А.В. Куклина

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИНФИНИТИВА

В СОСТАВЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ИНФИНИТИВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

В статье делается попытка описать синтаксические функции инфинитива в составе глагольных инфинитивных конструкций в единстве линейного и надлинейного аспектов.

Вопрос о синтаксических функциях слов и словосочетаний в предложении не утратил своего значения в науке о языке до сих пор. Это объясняется, прежде всего, тем, что члены предложения зачастую трактуются с формальнологических позиций (члены предложения подменяются логическими понятиями субъекта, предиката, объекта), морфологических позиций (члены предложения отождествляются с частями речи), а также структурных (члены предложения определяются позицией, занимаемой ими в предложении) позиций. Грамматической же стороне проблемы уделяется достаточно мало внимания: как справедливо замечает О.В. Александрова (Долгова), преимущественно грамматическое описание членов предложения ограничивается постановкой «вопросов», на которые отвечают данные члены предложения .

Многочисленные исследования в этой области, проведенные, прежде всего, в рамках школы МГУ под руководством О.С. Ахмановой и ее последователей, убедительно показали, что наиболее перспективным является подход, при котором члены предложения интерпретируются как «наиболее типичные соединения данной синтаксической связи и данного содержания синтаксических отношений как наиболее регулярно воспроизводимые в различных (разнообразных) высказываниях» . Иными словами, члены предложения можно представить как более или менее типичные функции, выполняемые словами или словосочетаниями в построении высказывания.

Плодотворность функционального подхода была продемонстрирована на материале различных синтаксических построений. Взяв за основу методологический принцип единства синтагматики и синтаксиса, А.Н. Морозова на материале атрибутивных словосочетаний показала, что синтаксическая ин-

© Куклина А.В., 2006

Куклина Анна Владимировна - кафедра английской филологии Самарского государственного университета.

терпретация данного явления неоднозначна и зависит от целого ряда коллига-ционных и коллокационных особенностей, влияющих на просодическую организацию данного явления в речи . К схожему выводу пришла и С. А. Сучко-ва, исследовавшая субстантивные предложные сочетания .

Однако необходимость функционального описания членной структуры предложения не ограничивается субстантивными группами. Особый интерес в этом плане представляют глагольные построения, прежде всего сочетания личной формы глагола с инфинитивом. Глагольные инфинитивные конструкции получили достаточно полное описание в первую очередь с точки зрения их структуры (А.С. Хорнби , Я.М. Вовшин ). Не оставлен без внимания и семантический аспект реализации инфинитивных конструкций: в большинстве работ приводится достаточно подробный перечень глаголов в личной форме, после которых обязательно употребление инфинитива (Л.С. Бархударов , О.Г. Ягодникова ). Относительно функциональной нагрузки инфинитивных конструкций в высказывании следует сказать, что четких критериев, позволяющих разграничить роли инфинитива в каждом конкретном случае, не существует до сих пор.

Общеизвестно, что инфинитив в предложении может выступать как компонент члена предложения и как самостоятельный член предложения. Так, И.П. Иванова и ее соавторы говорят об инфинитиве как о дополнении в конструкции I wanted to tell them before they discover , в то же время Л.С. Бархударов описывает инфинитив в структурно идентичной конструкции He seems to know it как часть глагольного составного сказуемого . Иной подход, основанный на отказе от противопоставления часть сказуемого/дополнение, предлагает Г.Г. Почепцов. Здесь, как полагает ученый, следует говорить о так называемом усложнении сказуемого, в результате которого возникает сложная синтаксическая структура, изменяется ее синтаксический статус. Поэтому инфинитивные построения типа I like to sing, где оба глагольных элемента соотносятся с одним субъектом, следует рассматривать как усложненный член предложения .

Однако проблемой самостоятельности инфинитива как члена предложения дело не ограничивается. В трактовке инфинитива достаточно ярко проявляется «извечный» вопрос разграничения второстепенных членов глагольной группы - дополнения и обстоятельства. В.В. Бурлакова анализирует различные подходы к разграничению дополнения и обстоятельства (прежде всего, семантический и трансформационный) и приходит к выводу, что найти универсальные объективные критерии их разграничения принципиально невозможно . Б.А. Ильиш предлагает говорить о «нейтрализации различий» в случаях, когда дополнение и обстоятельство не поддаются разграничению, называть их «второстепенными членами» без уточнения синтаксической сущности .

Все вышесказанное убедительно показало, что существующими в лингвистической науке методами решить вопрос о роли инфинитивных конструкций в предложении не представляется возможным. На наш взгляд, именно обращение к функции, выполняемой инфинитивом в высказывании, позволит освободиться как от структурного, так и от семантического подхода к разграничению элементов глагольной группы.

А.И. Смирницкий полагает, что «функцией инфинитива в предложении... является дальнейшее раскрытие того слова, к которому инфинитив относится, то есть функция изъяснения, конкретные же отношения между инфинитивом и сочетающимися с ним словами определяются семантикой этих слов». Именно от значения компонентов инфинитивных конструкций зависит, приближается ли неличная форма глагола к дополнению или обстоятельству. Иными словами, изъяснение (extension) выступает в виде особого члена предложения, развивающего содержание предшествующего ему слова. Синтаксическая связь изъяснения с управляющим словом отличается достаточной подвижностью, приближаясь по своему выражению к атрибутивной или комплетивной связи .

Тезис о том, что обращение к звучащей речи позволит найти объективные критерии определения синтаксической роли инфинитивных конструкций, прозвучал в докторской диссертации А.Н. Морозовой «Диалектическое единство линейного и надлинейного рядов в динамике высказывания» . В рамках настоящей статьи ставится задача описать синтаксические функции инфинитивных конструкций в свете взаимодействия их линейной организации (морфосинтаксических и лексико-фразеологических признаков) и надлинейно-го ряда высказывания (просодической организации речевых отрезков).

Материалом для проведения экспериментально-фонетического исследования послужили аудиозаписи произведений английской художественной литературы второй половины ХХ века (Дж. Фаулз «Женщина французского лейтенанта», Дж. Хэррис «Шоколад», С. Таунсенд «Эдриан Моул и оружие массового поражения»), прочитанные профессиональными актерами. Общий объем выборки составляет около 530 речевых единиц, отличающихся значительным многообразием как в морфосинтаксическом, так и в лексико-фразеологическом плане.

Проведенный структурный анализ материала показал, что как глагол в личной форме, так и инфинитив могут обладать зависимыми компонентами, причем в качестве последних выступают слова, словосочетания и предикативные единицы:

1. глагол в личной форме + инфинитив + (зависимый компонент):

When I got home to Ashby de la Zouch my parents informed me that they had decided to sell up (ST, p. 27).

I meant to do what was best (FLW, p. 428).

2. глагол в личной форме + зависимый компонент + инфинитив + (зависимый компонент):

She warned me to take care (ST. P. 74).

- "I"ll tell Anouk to remind you," I told them (Choc. P. 37).

Как показал анализ, наиболее типичной является конструкция «глагол в личной форме + инфинитив + (зависимый компонент)» (74,5%), в то время как конструкция «глагол в личной форме + зависимый компонент + инфинитив + (зависимый компонент)» менее употребительна (25,5%).

Известно, что речевой поток делится на синтагмы с помощью просодических средств. Фразировка конкретного речевого произведения зависит от его содержания, а также намерения автора, то есть обусловлена необходимостью донести до слушающего смысл высказывания. Прежде всего, на фразировку текста влияет синтаксическое построение синтагмы. Как показали наблюдения за речевым материалом, на надлинейную организацию высказывания может оказывать влияние фактор контактного или дистантного расположения инфинитива по отношению к глаголу в личной форме. И хотя нельзя говорить об однозначном соответствии между просодическим оформлением синтагмы и ее структурными особенностями, все же можно выделить некоторые закономерности:

(1) He Iknew at \once Z where he , wished to ...go|| (FLW. P. 117)

(2) She llooked to .see his reaction|| (FLW. P. 141)

(3) So I preltended to -search the \racks|| (ST. p. 14)

(4) There were \months| \years left in her| and she "wanted to -see A\merica| iNew \York + the iFlorida ...Everglades|| (Choc. P. 45)

(5) My \mother f had in\vited them| to lhave a -cup of \tea|| (ST. P. 72)

(6) And ,then| she iturned \fully| to .look at Charles|| (FLW. P. 170)

(7) I isat on the /balcony| to icool Mown|| (ST. P. 150).

(8) It "took longer than -I had "hoped| to ,get to ,Deepcut „ Barracks| due to the imany ciga\rette stops| delmanded by my ..passengers|| (ST. P. 50)

В примерах (1), (2) (3) и (4) инфинитивные конструкции обладают тесной синтаксической связью, так как характеризуются глобальностью просодического выражения, о чем свидетельствует отсутствие паузы между глаголом в личной форме и инфинитивом, а также выделенность обоих в речевом потоке посредством ровных и неровных тонов. В примерах (5), (6), (7) и (8) глагол в личной форме и инфинитив находятся в дистантном положении, причем не только управляющий глагол, но и инфинитив имеют зависимые компоненты. Этот фактор влияет на фразировку речевого потока: синтаксические связи ослабляются, о чем свидетельствует реализация паузы. Просодическая монолитность инфинитивной конструкции разрушается, синтаксическая связь между ее составляющими ослабевает, в результате инфинитив с зависимыми компо-

нентами получает большую независимость, функционируя как самостоятельный член предложения.

Помимо морфосинтаксических факторов на просодическую реализацию глагольных инфинитивных конструкций оказывают влияние лексико-фразеологические признаки, то есть семантика глагола в личной форме. В литературе по данной проблематике содержатся сведения о лексических характеристиках глаголов в личной форме, присоединяющих инфинитив. Большинство управляющих глаголов имеют одно из следующих значений: значение модальной характеристики связи действий с субъектом (can/could, may/might, must, shall, should, to be, to have, ought, dare, need); видовой характеристики действия (to begin, to come, to continue, to get, to go, to leave, to move, to return, to run, to set out, to start, to stay, to stop, to turn); кажимости действия (to appear, to seem, to take); ожидаемости действия (to happen, to prove, to think, to turn out); отношения субъекта к действию (to bear, to bother, to care, to dread, to hope, to intend, to like, to long, to want, to wish); реальности действия (to arrange, to decide, to manage, to pretend, to refuse); осуществляемости действия (to attempt, to deign, to try); процессов умственной деятельности (to be expected, to be meant, to be supposed); коммуникативных процессов (to be asked, to be said); провокативности (to be allowed, to be called, to be empowered, to be forbidden, to be instructed, to be persuaded).

Просодическая глобальность инфинитивной конструкции может разрушаться в том случае, если глагол в личной форме настолько семантически насыщен, что реализует предикативную функцию изолировано от инфинитива. В таких случаях инфинитив лишь дополняет значение глагола в личной форме, что на надлинейном уровне отражается посредством реализации паузы между составляющими инфинитивной конструкции и использованием неровных тонов, причем наличие или отсутствие зависимых компонентов как у глагола в личной форме, так и у инфинитива не имеет значения. Чаще всего семантически более значимыми оказываются глаголы, обозначающие реальность выполнения действия (1), а также видовую характеристику действия (2):

(1) I de cided| to \talk to her to , day|| (Choc, p. 134)

II pre „tended| Inot to \notice| until the "ladies f had left the \shop with their ..parcels|| (Choc, p. 31)

(2) iShe just -went up\stairs| to Ilie ...down|| (Choc, p. 104)

He I smiled -grimly at \Charles| then \stopped| to Itop lup their ...glasses|| (FLW, p. 152)

По нашему мнению, результаты экспериментально-просодического исследования позволяют говорить о том, что коллигационные и коллокационные признаки инфинитивных конструкций оказывают существенное влияние на их функционирование в предложении. Инфинитив в составе конструкции может выступать либо как часть сказуемого, либо как самостоятельный член предложения, получая определенное просодическое оформление. Синтаксическая

связь между компонентами конструкции отличается достаточной подвижностью, приближаясь по своему выражению в разных случаях к атрибутивной или комплетивной связи.

Библиографический список

1. Долгова (Александрова), О.В. Синтаксис как наука о построении речи / О.В. Долгова. - M., 19S0.

2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стереотипное. - M., 19б9.

3. Mорозова, А.Н. Диалектическое единство линейного и надлинейного рядов в динамике высказывания: дис. ... д-ра филол. наук / А.Н. Mорозова. - M., 199б.

4. Сучкова, С.А. Субстантивное словосочетание с предлогом "of" в динамике высказывания. автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.А. Сучкова. - Самара, 199S.

5. Хорнби, А. С. Конструкции и обороты английского языка / пер. с англ. А.С. Игнатьева / А.С. Хорнби. - M., 1992.

6. Вовшин, ЯМ. Трансформационный синтаксис глагольных конструкций современного английского языка / ЯМ. Вовшин. - M^ot, 19S3.

7. Бархударов, Л. С. Структура простого предложения современного английского языка / Л.С. Бархударов. - M., 19бб.

S. Ягодникова, О.Г. Грамматика английского глагола в таблицах. Неличные формы глагола / О.Г. Ягодникова, Л.П. Дрига, Л. А. Шамрай, и др. - Киев, 19S9.

9. Иванова, И.П. Теоретическая грамматика современного английского языка: учебник / И.П. Иванова, В.В. Бурлакова, Г.Г. Почепцов. - M., 19S1.

10. Бархударов, Л.С. Грамматика английского языка / Л.С. Бархударов, Д. А. Штелинг. - 4-е изд., испр. - M., 1973.

11. Почепцов, Г.Г. Конструктивный анализ структуры предложения / Г.Г. Почеп-цов. - Киев, 1971.

12. Бурлакова, В.В. Основы структуры словосочетания в современном английском языке / В.В. Бурлакова. - Л., 1975.

13. Ильиш, Б.А. Строй современного английского языка / Б. А. Ильиш. - Л., 1971.

14. Смирницкий, А.И. Синтаксис английского языка / А.И. Смирницкий. - M., 1957.

Список источников фактического материала и принятых для них сокращений

1. Fowles, J. The French Lieutenant"s Woman / J. Fowles. - Vintage, 199б. (FLW)

2. Harris, J. Chocolat / J. Harris. - Black Swan, 2000. (Choc)

3. Townsend, S. Adrian Mole and the Weapons of Mass Destruction / S. Townsend. -Penguin Books, 2005. (ST)

154 BecmHUK Ccrnry. 2006. №10/2 (50)

SYNTACTICAL FUNCTIONS OF THE INFINITIVE AS PART OF VERBAL INFINITIVE CONSTRUCTIONS

The paper deals with the syntactical functions of the infinitive as part of verbal infinitive constructions in speech, their morphosyntactical and lexico-phraseological peculiarities and prosodic realization.

Глагол в неопределённой форме (инфинитив) может быть не только главным, но и любым второстепенным членом предложения. Надо отличать инфинитив в грамматической основе от инфинитива, выполняющего другие синтаксические функции.

1) Ехать (подл .) на такой лошади было для него наслаждением .

3) Инфинитив выступает в роли обстоятельства цел и чаще всего при глаголах движения:

Он зашел к княгине (с какой целью?) проститься.

Они уехали за границу на два года (с какой целью? зачем?)

работать на строительстве ГЭС.

4) Инфинитив может быть дополнением , обозначая при этом действие другого лица (предмета). В подобных конструкциях особенно часто делают ошибки, включая инфинитив в составсказуемого! ):

Мама просила (действие мамы ) меня (о чём?) позвонить

(действие другого лица) после занятий.

Эта книга научит (действие книги , подлежащего) вас (чему?)

понимать (действие другого лица, понимать будете вы ) мир природы.

Слуге было велено (что?) никого к нему не пускать (велено было одним лицом, а никого не пускать должен слуга ).

5) Инфинитив может быть определением , в том числе с пояснительным значением:

Ты удивила меня своим решением (каким?) ехать завтра.

У него сейчас только одно постоянное желание (какое именно)? – выспаться.

Упражнение 1. В данных предложениях выделены главные члены; прочитайте предложения и объясните правомерность выделения грамматической основы в каждом случае; укажите тип сказуемого.

1) Последние годы она много работает._______

3) Давайте проверим это упражнение._______

4) Сейчас мы будем все вместе выбирать ему подарок.______

5) Он пришёл в школу вовремя._______

6) Он пришел в ярость , узнав об этом._______

7) По-моему, хватит баклуши бить , пора и за ум браться !______

8) Мы вместе будем встречать Новый год._______

9) Мы будем рады видеть вас на нашем празднике._______

10) Она всегда рада встречам с вами.______

11) Эта девочка будет удивительной красавицей._______

12) Для меня жизнь по-прежнему прекрасна и удивительна !_____

13) Он уже второй год является моим компаньоном. ______

14) Выбранный тобой путь , по-моему, самый короткий .______

15) Эта экранизация кажется мне интересней.______

16) Тема сочинения, кажется, очень трудная.______

17) Конфликт после этих событий стал ещё напряжённее.______

18) Она не хочет ничего говорить .______

19) Не надо было вам расставаться.______

20) Здесь нельзя останавливаться надолго.______

21) Я не собираюсь перед тобой оправдываться.______



22) Ты начинаешь что-то понимать.______

23)Город был основан в девятнадцатом веке.______

24) Это пособие поможет вам разобраться в трудных вопросах нашего предмета.______

25) Он , думается мне, сможет тебе помочь.______

26) Она просит вас погостить на даче подольше.______

27) Дочка ушла заниматься к подруге.______

28) Добросовестно учиться вот сегодня ваша задача. ______

29) Я плохо знаю этот район и не помню , как оказалась у метро.____

30) Юноша, который ехал с нами в одном купе,оказался студентом нашего институтаи уже в дорогесумел понравиться всем девчонкам. _____

Упражнение 2.

Какие слова являются грамматической основой в следующих предложениях?

а) Каждый из сотрудников при такой организации деятельности является универсалом.

1) каждый является универсалом;

2) каждый из сотрудников является;

3) каждый является;

4) каждый из сотрудников является универсалом

б) У нас заместитель директора - в прошлом, между прочим, кассир - должен, видя очередь в торговом зале, сам начать обслуживать покупателей.

1) заместитель директора - кассир;

2) кассир должен;

3) заместитель директора должен начать;

4) заместитель директора должен начать обслуживать.

Упражнение 3. Отметьте номер предложения с указанным типом сказуемого:

а) с простым глагольным:

1) Комната ещё не убрана.

2) Ваше завтра будет другим.

3) Он будет учиться в вашей школе.

4) Вам надо будет сегодня сфотографироваться.

б) с составным глагольным:

1) По-моему, он и вовсе не виноват.

2) Наконец-то все вещи упакованы!

3) Такие доклады и сообщения помогут вам лучше понимать события

сегодняшней жизни страны.

4) Я не могу завтра пойти с тобой в кино.

в) с составным именным:

1) Ты должна ему позвонить после семи.

3) На уроках он стал намного внимательней.

4) Они рады встретиться с вами снова.

Упражнение 4. В каком случае правильно указана грамматическая основа одного из следующих предложений?



а) А. Она сидела у окна, отвернувшись, и казалась бледной.

Б. В результате бездеятельности руководства фирмы финансовая

ситуация стала ухудшаться.

В. Под окнами школы росли три молодые берёзки.

Г. Студенты, которые сидели наверху, не слышали этого.

1) она сидела и казалась (А);

2) ситуация стала (Б);

3) три берёзки росли (В);

4) студенты сидели, не слышали (Г).

б) А. При проведении изложения текст вам прочитают три раза.

Б. Опоздавшие на урок стояли у дверей.

В. Они должны были через лес проехать к мельнице.

Г. Площадь посреди города была большая и очень пыльная.

1) текст прочитают (А);

2) опоздавшие стояли (Б);

3) они должны были (В);

4) площадь была большая (Г).

Упражнение 5 . Укажите в каждом предложении грамматическую основу; определите типы сказуемых и синтаксические функции инфинитива (каким членом предложения является инфинитив):

1. Если вы будете чаще делать что-то приятное окружающим вас людям, они станут добрее и лучше.

2. Стройка уже близится к концу, так что пора подумать об озеленении этого микрорайона.

3. Один из способов жить более экологично – поменьше использовать на дачных участках вредные химические вещества.

4. Любовь Слиска сказала: «Давайте перестанем мешать себе любить нашу страну».

5. Гениальность видна сразу, талант надо разглядеть (Дж. Фланнер).

6. Отец завещал нам учиться и стать людьми образованными.

7. Они уже поехали на вокзал встречать вас.

8. Брат бросился догонять моего обидчика, но тот уже успел скрыться.

9. А кто же велит тебе бездельничать? Ты разве не сам себе хозяин?

10. Постепенно им стало овладевать какое-то безразличие, желание всё бросить и уехать куда-нибудь в глухомань.

11. Он советовал нам быть осмотрительнее и не торопиться с выводами.

12. Жизнь должна быть немного сумасшедшей, иначе это просто череда четвергов, нанизанных друг на друга (К. Костнер).

13. Он поехал погостить у родителей и будет в городе через два дня.

14. Мы хотели в тот же вечер отправиться дальше, но хозяева уговорили нас остаться ночевать.

15. Не стоит так расстраиваться из-за тройки, лучше давай на этой неделе побольше заниматься, и тогда ты сможешь исправить оценку.

16. Сейчас для тебя главное – продумать план действий.

Синтаксическая роль глаголов в форме инфинитива. Синтаксические функции инфинитива. Синтаксическая роль инфинитива

Морфологический разбор глагола

Порядок разбора
I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).
II. Морфологические признаки.
Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) спряжение.
Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); б) время (если есть); в) число; г) лицо (если есть); д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Начальная форма глагола

Запомните: инфинитив может быть любым членом предложения .

Однако определение синтаксической функции инфинитива нередко вызывает затруднение.

Чтобы не ошибиться в определении синтаксической функции инфинитива, необходимо тщательно изучить теоретический материал по данному вопросу.

Инфинитив в роли главных членов предложения

v Независимый инфинитив, стоящий на первом месте в предложении и интонационно отделенный от сказуемого , является подлежащим . Он называет действие, характеристика которого содержится в сказуемом. При этом в нем, как правило, заключено определяемое понятие, о котором высказывается какое-то суждение:

Жить – значит работать.

Играть в хоккей его главное увлечение.

Создавать счастье – это высокий труд.

Все преувеличивать было его страстью .

v Инфинитив-подлежащее может занимать и постпозицию , если стоящий в начале предложения второй главный член имеет явное оценочное значение :

Самое страшное в нашей работе – остановиться в своем росте.

Его делом было опекать младших и заботиться о старших.

Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.

v Наличие при одном из главных членов связки ЭТО указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее :

Это против нашего закона – поминать старое.

Самый это доступный способ возвысить себя в своих глазах – другого унизить .

Какое это счастье – уважать родителей.

v Иногда при определении главных членов решающим является порядок слов:

Стать моряком – его мечта . Его мечта стать моряком .

v Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах:

У вора воровать – только время терять .

Дурака учить что мертвого лечить .

Песню играть не поле орать .

Ничего не делать тяжелая работа .

Дом вести не бородой трясти .

О решенном говорить – только путать .

Чай пить не дрова рубить .

v Трудность может возникнуть, когда инфинитив сочетается со словами на О .

Запомните:

если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на О , перед нами двусоставное предложение с подлежащим - инфинитивом :

Спорить с ним бесполезно .

Шутить с либерализмом опасно .

Перестановка инфинитива на второе место после слова на – О , являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное :

Бесполезно спорить с ним.

Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели.

Опасно шутить с либерализмом.

Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений (независимо от порядка слов):

У вас тут можно заблудиться .

Спрашивать об этом было нельзя .

Надо найти другое решение.

v Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемого в так называемых односоставных инфинитивных предложениях (разновидность безличных конструкций):

Не видать вам больше удачи!

Поднять паруса!

Всем приготовиться ! Молчать ! Не возражать командиру!

Кого ж любить ? Кому же верить ?

Такие конструкции носят чаще всего приказной характер, отличаются категоричностью высказывания.

v Чаще всего инфинитив употребляется в составном глагольном сказуемом , которое имеет две части : вспомогательную и основную . Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) – основное лексическое значение.

Вспомогательный глагол может иметь фазисное значение (начала, продолжения, конца действия (начали собираться, принялся спорить, продолжала рассказывать, перестал пилить ) и употребляется с инфинитивом только несовершенного вида :

У сестренки стали слипаться глаза.

Радушный хозяин принялся меня угощать .

Другие значения – модальные: возможности/невозможности действия (не смел признаться ), долженствования (принужден терпеть, должен ехать ), волеизъявления (желательность, решимость, готовность) – раздумал покупать ; субъектно-эмоционального характера (любил поесть ); оценки степени обычности действия (привык командовать ).

При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу – субъекту действия :

Чины людьми даются, а люди могут обмануться . (Грибоедов)

Если же действия совершают разные лица , тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена :

Братпросил Павку приехать во что бы то ни стало. (Н.Островский)

Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

Ø Инфинитив может выполнять функцию несогласованного определения . В таком случае он поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др. :

× сущ. какое? × сущ. какая?

решение отказать боязнь ошибиться

× сущ. какое? × сущ. какое?

необходимость встретиться желание помочь .

Реже инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением : манера спорить , удовольствие поохотиться , мысль поехать , отказ подчиниться и др.:

× сущ.

Только надежда (какая? ) спасти сына поддерживала ее.

× сущ.

Им руководило стремление (какое? ) выяснить истину.

× сущ.

Грушенька взяла с него обещание (какое? ) прийти за нею в двенадцатом часу.

Неожиданно появилась возможность (какая? ) поскорее уехать из этого города.

Ø Инфинитив является дополнением , если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам :

Я прошу вас (о чем? ) говорить по существу дела.

Отец учил меня (чему? ) ходить на лодке с шестом.

Царь изволил приказать (что? ) нам тебя к нему позвать . (П.Ершов)

В этих примерах действия глаголов относятся к разным людям (прошу я , а говорить будет собеседник ; учил отец , а ходить на лодке будет сын ; приказал царь , а звать явились его подданные ).

ü Значительно реже встречаются случаи, когда инфинитив-дополнение обозначает действие того же субъекта:

Вчера мы договорились (о чем? ) поехать на дачу.

За неделю он научился (чему? ) кататься на коньках.

Сестра быстро привыкла (к чему? ) ухаживать за больной матерью.

Ø Инфинитив может быть и обстоятельством цели . При этом он присоединяется толькок глаголу . Способностью иметь при себе инфинитив-обстоятельство обладают, главным образом, глаголы перемещения в пространстве (лег отдохнуть, сел почитать, ходил гулять, побежал догонять ). Если инфинитив относится к глаголу перемещения, то субъект действия, названного инфинитивом, и субъект действия, названного опорным глаголом, обязательно совпадают :

Летом и осенью мыездим за Каму (с какой целью? ) собирать грибы.

Путники расположились у ручья (с какой целью? ) отдыхать и кормить лошадей.

Синтаксическая роль инфинитива

Член предложения Примеры
Подлежащее Повторять даучить – ум точить. Удивительное и приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Смеяться полезно.
Сказуемое (или входит в состав сказуемого) Вам не видать таких сражений! Спорить с ним я никогда не мог . Лиза решила непременно ее сопровождать . Спешить с ответом не надо .
Дополнение Перекрестясь, он важно сел и пленника подвесть велел . Генерал Муравьевприказал стрелять .
Несогласованное определение Была у него заветная мечта перебраться в столицу.
Обстоятельство цели В Павлышскую школу ездят учиться из разных стран.

Продолжение следует…

Гилясова Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

Слайд 2

соб..рать

обв..нять

грус..ный

об..жаться

здра..ствуй

Ключевое слово урока

Слайд 3

собИрать

обвИнять

грусТный

обИжаться

здраВствуй

Ключевое слово урока

Слайд 4

И Н Ф И Н И Т И В

Ключевое слово урока

Слайд 5

Синтаксическая рольИНФИНИТИВА

Тема урока

Слайд 6

Инфинитив

Синтаксическая роль

Главные члены предложения

Подлежащее

Сказуемое

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Основные термины и понятия

Слайд 7

2.Надо уважать старость.

Проверка домашнего задания

Слайд 8

Найди ошибку

3.Бегать по эскалатору запрещается.

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

1.Я быстро стал спускаться с холма.

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 9

Инфинитив в роли подлежащего: №3 и №5

Проверь себя

3.Бегать по эскалатору запрещается.(=бег)

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

Инфинитив в роли сказуемого: №1 и №4

1.Я быстро стал спускаться с холма. (ПГС)

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 10

2.Надо уважать старость.

надо уважать - СГС

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

вернуться - ДОПОЛНЕНИЕ

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

буду поступать - ПГС

6.У него появилось желание убежать отсюда.

убежать – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие.

ходить – ПОДЛЕЖАЩЕЕ

8.Он поехал в санаторий подлечиться.

подлечиться – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

9.В одиночестве способен жить не каждый.

способен жить - СГС

Проверка домашнего задания

Слайд 11

1)семантику предложения;

2)интонацию;

3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;

4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);

5)синтаксическое окружение.

Программа действия

Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить

Слайд 12

Способы определения

синтаксической роли инфинитива

в предложении

с помощью схем-инструкций

Слайд 13

1.Инфинитив в роли подлежащего

Слайд 14

2.Инфинитив в роли сказуемого

Слайд 15

3.Инфинитив в роли дополнения

Слайд 16

4.Инфинитив в роли определения

Слайд 17

5.Инфинитив в роли обстоятельства

Слайд 18

Синтаксическое лото

Слайд 19

Синтаксическое лото

Я буду рисовать портрет

Я начал рисовать

портреты людей, и это

мне понравилось.

Желание рисовать

появилось у меня рано.

Я специально приехал

2.Пришло указание остановить все работы.

указание (какое?)остановить - определение

3.Ни о чём я спрашивать не буду.

(что буду делать?)спрашивать – ПГС (буд.время)

4.Пассажир попросил водителя остановить автобус.

попросил (о чём?)остановить - дополнение

Проверьте ответы

Слайд 23

Домашнее задание

1.В лингвистическую сказку об Инфинитиве записать предложения по аналогии («Синтаксическое лото»).

Можно взять слова:

встретить

остановить

спрашивать

говоритьи др.

2.Придумать финал лингвистической сказки об Инфинитиве.

Посмотреть все слайды

Упражнение 1.

Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.

1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я буду поступать в институт.
6. У него появилось желание убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий подлечиться .
9. В одиночестве способен жить не каждый.


Упражнение 2.

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.

Упражнение 3.

Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак, обозначаемый глаголами в инфинитиве.

1. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.
2. Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3. Вечером сестра пошла на вокзал встречать своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4. Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5. Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на открытие нашего школьного музея.

Упражнение 4.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив .

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.
3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
4. А едем мы теперь искать Палицыно.
5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
6. У меня врожденная страсть противоречить.
7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.
8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.
9. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.

Упражнение 5.

Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.

1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7. Отказаться неудобно.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.

Упражнение 6.

Составьте предложение так, чтобы инфинитив был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения.

Рассказать, поторопиться, отгадать, выполнить, узнать, переделать.
Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?

Упражнение 7.

Перестройте предложения так, чтобы инфинитив был в них 1)подлежащим, 2)сказуемым.

1. Научиться играть на скрипке – моя большая мечта.
2. Перечитывать произведения классической литературы – занятие и полезное, и нужное.
3. Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов – задание повышенной трудности.
4. Лагерь, где я буду отдыхать летом, находится у берегов озера Байкал.
5. К празднику наш класс должен будет подготовить концерт.

Упражнение 8.

Придумайте предложения, в которых инфинитив является:

1)подлежащим; 2)сказуемым; 3) дополнением; 4)обстоятельством цели; 5)определением.

Упражнение 9.

Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте написание слов с орфограммами, подчеркните грамматическую основу предложения, определите тип сказуемых и синтаксическую роль инфинитива. Какова роль инфинитива в предложении?

1) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В.Маяковский) 2) Обломов стал читать вслух. (И.Гончаров) 3) Не нагнать тебе беш_ной тройки! (Н.Некрасов) 4) Леса учат человека пон_мать пр_красное. (А.Чехов) 5) Пут_шествовать по родному краю – большое удовольствие. 6) Не раз поднималось в ее душе непр_одолимое желание высказать все без утайки. (И.Тургенев) 7) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М.Исаковский) 8) Он ездил в лесной г_р_док походить на лыжах. (В.Каверин) 9) Грус_но нам слушать осен_юю вьюгу. (Н.Некрасов) 10) Готовит_ся к экзамену не так-то просто. 11) Задача космонавтов по возвращени_ из полета – обработать и обобщить результаты ис_ледований. 12) Наиболее целеустремле_ые студенты будут учит_ся по особой програм_е. 13) Отряд начал продв_гат_ся в глубь леса. 14) На станци_ Зима мы сошли пообедать. (В.Вересаев) 15) Пр_рода учит нас пон_мать пр_красное. (К.Паустовский) 16) И уже несколько раз р_саж_вался Иуда о_дохнуть… (Л.Андреев) 17) Я опутал повод_я около руки и сла_ко заснул в ожидани_ приказа и_ти вперед. (А.Пушкин)


Упражнение 10.

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите члены предложения, объясните синтаксическую роль инфинитива. Расставьте знаки препинания.

А. 1) Мономахов венец Соф_я пр_казала не давать. 2) В слободе мальчиков знали хорошо приветливо пустили н_ч_вать. 3) Соф_я уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам созывать дв_рянское оп_лчение. 4) [Меншиков] часто сманивал Петра с генералами мастерами ден_щиками и карлами гулять и шалить на Кукуе… 5) Трудно было боярам реши_ся пролить кровь столь древн_ рода. 6) Ужинать ко мне его пр_ведеш_. (А.Н. Толстой)

Б. 1) Барыня разгневалась расплакалась велела от_скать его. (И.Тургенев) 2) Пом_шать всякий может а помоч_ и х_тели бы да не могут! (Д.Гранин) 3) Постигнуть глубины профес_и_м_шали лень необ_зательность отсутствие интереса к спец_альност_. (В.Корецкий) 4) Что требуется от пастуха? Основная его задача обеспечить животным сытую жизнь без которой не будет у людей ни молока ни масла ни мяса. 5) Его попр_сили подождать. (А.Куприн) 6) Я велел пол_жить чемодан в свою теле_ку зам_нить быков лошадьми и в последний раз огл_нулся вниз на д_лину… (М.Лермонтов) 7) Я старался понравит_ся княгине заставлял ее несколько раз смея_ся от души… (М.Лермонтов) 8) Долго противился я искушению пр_леч_ где-нибудь в тени. (И.Тургенев)

В. 1) Марья Ивановна подошла зд_рова_ся с пап_нькой и мам_нькой. (А.Пушкин) 2) Вдруг Марья Ивановна тут же с_девшая за работой об_явила что (не)обходимость заст_вляет ее ехать в П_тербург и что она просит дать ей способ отправит_ся. 3) Обед кончился большие пошли в к_бинет пить кофе а мы поб_жали в сад шаркать ногами по доро_кам покрытым упавшими ж_лтыми лист_ями и разг_варивать. (Л.Толстой) 4) Фоке пр_каза_о было затв_рить все двери в комнат_. (Л.Толстой) 5) Когда нас оделили морож_ым и фруктами делать на ковре было (не)чего и мы (не)смотря на косые п_лящие лучи солнца встали и отправились гулять. (Л.Толстой) 6) Тут Бездомный _делал попытку пр_кратить замуч_вшую его икоту… (М.Булгаков) 7) (В)заключени_ попросили ра_сказать о вчерашн_м прои_шестви_ на Патриарших прудах но очень (не)пр_ст_вали сообщению о Понти_ Пилат_ (не)уд_влялись. 8) Попытки поэта соч_нить за_вление (на)счет страшного консультанта (не)пр_вели (н_)к(чему). (М.Булгаков)

Упражнение 12.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Какие синтаксические функции выполняет в этих предложениях инфинитив?

1. Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести которая завещана историей человечества. (М. С-Щедрин.)

2. Дать можно только богатому и помочь можно только сильному вот опыт всей моей жизни. (М. Цветаева.)

3. Любить видеть человека таким каким его создал Бог и не осуществили родители. Не любить видеть таким каким его осуществили родители. Разлюбить видеть вместо него стол, стул. (М. Цветаева.)

4. Любить свою Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества. (В. Белинский.)

5. Большая воля это не только умение чего-то пожелать и добиться но и умение заставить себя отказаться от чего-то когда это нужно. (А. Макаренко.)

6. Я не должна сметь говорить вам об этом. (И. Тургенев.)

7. Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И. Тургенев.)

8. Никто из них не хотел начинать разговор первым. (С. Крутилин.)

9. Человек никогда не должен терять способность удивляться. (К. Паустовский.)

10. В представлении Феди настоящий писатель был существом легендарным. Он должен был все знать все видеть все понимать все великолепно делать. (К. Паустовский.)

11. За этот год я научился огонь и воду понимать. (Я. Смеляков.)

12. О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить
безумное – вочеловечить
Несбывшееся – воплотить! (А. Блок.)

13. Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало… (А. Фет.)

14. Татьяна по совету няни
Сбираясь ночью ворожить
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть… (А. Пушкин.)

15. Сходить с горы по черному дубняку было труднее чем подниматься. (Н. Ляшко.)

16. Назвать значит узнать и следовательно познать. (В. Брюсов.)

17. Есть время работать и есть веселиться. (Пословица.)

18. Во время учений нам приказали развернуть антенны рядом с владениями Кима. (О. Приходько.)

19. Однажды Падеревский концертировал в Лондоне. В зале было душно и две дамы попросили открыть окно. Образовался сильный сквозняк. Падеревский обратился к дамам: «Вынужден просить закрыть окно. Нельзя ведь сразу получать два удовольствия: слушать хорошую музыку и убивать пианиста».

20. Человек никогда не должен терять способность удивляться. Ежели он настоящий человек а не портфель набитый бумагами. (К. Паустовский.)

Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»

1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.

2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.

3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)

4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.

5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое

6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.

7. В каких предложениях инфинитив не является определением?

1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.

8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться. (по И. Соколову-Микитову)

10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий