Специальный нож, которым перерезают людям горло. Фото. О «традиции» некоторых народов резать горло пленным Можно ли выжить если перережут горло

В Специальный нож, которым перерезают людям горло. Фото.

Вы когда-нибудь видели, как умирает человек с перерезанным горлом? Я тоже - нет. И я готов верить в Бога, только ради того, чтобы молиться ему - никогда этого не увидеть.

Когда при разговоре о Югославии "культурные" европейцы рассказывают мне о "зверствах сербов", я начинаю истерично смеяться. Ничего не могу с собой поделать, потому что, в отличие от них, я люблю узнавать историю не по телевизору и газетам, а по книгам и статьям историков.

Знаете ли вы что такое "серборез" он же "сербосек"? Я тоже не знал когда-то. Теперь знаю. Это специальный хорватский нож, приделанный к кожаной рукавице. Вот он - на фото.

Сделано в Германии, в знаменитом ножами Золингене, по специальному заказу хорватского правительства в 1942-м году. После проведения хорватским правительством Анте Павелича специального конкурса по вопросу: какой нож следует изготовить, чтобы палачи могли убивать сербов как можно быстрее и при этом как можно меньше уставали. Вот этим самым ножом были УБИТЫ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ! - вы не ошиблись читая, а я не ошибся, написав это - их связали, построили в ряд и по очереди перерезали горло. И каждый следующий видел, как рядом, хлюпая струей крови из перерезанного горла и хватая воздух губами, падал такой же как он. Или такая же. Это были женщины, мужчины, старики, дети. Это были ненавистные хорватам сербы. Хорваты даже проводили соревнования на скорость убийства сербов этим самым "сербосеком" - По данным американского исследователя Говарда Блюма победитель одного из соревнований Петар Брзица за ночь зарезал 1360 сербов.

Вот эта самая рукавица пропитана кровью тысяч человек. и одевалась на руку, которая убивала, убивала, убивала..... Происходило это в уникальном концлагере - единственном, созданном славянами - созданном хорватами со специальной целью - убить ВСЕХ сербов . Назывался этот лагерь - Ясеновац. Туда своизили всех сербов, которых удалось поймать в Хорватии (до войны их там было 30% населения, так же как и в Сербии было полно хорватов) и именно там происходили соревнования по скорости убийства людей.

В начале Второй мировой, немцы, захватив Югославию, сделали Хорватию отдельным государством и передали там власть хорватскому националистическому движению "Усташи". Усташи, по сути, были очень похожи на современных украинских националистов - они хотели сделать Хорватию лучше, но не могли придумать лучшего способа сделать это, кроме как уничтожить сербов. Это была такая идея фикс, примерно как ненависть украинских западенцев к москалям.

Первое, что они сделали, придя к власти - устроили на бывшем кирпичном заводе в 60 километрах от Загреба концлагерь и начали свозить туда сербов со всей Хорватии. Привезенных заставляли рыть длинную яму глубиной в человеческий рост, шириной два метра. Потом в нее стоя плотно набивали, предварительно связанных, сербов. Потом хорваты, с кувалдами в руках, ходили по головам и били кувалдой, пока не разобьют все головы. Потом следующая партия сербов засыпала этот ров с мозгами и кровью.

На фото - связанных сербов опускают в яму, где им будут разбивать головы. В белых рубашках - хорватские усташи.

До сих пор идут споры, сколько тысяч человек там убили. Но бесспорным фактом является эксгумация 19000 детей - 10268 детских тел мужского пола и 9128 женского. У 36 пол установить не удалось. Средний возраст - 7 лет и 2 месяца.

Расследование преступлений в Ясеноваце проводили американцы, сербы, хорваты и евреи. На основе их исследования в США была издана книга "Геноцид в Хорватии" ("Genocide in Croatia"). Американский президент Рузвельт был потрясен сообщениями о массовом убийстве сербов в фашистской Хорватии и убеждал сербов после войны не жить в одном государстве со своими убийцами. Сами хорваты историки признают, что хоть и не все хорваты в 1941-1945 гг. убивали сербов, но все были за их полное уничтожение. Убивали не только в лагере. Мирослав Майсторович (Филипович), бывший католический священнослужитель, возглавлял отряды усташей во время резни 7 февраля 1942 года, когда в селах Дракулич, Шарович, Мотике и в шахте Раковац близ Баня-Луки в течение 8 часов было уничтожено 2300 сербов, в том числе 551 ребёнок.

Всего, за время войны хорваты убили 1 миллион 800 тысяч сербов.

Президент Югославии Иосип Броз Тито - этнический хорват - сделал все, чтобы скрыть эти преступления от сербов. Как он говорил: "Ради мира в доме".

А в начале 90-х усташи возродились. Тогда один из хорватских политиков заявил: "Не могу понять - двести лет мы убиваем сербов и убиваем все больше, а они продолжают жить с нами в одном государстве. Не могу понять этого феномена". Но это уже отдельная история.....

Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] Монестье Мартин

Перерезание горла

Перерезание горла

Юдифь и Олоферн. Фрагмент картины Караваджо. XVI в.

В названии этого вида казни заключена его суть. Оно не приводит к отделению головы от туловища, чем отличается от обезглавливания, но действует по тому же принципу: смерть наступает в результате удушья, кровотечения и мозговой анемии, вызываемой рассечением сонных артерий и трахеи.

Перерезание горла мечом, широко практиковавшееся римлянами, часто называют «римским правосудием». Однако данный вид казни никогда не был основным и даже не фигурировал в римском уголовном кодексе. Чаще всего этот метод применялся для скорой внесудебной расправы, за одним лишь исключением: официально к нему прибегали только на аренах во время гладиаторских боев.

Смерть Ифигении. Картина Джованни-Батиста Крозато. XVIII в. Частн. кол. D.R.

Когда один из участников боя получал серьезную рану и падал на арену, он поднимал руку и показывал зрителям безымянный палец левой руки, признавая тем самым свое поражение, но призывая к милосердию. Победитель поворачивался к императору, и тот, выслушав мнение зрителей, либо миловал побежденного, либо приказывал перерезать ему горло. Опущенный вниз большой палец означал смерть. Поднятая рука означала помилование. Если выносился смертельный вердикт, император или арбитр кричал: «Jugula!» (Перережь горло!)

Побежденный ждал решения своей участи, сидя на корточках и глядя в землю. Он опускал оружие на песок и не имел права трогать его ни под каким предлогом. Предание смерти происходило по особому церемониалу, в котором участвовали победитель и побежденный, образуя своеобразный погребальный тандем. Публика замирала, победитель бросал свой щит и с мечом в руке шел к противнику. Побежденный хватал победителя за ногу, чтобы удержать равновесие, а тот клал руку на его шлем и, придерживая голову, вонзал меч в горло, чуть ниже подбородника.

Напомним, что когда бои гладиаторов только входили в моду, смертный приговор не обсуждался, а диктовался сугубо техническими соображениями. Шансы побежденного на выживание зависели исключительно от его храбрости и умения, явленного в бою.

Христианам тоже перерезали горло. Среди мучеников, казненных этим способом, назовем канонизированных церковью жительницу Сиракуз Лючию, римлянку Аньес, Викторию из Тиволи. Двум последним горло лишь «надрезали», то есть очень аккуратно вскрыли.

Массовые казни

К «мечу в горло» приговаривали и римских легионеров. При императоре Максимиане именно так казнили шестьсот человек знаменитого «фивандского легиона». В этом шеститысячном легионе состояли в основном христиане, отказавшиеся принести жертву римским богам перед решающей схваткой. Император приказал взять каждого десятого и предать смерти, что и было исполнено. Ни один легионер не оказал сопротивления.

Не могли сопротивляться и «невинные» - младенцы в возрасте до двух с половиной лет, которым перерезали горло мечами в Вифлееме и других городах по приказу иудейского царя Ирода Великого. Узнав, что среди умерщвленных детей оказался и сын Ирода - его зарезали в Сирии, - Август сказал знаменитую фразу, донесенную до нас Макробом: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».

Другая знаменитая резня христиан была устроена в Лионе по приказу Септима Сурового: погибли восемнадцать тысяч человек. После падения Римской империи практику перерезания горла переняли народы, осевшие в Галлии.

Позже клинки мечей стали длиннее и тяжелее, потом - легче и тоньше, и в конце концов перерезание горла вышло из употребления. Его стали применять крайне редко, вместо меча орудуя ножом или плоским кинжалом, как, например, в Италии в 1620 году, когда католики вырезали свыше пятисот протестантов.

Перерезание горла практиковалось и первобытными народами Африки и Азии, а также индейцами Центральной Америки и Мексики во время церемоний жертвоприношения. В Европе перерезание горла само по себе никогда не было конечной целью, оно лишь утяжеляло наказание. В преамбуле эдикта Франциска I от 1525 года говорилось, что богохульнику следует перерезать горло, «вскрыть его горячим железом, вытащить и отрезать язык», а уж потом повесить. В Англии при Генрихе VIII закон гласил, что разрез следует делать высоко, чтобы палач мог через рану вытащить язык.

Умереть свободным

Римляне перерезали горло побежденным врагам, не желавшим сдаваться в плен. Осажденные Сципионом нумидийцы бросили женщин и детей в огонь, разделись донага и сдались римлянам, зная, что их ждет. Им перерезали горло. Чтобы избежать такого конца, девять сотен евреев цитадели Массада решили сами перерезать себе горло, чтобы уйти из жизни свободными, бросили жребий и выбрали того, кто должен был убить остальных.

В XX веке практику перерезания горла возродили красные кхмеры. Между 1975 и 1978 годами их палачи ножами вскрыли горло тысячам жертв. Вот одно из бесчисленных свидетельств, данное беженцем, укрывшимся во Франции: «Кхмер с мясницким ножом оттянул за волосы голову моего дяди Лома назад. Сначала сделал легкий надрез на горле, а потом ударил изо всех сил. Кровь хлынула ручьем».

Те же красные кхмеры вернули к жизни стародавний способ, состоявший в медленном распиливании горла острым пальмовым листом: так перерезали сонную артерию.

Римское правосудие. Картина Жоржа-Антуана Рошгросса. Частн. кол. D.R.

Женщина с перерезанным горлом. Гравюра с картины Гойи. Частн. кол. D.R.

Из книги Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

«Голубая шаль, заколотая у самого горла…» «..Дверь тихонько растворилась, и я увидал женщину лет двадцати, высокую и стройную, с цыганским смуглым лицом, изжелта-карими глазами и черною как смоль косою; большие белые зубы так и сверкали из-под полных и красных губ. На ней

автора Хопкирк Питер

Из книги Дуэль в истории России автора Кацура Александр Васильевич

Глава III. «Под опасением перерезания горла все соблюдали строжайшее учтивство…» Я читал в прекрасной книге, как бишь ее зовут… что один сын в Париже вызвал отца своего на дуэль… А я, или я скот, чтоб не последовать тому, что хотя один раз случилося в Париже? Денис Фонвизин,

Из книги Большая Игра против России: Азиатский синдром автора Хопкирк Питер

26. Ощущение холодного клинка у горла Когда о намерениях Джорджа Хейуорда узнали авторитетные лица, на него было оказано существенное давление с целью отговорить от экспедиции. Дело было не только в опасностях, с которыми неизбежно сталкиваются путешественники-европейцы

Из книги От неолита до Главлита автора Блюм Арлен Викторович

ВИНТОВКА У ГОРЛА Декреты новой власти На третий день после октябрьского переворота вышел «Декрет о печати», подписанный Лениным и положивший конец свободной прессе. Вот некоторые его фрагменты:«В тяжёлый и решительный час переворота и дней, непосредственно за ним

еУМЙ ЧЩ РПМБЗБЕФЕ, ЮФП Х ЧБУ ВЩМ ФТХДОЩК ДЕОШ...

ЧЩ ДХНБЕФЕ, ЮФП Х ЧБУ ФТХДОЩК ДЕОШ? уТБЧОЙФЕ-ЛБ УЧПЙ РТПВМЕНЩ У ЬФЙНЙ ЙУФПТЙСНЙ:

РПУМЕ ЬЛПМПЗЙЮЕУЛПК ЛБФБУФТПЖЩ ОБ бМСУЛЕ, ЧЩЪЧБООПК ТБЪМЙЧПН ОЕЖФСОПЗП РСФОБ, ВЩМБ РТПЧЕДЕОБ ТЕБВЙМЙФБГЙПООБС РТПЗТБННБ РП МЕЮЕОЙА ФАМЕОЕК, УТЕДОЕК УФПЙНПУФША $80 000 ОБ ПДОП ЦЙЧПФОПЕ. рПУМЕ МЕЮЕОЙС ДЧХИ ФАМЕОЕК У ВПМШЫПК РПНРПК Й РТЙ УФЕЮЕОЙЙ ОБТПДБ ЧЩРХУФЙМЙ ОБ ЧПМА Ч ЪБМЙЧ. юЕТЕЪ НЙОХФЩ ОБ ЗМБЪБИ Х ЙЪХНМЕООПК РХВМЙЛЙ ЙИ ПВПЙИ УПЦТБМБ ЛБУБФЛБ.

УФХДЕОФЛБ-РУЙИПМПЗ ЙЪ HША-кПТЛБ УРЕГЙБМШОП ОБОСМБ РМПФОЙЛБ, ДМС ФПЗП ЮФПВЩ РПУФБЧЙФШ ЬЛУРЕТЙНЕОФ П ФПН, ЛБЛ УТЕДОЕУФБФЙУФЙЮЕУЛЙК ЮЕМПЧЕЛ ТЕБЗЙТХЕФ ОБ РТЙДЙТЛЙ Л УЧПЕК ТБВПФЕ. юЕТЕЪ 4 ЮБУБ ТБВПФЩ РПД РТЙУНПФТПН УФХДЕОФЛЙ Й ОЕРТЕЛТБЭБАЭЙИУС ЛПННЕОФБТЙЕЧ, РМПФОЙЛ ОБВТПУЙМУС ОБ ОЕЕ У ФПРПТПН Й УДЕМБМ ЛБМЕЛПК ОБ ЧУА ЦЙЪОШ.

УХРТХЗБ ЪБЫМБ ОБ ЛХИОА Й ХЧЙДЕМБ, ЮФП ЕЕ НХЦ ДЕТЗБЕФУС Ч ЛПОЧХМШУЙСИ, ДЕТЦБУШ ЪБ ЬМЕЛФТЙЮЕУЛЙК ЮБКОЙЛ, ЧЛМАЮЕООЩК Ч ТПЪЕФЛХ. пОБ УИЧБФЙМБ ЫЧБВТХ Й РПУФБТБМБУШ ПФПТЧБФШ НХЦБ ПФ ЬМЕЛФТПРТЙВПТБ, УМПНБЧ РТЙ ЬФПН ЕНХ ТХЛХ Ч ДЧХИ НЕУФБИ. дП ЬФПЗП НПНЕОФБ НХЦ УМХЫБМ БМШВПН УЧПЕК МАВЙНПК ЗТХРРЩ ОБ УЧПЕН МАВЙНПН Walkman"Е.

ДЧБ ВПТГБ ЪБ РТБЧБ ЦЙЧПФОЩИ ХУФТПЙМЙ НБМЕОШЛХА ДЕНПОУФТБГЙА Ч вПООЕ, ЧПЪМЕ ЪБЗПОБ ДМС УЧЙОЕК, ЛПФПТЩИ УПВЙТБМЙУШ ПФРТБЧЙФШ ОБ ВПКОА. вМБЗПДБТС ДЩТЕ Ч ЙЪЗПТПДЙ, 2000 УЧЙОЕК ЧЩТЧБМЙУШ ОБ ЧПМА Й ЪБФПРФБМЙ ОБУНЕТФШ УЧПЙИ ЪБЭЙФОЙЛПЧ.

ЙТБЛУЛПНХ ФЕТТПТЙУФХ лБА тБИБКЕФХ, ОЕ ИЧБФЙМП ДЕОЕЗ ОБ НБТЛЙ, ЛПФПТЩЕ ПО ОБЛМЕЙМ ОБ РПУЩМЛХ У ВПНВПК, РПЬФПНХ РПЮФПЧБС УМХЦВБ РТЙУМБМБ ЕЕ У ПФНЕФЛПК "ЧПЪЧТБЭЕОП ПФРТБЧЙФЕМА". ъБВЩЧ, ЮФП ЙНЕООП ОБИПДЙФУС Ч РПУЩМЛЕ, ОЕЪБДБЮМЙЧЩК ФЕТТПТЙУФ ЧУЛТЩМ ЕЕ Й ЧЪМЕФЕМ ОБ ЧПЪДХИ ЧНЕУФЕ УП УЧПЙН ДПНПН.

цЙФЕМШ лБМЙЖПТОЙЙ РПРЩФБМУС ЧТХЮОХА ПУФБОПЧЙФШ УЧПК РТЙРБТЛПЧБООЩК БЧФПНПВЙМШ, ЛПФПТЩК ЧОЕЪБРОП РПЛБФЙМУС Ч ПЪЕТП. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЬФЙИ ДЕКУФЧЙК ПО ВЩМ УВЙФ У ОПЗ Й ХФПОХМ.

Х НЙЛТПБЧФПВХУБ, ДЧЙЗБЧЫЕЗПУС РП ЗПТОПНХ УЕТРБОФЙОХ, ЧОЕЪБРОП ПФЛБЪБМЙ ФПТНПЪБ. чПДЙФЕМШ, ЙУРХЗБЧЫЙУШ, ЧЩРТЩЗОХМ ЙЪ ЛБВЙОЩ, ВТПУЙЧ ЧПУЕНШ РБУУБЦЙТПЧ ОБ РТПЙЪЧПМ УХДШВЩ. HЕУНПФТС ОБ ПЗТПНОЩЕ ФТХДОПУФЙ, РБУУБЦЙТБН ХДБМПУШ ПУФБОПЧЙФШ "ТЕЪЧПЗП УЛБЛХОБ", ЧУЕ ПУФБМЙУШ ЦЙЧЩ, ЛТПНЕ... ЧПДЙФЕМС. фПФ РТЙЪЕНМЙМУС УЧПЕК ЗПМПЧПК РТСНП ОБ БУЖБМШФПЧПЕ РПЛТЩФЙЕ.

ЧМБДЕМЕГ ВБТБ Ч бТМЙОЗФПОЕ ПФЛБЪБМУС ОБМЙФШ ПЮЕТЕДОХА РПТГЙА УРЙТФОПЗП УЙМШОП "ОБВТБЧЫЕНХУС" ЛМЙЕОФХ. фПФ ЧУРЩМЙМ Й ОБЮБМ ЙЪВЙЧБФШ РПРБЧЫХАУС РПД ТХЛХ ПЖЙГЙБОФЛХ. пФФБЭЙЧ ТБЪВХЫЕЧБЧЫЕЗПУС ОБТХЫЙФЕМС УРПЛПКУФЧЙС ПФ ЦЕОЭЙОЩ, РПУЕФЙФЕМЙ ВБТБ ЧЩЪЧБМЙ РПМЙГЙА. HП РПВЩЧБФШ Ч РПМЙГЕКУЛПН ХЮБУФЛЕ ЗЕТПА ВЩМП ОЕ УХЦДЕОП. чЩТЧБЧЫЙУШ "ЙЪ РМЕОБ", ПО ЧЩВЕЦБМ ЙЪ ВБТБ ОБ ХМЙГХ, ЗДЕ Й ВЩМ УВЙФ ОБУНЕТФШ РПДЯЕЪЦБАЭЙНЙ РПМЙГЕКУЛЙНЙ НБЫЙОБНЙ.

РТПВТБЧЫЙУШ РПД РПЛТПЧПН ОПЮЙ Л РТЙУФБОЙ ДМС СИФ, ДЧПЕ НПМПДЩИ МАДЕК ХЛТБМЙ ЧПДОЩК НПФПГЙЛМ Й ТЕЫЙМЙ РПЛБФБФШУС. HБ ХФТП ЙИ ФТХРЩ ВЩМЙ ПВОБТХЦЕОЩ Ч ВМЙЦБКЫЕН ДПЛЕ, ЛПФПТЩК ВЕДОСЗЙ ЧПЧТЕНС ОЕ ХУРЕМЙ ЪБНЕФЙФШ ЙЪ-ЪБ ЛТПНЕЫОПК ФШНЩ Й ПЗТПНОПК УЛПТПУФЙ.

УМХЦБЭЙК ЪБЧПДБ РП РТПЙЪЧПДУФЧХ ВЙФХНОЩИ ЬНХМШУЙК РПЗЙВ, ТЕЫЙЧ РТПЧЕТЙФШ ПУФБФПЮОЩК ХТПЧЕОШ ВЙФХНБ Ч ПДОПН ЙЪ ТЕЪЕТЧХБТПЧ ЕНЛПУФША 38000 МЙФТПЧ. дМС ЬФПЗП ПО ЧПУРПМШЪПЧБМУС ОЙ ЮЕН ЙОЩН, ЛБЛ... БГЕФЙМЕОПЧПК ЗПТЕМЛПК. пЗОЕПРБУОПЕ УПДЕТЦЙНПЕ ЧЪПТЧБМПУШ, ПФЛЙОХЧ ФЕМП ОЕУЮБУФОПЗП ОБ 30 НЕФТПЧ.

HЕ УХНЕЧ ХДЕТЦБФШ ЗТХЪПЧЙЛ ОБ ДПТПЗЕ, ЧПДЙФЕМШ ЧТЕЪБМУС Ч ФЕМЕЗТБЖОЩК УФПМВ, ЛПФПТЩК, ЕУФЕУФЧЕООП, ПРТПЛЙОХМУС. чЩВТБЧЫЙУШ ЙЪ ЛБВЙОЩ, ЫПЖЕТ ХЧЙДЕМ, ЮФП ПДЙО ЙЪ РТПЧПДПЧ ХРБМ РТСНП РПРЕТЕЛ НБЫЙОЩ Й ТЕЫЙМ РЕТЕТЕЪБФШ ЕЗП РТЙ РПНПЭЙ ОПЦОЙГ РП НЕФБММХ. еЗП УНЕТФШ ВЩМБ РПИПЦБ ОБ ЛБЪОШ ОБ ЬМЕЛФТЙЮЕУЛПН УФХМЕ.

ЧЩРХУЛОПК ВБМ Ч ПДОПН ЙЪ ЛПММЕДЦЕК иПТЧБФЙЙ ВЩМ РТЕТЧБО Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЧЪТЩЧБ ТХЮОПК ЗТБОБФЩ, ЛПФПТПК ЙЗТБМ ПДЙО ЙЪ УФХДЕОФПЧ. ыЕУФЕТП ЕЗП ДТХЪЕК, У БЪБТФПН ОБВМАДБЧЫЙИ ЪБ "ЦПОЗМЕТПН", ФБЛЦЕ РПЗЙВМЙ ОБ НЕУФЕ.

ЮЕФЧЕТП РПДТПУФЛПЧ, РТПЦЙЧБАЭЙИ ОБ HШАЖБХОДМЕОДЕ, ТЕЫЙМЙ РПЙЗТБФШ Ч РПРХМСТОХА Ч ФЕИ ЛТБСИ ЙЗТХ - РТЩЦЛЙ У МШДЙОЩ ОБ МШДЙОХ. пВЩЮОП Ч ЬФХ ЙЗТХ ЙЗТБАФ Ч ЫФЙМШ Х УБНПЗП ВЕТЕЗБ. юФПВЩ ХУЙМЙФШ ПЭХЭЕОЙС, "ЗЕТПЙ" ТЕЫЙМЙ ЪБОСФШУС ЬФЙН Ч 50-ФЙ НЕФТБИ ПФ ВЕТЕЗБ Ч ОЕВПМШЫПК ЫФПТН. ч ТЕЪХМШФБФЕ ФБЛЙИ ЫБМПУФЕК ФПМШЛП ПДОПНХ ЙЪ ОЙИ ХДБМПУШ УРБУФЙУШ.

УФПМЛОПЧЕОЙС РМЕНЕО ОЕТЕДЛЙ Ч уЕЧЕТОПК зБОЕ. ч ФЕИ НЕУФБИ МАДЙ ЮБУФП ПВТБЭБАФУС Л ЛПМДПЧУФЧХ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ВЩФШ ОЕХСЪЧЙНЩНЙ Л ПТХЦЙА. 15 НХЦЮЙО ПДОПЗП РМЕНЕОЙ ПВТБФЙМПУШ У РПДПВОПК РТПУШВПК Л ЫБНБОХ, Й ФПФ УОБВДЙМ ЙИ НБЪША РТПФЙЧ РХМШ. тЕЪХМШФБФПН РТПЧЕТЛЙ ДЕКУФЧЕООПУФЙ УОБДПВШС УФБМБ НЗОПЧЕООБС УНЕТФШ ПДОПЗП ЙЪ ОЙИ. ыБНБО, ЕУФЕУФЧЕООП, ВЩМ РПВЙФ.

ПДЙО ЙЪ ЦЙФЕМЕК ЫФБФБ фЕООЕУЙ ТЕЫЙМ РПЭЕЛПФБФШ УЕВЕ ОЕТЧЩ, РТПНЮБЧЫЙУШ ОБ БЧФПНПВЙМЕ РП ЦЕМЕЪОПДПТПЦОПНХ РЕТЕЕЪДХ РЕТЕД РТПИПДСЭЙН РПЕЪДПН. чУЕ ВЩМП ВЩ ХДБЮОП, ЕУМЙ ВЩ ЕЭЕ ПДЙО ЗЕТПК ОЕ ТЕЫЙМ УДЕМБФШ ФПЦЕ УБНПЕ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ПВБ РПЗЙВМЙ, УФПМЛОХЧЫЙУШ ДТХЗ У ДТХЗПН ОБ ПЗТПНОПК УЛПТПУФЙ РП ПДОХ ЙЪ УФПТПО РЕТЕЕЪДБ.

ПДЙО ЙЪ ЦЙФЕМЕК зМБЪЗП ТЕЫЙМ РПМБЛПНЙФШУС НЕДОЩНЙ ЬМЕЛФТЙЮЕУЛЙНЙ РТПЧПДБНЙ, ЛПФПТЩЕ РЙФБАФ ЬМЕЛФТПРПЕЪДБ. дЕМП Ч ФПН, ЮФП Ч РТПНЕЦХФЛБИ НЕЦДХ РПЕЪДБНЙ ФПЛ РП РТПЧПДБН ОЕ ФЕЮЕФ. рМБО ЪМПХНЩЫМЕООЙЛБ НПЗ ВЩ УТБВПФБФШ, ЕУМЙ ВЩ ТБУРЙУБОЙЕ ЬМЕЛФТЙЮЕЛ, ОБКДЕООПЕ Ч ПВХЗМЕООПН ЛБЛ Й ФЕМП ЛБТНБОЕ, ОЕ ПЛБЪБМПУШ ХУФБТЕЧЫЙН - РПЕЪД РТЙВЩМ ОБ 10 НЙОХФ ТБОШЫЕ...

ДЧПЕ ТБВПФОЙЛПЧ ВХТПЧПК ХУФБОПЧЛЙ ТЕЫЙМЙ ПФДПИОХФШ Й РПЛЙДБФШУС УОЕЦЛБНЙ. пДЙО ЙЪ ОЙИ ОБИПДЙМУС ОЕДБМЕЛП ПФ ТБВПФБАЭЕЗП ВХТБ, ЛПЗДБ ПО ТХЛПК ЪБЮЕТРОХМ УОЕЗ. тХЛХ ЪБФСОХМП... пФ ВЕДОСЗЙ ОЕ ПУФБМПУШ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОЙЮЕЗП.

ЦЙФЕМШ лБЙТБ ХФПОХМ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ФПЗП, ЮФП, ЙЪТСДОП ОБВТБЧЫЙУШ Ч ВБТЕ Й ПВОБТХЦЙЧ, ЮФП РМБФЙФШ ОЕЮЕН, ПО ЛЙОХМУС Ч ПЪЕТП, ТЕЫЙЧ ФБЛЙН ПВТБЪПН УЛТЩФШУС ПФ ВБТНЕОБ.

13-ФЙ МЕФОСС ДЕЧХЫЛБ ХНЕТМБ, ТЕЫЙЧ РПФПЛУЙЛПНБОЙФШ ЙОУЕЛФЙГЙДПН.

РТЙ ТЕЛПОУФТХЛГЙЙ ЪДБОЙС НБЗБЪЙОБ РПДБТЛПЧ ЛБНЕОЭЙЛ ПВОБТХЦЙМ Ч ДЩНПИПДЕ ЧФПТПЗП ЬФБЦБ ЗТХДХ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ЛПУФЕК. лБЛ ЧЩСУОЙМПУШ РПЪЦЕ ЬФЙ ЛПУФЙ РТЙОБДМЕЦБМЙ ЧПТХ, РПРТПВПЧБЧЫЕНХ ПЗТБВЙФШ НБЗБЪЙО ФБЛЙН ПТЙЗЙОБМШОЩН УРПУПВПН - ЮЕТЕЪ ДЩНПИПД. мХЮЫЕ ВЩ ПО ЧПУРПМШЪПЧБМУС ПФНЩЮЛПК!

ЦЕОЭЙОБ-ФХТЙУФ, УПЧЕТЫБЧЫБС ЬЛУЛХТУЙА РП HБГЙПОБМШОПНХ рБТЛХ фБОЪБОЙЙ, ОЕ УНПФТС ОБ РТЕДХРТЕЦДЕОЙС ЬЛУЛХТУПЧПДБ, ЧЩЫМБ ЙЪ БЧФПВХУБ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЪБРЕЮБФМЕФШ ОБ ЧЙДЕПЛБНЕТХ ЛТБУПФХ РТЙТПДЩ, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЮЕЗП ВЩМБ ТБУФПРФБОБ ТБЪЯСТЕООЩН УМПОПН.

ДЧБ ДТХЗБ, ПЖЙГЕТБ РПМЙГЙЙ, ТБВПФБЧЫЙИ Ч ХОЙЧЕТУЙФЕФЕ ЫФБФБ йММЙОПКУ ПЮЕОШ ОЕ МАВЙМЙ УЧПЕЗП ЫЕЖБ. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ УОСФШ ОБРТСЦЕОЙЕ, ПОЙ ЮБУФП РПУМЕ ТБВПФЩ ЙЗТБМЙ Ч ОЕПВЩЮОХА ЙЗТХ УПВУФЧЕООПЗП ЙЪПВТЕФЕОЙС РПД ОБЪЧБОЙЕН "рТЙСФОБС тБЪТСДЛБ" ЙМЙ "тБОБ ОБ НЙММЙПО ДПММБТПЧ". рТЕДОПЧПЗПДОСС ОПЮШ ОЕ УФБМБ ЙУЛМАЮЕОЙЕН. пДЙО ЙЪ ДТХЪЕК ЧЪСМ РЙУФПМЕФ ЛПММЕЗЙ Й УП УМПЧБНЙ "С ПЮЕОШ ХДЙЧМАУШ, ЕУМЙ ПО ЪБТСЦЕО" ЧУФБЧЙМ УФЧПМ УЕВЕ Ч ТПФ. ьФП ВЩМ ЕЗП РПУМЕДОЙК ТБХОД...

ЛБФБФШУС РП БЧФПНПВЙМШОПК ФТБУУЕ ОПЮША Ч ФЕНОПК ПДЕЦДЕ ПЮЕОШ ПРБУОП. 18-ФЙ МЕФОЙК ЦЙФЕМШ HША-нЕЛУЙЛП ЧЙДЙНП ДБЦЕ ОЕ РПДПЪТЕЧБМ ПВ ЬФПН, ТЕЫЙЧ РТПЛБФЙФШУС ОБ УЛЕКФВПТДЕ У ВХФЩМПЮЛПК ФЕЛЙМЩ Ч ТХЛЕ. чПДЙФЕМШ ЗТХЪПЧЙЛБ РЩФБМУС ЙЪВЕЦБФШ УФПМЛОПЧЕОЙС, ПДОБЛП ОЕ ХУРЕМ, Й ВПЛПЧПЕ ЪЕТЛБМП ТБЪВЙМП ЗПМПЧХ ВЕДОСЗЙ ЧДТЕВЕЪЗЙ.

32-И МЕФОСС ЦЙФЕМШОЙГБ жМПТЙДЩ лБТМБ ЪБУОХМБ ЪБ ТХМЕН, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЮЕЗП ЕЕ БЧФПНПВЙМШ ХРБМ Ч ЛБОБМ У ЧПДПК ЗМХВЙОПК 10 НЕФТПЧ. рТПУОХЧЫЙУШ ПФ ХДБТБ Й "ПГЕОЙЧ ПВУФБОПЧЛХ", ПОБ РПЪЧПОЙМБ 911. пРЕТБФПТ УФБМ ХВЕЦДБФШ ЕЕ ПФЛТЩФШ ВПЛПЧПЕ ПЛОП, ДБВЩ РПФПН ПФЛТЩФШ ДЧЕТШ. ч ПФЧЕФ лБТМБ ЪБСЧЙМБ, ЮФП ЕУМЙ ПОБ ЬФП УДЕМБЕФ, ЧПДБ ТЙОЕФУС ЧОХФТШ УБМПОБ Й ПОБ РПЗЙВОЕФ. еЕ НЕТФЧПЕ ФЕМП ЧНЕУФЕ У НБЫЙОПК ЧЩФБЭЙМЙ ЮБУ УРХУФС, РТЙ ЬФПН ЛМАЮЙ ЪБЦЙЗБОЙС РПЮЕНХ-ФП ПЛБЪБМЙУШ Ч ВХНБЦОЙЛЕ.

Ч НБТФЕ лБЙТУЛЙЕ РПМЙГЕКУЛЙЕ ВЩМЙ ПВЕУЛХТБЦЕОЩ УЧПЕК ОБИПДЛПК - УТЕДЙ РХУФЩОЙ ПОЙ ОБЫМЙ ЪБУФТЕМЕООПЗП 20-ФЙ МЕФОЕЗП ВЕДХЙОБ-РБУФХИБ. чПЛТХЗ ОЕ ВЩМП ОЙ МАДЕК, ОЙ УМЕДПЧ. уМЕДУФЧЙЕ ХУФБОПЧЙМП, ЮФП РБУФХИ ЪБУОХМ УТЕДЙ ПФБТЩ ПЧЕГ У ЪБТСЦЕООПК ЧЙОФПЧЛПК Й ПДОБ ЮЕФЧЕТПОПЗБС ОЕЮБСООП ОБУФХРЙМБ ОБ ЛХТПЛ.

HЕ ПВТБФЙЧ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УТБВПФБЧЫХА РПЦБТОХА УЙЗОБМЙЪБГЙА, РПДЧЩРЙЧЫЙК МЙФЕТБФХТОЩК ЛТЙФЙЛ ЙЪ HША-кПТЛБ ЪБВТБМУС ОБ ЛТЩЫХ ЗПТСЭЕЗП ДПНБ, РТЙИЧБФЙЧ У УПВПК УЬОДЧЙЮ, РПРЛПТО Й ЧЙУЛЙ. лБЛ ФПМШЛП РПДЯЕИБМЙ РПЦБТОЩЕ, ПО ОБЮБМ РПХЮБФШ ЙИ, ЛБЛ ВПТПФШУС У ПЗОЕН. уФБТЫЙК РПЦБТОЙЛ, ТБЪДПУБДПЧБООЩК ФБЛПК ОБЗМПУФША, Ч ЗОЕЧЕ ЛЙОХМ Ч "МЕЛФПТБ" НЕТФЧХА, ОП ЧУЕ ЕЭЕ РТПДПМЦБЧЫХА РПМЩИБФШ УПВБЛХ, ЛПФПТБС ВМБЗПРПМХЮОП РТЙЪЕНМЙМБУШ НЕЦДХ ОПЗ "ПТБФПТБ". лБЛ ЪБСЧЙМЙ ЧТБЮЙ, ПФОЩОЕ "ЗПТЕ-ЛТЙФЙЛ" ОЕ УНПЦЕФ ЙНЕФШ ДЕФЕК.

ЛБЛ ЙЪЧЕУФОП, зПУРПДШ ПЗТБЦДБЕФ УЧСФЩЕ НЕУФБ ПФ ЧБОДБМЙЪНБ Й ПУЛЧЕТОЕОЙС. дЧПЕ 16-ФЙ МЕФОЙИ ЧПТПЧ, ЧЙДЙНП, ДБЦЕ ОЕ РПДПЪТЕЧБМЙ ПВ ЬФПН, ТЕЫЙЧ ПЗТБВЙФШ ГЕТЛПЧШ. пДЙО ЙЪ ОЙИ - фТЬЧЙУ ХЦЕ УРХУЛБМ ХЛТБДЕООЩК ЗЕОЕТБФПТ У ЛТЩЫЙ ГЕТЛЧЙ, ЛБЛ ЧДТХЗ ЫОХТ ПВНПФБМУС ЧПЛТХЗ ЕЗП ЛХТФЛЙ, Й ЧПТЙЫЛБ, УПУЛПМШЪОХЧ У ЛТЩЫЙ, РПЧЙУ Ч ЧПЪДХИЕ. фТЬЧЙУ НПЗ РЕТЕТЕЪБФШ ЫОХТ ОПЦПН, НПЗ РПРЩФБФШУС ЧЩВТБФШУС ЙЪ ЛХТФЛЙ, ОП ПО РП ОЕПВЯСУОЙНЩН РТЙЮЙОБН ОЕ РТЕДРТЙОСМ ОЙЮЕЗП. еЗП ФПЧБТЙЭ ХВЕЦБМ У ЙУРХЗХ, Б ОБ ХФТП РПМЙГЙС ПВОБТХЦЙМБ НЕТФЧПЗП фТЬЧЙУБ, РПЗЙВЫЕЗП ПФ РЕТЕПИМБЦДЕОЙС - Ч ФХ ОПЮШ ЫЕМ МЕДСОПК МЙЧЕОШ.

НЕЛУЙЛБОУЛЙЕ УФБМБЛФЙФПЧЩЕ РЕЭЕТЩ ОЕУХФ РТПЛМСФЙЕ ФЕН, ЛФП РЩФБЕФУС ЙИ ТБЪЗТБВМСФШ. рПРЩФЛБ РПИЙФЙФШ ПДЙО ЙЪ ПЗТПНОЩИ ЛТЙУФБММПЧ ХЧЕОЮБМБУШ ВЩ ХУРЕИПН, ЕУМЙ ВЩ ЗПТЕ-ЗТБВЙФЕМШ ОЕ УФПСМ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП РПД ОЙН - ПФМПНЙЧЫЙКУС УФБМБЛФЙФ ХВЙМ ВЕДОСЗХ ОБ НЕУФЕ.

ВПМДХЙО уФТЙФ Ч ЗПТПДЛЕ дШАОДЙО (HПЧБС ъЕМБОДЙС) ЪБОЕУЕОБ Ч лОЙЗХ тЕЛПТДПЧ зЙООЕУБ ЛБЛ ХМЙГБ У УБНЩН ЛТХФЩН ХЛМПОПН - 38 ЗТБДХУПЧ. дЧБ УФХДЕОФБ ХОЙЧЕТУЙФЕФБ ТЕЫЙМЙ ОПЮША РТПЛБФЙФШУС РП ОЕК. ч ЛБЮЕУФЧЕ УТЕДУФЧБ РЕТЕДЧЙЦЕОЙС ПОЙ ЧЩВТБМЙ ДЧХИЛПМЕУОХА НХУПТОХА ФЕМЕЦЛХ, ЪБФБЭЙМЙ ЕЕ Ч ОБЮБМП ХМЙГЩ, ХУЕМЙУШ, ПФФПМЛОХМЙУШ Й РПЕИБМЙ ЧОЙЪ. пОЙ ОЕУМЙУШ УМПЧОП ТБЛЕФБ, ЛБЛ ЧДТХЗ ЙИ "ВПМЙД" ЧТЕЪБМУС Ч РТЙРБТЛПЧБООЩК БЧФПНПВЙМШ. л cПЦБМЕОЙА, ПДОПЗП ЙЪ "ЗПОЭЙЛПЧ" РПУФЙЗМБ ХЮБУФШ бЬТФПОБ уЕООЩ.

лБОБДУЛЙК ПЖЙГЕТ РПМЙГЙЙ, ТБВПФБЧЫЙК Ч ПФДЕМЕ РП ВПТШВЕ У ОЕЪБЛПООЩН ПВПТПФПН ОБТЛПФЙЛПЧ, ОБ ДЕМЕ ХВЕДЙМУС, ЮФП ДЕКУФЧЙС ЪОБЮБФ ВПМШЫЕ, ЮЕН УМПЧБ. пО ХНЕТ ПФ РЕТЕДПЪЙТПЧЛЙ, РТЙОСЧ ЛПОЖЙУЛПЧБООПЕ ЙН Х ФПТЗПЧГЕЧ "ЪЕМШЕ". рТЙНЕЮБФЕМШОП, ЮФП ОБ ЕЗП РБФТХМШОПН БЧФПНПВЙМЕ ВЩМБ ОБРЙУБОБ ЖТБЪБ "уЛБЦЙ Hеф ОБТЛПФЙЛБН!".

HЕ УНПФТС ОБ РТЕДХРТЕЦДЕОЙЕ ЧМБУФЕК П ОЕДПУФБФПЮОПК ФПМЭЙОЕ МШДБ Й ДЙЛЙК УОЕЗПРБД, ФТЙ ТЩВБЛБ ЙЪ ЫФБФБ пЗБКП РПЕИБМЙ ОБ РПДМЕДОХА ТЩВБМЛХ ОБ ФСЦЕМПН ДЦЙРЕ-ЧОЕДПТПЦОЙЛЕ. лБЛ Й УМЕДПЧБМП ПЦЙДБФШ, МЕД ОЕ ЧЩДЕТЦБМ ФБЛПК НБУУЩ, РТЙЧЕДС Л ЗЙВЕМЙ ЧУЕИ ФТПЙИ. "HП ДБЦЕ ФБЛЙЕ РТЙНЕТЩ ОЕ ПУФБОБЧМЙЧБАФ МАДЕК", УЛБЪБМ НЕУФОЩК ЫЕТЙЖ, "фПМШЛП НЩ ЧЩФБЭЙМЙ ФТХРЩ ФТЕИ ОЕУЮБУФОЩИ Й РПМПЦЙМЙ ЙИ Ч НЕЫЛЙ, ЛБЛ ХЧЙДЕМЙ ЕЭЕ ПДОХ ЛБНРБОЙА МАВЙФЕМЕК ПУФТЩИ ПЭХЭЕОЙК, ЙДХЭЙИ ОБ ЧЕТОХА УНЕТФШ!".

фТБЛФПТЙУФ УП УЧПЙН ДТХЗПН, ЙЪТСДОП ЧЩРЙЧ, РПЕИБМЙ ЛБФБФШУС ОБ ФТБЛФПТЕ. бМЛПЗПМШ "ЧЪСМ УЧПЕ" - ФТБЛФПТ РЕТЕЧЕТОХМУС ОБ 360 ЗТБДХУПЧ Й ЛБЛ РП НБОПЧЕОЙА ЧПМЫЕВОПК РБМПЮЛЙ ЧУФБМ ОБ ЛПМЕУБ. ч ТЕЪХМШФБФЕ БЧБТЙЙ ЛТЩЫБ ФТБЛФПТБ УФБМБ ЧЩРХЛМПК. уЕТДПВПМШОЩК ИПЪСЙО, ТЕЫЙЧ ЙУРТБЧЙФШ УЙФХБГЙА, ХДБТЙМ РП ЛТЩЫЕ ПЗТПНОПК ЛХЧБМДПК. л УПЦБМЕОЙА, ЗПМПЧБ УЙДЕЧЫЕЗП Ч ЛБВЙОЕ ФПЧБТЙЭБ ПЛБЪБМПУШ ОЕ УФПМШ ЛТЕРЛПК...

НПМПДПК ЮЕМПЧЕЛ ТЕЫЙМ РЕТЕТЕЪБФШ УЕВЕ ЗПТМП ПРБУОПК ВТЙФЧПК. ъБЛЙОХЧ ЗПМПЧХ ОБЪБД, ПО РЕТЕТЕЪБМ УЕВЕ ФТБИЕА. рП РХФЙ Ч ВПМШОЙГХ ДПЛФПТ ОЕЗПДПЧБМ РП РПЧПДХ НПМПДЩИ ЙДЙПФПЧ, ЛПФПТЩЕ Й ЗПТМП-ФП УЕВЕ ФПМЛПН РЕТЕТЕЪБФШ ОЕ НПЗХФ. пО ПВЯСУОЙМ, ЮФП ЗПМПЧХ ОХЦОП ОБЛМПОСФШ ЧРЕТЕД, ФПЗДБ НПЦОП ДПУФБФШ ДП УПООПК БТФЕТЙЙ. пРТБЧЙЧЫЙУШ РПУМЕ ОЕХДБЮОПК РПРЩФЛЙ, РБТЕОЕЛ ЧЩРПМОЙМ ЙОУФТХЛГЙЙ ЧТБЮБ - ОБ ЬФПФ ТБЪ РПРЩФЛБ ЪБЛПОЮЙМБУШ МЕФБМШОЩН ЙУИПДПН.

ДЕТЕЧЕОУЛБС УЧБДШВБ ЫМБ РПМОЩН ИПДПН. й ЧПФ РПДПЫМП ЧТЕНС РПИЙЭЕОЙЕ ОЕЧЕУФЩ. уЕА УЮБУФМЙЧХА ОПЧПУФШ УППВЭЙМЙ ЦЕОЙИХ. HПЧПЙУРЕЮЕООЩК НХЦ РПНТБЮОЕМ Й ЛХДБ-ФП ХДБМЙМУС. чУЛПТЕ ЕЗП ПВОБТХЦЙМЙ РПЧЕУЙЧЫЙНУС ОБ ВЕТЕЗХ ТЕЛЙ.

24-И МЕФОЙК ЛБНЕОЭЙЛ ЙЪ хЖЩ РПЗЙВ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ФПЗП, ЮФП, ТБВПФБС Ч ОЕФТЕЪЧПН ЧЙДЕ, ПУФХРЙМУС Й ХРБМ Ч ТБВПФБАЭХА ВЕФПОПНЕЫБМЛХ.

15-ФЙ МЕФОЙК РПДТПУФПЛ ТЕЫЙМ РПТЩВБЮЙФШ ТСДПН У ДЕТЕЧЕОУЛПК ДПТПЗПК, ДП ЛПФПТПК ДПВТБМБУШ ТБЪМЙЧЫБСУС ТЕЛБ. ъБЛЙДЩЧБС ФЕМЕУЛПРЙЮЕУЛХА ХДПЮЛХ, ПО ЪБГЕРЙМУС ЪБ МЙОЙА ЧЩУПЛПЧПМШФОЩИ РЕТЕДБЮ. л УПЦБМЕОЙА, УРБУФЙ ТЩВБЛБ ОЕ ХДБМПУШ...

35-ФЙ МЕФОЙК бОБФПМЙК лПРБМЛЙО УП УЧПЙН ДТХЗПН ТЕЫЙМ РПИЙФЙФШ ОЕУЛПМШЛП УПФЕО НЕФТПЧ БМАНЙОЙЕЧПЗП ЛБВЕМС У ОЕРПДЛМАЮЕООПК РП ЙИ НОЕОЙА МЙОЙЙ ЬМЕЛФТПРЕТЕДБЮЙ. рЕТЧЩН ДЕМПН бОБФПМЙК ЪБВТБМУС ОБ ПРПТХ Й ПФЛТХФЙМ ЙЪПМСФПТ, ОБ ЛПФПТПН ЛТЕРЙМУС ЛБВЕМШ. рПУМЕ ЬФПЗП лПРБМЛЙО ЪБВТПУЙМ ОБ ЛБВЕМШ ЧЕТЕЧЛХ У ЛТАЮЛПН, РПДФСОХМ ЕЗП Л УЕВЕ РТЙЗПФПЧЙМУС ТХВЙФШ. HБ МЙОЙЙ ВЩМП ОБРТСЦЕОЙЕ Ч 35 ЛЙМПЧПМШФ. ьМЕЛФТЙЮЕУЛБС ДХЗБ ЧПЪОЙЛМБ ОБ ТБУУФПСОЙЙ 60 УБОФЙНЕФТПЧ ПФ ЛБВЕМС ДП бОБФПМЙС. тБЪТСД РТПЫЕМ ЮЕТЕЪ ОЕЗП, ЮЕТЕЪ ПРПТХ Й ХЫЕМ Ч ЪЕНМА. пВХЗМЕООЩК ЗЕТПК ТХИОХМ ЧОЙЪ.

ПДОБЦДЩ ЪЙНПК ТБВПЮЙЕ ДЕНПОФЙТПЧБМЙ УЕМШУЛЙК ЛМХВ. лПЗДБ ОБУФБМП ЧТЕНС ПВЕДБ, ПДЙО ЙЪ РМПФОЙЛПЧ УРТПУЙМ ТБЪТЕЫЕОЙС ЪБВТБФШ УЕВЕ УФБТЩЕ ДЕТЕЧСООЩЕ ВТХУШС ПФ ЛТЩМШГБ. рПМХЮЙЧ УПЗМБУЙЕ, ПО УФБМ РЙМЙФШ ВТХУ, УЙДС ОБ ОЕН ЦЕ, ОБ ЧЩУПФЕ ВПМЕЕ 3 НЕФТПЧ Й, ПФРЙМЙЧ, ЕУФЕУФЧЕООП, ХРБМ. HП РПЗЙВ ПО ОЕ ПФ РБДЕОЙС, Б ПФ ФПЗП, ЮФП РТЙМЕФЕЧЫЙК УМЕДПН ЪБ ОЙН ВТХУ РТПМПНЙМ ЕНХ ЗПМПЧХ.

14-ФЙ МЕФОЙК РПДТПУФПЛ, ОБЫЕДЫЙК ВПЕЧПК РБФТПО ОБ УФТЕМШВЙЭЕ, ТЕЫЙМ ЕЗП ТБЪПВТБФШ. рПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ОЕ ХДБЮОЩИ РПРЩФПЛ ЧУЛТЩФШ ЕЗП ПФЧЕТФЛПК ПО ЪБЛТЕРЙМ РБФТПО Ч ФЙУЛБИ Й ХДБТЙМ РП ЛБРУАМА НПМПФЛПН. ч ТЕЪХМШФБФЕ ТЙЛПЫЕФБ ПФ ФЙУЛПЧ РХМС ХВЙМБ АОПЫХ, РПРБЧ ЕНХ Ч ЦЙЧПФ.

РПЕИБМ ЛБЛ-ФП ДЕТЕЧЕОУЛЙК РБТОЙЫЛБ ОБ НПФПГЙЛМЕ Ч УПУЕДОАА ДЕТЕЧОА. ыМЕН ПО ОЕ ОБДЕМ, Б ЧПФ ЖХЖБКЛХ ОБЛЙОХМ, РТЙЮЕН ЪБДПН ОБРЕТЕД, РПУЛПМШЛХ ЧТЕНС ВЩМП ИПМПДОПЕ. пДЙО ЙЪ РПЧПТПФПЧ ЕНХ ПДПМЕФШ ОЕ ХДБМПУШ Й ПО ХМЕФЕМ Ч ЛБОБЧХ, РПФЕТСЧ УПЪОБОЙЕ. еИБЧЫЙК Ч ЬФП ЧТЕНС РП ДПТПЗЕ ЗТХЪПЧЙЛ ПУФБОПЧЙМУС, Й ЛПМИПЪОЙЛЙ ВТПУЙМЙУШ ВЕДОСЗЕ ОБ РПНПЭШ. фХФ ЛФП-ФП ЙЪ ОЙИ ЪБНЕФЙМ, ЮФП МЙГП Х РБТОС РПЧЕТОХФП Ч УФПТПОХ, РТПФЙЧПРПМПЦОХА МЙОЙЙ РХЗПЧЙГ. HХ Й РПЧЕТОХМЙ ЕНХ ЗПМПЧХ ОБ 180 ЗТБДХУПЧ...

Ч УБНЩК ТБЪЗБТ ТБВПЮЕЗП ДОС ПДЙО ЙЪ ТБВПЮЙИ ТЕЫЙМ РЕТЕЛХТЙФШ РТСНП Ч ГЕИХ. чЩВТБМ ХЛТПНОПЕ НЕУФЕЮЛП ОБ ЛТЩЫЛЕ ЛБЛПЗП-ФП МАЛБ, Й РТЙУФХРЙМ. рПЛХТЙЧ, ЕУФЕУФЧЕООП, ВТПУЙМ ОЕЪБФХЫЕООЩК ВЩЮПЛ Ч ДЩТПЮЛХ Ч МАЛЕ. юЕТЕЪ ДПМЙ УЕЛХОДЩ ПО ХЦЕ ХОПУЙМУС У ПЗТПНОПК УЛПТПУФША Ч УФТПЗП ЧЕТФЙЛБМШОПН ОБРТБЧМЕОЙЙ, ОП ЛТЩЫХ ГЕИБ ЕНХ РТЕПДПМЕФШ ОЕ ХДБМПУШ. лБЛ ЧЩСУОЙМПУШ РПЪЦЕ, РПД ЬФЙН МАЛПН ТБВПФБМЙ УЧБТЭЙЛЙ У БГЕФЙМЕОПН.

РПДЧЩРЙЧЫЙК ПИТБООЙЛ НПУЛПЧУЛПЗП ВБОЛБ РПРТПУЙМ ЛПММЕЗХ ХДБТЙФШ ЕЗП ОПЦЕН Ч ЗТХДШ, ДБВЩ РТПЧЕТЙФШ ВТПОЕЦЙМЕФ ОБ РТПЮОПУФШ. лПММЕЗБ ХДБТЙМ... вТПОЕЦЙМЕФ ОЕ ЧЩДЕТЦБМ Й 25-МЕФОЙК ПИТБООЙЛ ХНЕТ ПФ РПРБДБОЙС Ч УЕТДГЕ.

ПДЙО ЛХЪОЕГ ЙУРПМШЪПЧБМ БТФЙМЕТТЙКУЛЙК УОБТСД ПФ ФБОЛБ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ОБЛПЧБМШОЙ Ч ФЕЮЕОЙЕ 10 МЕФ. пДОБЦДЩ ХФТПН ПО УБНЩН ФТБЗЙЮОЩН УРПУПВПН ПВОБТХЦЙМ, ЮФП УОБТСД ВЩМ "ЦЙЧ" ...

б ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ, ЮФП Х ЧБУ РМПИПК ДЕОШ...

О “традиции” некоторых народов резать горло пленным.

Прежде всего, хочу сразу сказать, что данный пост не преследует никаких попыток очернить какой либо народ и не несет в себе никаких призывов, к межнациональной розни. Всё, что здесь размещено, имеет целью исключительно изучение истории.

Многие уже видели и в кино и в кадрах документальных хроник этот один из самых жутких и отвратительных (на мой взгляд) “воинских ритуалов”.

Меня всегда интересовало, что же движет этими людьми?

Почему нужно убить пленного именно таким способом?

Какой в этом смысл?

Начать нам придется из далека, причем из очень далекого далека, а именно с Ветхого завета, но иначе нельзя, для того чтобы понять где, когда и как всё началось необходимо найти первоисточник,.

Книга Ветхого Завета лежит в основе 3 основных мировых религий – Иудаизма, Христианства и Ислама, я их расставил именно так, согласуясь со временем их появления в истории человечества.

Ветхий Завет повествует нам об истории еврейского народа, который был избран Господом для великого служения, а именно – проповеди Единого Бога, а не языческого многобожия.

За это Господь посылал этому избранному народу Великих Пророков, помощь в бедах и различные испытания на его историческом пути, но главное – пророчество о рождении в этом народе Сына Божьего – Великого Мессии Спасителя всего человечества.

Ко времени, когда настало время исполниться этому пророчеству, что-то с избранным народом сделалось не так и он распял Спасителя, при этом их религиозные лидеры убедили народ в том, что это был не Мессия, а ЛжеМессия-самозванец и стали они дальше ожидать Его появления.

Ждут до сих пор.

Однако среди части избранного народа оказались те, кто не пожелал согласиться с утверждениями религиозных лидеров.

Они убежденно доказывали, что это был не ЛжеМессия, а именно Спаситель, что Великое Пророчество исполнилось.

За это они готовы были расстаться с жизнью, не смотря на даже самую страшную казнь.

Ученики Христа создали новое учение (Новый Завет), которое мы сейчас знаем как Христианство.

Спустя некоторое время возникло еще одно новое учение – Ислам, в его основе лежит всё тот же Ветхий Завет.

Но какое это всё имеет значение к названию поста? - спросите вы.

Самое прямое, - отвечу я, - ибо именно в Ветхом Завете всё и начинается.

В Христианстве:

“Согласно библейскому рассказу (Быт.22:1-19), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака “во всесожжение” “в земле Мория”, “на одной из гор”. Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам “устроил жертвенник”, связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), “положил его на жертвенник поверх дров” и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба:

Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Вместо Исаака в жертву был принесён баран.”

В Иудаизме:

Еврейская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу. “Земля Мория”, упоминаемая в этой истории, отождествляется в иудаизме с горой Мория, на которой построил Храм царь Соломон. Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.

В Исламе:

Ангел Джабраиль (Гавриил) явился к пророку Ибрахиму (Аврааму) во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила (Измаила, Исаака). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка и начал приготовления, однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком (агнец). Праздник символизирует милосердие, величество Бога и то, что вера - лучшая жертва.

История жертвоприношения своего сына Ибрахимом в Коране излагается так (37, 100–106):

“Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: “О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?” Сын ответил: “О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым”. Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его [лицом вниз]… Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему [сына] на большую жертву.”

И в Иудаизме и Христианстве не принято как-то особенно отмечать это событие, а вот в Исламской традиции наоборот, это один из главных религиозных праздников, которое называется Курбан Байрам или Праздник Жертвоприношения, где главной Жертвой Ибрахима, как следует из Корана, является не сын и не ягненок, но Вера!

Ягненок приносится в жертву с произнесением особой молитвы.

Здесь так же сделаем небольшое исследование.

В еврейской традиции есть такое понятие, как “кошерная” пища.

Означает это то, что, пища разрешена к употреблению Законом и приготовлена правоверным иудеем для правоверного иудея по особому ритуалу с чтением особых молитв.

В Исламе существует подобная же традиция, только пища, подвергнутая подобному ритуалу, носит название “халяль”.

Таким образом, можно предположить что, перерезая горло пленнику и, произнося молитву “Аллах акбар”, “воин” как бы совершает жертвоприношение Богу, соблюдая все религиозные требования и традиции.

При этом он ассоциирует пленника с жертвенным ягненком (бараном), то есть не считает его за человека, а только за животное.

Лично мне видится данный ритуал очень сомнительным с точки зрения религиозного служения Богу.

Господь завещал не приносить в жертву людей, ибо именно язычники практиковали подобные жертвоприношения.

Конечно, можно называть пленника “бараном”, можно даже об этом кричать, но это сродни тому, как есть мясо в самый строгий Пост и приговаривать – “отличный картофель, очень вкусный, слава Спасителю”.

Любому верующему человеку понятно, что это форменное лицемерие и уж никак на праведное служение, извините, не тянет.

Здесь можно было бы поставить точку, сам не люблю слишком длинных опусов, но не в этот раз, так как у нашей истории есть продолжение.

Когда читаешь много разных книг различных авторов, да еще и живших в разные эпохи об одном и том же событии, то разум начинает пропускать всякую “белебетристику” мимо глаз.

Взгляд скользит по строчкам и выискивает что-то самое главное или важное.

Вот так при прочтении мною какой-то книги об очередной Русско-турецкой войне, не помню уже какого автора, взгляд мой пробегал по строчкам типа таких…

“блеснул стройный ряд штыков…”

“залп заставил ряды турок поколебаться…”

“гренадеры с могучим Ура бросились в штыки…”

И вдруг взгляд остановился на одной фразе и отказался дальше двигаться.

Мозг самопроизвольно выхватил фразу, которую я ни до, ни после этого нигде не встречал:

“…турки не выдержали штыковой схватки и побежали, так как смерть от штыка считали позорной.”

…считали позорной…

ПОЗОРНОЙ?

…смерть от штыка считали позорной???

С чего вдруг?

Почему в народе, где существовал особый культ холодного оружия, где каждый ребенок умел с ним обращаться с “младых ногтей”, а каждый мужчина не выходил из дома без сабли, ятагана, кинжала и пр. пр. пр. и вдруг “…смерть от штыка считали позорной”?

Как это ни странно, но ответ нашелся в том же Ветхом Завете.

Для более полного понимания разделим ответ на две вводные части.

Часть первая: “Свинья – грязное животное”.

Евреи, как и мусульмане не употребляют в пищу свинину.

Этот запрет прямо указан в Ветхом Завете, где перечислены животные, которые разрешены в пищу и те, которые запрещены.

Помимо этого уже в Новом Завете есть описание того, как Христос загнал бесов в стадо свиней.

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

И евреи, и мусульмане считают свиней грязным животным, к которому даже прикасаться нельзя.

Соответственное у них отношение и ко всему, что связано с этим животным.

Часть вторая: “Наука побеждать”.

Наш великий соотечественник и талантливый военачальник Александр Васильевич Суворов создал знаменитую “Науку побеждать”.

При уровне развития стрелкового вооружения того времени Суворов сделал упор на штыковую атаку.

Потомки Суворова, не сумев понять всю глубину его учения, свели всё к одной фразе, ставшей уже насмешливой – пуля дура, штык молодец.

Однако это лишь часть фразы, целиком она звучит так:

“Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко.

Пуля обмишулится, а штык не обмишулится.

Пуля - дура, штык - молодец!

Коли один раз! Бросай басурмана со штыка: мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею - отскоча шаг, ударь опять!

Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше.

Береги пулю в дуле! Трое наскочат - первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун

В атаке не задерживай! Для пальбы стреляй сильно в мишень. На человека пуль двадцать, купи свинца из экономии, немного стоит. Мы стреляем цельно. У нас пропадает тридцатая пуля, а в полевой и полковой артиллерии разве меньше десятого заряду…”

В те времена вся война состояла из равномерного движения подразделений линиями.

В каждой линии было 3 шеренги, таким образом достигалась кучность (плотность) стрельбы, ибо точность оружия того времени была низкая.

Суворов уделял большое внимание стрельбе, но он же предложил более эффективно использовать штык.

То есть не тратить времени на заряжание и бесцельную перестрелку, а зарядить и броситься в штыки. Пулю же в этом случае использовать только в самом крайнем случае, причем разрядить её, стреляя в упор.

Суворов создал целую систему подготовки солдат для наступательного штыкового боя.

Редкие армии мира могли выдержать русский “Удар в штыки”, турки не были исключением.

Так почему же они “…смерть от штыка считали позорной.”?

Один палач, исполнявший смертные приговоры в отношении французских дворян в конце XVIII века, рассказывал: «Все палачи отлично знают, что головы после отсечения живут еще с полчаса: они так изгрызают дно корзины, в которую мы их бросаем, что корзину эту приходится менять по меньшей мере раз в месяц…

В известном сборнике начала нынешнего века «Из области таинственного», составленном Григорием Дьяченко, есть небольшая глава: «Жизнь по отсечении головы». Среди прочего в ней отмечается следующее: «Уже несколько раз было говорено о том, что человек, когда ему отрубают голову, не сразу прекращает жить, а что его мозг продолжает соображать и мускулы двигаться, пока, наконец, кровообращение совсем не остановится и он не умрет окончательно…» Действительно, отрезанная от туловища голова способна еще какое-то время жить. Мышцы ее лица подергиваются, она гримасничает в ответ на уколы острыми предметами или подсоединение к ней проводов с электротоком.

25 февраля 1803 года в Бреславле был казнен убийца по фамилии Троэр. Молодой врач Вендт, позднее ставший известным профессором, выпросил голову казненного для проведения с ней научных опытов. Тотчас после казни, получив голову из рук палача, он приложил цинковую пластинку гальванического аппарата к одному из передних перерезанных мускулов шеи. Последовало сильное сокращение мускульных волокон. Затем Вендт стал раздражать перерезанный спинной мозг — на лице казненного появилось выражение страдания. Тогда доктор Вендт сделал жест, как бы желая ткнуть пальцами в глаза казненного, — они тут же закрылись, словно заметив грозившую опасность. Затем он повернул отрубленную голову лицом к солнцу, и глаза снова закрылись. После этого было сделано испытание слуха. Вендт дважды громко крикнул в уши: «Троэр!» — и при каждом зове голова открывала глаза и направляла их в ту сторону, откуда исходил звук, причем она несколько раз открывала ро.т, будто желала что-то сказать. Наконец, ей клали в рот палец, и голова стискивала зубы так сильно, что клавший палец чувствовал боль. И только через две минуты сорок секунд глаза закрылись и жизнь окончательно угасла в голове.

После казни жизнь некоторое время теплится не только в отсеченной голове, но и в самом теле. Как свидетельствуют исторические хроники, порой обезглавленные трупы при большом скоплении народа проявляли настоящие чудеса эквилибристики!

В 1336 году король Людовик Баварский приговорил к смертной казни дворянина Дина фон Шаунбурга и четырех его ландскнехтов за то, что они посмели восстать против него и тем самым, как гласит летопись, «нарушили спокойствие страны». Смутьянам, по обычаю того времени, должны были отрубить головы.

Перед казнью, согласно рыцарской традиции, Людовик Баварский спросил у Дина фон Шаунбурга, каково будет его последнее желание. Желание государственного преступника оказалось несколько необычным. Дин.не потребовал, как это «практиковалось», ни вина, ни женщины, а попросил короля помиловать приговоренных ландскнехтов в случае, если он пробежит мимо них после… собственной казни. Причем, чтобы король нс заподозрил какой-либо подвох, фон Шаунбург уточнил, что приговоренные, в том числе и он сам, будут стоять в ряд на расстоянии восьми шагов друг от друга, помилованию же подлежат лишь те, мимо кого он, лишившись головы, сможет пробежать. Монарх громко рассмеялся, выслушав этот бред, но пообещал исполнить желание обреченного.

Опустился меч палача. Голова фон Шаунбурга скатилась с плеч, а тело… вскочило на ноги на глазах у онемевших от ужаса короля и придворных, присутствующих на казни, орошая землю потоком бешено хлещущей из обрубка шеи крови, стремительно помчалось мимо ландскнехтов. Миновав последнего, то есть сделав более сорока (!) шагов, оно остановилось, конвульсивно дернулось и рухнуло наземь.

Ошарашенный король немедленно сделал заключение, что здесь не обошлось без дьявола. Однако слово свое сдержал: ландскнехты были помилованы.

Почти двести лет спустя, в 1528 году, нечто подобное произошло в другом германском городе — Родштадте. Здесь приговорили к отсечению головы и сожжению тела на костре некоего монаха-смутьяна, который своими якобы богомерзкими проповедями смущал законопослушное население. Монах отрицал свою виновность и после своей смерти обещал тут же предоставить тому неопровержимые доказательства. И действительно, после того как палач отрубил проповеднику голову, тело его упало грудью на деревянный помост и пролежало так без движения минуты три. А затем… затем произошло невероятное: обезглавленное тело перевернулось на спину, положило правую ногу на левую, скрестило руки на груди и лишь после этого замерло уже окончательно. Естественно, что после такого чуда суд инквизиции вынес оправдательный приговор и монаха подобающим образом похоронили на городском кладбище…

Однако оставим в покое обезглавленные тела. Зададимся вопросом: происходят ли какие-либо мыслительные процессы в отрубленной человеческой голове? На этот довольно сложный вопрос пытался ответить в конце прошлого века журналист французской, газеты «Фигаро» Мишель Делин. Вот как он описывает интересный гипнотический эксперимент, проведенный знаменитым бельгийским художником Вирцем над головой одного гильотинированного разбойника. «Давно уже художника занимал вопрос: как долго длится процедура казни для самого преступника и какое чувство испытывает подсудимый в последние минуты жизни, что именно думает и чувствует голова, отделенная от туловища, и вообще, может ли она думать и чувствовать. Вирц был хорошо знаком с доктором брюссельской тюрьмы, друг которого, доктор Д., занимался гипнотизмом уже в течение тридцати лет. Художник сообщил ему свое сильное желание получить внушение, что он преступник, присужденный к гильотине. В день казни, за десять минут до того, как привели преступника, Вирц, доктор Д. и двое свидетелей поместились внизу эшафота так, чтобы их не было заметно публике и в виду корзины, в которую должна была упасть голова казненного. Доктор Д. усыпил своего медиума, внушив ему отождествиться с преступником, следить за всеми его мыслями и чувствами и громко высказывать размышления осужденного в ту минуту, когда топор коснется его шеи. Наконец, он приказал ему проникнуть в мозг казненного, как только голова отделится от туловища, и анализировать последние мысли умершего. Вирц тотчас же уснул. Минуту спустя раздались шаги: это палач вел преступника. Его положили на эшафот под топор гильотины. Тут Вирц, содрогаясь, начал умолять, чтобы его разбудили, так как испытываемый им ужас невыносим. Но уже поздно. Топор падает. „Что вы чувствуете, что вы видите?" — спрашивает доктор. Вирц корчится в конвульсиях и отвечает со стоном: „Удар молнии! Ах, ужасно! Она думает, она видит…" - „Кто думает, кто видит?" - „Голова… Она страшно страдает… Она чувствует, думает, она не понимает, что случилось… Она ищет свое туловище… ей кажется, что туловище за нею придет… Она ждет последнего удара — смерти, но смерть не приходит…" В то время как Вирц произносил эти страшные слова, свидетели описываемой сцены смотрели на голову казненного, с повисшими волосами, стиснутыми глазами и ртом. Артерии еще пульсировали в том месте, где их перерезал топор. Кровь заливала лицо.

Доктор продолжал спрашивать: «Что вы видите, где вы?» — «Я улетаю в неизмеримое пространство… Неужели я умер? Неужели все кончено? О, если бы я мог соединиться со своим телом! Люди, сжальтесь над моим телом! Люди, сжальтесь надо мною, отдайте мне мое тело! Тогда я буду жить… Я еще думаю, чувствую, я все помню… Вот стоят мои судьи в красных мантиях… Моя несчастная жена, бедный мой ребенок! Нет, нет, вы меня больше не любите, вы покидаете меня… Если б вы захотели соединить меня с туловищем, я мог бы еще жить среди вас… Нет, вы не хотите… Когда же это все кончится? Разве грешник осужден на вечную муку?» При этих словах Вирца присутствовавшим показалось, что глаза казненного широко раскрылись и взглянули на них с выражением невыразимой муки и мольбы. Художник продолжал: «Нет, нет! Страдание не может продолжаться вечно. Господь милосерден… Все земное уходит из моих глаз… Вдали я вижу звездочку, блестящую, как алмаз… Ах, как хорошо, должно быть, там, вверху! Какая-то волна охватывает все мое существо. Как крепко я теперь усну… О, какое блаженство!…» Это были последние слова гипнотика. Теперь он крепко спал и не отвечал больше на вопросы врача. Доктор Д. подошел к голове казненного и пощупал его лоб, виски, зубы… Все было холодно как лед, голова умерла».

В 1902 году известный русский физиолог профессор А. А. Кулябко, после удачного оживления сердца ребенка, попытался провести и оживление… головы. Правда, для начала всего лишь рыбьей. Через кровеносные сосуды в аккуратно отсеченную голову рыбы пропускалась специальная жидкость -заменитель крови. Результат превзошел самые смелые ожидания: рыбья голова двигала глазами и плавниками, открывала и закрывала рот, проявляя тем самым все признаки того, что жизнь в ней продолжается.

Опыты Кулябко позволили его последователям продвинуться в области оживления головы еще дальше. В 1928 году в Москве физиологи С. С. Брюхоненко и С. И. Чечулин демонстрировали уже живую собачью голову. Подключенная к аппарату искусственного кровообращения, она ничем не напоминала мертвое чучело. К-огда на язык этой головы клали ватку, смоченную кислотой, обнаруживались все признаки отрицательной реакции: гримасы, чавканье, была попытка выбросить ватку. При вкладывании в рот колбасы голова облизывалась. Если на глаз направляли струю воздуха, можно было наблюдать реакцию моргания.

В 1959 году успешные эксперименты с отрезанными собачьими головами неоднократно проводил и советский хирург В. П. Демихов, утверждая при этом, что вполне реально поддерживать жизнь и в человеческой голове.

Правда, насколько известно, сам таких попыток он не предпринимал. Впервые это удалось сделать лишь в середине 80-х годов двум немецким нейрохирургам Вальтеру Крайтеру и Генриху Куриджу, которые целых двадцать дней поддерживали жизнь в ампутированной человеческой голове.

Сообщение об этом вызвало в свое время горячие споры среди теоретиков медицины на тему моральных аспектов подобных экспериментов, но Крайтер и Куридж ничего предосудительного в своих опытах нс видят.

А все началось с того, что к ним в клинику санитары доставили тело сорокалетнего мужчины, только что попавшего в автомобильную катастрофу. Его голова была почти оторвана от тела и держалась лишь на нескольких жилах. О спасении не могло быть и речи, и в создавшейся ситуации нейрохирурги решили попытаться удержать жизнь хотя бы в мозге потерпевшего. Они подключили к голове систему жизнеобеспечения и почти три недели после этого поддерживали в активном состоянии мозг человека, тело которого давно уже было мертво. Кроме того, Крайтер и Куридж установили с головой контакт. Из-за отсутствия горла говорить голова не могла, но по движению ее губ ученые «прочитали» немало слов, из которых следовало, что она понимает, что с ней произошло…

Понятно, что верится во все это с трудом и тут же вспоминается фантастический роман Александра Беляева. И все же так хочется надеяться, что человеческий организм не является неделимым целым и ту же голову, если очень постараться, можно неповрежденной пришить на прежнее место.

Пришили же в марте 1990 года липецкому механизатору Валерию Вдовицу левую руку, оторванную почти у плеча машиной для известкования почвы. И ничего — действует, как и прежде. Так, может быть, прав был Александр Беляев и шанс у «головы профессора Доуэля» еще остается?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий