Современные определения термина “библиография”. Основные библиографические концепции Основная функция и принципы библиографии

Введение

аннотированный библиографический список

Целью данной контрольной работы является получение навыков в грамотной работе с библиографическими материалами (источниками, документами), знании основ эвристики в библиографии, умении грамотногосоставления библиографического описания и аннотации.

В настоящей контрольной работе представлен теоретический материал по предмету «библиография», а так же в качестве примера приводится аннотированный библиографический список литературы. Для составления списка отбор произведений выполнялся по критерию «издательский дом», в данной работе - книги издательства «АРТ-РОДНИК».

Материалы использованные, а так же послужившие написанию контрольной работы, были взяты из фондов Российской Государственной Библиотеки (бывш.Государственная Библиотека СССР им. В.И. Ленина).

Теория библиографии

Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности, культуры-Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с..

В библиографии выделяют четыре основных исторических периода:

ь Первый период - возникновение библиографии в Древней Греции как книгописания, труда книгописца-библиографа. V век до н.э.;

ь Второй период - библиография как обобщающая наука о книге и книжном деле, отдельный литературный жанр (XVII - XVIIIвв.);

ь Третий период - возникновение библиографии как особой науки книговедческого цикла. Конец XIX - начало XX вв.;

ь Четвертый период (современный) - библиография становится особой областью книжного и информационного дела со своей дисциплиной - библиографоведением.С 60-х гг. XXвека.

На современном этапе именно в нашей стране было введено понятие для обозначения науки о библиографии - «библиографоведение». Обозначение библиографической науки вошло в ГОСТ 16448 - 70 «Библиография термины и определения», а так же повторен в новой редакции ГОСТ 7.0 - 77. В 1984 году впервые был выпущен учебник для вузов под названием «Библиографоведение. Общий курс».

Основная функция и принципы библиографии

Определение социальной сущности библиографии связано, прежде всего, с выяснением общественной цели библиографии, ее общественного назначения как деятельности вообще-Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с.. Сегодня широко распространен термин «общественная функция библиографии», понимая ее как цель, которую библиография осуществляет в системе информационной деятельности.

Такой определяющей общественной функцией библиографии является управление. Согласно ГОСТ 7.0 - 77: «Библиография - область научно-практической деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации в целях воздействия на использование произведений печати в обществе». Исходя из основной общественной функции библиографии, можно предложить следующее определение: библиография - это область информационной деятельности, основной общественной функцией которой является управление процессом создания, распространения, хранения и использования социальной информации в обществе.

Подобный подход обусловлен сложным дифференцированным духовным процессом отражения и освоения в общественном сознании и практике социальной информации, материализуемой в документах разного рода. Отсюда следуют и три основные частные функции библиографии: сигнальная (момент наличия и появления новой информации), оценочная (проверка и адаптация новой информации в системе знаний), рекомендательная (использование социальной информации, путем отбора оптимальных условий ее освоения потребителем).

Наряду с общественными функциями библиографии аналогичный характер носят и основные принципы. Ранее всех выделялись три основных принципа: партийности, научности и народности; где определяющим векторов являлась идея, которую несет в себе предмет. В данном случае - это системность и неотъемлемая связь с научной деятельностью, а так же общественная польза библиографии. Сегодня, ввиду широты охвата информационного пространства, библиография несет в себе и такие принципы, как: деятельность, коммуникативность и системность. Эти принципы подразумевают основные задачи библиографии в современных информационных условиях - мобильность, усвоение и обработка больших объемов информации, связанность и доступность в общей информационной среде, универсальность и единая форма «записи» информации.

Предмет и объект библиографии

Своеобразие объекта библиографии состоит в том, что он уже выступает в определенном способе идеализации - знаковых системах воспроизведения социальной информации- Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с.. Библиография входит в систему информационной деятельности, или - систему книжногодела, т.к. именно на него направлено ее управляющее воздействие.

Книжное дело - сфера духовной общественной деятельности (культуры), основной функцией которой является информационное общение (коммуникация), путем производства, распространения, хранения и использования книги (произведений, документов, изданий).

Таким образом, можно утверждать, что объектом библиографии является книжное дело как процесс информационного общения, учитывая и социальную информацию, и книгу как способ существования и использования этой информации в обществе.

Предмет библиографии можно квалифицировать как результат - библиографическая информация и «библиографическая книга». Если быть точнее, предмет может включать в себя не только саму информацию, но и собственно библиографическую деятельность. Поэтому предметом библиографии является библиографическое знание.

Глава 1. Библиографоведение как наука

1.1. Происхождение и сущность понятий "библиография" и "библиографоведение"

1.2. Основные функции библиографии

1.3. Основные принципы библиографии

1.4. Объект и предмет библиографии и библиографоведения

1.5. Методология библиографоведения

1.6. Система базовых библиографических категорий

1.7. Библиографоведение и смежные науки

Глава. 2. Система современной библиографии как деятельности

2.1. Библиографическая типология как научная проблема

2.2. Опыты типологического моделирования библиографии

2.3. Основные типы библиографии

2.4. Типы библиографии, выделяемые по дополнительным признакам

Глава 3. Библиографическая запись и система библиографических пособий

3.1. Понятие о библиографической продукции

3.2. Основные типы и виды библиографической записи

3.3. Основные типы и виды библиографических пособий и изданий

3.4. Особенности библиографических пособий, создаваемых на основе электронной технологии

Вопросы для самопроверки

Раздел II. История библиографии

Глава 4. Особенности исторического развития библиографии в России

4.1. Методологические основы и значение истории библиографии

4.2. Периодизация истории библиографии

4.3. Особенности библиографического источниковедения и историографии

4.4. Типологическая модель источниковедения и историографии отечественной библиографии

Глава 5. Особенности становления русской библиографии (XI-XVII вв.)

5.1. Первые опыты учетно-регистрационной (описательной) библиографии

5.2. Возникновение критической библиографии

5.4. Первый русский библиографический указатель

Глава 6. Развитие русской библиографии в XVIII в.

6.1. Первые русские печатные библиографические пособия

6.2. Библиографическая деятельность Академии наук

6.3. Возникновение библиографической журналистики

6.4. Первый опыт систематического библиографического указателя

6.5. Первые опыты создания репертуара русской книги

Глава 7. Особенности развития функциональных типов библиографии

7.1. Государственная библиография

7.2. Критическая (научно-вспомогательная) библиография

7.4. Возникновение и развитие библиографии второй степени

Глава 8. Возникновение и развитие науки о библиографии

8.2. Первые библиографические теории

8.3. Библиографические взгляды русских революционных демократов

8.4. Формирование библиографоведения как относительно самостоятельной науки

8.5. Роль русских библиографических обществ в развитии и блиографоведения

Глава 9. Создание репертуара русской книги и периодической печати

9.1. "Опыт российской библиографии" В.С.Сопикова

9.2. Биобиблиографические опыты репертуара русской книги

9.3. "Критико-биографический словарь" С.А.Венгерова

9.4. Создание репертуара русской периодической печати

9.5. "Русская периодическая печать" Н.М.Лисовского

Глава 10. Исторические особенности развития библиографии в Советской России

10.1. Первые библиографические мероприятия советской власти

10.2. Развитие государственной библиографии

10.3. Развитие научно-вспомогательной библиографии

10.5. Развитие библиографии второй степени

Глава 11. Развитие советского библиографоведения

11.1. Деятельность первых советских научных учреждений

11.2. I и II Всероссийские библиографические съезды

11.3. Советское библиографоведение в послевоенный период (до 70-х годов)

11.4. Советское библиографоведение в 70-80-х годах

Вопросы для самопроверки
Раздел III. Методика библиографии

Глава 12. Организация библиографической деятельности в Российской Федерации

12.1. Государственная библиография

12.2. Научно-вспомогательная библиография (НВБ)

12.4. Библиография второй степени

Глава 13. Составление библиографических пособий

13.1. Основные этапы составления и их особенности

13.2. Особенности составления основных видов библиографической записи

13.3. Универсальные библиографические классификации

Глава 14. Библиографическое обслуживание

14.1. Понятие и основные виды библиографического обслуживания

14.2. Справочно-библиографическое обслуживание

14.3. Библиографическое информирование
Вопросы для самопроверки

Заключение

Библиографический список

Именной указатель

Указатель определений основных библиографических терминов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вузовская учебная дисциплина "Общая библиография" сложилась в нашей стране более сорока лет назад. В 1957 г. вышел в свет первый учебник. Правда, ориентирован он был на библиотечные специальности (тогда - на библиотечные институты, теперь - на библиотечные факультеты вузов культуры и искусств). Хотя библиография имеет отношение ко всем отраслям книжного дела, шире - информационной деятельности, но с тех пор так повелось, что базовый учебник (общий курс) готовили именно специалисты библиотечного дела, входившего также традиционно в систему Министерства культуры.
В книговедческой прессе нами уже было отмечено, что сложилась определенная закономерность, когда последующие издания этого вузовского учебника выходили через каждые 12 лет: 1957, 1969, 1981 гг. Видимо, такой временной интервал определял в тот период степень старения библиографического знания. И это при том, что учебник готовили разные авторские коллективы и, естественно, на основе разных концепций - научных и педагогических. Стабильность учебника нашла свое отражение и в его названии - "Библиография. Общий курс".
В каждом конкретном случае учебник отражал достигнутый уровень библиографии как деятельности и библиографии как науки. Последняя, согласно ГОСТ 16448-70, получила впервые в мире и свое специфичное название - "библиографоведение". Правда, приходится с сожалением констатировать, что это понятие, по неясным причинам, отсутствовало в действующей затем редакции этого стандарта - ГОСТ 7.0-84 "Библиографическая деятельность". Теперь оно восстановлено в очередной редакции ГОСТ 7.0-99 "Информационно-библиотечная деятельность, библиография". Но, что особенно характерно и важно, после выхода очередного издания учебника на страницах книговедческой печати проходила острая дискуссия по всем фундаментальным проблемам библиографии. В этом отношении особенно интересны были материалы на страницах журнала "Советская библиография" (ныне - "Библиография"). Существенно поэтому, что в итоге складывалась не только оценка творческого вклада авторского коллектива, но и совокупность задач на перспективную разработку соответствующих проблем.
Эта стабильная и по-своему творчески плодотворная тенденция , к сожалению, была искусственно нарушена специалистами кафедры общей библиографии Московского государственного института культуры и искусств, которой руководит известный ученый О.П.Коршунов. Под его редакцией и вышел последний по времени учебник "Библиография. Общий курс" [М., 1981. 512 с.]. Теперь он выступил инициатором разделения курса на три части, что со всех точек зрения неприемлемо для учебника профессионально-обобщающего характера, предназначенного для всех родственных специальностей вузовского образования по книжному делу.
В 1990 г. вышел в свет написанный О.П.Коршуновым учебник "Библиографоведение. Общий курс", который, как видно из заглавия, отражает лишь одну - теоретическую - часть библиографии. Напомним в этой связи, что в действующем ГОСТ 7.0-84 понятие "библиографоведение" отсутствовало. Мы в данном случае говорим не о качестве научной и педагогической подготовки учебника, а лишь о формальной стороне дела. В том же году вышел и учебник, отражающий методическую часть библиографии, - "Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика" (под ред. О.П.Коршунова). Учебник по истории библиографии до сих пор в свет не вышел.
В результате создалось довольно сложное положение с обеспечением учебниками курса библиографии. Ущербность ситуации нужно видеть в невыполнении следующих требований: не обеспечена полнота изучения курса в трех основных частях - истории, теории и методики; общий курс не должен ориентироваться на какую-либо отдельную специальность (направление), он должен предполагать возможность его использования во всех вузах, где изучается библиография; общий курс должен быть единым, как это вообще характерно для высшей школы и что до недавнего времени имело место в библиографии.
Указанные требования и должен учитывать предлагаемый нами учебник. Главная его особенность состоит в том, что он восстанавливает прежнюю традицию и является именно общим курсом, независимо от возможной структуры учебной дисциплины и соответствующей науки, а также специальности (направления), где он будет использован.
Наш учебник создавался не на пустом месте. Прежде всего в нем нашел отражение более чем 25-летний опыт преподавания курса "Общая библиография" на факультете издательского дела и книжной торговли МГУП. С учетом специфики направления и специальностей, а также опыта преподавания библиографии в других вузах, недостатков, имеющихся в изданных учебных книгах, нами были подготовлены три учебных пособия: "Библиографическая эвристика" [М., 1984. 48 с.], "Библиографоведение. Возникновение и особенности формирования" [М., 1988. 93 с.], "Общая библиография. Теоретико-методологические основы" [М., 1990. 108 с.]. Учтены и результаты дискуссий, проходивших на страницах книговедческой печати после выхода в свет предшествующих изданий вузовского учебника по библиографии.
Мы считаем также недостатком тот факт, что в ранее изданных учебниках отсутствуют такие важные элементы аппарата, как вспомогательные указатели, в первую очередь именной и алфавитно-предметный. Поэтому в нашем издании они присутствуют, что обеспечивает более эффективное пользование им в учебном процессе.
Учебник написан в соответствии с действующей Примерной программой по дисциплине "Общая библиография" по направлению 520700 "Книговедение".
Естественно, автор осознает трудность создания подобного учебника, понимает, что и в его учебной книге можно найти определенные недостатки, и с благодарностью примет все критические замечания и пожелания. Автор благодарит Е.М.Сухорукову за помощь, оказанную в процессе подготовки данного учебника.
Тот, кто владеет библиографией, владеет информацией,

кто владеет информацией, владеет миром.
ВВЕДЕНИЕ

Библиография является неотъемлемой частью такого вида общественной деятельности, как книжное дело, или с учетом современных достижений культуры и научно-технического прогресса - информационная деятельность (коммуникация, общение). Социальная сущность информационной деятельности обусловлена необходимостью целенаправленного производства, распространения, хранения и использования информации в обществе. Значение информации в современном обществе резко возрастает. Не случайно современный этап социально-экономического и культурного развития определяют как информационный. Это связано с тем, что информированность становится неотъемлемой характеристикой современного человека, его сознательности, активности мировоззрения и деятельности. Владение информацией и всеми методами, формами и средствами ее производства, распространения, хранения и использования - это объективная необходимость для каждого человека, тем более специалиста в области информации, книжного дела.
Этим объясняется то большое внимание , которое по-прежнему уделяется такой важной части информационного общения (коммуникации), как книга и книжное дело, печать. Печатная книга - это универсальное средство информационного общения. Не случайно книгу называют графической памятью человечества, графической моделью культуры. Она и в современных условиях играет доминирующую роль, особенно в системе массовой информационной коммуникации. Сохраняет она свое значение и в системе специальной, или научной, коммуникации, научно-информационной деятельности, где особенно активно сейчас идет внедрение новейших средств электронно-вычислительной техники.
Электронные, или экранные (кино, телевидение, ЭВМ), средства информационной деятельности не отменяют и не отрицают предшествующих, созданных человечеством в процессе культурно-исторического развития. Можно считать, что каждый этап этого развития характеризуется появлением определенного средства информационного общения. Основные из них - словесность, письменность, рукописная книга, печатная книга (книгопечатание), "электронная книга". Важно подчеркнуть, что указанные средства коммуникации отражают определенные качественные изменения, диалектические скачки, переходы в развитии одного и того же социального явления - информационной деятельности (общения, коммуникации). Но каждая исторически новая форма этого явления не отменяет, не отрицает старое, а всякий раз выражает преемственность развития, переход на более высокую ступень, сохраняя в своем развитии все положительное, прогрессивное от предшествующих.
Другими словами, в наше время информационная деятельность использует определенную систему средств, структурной образующей которой является названное выше их многообразие. И это только верхушка айсберга. Дальнейшая конкретизация всей системы информационных средств позволяет говорить о бесконечном многообразии их. Но сейчас главное - показать их информационную специфику. Прежде всего речь идет об "информации", вокруг определения которой до сих пор ведутся дискуссии. В нашем случае имеется в виду высший ее тип - "социальная информация". В самом простом определении ее можно понимать как отражаемое в общественном и индивидуальном сознании содержание объективного мира. Следовательно, информация - это духовная, идеальная составляющая общественной деятельности.
Но, как известно, содержание не существует вне его воспроизведения в какой-либо форме материализации. Поэтому информация как отражение содержания и последующих результатов человеческой деятельности в общественном сознании объективно может существовать лишь в определенной форме, в качестве каковой выступают различного рода знаковые (семиотические) системы. Вне деятельности общества и независимо от нее, вне определенной знаковой системы социальная информация не может ни возникнуть, ни существовать. Следовательно, для объективного существования информации как отраженного разнообразия содержания общественной деятельности и объективного мира необходимы как минимум еще два условия: наличие и использование соответствующей знаковой системы (или систем) и материального носителя (конструкции). Таким образом, любое средство информационной деятельности реально выступает в органическом единстве содержания (информации), знаковой формы (язык и т.п.) и материального носителя (бумага, экран и т.п.).
К знаковым способам воспроизведения и движения информации в обществе относятся различного рода системы. В первую очередь такие универсальные, как языки: естественный ("живой") - важнейшее и основное средство человеческого общения - и искусственные - математические, языки искусства, машинные и т.д. На основе языка возникают затем более организованные, емкие и целесообразные знаковые способы, системы воспроизведения информации. В литературе и искусстве их называют обычно "жанрами". Таковыми, например, являются сказка, роман, диссертация, статья и др., в своей совокупности определяемые понятием "литература". В свою очередь, развиваются и носители, материальные конструкции для воспроизведения знаковых систем: когда-то ими являлись обожженная глиняная табличка, папирусный свиток, деревянная дощечка, береста, пергаменный или бумажный кодекс и т.п., а сейчас - микрофильмы, магнитная и видеозапись, электронная память компьютера.
Но именно печатная книга (издание) с момента своего возникновения становится и теперь является универсальной знаковой системой для воспроизведения и распространения социальной информации. Причем самое характерное отличие ее от других средств информационной деятельности можно выразить словами В.Г.Белинского: "...Потому что книгопечатание есть великое и могущественное средство к публичности, без которого слово "литература" есть звук без смысла, тело без души" [Собр. соч.: В 9 т. М., 1976-1982. Т. 6. С. 85]. Указанная "публичность", т.е. возможность массового, тиражированного информационного общения, публикации, и делает печатную книгу доминирующей в современной системе средств информационной деятельности. Примечательно, что и книга, отражающая сущность культурно-исторически обусловленного способа универсального информационного общения, также объективно существует и развивается в органическом триединстве - содержания (социальная информация), семиотической (знак, язык, литература) формы и материальной конструкции (носителя).
Возникает естественный вопрос: а разве не публичны современное кино, радио, телевидение? Да, публичны. Но здесь проявляется еще одно приоритетное свойство печатной книги - жесткая фиксированность информации ("Что написано пером, не вырубишь топором"). Поэтому книгу называют статичным средством коммуникации в отличие от динамичных, каковыми являются телевидение и т.п. Но эта динамичность негативно сказывается на освоении информации, особенно передаваемой в больших объемах, сложной, специальной. Появляется необходимость в переводе динамичного информационного общения в статичное, т.е. средствами традиционной печатной книги. Не случайно в этой связи компьютер как динамичное средство коммуникации имеет специальный блок (принтер) для воспроизведения информации в статике , традиционной печатной форме. Не выручает здесь и наличие сетей (своего рода тиража) динамичных средств информационной деятельности. В любом случае их преимущество не в публичности, а в оперативности и индивидуализации информационного общения. Поэтому книга и книжное дело в наше время остаются главной подсистемой информационной деятельности.
Главная особенность информационной деятельности заключается в том, что она выступает как бы своеобразным духовным посредником в обществе, между людьми, обеспечивая всех и каждого необходимой информацией. Поэтому сейчас средства информационной коммуникации все чаще называют латинским словом "media" (средний, посредник), а применительно к системе массовой коммуникации - "mass media". Тем самым как бы подчеркивается важная роль информационной деятельности, с одной стороны, опосредующей в себе через информацию все достижения материальной и духовной культуры, а с другой - обеспечивающей информацией и, значит, делающей более сознательным и эффективным весь процесс социально-экономического развития. На современном этапе информационная деятельность носит характер сложно структурированной системы. В идеальном случае она "должна представлять собой модель мира со всеми уже известными его закономерностями и связями, систему, в которой всегда имелось бы место для непрерывно поступающей новой информации, систему, которая может дать ответ на любой вопрос, относящийся к любому когда-либо и где-либо изученному явлению... Для того чтобы исследователь мог сформулировать свой запрос к информационной системе, ему необходимо держать в голове какую-то схему этой информационной системы. Эту схему можно назвать мировоззрением, подразумевая, что информационная система будет примерно изоморфна познанному миру" [ Самков Л.М. Математическая информатика//Информатика и ее проблемы. Новосибирск, 1970. С. 56].
Именно в силу своей особой социальной важности и сложности осуществляемых процессов, использования большого множества методов, форм и средств информационная деятельность на определенном историко-культурном этапе развития общества порождает особый вид деятельности - библиографию (библиографическую деятельность). Необходимость ее формирования обусловлена задачей управления информационной деятельностью, без чего она теряет свою целенаправленность и эффективность, возможность одномоментного охвата всей имеющейся в обществе информации, т.е. создания своеобразной библиографической картины мира. Можно говорить, что мировоззренческую роль в информационной деятельности, о чем пишет вышецитированный автор, выполняет именно библиография. Судите сами, в философии под мировоззрением понимается система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Причем мировоззрение, что следует особенно подчеркнуть, включает далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Мировоззрение соотносимо с целеполаганием человеческой деятельности, которое характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Но на целеполагании и предвосхищении (научном предвидении) основывается социальное управление. При этом управление оперирует именно обобщенной информацией, знанием об объекте своего воздействия.
В самом общем виде под управлением понимается сознательное, на достоверном знании основанное систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) с целью обеспечения ее эффективного функционирования и развития, достижения поставленной цели. Следует уточнить, что применительно к библиографии речь идет об управлении информационной деятельностью, т.е. определяющая общественная функция библиографии - это информационное управление. Другими словами, библиография является управляющей подсистемой информационной деятельности, которая и есть тот самый социальный объект как управляемая подсистема. Выше мы отмечали, что информационная деятельность как процесс производства, распространения, хранения и использования информации реализуется в определенном многообразии средств, способов, носителей социальной информации. Важнейшим из них является книга. Именно она, также с учетом определенного многообразия своих видов, является главным объектом информационного управления, т.е. библиографии.
Но, чтобы оказывать определенное воздействие на свой объект, т.е. осуществлять информационное управление , библиография должна была создать свои специфические методы, формы и средства. Культурно-исторически они появляются уже в далекой древности, сначала как неотъемлемая часть самих средств информационного общения - письменного документа и рукописной книги. Речь идет о ее идентификации, т.е. выявлении, узнавании конкретно данной книги путем отождествления, приравнивания всех имеющихся в наличии по каким-либо, но лучше - по наиболее существенным характеристикам (свойствам, признакам и т.п.). Так формируется заглавие книги, а затем и другие ее титульные элементы. Со временем в каждой книге, наряду с соответствующим литературным, знаковым произведением, в качестве составной части ее появляется особая подсистема, которая ныне называется "аппарат книги". Благодаря аппарату создаются более эффективные средства использования книги в обществе. Формирование аппарата отдельной книги, а со временем и для всего реально существующего множества их (в мире, стране, по какой-либо проблеме, какого-либо автора и т.п.) становится определяющей задачей и принципиальной основой для появления библиографии как деятельности.
Например, заглавия самых древних из дошедших до нас "глиняных книг" (табличек) из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 гг. до н.э.) составляли первые слова текста. Так, самый знаменитый в древнем Двуречье эпос о Гильгамеше, составной частью которого был рассказ о всемирном потопе, вошедший затем в Библию, начинался словами "Об увидевшем все". Эти первые слова и были заглавием эпоса, повторенным на каждой из 12 табличек, его составивших. Как установлено, библиотека Ашшурбанипала насчитывала около ста тысяч глиняных книг (основная часть из найденных - 27 тыс. - хранится в Британском музее). Естественно, чтобы пользоваться ими, нужен был каталог: он и состоял из перечня заглавий книг (первых слов текста), по определенной схеме классификации. До нас дошли фрагменты каталогов еще более древнего происхождения. В частности, в музеях США и Франции хранятся глиняные таблички каталогов шумерских библиотек, относящиеся к 2000 г. до н.э. Именно каталоги библиотек являются самым первым средством информационного управления (или библиографии) основным книжным фондом. Как видим, они создаются на базе определенной информации о книгах.
Со временем такая информация приобретает более сложный характер. Примером может служить знаменитая Александрийская библиотека (III в. до н.э.) эпохи эллинизма. Формирование ее началось с библиотеки известного древнегреческого философа Аристотеля, учителя Александра Македонского, по имени которого и назван этот город. Вспомним названия книг Аристотеля - "Физика", "Поэтика", "О небесах" и др. Это уже не первые слова текста, а краткое определение его содержания. Каталог Александрийской библиотеки, насчитывавший в отдельные периоды ее деятельности до 700 тыс. папирусных книг (свитков), носил уже характер сложного литературного произведения. Составлен он был видным по тем временам поэтом и ученым Каллимахом (310-240 гг. до н.э.) в 120 томах и назывался "Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания, и того, что они написали".
До нас этот каталог дошел лишь в отдельных фрагментах. Но важно подчеркнуть, что для каждой книги в нем приводился автор, причем с кратким жизнеописанием; заглавие, порой с развернутой характеристикой содержания, с указанием лучшей книги на данную тему; литературный жанр и др. "Таблицы" Каллимаха послужили образцом для последующих библиографических трудов, причем без привязки к определенному библиотечному фонду. Они представляли собой как бы специфический по своему литературному исполнению свод всех имеющихся книг на данный момент времени. Причем и характеристики отдельных книг были систематизированы, чаще всего в хронологической последовательности.
Так было положено начало формированию особых знаковых форм, литературных жанров библиографии, своего рода библиографических книг, назначением которых было служить средством определенного воздействия на информационную деятельность (книжное дело) с целью эффективного и качественного использования информации как духовного результата и содержания общественной деятельности. Первоначально это были описания книг, с той или иной полнотой перечисляющие наиболее существенные формальные характеристики: автор, заглавие, жанр, объем, время создания и т.д. С ростом книжной производительности, особенно с внедрением книгопечатания, описательной характеристики книг становится уже недостаточно. Появляются новые средства информационного управления, основанные на логической переработке , свертывании содержания книг. Речь идет о таких известных сейчас литературных жанрах, как аннотация, реферат, рецензия. Они могут иметь как единичный характер - относительно одной или нескольких книг, так и сводный - включать любое множество книг. В последнем случае также сформировались свои, более емкие жанры информационного управления - библиографические списки, указатели, справочники, обзоры и т.д.
С учетом специфики самой информационной деятельности содержание библиографии также информационно. Только следует различать как бы два уровня информации: первичная, непосредственно содержащаяся в книгах, и вторичная, или библиографическая, создаваемая как результат логической переработки, свертывания, уплотнения первичной, т.е. непосредственного содержания самих книг. Конечно, вторичность библиографической информации следует понимать условно, операционально, т.е. она создается только при наличии и на основе книжного содержания, но носит оригинальный, научно-творческий характер. Это определено уже особенностями самой информационно-управленческой деятельности, составляющей социальную сущность библиографии. Наличие библиографической информации в любой форме ее знакового воспроизведения - обычно в форме "библиографических пособий" - дает возможность не только хорошо ориентироваться во все возрастающем массиве книг ("первичной информации"), но и, что особенно важно, принимать на их основе необходимые управленческие решения без обращения к самим книгам.
Слово "библиография" - древнегреческого происхождения (не позднее V в. до н.э.). И до сих пор сохраняет свою многозначность. Например, библиографией называют и саму деятельность по информационному управлению, и результаты этой деятельности (библиографическую информацию, библиографические пособия), и науку об этой деятельности. Правда, в Европе с XVII, а в России с XIX в. оно постепенно приобретает свое определяющее значение в качестве названия специфической части информационной деятельности - информационного управления. В нашей стране с 1 июля 1971 г. стал действовать ГОСТ 16448-70, в котором впервые библиография трактовалась в качестве области информационной деятельности. Вводились новые понятия для обозначения библиографической науки - "библиографоведение", а также для результата библиографической деятельности, знаковых способов (жанров, средств) воспроизведения библиографической информации - "библиографическая продукция". В условиях современного научно-технического прогресса библиография все шире использует достижения информационной технологии. И в ней помимо традиционных книжных форм воспроизведения библиографической информации создаются новые, например, автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС), базы данных (БД), банки знаний (БЗ), экспертные системы (ЭС), системы искусственного интеллекта (ИИ) и т.д. Следовательно, библиография оказывает свое управленческое воздействие на всю систему средств информационной деятельности в современном обществе.
В настоящее время за рубежом и в нашей стране накоплен огромный опыт библиографии, освоение которого необходимо каждому специалисту в области информационной деятельности. Для этого и предназначен настоящий учебный курс "Общая библиография".
Целью учебной дисциплины "Общая библиография" является изучение основ истории, теории и методики библиографии, обеспечивающих выбор наиболее рациональных видов, методов, средств и процессов библиографической работы, прежде всего в издательской и книготорговой деятельности, а также во всех сферах информационной коммуникации.
Указанная выше основная цель и определяет все многообразие задач курса, направленных на формирование у студента соответствующих знаний, умений и навыков.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
организацию и структуру библиографической деятельности в нашей стране;
особенности международного библиографического сотрудничества на современном этапе и участие в нем России;
основные достижения и тенденции развития отечественной библиографии;
основные принципы и методы библиографии;
методику библиографического изучения документов и изданий и составления библиографических пособий;
методику справочно-библиографического обслуживания, библиографической рекламы и пропаганды;
роль, значение и специфику использования библиографии для основных издательских и книготорговых процессов;
методику библиографического поиска, систематизации, описания, аннотирования, реферирования и составления обзоров.
Студент должен уметь:
использовать систему библиографических пособий для формирования издательского репертуара и ассортимента книжной торговли;
работать с аппаратом книги и библиографического издания;
составлять библиографическое описание, аннотацию, реферат на различные виды документов и изданий;
осуществлять библиографический поиск, классифицировать книгу, оформлять заказы и отвечать на библиографические запросы;
составлять библиографические списки, указатели, обзоры и другие библиографические пособия;
использовать для библиографической работы имеющиеся технические средства и автоматизированные системы.
Студент должен иметь навыки:
практической работы с книгой и библиографическим пособием;
библиографического описания, аннотирования, реферирования, составления обзора;
организации и ведения процессов библиографирования и библиографического обслуживания.
Учебная дисциплина "Общая библиография" занимает важное место в системе дисциплин, изучаемых по направлению базового высшего образования 520700 "Книговедение", специальностям 021500 "Издательское дело и редактирование" и 021600 "Книговедение и организация книжной торговли". Это объясняется тем, что объектом библиографии является вся совокупность документов и изданий , автоматизированных информационных систем, функционирующих в обществе, но преобразованная особым образом в процессе библиографической деятельности в систему библиографической продукции. Без знания этой системы, процессов, методов и форм составления и использования библиографических пособий не может быть квалифицированным ни один специалист в области информационной деятельности. Своеобразие данного курса заключается также в том, чтобы подготавливать необходимую научно-методическую базу для изучения других книговедческих дисциплин ("Общее книговедение", "История книжного дела", "Пропаганда и реклама книги"), курсов общего и специального (отдельных видов литературы) редактирования, но особенно отраслевых библиографий, являющихся составной частью цикла учебных дисциплин "Специальное книговедение", курса "Иностранная библиография".
Методологической основой курса "Общая библиография" являются диалектика как всеобщий метод научного познания, а также общенаучные методы, конкретизированные до частных задач библиографии. Особенно широко использованы ведущие методы книговедческого познания - историко-книговедческий, библиотипологический, библиометричский и др.
Структурно данный учебный курс дифференцирован на три основных раздела, отражающих типовую структуру любой науки, в нашем случае - библиографоведения: теория библиографии, история библиографии и методика библиографии. Теория библиографии в большей мере опирается на опыт исторического развития библиографической деятельности, прежде всего в нашей стране. Но, в свою очередь, история библиографии не будет основательно понята без опоры на соответствующие достижения науки. Поэтому изложение учебного материала начинается с теории библиографии, представляющей собой не весь накопленный на сегодня научный результат, а лишь его основы. Это своего рода вводно-теоретический раздел, позволяющий эффективно усвоить исторический опыт и предложить наиболее рациональную в современных условиях методику библиографической деятельности.
В теоретическом разделе основное внимание уделено квалификации таких определяющих характеристик науки о библиографии (библиографоведения), как объект и предмет, методология, принципы, система базовых категорий и понятий (язык науки), структура и особенности основных составляющих библиографоведения и библиографии в целом, место библиографоведения в современной системе наук, особенно смежных, а также место библиографии в системе информационной и общественной деятельности в целом. Важность и сложность с точки зрения освоения теоретического раздела во многом связана с тем, что научная разработка теоретических основ библиографии еще не завершена в полной мере. Существуют различные подходы и решения, основополагающими из которых на современном этапе следует считать концепции А.И.Барсука и О.П.Коршунова. К сожалению, из-за смерти автора концепция А.И.Барсука не имеет дальнейшего развития. Концепция О.П.Коршунова, несмотря на формальный приоритет, также нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствует развернувшаяся с 1988 г. на страницах журнала "Советская библиография" (ныне - "Библиография") дискуссия по вопросам научной разработки библиографии. В последнее время со своими теоретическими подходами к библиографии выступили такие известные российские специалисты, как М.Г.Вохрышева, Э.К.Беспалова, Н.А.Сляднева, В.А.Фокеев и др.
Естественно, что у нас есть своя теоретическая концепция библиографии, положенная в основу данной учебной дисциплины "Общая библиография". Но с учетом дискуссионности некоторых положений, порой основополагающего характера, предлагаемые нами решения будут представлены на фоне других точек зрения. По нашему мнению, вузовский учебник, предназначенный для подготовки будущих специалистов, профессионалов, не должен избегать дискуссионных моментов. Наличие таковых важно и в педагогическом аспекте.

Современные концепции библиографии.

Во второй половине XX в. информационная ситуация стала быстро меняться. Это обусловлено повышением значимости информации в современном мире, всесторонней компьютеризацией, в т.ч. библиотечно-библиографических процессов, появлением новых типов документов (электронных), развитием форм международного научного и информационно-библиографического сотрудничества.

Перед теоретиками библиографии в разных странах встали две главные задачи˸

– вскрыть основные сущностные характеристики библиграфии;

– показать соотношение библиографии с более широкой системой информационного обеспечений общества, т. е. установить метасистему библиографии.

Ведущее положение в западной теории библиографии заняла англо-американская школа. В ней выделилось направление, включившее ряд концепций, которые объединяет стремление определить место библиографии среди информационных и социальных явлений современности.

Наиболее значительное влияние на американскую библиотечно-библиографическую теорию и практику XXв. оказал Джесс Хоук Шира (Jesse H. Shera, 1903 – 1983 гг.) – выдающийся ученый, работавший в сфере библиотековедения, теории библиографии, информатики. В течение многих лет он был деканом факультета библиотековедения Кливлендского университета, создал при факультете Центр исследований документации и коммуникации. Дж. Шира внес существенный вклад в разработку социальной сущности фиксированного знания.

Для ᴇᴦο трудов характерна обобщающая, высокая трактовка социальной роли библиотечно-библиографической деятельности. Дж. Шира подчеркивал, что библиотека возникла и развивалась благодаря насущной потребности общества. Как только появилась письменность, отвечавшая общественной потребности служить средством фиксации и передачи сообщений, возникла и необходимость в учреждениях, которые обеспечивают хранение наиболее важных записей. Таким образом, библиотеки, по мнению Дж. Ширы, с самого начала стали неотъемлемой частью механизма, обеспечивающего нормальное функционирование общества, сохранения и передачи накопленных знаний. Дж. Шира использовал термин “графические записи” (graphic records) вместо “документы” и относил к ним книги, звукозаписи, изо-издания, аудио-документы, карты и др.

К разработке теоретических проблем Дж. Шира приступил в 50-е – 60-е гг. ХХ в. Он ввел понятие “библиографическое дело” (bibliographic enterprise) как единое целое, которое образуют составные части – библиотечное дело и документация.

В начале 70-х гг. Дж. Шира пришел к пониманию библиографической деятельности (bibliographic activity) как основы библиотечного дела. Под “библиографической деятельностью” он понимал “все те процессы, функции и действия, которые необходимы, чтобы соединить книгу и читателя”. К функциям библиографии были отнесены˸

– комплектование;

– организация и упорядочение материалов с целью предоставления необходимого доступа к их интеллектуальному содержанию;

– обслуживание (библиографическое) читателей .

Наличие этих функций, по мнению Дж. Ширы, есть признак, на базе которого библиотеки, центры документации и другие учреждения образуют в совокупности библиографическое дело.

Современные концепции библиографии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Современные концепции библиографии." 2015, 2017-2018.

Генезис развития книговедческих концепций в зарубежной науке

История книговедения наряду с теорией, методикой и методологией является равноправным структурным уровнем научного знания о книге. Как говорил известный русский книговед Н.В. Здобнов, «без рациональной теории не может быть и рациональной практики, а теория является результатом исторических обобщений коллективного опыта».

Предмет истории книговедения - исследование исторического процесса и выявление ведущих закономерностей и тенденций формирования книговедческого знания.

Современная теория книговедения использует исторический опыт, на его основе развивается, позволяя выявить специфику науки о книге, ее роль и место среди других наук, обоснованно конструировать объект, предмет, методы, понятийный аппарат. Без освоения исторического опыта были бы невозможны углубленные современные теоретические разработки.

Подлинно научная разработка истории книговедения стала возможна лишь на определенном этапе общественного развития и, следовательно, на том уровне развития самой науки о книге, когда отдельные разрозненные наблюдения и знания о книге были систематизированы и обрели форму более или менее целостного концепта той или иной степени широты и теоретической глубины.

Зарубежное книговедние существует как расширительно трактуемое библиотоковедение, вокруг которого группируются другие области знания, вбирающие в себя др. книговедческие дисциплины.

Процесс формирования обобщенного книговедческого знания в зарубежной литературе выражен в работах, в которых обсуждается вопрос о составе книговедения.

Исторический процесс формирования обобщенного книговедения в зарубежной литературе выражен в работах, в которых обсуждался вопрос о составе книговедения, т.е. вопрос о том, какие дисциплины и области знания составляют книговедение, или библиологию.

Т-н «библиология» употребляется в англо-французской специальной литературе, в немецкоязычной литературе используется т-н «библиотековедение»

Библиографическая концепция

Первые попытки определить понятие «библиография» определились к концу ХVIII века, когда было установлено место библиографии в ряду других отраслей научной деятельности и требования, которым должны удовлетворять лица, специализировавшиеся в этой области. Библиография с книговедением, возникла в среде лиц, причастных к библиофильским увлечениям эпохи.

Автором самой ранней монографии по теории библиографии, а точнее говоря, по книговедению, был основоположник австрийской библиографии Михаэль Денис (1729-1800). «Очерк библиографии». Потом М.Денис переработал ее, объединил с другой своей монографией «Очерк истории литературы» и издал под общим названием «Введение в книговедение».


Первым с теоретическим сочинением по библиографии было «Рассуждение о библиографической науке» французского библиографа, книговеда и издателя, историка типографского дела Нэ де ла Рошеля (1751-1837), помещенное им в «Поучительной библиографии» Де-Бюра.

1. Библиографическая всеохватывающее знание о книге.

2. Библиография распадается на две части.

Одна относится к исторической части и совпадает с историей литературы; вторая, относящаяся к «механизму типографского дела»,

К.Р.Симон, называя Нэ де ла Рошеля первым теоретиком библиографии, отмечает противоречия в его взглядах: «значение библиографии всячески им превозносилось, а непосредственные задачи, которые он перед нею ставил, сводились, в основном, к установлению редкости и ценности той или иной книги, того или иного издания». И подчеркивает как весьма примечательную для становления обобщенного книговедческого знания мысль Нэ де ла Рошеля о необходимости издания «элементарного руководства по познанию книги».

С Нэ де ля Рошеля начинает развиваться теория библиографии

В собственном значении этого слова;

Библиография трактуется расширительно;

Последующие теоретики, так или иначе, обсуждают состав областей знания, входящих в библиографическое знание.

В ХVIII в. расширение библиографии происходит не только за счет присоединения к ней по сути дела смежных дисциплин (палеографии, дипломатики, истории литературы), но и за счет собственно книговедческих знаний, ранее таковыми не считавшихся. Так, французский библиограф периода Великой Французской буржуазной революции Анри Грегуар (1750-1781), возглавлявший Бюро библиографии в Комитете общественного образования, считал, что «библиография есть наука книготорговца, состоящая в знании заглавий книг и цен, которые они имеют в книжной торговле» .

На исходе ХVIII в. библиография становится не только сферой практической деятельности и теоретических рассуждений, но и предметом преподавания, что заставило конструировать ее как учебную дисциплину и еще более теоретизировало библиографию. Первая программа курса была направлена Президенту национального собрания Республики.

В 1800г. профессор Центральной школы в департаменте Дуб Луи Кост объявил курс «библиологии», (наука о книге) и разработал программу курса. С именем Луи Коста связывают и появление термина «библиология» для обозначения книговедческого знания.

Библиологию Луи Кост разделил на три части:

Библиография в научном смысле;

Библиографическая классификация;

Наиболее рациональные способы чтения книг и усвоения их содержания.

В 1799 г. Франсуа Хавьер Лэр (1738-1809) начал читать свой курс, который состоял из четырех частей:

История письменности от древнейших времен до изобретения книгопечатания. Очерк палеографии;

История книгопечатания до середины ХII в.;

Инкунабуловедение;

Способы распознания редких книг и исправных экземпляров, а также способы более совершенных классификаций;

О методе наилучшего использования книги.

Так история книги начала постепенно обособляться в границах расширительного толкования библиографии и появился термин «библиология».

Французский библиограф, библиотекарь и теоретик Габриэль Этьенн Пеньо (1767-1849) термин «библиология» не только осознанно использует, но и раскрывает его содержание в отличие от содержания понятия «библиография». Это сделано в «Предварительном рассуждении» к составленному им «Толковому словарю по библиологии». Причем и библиографию, и библиологию он понимает как научные дисциплины.

Библиография занимается описанием и классификацией книг. Библиология же - это «своего рода систематическая энциклопедия письменности, которая кратко и описательно трактуя обо всех произведениях духа, указывает каждому из них место, принадлежащее ему в общей библиотеке. Библиология как теория библиографии дает анализ приведенных в систему человеческих знаний, их взаимоотношений, углубляет все частности, касающиеся искусства слова, письма и типографии, раскрывает летопись мира письменности, чтобы проследить шаг за шагом успехи человеческого разума» Иными словами, предметом библиологии Э.Пеньо считает не только внешнее описание книг и других письменных документов, но и их содержание, а потому библиологию возводит до универсальной науки. Универсализация библиографии надолго станет традиционной в науке о книге и в конечном итоге затруднит выявление предмета собственно книговедения, расширяя его безгранично, поскольку в него через содержание всех памятников письменности вводит содержание всех наук, отраженных в этих памятниках.

Хронологически последовательно библиографическую концепцию в конструировании обобщенного знания о книге подхватило польское книговедение, развивающееся в русле тенденции к обобщению книговедческих знаний в границах единой науки. Основоположником подобного подхода к трактовке науки о книге советский историограф польского книговедения Е.Л. Немировекий называет Павла Ярковского (1781-1845), деятельность которого проходила на территории нашей страны.

Подлинным классиком польской науки о книге в ее сегодняшнем понимании, но под названием «библиология» = «библиография», считается Иоахим Лелевель (1786-1861), который включал в библиологию библиографию; науку о рукописях, или «графику»; науку о печатной книге, или «типографику»; науку о библиотечной книге.

Теоретические взгляды и концепции книговедческого знания в их последовательной исторической смене в трудах последующих польских книговедов-теоретиков В. Богаткевича (1798-1831). К.Ю.Т.Эстрейхера (1827-1908), В.Гурского (ок. 1824-1878), Стефана Вртель-Верчинского (1886-1963), К. Пекарского (1893-1944), А.Т. Лысаковского (1895-1964), М.Я.Л. Руликовского (1881-1925), Я. Мушковского (1882-1953), К. Будзыка (1911-1964), К. Гломбиовского рассмотрены с достаточной степенью подробности в упоминавшейся историографической монографии К.Мигоня и в обзоре Е.Л. Немировского. Не пересказывая содержания этих источников, подчеркнем еще раз, что для польского книговедения характерно стремление к конструированию обобщенного книговедческого знания. Особенно отчетливо это просматривается в теоретических работах Стефана Вртелъ-Верчинекого, который в своей монографии «Очерк теории библиографии» (1951) писал, что книгой, кроме теории библиографии (библиологии), понимаемой им как обобщенная и обобщающая наука о книге, занимаются и другие научные дисциплины, особенно история литературы, история искусства, история науки, однако сущность библиологии состоит в том, что она «соединяет в себе разные взгляды на книгу, уточняет, координирует, группирует их и пытается познать книгу в ее логической и методологической целостности».

Библиографическая ориентация с уклоном в историю книги была характерна в ИХ в. для немецкого книговедения. Среди ранних представителей этого направления историографы науки о книге называют Фридриха Адольфа Эберта (179 -1834) - библиотековеда, теоретика библиографии, библиографа-практика, палеографа. В качестве основных теоретических работ Ф.А.Эберта, К.Р.Симон называет две статьи: Предисловие к составленному им «Всеобщему библиографическому словарю» (1821) и статью «Библиография» в «Энциклопедии» Эшара и Губера (1823). В последней Эберт трактует термин «библиография» как «название той науки, которая занимается изучением произведений письменности всех времен и народов как таковых, а равно познает их в соответствии с отдельными внешними обстоятельствами». В соответствии с этим он разделяет библиографию на «чистую» и «прикладную». Задача «чистой» библиографии показать наличие произведений письменности, показать то, что есть. При этом Эберт различает виды «чистой» библиографии, выделяет то, что в сегодняшней терминологии может быть квалифицировано как универсальная, национальная, региональная, ретроспективная, отраслевая библиография. Иными словами, Ф.А. Эберт первым называет некоторые критерии систематизации библиографии. «Прикладная библиография подходит к книгам под определенным углом зрения... она объясняет коллекционеру и книготорговцу причины, по которым то или иное издание имеет определенную ценность. Для этих целей библиограф пользуется многими вспомогательными для него дисциплинами: хронологией, палеографией, историей книгопечатания и другими». Здесь К.Р.Симоном отмечено, хотя и не прокомментировано, два очень важных момента в истории развития книговедческого знания, и, в частности, в истории взглядов на состав книговедения, его междисциплинарную организацию и взаимоотношения с другими науками. Во-первых, то, что Ф.А.Эберт считает историю книгопечатания смежной с библиографией дисциплиной, а не отождествляет их под названием «библиография». А во-вторых, то, что к разделению библиографий на «чистую» и «прикладную» его привело размышление над тем, что книгу в библиографии можно рассматривать, учитывать, библиографировать как продукт материальной культуры и как продукт духовно-научной, художественной ценности. И ту, и другую библиографию Ф.А.Эберт считал «надежным измерителем» уровня культуры страны в ее историческом развитии, т.е. впервые выразил мысль об общественном значении библиографии.

Теоретические воззрения Фридриха Адольфа Эберта оказали огромное влияние на развитие книговедческой мысли не только Германии, но и России, где библиографическая научная рефлексия по поводу книги стала исходным пунктом формирования и развития обобщенного книговедческого знания. Тем не менее, для немецкой книговедческой школы более характерной всегда была библиотековедческая парадигма в конструировании обобщенного знания о книге.

Немецкую библиографическую и историко-книжную трактовку книговедения в общих чертах и тенденциях прослеживает в своем обзоре Е.Л.Немировский - от ее зарождения до наших дней. Более детализированный фактологический материал содержат опубликованные в сборнике «Проблемы общей теории книговедения» статьи германских книговедов: Г.Люльфинга, Г.Зихельшмидта, Г.Грундмана, П.Глотца, В.Р.Лангебухера. Бытовала и бытует в немецкой специальной литературе и библиографическая трактовка совокупного знания о книге. В последние десятилетия наметилась книготоргово-социологическая с коммерческим уклоном ориентация книговедческих исследований в связи с заинтересованностью крупных издательско-книготорговых объединений и корпораций в изучении социологии книжного рынка. Однако в «академической» науке о книге предпочтение отдается термину «библиотековедение» для обозначения всего комплекса книговедческих знаний.

1. Теоретическая модель библиографии

Теория есть мысленное воспроизведение какого-либо объекта (в данном случае - библиографической информации) и, главное, объяснение его. Научное знание опирается на теорию. Теории библиографии посвящены десятки книг и сотни статей. Познание библиографии исходно начинается с рассмотрения и понимания её теоретической модели. Последнюю образуют изложение сущности библиографии и её понятийного аппарата, характеристика библиографической информации как ядра библиографии, её свойств, форм существования и функций, основными видами библиографической информации, объяснение системных связей библиографии и её роли в современном мире.

Самые ранние элементы библиографической информации в форме упоминаний древних книг (эпических поэм и песен о Гильгамеше и др.) обнаружены учеными в текстах глиняных табличек, написанных в середине II тысячелетия до н.э. и, позднее, на Древнем Востоке. Эти элементы можно назвать протобиблиографическими (от греч. «protos» первый, первичный). Слово «библиография» пришло в европейские языки именно из Древней Греции. В документах V в. до н.э. библиографами называли переписчиков книг. С начала XVII в. в течение более трех последующих веков оно употребляется в значении не «книгописание», то есть переписывание книг; а в другом - «книгоописание». В России в XVIII в. оно было заимствовано из французского языка калькой слова «bibliographie».

Словом «библиография» прежде именовали любой перечень книг, журналов, статей и других документов. Однако по мере расширения состава объектов библиографического отражения (помимо книг ими становились журналы, газеты, статьи и другие документы), развития библиографической деятельности дальнейшая эволюция представлений о библиографии привела к тому, что количество трактовок ее сущности умножалось. По подсчету А.И. Барсука, число определений библиографии приближалось к 400 . Само слово «библиография» в середине XX в. употреблялось, как установил И.И. Решетинский в десяти значениях. Основными из них был и четыре: «книгоописание и наука о нем», «перечень книг, журналов, статей и других произведений печати», составляющих научную, художественную и другие виды литературы (XIX-XX вв.), «область научной и практической деятельности» (предложил Л.Н. Троповский в 1936 г.), «вспомогательная дисциплина» (М.А. Брискман - с. 9 учебника «Общая библиография» 1957 г.). Достоинством двух последних определений является стремление установить родовидовые отношения библиографии. Иными словами, уяснила, не только сущность библиографии, но и определить, к какому социальному явлению она относится.

И в последующем ученые стремились установить родовидовые отношения библиографии. Ее именовали областью «культуры» (Б.Я. Бухштаб - 1961 г.), «практической деятельности» (И.И. Решетинский - 1969 г.), «книжного дела» (А.И. Барсук - 1975 г.), «познавательной инфраструктурой книжной коммуникации» (А.В. Соколов - 2001 г.). В разных источниках библиографию именовали также «научно-практической и деятельностью» (ГОСТ 7.0-77), либо относили к инфраструктуре системы социальных коммуникаций» (Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. - 1995 г.), «системе социальных коммуниканий» (Библиотечное дело: Терминол.слов. - 1997 г.). М.Г. Вохрышева трактует библиографию как систему, упорядочивающую «пространство информации и знания .

Эти утверждения справедливы постольку, поскольку по своей природе библиография входит в состав культуры, экономики, просвещения, науки, социальных коммуникаций и тем более «пространства информации и знаний», где создаются, перемещаются и используются документы. Но они не раскрывают ее специфику в целом. Последнюю воплощает ее главный компонент - библиографическая информация. В самом общем толковании библиографическая информация представляет собою информацию о документах, в основном отчужденную от них. Опираясь на данную трактовку. О.П. Коршунов предложил определять библиографию в самом широком значении - как систему видов деятельности, охватывающих все библиографические явления и обеспечивающих функционирование библиографической информации .

Таким образом, современное научное представление о библиографии основано на трактовке ее сущности, понятии «библиографическая информация» и отнесении ее к информационной сфере общества, именуемой в действующем ГОСТе 7.0-99 Библиотечно-информационная деятельность , библиография «информационной инфраструктурой». Информационную инфраструктуру данный ГОСТ определяет как совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающую доступ потребителей к информационным ресурсам (термин 3.1.34). Следует уточнить, что понятие «инфраструктура» обозначает вспомогательную по отношению к любой области социальной деятельности подсистему, обеспечивающую функционирование области деятельности. С этой точки зрения информационная инфраструктура - это социальная система, организующая подготовку и функционирование социальной информации, а библиография - ее подсистема, у которой имеется своя инфраструктура.

Можно считать общепризнанной информационную природу библиографии. Поэтому, исходя из вышесказанного, предлагается следующее определение: Библиография - это социальная информационная система, обеспечивающая подготовку и функционирование библиографической информации.

Библиография в период Возрождения (конец XVI–середина XVIII в.в.)

Ещё в V веке католическая церковь начала составлять списки запрещенных книг, такие списки позднее составлялись на территориях стран с православным вероисповеданием. Как я уже говорила, в 1559 году в Риме был создан первый...

Всемирная история библиографии

библиография книгособирательский алфавитный...

Для понимания сущности библиографии, причин ее возникновения и перспектив будущего развития важно вернуться к ее истокам. Слово "библиография" древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание" ("библион" - книга...

История возникновения и развития библиографии

библиография информация знание коммуникационный Общественные функции библиографии, многообразие их наименований. Мы отмечали, что библиография - это социальный институт...

История возникновения и развития библиографии

1. Соответствие библиографии экономическим и социально-культурным условиям общества. 2. Библиография не утрачивает ничего ценного, достигнутого за годы своего развития. 3...

Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

Нидерландский культуролог и историк Й. Хейзинга (1872-1945) представлял культуру посредством игры. В работах "Осень Средневековья" (1919), "Человек играющий" (1938)...

Ментальность советской политической культуры

Прежде чем приступить непосредственно к изучению политической ментальности, необходимо выяснить, что же означают сами понятия «ментальность» и «менталитет»...

Методические традиции и новаторство Г.Н. Геннади и С.А. Венгерова в составлении библиографических словарей

Натюрморт как жанр живописи

Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму...

Сад камней

"right">Камни учили меня молчанию. "right">Камни учили меня терпению. "right">Камни учили меня спокойствию. "right">Камни учили меня созерцанию. "right">Камни учили меня бесконечности мироздания...

Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства "АРТ-РОДНИК"

Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности...

Сущность и функции музея

Результатом проведенной работы должен быть контент сайта по заданной предметной рубрики. Для достижения данной цели были проанализированы контенты сайтов. На основании данных...

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий