Общая характеристика стадий развития психики человека. Основные стадии развития психики в филогенезе Стадии развития психики

6. Эволюция психики. Характеристика стадий развития психики.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость . Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. И. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные,

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового тина приспособления к внешней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, - процессов поведения.

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов.

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Раздражимость - реакция на воздействия, непосредственно участвующие в обмене веществ данного организма. Чувствительность - качественно своеобразная форма раздражимости, опосредованное участие в метаболизме. По Леонтьеву, чувствительность возникает тогда, когда живое существо становится способным реагировать на то или иное свойство окружающего мира которое не является непосредственно жизненно важным, но которое связано с таковым - это объективный критерий возникновения чувствительности -начало психического.

Стадии эволюции психики:

1.Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется тем, что отвечает тому, или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Т.е. чувствительность к отдельным воздействующим свойствам (или совокупностям свойств).

2.Стадия перцептивной психики характеризуется способность отражать внешний мир в форме вещей (объектов). Т.е. развивается обобщенное восприятие и операциональные навыки (навыки - закрепившиеся операции; операции - деятельность не связанная с конкретным предметным наполнением). Т.о. но этой стадии дифференцируются объект и действие.

3.Стадия интеллекта характеризуется 1) способностью быстро находить нужную операцию 2) способность запомнить найденную операцию без многочисленных повторений 3) легкий перенос операций в другие условия, лишь схожие с первоначальными. Операции на этой стадии возникают не постепенно, а путем проб и ошибок. Отражаются не только вещи сами по себе, но и их отношения.

Психику и поведение животных изучает зоопсихология. Наука берет свое начало в XIX веке в трудах Ч.Дарвина, К.Ф. Рулье, В.А.Вагнера. Психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы. Основным фактором развития психики животных ученые считают усложнение условий жизнедеятельности, которое приводит к более динамичным и разнообразным движениям. Усложняются строение тела, отражательные функции, регулятивные механизмы движений

Формой психики животных в анатомо-физиологическом смысле является нервная ткань или ее аналог в простейших формах жизни животных. По мере развития у животных сформировалась нервная система: ретикулярная, ганглионарная и, наконец, центральная.

В зоопсихологии существуют такие параметры, как форма психического отражения, ведущий поведенческий тип, строение нервной системы. По ним выделены три основные стадии развития психики животных.

Стадия элементарной сенсорной психики

Стадия элементарной сенсорной психики проявляется в чувствительности к отдельным свойствам среды, имеет форму элементарных ощущений. Поведение животных основывается на одном свойстве. Внутри стадии происходили эволюционные изменения. Зоопсихолог К.Э.Фабри определяет уровни эволюции: низший и высший.

Определение 1

К низшему уровню относятся организмы, которые находятся на границе растительного и животного мира: жгутиковые, губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

Определение 2

К высшему уровню принадлежат многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных животных.

У них сложное строение нервной системы, двигательный аппарат имеет сложную дифференциацию. Соответственно, поведенческие проявления сложны и многообразны.

Пример 1

Рассмотрим поведение паука, который ловит насекомое в паутине. Поведение паука сложное, побуждается вибрацией крыльев насекомого, которая передается через паутину. После прекращения вибрации движения паука в сторону насекомого не наблюдаются. Но если вибрационные моменты есть, например, они создаются камертоном. Паук направляется к камертону и наносит ему удар челюстями.

Из всего многообразия мира животные способны воспринять абсолютно малую его часть. Этот узкий спектр, состоящий из нескольких свойств среды, оказывается достаточным для того, чтобы выжить в естественных условиях.
В ходе эволюции на этой стадии животные обрели достаточно сложную поведенческую форму – инстинкт.

Определение 3

Инстинкт – поведенческий вид, который реализуется особыми формами действий наследственного, программированного,стереотипного характера, при помощи которых животное, не подвергаясь специальному обучению, может приспособится к окружающим условиям среды.

Можно привести примеры из деятельности пчел, муравьев, чье поведение выглядит сложным, порой необъяснимым.

Пример 2

Муравьи, чувствуя приближение ненастья, закрывают все входы в муравейник. Находясь на большом расстоянии от муравейника, без труда находят дорогу к нему. У муравьев можно наблюдать совершение набегов на своих сородичей с похищением у них куколок. Муравьи образуют живые цепи, по которым вверх взбираются их собратья и добывают таким образом строительный материал.

В предыдущем примере поведение паука, нападающего на камертон, совершенно для него нецелесообразно и бесполезно. Также как поведение чаек, которые высиживают любые предметы, напоминающие яйцо. Инстинкты привязаны к условиям, которые соответствуют модели врожденного поведения. Когда условия изменяются, теряется свойство целесообразности. Психика животного способна отражать только отдельные свойства среды. Вопрос изменения наследственных форм поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики волновал ученых. Зоопсихолог Р.Йеркс пытался обучить дождевых червей находить путь в лабиринте, ведущий в гнездо. Если червь полз в другом направлении, он получал удар током. После 180 проведенных опытов, результат оказался положительным. Проводились другие опыты, они дали такой же результат. Ученый сделал вывод о том, что способность к изменению поведения и обучению на стадии элементарной сенсорной психики низкая и отражает лишь некоторые фрагменты жизнедеятельности животных.

Стадия перцептивной психики

Определение 4

Стадия перцептивной психики – это способность отражения внешней действительности в форме набора качеств, вещей.

На этом этапе также можно выделить высший и низший уровни. К высшему уровню относятся все млекопитающие. Они обладают сложным типом пластичного поведения, где присутствует анализ и синтез окружающих условий. Такие явления, как анализ и синтез могут проявляться только на основе развитой формы психического отражения. Строение центральной нервной системы усложнилось, прежде всего это касается развития коры головного мозга. Произошли изменения и в развитии органов чувств, органов движений.

Животные могут выстраивать свое поведение не только относительно цели, но и тех условий, в которых она дана. Отсюда возникает способ действия и закрепляется в поведении. Появляются навыки – способы действий, которые выработались и закрепились в поведении животного. Когда условия среды меняются, животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий.

Вывод 1

Таким образом происходит приспособление животных к среде, в которой они обитают. Врожденные программы поведения меняются, уступая место процессу научения.

Путем научения животными приобретается и накапливается индивидуальный опыт. Они закрепляют в своем поведении краткий путь к пище, нахождение выхода, обхождение преград, использование сигналов для обороны. Проводились эксперименты по научению животных, они были связаны с образованием условных рефлексов.

Академик И.П.Павлов занимался выработкой у собак условных рефлексов, которые закрепляли значение сигнала за различного рода раздражителями (классический условный рефлекс). Раздражителями являлись вспышка света и звонок, они использовались при поступлении пищи и приобретали значение сигнала.

Психолог Б.Ф.Скиннер исследовал инструментальные рефлексы. В особой клетке с задвижками и рычажками находилось животное. При помощи этих приспособлений можно было открыть окошко в клетке и получить пищу. Крысы находили нужный рычаг, формируя и закрепляя индивидуальный опыт. Научение развивает у животных элементарные формы памяти. Это подтверждено экспериментально.

Замечание 1

При наблюдением за животными в естественной среде и в условиях эксперимента можно сделать вывод о том, что животные способны анализировать ситуацию, сохранять образы внешней действительности и сохранять полезные реакции.

Формирование навыков происходит посредством подражания, выработки условных рефлексов, путем проб и ошибок при изменении условий окружающей среды. На стадии перцептивной психики у животных сохраняются и инстинкты, но они тоже изменяются, приспосабливаясь к конкретным условиям жизни.

Стадия интеллекта

На стадии интеллекта находится небольшое число представителей животного мира – высокоорганизованных видов млекопитающих человекоподобных обезьян. Психика животного отражает целостные ситуации и отношения между предметами. Возникают поведенческие проявления сложной формы – решение задачи.

Пример 3

Кусок мяса, обвязанный веревкой, лежит за клеткой. Конец веревки находится в клетке, где сидит животное. Если в клетку поместить собаку, она не потянет веревку, хотя физически может. Если в клетке будет находится обезьяна, она сделает это. Немецкий психолог В.Келер исследовал и описывал интеллектуальное поведение животных. Обезьяны в его экспериментах пользовались инструментами и доставали пищу. В качестве инструментов выступали палки, ящики. Обезьяны демонстрировали «ручное» или практическое мышление. Иногда животному удавалось находить решение мгновенно.

Определение 5

Такое явление называется инсайтом – внезапным пониманием ситуации, при этом не привлекается прошлый опыт.

Исследователь Н.Н.Ладыгина-Котс наблюдала за сложными действиями обезьян. Шимпанзе изготавливали из двух палок одно орудие, вставляя палки в пазлы. Затем применяли палку в своей деятельности, выталкивали пищу из узкой трубы. Такое поведение имеет две фазы: подготовки и осуществления. Фаза подготовки побуждается объективным отношением между предметами: палкой и пищей.

К.Э.Фабри останавливается еще на одной особенности поведения обезьян. Он рассматривает манипулятивные действия – сложные действия с использованием предметов.

Можно отметить цикл исследований З.А.Зорина, А.А.Смирнова, где удалось установить сложные поведенческие формы обезьян: овладение простейшими аналогами человеческой речи. Животные выполняли действия по устным указаниям исследователя. Но понимали ли они его? Остается вопросом. Более подробные исследования показали, что обезьяны больше ориентировались на жестикуляцию, интонацию. Но не исключено, что отдельные особи могли понимать устную речь.

Возникновение стадии интеллекта связано с изменениями в строении головного мозга, структура стала более сложной. Существенные изменения произошли в лобных долях коры головного мозга. Среди стадий развития психики животных стадия интеллекта является верхней границей. Далее следует сложный и длительный этап историко-эволюционного развития человека.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через пять-шесть лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие.

Следует сразу отметить, что существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства (3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Первая стадия – стадия новорожденного (до 2 месяцев). У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается. Основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления»…

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Основные особенности психического развития ребенка на данном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Лсобенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения.

В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности

Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив.

Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки – женской.

Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества.

Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.

Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие, психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: - стадию элементарной сенсорной психики; - стадию перцептивной психики; - стадию интеллекта.

Стадия элементарной сенсорной психики

Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды.

Понятно, что материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомического строения. Общий путь изменения организмов на стадии развития элементарной сенсорной психики заключается, с одной стороны, в том, что органы чувствительности животных все более дифференцируются и их число увеличивается; соответственно дифференцируются и ощущения. С другой стороны, развиваются органы движения, органы внешней деятельности животных. Их развитие происходит наиболее заметно из-за двух главных изменений: переход к жизни в условиях наземной среды; у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) – переход к активному преследованию добычи.

Вместе с развитием органов чувствительности и органов движения развивается также и нервная система – «орган связи и координации процессов». Первоначально нервная система представляет собой простую сеть. Ее волокна соединяют заложенные на поверхности чувствительные клетки непосредственно с сократительной тканью животного. Этот тип нервной системы у современных видов не представлен. По такой сетевидной нервной системе возбуждение передается диффузно, тормозные процессы отсутствуют. Дальнейший этап развития нервной системы – выделение нейронов, которые образуют нервные узлы.

По одной линии эволюции (у иглокожих животных) нервные узлы образуют окологлоточное кольцо с отходящими от него нервными стволами – это уже такой нервный центр, который позволяет осуществляться сложным согласованным движениям, например, открывание морскими звездами двустворчатых раковин.

По двум другим линиям эволюции (от первичных червей к ракообразным и паукам, от первичных червей к насекомым) происходит образование более массивного головного нервного узла, который управляет работой нижележащих нервных узлов. Возникновение этого типа нервной системы обусловлено выделением ведущего органа, который становится главным органом, определяющим работу организма в целом. Эволюция узловой нервной системы идет в направлении ее дифференциации. Это связано с сегментированием тела животного.

Хотя на этой стадии деятельность все время усложняется, (одновременно с развитием органов восприятия, действия и нервной системы), но строение деятельности резко не меняется. Восприятие действительности никогда не становится восприятием целостных вещей.

Стадия перцептивной психики

Усложнение деятельности в пределах первого типа идет по двум направлениям: с одной стороны, усложнение самого механизма совершения деятельности – появляются цепи, состоящие из большого числа реакций. Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной, потому что не несет никаких качественных изменений. С другой стороны, прогрессивное направление усложнения деятельности – оно приводит к изменению самого строения деятельности, к качественному ее изменению.

Это прогрессивное изменение и приводит к возникновению новой формы отражения внешней среды, которая характеризует перцептивную (воспринимающую) стадия развития психики. Отражение происходит не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов вещей. Однако психическое отражение ситуации «запаздывает»: отражаются лишь целостные предметы, а не отношения между ними. Поведение животных, находящихся на этой стадии управляется совокупностью числа одновременных действий.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено анатомо-физиологическими изменениями: развитием и изменением роли дистантных органов чувств, в первую очередь зрения; развитием органов внешнего движения. Ведущие органы, сформированные на предыдущей стадии, становятся органами, которые интегрируют внешние воздействия. Это становится возможным благодаря одновременной перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга и мозговой коры. Полное развитие операций у животных происходит в связи с развитием коры.

Выделение операций, которое характеризует стадию перцептивной психики, дает начало развитию формы закрепления опыта животных в виде двигательных навыков. Операции – это относительно самостоятельные действия, содержание которых относится не к самому предмету, на который направлено действие, а к условиям, в которых предмет находится. Развитие операций и обобщенного восприятия окружающей внешней действительности сопровождается усложнением коры головного мозга.

При переходе к стадии перцептивной психики качественно меняется сенсорная форма закрепления опыта. «У животных впервые возникают чувственные представления».

Вместе с изменением строения деятельности животных и изменением формы отражения ими действительности происходит перестройка функций памяти. Мнемическая функция в моторной сфере выступает в виде двигательных навыков, а в сенсорной сфере в виде примитивной образной памяти.

Стадия интеллекта (ручного мышления)

Стадия интеллекта характеризуется сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает там, где осуществляется фаза подготовления.

Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает отражение, как отдельных вещей, так и их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.

Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.

К.Э. Фабри, опираясь на более поздние зоопсихологические исследования, выделяет в первых двух стадиях развития психики еще по два уровня, а стадию развития интеллекта не выделяет в отдельную, а относит ее к стадии перцептивной психики.

Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи.

Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира.

Свойства психики:

1) психика – это свойство только живой материи, высокоорганизованной материи;

2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир;

3) психика способна реагировать на изменения внешней среды и воздействия ее объектов.

Функции психики:

Отражение окружающей действительности

Обеспечение целостности организма

Регуляция поведения

Обеспечение адаптации

Стадии развития психики

Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби.

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувственности. Развитая раздражительность. (простейшие)

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки).

II. Стадия перцептивной психики.

А. Низший уровень. Отражение высшей действительности в форме образов и предметов. Объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти.

Рыбы и другие низшие позвоночные.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира".

Особенности поведения: высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к назначению.

Виды живых существ: высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности ориентировочно-исследовательской фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий