Отчет воспитателя по самообразованию в доу. Творческий отчет по самообразованию воспитателя. Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства.

И, естественно, всякая деятельность представляется бессмысленной, если в результате не создается какой-то продукт. Один из таких "продуктов" — отчет по самообразованию учителя, который позволяет не только проанализировать свою работу за отведенный промежуток времени, но и зафиксировать достижения, наметить план дальнейшей работы.

Как писать отчет по самообразованию

Отчет пишется по завершении работы над выбранной темой. Удобнее, если работа рассчитана на 1 учебный год. Хотя, возможен и выбор микротем, для работы над которыми достаточно 1-2 четвертей учебного года.

Единого шаблона для отчета нет, поэтому каждый учитель пишет его по своему разумению. Мы предлагаем лишь общие рекомендации, которые помогут учителям найти свою форму.

  • Тема, над которой работал учитель: обоснование выбора именно этой темы, запланированное количество времени, цели, задачи изучаемой темы, предполагаемые результаты.
  • Перечисление всех мероприятий, проведенных по данному направлению (кратко, тезисно). Это могут быть уроки, ведение занятия в кружках, мероприятия и конкурсы и т.д. Обязательно описать итоги каждого мероприятия.
  • Итоги работы над выбранной темой по самообразованию: что получилось, каковы достижения, в чем была трудность, что (возможно) нужно доработать.
  • Цели и задачи на следующий год.

Для удобнее, если отчет будет представлен в виде презентации.

В данном разделе вы найдете образцы и примеры отчетов по самообразованию учителей, преподающих разные предметы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский сад № 1 «Тополек» второй категории с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

Отчет по самообразованию воспитателя

Григор Ирины Анатольевны

за 2015 -2016 учебный год

с.Самарское

Я, Григор Ирина Анатольевна, работаю в подготовительной группе «Радуга». Образование – среднее специальное.

Педагогический стаж –29 лет.

Стаж работы в МБДОУ –25 года.

Стаж работы в занимаемой должности –29 лет.

Целью моей работы по самообразованию в 2015 – 2016 году было:

Продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.

В процессе самообразования я решала следующие задачи :

Изучение проблем по социально – личностной готовности детей к школе в контексте требований ФГОС ДО;

Изучение методической литературы;

Изучение технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Актуальность изучения социально-личностной готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.

Одной из целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника социально – личностной подготовки к школе, что указаны в ряде позиций в нормативном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

В процессе работы по самообразованию, я изучила методическое пособие Вайнер. М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. – М. :Центр педаг. образ.2015г. В пособии представлены теоретические, методические и прикладные аспекты решения проблем эффективной и качественной подготовки детей к школе в контексте требований ФГОС ДО.

Также я изучила следующую литературу:

  • З. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс , 2015год. Книга содержит занимательные математические игры-головоломки, логические задачи, игры на объемное и плоскостное моделирование, задачи-шутки, загадки, которые окажут помощь в активизации мыслительных процессов детей в разных видах деятельности.
  • Михайлова, Каменная, Васильева «Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы). ФГОС». Детство-Пресс , 2015год. В сборнике представлен опыт реализации элементов образовательного процесса через образовательные, развивающие и игровые ситуации, детско-взрослые проекты при участии родителей, разнообразные игры.
    материалы, подготовленные методической и психолого-педагогической службами.
  • Нищева, Ельцова, Верещагина «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС». Детство-Пресс , 2015 год. В сборнике рассматриваются вопросы реорганизации системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, приводятся рабочие программы педагога ДОО и учителя-логопеда ДОО, проблемы педагогической диагностики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО.
  • Солнцева, Сомкова, Вербенец «Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология. ФГОС». Детство -Пресс , 2015год. В пособии раскрыты современные подходы к планированию образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлены особенности образовательного процесса, сетки проектного комплексно-тематического планирования, примеры планирования проектов для детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделено технологии реализации принципа индивидуализации образования в процессе планирования.
  • В. Савченко «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс , 2015 год . В книге представлены авторские педагогические дидактические сказки и примерные конспекты организации образовательных ситуаций по ознакомлению детей со сказками. Серия состоит из девяти сказок, объединенных общей темой. Сказки имеют познавательный характер, корректирующую и диагностическую направленность

После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» (М. Р. Гинзбурга).

По итогам мониторинга было выявлено:

У 8% детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;

У 9 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;

У 58 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива мотива;

У 25 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.

В работе с детьми я способствовала:

Развитию положительного самоощущения: уверенности в своих возможностях;

Развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитанию уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков);

Развитию коммуникативной компетентности ребенка, умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания.

Развитию у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Создавала возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогала осознать необходимость людей друг в друге.

Создавала условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.

Над формированием социально – личностной готовности детей к школе я работала во всех видах детской деятельности, но особенно использовала игровую деятельность как ведущую в дошкольном возрасте.

Использовала потенциал различных игр в формировании компонентов социально- личностной подготовки детей к школе:

Игры с правилами - ребенок вынужден подчиняться требованиям, если он желает играть и не хочет нарушать игру;

Игры – соревнования – создавала условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил;

Длительные совместные игры со сверстниками – благоприятно сказывались на детях с импульсивным поведением, потому что в групповой заинтересованной деятельности, традиционно присущие им торопливость, необдуманность, поспешность, желание непременно добиться успеха уступают место формирующимся представлениям о ценности коллективных достижений;

Коллективные дидактические игры – формировали навыки коллективного взаимодействия со сверстниками;

Психотехнические игры – были направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, обретение эмоциональной и поведенческой стабильности;

Народная игра – дети приобретают навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.

- сюжетно – ролевая, режиссерские игры – являлись показателем уровня развития произвольности в общении со взрослым.

Я провела экскурсию в школу «Знакомимся с первым классом», дети моей группы участвовали в совместных мероприятиях со школой «Весёлые старты».

Также я проводила работу с родителями. На родительском собрании было уделено внимание типическим ошибкам, которые допускают родители на этапе подготовки детей к школе. Были разработаны рекомендации для родителей по подготовке детей к обучению в школе. Родителям были предложены консультации «Готов ли ваш ребёнок к школе», «Социально – личностной готовности детей к школе в контексте требований ФГОС».

В конце года по итогам мониторинга выявления уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» было выявлено:

У 40 % детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;

У 52 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;

У 4 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива;

У 4 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации, преобладание учебных и социальных мотивов.

Завершающим этапом моей работы по самообразованию было выступление на методическом объединении на тему «Основные педагогические технологии в работе ДОУ и школы как одно из условий повышения качества образования» с участием учителей начальных классов МБОУ Самарской СОШ №1.

Мною была изучена технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми

По данной теме самообразования мною была изучена следующая литература:

Е.В. Махеева «Современные технологии обучения дошкольников». Издательство «Учитель» 2014 г.

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о модели личностно-ориентированного воспитания:

· Детство - полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами;

· Ребенок - субъект, выбирающий свою траекторию развития;

· Источник развития находится в самом ребенке;

· Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;

· Главная ценность - личность и личностное достоинство каждого;

· Целью воспитания являются:

1) создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной);

2) обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности.

Между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.

На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов нашего детского сада, а также опытом работы педагогов нашего района. Используя интернет - ресурсы, я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны, осуществляющих личностно-ориентированный подход в воспитании детей.

В своей работе я опираюсь на правила, в ыработанные практикой личностно-ориентированного воспитания.

1. Выбирала только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.

2. Доброжелательно и терпеливо осуждала плохие поступки воспитанника.

3. Поддерживала эмоциональное благополучие ребёнка.

4. Формировала положительную самооценку ребёнка..

5. Жила интересами, переживаниями ребёнка.

7. Своим поведением была образцом для детей.

8. Искренне радовалась каждому успеху своего воспитанника.

9. Учитывала состояние и настроение воспитанника.

Непосредственно-образовательную деятельность я строила на основе модели личностно-ориентированной технологии.

В работе я использовала модель личностно-ориентированной технологии:

1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении всей деятельности.

2. Использовала разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации и т.д.)

3. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка.

4. Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

5. Использовала различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.

6. Поощряла стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

7. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

8. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

9. Использовала парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

10. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

11. Анализировала не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Организуя личностно-ориентированный подход к проведению воспитательно – образовательной работы с детьми, я старалась помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ - ступенька к новому знанию.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность и личность ребёнка.


Дата публикации: 03.05.17

Отчет по теме самообразования « Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте».

Всем добрый день, уважаемые коллеги!

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник .

Китайская пословица гласит :

Так и ребенок усваивает все проч «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . но и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Актуальность моей темы:
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей .

3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

) Этапы работы:

ØИзучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

ØСоздать картотеку опытов и экспериментов .

ØРазработать перспективный план по второй младшей группе на год

ØСоздать условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

ØОформить и провести консультации для родителей по данной теме.

ØОформить папки-передвижки в родительский уголок.

ØСоздать и оформить живой уголок в группе

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : maam.ru, nsportal.ru.

Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности для нашей « младшей группы №3 . «Центр детского экспериментирования» и открыли в этом центре «Мини-лабораторию» .

«Среда, окружающая ребенком в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду.»
Костина Элеонора Павловна

«Мини-лаборатория» оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

-приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

- медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;

-прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей .

Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли :

Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент ;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только воспитанников нашей группы , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества . Использую различные методы взаимодействия с семьей :

  • наглядные,
  • словесные,
  • практические .

С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам :

Консультации «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Эксперименты на кухне»; «Познаем природу»; «Организация детского экспериментирования дома» ; «Игры с водой и песком. Это интересно!»; «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
Выпустила папки-передвижки по данному вопросу. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Привлечение родителей к дальнейшему пополнению атрибутами, коллекциями нашей «Мини-лаборатории».

Совместно с родителями в нашей группе создали «Наш огород»

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желаниевникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Наши родители участвовали в конкурсах поделок из природного материала, пополняя наш природный уголок.

В результате работы за год я:

  • Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
  • Создала картотеку опытов и экспериментов .
  • Разработала перспективный план по второй младшей группе на год
  • Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
  • Провела консультации для родителей по данной теме.
  • Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка - дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности!

Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Я считаю, что моя деятельность по теме самообразования прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».

В перспективе планирую продолжить в следующем году в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.

Спасибо за внимание!

Светлана Кожихова

У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не могут крепко схватывать игрушку. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности –пальцев рук, следует с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Развитие моторики пальцев способствует формирования речи, а также оказывает благотворное влияние на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста . В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

В этом году наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности детей.

Для достижения цели мной были поставлены задачи :

1. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук, гибкости рук, ритмичности;

2. Развитие воображения, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия ;

3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук;

4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Методы и приемы работы, которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это :

Массаж кистей рук (погладь ежика, сожми и разожми или пощупай мешочек с шариками) .

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

Пальчиковые игры со стихами;

Пальчиковый театр;

Лепка из пластилина;

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем и т. д. ;

конструирование : с кубиками и кирпичиками, крупным строителем, работа с конструктором ЛЕГО;

Лабиринты;

Дидактические игры;

Шнуровка;

Игры с мелкими предметами;

Пазлы, мозаика.

Игры с прищепками (игровые макеты «зима» , «весна-лето» );

Игры с пирамидками и матрешками

Игры на панно «Путешествие в сказку» .

Поставленные цели по самообразованию в начале учебного года :

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Оформить родительские стенды, написать буклеты, памятки для родителей,

5. Составить и провести консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?» .

6. Составить план работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

7. Составить план работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

8. Сделать игровые пособия и макеты по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения,помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика» , «Пальчиковые игры» .

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Играя в сказки, мы тем самым развиваем пальцы рук, их гибкость, что способствует развитию речи, но и развитию интереса к театрализованным играм, так как в них активно задействованы пальцы.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия . В своей работе для лепки я использовала пластилин и тесто для лепки. Сжимая и разжимая пластилин в руке и работая с ним-ребёнок тренирует руки и пальцы, что приводит к благоприятным последствия для мелкой моторики пальцев рук ребёнка.

Также детям предлагала раскрашивать заготовки или раскраски согласно их возрасту, для укрепления мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Играя ежедневном детьми с конструкторами Лего, крупным и мелким строителем и сооружая многочисленные и разнообразные постройки, у детей развиваются пальцы, их гибкость и хваткость пальцев рук, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение. Еще одним из интересных занятий является собирание пазл, нанизывание бусин на шнурок.

В течение всего года мною была проведена работа по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми : ежедневно : пальчиковые игры, мальчиковая гимнастика, пальчиковый театр «Сказка в гости к нам пришла» , игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с игровыми макетами «Зима» , «Лето» , игры с настольной и напольной мозаикой, игры с пазлами-вкладышами, игры с ежиками (самомассаж , рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев , упражнения на сжимание и разжимание пальцев).



Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении будет способствовать развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях. Для этого я использовала наглядные папки-передвижки на темы : «Пальчиковая гимнастика» , «Развитие мелкой моторики пальцев рук через различные виды деятельности в домашних условиях». Была подготовлена консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях и ДОУ.

В дальнейшем я буду продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности , интереса к различным видам деятельности.

Отчет по самообразованию воспитателя в детском сад у - документ, содержащий данные о результатах освоения выбранной темы, ее практической апробации и теоретическом изучении. Изложенные в нем сведения педагог зачитывает на заседании педсовета, в обязательном порядке отражая в нем информацию о:

  • работе с методической литературой для совершенствования профессионального мастерства;
  • внедрении инновационных подходов на практике;
  • проведенных мероприятиях (мастер-классах, семинарах) с предоставлением конспектов и тезисов;
  • анализе проделанной работы с аргументированными выводами и обобщениями.

Самообразование воспитателей в детском саду

Современный уровень развития образования требует переосмысления всех методических приемов и активного включения каждого педагога в процесс самообразования. Педработники, даже осознавая значение профессионального самообразования, не всегда владеют навыками осуществления такой деятельности. Зачастую они отмечают недостаток времени и мотивации, ограниченность ресурсов и особые жизненные обстоятельства, препятствующие повышению квалификации. В самообразовании нуждаются не только молодые специалисты, но также те, кто был перемещен на новую должность, а также опытные воспитатели, чья педагогическая тактика требует совершенствования.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации по самообразованию воспитателей, повышению профессионального мастерства и углубленному изучению выбранной темы

- Чек-лист, который поможет вашим педагогам заниматься самообразованием систематически
- Как сформулировать методическую тему педагога: шпаргалка для старшего воспитателя

Как правило, тему для самообразования педагога для него подбирает методист, старший воспитатель. В редких случаях воспитатель может самостоятельно определить тему, оценив собственные затруднения и пробелы в знаниях, выбрав перспективы профессионального роста. Он вправе развиваться в любом направлении, достаточно только обосновать актуальность темы и значение ее для совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду. Так, нередко воспитатели выбирают темой проблему, вызывающую у них затруднения, требующую дополнительного изучения, либо же одну из годовых задач детского сада. Тему для самообразования педагоги выбирают ежегодно новую, либо расширяют ту, которой они занимались в прошлом году.

  • Молодые специалисты зачастую занимаются развитием педагогического мастерства, освоением личностно-ориентированного подхода в ДОУ, формированием педагогических умений и конструктивных способностей.
  • Опытные педагоги со стажем профессиональной деятельности более 5 лет рассматривают проектирование образовательно-воспитательного процесса, развивают навыки работы с научно-методической литературой, внедрением ИКТ, теоретических знаний и творческого подхода, исследовательские навыки, навыки проектирования деятельности.
  • Воспитатели без специального образования в рамках самообразования овладевают методиками работы с дошкольниками, адаптацией в педагогической среде.

Схематично работа по самообразованию представляет собой последовательность пяти этапов, на каждом из которых педагогу оказывают методическую помощь старшие коллеги и методисты учреждения.

Этап Деятельность воспитателя Обязанности старшего воспитателя Форма предоставления результатов
Диагностический Воспитатель осознает потребность в самообразовании, оценивая собственный уровень подготовки. Исходя из этого он ставит цели и задачи, анализирует затруднения, с которыми сталкивается, формулирует проблему, а для ее решения изучает научно-методическую литературу. Старший воспитатель диагностирует и анализирует степень подготовки коллеги, оценивать уровень мотивации педагога на работу над собой. Проводит анкетирование и беседу. Собеседование и консультирование с руководителем, старшим воспитателем.
Прогностический После определения темы работы называют цели и задачи, составляют план работы по самообразованию, а также методы и приемы, необходимые для решения проблемы. Обязательным на этом этапе является прогнозирование результатов. Консультирует коллегу, дает ему методические рекомендации и советы по выбору и разработке темы самообразования. Выступление на педагогических мероприятиях ДОУ.
Практический Воспитатель на практике использует комплекс методов и приемов, определенный им для решения проблемы. Выборочно анализирует полученные результаты, проводит самооценку деятельности. Делает промежуточные выводы по текущим результатам. Оказывает всестороннее содействие в самообразовании, способствует созданию необходимых для этого условий. Открытые занятия, выступления на педагогических мероприятиях ДОУ.
Обобщающий Педагог активно внедряет в свою практику успешно апробированные навыки и знания, выпускает пособия, методические наработки, составляет отчет по самообразованию воспитателя в детском саду . Работу воспитателя над темой оценивают и анализируют, изучая методические материалы, использованные педагогом, посещая мероприятия.

Выступление на заседании педагогического

Внедренческий Педработник не только использует, но пропагандирует полученный опыт, распространяя его среди коллег и воспитателей из других ДОУ. Старший коллега помогает воспитателю правильно оформить результаты работы по самообразованию, просматривает его работу, консультирует. Реферат, индивидуальный творческий отчет и др.

Практика показывает, что самыми сложными вопросами педагогической деятельности для педагогов ДОУ стали теоретические основы психолого-педагогических проблем, умение планировать направления работы, осуществлять анализ полученных на занятиях результатов образования, воспитания и развития воспитанников. Именно поэтому благодаря отчету по самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС педагоги систематизируют выполненную работу, анализируют собственные достижения и результаты, чтобы в дальнейшем без труда перестраивать свою деятельность, вносить в нее коррективы.

В результате работы над самообразованием педагог создает конкретные продукты:

  • дидактические материалы, мультимедийные и интерактивные пособия, материалы, которые могут использоваться для прохождения аттестации или другими педагогами для повышения качества учебно-воспитательной работы;
  • конспекты семинаров, тренингов, открытых занятий, мастер-классов, занятий и выступлений с докладами на заседаниях педсовета;
  • рекомендации по совершенствованию приемов, методов и форм работы с дошкольниками, сценарии, методические разработки, пособия, исследования, публикации в журналах или на официальном сайте детского сада.

Представлять результаты самообразования воспитатели могут в любой форме, включая творческие отчеты, выступления, практикумы, открытые занятия, мастер-классы, демонстрирующие эффективность проделанной работы.

Формы отчета по самообразованию воспитателя детского сада

Помимо привычного отчета по самообразованию воспитателя в ДОУ педагоги могут по окончанию работы на выбранной темой результаты своей деятельности представлять на:

  1. Заседаниях педагогического совета и методического объединения. Доклад можно оформить в виде презентации, используя таблицы, плакаты, рисунки, диаграммы и прочие средства наглядности.
  2. Тренингах - мероприятиях, на которых педагоги делятся опытом и приобретенными в ходе разработки выбранной темы навыками. Тренинги выполняют важную воспитательно-образовательную функцию, а если они ориентированы только на передачу знаний, их называют семинарами. На семинарских занятиях педагоги заслушивают информацию по различным темам или выбранному вопросу, а на тренингах они формируют педагогические навыки и способности.
  3. Мастер-классах - одной из форм демонстрации результатов работы по самообразованию и распространения педагогического опыта посредством открытой презентации или показа достижений. Выступающий на мастер-классе инструктор презентует свои наработки, моделирует практические ситуации, использует игровые технологии для освоения навыка и обобщения опыта.
  4. Рефератах - форма годового отчета по самообразованию воспитателя ДОУ , которая позволяет кратко изложить результаты проделанной работы, сделать лаконичный обзор методической литературы, изученной в ходе подготовке к разработке темы. Особо ценными считаются рефераты с критическим обзором литературы и проведением самостоятельной аналитической работы, отражающей точку зрения педагога на проблему, его практический опыт. Важно, чтобы реферат имел описательный и информативный, а не поучительный характер изложения материала.
  5. Статьях в журналах - одна из форм отчетности для опытных педагогов, которая позволяет им продемонстрировать и аргументировать эффективность собственной разработки или методического пособия, осветив инновацию перед педагогическим сообществом города или региона, чтобы они могли воспользоваться результатами труда коллеги.
  6. Записках о самообразовании от первого лица. Не самая популярная, однако эффективная форма отчетности, которая строится на рефлексии и самоанализе работы над темой.
  7. Школе передового опыта - подходит для воспитателей с собственными методическими и практическими наработками. Педагог выступает в роли руководителя школы передового опыта, консультирует коллег, разъясняя причины своих поступков, алгоритм проделанной работы, ход использования тех или иных педагогических приемов и способов организации воспитательной работы. Школа предполагает несколько просмотров, перед началом которых воспитатель интересуется у коллег, были ли им полезны его рекомендации и наработки, удалось ли им внедрить их в свою практику. Для деятельности школы и представления результатов работы по самообразованию достаточно трех-четырех слушателей.

Параллельно с этими формами для представления результатов самообразования воспитатели детского сада используют педагогические выставки, портфолио, творческие лаборатории, эстафеты передового опыта, творческие мастерские, консультации для коллег и многое другое.

Наиболее востребованной формой является творческий отчет, который позволяет:

  • продемонстрировать фрагменты накопленного в ходе работы опыт, элементы апробированной педтехнологии;
  • провести персональные и тематические выставки опыта;
  • изучить деловую и научно-методическую литературу;
  • проанализировать полученные результаты в ходе открытой дискуссии с автором работы.

Творческий отчет представляет собой короткое (10-20 минут) выступление перед коллегами на заседании методического объединения или педсовета. В ходе подготовки творческого отчета по самообразованию за 2019 год воспитателя ДОУ ему важно обосновать актуальность выполненной работы, описав алгоритм получения и становления педагогического опыта, отметив причины, побудившие изучать выбранную тему, сложности, с которыми пришлось столкнуться, и достигнутые результаты. Педагогу следует не только предоставить научное обоснование опыта, но и описать его сущность, охарактеризовать и проанализировать собственные наработки и педтехнологии. Желательно, если в качестве подтверждения эффективности выбранных методик воспитатель может продемонстрировать доказательства положительных изменений в воспитании и развитии детей, может сравнить поставленные цели и достигнутые результаты.

По завершению творческого выступления коллеги и выбранные среди них оппоненты задают воспитателю вопросы по тексту. Оценивая качество работы, учитывается также полнота и содержание ответов, которые дает педагог. В остальном оценке подлежит актуальность выбранной темы, способность педагога анализировать и обосновывать выбранный концепт, умение ставить цели и задачи работы, а также применять весь доступный методический арсенал для достижения поставленных целей. Коллеги и рецензенты оценивают новизну творческого и педагогического подхода, аргументированность нововведений и их соответствие поставленной проблеме.

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду: примерная структура документа

Несмотря на общие черты и схожу структуру всей отчетной документации по самообразованию, не существует единого установленного образца. В каждом детском саду устанавливают форму отчета по самообразованию воспитателя ДОУ , учитывая региональные или территориальные особенности, профиль учреждения. В документ оформляют результаты проделанной работы за выбранный отчетный период, как правило, один учебный год (однако при необходимости педагоги могут делать отчеты два или даже четыре раза в год). Курирующий методист или заведующий детского сада вправе вносить коррективы в текст отчета, а также использовать их для оформления отчетов о ходе проведения самообразования педагогов во вверенном ему учреждении.

Зачастую в детском саду уже есть установленная структура отчетной документации, в противном случае каждый вправе самостоятельно выбирать подходящий для него формат. Как правило, его оформляют в виде реферата или презентации, созданный с помощью любой подходящей компьютерной программы. Не зная, как оформить отчет по самообразованию воспитателя ДОУ в виде реферата, достаточно следовать стандартным нормам оформления документации. Для написания используются документы формата А4, шрифт Times New Roman 14, расстояние между строками 1,15 и интервал 10 пт с обязательным форматированием по ширине. Страницы документа нумеруются, а список использованной литературы оформляется согласно действующим нормам работы с библиографией. Текстовую часть документа можно оформить в виде таблиц, в графах которых лаконично формулируют все этапы разработки темы.

В целом структура отчета произвольна, но она должна включать характеристику следующих моментов:

  1. Тема. Воспитатель должен обосновать целесообразность выбора конкретной темы, связь ее с целевыми ориентирами российской системы дошкольного воспитания, пояснить ее практическую ценность. На этом этапе важно подчеркнуть, на каких методиках и программах основывается выбор данной темы, ее взаимосвязь с предварительной работой воспитателя.
  2. Цели и задачи работы. Важно помнить, что цель самообразования - это не заполнение отчетов и формальные доклады, а повышение профессионального мастерства, раскрытие творческих способностей и личностных качеств, оптимизация образовательно-воспитательного процесса в учреждении. Задачи должно строго соответствовать поставленной цели, способствовать освоению современных педагогических технологий, практической апробации методик, эффективной работе с воспитанниками.
  3. Актуальность работы. Может опираться на результаты педагогического мониторинга или диагностики эффективности образовательной и воспитательной работы с детьми. Практическая деятельность воспитателя в ходе самообразования подразумевает мониторинг степени развития воспитанников, анализ условий, необходимых для разработки темы.
  4. Методическая база вопроса, проанализированная литература. Составляя список литературы, в него можно вносить не только профильные издания и монографии, но также публикации и книги по социологии, детской психологии, методике преподавания и воспитания. Оценивать выбранные пособия следует в контексте передовой педагогической практики и опыта работы с дошкольниками.
  5. Мероприятия, организованные для достижения поставленных целей, с подведением итогов по каждому из них. Дополнительно указывают принципы, приемы и методы работы. Воспитатель указывает занятия, кружковую работу, спортивные и игровые мероприятия, конкурсы, открытые мастер-классы и экскурсии, которые он провел для апробации или внедрения выбранной педагогической технологии. Если в ходе оформления отчетности он использует фотографии детей с мероприятий, по этическим и законодательным нормам они не должны передаваться третьим лицам и попадать в глобальную сеть без согласия на то родителей. За нарушение соглашения о персональных данных грозит уголовная и административная ответственность.
  6. Итоги работы над темой, рефлексия в рамках отчета по самообразованию воспитателя в детском саду по ФГОС . Крайне важно, чтобы воспитатель мог анализировать результаты своей работы, оценивать значение сделанных открытий для развития образовательно-воспитательного процесса в учреждении, указать, как его работа повлияла на уровень развития детей, развитость их навыков.
  7. Планирование работы на следующий год. Педагог намечает перспективы профессиональной деятельности.

Используя отчет о самообразовании, воспитатель может, не дожидаясь права на получения дополнительного профессионального образования, выявить недочеты в своей работе, пробелы в знаниях, а также заняться их устранением посредством посещения консультаций, вебинаров, семинаров, мастер-классов и заседаний методического объединения.

Отчет по самообразованию воспитателя: методическая помощь молодому специалисту

Молодым специалистам заведующие детского сада нередко рекомендуют взять разработку ту или иную тему для самообразования, чтобы продемонстрировать свою профпригодность и стрессоустойчивость. Заведующий предоставляет образец отчета по самообразованию воспитателя ДОУ и ожидает качественного выполнения задания. Начинающему педагогу справиться с ним может быть непросто, для этого необходимо основательно подойти к заданию. Если воспитатель допустит в отчете некоторые ошибки, в первый раз ему сделают замечание, во второй последствия будут серьезнее и неточности обернутся выговором, а в третий возможно даже увольнение.

Чтобы правильно сформулировать тему работы в отчете, необходимо взять за основу интересующую воспитателя проблему, область, в которой он испытывает затруднения. Для этого также можно использовать результаты педагогической диагностики или наблюдения за воспитанниками, учесть возраст детей, с которыми приходится работать.

Для разработки выбранной темы придется изучить не один, а десятки различных источников информации, включая справочники, журналы, электронные базы данных и форумы. Среди всей методической литературы целесообразно начинать поиск с базовых педагогических трудов, постепенно расширяя его к опыту коллег и педагогическим инновациям. Особую ценность имеют источники информации на других языках, поскольку использование опыта педагогов других стран позволит успешно развить образовательную систему РФ. Воспитателю важно научиться работать с библиотечными каталогами, корректно формулировать поисковые запросы в сети интернет, практиковать опыт сбора, обработки и систематизации информации.

Чтобы учесть все нюансы работы над темы, стоит пользоваться диктофоном или блокнотом, фиксируя в нем весь процесс. В остальном нужно:

  • кратко, лаконично и по существу описывать результаты работы над темой;
  • строго соблюсти сроки подачи отчетной документации;
  • указывать инновации и педагогические технологии, которые были открыты или апробированы;
  • демонстрировать творческую составляющую работы, креатив в разработке темы и составлении нестандартного отчета по самообразованию воспитателя в детском саду .
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий