Психологический тест 105 вопросов. Ти факторный личностный опросник кеттелла (105). Назначение теста теории личности Кеттелла
Интерпретация факторов
Первичные факторы | |
I. Фактор «А» (ориентирован на определение степени общительности в группе) |
|
«–» «Шизотимия» | «+» «Аффектотимия» |
скрытый, обособленный, критичный, непреклонный, необщительный, замкнутый, безучастный, отстаивает свои идеи, отчужденный, точный, объективный, недоверчивый, скептичный, холодный (жесткий), сердитый, мрачный | сердечный, добрый, общительный, открытый, естественный, непринужденный, добродушный, беспечный, готов к содружеству, предпочитает присоединяться, внимателен к людям, мягкосердечный, небрежный, доверчивый, идет на поводу, легко приспосабливается, веселый |
II. Фактор «В» | |
«–» «Низкий интеллект» | «+» «Высокий интеллект» |
несобранный, тупой, конкретность и ригидность мышления, эмоциональная дезорганизация мышления, низкие умственные способности, не может решать абстрактные задачи | собранный, сообразительный, наблюдается абстрактность мышления, высокие общие умственные способности, проницательный, схватывающий, интеллектуально приспосабливается, существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией |
III. Фактор «С» | |
«–» «Слабость Я» | «+» «Сила Я» |
слабость, эмоциональная неустойчивость, находится под влиянием чувств, переменчив, легко расстраивается, при расстройствах теряет равновесие духа, переменчив в отношениях и неустойчив в интересах, беспокойный, уклоняется от общественности, имеет тенденцию уступать, отказывается от работы, не вступает в споры в проблематичных , невротические симптомы, ипохондрия, утомляемость | сила, эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, работоспособный, реалистически настроенный, эмоционально зрелый, имеет постоянные , спокойный, реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудностей, может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность |
IV. Фактор «Е» | |
«–» «Конформность» | «+» «Доминантность» |
мягкий, кроткий послушный, услужливый, любезный, зависимый, застенчивый, уступчивый, берет вину на себя, безропотный, пассивный, покорный, подчиняющийся, тактичный, дипломатичный, экспрессивный, скромный, легко выводится из равновесия авторитетным руководством и властями | доминирование, властность, неуступчивый, самоуверенный, напористый, агрессивный, упрямый, конфликтный, своенравный, неустойчивый, независимый, грубый, враждебный, мрачный, бунтарь, непослушный, непреклонный, требует восхищения |
V. Фактор «F» | |
«–» «Сдержанность» | «+» «Экспрессивность» |
озабоченный, спокойный, молчаливый, серьезный, неразговорчивый, благоразумный, рассудительный, с самоанализом, заботливый, задумчивый, необщительный, медлительный, осторожный, склонен усложнять, пессимистичен в восприятии действительности, беспокоится о будущем, ожидает неудач, окружающим кажется скучным, вялым, чопорным | беззаботный, восторженный, невнимательный, небрежный, беспечный, жизнерадостный, веселый, импульсивный, подвижный, энергичный, разговорчивый, откровенный, экспрессивный, живой, проворный, отмечается значимость социальных контактов, искренен в отношениях, эмоционален, динамичен в , часто становится лидером, энтузиаст, верит в удачу |
VI. Фактор «G» | |
«–» «Низкое супер-эго» | «+» «Высокое супер-эго» |
подверженность чувствам, несогласие с общепринятыми моральными нормами и стандартами, непостоянный, гибкий, переменчивый, вызывает недоверие, потворствует своим желаниям, небрежный, ленивый, независимый, игнорирует обязанности, подвержен влиянию случая и обстоятельств, беспринципность, безответственность, неорганизованность, возможно антисоциальное поведение | высокая нормативность, сильный характер, добросовестный, настойчивый, моралист, степенный, уравновешенный, ответственный, упорный, стойкий, решительный, достойный доверия, эмоционально дисциплинирован, собранный, совестливый, имеет чувство долга, соблюдает моральные стандарты и правила, настойчивость в достижении цели, точность, деловая направленность |
VII. Фактор «Н» | |
«–» «Тректия» | «+» «Пармия» |
робость, нерешительность, не уверен в своих силах, застенчивость, смущается в присутствии других, сдержанный, боязливый, эмоциональный, озлобленный, раздраженный, ограниченный, строго придерживается правил, быстро реагирует на опасность, повышенная чувствительность к угрозе, деликатный, внимательный к другим, предпочитает находиться в тени, большому обществу предпочитает одного – двух друзей | смелость, предприимчивость, социальная смелость, толстокожесть, авантюристичный, склонный к риску, общительный, активный, явный интерес к другому полу, чувствительный, отзывчивый, добродушный, импульсивный, расторможенный, держится свободно, эмоциональный, артистические интересы, беззаботный, не понимает опасности |
VIII. Фактор «I» | |
«–» «Харрия» | «+» «Премсия» |
низкая чувствительность, суровость, толстокожесть, не верит в иллюзии, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жестокость, несентиментальный, ожидает малого от жизни, мужественный, самоуверенный, берет на себя ответственность, суровый (до цинизма), черствый в отношениях, незначительные артистические наклонности, без утраты чувства вкуса, не фантазер, действует практично и логично, постоянный, не обращает внимания на физические недомогания | мягкосердечие, нежность, зависимость, чувствительность, сверхосторожность, стремление к покровительству, неугомонный, суетливый, беспокойный, ожидает внимания от , навязчивый, ненадежный, ищет помощи и симпатии, способный к эмпатии и пониманию, добрый, терпимый к себе и окружающим, утонченный, жеманный, напыщенный, притворный, склонный к романтизму, артистичный, ветреный, действует по интуиции, женственный, фантазирует в беседе и наедине с собой, изменчивый, ипохондрик, беспокоится о состоянии своего здоровья, художественность восприятия мира |
IX. Фактор «L» | |
«–» «Алаксия» | «+» «Протенсия» |
доверчивый, откровенный, чувство собственной незначимости, соглашается с условиями, внутренняя расслабленность, жалуется на перемены, неподозрительный, свободный от зависимости, легко забывает трудности, понимает, прощает, терпимый, уживчивый, благожелательный по отношению к другим, небрежно к замечаниям, покладистый, легко ладит с , хорошо работает в коллективе | подозрительность, ревнивость, «защита» и внутреннее напряжение, завистливый, большое самомнение, догматичность, подозрительность, задерживает свое внимание на неудачах, тиран, требует от окружающих нести ответственность за ошибки, раздражительный, его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен |
X. Фактор «M» | |
«–» «Праксерния» | «+» «Аутия» |
практичен, тверд, мало воображения, приземленность стремлений, быстро решает практические вопросы, занят своими интересами, прозаичен, избегает всего необычного, следует общепринятым нормам, надежен в практическом суждении, честный, добросовестный, беспокойный, свойственна некоторая ограниченность, излишне внимателен к мелочам, руководствуется объективной реальностью | мечтательность, идеалистичность, богатое воображение, богемность, рассеянность, поглощен своими идеями, интересуется искусством и основными верованиями, увлечен внутренними иллюзиями, высокий творческий потенциал, капризный, легко отступает от здравого смысла, неуравновешенный, легко приводится в восторг |
XI. Фактор «N» | |
«–» «Прямолинейность» | «+» «Дипломатичность» |
наивность, простоватость, прямой, откровенный, естественный, непосредственный, бестактный в обращении, имеет неконкретный ум, общительный, несдержан эмоционально, простые вкусы, отсутствие проницательности, неопытен в анализе мотивировок, довольствуется имеющимся, слепо верит в человеческую сущность | проницательность, хитрость, опытный, искушенный, расчетливый, разумный, изысканный, умеет вести себя в обществе, имеет точный ум, эмоционально выдержан, искусственный, эстетически изощрен, проницателен по отношению к окружающим, честолюбивый, бывает ненадежен, осторожен, «срезает углы» |
XII. Фактор «O» | |
«–» «Гипертимия» | «+» «Гипотимия» |
беспечность, самоуверенность, самонадеянность, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие, веселый, жизнерадостный, нераскаивающийся, безмятежный, спокойный, нечувствителен к одобрению или порицанию окружающих, беспечен, энергичен, небоязливый, бездумный | чувство вины, полон тревоги и предчувствий, самобичевание, неуверенность в себе, ранимый, обеспокоенность, депрессивный, подавленный, легко плачет, легко раним, одинокий, находится во власти настроений, впечатлительный, сильное чувство долга, чувствителен к реакциям окружающих, скрупулезный, суетливый, ипохондрик, симптомы страха, погружен в мрачные раздумья |
XIII. Фактор «Q1» | |
«–» «Консерватизм» | «+» «Радикализм» |
почтенный, имеет установившиеся взгляды и идеи, принимает только испытанное временем, подозрителен к новым людям, с сомнением относится к новым идеям, терпим к традиционным трудностям, склонен к морализации и нравоучениям | экспериментатор, аналитик, либерал, свободомыслящий, терпимость к неудобствам, критически настроен, хорошая информированность, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает, характеризуется наличием интеллектуальных интересов |
XIV. Фактор «Q2» | |
«–» «Зависимость от группы» | «+» «Самодостаточность» |
социабельность, несамостоятельность, последовательность, нуждается в групповой поддержке, принимает вместе с другими, следует за общественным мнением, ориентируется на социальное одобрение, безынициативен | независимость от группы, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения, может господствовать, не нуждается в поддержке других , независим |
XV. Фактор «Q3» | |
«–» «Низкое самомнение» | «+» «Высокое самомнение» |
плохо контролируем, небрежный, неточный, следует своим побуждениям, не считается с общественными правилами, невнимателен и неделикатен, недисциплинирован, внутренняя конфликтность представлений о себе | самолюбие, самоконтроль, точный, волевой, может подчинить себе, действует по осознанному плану, эффективный лидер, принимает социальные нормы, контролирует свои эмоции и поведение, доводит дело до конца, целенаправлен |
XVI. Фактор «Q4» | |
«–» «Низкая эго-напряженность» | «+» «Высокая эго-напряженность» |
расслабленный, спокойный, вялый, апатичный, сдержанный, нефрустрирующий, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность, невозмутимость | собранный, энергичный, возбужденный, раздражительный, повышенная мотивация, несмотря на утомляемость активен, слабое чувство порядка, раздражительный |
Вторичные факторы | |
I. Фактор «F1» | |
«–» «Низкая тревожность» | «+» «Высокая тревожность» |
жизнь в целом удовлетворяет, способен достичь желаемого, слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей | не обязательно невротик (т.к. тревога может быть ситуационной), плохая приспособляемость (возможно), неудовлетворенность достигнутым, очень высокая тревожность обычно нарушает деятельность |
II. Фактор «F2» | |
«–» «Интроверт» | «+» «Экстраверт» |
робость, застенчивость, «достаточно себя», подавляем в межличностных конфликтах, застенчивость (не обязательно), сдержанность, скрытность | хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты |
III. Фактор «F3» | |
«–» «Сензитивность» | «+» «Реактивная уравновешенность» |
хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, художественная мягкость, спокойствие, вежливость, трудности в принятии решений из-за избытка раздумий | стабильность, жизнерадостность, решительность, предприимчивость, склонность не замечать тонкостей жизни, ориентирован на очевидное и явное, трудности из-за слишком поспешных действий без достаточного взвешивания |
IV. Фактор «F4» | |
«–» «Конформность» | «+» «Независимость» |
подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность, нуждается в поддержке и ищет ее у людей, склонность ориентироваться на групповые нормы | агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота |
При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.
Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:А – общительность
Н – смелость
Е – доминантность
L – подозрительность
N – дипломатичность
Q 2 – самостоятельность.
Сочетание факторов А и Н отражает потребность личности в общении, умении общаться.
Высокие значения факторов А (8-10 стенов) и Н (8-10 стенов) означают, что человек к общению, легко и быстро, часто по собственной инициативе вступает в контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми. Опыт межличностного большой, но нередко взаимоотношения поверхностные и непродолжительные. Не испытывает напряжения в большой аудитории. Сохраняет уверенность в себе, способен отстоять свою позицию при общении с авторитетными людьми. Общение служит основным способом решения всех своих проблем.
Средние значения факторов А (4-7 стенов) и Н (4-7 стенов) характеризуют человека, который взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Избирателен в общении; имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностным ориентациям и с которыми чувствует себя комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения.
Низкие значения факторов А (1-3 стена) и Н (1-3 стена) присущи человеку, который отличается слабо выраженной потребностью в общении с людьми. Чрезвычайно избирателен в установлении и поддержании контактов. Круг общения ограничен друзьями и близкими. Избегает общения с большой аудиторией и авторитетами. Испытывает большие сложности, когда возникают сложности, связанные с просьбами.
Сочетание факторов L и N характеризует отношение личности к другим людям.
Высокие значения факторов L (8-10 стенов) и N (8-10 стенов) свойственны человеку, который отличается выраженной социальной проницательностью. Он ясно видит скрытый смысл житейских ситуаций, межличностных отношений. Понимает людей, мотивы их поведения и переживания. Тонко чувствует отношение других людей к себе, и это позволяет быстро менять стиль и дистанцию общения, если меняется коммуникативная ситуация. В конфликтных ситуациях стремится избегать «острых углов», ищет компромиссные решения. В то же время насторожен, внутренне напряжен и может испытывать тревогу во взаимоотношениях с людьми. Нередко с предубеждением оценивает людей.
Средние значения факторов L (4-7 стенов) и N (4-7 стенов) отражают способность человека достаточно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения. Однако на свои оценки и характеристики такой человек ориентируется редко. К людям относится доброжелательно, но без особой доверительности. Доверительные отношения устанавливает с теми, кто близок по интересам, с кем поддерживает давние отношения. Понимает чужие проблемы, но собственные проблемы предпочитает хранить в тайне и решать самостоятельно. Возможны конфликты и разногласия с окружающими, но они не продолжительны.
Низкие значения факторов L (1-3 стена) и N (1-3 стена) принадлежат человеку, который естественен в поведении. Доброжелательно, без предубеждений относится к относится к окружающим людям, снисходительно оценивает их поступки. Однако может обидеть из-за неточного понимания состояния собеседника, мотивов его поведения или из-за недостаточного проникновения в суть ситуации. Редко чувствует нюансы общения, сохраняет стиль и дистанцию общения, независимо от изменения коммуникативной ситуации.
Сочетание факторов E и Q 2 отражает некоторые стороны лидерского потенциала личности.
Высокие значения факторов E (8-10 стенов) и Q 2 (8-10 стенов) свойственны человеку, который активно стремится занять лидерское положение в группе. Имеет собственную точку зрения по многим вопросам. Стремится утвердить ее среди окружающих и изменить их поведение в соответствии с собственным видением и пониманием сложившейся ситуации. К мнению других относится критично, прибегает к нему редко. Предпочитает самостоятельные решения, которые не меняет даже под давлением группы.
Средние значения факторов E (4-7 стенов) и Q 2 (4-7 стенов) говорят об умеренно выраженном лидерском потенциале личности. Существующая собственная точка зрения по многим вопросам не навязывается группе. Лидерские функции проявляются преимущественно в привычных ситуациях, развитие которых можно предвидеть, а появление трудностей можно предотвратить. Лидерская активность возможна также и тогда, когда ситуация глубоко затрагивает личные интересы. Мнение группы уважает также, как и свое. Учитывает его, может изменить собственное под давлением группы. Однако ответственные решения предпочитает принимать самостоятельно.
Низкие значения факторов E (1-3 стена) и Q 2 (1-3 стена) свидетельствуют о низком лидерском потенциале. Человек не стремится занять лидирующее положение среди окружающих людей или в группе. Предпочитает подчиняться. Легко соглашается с мнением других, быстро меняет собственную точку зрения. Склонен избегать ситуаций, требующих собственной ответственности за принятие решения. Испытывает напряжение при необходимости самостоятельно преодолевать препятствия на пути к достижению цели.
В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:В – интеллектуальность
М – мечтательность
N – дипломатичность
Q 1 – восприимчивость к новому.
Сочетание факторов В и М характеризует интеллектуальные возможности личности.
Высокие значения факторов В (8-10 стенов) и М (8-10 стенов) означают высокие интеллектуальные возможности, увлечение абстрактными идеями. Легко решает отвлеченные задачи, быстро устанавливает причинно-следственные соотношения между явлениями. Обладает богатой фантазией, развитым образным мышлением. При этом мышление логично, отличается высоким уровнем обобщения.
Средние значения факторов В (4-7 стенов) и М (4-7 стенов) отражают возможность достижения успеха в решении несложных отвлеченных проблем. Наибольшая успешность достигается в решении практических задач. Человек способен к творчевкой, детальной разработке идей, выдвинутых другими.
Низкие значения факторов В (1-3 стена) и М (1-3 стена) характеризуют преобладание в структуре интеллекта конкретного, практически ориентированного мышления. Принимая решения, ориентируется преимущественно на здравый смысл и на факты. Решение абстрактных задач требует дополнительных усилий и больших временных затрат.
Сочетание факторов N и Q 1 отражают гибкость и оперативность мышления личности.
Высокие значения факторов N (8-10 стенов) и Q 1 (8-10 стенов) свидетельствуют о гибкости мышления и о быстроте принятия решений. Человек легко проникает в смысл проблемной ситуации, быстро просчитывает возможные варианты решения и находит оптимальное. Склонен экспериментировать с предметами, идеями. В решениях ориентируется на новые подходы, не боится ошибок и просчетов.
Средние значения факторов N (4-7 стенов) и Q 1 (4-7 стенов) встречаются у лиц, склонных быстро ориентироваться в проблемных ситуациях, но не всегда умеющих просчитывать варианты решения. В связи с этим выбранное решение не всегда бывает оптимальным. Новые идеи и способы решений использует взвешенно, лишь после всесторонней оценки и оценки последствий.
Низкие значения факторов N (1-3 стена) и Q 1 (1-3 стена) фиксируются у тех, у кого ориентировка в проблемных ситуациях затруднена. Понимание смысла проблемной ситуации, выбор вариантов решений требуют дополнительных интеллектуальных усилий и временных затрат. Отношение к новым идеям настороженное. При решении жизненных задач используются проверенные опытом способы и приемы.
В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:С – эмоциональная устойчивость
F – беспечность
H – смелость в социальных контактах
I – эмоциональная чувствительность
O – тревожность
Q 4 – напряженность
Сочетание факторов С и I характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям.
Высокие значения факторов С (8-10 стенов) и низкие значения фактора I (1-3 стена) свойственны человеку, отличающемуся реалистичным восприятием окружающей обстановки, происходящих событий. Чувствует себя защищенным, способным справиться с разными трудностями. Круг ситуаций, которые вызывают сильные эмоциональные реакции, ограничен. Склонен рационализировать собственные эмоциональные переживания, впечатления. В общении с другими людьми ориентируется преимущественно на разумное. На собственные чувства ориентируется довольно редко.
Средние значения факторов С (4-7 стенов) и I (4-7 стенов) характерны для человека, который сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Сильные эмоциональные реакции возможны в тех ситуациях, которые глубоко затрагивают актуальные потребности.
Низкие значения факторов С (1-3 стена) и высокие значения фактора I (8-10 стенов) означают, что человек воспринимает происходящее вокруг него прежде всего эмоционально. Эмоциональная чувствительность высокая. Эмоции возникают быстро, по любому, даже незначительному, поводу. Спектр эмоциональных переживаний разнообразен: от восторженности, удовлетворения до страха, тревоги и депрессии. Эмоции превращаются в основной регулятор поведения и взаимоотношений с людьми.
Сочетание факторов H и F отражает склонность к рискованному поведению.
Высокие значения факторов H (8-10 стенов) и F (8-10 стенов) позволяют говорить об оптимизме. Сложности, неудачи сложившихся ситуаций не замечаются или вытесняются. Преобладает вера в удачу, в благоприятный исход начинаний. Жизненная перспектива воспринимается позитивно. Привлекают ситуации, связанные с риском. Может рисковать как здоровьем, так и материальным благополучием. Рискует независимо от последствий. Возможен неоправданный риск, риск ради риска.
Средние значения факторов H (4-7 стенов) и F (4-7 стенов) отражают стремление человека находить позитивное в жизни. Однако полностью отключиться от неприятностей, от повседневных проблем не удается. Верит в удачу в том случае, если когда ситуации знакомы и можно использовать проверенные опытом стратегии поведения и решения задач. Рискует взвешенно. Рискованные ситуации привлекают тогда, когда риск оправдан и успех реально достижим.
Низкие значения факторов H (1-3 стена) и F (1-3 стена) встречаются у тех, кто склонен драматизировать события, усложнять происходящее. Настроение часто снижено. Жизненная перспектива воспринимается преимущественно негативно. Уверенность в себе слабо выражена. Преобладает ориентация на избегание неудачи. Риск пугает. Ситуации, связанные с риском, избегаются.
Сочетание факторов O и Q 4 характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства.
Высокие значения факторов O (8-10 стенов) и Q 4 (8-10 стенов) описывают человека, который часто тревожится о возможных неудачах и неприятных событиях, сожалеет о прошлых своих поступках. Неудовлетворен собой, испытывает чувство вины, что создает трудности во взаимоотношениях с окружающими. Болезненно переносит критику в свой адрес. Похвалу, комплименты принимает с большим недоверием. Препятствия на пути к достижению цели воспринимает как непреодолимые, склонен фиксироваться на неприятных сторонах событий, что препятствует поискам выхода из проблемных ситуаций.
Средние значения факторов O (4-7 стенов) и Q 4 (4-7 стенов) относятся к человеку, который испытывает тревогу, беспокойство в непривычных для себя ситуациях. Тогда, когда обстановка знакома и предсказуема, ощущение тревоги ослабевает или не возникает вообще. Пытается объективно воспринимать происходящее и окружающих людей. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми, но довольно долго ищет оптимальные выходы из сложившейся проблемной ситуации. Критические замечания в свой адрес воспринимает сначала с раздражением, затем находит в них рациональное зерно, и раздражение снимается. В конфликтных ситуациях склонен обвинять не только других, но и себя.
Низкие значения факторов O (1-3 стена) и Q 4 (1-3 стена) характерны для человека, который критично воспринимает окружающую реальность. Редко тревожится о будущем, не волнуют также и прошлые поступки. Высокая самооценка, уверенность в себе, удовлетворенность своими достижениями помогают преодолевать реально возникающие препятствия. Терпимо относится к критическим замечаниям в свой адрес. В конфликтных ситуациях склонен преимущественно обвинять других.
В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:Q 3 – самодисциплина
G – моральная нормативность
Высокие значения факторов Q 3 (8-10 стенов) и G (8-10 стенов) встречаются у тех, кто способен мобилизовать себя на достижение поставленной цели вопреки внутреннему сопротивлению и внешним препятствиям. Действует продуманно, настойчиво. Организован: заканчивает начатые дела, четко представляет порядок выполняемых дел, планирует время. Сохраняет самообладание в критических ситуациях, способен регулировать внешние проявления эмоций. Критичен к себе. Поведение часто регулируется требованиями группы, требованиями окружающих людей. Ответственен, с ярко выраженным чувством долга.
Средние значения факторов Q 3 (4-7 стенов) и G (4-7 стенов) говорят о способности человека быть организованным и настойчивым прежде всего в ситуациях, в которых адаптировался. В случае неожиданного появления дополнительной нагрузки может действовать хаотично, неорганизованно. Избирательно относится к общегрупповым нормам и требованиям. Совестливость, ответственность в лично значимых ситуациях могут сочетаться с формальным выполнением обязанностей тогда, когда ситуация не затрагивает личных интересов.
Низкие значения факторов Q 3 (1-3 стена) и G (1-3 стена) характерны для тех, кто отступает от желаемой цели, как только появляются внутренние или внешние препятствия. Часто действует неорганизованно. Не умеет планировать и рационально распределять свое время. Поведение регулируется преимущественно личными, сиюминутными желаниями и потребностями, поэтому не всегда вписывается в традиционные рамки. Свои возможности не всегда оцениваются критично. Достаточно свободно относится к моральным нормам.
Вторичные факторы опросника Р. Кеттелла.Вторичные факторы вычисляются только по стенам.
1. Тревожность
F1 = : 10,
Где «38» – нормирующая константа,
L, O, Q 4 , C, H, Q 3 – значения соответствующих факторов в стенах.
2. Экстраверсия
F2 = : 10,
Где «10» – нормирующая константа,
A, E, F, H, Q 2 – значения соответствующих факторов в стенах.
3. Эмоциональная лабильность
F3 = : 10,
Где «77» – нормирующая константа,
C, E, F, N, A, I, M – значения соответствующих факторов в стенах.
4. Доминантность
F4 = : 10,
Где E, M, Q 1 , Q 2 , A, G – значения соответствующих факторов в стенах.
Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 , а в «положительном» – от 8 до 10 стенов.
Просмотров: 76791Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности
Тест : 16РF - опросник Кеттела
Инструкция :
Для запуска текущего теста нажмите кнопку "Старт". При тестировании не используйте кнопки навигации Вашего Internet браузера, а пользуйтесь специальными кнопками. В противном случае это может привести к ошибкам в работе теста.
Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов <правильных> или <ошибочных>. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно. Отвечая на каждый вопрос. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых Вам ответов тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить <среднюю>, наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин. Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены.
Когда будете отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила:
1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ОТВЕТОВ. ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить <среднюю>, наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин.
2. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРИБЕГАТЬ СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТА, ТИПА <НЕ ЗНАЮ>, <НЕЧТО СРЕДНЕЕ> И Т. П.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЙТЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД, НИЧЕГО НЕ ПРО-ПУСКАЯ.
4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.
Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956–1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961–1962 гг. – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.
Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.
Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.
К 1970 году тест имеет 6 перечисленных ниже параллельных форм. Каждая из основных форм определяет одни и те же шестнадцать личностных характеристик.
Как пишет Кеттелл, для исследователя при более точной индивидуальной работе предлагаются формы А и В; формы С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой.
Исследование в группе позволяет, во-первых, применять данную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при применении групповых тестовых методик субъективный фактор исследования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.
В настоящем описании методики Кеттелла речь идет о форме С, точнее о ее адаптированном варианте. Адаптация этой формы проводилась с 1972 года в исследовательской группе Э. С. Чугу-новой на кафедре социальной психологии ЛГУ под руководством И. М. Палея сотрудниками А. Н. Капустиной, Л. В. Мургулец и Н. Г. Чумаковой.
Формы теста Кеттелла
Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа. В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу – так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1–3 и 8–10 (учитывая биполярность каждого фактора).
Для данного описания форма С выбрана потому, что она по сравнению с другими формами, в частности с формой А, облада ет рядом преимуществ.
Во-первых, она проводится за более короткое время (30 40 мин), что делает ее удобной для группового эксперимента. Во вторых, сами вопросы в этой форме составлены более обобщенно, например, один из вопросов, направленный на определение" характеристики «покорности – доминирования» (фактор Е), в;
форме А звучит следующим образом: «В своей жизни я почти всегда достигаю поставленных целей:
b) не уверен;
c) неверно»."
В форме С вопрос сформулирован так: «Если бы я вел маши ну по дороге, где много других автомашин, я предпочел бы:
a) пропустить вперед большинство машин;
b) не знаю;
c) обогнать все идущие впереди машины».
Как видно из сравнений этих вопросов, в форме А вопрось поставлены более прямолинейно, и испытуемый может дати «предполагаемый желательный ответ». К тому же в форме А воп росы на определение фактора идут по два подряд (с временньй и смысловым интервалом в 22 вопроса). Всего на фактор прихо дится 13 вопросов. В форме С на каждый фактор отведено по шесть вопросов с интервалом в 17 пунктов.
Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким об разом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых.
В-третьих, преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности.
В-четвертых, адаптация методики, проверка ее валидности и надежности, о чем будет сказано ниже, показали возможность использования этой формы с людьми, имеющими высшее образование.
В-пятых, исследователь может работать с так называемыми сырыми оценками.
Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов. В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.
Большинство изучаемых личностных характеристик раскрываются, по мнению автора методики, при ответе на 6 соответствующих вопросов; 7 вопросов предлагаются для фактора MD («адекватность самооценки»), 8 вопросов – для фактора В («интеллект»). Ориентируясь на средние оценки и результаты анализа, в котором учитывается соотношение между оценками по факторам, можно построить индивидуальные графики личности, которые часто носят название «профиль личности».
Интерпретация 16-ти первичных факторов абсолютно идентична для всех форм методики Кеттелла.
Личностный опросник
Инструкция
Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов – тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов ставьте крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя – ответу «б», а клеточка справа – ответу «с»).
Если Вам что-нибудь не ясно, спросите экспериментатора. Отвечая на вопросы, все время помните:
1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет Вам в голову.
Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить себе «среднюю», наиболее частую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.
2. Старайтесь не прибегать к промежуточным, неопределенным ответам (типа «не знаю», «нечто среднее» и т.п.) слишком часто.
3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.
Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут рассматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
В самом вопроснике ничего не пишите и не подчеркивайте!
4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя и очень поможете нам в нашей работе. Заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.
Вопросы
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
б) трудно сказать
2. Я вполне мог бы жить один, вдали от людей.
б) иногда
3. Если предположить, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом
б) святым
4. Когда я ложусь спать, то:
а) быстро засыпаю
б) когда как
с) засыпаю с трудом
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомашин, я предпочел бы:
а) пропустить вперед
б) не знаю
с) обогнать идущие впереди машины
6. В компании я предоставляю возможность другим шутить и рассказывать всякие истории.
б) иногда
7. Мне важно, чтобы во всем окружающем не было беспорядка.
б) трудно сказать
с) неверно
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
б) иногда
9. Мне больше нравятся:
а) фигурное катание
б) затрудняюсь сказать
с) борьба и регби и балет
10. Меня забавляет несоответствие между тем, что люди делают, и тем, что они потом рассказывают об этом.
б) иногда
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.
а) всегда
б) иногда
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь.
б) не знаю
с) неверно
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.
б) не знаю
с) неверно
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.
б) не знаю
с) неверно
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.
б) иногда
16. Думаю, что я – менее чувствительный и менее возбудимый, чем большинство людей.
б) затрудняюсь ответить
с) неверно
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
б) когда как
с) неверно
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.
б) не знаю
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
а) своим хорошим
б) не знаю
с) в своем дневнике друзьям
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный», – это:
а) небрежный
б) тщательный
с) приблизительный
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.
б) трудно сказать
22. Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
б) затрудняюсь ответить
с) создают неудобства, когда опаздывают на условленную встречу со мной
23. Мне очень нравится приглашать к себе гостей и развлекать их.
б) не знаю
с) неверно
24. Я думаю, что:
а) можно не все делать одинаково тщательно
б) затрудняюсь сказать
с) любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись
25. Мне обычно приходится преодолевать смущение.
б) иногда
26. Мои друзья чаще:
а) советуются со мной
б) делают то и другое
с) дают мне советы поровну
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачу его.
б) иногда
28. Я предпочитаю друзей:
а) интересы которых имеют деловой и практический характер
б) не знаю
с) которые отличаются философским взглядом на жизнь
29. Не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.
б) затрудняюсь сказать
с) неверно
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.
б) не знаю
31. Если бы я одинаково хорошо умел делать и то и другое, я бы предпочел:
а) играть в шахматы
б) затрудняюсь сказать
с) играть в городки
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.
б) не знаю
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.
б) затрудняюсь сказать
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
б) иногда
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав.
б) иногда
36. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
б) трудно сказать
с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
37. Какое слово не связано с двумя другими?
б) близко
с) солнце
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня
б) нечто среднее
с) не беспокоит меня совершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
а) жил бы, не стесняя себя ни в чем
б) не знаю
с) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа
б) не знаю
с) быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем сейчас, соблюдать нравственные нормы.
в) иногда
42. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил оставаться один
в) трудно сказать
с) живым и подвижным и меня нельзя было оставить одного
43. Я предпочел бы работать с приборами.
в) не знаю
44. Думаю, что большинство свидетелей на суде говорят правду, даже если это нелегко для них.
в) трудно сказать
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.
в) затрудняюсь ответить
с) неверно
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как большинство людей.
в) не знаю
с) неверно
47. Я никогда не чувствовал себя таким несчастным, чтобы хотелось плакать.
в) не знаю
с) неверно
48. Мне больше нравится:
а) марш в исполнении духового оркестра
в) не знаю
с) фортепианная музыка
49. Я предпочел бы провести отпуск:
а) в деревне с одним или двумя друзьями
в) затрудняюсь сказать
с) возглавляя группу в туристском лагере
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишни
в) трудно сказать
с) не стоят этого
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.
в) не знаю
с) неверно
52. Удавшиеся дела кажутся мне легкими.
а) всегда
в) иногда
53. Я предпочел бы работать:
а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
в) затрудняюсь ответить
с) в одиночестве, например архитектором, который разрабатывает свой проект
54. Дом относится к комнате, как дерево:
в) к растению
с) к листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
в) время от времени
56. В большинстве дел я предпочитаю:
а) рискнуть
в) когда как
с) действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
а) скорее всего, это так
в) не знаю
с) думаю, что это не так
58. Мне больше нравится человек:
а) большого ума, даже если он ненадежен и непостоянен
в) трудно сказать
с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем многие люди
в) не знаю
с) медленнее, чем большинство людей
60. На меня большое впечатление производят:
а) мастерство и изящество
в) трудно сказать
с) сила и мощь
61. Я считаю себя человеком, склонным к сотрудничеству.
в) не знаю
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.
в) не знаю
63. Я предпочитаю:
а) сам решать вопросы касающиеся меня лично
в) затрудняюсь ответить
с) советоваться с моими друзьями
64. Если человек не отвечает на мои слова, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.
в) не знаю
с) неверно
65. В школьные годы я больше всего получил знаний
а) на уроках
в) не знаю
с) читая книги
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
в) иногда
с) неверно
67. Если очень трудный вопрос требует от меня больших усилий, то я:
а) начну заниматься другим вопросом
в) затрудняюсь сказать
с) еще раз попытаюсь решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д., – казалось бы, без определенных причин.
в) иногда
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.
в) не знаю
с) неверно
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.
в) иногда
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3,6,5,... – это:
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.
в) очень редко
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.
в) иногда
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
в) трудно сказать
с) неверно
75. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в интересной деловой беседе
в) затрудняюсь ответить
с) отдыхать вместе со всеми
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, кто меня слушает:
в) иногда
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я хотел бы встретиться с:
а) Ньютоном
в) не знаю
с) Шекспиром
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
в) иногда
79. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины
в) не знаю
с) быть кассиром
80. Если люди плохо думают обо мне, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.
в) трудно сказать
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»
в) не знаю
с) начинаю думать о том, какой неверный поступок я совершил
82. Многие неприятности происходят из-за людей:
а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов
в) не знаю
с) которые отвергают новые, многообещающие предложения
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.
в) иногда
с) неверно
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.
в) иногда
с) неверно
85. Мне кажется, что я менее раздражителен, чем большинство людей.
в) не знаю
в) иногда
с) неверно
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.
в) иногда
с) никогда
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
а) отстают
в) идут правильно
с) спешат
89. Мне бывает скучно:
в) иногда
90. Люди говорят, что мне нравится все делать своим оригинальным способом.
в) иногда
с) неверно
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.
в) иногда
92. Дома в свободное время я:
а) отдыхаю от всех дел
в) затрудняюсь ответить
с) занимаюсь интересными делами
93. Я осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с незнакомыми людьми.
в) иногда
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой.
в) затрудняюсь ответить
95. Мне кажется, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
в) иногда
96. Мне кажется, что самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов.
в) не знаю
97. Я думаю, что интереснее:
а) работать с растениями
в) не знаю
с) быть страховым агентом
98. Я подвержен суевериям и беспричинному страху по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам, датам и т.д.
в) иногда
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.
в) трудно сказать
100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде или иметь партнера
в) не знаю
с) где каждый играет за себя
101. Ночью мне снятся фантастические и нелепые сны.
в) иногда
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх.
в) иногда
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.
в) иногда
104. Какое слово не относится к двум другим?
а) думать
в) видеть
с) слышать
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
а) двоюродным братом
в) племянником
Похожая информация.
Впервые тест был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-62 гг. - третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту. К 1970 году тест имеет шесть параллельных форм. Каждая из основных форм определяет одни и те же шестнадцать личностных характеристик. Как пишет Кеттелл, для исследователя при более точной индивидуальной работе предлагаются формы А и В; формы C и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой.
Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов. В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактор самооценки, который дает информацию об ее адекватности. Российская адаптация формы проводилась в 1972 году в исследовательской группе Э.С. Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ под руководством И.М. Палея сотрудниками А.Н. Капустиной, Л.В. Мургулец и Н.Г. Чумаковой.
Данную методику можно применять к испытуемым начиная с 16 лет и заканчивая периодом старости. Форма С может применяться при опросе людей со средним и высшим образованием. Данная форма не требует перевода сырых оценок в стены.
О скрипте «Тест Кеттелла»
Данный он-лайн тест Кеттелла основывается на книжном издании « », А. Н. Капустина, СПб.: Речь, 2004 г. - 104 с, и создан для облегчения и автоматизации исследовательской работы психолога. Скрипт автоматически рассчитывает результаты, выводит их и сохраняет в виде «постоянной ссылки на результат».
Интерпретация формируется на основе «сырых» баллов (т.к. форма С не требует перевода сырых оценок в стены), но при этом дополнительно выводится таблица перевода «сырых» баллов в стены.
[Внимание!] Если в процессе работы со скриптом вы обнаружили ошибки, просим вас сообщить нам об этом в , ошибки будут исправлены.
Введение. Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях. Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению. Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке. Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним. Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам. Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику. Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
- Интеллектуальный блок : факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.
- Эмоционально-волевой блок : факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.
Коммуникативный блок : факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.
Вопросы опросника Кеттела Инструкция испытуемому: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует "верных" и "неверных" ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример:
Я люблю смотреть командные игры:
Я предпочитаю людей:
Деньги не могут принести счастья:
Женщина находится в таком же отношении к ребенку как кошка к:
- У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о "командных играх". Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о "средней игре", о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
- Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех - пяти вопросов.
Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не - могут быть получены без специального "ключа. Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
Вопросы
Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем раньше:
Я мог бы счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник:
Если бы я говорил, что небо "находится снизу", и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника.
Когда я ложусь спать, я:
А) насыпаю мгновенно в) нечто среднее с) засыпаю медленно, с трудом.
Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я чувствовал себя удовлетворенным:
В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
Для меня важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка
Большинство людей, которых я встречаю на вечеринке, рады меня видеть.
Я бы скорее занимался:
Про себя я смеюсь над тем, что существует такая большая разница между тем, что люди делают и тем, что они рассказывают о том.
Когда я читаю о каком-нибудь происшествии, я точно хочу выяснить как это все случилось.
Когда друзья подшучивает надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и совсем не огорчаюсь.
Когда кто-нибудь грубо говорит со мной, я могу быстро забывать об этом.
Мне нравится "изобретать" новые способы в выполнения какой-либо работы больше, чем придерживаться испытанных, приемов.
Когда я обдумываю что-нибудь, я люблю делать это без посторонней помощи, один.
Я думаю, что реже говорю неправду, чем большинство людей.
Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
Конец первого столбца
Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим родителям.
Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова "неточный" будет:
Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо
Меня больше раздражают люди, которые:
Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать;
Я думаю, что…
Мне всегда приходится бороться со своей робостью.
Мои друзья чаще:
Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его.
Мне нравится друг, который…
Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.
Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки.
Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел:
Мне нравятся общительные кампанейские люди.
Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше неприятностей, неожиданностей, чем с другими людьми
Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
Конец второго столбца в бланке ответов
Мне трудно признать, что я не прав.
На заводе было бы интересно:
Какое слово не связано с другими двумя:
То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание:
Если бы у меня было много денег, я:
Худшее наказание для меня:
Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали
Мне говорили, что ребенком я был скорее:
Мне нравится практическая повседневная работа с различными установками и машинами
Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее:
Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей
Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать.
В музыке я наслаждаюсь:
Я быстрее предпочел провести два летних месяца
Усилия, затраченные на составление предварительных планов
Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей не обижают меня и не делают несчастным.
Конец третьего столбца
Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:
Я предпочел бы скорее работать:
"Дом" так относится к "комнате", как "дерево" к:
То, что я делаю, у меня получается:
В большинстве дел я:
Некоторые люди считают, что я громко говорю:
Я восхищаюсь больше:
Я принимаю решение:
На меня производит большое впечатление:
Я считаю, что я человек склонный к сотрудничеству:
Мне нравиться говорить с изысканным, утонченным человеком, чем с откровенным и прямолинейным:
Я предпочитаю:
Если человек не отвечает сразу же, когда я что-нибудь говорю ему, то я чувствую, что должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
В школьные годы я больше всего узнал:
Я избегаю работы в общественных организациях, и связанной с этим ответственностью:
Когда вопрос очень труден, который надо решить, и требует много усилий, я стараюсь:
У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без определенной причины:
Иногда мой ум работает не так ясно, как в другое время:
Я счастлив сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже это немного неудобно для меня
Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,4,5,6,…
Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты т головокружения без определенной причины:
Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:
Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
На вечеринке мне придется:
Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:
Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел встретиться:
Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
Работая в магазине, я предпочел бы:
Если люди обо мне плохо думают, это меня не волнует:
Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
Все несчастья происходят из-за людей:
Я получаю большое удовлетворение, рассказывая местные новости:
Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной:
Я думаю, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
Конец пятого столбца в бланке для ответов
а) Верно в) Иногда с) НеверноБывает, что все утро у меня возникает нежелание с кем-либо говорить:
Если стрелки часов встречаются каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
Мне бывает скучно:
Люди говорят, что мне нравится делать все своим собственным способом:
Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют меня:
Дома в свободное время, я:
Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с другими новыми людьми:
Я считаю, что-то, что говорят люди стихами, можно также точно выразить прозой:
Я подозреваю, что люди, которые относятся ко мне по-дружески, могут оказаться предателями за моей спиной:
Я думаю, что даже самые драматические события через год, уже не оставляют в душе никаких последствий:
Я думаю, что интереснее было бы быть:
Я подвержен беспричинному страху и отвращению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.:
Я люблю думать над тем, как можно было бы улучшить мир:
Я предпочитаю игры:
Ночью мне снятся фантастические сны
Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:
Конец шестого столбца в бланке ответов
Я могу обмануть людей своим дружеским расположением, когда на самом деле они мне не нравятся:
Какое слово не принадлежит двум другим
Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
3. Таблица переводов из сырых оценок в стандартные (стены).
Стены |
||||||||||
Интерпретация результатов.
Фактор А
Фактор B
Фактор С
Фактор Е
Фактор F
Фактор G
Фактор H
Фактор I
Фактор L
Фактор M
Богемность Углубленный в себя, интересующийся искусством, теорией, смыслом жизни, богатое воображение, беспомощный в практических делах, преимущественно веселый, не исключены истерические аномалии, в коллективе конфликтный, не обусловленный обстоятельствами |
Практичность Интересующийся фактами, обусловленный обстоятельствами, живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех, спонтанно ничего не делающий, реалистический, надежный, серьезный, заботливый, но очень постоянно ориентирован на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяет внимание мелочам, но иногда не хватает творческого воображения |
Фактор N
Фактор О
Фактор Q 1
Фактор Q 2
Фактор Q 3
Самоконтроль, сильная воля Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации |