Фонематические игры для детей 5 6 лет. Игры и упражнение для развития фонематического слуха у дошкольников. Игра «Поймай звук»
Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей. Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.
Фонема
С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.
Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].
Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге - фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.
Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.
На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.
Фонематический слух
Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется . Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.
При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:
- путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
- совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
- пропускает слоги в словах;
- не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
- не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).
В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:
- низкая скорость чтения, письма.
- ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.
Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить , оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.
На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.
Игры
Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.
На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.
Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.
Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.
Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.
Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.
Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.
Хлопай-топай
Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на дошкольник топает, а на хлопает в ладоши.
Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.
Поймай слог
Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.
Лови слово
Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.
Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.
Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.
Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.
Поймай песенку
Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.
Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.
Громко-тихо
Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим - присесть и идти гусиным шагом.
На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.
Высоко-низко
Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках - двигаются на цыпочках.
Скажи, как я
Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.
На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.
Разложи правильно
Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону - С. В результате получится несколько кучек карточек.
Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:
- находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
- классифицировать слова по количеству слогов;
- самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.
Звуковое лото
Игра проводится в группе (не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
Для игры нужно подготовить:
- Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
- Пустые карточки.
Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.
Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.
Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.
Слоговой поезд
Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей - рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет - из 3-4.
Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.
Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:
Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.
По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.
Испорченный телефон
Играть нужно в компании, соберите групп из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.
Договори слог или слово
Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. В детском саду используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:
Мы продолжили иг… (ру).
Дом стоит на го… (ре).
Кипит наш самов… (ар).
У меня вед …(ро).
Для младших школьников выбирайте задания потруднее. Просите добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:
Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
Мишенька играл в футбол и забил ребятам…(гол).
Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас.
Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.
Анна Ровенская
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
КАЛИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Ты - говоришь, я – слышу!
Упражнения для развития тического слуха у дошкольников
Составитель: ,
учитель-логопед
2016
Введение………………………………………………………………3
1. Понятие «фонематический слух». Развитие стороны речи в онтогенезе…………….............4
В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.
Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.
Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.
На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.
В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
4 этап. Дифференциация слогов.
1. Игра «Лишний слог». Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т. д.
2. Игра « Одинаковые или разные слоги». Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т. д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.
3. Игра «Короткие и длинные слова». Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
5 этап. Дифференциация фонем.
На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.
Игра "Угадай-ка". Логопед раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) логопед произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков (по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы,э, на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
Заключение
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, логопед предлагает использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.
Желаю Вам, коллеги, успеха в работе!
Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.
Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.
Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
- различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.
Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.
Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.
Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
- различение близких по звуковому составу слов;
- различение слогов;
- различение фонем.
В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.
I. Узнавание неречевых звуков.
1. Игра «Что звучало?»
На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
2. Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.
II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.
1. Игра «Узнай по голосу».
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
2. Игра «Эхо».
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
3. Игра «Скажи, как я».
Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
III. Различение близких по звуковому составу слов.
1. Игра «Светофорик».
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
2. Игра «Хлопни – топни».
Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:
дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка
Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка
3. Игра «Исправь ошибку».
Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.
Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
4. Упражнение «Какое слово не подходит?»
Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша
5. Игра «Доскажи словечко».
Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).
Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).
Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!
IV. Различение слогов.
1. Игра «Повторюшки».
Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:
- со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
- с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
- с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
- с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
- с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
- с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.
2. Игра «Сигнальщик».
Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
3. Упражнение «Простукай слово».
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.
Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
V. Различение фонем.
Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.
1. Игра «Поймай звук».
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).
2. Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
3. Упражнение «Повторялки».
Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач ЦКБ г.Омска
Время на чтение: 4 минуты
А А
Последнее обновление статьи: 16.05.2019
5 лет считается началом периода старшего дошкольного возраста. В это время родители и воспитатели в детских дошкольных учреждениях должны активно заниматься их физическим, психологическим, эмоциональным и речевым развитием. Не многие знают, что одной из основных составляющих полноценного развития речи является формирование хорошего фонематического слуха.
Что собой представляет фонематический слух?
Фонема – это звук, придающий слову конкретный смысл. Наличие фонематического слуха подразумевает под собой распознавание звуков разных частей речи, необходимое, чтобы понимать смысл сказанного.
Фонематический слух – это способность, которая даётся с рождения. С её помощью можно:
- узнавать наличие конкретного звука в слове;
- различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
- различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.
В дальнейшем, в школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так.
Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет
Дети маленького возраста не способны различить правильное произношение от неправильного. Но они растут, развиваются. Если с малышом регулярно занимаются взрослые (читают детские книжки, учат с ним стихи), то он постепенно учится правильно произносить слова. В дошкольный период дети активно усваивают разговорный язык, поэтому так важно обучать их связной речи, основам грамматики, обогащать словарный запас именно в этот возрастной период.
Стоит отметить, что чем раньше начинается процесс обучения родной речи, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в будущем.
Большинство детей к 4 годам верно проговаривают все звуки, кроме [Р] и [Л] и их мягких пар. В 5 лет они уже могут произносить правильно все звуки родной речи. У детей уже полностью развит артикуляционный аппарат. Но проблема неправильного произношения отдельных звуков может крыться именно в плохом развитии фонематического слуха. Зачастую у детей 5 лет на слух плохо различаются свистящие и шипящие звуки, например, [С] и [Ш].Ребёнок 5 лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позиции (в начале, в центре, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.
Если фонематический слух плохо сформирован, ребёнок запоминает, повторяет и пишет то, что ему слышится, а не то что ему на самом деле сказали. При этом малыш не правильно произносит звуки, что приводит к возникновению проблем в общении с другими детьми. Ребёнка начинают дразнить, он может стать изгоем.
Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому дети при поступлении в школу должны различать звуки на слух и соотносить их с изображением на бумаге.
Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то малыш в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ребёнок заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.
Проверка степени развития фонематического слуха у детей 5 лет
Узнать, хорошо ли развит фонематический слух у ребёнка можно самостоятельно. Для этого применяются два простых способа:
Показать малышу карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:
- – воспитатель или родитель лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;
- – изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;
- – дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;
- – взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;
- – при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;
- – необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.
Малыш должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.
Занятия для развития фонематического слуха для детей 5 лет
Все занятия на развитие фонематического звука для детей 5 лет должны проводиться в игровой форме. Время проведения – 15-20 минут.
Проводить занятия необходимо тогда, когда малыш хорошо себя чувствует: сыт, не болеет и в хорошем настроении. Давить на ребёнка и заставлять его заниматься против воли не следует.
- “Звуки из коробочки”. Для игры берётся несколько коробочек и наполняется разным содержимым: семечками, крупой, горохом, бусинками, пуговками, орехами и другим. Ребёнок должен трясти коробочки и угадывать их содержимое.
- “Что за предмет издаёт этот звук?”. Берутся предметы, изготовленные из различных материалов: стеклянный стакан, пластиковая игрушка, деревянная линейка, оловянная ложка и т.п. Сначала ребёнок наблюдает, как взрослый стучит по каждому из этих предметов, которые при этом издают разные звуки. Потом малыш закрывает глаза, взрослый стучит по каждому предмету, а ребёнок должен их угадывать по издаваемым звукам.
- “Жмурки”. Малыш закрывает глаза и движется на звуковые сигналы: погремушки, колокольчика, хлопков ладоней, щёлканья пальцев и других.
- “Послушай и покажи”. Перед ребёнком раскладываются карточки с изображением схожих по звучанию слов: рот, кот, ток или сок, сон, сом, дом и т.д. Родитель называет предмет (или животное), а малыш должен показать карточку с ним.
- “Правильно или неправильно”. Воспитатель называет несколько раз одно и то же слово, но с ошибкой в одной букве: прокодил, дрокодил, крокодил. Когда малыш услышит правильное слово, он должен подать какой-то знак, например, хлопнуть в ладоши.
- “Чей голос?” Детям включают аудиозаписи звуков, которые издают различные птицы и животные, а они должны их угадывать.
- “Угадай музыкальный инструмент”. Перед малышом раскладываются детские музыкальные игрушки: пианино, труба, свисток, погремушка, барабан. Он слушает звуки, которые они издают, запоминает их. Затем предметы прячутся за ширму и ребёнок должен угадать, какой из них сейчас звучит.
- “Поймай звук”. Задаётся один звук (например “ш”), который малыш должен “поймать”. Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный. Потом воспитатель произносит разные слова (кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д.). Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком.
Игра позволяет обучать ребёнка так, чтобы ему был интересен этот процесс.
Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 5 лет неразрывно связано с их речевым развитием и способностью в будущем правильно читать и писать. Воспитатели в детском саду должны обучать детей правильному произношению и способности различать звуки, но проводить игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, со своими детьми могут и сами родители.
Читайте далее:
Елена Давыдова
Упражнения по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 4–7 лет
Консультация для воспитателей
Упражнения по развитию фонематического слуха
и навыков звукового анализа
у детей 4-7 лет .
Формирование фонематического восприятия – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы ) . Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи , в том числе и слоговой структуры слова. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают : окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т . п.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление - звукового анализа , операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы ) различных звукокомплексов : сочетаний звуков , слогов, слов. Без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с речевыми нарушениями не овладевают грамотным чтением и письмом.
Упражнение 1
Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например : металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п., при постукивании о которые можно услышать разные звуки . С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука . Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре : о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.
Упражнение 2
В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины : манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.
Упражнение 3
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке :
Мак – бак – так моток – каток – поток
Ток – тук – так батон – бутон – бетон
Бык – бак – бок будка – дудка – утка
Дам – дом – дым нитка – ватка – ветка
Ком – дом – гном клетка – плетка – пленка
тыква – буква – будка
Упражнение 4
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных :
Канава – канава – какао – канава
Ком – ком – кот – ком
Утенок – утенок – утенок – котенок
Будка – буква – будка – будка
Винт – винт – бинт – винт
Минута – монета - минута – минута
Буфет – букет – буфет – буфет
Билет – балет – балет – балет
Дудка – будка – будка – будка
Упражнение 5
Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму :
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке (жук)
Шёл по лесу шустрый мишка,
На него свалилась (шишка)
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь (двери)
Тише, Танечка не плачь,
Не утонет в речке (мяч)
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети (книжки)
Не полезет Влад на ель,
У него в руках (портфель)
«Я трудиться не привык!» -
Отвечает (грузовик)
Мы собирали васильки,
На головах у нас (венки)
Пёс козе принёс букет,
Сытный будет ей (обед)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи (туч)
То назад, то вперёд
Может плыть (пароход)
Не дрожи, Серёжка,
Это ж наша (кошка)
Упражнение 6
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками .
Та – то – ту ну – ны – на бо – ба – бы
Ты – та – то но – на – ну бу – бо – ба
Му – мы – ма да – ды – до па – пу – по
Мо – ма – мы ду – ды – да ку – ко – кА
Ва – ву – во
Упражнение 7
Назвать первый звук в словах (А, О, И, У) .
Аист, улитка, иголка, очередь, овощи, утка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.
Упражнение 8
Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы) .
Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.
Используемая литература :
1. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа . Т. А. Ткаченко. – Санкт -Петербург, 2009.
Публикации по теме:
Презентация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха» Кто быстрее соберет вещи? Цель. Упражнять в дифференциации звуков «с»-«ш». Оборудование. Картинки с изображением предметов одежды (шуба,.
Занятие по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Загадки на автоматизацию звука [Р] в словах» Цель: автоматизировать звук [р] в начале, в середине и в конце слова. Задачи: Развивать логическое мышление и расширять кругозор. Закреплять.
Развитие анализа и синтеза звукового состава слова происходит одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия.
Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза «Угадай, чей голосок» Цель: определить товарища по голосу. Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал.
Фонематический слух - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их.
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» На занятиях по обучению грамоте.
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дошкольное детство – период,.
Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.
Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте Звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ Цель: Закрепить навыки различения звуков р, р"~ л, л " в слогах, словах и фразах; Задачи: Учить различать и называть.
Библиотека изображений: