размера из разных материалов.

Сборные модели машин.

Игрушки-трансформеры.

Строительный набор.

Фигурки для обыгрывания построек.

Разрезные картинки и пазлы (машины, мотоциклы, самолеты).

Артикуляционная гимнастика для мальчиков.

Центр игр и игрушек для девочек

2-3 куклы и комплекты одежды для них.

Набор мебели для кукол.

Кукольный сервиз.

Тряпичная кукла с заплетающимися косичками.

Плоскостные изображения кукол и одежды для них.

Разрезные картинки и пазлы с изображениями кукол.

Артикуляционная гимнастика для девочек.

Методическое обеспечение

1. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

2. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

3. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.

4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней логопедической группе для детей с ОНР (часть I) - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

6. Нищева Н. В. Мой букварь. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

7. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

10. Нищева Н. В. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада № 1 - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

11. Нищева Н. В. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада № 2 - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

12. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 3- СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

16. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

17. Нищева Н. В. Развивающие сказки - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012.

18. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

19. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

21. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.

22. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

23. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

28. Нищева Н.В. Играйка 4. Собирайка - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

29. Нищева Н. В. Играйка 5. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

30. Нищева Н. В. Играйка 6. Грамотейка. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.

31. Нищева Н.В. Играйка 7. Собирайка - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

32. Нищева Н.В. Играйка 8. Читайка - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

33. Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

50. Нищева Н.В Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 51. Нищева Н.В Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

52. Нищева Н.В Играйка 12. Маленькая хозяйка. Игры для развития речи, мышления, внимания - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

53. Нищева Н.В Играйка 13. Соображайка. Игры для развития математических представлений - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

69. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

70. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

71. Нищева Н. В. Мы едем, едем, едем... Виды транспорта - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010.

72. Нищева Н. В. Мир природы. Животные - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.

73. Нищева Н. В. Живая природа. В мире животных - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

74. Нищева Н. В. Живая природа. В мире растений - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

75. Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл занятий по развитию речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

86. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Фрукты, овощи - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

87. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Деревья, кустарники, грибы - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

88. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Транспорт - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

89. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

90. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Животные жарких и северных стран. Животный мир океана - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

91. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Садовые и лесные ягоды. Комнатные растения - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 92. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Первоцветы, полевые и луговые цветы - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

93. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Домашние, перелетные, зимующие птицы - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

94. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Аквариумные и пресноводные рыбы. Насекомые и пауки - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

95. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Орудия труда, инструменты. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

96. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Игрушки, школьные принадлежности. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

97. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Посуда, мебель. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

98. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Бытовая техника. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

99. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Образный строй речи дошкольника. Имена прилагательные. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

100. Нищева Н. В. Картотека сюжетных картинок. Глагольный словарь дошкольника. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

101. Нищева Н. В. Картотека сюжетных картинок. Предлоги. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

102. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Защитники Отечества. Покорители космоса - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 103. Нищева Н. В. Москва - столица России. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

104. Нищева Н. В. Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

105. Нищева Н. В. Картотека сюжетных картинок. Две столицы. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

111. Нищева Н. В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

112. Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе дошкольной образовательной организации. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014.

115. Верещагина Н. В. Диагностика образовательного процесса в старшей группе. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

116. Верещагина Н. В. Диагностика образовательного процесса в подготовительной к школе группе. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

125. Гавришева Л., Нищева Н. Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Выпуск 2.- СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

126. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском саду. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

127. Бартош Н. Т., Савинская С. П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушения»! произношения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. - СПб.: ДЕТСТВI - ПРЕСС, 2013.

Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической систехя речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.


«Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для учителя-логопеда дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 5 - 7 лет. Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации.

Цель программы:

Обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу. А также предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, c Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Основной базой рабочей программы являются:

  • Основная образовательная программа ДОО, разработанная на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Коррекционная программа Филичевой Т.Б. Чиркиной Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. В основе создания этой программы использован опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, подкреплённый современными научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в списке литературы.

В рабочей программе определены целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей. Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа рассчитана на 2 года обучения.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы, примерное планирование.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда МБДОУ д/с № 50 в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя – логопеда в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР...

Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (средняя группа)

Срок реализации –

СОГЛАСОВАНО:

Родитель

2016 год

Разработана:

Воспитатели:

Педагог-психолог:

Инструктор по физической культуре:

Музыкальный руководитель: \

Ведущий специалист: Учитель-логопед:

I .Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

II .Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент)

2.2.1. Программа логопедической работы

2.2.2. Индивидуальная программа работы педагога-психолога

2.3. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы

2.4. Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребёнка с ОВЗ

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент)

2.6. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ

2.7. Формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

III .Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы

3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.2.2.Описание кадровых условий реализации Программы

3.3.Финансовые условия реализации Программы

3.4. Расписание занятий, примерный режим дня

3.5. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия

I .Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

Владислав посещает группу МБДОУ с декабря 2015 года. Адаптация прошла легко, ребёнок охотно идёт в группу. Хорошо кушает, хорошо засыпает, спит крепко до окончания сон часа. Дети дружелюбно относятся к Владу, он с удовольствием играет с ними и общается. Со взрослыми идет на контакт менее охотно, нужно время. Привыкая или испытывая симпатию проявляет инициативу, охотно делится новостями.

Наталья Силаева
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР

Адаптированная Образовательная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами : с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования », Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования », основной образовательной программой ДОО , Уставом МБДОУ.

АОП обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям : физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

АОП направлена на :

Создание условий для выравнивания речевого психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития;

Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Создание развивающей образовательной среды , которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей .

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели , в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада .

Настоящая программа носит коррекционно -развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (со II уровнем, ІІІ уровнем общего недоразвития речи, осложнённого дизартрическим компонентом, принятых в дошкольное учреждение на два года.

Теоретической и методологической основой программы являются : положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Н. В. Нищевой. Реализация в адаптированной программе образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ , авторских технологий и практического опыта учителя-логопеда.

Коррекционно - педагогический процесс, в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения, и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. В логопедической группе коррекционное направление работы (за организацию функционирования которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным . Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой , участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей , состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР , сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения, развитие потенциальных возможностей ребёнка.

Для реализации поставленной цели определены следующие мероприятия :

Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей , нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей , нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком .

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы , определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе , оказание помощи в организации полноценной речевой среды

Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Задачи АОП :

Овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;

Овладение фонетической системой русского языка;

Овладение элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования

Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников

Развитие связной речи старших дошкольников.

Публикации по теме:

Адаптированная программа по обучению плаванию детей 4–7 лет в детском саду Пояснительная записка Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста,.

Аспекты построения коррекционно-развивающей работы у детей с отклонениями в развитии Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями в развитии выявляет характерные недостатки и закономерности нарушенного нервно-психического.

Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС Емельянова Н. В. – учитель –логопед, Тюрк А. В. – учитель –логопед МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок» Организация коррекционно – развивающей.

Особенности организации коррекционно - развивающей работы в начальной школе. Недостаточное знание психологии детей испытывающих трудности в обучении и непонимание их особенностей учителями школы, неумение справиться.

Поэтапное планирование коррекционно-развивающей работы для индивидуальных программ развития Развитие высших психических функций. 1. Развитие внимания. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски.

Программа коррекционно-развивающей работы «Цветотерапия» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Самое - изменение устойчивых поведенческих реакций детей. Как помочь агрессивному ребёнку стать добрым и внимательным к окружающему.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Программа предназначена.

Рабочая программа «Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми» Цель программы: Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностики, коррекции и дальнейшему.

Содержание коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ младшего и среднего возраста Содержание коррекционно – развивающей работы с детьми младшего и среднего возраста Октябрь 1 неделя Тема «Овощи» Цели и задачи: 1. Закреплять.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Сентябрь 1-2 неделя обследование детей 3 неделя Тема:.

Библиотека изображений:

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий