Сценарии на 7 и 9 мая. Ученица читает стихотворение «Дедушкины друзья»

Сценарий к 9 мая «Поклонимся великим тем годам»

Цели : активизировать знания по истории; ознакомить с фактами Великой Отечественной войны; развивать чувство патриотизма, гордости за свой народ, ответственности; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности.

Действующие лица

Ведущие. Чтецы.

Ход мероприятия

Звучит фонограмма «Широка страна моя родная».

Ведущий 1.

Страна дышала в мирном изобилии В сверканье жизни, песен и труда.

Включается фонограмма «Вставай, страна огромная...»

Ведущий 2.

В то утро ранее враги бомбили

Советские порты и города...

Ведущий 3.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Ведущий 1. День 22 июня 1941 г. памятен нам как один из самых трагических дней в истории страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.

Красная армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственной жизни старались сдержать натиск фашистов. Но силы были неравные. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить множество наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами, дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа, и они были расстреляны. Из пяти маршалов Советского Союза трое - А.И. Егоров, В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский - были уничтожены. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительством характера будущей войны. Тогда кавалерию продолжали считать главной военной силой и формировали кавалерийские части. Первые же бои показали, что лошадь не может противостоять грозному танку, а шашка - автомату.

В Красной армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и по некоторым другим причинам советские войска несли огромные, неоправданные потери.

Чтец 1.

На закате горят города,

Задыхаются дымными снами.

Эшелоны уходят туда,

Эшелоны набитые нами.

Там трещит за редутом редут,

Там сломался рубеж обороны.

Эшелоны идут и идут,

Днем и ночью идут эшелоны.

Чтец 2.

На закате горят города,

Не грусти, не надейся на чудо.

Эшелоны уходят туда,

Но они не вернутся оттуда.

Провожала нас Родина-мать

И шинель, и винтовку вручила.

Не просила в бою погибать

И в бою отступать не учила.

Чтец 3.

Нам судьбою понять не дано

Все о нас сочиненные были.

Мы погибли без спроса давно,

А о том, как погибли, забыли.

Пролетели над нами года,

И салют прогремел многократно...

Эшелоны ушли в никуда,

И никто не вернулся обратно.

Включается фонограмма «Эх, дороги...»

Ведущий 1. По плану гитлеровских генералов война должна была продлиться всего два-три месяца. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, пушки, заводы и рабочую силу покоренной Европы. Враг был жесток и силен.

Ведущий 2. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем; усилия фронта и тыла слились воедино. Ведущий 4.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не холмы -

То юность моя в огне.

Идут по войне ребята,

Идут по родной земле.

Припев

«Эх, дороги...»

Ведущий 1.

Вспомним всех поименно,

Вспомним сердцем своим.

Это надо не мертвым,

Это нужно живым.

Включатся фонограмма «Реквием».

Ведущий 3. От Бреста до Москвы -1000 км, от Москвы до Берлина - 1600, если считать по прямой, - это 2600 км. Это 7,5 тыс. убитых на 1км - 15 человек на каждые 2 м земли...

А сколько было убито детей?!..

А замученных в концлагерях?!..

Сколько было раненых, сколько молодых парней осталось инвалидами?!..

Сколько осталось после войны вдов и сирот?!..

Каким счетом измерить человеческое горе, и разве цифрами можно измерить меру героизма советских людей?!

Ведущий 4.

Они детей погнали с матерями

И яму рыть заставили.

Они стояли кучкой дикарей

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел майор хмельной

И медными глазами окинул обреченных.

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою.

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня.

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда вовеки.

Я видел, плакали как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучи вышло на поля.

В последний раз детей поцеловало.

В последний раз...

Шумел осенний лес,

Казалось, что сейчас он обезумел.

Гневно бушевала его листва.

Сгущалась мгла вокруг...

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к матерям,

Цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятия, что вырвались у женщины

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Глядела, ужаса полна.

И как же не лишиться ей рассудка.

Все понял. Понял все малютка.

Спрячь, мамочка, меня, не надо умирать.

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже.

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу против дула прямо.

Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,

И в сердце он врывается, как нож.

Не бойся, мальчик мой, сейчас вздохнешь

ты вольно.

Закрой глаза и голову не прячь.

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза, и заалела кровь,

По шее алой лентой извиваясь.

Две жизни наземь падают сливаясь.

Две жизни и одна любовь.

Песня «Соловьи, не пойте...»

Соловьи, не пойте больше песен, соловьи,

В минуту скорби пусть звучит орган,

Поет о тех, кого сегодня нет,

С нами нет.

Этот бой, он позади уже, кровавый бой,

Опять кого-то с нами нет уже,

Остался кто-то на чужой земле,

Той земле.

Тишина. Над полем боя снова тишина.

Как будто не было и нет войны.

И мы в объятьях мирной тишины.

Нет войны. Нет войны. Нет войны.

Ведущий 1.

Не раз вы были пулями отпеты,

Но, исходив все смертные пути,

И знамя наше

Сквозь семь смертей сумели пронести.

Ведущий 2.

И правильность законов диамата

Проверили с гранатами в руках

На улицах Орла и Сталинграда,

На венских и берлинских площадях.

Ведущий 3.

Так бились Брест и Минск,

В бой Киев шел.

Сражались Тула, Керчь, Новороссийск, Одесса,

Плыл Севастополь сквозь завесу,

Как мужества великий ореол.

Ведущий 4 . В августе 1942 г. началась гигантская, более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тыс. гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска погнали врага с родной земли.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за пораженце под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки «тигр» и «пантера». 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовали 1200 машин.

Сражение под Курском закончилось победой Красной армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Ведущий 1.

Отчизна гордится такими парнями,

Что бились за метры советской земли.

И в каждую точку врастая корнями,

В народную память корнями вросли.

Песня «Темная ночь».

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами...

Темная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная, черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня темной ночью хранила.

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной

ни случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались

Вот и теперь надо мною она кружится...

Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!

Ведущий 3 . Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в такой жестокой войне, но и разгромил фашизм потому, что война была всенародной. На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу - вот чем была завоевана эта победа.

Ведущий 2.

Я флаги мира почитаю,

Но вам скажу я, не тая.

Россию сердцем воспеваю,

Россия - Родина моя.

Ведущий 3.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Ведущий 4.

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым.

Вместе . Салют!!!

Звучит фонограмма «День Победы» (припев).

Ведущий 1.

Покуда сердца стучат, помните!

Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!

Песню свою, отправляя в полет, помните!

О тех, кто уже никогда не споет, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили,

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!!!

Ведущий 2. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 300 раз в годы войны был повторен бессмертный подвиг Александра Мат- росова, закрывшего собой амбразуру вражеской огневой точки. За героическую оборону и стойкость званием «город-герой» отмечены Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Киев, Сталинград (Волгоград), Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «крепость-герой».

Песня «Пусть всегда будет солнце» (последний куплет и припев).

Во время припева выходят дети с воздушными шарами и поют все вместе.

Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце - навек! Счастье - навек! -

Так повелел человек!

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Действующие лица:

2 ведущих, главная героиня, Андрей, Коля, Ирина, Ната, Лара.

(Музыка)

Ведущий 1: Россия! Мать великая моя! Страна отцов! Земля моя святая!
Я в эти дни дыханье затая, все уголки твои, все дальние края,
Волнуясь, в памяти своей перебираю.

(Звучат колокола)

Ведущий 2: Что это? Ты слышишь?
Ведущий 1: Это колокола. Колокола памяти…
Ведущий 2: Памяти? А разве такие бывают?
Ведущий 1 : Бывают, смотри!

(На сцену выходят ученики. Девушки в светлых платьях, парни – в белых рубашках. Всем весело и здорово. Выпускной.)

Девушка: Солнечный лучик скользит по доске.
Окна распахнуты в май
Коля: И во дворе зацветает сирень
Милая школа,прощай…
Все: Год сорок первый-у нас выпускной
Вот и последний звонок…
А в переди-небосвод голубой!-
Жизнь в долгий путь нас зовёт…!

Директор: Дорогие мои ученики, я по-прежнему называю вас так, хотя сегодня 21 июня 1941 года, вы уже окончили школу. И завтра вы сделаете первый шаг в свою самостоятельную, взрослую жизнь. Я желаю вам счастья на этой трудной и долгой дороге.

Все: «До свиданья! Наша школа! До свиданья! Наша школа! До свиданья! Наша школа! Ура!» Змейкой бегут по всей площади.
Андрей: А я буду машинистом!
ВСЕ: Обязательно будешь. Ура-а!
Ирина : А я буду летчицей-ей!
ВСЕ: У-у-у-у!
Девушка : А Коля будет капитаном дальнего плавания!
ВСЕ: Бу-у-дет! (движения)
Лара: А я буду художником!
ВСЕ: О-о-о-о-о!
Андрей: Нарисуй нам что-нибудь на память!
ВСЕ: На-а-рисуй! Нарисуй!

Лара: Алый парус надежды!
ВСЕ : Алый парус мечты.
Натка : А я буду любимой женой!
ВСЕ : О-о-о-о-!
Андрей : Вернись, товарищ будущая жена! Ромашки, природа, жизнь счастливая.

Натка: Значит гарантированная тишина!

Коля: Поле красивое, утро к лицу ему.

Лара : В домах за рекой огни зажглись.

Ирина: Люди работают.

Андрей: Смеются!

Натка: Танцуют!
Девушка : И радостно вместе нам становится жить.
(Приходят на танц. Площадку. Танцуют. Музыка – Рио Рита)

Ведущий 1:


Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.
Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной – музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе,
Шевелюра не обрита, ноги при себе.
Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.
Через месяц и не больше кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.

(Танцуют пары. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Звучит сирена. Все пары застывают. Звучат 1-й куплет и припев песни “Священная война”. Дальше картинки замедленного немого кино. Пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки, кофты, телогрейки и т.д. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.)

(На сцене остаются Андрей и Ната. Рассказывают по ролям стих)

– Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

– Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
– За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

– Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
– Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Ведущий 2: Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила, земное сбросила с земли
И никого не защитила, в дали обещанная встреча,
И никого не защитила, рука, зовущая в дали.

Ведущий 1: Солнце кровавилось в дымчатой мгле.
Красным снарядом било. (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 2: Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило! (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.
Ведущий 1 : Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло! (пауза) Их уже на было на земле, а оно было”.

Ведущий 2: Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.

(музыка)
Коля:
“Дорогая! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача – очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети – будущее нашей Родины – жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа.
Целую, твой Николай”.
Лара: Завтра я умру, мама. Ты прожила 45 лет, а я лишь – 18. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь…
Ирина: “Боевой первомайский привет! Дорогие мои! За последнее время получила шесть писем от вас, вот это праздник! Вообще письма получаю очень редко в связи с особыми условиями работы, но зато сразу пачками… Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, в “гостях” у “фрицев”, живу с ними “дружно”, знаем и ненавидим друг друга от всей души: они – за “беспокойную жизнь”, ну а мы за все: за кровь, за муки, за издевательства. То, что ты читаешь в газетах или слышишь по радио, – это ничто в сравнении с тем, что видим почти ежедневно мы…
Крепко целую. Ваша Ира”

Ведущий 1: Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись
Ведущий 2: А, вдруг, таким придёт и мой?!
Ведущий 1: А, вдруг, совсем… (пауза).

Ведущий 2: На улицах шептались
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
Ведущий 1: (громко) Убили!

Ведущий 2: Я помню “первым” и ещё “зарыт”,
И кажется ещё, “в сырой могиле”
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день (пауза). Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит”.

Ведущий 1: Но разве память бывает живой?
Ведущий 2: А ты не веришь? Человек может умереть дважды
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!

(колокольный звон)

Ведущий 2: Снова колокольный звон…

Ведущий 1: Да…и мы будем помнить всегда, каждый раз когда услышим звон…

(На середине сцены стоит стул)

Девушка: На стенке фото пылится

И каждый день на заре

Смотрю на юные лица…

Мы жили в одном дворе,

Учились в одном десятом,

Всегда - как одна семья.

Такими мы были когда-то…

А в центре, представьте, я! (Садится на стул)

(музыка. Выходит Андрей, встает за спинкой стула)

Он весь наш класс защищал.

Очень любил поспорить

И на гитаре играл.

Натка – душа компании…
(появляется Натка. Встает с Андреем, они переглядываются и улыбаются друг другу)

И в школьных делах мостак.

Бывало что на свидание

Не успевала никак.

Их звали «жених и невеста»

Они не смущались, нет.

Любовь - это всем известно –

Не знает преград и лет.

Лара с Ириной - подружки…

(держась за руки появляется Лара и Ирина. Встают одна рядом с Натой, другая - возле стула)

Вдвоем везде и всегда.

Веселые две хохотушки

И не разлей вода.

А это спортсмен наш Коля!

(Коля приседает возле стула перед Андреем. Получается фотография)

Колей гордится дом!

Все мысли - о футболе,

Ну а учеба - потом.

(Громко звучит музыка. Стоп - кадр. Фотография оживает. Ребята поочереди выходят на авансцену, произносят текст)

Андрей: Вот так мы тогда и жили.

Экзамены шли к концу.

Коля: Девчонки платья пошили,

Чтоб каждой было к лицу.

Ната: Выпускной был такой веселый!

Танцы и ночь без сна!

(звучит Рио Рита и резко обрывается)

Лара: Мы успели закончить школу,

Когда началась война.

(музыка)

Ирина: Стояли мы оглушенные,

И двинуться не могли…

Девушка: И словно завороженные

Руки свои сплели.

(все на авансцене берутся за руки)

Андрей: Всю ночь до утра не спали вглядываясь в горизонт

Девушка: А губы сами шептали…

Все: На фронт! На фронт!На фронт!

(громко звучит марш, потом становится фоном)

Коля: И нас война разметала!

(шеренга распадается. Все меняют местоположение. На месте остается лишь девушка. Она в центре.)

Всех по разным фронтам!

Девушка: Кто был там, знает, не мало

На долю выпало нам.

Горечь дымных рассветов

Впитал в себя каждый из нас.

(музыка обрывается. Пауза)

Нет! Не хочу об этом!

О будущем будет рассказ!

(звучит фоновая музыка)

(С разных концов сцены идут на встречу друг другу Андрей и Ната.
Встречаются на авансцене слева от девушки)

Ната: Долго мы друг о друге не знали:

Как, что и где…

Андрей: Под долгие песни вьюги

Я вспоминал о тебе.

Мы встретились в сорок третьем,

Как видите - навсегда!

(обнимает Нату за плечи)

Ната: Счастливей пары на свете

Не было никогда!

(На авансцену выходят Лара с Ириной. Встают справа от девушки)

Ирина: Мы были медсестрами в роте.

Лара: И хоть горели в аду,

К этой страшной работе

Привыкли в боях,

На ходу.

Ирина: А после победной песни

Осуществили мечту:

Учились, работали вместе…

Лара и Ирина: Закончили мединститут!

(Коля встает рядом с Ларой и Ириной)

Коля: Горели бескрайние дали

И сердце летело вскач!

Мы фашистские каски топтали,

А не футбольный мяч!

После войны, за город играя,

Точен я был всегда,

И каждый гол посвящал я

Девчонкам 10 «А».

Девушка: Поверьте, все так и было!

И счастливы были все.

И птицы по небу плыли,

И звезды купались в росе!

Я знаю, все так и было!

(громко звучит музыка. Резко обрывается)

Если бы не война…

Ларка первой погибла,

Под Львовом лежит она.

(Лара уходит в глубь сцены, встает спиной к зрителям)

Ирина с Наткой - чуть позже…

(Ирина и Ната встают рядом с Ларой)

Потом не стало ребят.

(Андрей и Коля уходят в глубь сцены)

Я даже не знаю, Боже,

Где они все лежат…

(Девушка идет на левую часть авансцены, чтобы не загораживать ребят)

На стенке фото пылится.

И каждый день на заре

Смотрю на юные лица…

Мы жили в одном дворе.

Такими мы были когда-то –

Последний десятый класс…

Простите меня, ребята,

Одна я живу…за вас.

(Уходит. Музыка «Я сегодня до зари»)

На сцене сидит мальчик подросток и что-то чертит на земле палочкой.

Ведущий :

(на фоне звуков морского прибоя ) Он любил рисовать в тетрадке с загнутыми уголками, сидя на песчаном пляже и мечтать о том, кем он хочет стать. Может быть, художником? Или инженером? Или моряком? Но никто еще не знал, что ему сужден стать отважным разведчиком.

(Звучит звук бомбежки. Мальчик встает )

Мальчик:

Никто не знал, что может так случиться,
Что детские мечты наши разбив,
Война однажды в двери постучится,
Все планы одним махом изменив.
Упала нам на слабенькие плечи,
Тяжелая, не детская игра.
И мы, ни в чем не смея ей перечить,
Почувствовали, что значит война!

Войне я молодые годы все отдал,
И детства, к сожаленью, не видал!

На сцене появляется девочка в шинели.

Ведущий :

Они мечтали совсем о другом: купаться в чистой речной воде, бегать босиком по молодой зеленой травке, спокойно спать под мирным небом, веселиться и играть, но жизнь распорядилась по-другому.

Девочка (в шинели ):
Мы были не обучены,
Не знали делать что.
К труду малость приучены
Мы были все зато.
Кровавых ран я не боюсь,
За медсестру теперь тружусь.
На фронте помогаю,
Солдатам жизнь спасаю!
Войне я детство отдала,
Так среди боя и росла.
(На сцене появляется совсем маленький малыш с воздушными шариками в руках).

Ведущий :

Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже находящиеся в тылу дети, все равно дети войны и их воспоминания и рассказы длиною в жизнь.

Ребенок:

Детство мое неразрывно
Связано было с войной.
В небо глядели с надеждой:
Вот бы сегодня покой!
Утром, проснувшись, бежали
Что-то поесть раздобыть.
Даже такое бывало,
Нечего было нам пить.
Мы от бомбежек бежали,
Ужас, застывший в глазах,
В страхе мы жили, не знали,
Как пережить это… как…

Мы детство войне все отдали
Хорошего и не видали!

Ведущий:

Они вырастут и станут мужественными, находчивыми, отважными. Их мечта обязательно сбудется, над головой будет мирное небо, на улице будет слышен звонкий детский смех. Но все это случится, если… они выживут.

(под лирическую музыку и приглушенном свете все уходят со сцены)

Несколько детей инсценируют стихотворение С. Михалкова «Мы тоже воины». Распределяются по всему залу, надевают костюмы, берут необходимые атрибуты.

Связист (ребенок сидит на стульчике, изображая связиста, на голове — наушники, в руках — микрофон или телефон) .

Алло, Юпитер? Я — Алмаз,
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (перевязывает равного, сидящего на стульчике, он стонет) .
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.

Моряк (смотрит в бинокль на небо).
На горизонте самолет.
По курсу — полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить — истребитель наш.
Два летчика рассматривают карту в раскрытом планшете.

1-й летчик.
Пехота здесь, а танки тут,
Лететь до цели семь минут.

2-й летчик.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдет от нас

Автоматчик (ходит вдоль центральной стены, в руках автомат) .
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг?
За домом очищаем дом.
Все вместе.
Врага повсюду мы найдем. (С. Михалков)

Сценка ко дню Победы для начальной школы «Что ты знаешь о войне?»

(На сцене стоят четверо ребят, одетых в солдатскую форму. К каждому из них по очереди подходит девочка и задает вопросы).

Девочка (первому солдату ):

Солдат, что знаешь о войне,
Ответь, пожалуйста, ты мне?

1 солдат:

О войне я знаю много,
Всю войну провел в окопах.
Война — это горе и беда
Это разруха в городах.
Это голод, и поверьте,
Быть на волосок от смерти!
Словом, боль не передать,
Дай вам Бог, войны не знать!
Девочка (подходит ко второму солдату ):
Интересно стало мне,
Кто начало дал войне?

2 солдат

Началась в июне
Двадцать второго числа.
Когда в сорок первом году
Фашист стал бомбить города.
Он с Киева начал бомбить,
Ровняя дома все с землей.
Вынашивал план в пару месяцев
Расправиться с нашей страной!
Но план с треском тот провалился
Ведь русский солдат отличился!
Отвагою подвигу равную,
Разбили фашистскую армию!

Девочка (подходит к третьему солдату):

Что такое день Победы?
Празднуют его ли деды?

3 солдат:

Что такое День Победы?
Это праздничный парад,
Это танки и солдаты
Маршируют все подряд!
Это красочный салют,
Что взлетает там и тут.
Это песни за столом,
Это дедовский альбом.
Это пряники, конфеты,
Это запахи весны,
Что такое день Победы?
Это значит — нет войны!

Девочка (подходит к четвертому солдату):

В этот день, я знать желаю,
Ветеранов поздравляем?

4 солдат:

Солдатов мы благодарим
За тишину, за мирный дом.
За детство, радость, за мечту,
За мир, в котором мы живем.
И пусть прошло немало лет,
Мы этот подвиг не забудем.
И каждый год 9 мая
Мы вспоминать героев будем.
И ветеранов поздравлять,
А героизм их прославлять!

Вместе:

Спасибо, дорогие,
За то, что живем мы.
Не зная слез и горя,
Не ведая войны!

(Всем ветеранам дарят цветы)

Действующие лица: девочка, мама, папа, бабушка.

Скажи мне, мамуля, что значит война,
И почему возникает она?

Мама:

Война — это горе,
Война — это смерть,
И ничего хуже
Нет в мире, поверь!
Война — это слезы родных, матерей,
Когда похоронки шлют на их сыновей.

Бабушка:
Война — это ужас,
Война — это стоны.
Убитым и раненым
Счет — миллионы!
Войне-то не важно,
Ты стар или млад,
Домой возвращает
Седыми ребят.

Папа (откладывает газету и подключается к беседе)

Да, Гитлер совсем просчитался,
Достойно советский солдат ведь сражался!
Хотел территорию он захватить,
Советский народ весь поработить.
Но твердый отпор ему дали.
И немцев до самого Берлина мы гнали!

Целевая аудитория: 7-9 классы (13-15 лет).

Предварительная подготовка: подготовка к выразительному чтению лирических произведений наизусть; организация выставки книг на военную тематику.

Цели мероприятия:

  • Продолжить работу по формированию у учащихся гуманного отношения к ветеранам ВОВ.
  • Продолжить работу по развитию выразительного чтения лирических произведений.
  • Формирование интереса к познанию истории нашей страны.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • презентация в программе «PowerPoint»;
  • выставка книг о ВОВ;
  • аудиозапись Юрия Левитана «Минута молчания»;
  • аудиозапись Сергея Трофимова «Родина»;
  • аудиозапись Льва Лещенко «День Победы».

Ход мероприятия:

Звучит аудиозапись песни Сергея Трофимова «Родина». (Слайд № 3)

Слово учителя: самое большое счастье для всего человечество - жить в свободной стране. Самая огромная радость для каждого из нас - жить в мире. В мире без войны!

9 мая наша страна отмечает великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне. Я уверена, что на земном шаре не найдется ни одного человека, который не знает о Дне Победы.

Ребята, что вы знаете о войне?

Какое значение мы придаем слову «Мир»?

Какой ценой досталась победа нашим прадедам?

Как вы отмечаете День Победы?

Какие книги о ВОВ вы читали?

В те далекие годы война не обошла стороной ни одну семью. Она унесла миллионы ни в чем неповинных жизней…

Учитель читает стихотворение Валентина Суслина «Весна, сорок пятый…»

Весна, сорок пятый.

Был школьный урок.

Не помню,

По русскому, что ли.

Как вдруг прозвучал

необычный звонок,

И замерло сердце от боли.

Отец пал в бою -

тут уж вздрогнет любой,

И мама вдовою осталась.

Тревога, надежда

и смутная боль -

Все в маленьком

сердце смешалось.

А в класс,

где стояла одна тишина

И шалости не было следа,

Вошел весь седой,

в орденах, старшина

И громко сказал нам:

"Победа! "

И мы, непоседы,

шпана-детвора,

Вспорхнули

от радости этой,

И с птичьими песнями

наше "Ура!"

над майской планетой.

А старый учитель

с блокадной судьбой,-

Я видел своими глазами,-

Держался за сердце,

смотрел пред собой

И крупными плакал

Потом уж, во власти

остывших идей

И лет набежавших

во власти,

Я понял, что сердце

болит у людей

От горя и

трудного счастья.

Девятое мая -

торжественный срок.

И где я в этот день ни бываю,

Победу и сорванный

С душевным теплом вспоминаю.

Валентин Суслин

(Звучит песня "Священная война".)

Звучит аудиозапись Лещенко «Минута молчания». Во время прослушивания записи работают слайды № 4, 5 презентации. В это же время ученицы исполняют танец, посвященный приглашенным на мероприятие ветеранам ВОВ.

Под бой курантов старшеклассники выносят флаг Российской Федерации и сделанную учащимися звезду, в которой горит вечный огонь. Все участники отдают память погибшим во время ВОВ минутой молчания.

Ученица читает стихотворение Михаила Владимова «Еще тогда нас не было на свете..»

Еще тогда нас не было на свете


Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

(М. Владимов)

Слово учителя: рано или поздно наступит тот день, когда на земном шаре не останется ни одного очевидца страшных событий войны. Каждый новый год уносит жизни участников ВОВ. И настанет время, когда о Дне Победы нам будут напоминать только мраморные памятники, произведения великих писателей, поэтов и композиторов, художественные и документальные фильмы.

Ученица читает стихотворение «Дедушкины друзья»

Дедушкины друзья

Май… Вовсю щебечут птицы,
И парад идёт в столице.
В орденах шагают деды.
Поздравляем с Днём Победы!

Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.

Горят на солнце золотом
Награды боевые,
И входят в дом,
В наш мирный дом,
Дороги фронтовые.

Я молча рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.

Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их,
Но верю я:
Они опять приедут.

Слово учителя: День Победы - праздник вечной памяти; памяти, которой никогда не будет конца. Из поколения в поколение будут передаваться знания о ВОВ. День Победы 1945 года - самый светлый и счастливый день для каждого, кто остался жить. Весть о победе застала героев в разных уголках нашей необъятной Родины. Вот как вспоминают о том дне сами ветераны:

Работают слайды № 7, 8.

«9 мая 1945 года мама забежала на кухню. Она задыхалась от волнения. «Победа», - сорвалось с ее губ. И сразу в доме все завертелось, все начали обниматься. На улицу выходили люди, поздравляли друг друга и плакали» - таких воспоминаний о Дне Победы осталось немало. Кого-то окончание войны застало в окопах, кто-то встретил ее в разрушенном городе, поездах, в самом Берлине. Это был самый счастливый день в жизни многих советских граждан. Конечно, 9 мая - праздник со слезами на глазах. Вспоминали своих родных, отчий дом и тех, кто не дожил до мирных дней.»

Анна Краморова

«День 9 мая 1945 года запомнился мне всеобщим ликованием людей всех возрастов в городе Клинцы, где я узнал об окончании войны, а также парадом нашей бригады, которая тогда дислоцировалась в этом городе. Жители приветствовали нас и плакали от счастья, что настал долгожданный День Победы.

Мечтал о мирной жизни, о том, что оставшимся в живых предстоит много сделать и упорно потрудиться для того, чтобы жизнь наша стала такой, какая она есть сейчас. Мечтал о встрече с родными, школьными товарищами, очень хотелось встретиться, поговорить о минувших военных годах. Ведь когда закончилась война, мне было около 21 года, а за плечами уже было три года в рядах Красной Армии. Я был ранен, когда мне было немногим больше 18 лет.»

Плегановский В.П.

«Мне никогда не забыть день славной победы — 9 мая 1945 года, который я встретила в Германии. Помню эту радость в тот солнечный день. Весть пришла неожиданно. Кто-то из товарищей громко крикнул: «Друзья, война окончилась! Наша Красная Армия победила фашистских захватчиков! Ура!».

Мы от радости плакали, обнимались, смеялись. В этой радости я сказала подруге: «Валентина (Раевская. — Е.Щ.), наш Орел теперь мирный и свободный от фашистов, и мы скоро поедем домой, в Орел!». Мы вспоминали родных и друзей. Но нас, медицинских сестер, сразу не отпустили домой. Оставили работать в госпитале, где лечились наши раненые. Только в декабре 1945 года мы демобилизовались. Я приехала в родной город Орел…»

Абакумова Раиса Ивановна

Ученица читает стихотворение Аси Горской «Держись, ветеран!»

Держись, ветеран!

Пожалуйста, будьте любезны,
Прохожие, к нашим дворам
Пока ещё сам из подъезда
Выходит седой ветеран.

Парадная форма, погоны
И орденских планок - экран.
Идёт ветеран по району,
Смотрите, идёт ветеран!

А день по-весеннему синий,
Земля отдыхает от ран,
Идёт ветеран по России,
Замрите, идёт ветеран!

История в новом столетье
И новым открыта ветрам.
Идёт ветеран по планете -
Великой войны ветеран!

Давно отгремели грозы,
Блестят ордена и слёзы,
Тюльпаны горят и розы -
Держись до конца, ветеран.

(Ася Горская)

Слово учителя: 21-ый век… Казалось бы все позади: и бой, и страх, и война. Мы много говорим о любви к Родине, об уважении к тем, кто дал нам жизнь и свободную страну… ценой своей жизни… Но как показывает время: наши ветераны до сих пор не спят спокойно, и не потому, что им снятся страшные сны о войне. Вы, возможно, спросите меня, почему?! Я Вам отвечу …

Работают слайды № 9, 10, 11.

В Пермском крае милиционеры задержали 25-летнего жителя Республики Удмуртии, который приехал в село Уральское Чайковского района, чтобы похитить принадлежащие деду медали.

На допросе внук-убийца признался, что ему очень нужны были деньги, и он вспомнил про медали деда. Но дед ответил: «Медалей ты не получишь, ни моих, ни бабушкиных». Рассвирепевший внук несколько раз ударил дедушку дубинкой по голове, затем надел перчатки и стал искать награды. Поиски не увенчались успехом, и убийца решил забрать икону Божьей Матери. Рассмотрев на улице икону, он подумал, что за приличную сумму её продать не получится и забросил святыню на крышу сарая. Тело истекающего кровью Никандра Жижина обнаружила социальная работница, которая помогала старику. Она сразу побежала к фельдшеру, но было поздно. Медик констатировала смерть ветерана.

Охотники за наградами

В Липецке 29-летний местный житель проник в квартиру 92-летнего ветерана Великой Отечественной войны Василия Полтавцева. Он избил хозяина, похитил его ордена, медали и остаток пенсии. Фронтовика в бессознательном состоянии нашла утром дочь, он был доставлен в больницу в коме и вскоре скончался.

Преступление и наказание

В Алтайском крае вынесен приговор двум юношам, которые расправились с ветераном войны.

Перед тем как скрыться с места преступления, нападавшие перерубили кабель телефона, чтобы ветеран не смог позвать на помощь. Убийцы похитили 700 рублей и шесть наград.

Алтайский краевой суд приговорил 19-летнего подсудимого Павла Каменева к 16 годам лишения свободы в исправительной колонии. Его 17-летний сообщник Георгий Степанян проведет за решёткой 10 лет.

Ученица читает стихотворение С. Маршака «Урок родного языка»

Урок родного языка

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом -
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Перьями пишут и мелом:
"Нам не нужна
Война!"

Стройка идет в Ленинграде,
Строится наша Москва.
А на доске и в тетради
Школьники строят слова.

Четкая в утреннем свете,
Каждая буква видна.
Пишут советские дети:
"Мир всем народам на свете.
Нам не нужна
Война!"

Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, -
Свет и богат и велик.

Наши советские дети
Так изучают язык.

(С. Маршак)

Слово учителя: Не обошла стороной Война и мою семью. Моя бабушка была труженицей тыла, работала в военном госпитале. Когда началась война, ей было 17 лет. Она не мечтала об учебе, семье, любви, свиданиях... Вся ее молодость прошла через тяжелые военные будни. Я много знаю о Войне из ее рассказов со слезами на глазах. Уже три года моей любимой, родной бабушки нет в живых. Она умерла на 85-ом году жизни. Но не проходит и дня, чтобы я не думала о ней. И каждый год в День Победы я возлагаю к её могиле цветы и говорю ей простые, но такие важные для меня слова: «Спасибо, родная, за Жизнь…». Слайд № 12.

В это время работает слайд, на котором фотография моей бабушки и стихи, посвященные ей.

Учитель читает стихотворение «Дети поют о войне»

Дети поют о войне

(Посвящение поэта-ветерана школьникам)

Школьники сегодня о войне

Пели песни и стихи читали

В небольшом уютном школьном зале,

В необыкновенной тишине.

Ветераны, не скрывая слёз,

Слушали детей и вспоминали

Песни те, что пели на привале,

Несмотря на шум военных гроз.

Вновь воскресли в памяти бойцов

Грохот бомб, победы над врагами,

Яркие в смертельном урагане

Подвиги мужей, сынов, отцов.

Эти дети нет, не хуже нас -

Детворы военных лихолетий.

Шалуны? Так что ж, они же дети.

Разве детство без проказ?

Взгляд пытливый, как большой вопрос,

Тяга к знаньям, жажда увлечений,

Нетерпение нравоучений...

Разве кто-нибудь иначе рос?

Как они поют! И в их глазах -

Боль за беды, радость за победы,

Гордость за Россию и за дедов,

Защитивших Родину от зла.

Мёртвым и живым - поклон земной,

Правнуков стихи и внуков песни.

Дети встанут, не дай Бог, но если

На Россию враг пойдёт войной.

Мероприятие заканчивается чтением ученицей стихотворения "Чтобы солнце улыбалось"

Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землёй
Людям всем
И нам с тобой!

Работают слайды № 13, 14.

(М. Пляцковский)

Звучит аудиозапись песни Льва Лещенко «День победы»…

Под звучание музыки учащиеся поздравляют ветеранов и дарят им памятные подарки.


Полный текст материала Внеклассное мероприятие "А много ли мы знаем о победе…"; 7-9 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Департамент образования администрации г.Липецка

МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Великой Победе посвящается

(сценарий внеклассного мероприятия для 7-11 классов)

сценарий разработан:

методистом и педагогом ДО

Кудашевой Л.И. ,

Липецк - 2017

«Память горькая в каждой берёзе»

Великой Победе посвящается

СЛАЙД 1 - ЗАСТАВКА

(Оформление: на сцене берёзовые пеньки, на одном из них – плащ-палатка, сверху – солдатская пилотка. У всех участников спектакля в руках цветы.

Звучит «С чего начинается Родина?».

Через сцену в зал, не спеша, проходят исполнители песни).

ЛЕЛИКОВА: С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот,

СЛАЙД 2

ЧУРИЛОВА: С той самой березки, что во поле, под ветром, склоняясь, растет.

А может, она начинается с весенней запевки скворца.

И с этой дороги проселочной, которой не видно конца?

(мелодию песни микшировать)

ДАНИЛОВА: Бывало, ведь и в прежние года взлетала саранча на Русь…

СЛАЙД 3

Был враг чипчак – (ЗАРКУА) и где чипчаки?

Был недруг лях – (ЗАРКУА) и где те ляхи?

Был сей, был тот – их нет, а Русь?

ЗАРКУА: Всяк знай, мотай себе на ус.

«Погибнем! Мёртвым срама нет!» - гремит перед дружиной.

И ты, неверных страх, Донской, с четой двух соименных,

Летишь погибельной грозой на рать иноплеменных.

И ты, наш Пётр, в толпе вождей. Внимайте клич: Полтава!

БОНДАРЕНКО: Победы вспомнив древних лет, вам слава, наши, деды!

Друзья, уже могущих нет; уж нет вождей победы;

Их домы вихорь разметал; их гробы срыли плуги;

И пламень ржавчины сожрал их шлемы и кольчуги;

Но дух отцов воскрес в сынах; их поприще пред нами.

Мы там найдём их славный прах с их славными делами.

ЗАРКУА: Эти строки как сжатая история судьбы России, защиты нашего Отечества.

СЛАЙД 4. (Звучит мелодия «С чего начинается Родина

ЛЕЛИКОВА: С чего начинается Родина? С окошек горящих в дали,

ЧУРИЛОВА: Со старой военной реликвии, что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности ты ей в своем сердце принес?

(Мелодию микшировать)

СЛАЙД 5.

Л.И.: (держит в руках реликвии) Да, взрослея, мы понимаем, что главные действующие лица – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Вот почему семьи фронтовиков так бережно хранят всё, что связано с погибшими на фронте.

А, может быть, фотографию?

Оказывается, самой ценной реликвией для семьи является письмо с фронта, «какой-то бумажный треугольник» без «конверта с марочкой»! Это простое и коротенькое письмо-весточка часто вызывало зависть соседских женщин, потому что кто-то совсем не дождался письма с фронта…

Бывало, что на всю деревню было только одно письмо-треугольник… И клятвы в письме не было: «Умрём, но не отступим!», потому что боец не хотел умирать. В тылу надрывались от своей работы и «падали на землю от усталости женщины и дети, как солдаты под огнём. И вот тогда, чтобы выстоять, они все вместе читали письмо с фронта… И женщинам чудилось, что это пишут их мужья, сыновья и братья. А раз пишут – значит, живы и здоровы, только они очень далеко от дома.

Мой дедушка Вершинников Павел Матвеевич ушёл на фронт на второй день войны. Родные ждали от него весточки в течение долгих семи месяцев, а потом семья получила извещение, что он героически погиб 5 января 42 года у города Боровск (деревня Свояки) Московской области. Моя мама до сих пор хранит этот пожелтевший треугольник.

СЛАЙД 6 . (Звучит мелодия «С чего начинается Родина?»,

девушки в военной форме раздают фронтовые треугольники).

ЛЕЛИКОВА: С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре,

ЧУРИЛОВА: С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается с той песни, что пела мать,

С того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять?

СЛАЙД 7 .

ДАНИЛОВА: Дети войны запомнили репродукторы, которые сообщили ПОБЕДУ! Все слушали, а они, дети, слов не разобрали. Но поняли, что «радость» оттуда, сверху, идёт. Кого поднимали на плечи взрослые, кто лез сам. Старались дотянуться до чёрной тарелочки и поцеловать её. Один становился на плечи другому, потом залезал третий, а иногда и четвёртый. Каждому хотелось поцеловать слово «победа»…

АЛЕКСЕЕВА: Дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило 1 сентября 41 года, и не надо было идти в школу…

ФРОЛОВА: Как в 10-12 лет, только став на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки.

ДАНИЛОВА: Как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его съесть, потому что за 4 года забыли, что такое белый хлеб…

Н.К.: «Ленинградские дети» - это звучало как пароль.

СЛАЙД 8

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться.

В осаждённом городе их тысячами погибало от голода. Не спасали и 125 граммов блокадного хлеба…

КУДАШЕВА Т.: «Мне было 14 лет. И я была главным заготовителем в семье. Стояла в очередях. Отоваривала карточки. Когда блокадную норму в 125 граммов отмеряли точно, то оставались крошечные, с полконфетки довески. Мама это знала, но я говорила, что не смогла удержаться и съела по дороге.

И вот Новый год… Когда я вынесла в четырёх пакетах все довески, которые копила с ноября, все заплакали. Ничего слаще тех крошек не было»…

СЛАЙД 9.

СИДАЛИЕВА: Блокада… Далеко как это слово от наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы, и как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах своих детей на кладбище нести.

ПИНДЮРИНА: Я как рубеж запомню вечер: декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла, и вдруг соседка мне навстречу.

Сменяй на платье,- говорит, -

менять не хочешь - дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит. Не хороню.

Ей гробик нужен. Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...

И я сказала: - Не отдам.-

И бедный ломоть крепче сжала.

Отдай,- она просила,- ты сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу.-

Как будто на краю земли, одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли, две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило - привести ее к себе, шепнув угрюмо:

На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль - не думай.-

Прожив декабрь, январь, февраль, я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль - ни слез, ни радости, ни страсти.

Их множество - друзей моих, друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них в мучительном кольце блокады.

СЛАЙД 10.

ШИРЯЕВА: …Сколько писем с той поры мне было!

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила самое желанное письмо...

Кто не написал его, не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит то письмо, желанное как свет,

ищет адрес мой, и не находит, и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день - и непременно в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной весть, идущую еще с войны?

( СЛАЙД 11. Д остаёт солдатскую пилотку, надевает)

УСАЧЁВ: Сорок первый…первый,.. первый…

Первый раз я на войне.

Первый раз вскипают нервы, первый раз не спится мне.

Первый раз я стал солдатом – мне впервые дан приказ.

В первый раз я с автоматом и в окопе в первый раз.

Первый раз напишут маме, что под кручею ракит

Возле речки безымянной первый раз я был убит.

(снимает пилотку, стоит, опустив голову).

ДЫКИН: Я познакомился с тобой, война, когда в руки мне попалось это письмо.

«Помогите мне, спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову, и всё? И моё горячее тело уже не будет горячим. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не окончил… Я всё пройду, до самого конца…»

СЛАЙД 12.

ШЕСТОПАЛОВА: Жил в Измалковском селе Афанасьево старик. Был он худ и высок ростом, носил овчинный полушубок и разношенные подшитые валенки. По хозяйству дома хлопотал. Думал о том, что долг свой человеческий честно выполнил, хорошо трудился, честно жизнь прожил, с чистой совестью и свой час встретит.

Но пришла беда. Одна на всех сразу. Вступила она в дом Василия Яковлевича Вобликова в тяжёлых кованых сапогах. Холодом металла коснулась сердца, когда в дом Вобликовых вломились немцы.

ДАНИЛОВА: - Веди нас на Петровское, дед!

Совесть старика ответила: «Не пойду!»

Его выволокли из хаты, штык - к лопаткам: «Веди!»

Дошли до края деревни.

Дальше я не пойду. Тут я жизнь прожил, тут и умру, - старик окинул взглядом тихую, окутанную мраком деревню. Штык!!! Ещё штык!!! И последнее, как спасение, - принял старик пулю в лоб. Свирепея от бессильной злобы, фашисты стянули с ног старика валенки. Колючий ветер шевелил его седую бороду...

ШЕСТОПАЛОВА: 18 ран насчитали утром на теле Василия Яковлевича односельчане, потрясённые жестокостью врагов и величием духа Сусанина из села Афанасьева Измалковского района нашего края. Произошло это в начале декабря сорок первого, когда зима выдалась суровая, с крепкими морозами. Много с тех пор воды утекло и метелей отшумело. А попробуй забудь...

ШИРЯЕВА: Вырастить двенадцать детей – уже подвиг. Воспитать их людьми с большой буквы – подвиг вдвойне. Его совершила Мария Матвеевна Фролова, жительница Задонска.

(ЩЕЛЧОК ).

(Учащиеся выходят вперёд, к ней подстраиваются 12 чтецов)

ЛЕЛИКОВА: Мать мелькала между яблонь и посудой, покуда старший сын силой не усадил её рядом с собой. Он смотрел на её тяжёлые крестьянские руки, такие спокойные, и ему было хорошо. А мать отдыхала душой – дети один за другим уходили во взрослую жизнь, а тут приехали все.

В мае сорок первого скоропостижно умер муж, но остались 12 детей, которых они вырастили и поставили на ноги. Но война распорядилась по-своему…

(Очень тихо звучит мелодия «Журавлей »)

ИВАНИЛОВ: Старший Михаил, преподаватель Ленинградской Военно-морской Академии, служил на боевом корабле, попал под бомбёжку и умер в госпитале.

ПИНДЮРИНА: Дочь Антонина умирала в блокадном Ленинграде, спасая своего сына от голодной смерти. Её трёхлетнего ребёнка, ослабевшего от голода и разучившегося ходить, спасли сослуживцы.

ФОКИН: Алексей работал электросварщиком на заводе, поэтому имел «бронь» вплоть до сорок пятого. На его просьбы послать на фронт, ему отвечали коротко: «Ты здесь нужнее». В настоящее время Алексей Фролов живёт в Казани.

ТИТЛИНОВ: Сын Дмитрий болел морем, попал на Балтийский флот. Его корабль подорвался на мине. В ледяной воде провели несколько часов, поэтому после войны ослеп и пожил мало. Умер от ран в 48 году в больнице среди своих.

ДЫКИН: Константин спас девчонок, когда они купались на Дону. Не раздумывая, бросился с обрыва в реку. С третьего курса института ушёл добровольцем в ополчение. Через год, приехав с фронта, позвонил с вокзала жене: «Я на вокзале, встречай». Через полчаса, на Балтийском вокзале она увидела разбомблённые выгоны.

НИКОЛАЕВ: Сын Тихона, став взрослым, сдавал экзамены в лётное училище. Седой полковник из приёмной комиссии долго смотрел на него, а потом совсем не по-уставному сказал:

Отец твой мне жизнь спас, сынок.

Тихон Фролов служил и в артиллерии, и в лётных войсках, а погиб в конце апреля в Германии. Похоронен в братской могиле, - отчеканил будущий курсант.

АЛЕКСЕЕВА: Василий с первых дней войны был на фронте рядовым. Часто письма домой писал. Погиб на Невской Дубровке.

ФРОЛОВА: Николай увлекался радиотехникой, собрал несколько телевизоров. Окончил школу младших командиров. Маму утешал как мог: «Кто-то из нас ещё и погибнет, но кто-то ведь и останется. Он остался, но война напомнила о себе – умер после Победы.

ТИТЛИНОВ: Леонид, катаясь в детстве на лыжах, повредил почки. На фронт его не взяли. Имея «бронь», сел в поезд с добровольцами. По пути следования от директора завода получал телеграммы «Вернуться», но не сделал этого. Служил на «летучке», ремонтировал танки прямо на поле боя, ходил в разведку. За особо важного «языка» получил медаль. В конце апреля сорок пятого в «летучку» попал снаряд.

ПАНФЁРОВА: Ещё в школе Пётр устроился учеником на завод. Увлекался мотоциклом. На войне пригодилось доставлять донесения в штаб. Ранен.

Из госпиталя сбежал на фронт. Погиб в разведке в сорок третьем.

СИДАЛИЕВА: Митрофану от войны остался один неполный год. Успел побывать под бомбёжкой и артобстрелом. Выжил. Живёт и работает в Ленинграде.

ТЕРЕЩЕНКО: Дочь Анна в войну и после работала учительницей. Братья с надеждой смотрели на неё: «Аня, береги маму, помогай ей, она очень устала. Если бы не война…»

Завет братьев Аня не выполнила. Умерла в 1993 году.

ШИРЯЕВА: Мария Матвеевна Фролова, простая русская женщина, мать 12 достойных детей, перенесла инфаркт уже в шестидесятые годы и умерла, когда ей было девяносто шесть лет.

(Под затихающую мелодию возвращаются на свои места, кроме Николаева).

СЛАЙД 13.

НИКОЛАЕВ: Нет, врёшь, задаром наших не возьмёшь!..

Вода кипела и горела суша,

Бросала «тигров» бронелобых в дрожь

Разгневанная русская «Катюша».

Такое ласковое и заботливое имя дали грозному военному артиллерийскому орудию, которым командовал наш земляк капитан Иван Андреевич Флёров, уроженец села Двуречки Грязинского района.

За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флёрова нанесла гитлеровцам огромный урон. В ставку фюрера летели срочные донесения: «Русские применили многоствольную огнемётную пушку, наносящую удары потрясающей силы», «...На Восточном фронте у русских появилось невиданное реактивное оружие... На том месте, где лёг его залп, мгновенно плавится железо и горит земля...». Чтобы не дать немцам захватить головную батарею, командир Флёров приказал взорвать её и погиб сам…

ЗАРКУА: Установка-то реактивная, а названа таким нежным и ласковым именем «Катюша». Может быть, из-за песни, которая так знакома и любима всеми?

СЛАЙД 14.

(Танец «Катюша» (Похожай, Терещенко, Ярлыкова, Панфёрова)

(Похожай после танца остаётся на авансцене)

ПОХОЖАЙ: Сорок первый год. Госпиталь… Идёт концерт… (ЩЕЛЧОК) Выступления проходят весело, дружно. Правда, не все могут аплодировать. У некоторых забинтованы обе руки. Но если одна рука здоровая, то хлопают себя по коленке. Двое весёлых аплодируют вдвоём, ударяя ладошкой одного о ладошку другого, как в детской игре. На это больно смотреть, но к этому нужно привыкнуть.

В одной палате стонал раненый. Я спросила врача: «Может быть, не надо выступать в этой палате?» Но врач ответил: «Нет, надо! Как раз ему надо больше всего». А после нашего выступления раненый повернул голову к соседу и сказал: «Похлопай за меня».

ЗАРКУА: Уроженец Ельца Вячеслав Людвигович Кротевич, лётчик-инструктор.

СЛАЙД 15.

Балтийский флот, Финский залив, атака лётчиков на корабли противника. Первый заход успешный, но тут вражеский снаряд попадает в наш штурмовик. Пламя охватила самолёт, а пилоты, презрев смерть, направили летящий факел на немецкие сторожевые корабли. Взрыв!!! И коротенькое письмо, написанное на обороте фотографии, дошло до жены лётчика:

УСАЧЁВ: Два широких, два крыла мчат меня в эфире,

Если б рядом ты была – было бы четыре.

Но в груди моей поёт – слышишь песня мести.

Значит, мы идём в полёт, дорогая, вместе.

Где же сердцу, не любя, силы взять такие?

Я люблю, люблю тебя, как одно с Россией!

ПИНДЮРИНА: «Я только живу тем, что наша встреча уже не за горами. Я уже всё себе даже представляю, как вы меня все встречаете, как я вас всех обниму, мои славные, дорогие…

Если бы вы видели, как эти проклятые немцы сейчас боятся, знают, что уже много преступлений наделали и за всё надо отвечать. Но мы недаром прошли этот путь от Волги до Одера, рассчитаемся за всё, отучим навсегда их воевать, чтобы наш народ, да и все народы мира могли свободно жить, а фашизм был стёрт с лица земли и навеки.»

(Из-за кулис медленно выходит Прилепина, на плечах платок. Подходит к берёзке).

СЛАЙД 16.

ПРИЛЕПИНА: Закаменело с тех пор любящее сердце. Только и осталась карточка его фронтовая, да вот этот треугольник. Да березка перед домом в деревне. Наши деревенские-то своим погибшим мужикам хоть небольшую часовенку поставили. Теперь вот и День Памяти отмечать стали. Все бы хоть поминальную свечечку поставить. А то нехорошо как-то. А помянуть надо. Душу облегчить. Особо нам, женщинам.

(Из-за кулис выходит в гимнастёрке Салова Лера).

СЛАЙД 17.

САЛОВА: Она была в линялой гимнастёрке,

И ноги были до крови натёрты.

Она пришла и постучалась в дом. (поворачивается к Прилепиной)

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

(На мелодии «МАЙСКОГО ВАЛЬСА» стоят, обнявшись,

потом разворачиваются к зрителям).

ПРИЛЕПИНА: Был чёрный хлеб белее белых дней,

И слёзы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке.

В ладоши хлопали и танцевали. (ЩЕЛЧОК)

И только в тихом русском городке

Не пели песен, а торжественно молчали.

(МЕЛОДИЯ ЗАТИХАЕТ, девочки сходят со сцены).

(Прилепина и Салова берут цветы)

ЯРЛЫКОВА: Сердце захлёбывалось от счастья – Победа!

Сердце разрывалось от горя – кто-то не дождался салюта Победы!

(ЩЕЛЧОК)

Сколько крови в нас пролилось, - не сказать ни стихами, ни в прозе.

Сколько выросло новых берёз – память горькая в каждой берёзе.

В каждом доме свой список имён.

Мы потери зовём поимённо.

СЛАЙД 18.

ЯРЛЫКОВА: В каждом доме свой список имён.

Мы потери зовём поимённо.

Всех, кто жизнь сохранил, а своей не щадил,

Славной памяти павших, будем достойны!

Н.К.: Никешин Михаил Степанович, танкист, мой дедушка…

ПРИЛЕПИНА: Мой прадедушка капитан роты Сдвижков Иван Петрович. Воевал под Сталинградом. Освобождал дом Павлова, где солдаты, погибая, писали кровью на стенах прощальные весточки. Попал в плен. Чудом выжил, карабкаясь из общей могилы, в которой лежали расстрелянные товарищи. В настоящее время живёт в Добровском районе.

ХУРТЫЛО: Мой дедушка Макаров Михаил Васильевич, пулемётчик. На фронте с 41 года. Участник обороны Москвы. Четырежды был ранен. Награждён орденами и медалями. Умер после войны.

ПРИЛЕПИНА: Моя бабушка Мария Петровна Золотарёва работала в ополчении. Строила оборонительный рубеж под Шатурой Московской области.

ПОХОЖАЙ: Самойлов Дмитрий, мой прадедушка. Воевал на 2-м Белорусском фронте. Имел награды. Погиб … Долгое время считался пропавшим без вести.

ПРИЛЕПИНА: Мой дедушка Степан Алексеевич Быкасов попал под бомбёжку. Контужен в голову. После госпиталя снова на фронте. Подвозил боеприпасы на передовую. Умер в 95 году.

НИКОЛАЕВ: Старший сержант Ильиных Александр Осипович – мой прадедушка. Имел ранение. Встретил Победу на Калининградском фронте. Умер в 93 году.

УСАЧЁВ: Пешкин Иван. Пехотинц. Мой прадедушка. Прошёл всю войну. Участник Курской битвы. Был контужен. Затем госпиталь. Форсирование реки Одер. Снова ранение. Награждён орденами. Умер после войны.

ТИТЛИНОВ: Мой прадед Беляев Михаил пропал без вести.

Дядя моего дедушки – участник танкового сражения под Курском. Дошёл до Берлина. Горел в танке. На протяжении всей войны его сопровождал верный друг, собака, которая спасла его, раненого, на поле боя.

СИДАЛИЕВА: Сержант Ащеулов Павел Антонович. Пехотинец. Награждён медалью за взятие Берлина. Имел ранения. Мой прадед умер в 1978 году.

Второй мой прадедушка рядовой Воротников Кирилл Терентьевич. Фронтовик. Пропал без вести в 42 году.

Мой третий прадедушка младший лейтенант Городовой Павел Филиппович. Артиллерист. Награждён медалью за взятие Берлина. Умер в 64 году.

ДЫКИН: Старшина Фролов Алексей Михайлович. Пехотинец. Прошёл всю войну до Берлина. Получил ранение в живот. Мой прадед умер через 2 года после войны.

ЗАРКУА: Каблоцкий Самуил Львович. Штурман-стрелок. Начальник штаба отдельной авиационной эскадрильи. Воевал с 22 июня 41 года по 9 мая 45. Участвовал в боях в составе частей Южного фронта, Северо-Кавказского, Украинского, 1-го Белорусского Фронтов. Ветеран войны. Награждён орденом Ленина. После войны работал в 24-й школе учителем труда. Умер несколько лет назад.

ШИРЯЕВА: Рядовой Чуносов Дмитрий Арсентьевич, уроженец города Грязи. Мой прадедушка. Добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Дальнем Востоке, потом на Калининградском направлении. Был ранен. В январе 44 семья получила извещение, что он похоронен в братской могиле.

БОНДАРЕНКО: Мой прадедушка Лебец Михаил Романович. Пехотинец. Был ранен. Умер после войны.

Моя прабабушка Иванченко Мария Степановна. Операционная сестра во фронтовом госпитале. Умерла после войны.

ПАНФЁРОВА: Рядовой Пирогов Пётр Фёдорович. Участник войны с 41 года. Дошёл до Берлина. Был ранен. Награждён медалями за отвагу.

ТЕРЕЩЕНКО: Мой дедушка Коростелёв Георгий Дмитриевич. Выпускник 19 школы. Безумно любил книги. Приписав себе 1 год, мальчишкой ушёл на фронт. Погиб в 42 в Белорусских лесах, сражаясь в партизанском отряде. Семья получила извещение «Пропал без вести…»

ЛЕЛИКОВА: Корабельников Алексей, мой прадедушка. В первые месяцы войны пропал без вести.

Старший лейтенант Барышев Фёдор Моисеевич. Мой прадедушка. Связист. Прошёл всю войну. Награждён орденами и медалями. Умер в 85 году.

ФРОЛОВА: Старший лейтенант Ищенко Никифор Тихонович, мой прадедушка. На фронте с 41 года. Ранен на Курской дуге. Имеет награды. Умер после войны.

НЕЗНАНОВА: Рядовой Незнамов Василий. Пехотинец. Мой прадедушка. Пропал без вести в боях под Воронежем.

ШЕСТОПАЛОВА: Мой дедушка Александров Владимир Александрович. Танкист. Погиб под Смоленском.

КУДАШЕВА Таня: Полковник Кудашев Николай Егорович. Мой дедушка. Политрук. Инвалид войны. Имеет награды. Семья получила похоронку, но он выжил. В настоящее время живёт в Липецке.

Полковник Быков Иван Михайлович, мой дедушка, инженер-испытатель, участник Отечественной войны, ветеран, служил в лётных войсках, имел награды. Трагически погиб в декабре 2004 года.

ПРИЛЕПИНА: Нет, мёртвые не умерли для нас.

Время вечною воздаст любовью тем,

Кто людям себя отдал,

В битве страшной с врагами пал,

Кто хотел земле человечности,

Кто, увы, домой не придёт,

Кто и ныне - пропавший без вести,

Боль и гордость, твоя, народ!

СЛАЙД 19 . Липецк, пл. героев, Вечный огонь

(Под мелодию из к/ф «Мгновения» возложение цветов. Отходят в обе стороны).

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Н.К.: Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда человечество будет молчать 30 лет!

ХУРТЫЛО: Всё, о чём вы услышали сегодня и о чём мы смогли вам рассказать, произошло благодаря людям, которые окружают нас.

(ребята возвращаются на свои места в зал. Мелодия затихает).

А это страницы истории нашей школы. СЛАЙД 20.

АЛЕКСЕЕВА: Во время войны учащиеся приносили дрова для котельной, которая располагалась за школой. В 1942 г. в 5-й школе разместился эвакогоспиталь № 2976, поэтому 19-я и 5-я объединились и находились в здании нашей школы до 1 января 1944 г.

СИДАЛИЕВА: Учитель русского языка и литературы СШ№19 (ЩЕЛЧОК) Заслуженный учитель Российской Федерации Степаненко Александра Андреевна награждена Орденом Отечественной войны II степени. Она работала в нашей школе с 47 по 77 год.

___________: Антонов Сергей, когда началась война, приписал себе 2 года и добровольцем ушёл на фронт. Награждён Орденом Великой Отечественной войны 1 ст. После войны учитель физики Антонов Сергей Тарасович работал в СШ №19.Вместе с ним преподавала его жена Лидия Георгиевна, учитель начальной школы. Дело династии продолжает их дочь учитель НШ, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ Миляева Ольга Сергеевна.

БОНДАРЕНКО: Ещё в далёкие 60-е годы многие липчане хорошо знали ЭКВИ.

(СЛАЙД 21). Экспедиционный клуб воздушных искателей 19-й школы! Когда был зажжён вечный огонь у мемориала Вечной Славы на площади Героев, то на первую почётную вахту на Посту №1 с 6.11.1977 года встали лучшие комсомольцы, старшеклассники СШ №19.

СЛАЙД 22.

ФРОЛОВА: Сегодня мы можем видеть в сквере Революции, у бывшего к/т «Октябрь», памятник. Это барельеф погибшим лётчикам в период Великой Отечественной войны, памятник экипажу самолёта под командованием Дмитрия Барашева.

ХУРТЫЛО: Руководителем клуба ЭКВИ являлся (СЛАЙД 23) учитель физики девятнадцатой школы Меркурьев Владимир Александрович. Активными членами клуба были наши выпускники, а теперь педагоги гимназии № 19: Меринов Геннадий Иванович и Волошина Татьяна Ивановна. Но ещё среди ЭКВИстов был Панфилов Толя.

СЛАЙД 24

НЕЗНАНОВА: Татьяна Ивановна, сейчас Вы учитель начальных классов, а что Вас привело в клуб ЭКВИ, когда Вы сами учились в нашей школе?

(вопросы учителю-выпускнику школы)

СЛАЙД 25.

Л.И.: Современные учёные доказали, что человеческая память воспринимает информацию, откладывает её в ячейки и опускает на нижний этаж, а когда надо, память, как лифт, поднимает запомнившееся опять на поверхность. Возможно, это и так. Но одного не учли профессора: обычная память, память о школьном уроке, о нанесённой обиде, возможно, и уйдёт вниз, но память о тех, кто воевал, не подчиняется законам биологии. Она очень высокая, эта память. Поэтому и говорим: «Не утихает».

ЯРЛЫКОВА: Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить!»

Ведь будет легче, если всем нам об этом просто позабыть?

СЛАЙД 26.

Н.К.Мещерякова : Нет, надо!

Чтобы снова на планете не повторилось той войны,

Конечно, надо, чтобы ваши дети об этом помнили, как мы!

(Звучит мелодия «С чего начинается Родина?»)

______________________________________________________

Подборка поэтических строк выполнена учащимися, участниками мероприятия; использован краеведческий материал из семейных и школьного архивов, а также информация школьного музея «Есть такая профессия – Родину защищать!» (руководитель музея Кудашева Л.И.)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий