Безличное предложение давайте поработаем. Открытый урок "Безличные предложения" методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему. Составное сказуемое, выраженное

Урок по теме «Безличные предложения» в 8 классе.

Цели урока.

- Образовательная (дать представление об односоставных безличных предложениях, научить отличать их от других типов односоставных предложений).

- Развивающая (создать условия для развития познавательных психических процессов учащихся, познавательной мотивации, умения работать в группе).

- Воспитательная (создать условия для развития эстетического вкуса учащихся, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова)

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Задание 1.

Распределите предложения по группам, установите соответствие.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

1) Москва, Москва!..люблю тебя как сын…(М.Ю.Лермонтов)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Ведут ко мне коня.

9) В избе жарко натопили.

10) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей.

Карточка-информатор для выполнения задания на 1 (базовом уровне).

Инструкция.

Если вы считаете, что недостаточно хорошо усвоили предыдущий материал, воспользуйтесь таблицей при выполнении задания.

Двусоставные Предложения Подлеж.+ сказуемое.

Односоставные предложения

с одним главным членом- сказуемым.

Определенно-личное

Неопределен

но-личное

Обобщенно-личные

В форме 1 и 2 лица

В форме 3 лица в наст. И буд.времени, в форме мн.ч. пр. вр.

Это опр-лич. И неопр-лич. Предложения, указывают, что действие производит любое лицо

Карточка-информатор для выполнения задания на 2 (репродуктивном уровне).

Если вы усвоили основные понятия, но вам необходима помощь, воспользуйтесь алгоритмом работы.

Алгоритм определения типов односоставных предложений.

1.Определяю основу предложения.

2.Основа имеет и подлежащее, и сказуемое - предложение двусоставное.

3. В предложении один главный член - предложение односоставное.

4.Смотрю, чем выражен главный член предложения.

Если можно подставить местоимение я, мы, ты, вы – предложение определенно-личное,

Если можно подставить местоимение он, они - предложение неопределенно-личное

Инструкция для учащихся, выполняющих задание на преобразовательном - 3 уровне.

Если вы чувствуете себя уверенно и хотите проверить свои знания, выполните задание самостоятельно.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

3.Фронтальная беседа с классом.

Вопросы.

Есть ли предложения, которые вы не определили ни в одну группу?

Попробуйте подставить в предложения подлежащие - личные местоимения.

Что получилось?

Вывод – предложения безличные – тема урока.

Определите цели, которые мы будем ставить, изучая данную тему.

Предлагаемые ответы.

Мы будем учиться отличать безличные предложения от других предложений.

4. Изучение нового материала.

Работа с текстом в исследовательских группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить значения, которые могут выражать безличные предложения.

Задание1 уровня. Установи соответствие.

Предложение

Значение, которое выражает безличное предложение

1) Пахло земляникой и грибами.

а) внутреннее состояние человека

2) Беспощадней огня нет врага.

б) состояние окружающей среды

3) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

в) отрицание

4) У меня на сердце захолонуло!.

г) отсутствие чего-либо

Задание 2 уровня.

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева.

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах

Безличные предложения о состоянии природы

Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном)

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия

Выводы учеников - о группах безличных предложений по значению.

Стихийные явления, состояние природы:

Морозит. Вьюжит. Смеркалось.

К вечеру похолодало.

Состояние человека:

Мне думается. Тебе нездоровится?

Нам хорошо.

Долженствование, волеизъявление:

Необходимо запомнить.

Мне ехать.

Бытие:

Случалось.

Демонстрация слайда презентации «Значения безличных предложений».

2.Исследовательская работа с текстами в группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Задания 1 уровня.

Установи соответствие.

Задания для 2 группы (2 уровня).

Инструкция.

1.Прочитайте текст.

2.Подчеркните грамматические основы в предложениях.

3.Найдите безличные предложения. Напишите над сказуемыми в этих предложениях, в какой форме они употреблены.

4.Заполните таблицу-схему «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».

Примеры

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. (А. П. Чехов).

Проверка. Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Глагол в 3-м лице настоящего времени.

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами

Глагол в неопределённой форме

Но трудно разобрать цвет и очертания предметов.

Глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Мглы как не бывало.

Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.

Разобрать – глагол в неопределённой форме

Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Различить – глагол в неопределённой форме.

Задания для 3 группы (3-й уровень).

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева «Какое сырое утро!» и «Приветное слово».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Инфинитивом

Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях» учениками 3 группы.

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него)

Вечереет. Мне нездоровится.

Личным глаголом в безличном значении

Пахнет сеном…

Инфинитивом

Да и мне не вернуть этих снов

Мне грустно…

Сочетанием глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом

Мне нужно действовать.

Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание

Уюта – нет! Покоя – нет!

Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

В комнате накурено.

4. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста.

Анализ – исследование миниатюры В.П.Астафьева «Тоска»

Вопросы, задания к тексту.

Докажите, что пред вами текст. Какова его тема?

Почему текст назван «Тоска»?

Какие вопросы поднимает в своей миниатюре писатель? О чём размышляет?

Все ли типы односоставных предложений представлены в тексте?

Какова функция безличных предложений? Что удаётся передать с помощью этих предложений?

5.Диагностика усвоенного.

Графический диктант (слайды презентации) с взаимопроверкой, позволяет вычленить проблемы.

Инструкция. Определите тип односоставного предложения или каждой из частей односоставного предложения.

1) С утра морозит.

2) В избе жарко натоплено.

3) В избе жарко натопили.

4) Вам не видать таких сражений!

5) Приготовьтесь к уроку.

6) Бездонную бочку водой не наполнишь.

7) В воздухе пахнет сосновой смолой.

8) Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело.

9) Иду, и легко мне дышится.

10) Дерево зажгло грозою.

6. Подведение итогов.

Задания и вопросы. Вернемся к заданию в начале урока. Допишете вместо знака вопроса в таблице тип односоставного предложения и впишите примеры в правую колонку таблицы.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

Безличные предложения

Фронтальная беседа с классом.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудным?

Что понравилось?

Рефлексия.

Допишите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было …

Домашнее задание.

Задание 1 уровня.

Выполнить упражнение по учебнику.

Задание 2 уровня.

Выписать строфы из поэтических текстов, где встречаются безличные предложения, определить их роль в тексте.

Задание 2 уровня.

Написать сочинение-миниатюру «Зимним утром» с употреблением безличных предложений.

Класс: 8

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Развивать память, речь, образное мышление.
  • Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
  • Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Лингвистическая разминка (задания проецируются на доску )

1. В каких словосочетаниях есть числительные?

  1. Пятый элемент
  2. Учиться на пятерки
  3. Современное пятиборье
  4. Пятеро друзей

– В чем особенность употребления последнего словосочетания?
– С какими существительными употребляются собирательные числительные?

2. Найдите глаголы совершенного вида:

1) пятиться
2) спрятаться
3) задумавшись
4) решенный
5) решить

– Какой частью речи являются слова «задумавшись» и «решенный»? Назовите их суффиксы.
– Почему решенный пишется с двумя Н?

3. Найдите страдательные причастия

1) приехавший
2) построенный
3) гонимый
4) смотрящий
5) поющий

– Назовите суффиксы страдательных причастий.
– Какие их формы вам известны?

3. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока )

– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

– Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

– На что указывает приставка без - ? (На отсутствие чего-либо .)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

Задачи (постепенно открываются):

– значение безличных предложений
– особенности сказуемого в безличных предложениях
– роль в речи безличных предложений

3. Новая тема

(Перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева). см. Приложение 3

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

– Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя.

– О чём этот текст?
– Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
– В каком стиле написан текст?
– Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
– Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)
– А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите.

(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.

– Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

– Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.

– Обратите внимание на главный член в безличных предложениях.

– Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:

1. За окном мутно. – 1. Словом категории состояния.
2. Личным глаголом в безличном значении: 2. Каплет с крыши.
3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать .
4. Безличным глаголом: 10. Мне нездоровится.
5. Словами нет: 11. И нет сил.
6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено.
7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.

4. Оформление таблицы.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

  1. Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом)
  2. Личным глаголом в безличном значении.
  3. Инфинитивом
  4. Безличным глаголом (с -ся и без -ся)
  5. Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ)
  6. Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-
  7. Возвратным глаголом в безличном значении

5. Работа с учебником. Закрепление темы (работа в группах).

– Прочитайте сведения в учебнике на стр. 94–95.
– Перед вами предложения из миниатюр Астафьева. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены. (см. Приложение 2 )

1-я группа

1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.
2. Каплет с черёмух. Завыло , запело вдали густо, пронзительно.
3. Идти дальше некуда. Слов не понять .

2-я группа

1. За окном мутно. На душе было легко и грустно.
2. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.
3. Пора уж разводить костёр и варить уху.

3-я группа

1. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка .
2. В номере было накурено .

6. Проверочный тест по вариантам. (см. Приложение 1)

1 вариант

письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Едем бором, тёмными лесами.
2. Полночь. Снегопад.
3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.
4. От её голоса повеяло теплотой.
5. Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7. В ту ночь никому не спалось.
8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9. В избе жарко натопили.
10. В воздухе пахнет сосновой смолой.

2 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Что пишут в газетах?
2. Написать ответ товарищу надо сегодня же.
3. Цыплят по осени считают.
4. Можно выполнить задание за два часа.
5. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.
6. Надо требовать от детей аккуратности во всем.
7. Выхожу из дому рано утром.
8. Друга узнают в несчастье.
9. Встань, весь край мой поруганный, на врага.
10. Красная площадь. Народ.

3 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. За дверью бегают.
2. В переулке пахнет морем.
3. Москва. Царские палаты.
4. Будем вместе служить.
5. Мне не хватает нежности твоей.
6. Установились морозные дни.
7. Береги честь смолоду.
8. Уже совсем рассвело.
9. Сообщили о резком похолодании.
10. У меня нет уверенности.

7. Итог урока

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

8. Задание на дом (по выбору уч-ся)

1) Упр. 199 или упр. 204.
2) Выпишите безличные предложения из «Капитанской дочки» Пушкина (8 предложений) (для сильной группы). Укажите способ выражения сказуемого.

По форме главного члена
односоставного
предложения
делятся на две основные группы:
с главным членом – сказуемым,
с главным подлежащим.
Сравните: Вечереет. Вечер.
Односоставные предложения могут
быть нераспространёнными и
распространёнными.
Например: Морозит.
С утра
морозит. Вечер. Тихий вечер.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

Предложения
определённоличные
Предложения
неопределённоличные
Обобщенно-личные
Безличные предложения

Предложения определённо-личные

Сказуемое-глагол в форме
1-го лица ед. и мн. ч.
2-го лица ед. и мн. ч.
изъявительного
или
повелительного наклонения
(можно подставить
местоимения я, ты, мы, вы)

1) Люблю грозу в начале мая
2) Уходим завтра в море.
3) Не из Москвы ли будешь?
4)Чему
смеётесь?
Над
собой
смеётесь!
5) Выберите себе книгу по вкусу.
6) Пойдёмте в сад.
7)Давайте поработаем.
Определённо-личные
предложения
встречаются в живой разговорной речи.

Предложения неопределённо-личные

Сказуемое – глагол в форме
3-го лица множественного числа
настоящего или будущего времени
в
форме множественного числа прошедшего
времени
Например:
1) Что новенького в газете пишут?
2) В дверь постучались.
В таких предложениях важно само действие,
а не лица, которые его производят. Они мыслятся
неопределённо. Поэтому в таких предложениях
не бывает подлежащего.

Предложения обобщенно-личные

имеют значение обобщенного лица, т. е.
указывают
на
то,
что
действие
производится
всеми,
любим
лицом,
например:
1) Цыплят по осени считают
2) Бездонную бочку водой не наполнишь
3) Каких только птиц не увидишь в
весеннем лесу!
Особенно часто это значение имеют
сказуемые, выраженные глаголом в форме
2-3го
лица.
Многие
пословицы
представляют собой такие предложения.

Безличные предложения

Безличные предложения – это
односоставные
предложения
со
сказуемым, при котором нет и не может
быть подлежащего, например:
1) Уже совсем стемнело.
2) Скоро светать будет.
3) На дворе было тихо.
Сказуемое в безличном предложении
выражается следующими способами:

Простое глагольное сказуемое, выраженное

1) Безличным глаголом
2) Безличной формой
личного глагола
(прошедшее время
средний род)
3) Безличной формой
глагола быть в
отрицательных
предложениях; словом
нет
4) Неопределённой формой
глагола
Вечерами работалось
особенно хорошо. На
дворе вечереет.
Пахнет сеном над
лугами. (Майк.) Зажгло
грозою дерево (Н.)
Герасима уже не было на
дворе. (Т.) Сегодня же
меня здесь не будет. (Т.)
У меня нет линейки.
Вам не видать таких
сражений. (Л.) Быть
грозе великой. (П.)

Составное сказуемое, выраженное

ГЛАГОЛЬНОЕ
Безличным
вспомогательным
глаголом +
неопределённая форма
глагола
ИМЕННОЕ
Глаголом-связкой в
безличной форме +
именная часть (наречие
или краткое
страдательное причастие
в форме среднего рода)
1) Над вашим
предложением стоит
подумать.
2) Алёнке спать не
хотелось.
1) В этот час было совсем
тихо. (Л. Т.)
2) В избе жарко
натоплено.

Безличные
предложения
сообщают о различных состояниях
природы или людей и животных,
например: 1) На улице холодно. 2)
Мне холодно.
В
последнем
случае
в
предложении
обычно
бывает
дополнение в форме дательного
падежа, указывающего, кто именно
испытывает то или иное состояние.

Назывные предложения

Назывные предложения – это такие
односоставные предложения, которые
имеют один главный член –
подлежащее.
Они сообщают о том, что какое-нибудь
явление или предмет существует
(имеется) в настоящем, например:
1) Лес. Просека. 2) Весна!
С частицами вот,вон назывные
предложения
приобретают
указательное значение: Вот парадный
подъезд. (Н.)

Назывные
предложения
употребляются
преимущественно
в
художественной
литературе (поэзии и прозе), в газетных и
журнальных очерках и статьях. С их помощью
писатели и журналисты обычно в начале
своих произведений (или глав, частей) очень
лаконично и точно рисуют место и время
действия, пейзаж, обстановку, например:
1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле.
2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)

Тренировочные упражнения.

1. Укажите, какие утверждения неверны.
а) В односоставных предложениях грамматическая основа
состоит из подлежащего или сказуемого.
б) В определенно-личных предложениях главный член
предложения выражен глагольной формой 1-го или 2го лица.
в) Безличными называются предложения, в которых
отсутствует подлежащее.
г) Определенно-личные и неопределенно-личные
предложения могут иметь обобщенное значение.

2. Укажите односоставные
предложения.
а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.
б) Кругом все молчало.
в) Встречайте трепетную весну, люди земли.
г) Синее бездонное небо.
д) Многим не терпелось кинуться в бой.

3. Укажите вид односоставных предложений:
а) определенно-личное;
б) неопределенно-личное;
в) безличное;
г) обобщенно-личное;
д) назывное.
1. После драки кулаками не машут.
2. Ярмарка. Крещенский мороз.
3. От пруда потянуло холодом.
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного
птичьего гнезда.
5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных
вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

5.
Найдите
предложение,
строение
которого соответствует схеме: [безл.], и
[двусост.].
а) Спокойно дышит грудь и на душу находит
странная тревога. (И.Тургенев)
б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и
что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский)
в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником
сухим.
г) Приближался конец мая и нас с сестрицей
перевели из детской в так называемую
столовую. (С.Аксаков)
(Знаки препинания не расставлены.)

Упражнение
1.
Перепишите
предложения,
найдите
грамматическую основу, определите тип односоставных
предложений, укажите, чем выражен главный член
предложения.
1.Стоном горю не поможешь.
2.Горит восток зарёю новой.
3.Зал украсили цветами.
4.Работаем не покладая рук.
5.Поёт зима, аукает.
6.Положи книгу на полку.
7.Вечерами нам рассказывают сказки.
8.Нет предела совершенству.
9.Утренняя свежесть.
10.С вечера всё спится.
11.Опять зима.
12.Хорошо бы сделать снежную горку.

В безличных предложениях единственный главный член - сказуемое, которое может быть выражено наречием; безличным глаголом; личным глаголом в безличном значении; глаголом в неопределенной форме, существительным. Субъекта действия нет и не может быть, действие происходит само по себе или состояние возникает независимо от какого-либо субъекта. Безличные предложения очень многообразны по форме и значениям, в отличие от других односоставных.

Значения безличных предложений.

1) состояние природы, окружающей среды, например: Моросит. Морозило все сильнее; Вчера похолодало ; Холодно, Очень жарко.

2) физическое и психическое состояние живого существа, например: Сладко дремлется на воздухе; Все в глазах помутилось; Мне посчастливилось ; С утра сильно знобит.

3) возможность, желательность, необходимость действия: Ему не хочется гулять; Случилось мне побывать в Кремле; Знать бы заранее! Нужно это сделать; Можно войти? Хоть бы победить!

4) бытие, становление, нахождение, обнаружение, например: Всегда так будет, так бывало, таков издревле белый свет; Приходилось вам стоять одному на опустевшем перроне? Случается по-всякому .

5) отсутствие чего-либо. На той стороне нет вокзала. На небе ни облачка. Некого спросить.

6) ирреальное (потенциальное) действие, Вам не видать таких сражений! Вам начинать.

7) побуждения к действию, повеление, приказание в категорической форме: Не курить! По газонам не ходить! Всем спать! Упасть, отжаться!

Формы сказуемых безличных предложений.

1) Предложения с безличным глаголом типа светает, морозит, знобит, холодает, снится, хочется, смеркается, дремлется и др.

Подобные глаголы имеют форму 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения, а в прошедшем времени - форму среднего рода.

2) Предложения с личным глаголом в значении безличного. В этом случае личные глаголы теряют формы изменения и застывают в формах 3-го лица или среднего рода. Мне вечно не везло Из хаты повеяло сыростью; Пахнет хлебом .

Личный глагол в безличном употреблении может иметь суффикс -СЯ,

3) Предложения с кратким страдательным причастием в роли главного члена. Их своеобразие состоит в том, что их главный член сочетает в себе значение действия со значением результата состояния, например: В помещении накурено; Про батарею Тушина было забыто .

4) Именными безличными предложениями в современном русском языке признаются предложения с безличными словами (существительными, существительными с инфинитивом, наречиями, модальными словами можно, нужно, хочется и т.п.) в роли главного члена. легко, весело, уютно, стыдно, жаль, пора, жарко, душно, стыд, грех, позор, время, лень, грех, охота , в сочетании с инфинитивом Над старостью смеяться грех; Мне охота плясать . надо ехать, можно почитать, необходимо беречь здоровье .

5) Безличные предложения, выражающие отсутствие чего-либо состоят из с казуемого – частицы ни, отрицательного местоимения или наречия, слова нет в сочетании с косвенным падежом существительного или с инфинитивом. Нет времени; Ни звука; Никого знакомых; Ничего нового; Никого друзей; Ни единой ошибки; Никакой надежды; Некому работать, не о чем спорить, некуда идти .

6) Инфинитивные предложения. Главный член инфинитивного предложения выражается инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие или состояние как желательное, необходимое, возможное, неизбежное. Купить бы воды! Я ремонтирую квартиру, чтоб принимать гостей.

Безличные предложения

Цель урока: создать условия для формирования понятия безличное предложение.

Задачи: 1. Формировать умение работать с информацией (структурировать, анализировать, обобщать)

2. Развивать навыки целеполагания, самоконтроля.

3. Дать представление о безличных предложениях, способах выражения сказуемого, закрепить полученные знания.

Оборудование:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Как часто мы произносим эти слова. А какова особенность этого предложения? (Односоставное, не имеет подлежащего )

Да, действительно, оно односоставное. И сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с видами односоставных предложений.

    Актуализация знаний. Повторение изученного

Для начала повторим знания. На партах у вас лежат листы с заданиями к уроку. Обратитесь к первому заданию - игре «Крестики - нолики» и выполните его самостоятельно.

Задание 1.

1.Односоставные предложения употребляются только в разговорной речи.

2.В определённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1-го и 2-го лица.

3.В неопределённо-личных предложениях сказуемое может быть выражено формой условного наклонения.

4.Предложение «Волка шапками не закидаешь» - неопределённо – личное.

5.Предложение «Мужайся, сердце, до конца» - определённо-личное

6. Предложение «Мороз крепкий» - односоставное назывное.

7. Предложение «За окном завьюжило» - двусоставное.

Обратимся к проверке (слайд 1). Почему последнее предложение не будет двусоставным? (В нём один главный член предложения – сказуемое)

3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Можете ли вы определить его вид?

1. Назовите грамматическую основу этого предложения. (завьюжило)

2. Какой это член предложения? (сказуемое). Назовите вид сказуемого (простое глагольное)

3. Что можем сказать о форме глагола? (3 л., ед.ч., ср.р, прош. вр.)

4. Попробуйте подобрать подлежащее к сказуемому. Что можете сказать? (невозможно подобрать подлежащее).

5. Как вы думаете, как называются такие предложения, в которых нет и не может быть подлежащего. (безличные)

6. Итак, какова тема нашего урока (Безличные предложения)

Запишем число, классная работа и тему урока.

7. Опираясь на тему урока, сформулируйте задачи урока. (узнать значение б/л предложений, способы выражения сказуемого, сферу употребления, роль в речи б/л предложений)

8. Выполните морфемный разбор слова «безличные». На что указывает приставка без- в этом слове. (Приставка указывает на отсутствие лица)

9. Как называются такие глаголы, обозначающие действие, у которого нет действующего лица? (безличные)

10. А какие глаголы называются безличными?

Вот вам «Вспоминай-ка» о безличных глаголах.

Открытие нового знания 1.

    Итак, чем же безличные предложения отличаются от уже изученных групп односоставных предложений? (в них действия совершаются без участия лица, т. е. сами по себе)

    Обратимся ко второму заданию на ваших карточках, к таблице 2. Выясним способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Сравним первые два предложения

В саду приятно пахнет сирень.

В саду приятно пахнет сиренью.

В саду приятно и спокойно.

    Чем отличаются эти предложения? (Первое предложение – двусоставное. Грамматическая основа - сирень пахнет)

    Что можем сказать о втором предложении? (предложение – односоставное со сказуемым пахнет)

    Укажите его вид. (простое глагольное)

    Является ли глагол «пахнет» в этом предложении безличным? (нет, т. е. это личный глагол)

5. Можно ли во втором предложении подобрать к сказуемому подлежащее? (нет)

6. Какой вывод можно сделать? (Сказуемое в безличном предложении может быть выражено личным глаголом в значении безличного).

Итак, первый вывод, который мы сейчас сделали о способе выражения сказуемого: сказуемое в безличном предложении может быть выражено чем? - безличным глаголом и личным глаголом в значении безличного. Но сказуемое в безличном предложении может быть выражено не только безличным глаголом или личным в значении безличного. Обратитесь к третьему предложению. Сейчас вы поработаете в группах и определите способы выражения сказуемого в б/л предложениях, найдёте соответствия.

Способ выражения сказуемого

1)В саду приятно пахнет сирень

2) В саду приятно пахнет сиренью. (3 л., ед. ч., наст.вр) сиренью.

3) В саду приятно и спокойно.

Неопределённая форма глагола

5) Герасима уже не было (ср.р. прош.вр) на дворе. У меня нет линейки.

Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях, словом НЕТ

6) Над вашим предложением стоит подумать (буд.вр).

Хорошо бродить (наст.вр.) по зимнему лесу.

Безлич. вспом.глаг. + н.ф.глаг.

7) В этот час было совсем тихо.

В избе жарко натоплено.

Глагол связка в безл. форме+именная часть (кат. сост. Или краткое страд. Прич.)

Первичное закрепление через проговаривание (слайд 2)

Итак, каковы способы выражения сказуемого в безличном предложении? Проверяем. (В ходе проверки каждая группа дополняет сведения о способах выражения сказуемого информацией, сообщённой другими группами).

А сейчас докажите, что последнее предложение, встретившееся в игре «Крестики-нолики» является безличным. (Предложение Б/Л, т. к. сказуемое в этом предложении выражено глаголом в форме ср.р. прош. вр.)

Проверим правильность сделанных выводов, используя материал & 35 стр. 94

Хорошо, молодцы.

Отработка учебных действий. Закрепление изученного

Задание 2.

Выпишите безличные предложения. Укажите в них форму глагола -сказуемого.

Светало. Снежное поле порозовело от холодного солнца. Темнеет. Холодно. На селе светло и тихо. Радостно видеть дружные всходы. В это время позвонили в дверь. В комнате было темно.

Проверяем по цепочке

Светало (ср. р. прош.вр). Снежное поле порозовело от холодного солнца. Темнеет (3 л. ед. ч., наст.вр.). Было холодно (гл. связка + кат. сост.). На селе светло и тихо (кат. сост.). Радостно видеть (н.ф) дружные всходы. В это время позвонили в дверь. У меня нет сил.

Открытие нового знания 2

Безличные предложения могут объединяться в группы в зависимости от того, какие действия и состояния они обозначают. Давайте познакомимся с некоторыми смысловыми группами б/л предложений.

Сейчас перейдём к работе с текстами. У каждого ряда свой текст.

Текст 1.

Любуюсь красотой природы. Становится так хорошо, так радостно ! Сердце громко стучит и рвётся на простор. Хочется куда-то мчаться и лететь . В голове теснятся какие-то чудесные мысли. От этого захватывает дух . Хочется быть добрым , хорошим. (слайд 3)

Текст 2

На улице душно . Приближалась гроза. Тучи, плывущие по небу, делались все темнее. Цветы в истоме поникли нежными головками. Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, стало слышно первый глухой раскат грома. Наступило мгновение томительного затишья, и вот глухо забарабанил дождь. В оранжерее потемнело . (СЛАЙД 4) (Текст художественного стиля, т.к. автор рисует картину природы перед дождём. Основная мысль - Безличные предложения помогают передать состояние природы.)

Текст 3

Ты бродил. И так хотелось,

Чтоб меня ты вспомнил вдруг.

Не пилось мне и не елось.

Не спалось и не сиделось,
Ни на что мне не гляделось,
Лишь на твой заречный луг.
(М.Исаковский)

Мне не спалось. Лошадей занесло. Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, но с меньшей силою. Было так темно, что хоть глаза выколи. Хозяин встретил нас у ворот и ввёл меня в тесную, но довольно чистую горницу. Лучина освещала её. В избе было жарко натоплено. Хозяйки в доме не было. (СЛАЙД 5)

Первичное закрепление

Итак, какую роль играют безличные предложения в тексте. (Передают состояние человека, состояние окружающей среды). Более подробно на этом материале мы остановимся на следующем уроке.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

А сейчас я попрошу вас поработать в парах и составить мини-рассказ (3-4 предложения) на тему «Зима». (спросить 2-3 человек)

Урок подходит к концу. Добились ли мы решения поставленных задач?

Рефлексия

Сейчас продолжите данные предложения

Д.З. на крточках

Оценочный лист

Ф.И.__________________________________________

На начало урока

На конец урока

находить двусоставные предложения

Находить односоставные предложения

Отличать односоставные предложения от двусоставных

Определять вид односоставных предложений

Находить односоставные безличные предложения

Определять признаки безличных предложений

Определять значение безличных предложений в тексте

Составлять текст с использованием безличных предложений

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий