Педагогическая этика и педагогический такт. Заповеди педагогического общения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 79 п.Вербилки Московской области Презентация «Педагогическая этика»

Педагогическая этика «Счастье-это когда тебя понимают»

План Педагогическая этика-часть педагогического мастерства. Требования педагогической этики. Педагогический такт. Педагогическое разрешение конфликта Заповеди педагогического общения

Педагогическая этика Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения преподавателя.

Некоторые качества педагога Честность Доброжелательность Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины

Педагогическая этика-часть педагогического мастерства Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч. deon - долг и l ogos - учение), этика (от греч. ethos- нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку. Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.

Требования педагогической этики: Установка, усиливающая веру в успех; Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником. Преподавателем и студентом; Доброжелательное отношение к каждому учащемуся; Благоприятное речевое общение со студентами. Учениками с самой первой встречи; Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.

Педагогический такт Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова) Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада) Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

Основные признаки педагогического такта: Естественность, простота обращения без фамильярности; Искренность тона, лишенная всякой фальши; Доверие к школьнику без попустительства; Просьба без упрашивания; Советы и рекомендации без навязчивости; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; Серьезность тона без натянутости в отношениях; Ирония и юмор без уничижающей насмешливости; Требовательность без мелкой придирчивости; Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; Развитие самостоятельности без мелочной опеки; Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешностии опрометчивых решений; Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования. Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.

Педагогическое разрешение конфликта Виды конфликтов: Внутренние и внешние; Межличностные и межгрупповые; Социальные; Межнациональные и межгосударственные; Потенциальные и актуальные; Прямые и опосредованные; Конструктивные (стабилизирующие, продуктивные) и деструктивные (неконструктивные); Вертикальные и горизонтальные; Предметные и личностные; Ролевые; Мотивационные; Коммуникационные (основанные на непонимании).

Правила разрешения конфликтов: Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

Правила разрешения конфликтов: Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Правила разрешения конфликтов: Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет вас с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать его, выходя на позицию «мы»

Правила разрешения конфликтов: Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И наконец, после разрешения конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировать его причины и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.

Правила разрешения конфликтов: Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

Заповеди педагогического общения Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми, придающих неповторимый личностный смысл, окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся. Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.

Заповеди педагогического общения Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность. Надлежит научиться слушать детей. Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность. Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта.

Заповеди педагогического общения Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. Умейте анализировать процесс общения. Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.

Заключение «Пойми ученика»- профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы: В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986 И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988 Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978 http://school59.chebnet.com/sites/teacheryear/p7aa1.html http://tsput.ru/faculties_and_departments/departments/department_of_psychology/detsk_psih/obsh_sved.php http://drofaural.blogspot.ru/2012/10/blog-post_7275.html http://mostiont.ucoz.ru/news/pedagogicheskaja_ehtika_i_moral/2012-09-06-492


Разделы: Русский язык

Педагогический такт не является отдельным методом в работе учителя, подобно дидактическим принципам или методическим приемам в обучении и воспитании учащихся. Он должен проявляться во всей системе отношений, форм общения между учителями и учащимися и в процессе применения на уроках различных методов обучения, например в изложении новой темы, и проведения проверки знаний и умений школьников. Правильное сочетание педагогического такта и успех методико-дидактических и воспитательных форм в учебно-воспитательной работе учителя существенно повышает эффективность педагогического процесса, способствует сближению учителя с учащимися и созданию психологической атмосферы, благоприятствующей педагогической работе. <Рисунок № 2> .

Внутреннюю основу педагогического такта составляет соблюдение учителем меры в применении воспитательных воздействий на учащихся. Мера в применении педагогического воздействия имеет сложное содержание и должна быть творчески найденной в различных педагогических ситуациях, при учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их психологического состояния, конкретной обстановки педагогического процесса и решаемых педагогических задач. В этом смысле мера педагогических воздействий и весь процесс общения учителя с учащимися в своей основе должен иметь нравственные, педагогические и психологические компоненты и должен обладать психолого-педагогической гибкостью в отличии от абстрактно-формально педагогических приемов, не учитывающих указанные условия.

Педагогический такт – конкретное применение науки и искусства в процессе обучения. Научная основа такта выражается в психолого-педагогической образованности учителя. Искусство же педагога проявляется в его индивидуальных особенностях, педагогическом мастерстве и тонком нюансировании в применении учебно-воспитательных воздействий на учащихся. Важно, чтобы эти факторы практически выступали в единстве, что будет повышению творческой культуры процесса и результатов педагогического труда. < Рисунок № 3>.

Предпосылки развития педагогического такта разнообразны, выражаются в высокой внутренней культуре личности учителя, в его поведении в процессе общения с учащимися и в сочетании такта с совершенством применения методов и приемов обучения.

Участие учителя в учебном процессе выражается в эмоциональной атмосфере урока, взаимном доверии, чему способствует естественность, простота и элемент непосредственности в общении. Важное значение в создании психологического контакта имеет психическое состояние учителя на уроках, особенно его увлеченность ведением педагогического процесса, эмоциональная оживленность, доброжелательная внимательность, индивидуализация общения и коммуникативные качества учителя в общении со школьниками, овладении им многими способами этого процесса, в особенности эмоционально-экспрессивными формами речевого процесса в его интонационных особенностях, адекватно приуроченных к каждой педагогической ситуации. Существенное значение имеет психологическая подготовка учителя.

Важно, что педагогический такт каждого учителя имел высокий уровень развития и сохранял устойчивость в различных педагогических ситуациях. Это возможно осуществить главным образом при условии настойчивого, систематического труда учителя над своим воспитанием (само воспитанием) и умелого обобщения педагогического опыта.

В целом же развитие такта происходит от элементарных его форм к высшим, благодаря чему в его характеристике проявляются новые, более совершенные качества, способствующие углублению и расширению сферы воспитательного влияния на учащихся. В процессе изучения такта у многих учителей были выявлены четыре степени его развития.

На первой из них наблюдается у некоторых начинающих или мало работающих над своим мастерством педагогов педагогический такт, еще не имеющий устойчивости, ему не достает педагогической эффективности, воспитательной глубины, возникают осложнения в решении сложных педагогических ситуаций.

При этих условиях учителю необходима серьезная работа по самовоспитанию и совершенствованию педагогического мастерства.

На второй ступени развития педагогического такта значительных нарушений не наблюдается, но учителю не достает совершенной педагогической техники в работе с учащимися, и осуществления индивидуализации в обучении.

На третьей ступени такт становится устойчивым педагогическим умением, что способствует углублению делового общения со школьниками, но еще имеются трудности в установлении с учащимися психологического контакта.

На четвертой ступени он сформирован как умственная и нравственная привычка учителя в общении с учениками и становится частью педагогического мастерства учителя, характеризует внутреннюю культуру его личности, имея глубокую эффективность педагогического воздействия.

Выявляя специфику педагогического такта учителя и способы его общения с учениками, нужно учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Нужно отметить те общие их черты, знание которых важно для изучения своеобразия педагогического такта учителя в общении с ними.

У первоклассников, начинающих учиться в школе, прежде всего, изменяется содержание и форма их деятельности. Ведущей формой становится учебная деятельность, которая гармонично сочетается с игровой. Учение в школе на игровой основе – важнейшее условие дальнейшего развития их психики. Первые дни учебных занятий на психическое состояние детей сильное влияние оказывает новизна школьной обстановки.

Стремление детей лучше справиться с учебными занятиями и овладеть формами поведения школьников делает их очень податливыми и восприимчивыми к педагогическому воздействию. Ученики стараются во всем следовать за учителем, охотно повторяют за ним, как приветствовать старших, когда они входят в класс, как правильно сидеть за партой, как держать карандаш в руке и так далее. Это позволяет ему сравнительно легко установить психологический контакт с учениками уже с первых дней их пребывания в школе.

Но при всем старании детей правильно и своевременно выполнить требования учителя наблюдается случаи непроизвольного нарушения режима учебной работы в классе. Дети еще не осознают себя членами коллектива, который только что начинает формироваться, мало интересуются друг другом, каждый занимается преимущественно своими делами.

Однако при правильно поставленном учебно-воспитательном процессе трудности легко преодолеваются. Постепенно у детей возникает интерес к результатам своей работы. Они охотно начинают делиться своими учебными принадлежностями и по своей инициативе оказывают друг другу товарищескую помощь, приучаются более сдержанно и организованно вести себя на уроках и переменах.

Внимание их еще не достаточно устойчиво и ограниченно по объему и распределенности. Дети не могут длительное время заниматься одним и тем же делом. Например, слушать рассказ учителя, решать задачу или смотреть на картину. Быстро утомляясь, они часто отвлекаются.

Мышление детей имеет конкретно-образный и наглядно-действенный характер. В интеллектуальной деятельности они испытывают затруднения, если нет живого объекта (или его изображения), о котором идет рассказ. С трудом они иногда овладевают общими понятиями.

Однако дети младшего школьного возраста сравнительно легко и быстро запоминают все, что им интересно.

По степени общительности и сдержанности межличностных дружеских отношений дети неодинаковы: одни более инициативны и активны, другие –наоборот, держатся скованно и робко. Но, как правило, для всех детей характерна привязанность к своему учителю. Они испытывают постоянную потребность в его ласке, теплом слове и внимательном обращении. Чуткость и отзывчивость к психическим состояниям детей, заботливое участие учителя в поддержании чувства уверенности в учении помогают создать для них необходимый комфорт и атмосферу активной деятельности.

Указанные психологические особенности детей развиваются постепенно, изменяясь соответственно усложняющимся условиям и содержанию проводимой учебно-воспитательной работы с ними. На развитие педагогически оправданных отношений учителя с детьми действенное влияние оказывают личные качества учителя. Так спокойная уравновешенность, заботливость и внимательность учителя придают своеобразный оттенок тону его обращения с учащимися.

Все вышесказанное дает основание сделать следующие выводы:

    Дети младшего школьного возраста, отличающиеся большой податливостью к педагогическому воздействию учителя, стремятся во всем следовать за ним. Это позволяет учителю сравнительно легко установить психологический контакт с детьми. Педагогические оправданные взаимоотношения учителя с классом, устанавливаются в том случае, если он тактично оказывает необходимую помощь ученику, встретившему затруднение в учении, вовремя поддерживает его и вселяет уверенность в собственные силы и знания; организует в классе товарищескую взаимопомощь и контролирует ее; систематически побуждает учеников следовать хорошим примерам и упражняет их в правильном поведении.

    Дружеский тон обращения учителя с учениками должен сочетаться с педагогически оправданной требовательностью. Конкретные проявления требовательности учителя: относительное постоянство указаний, последовательность и настойчивость в своих требованиях, справедливость замечаний и разнообразие в их интонации, индивидуальный подход к детям при предъявлении требований и тактичное преодоление в классе так называемых жалоб учеников друг на друга.

  1. Своеобразие педагогического такта учителя в работе с детьми проявляется в его умении наиболее эффективно использовать в воспитательных целях сильно выраженную привязанность детей к самому близкому для них человеку после родителей – своему учителю. Знание учителем особенностей педагогического такта в общении с детьми является необходимой психолого – педагогической предпосылкой правильной постановки учебно-воспитательной работы с ними. <Рисунок № 3>.

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»

Цель : развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений.

Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивацииучащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личностишкольника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климатобучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя”

А.А.Леонтьев

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Приглашаем к разговору Маркова О.В., заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 53 г. Хабаровска

« Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя» Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя. Педагогический совет

«Чего ты хочешь, человек голодный?»- «Еды!» «Чего хочешь ты, человек бездомный, в день холодный?»- «Крова!» «Чего надо, жаждущий, тебе?»- «Воды!» «Чего надо, страждущий, тебе?»- «Слова!» Расул Гамзатов

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений

“ Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя ” А.А.Леонтьев

Характер общения учителя с учениками наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение "над" детьми; сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя "вместе" с детьми; заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение "под" детьми.

Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных).

Составляющие компетентности учителя Педагогический такт Педагогическая техника Педагогическая этика

Педагогический такт – чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения Естественность Простота общения без фамильярности Искренность без фальши Доверие без попустительства Просьба без упрашивания Рекомендации и советы без навязчивости

Педагогический такт – выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ребёнка как главной ценности Воздействия в форме предупреждения Внушения и требования без подавления самостоятельности Серьёзность без натянутости Юмор без насмешки Требовательность без придирки Деловой тон без сухости

Педагогическая этика Доверительность, чуткость, доброта, терпение Взаимопонимание, проникновение в психическое состояние детей Высокая эрудиция, разносторонние интересы, умение творчески преподнести ученикам материал Диалогичность общения, умение слушать, отказ от воздействия и переход к взаимодействию

Педагогическая техника Умение педагогического общения, эмоциональная отзывчивость (эмпатия) Техника речи Выразительные показания чувств и отношений с помощью мимики Внешний облик Саморегуляция психических состояний Умение видеть себя со стороны

Элементы общения Взгляд Слово Интонация Жест

«Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» В.А. Сухомлинский

Инструментальные ценности педагога Ценности межличностного общения (чуткость, воспитанность, жизнерадостность Ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность) Ценности принятия других (терпимость, широта взглядов, чуткость)

Для учителя важны следующие коммуникативные умения: Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией). Понимать личность ученика, его психическое состояние. «Подавать себя» в общении с учащимися. Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.

Общаться на людях. Через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность. Целенаправленно организовывать общение и управлять им.

Коммуникативные эмоции: расположение чувство симпатии уважение к участникам общения желание делиться мыслями, переживаниями

Педагог должен уметь управлять своей коммуникативной деятельностью. Коммуникативные умения вырабатываются при наличии определенных коммуникативных способностей. Основным компонентом коммуникативных способностей является общительность.

Профессиональное самовоспитание 1. Посетите уроки нескольких учителей и попытайтесь по тональности общения, настроению детей, общей атмосфере урока определить характер взаимоотношений учителя с детьми. Обменяйтесь впечатлениями с коллегами и попытайтесь создать целостную картину этих взаимоотношений. 2. Постарайтесь определить, какими приемами пользуется учитель, организуя общение, помогают ли они решать учебно-воспитательные задачи. 3. Попытайтесь как бы “примерить” манеру общения с учащимися разных учителей на себя и установить, что в “технологии” этого общения соответствует вашей индивидуальности, а что нет. 4. Побывайте на воспитательных мероприятиях у опытных педагогов и обратите внимание на то, как они учитывают настроение детей, их индивидуальные особенности и т. п., как это все отражается на общении. 5. Попытайтесь сравнить атмосферу на уроках у нескольких учителей и определить, чем она отличается, каковы причины этого отличия.

Древние заповеди гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения, необходимо: доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться; уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.

В.А.Сухомлинский писал: “ А что вы чувствуете на уроке тогда, когда между учителем и учениками нет контакта, когда учитель уткнулся в поурочный план, а дети рассматривают потолок или облачко, плывущее на небе? Вам неловко перед учениками, неловко и за учителя, и за себя, и за педагогику”.

Возрастные особенности учащихся начального, среднего и старшего звена в начальных классах мыслительная деятельность учащихся полностью зависит от психических состояний (настроение, самочувствие, тревожность и активность), при чем активность влияет на все эти состояния. При авторитарном стиле активность значительно выше, но чрезмерное использование элементов авторитарного стиля резко повышает тревожность и приводит к негативному эффекту - ухудшается самочувствие детей, мыслительная деятельность учащихся;

в средних классах хорошо прослеживаются особенности подростков возраста: от самочувствия зависит не только настроение, но и все остальные параметры (психические состояния и мыслительные операции); в старших классах прослеживаются более сложные связи психических состояний и мыслительных операций. Настроение влияет на чувственное и образное мышление, активность и логику. При авторитарном стиле показатели активности, самочувствия и настроения значительно выше, чем при демократическом. Умеренные компоненты авторитарного стиля поднимают тревожность, до уровня оптимальной работы отрицательных эмоций. Создаются благоприятные условия для самореализации старшеклассников в учебной деятельности.

Не родственники мы, не домочадцы, Но я хотел бы жизнь свою прожить, Чтоб с вами никогда не разлучаться И «здравствуйте» всё время говорить.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Педагогический совет «Педагогический такт – один из основных показателей педагогической зрелости учителя». Подготовила заместитель директора по воспитательной работе Аллянова Светлана Сергеевна ГУ «ОСШ № 11 г. Темиртау» Март 2009

2 слайд

Описание слайда:

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». (А. Дистервег)

3 слайд

Описание слайда:

Имидж каждой школы определяется имиджем педагогов, работающих в ней. Профессия педагог - особенная, так как учителя - это те люди, которые всегда на виду. Специфика работы учителя такова, что успех зависит не только от знания предмета и методов работы, но и от личности учителя: его культуры, эрудиции, обаяния, доброты и терпения, а так же умения управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, проявлять творческую активность, желание развиваться, двигаться вперед. Педагогическому мастерству необходимо учиться, как учатся искусству музыканта, хирурга, лётчика, даже если у вас есть талант. Показатели профессиональной зрелости учителя - это компетентность, педагогическое мастерство, профессионализм, постоянное стремление учиться, быть исследователем, умение увлечь своими идеями.

4 слайд

Описание слайда:

Вспомните слова «того самого Мюнхгаузена»: «Серьёзное лицо - ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Что можно к ней добавить? Современный учитель - это человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

5 слайд

Описание слайда:

Обоснование выбора темы педсовета Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального роста педагогов, необходимо придерживаться основных критериев успешности педагогической деятельности. Успешность учебно-воспитательной работы непосредственно зависит от образованности и педагогического мастерства учителя, в основе которого лежит понятие педагогического такта. Определенные требования и условия овладения педагогическим тактом, выделенные на педагогическом совете, дадут возможность учителю выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися. Знание требований и условий овладения педагогическим тактом позволят учителю установить и поддерживать психологический контакт с учащимися и родителями, а так же совершенствовать личностные качества, создавая свой собственный имидж.

6 слайд

Описание слайда:

Определение основных требований и условий овладения педагогическим тактом, проявляющегося в разных формах взаимодействия учителя: в педагогическом коллективе, с учениками и их родителями. Форма проведения: проективно-деловая игра Задачи: На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть специфику общения учителя в самых разнообразных сферах его деятельности, умение выработать правильный подход к ученику и родителям. Определить ряд требований, предъявляемых к коммуникативной культуре педагога, влияющей на успешность работы учителя. Способствовать повышению психологической компетентности учителя по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. Цель педсовета:

7 слайд

Описание слайда:

План проведения педсовета 1. Вступительное слово. Аллянова С.С. (зам. директора по ВР) 2. Теоретические выступления по определению требований и условий овладения педагогическим тактом, в различных сферах деятельности учителя: 3. Работа по творческим группам. 4. Представление каждой группы результатов обсуждения. 5. Подведение итогов педсовета, выработка и принятие решения.

8 слайд

Описание слайда:

Теоретические выступления Такт. Педагогический такт. Условия овладения педагогическим тактом. Аллянова С.С. (зам. директора по ВР) 2. Микроисследование. Выявление уровня сформиро-ванности педагогического такта, коммуникативного конт-роля. Исследование особенностей реагирования педагога в конфликтной ситуации. Шеина Н.А. (психолог) 3. Педагогические стили общения и их виды. Аллянова С.С. (зам. директора по ВР) 4. Особенности общения с «трудными детьми». Мнацаканян Н.В. (учитель английского языка, классный руководитель 6Б.) 5. Педагогические конфликты. Способы предупреж-дения. Аллянова С.С. (зам. директора по ВР)

9 слайд

Описание слайда:

Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью.

10 слайд

Описание слайда:

Педагогический такт – это профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т. е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.

11 слайд

Описание слайда:

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Бестактен тот учитель, который пессимистически оценивает возможности учеников и подчеркивает это в каждом удобном случае. Педагогический такт проявляется в разных формах взаимодействия учителя внутри коллектива, с родителями и учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

12 слайд

Описание слайда:

Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия, в умении держать себя и в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляется в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении поощрять и наказывать. Он подсказывает педагогу место для общения с учеником: в присутствии одноклассников, один на один, в классе или по пути домой, позволяет определить время общения: немедленно или дать возможность воспитаннику обдумать, пережить, определить нужный тон разговора; помогает управлять своим состоянием, сдерживать себя, быть внимательным, терпеливым. И каждое отклонение от меры может выступать как бестактность.

13 слайд

Описание слайда:

По роду своей деятельности учитель вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы педагог был справедлив со всеми и, прежде всего, требователен к себе, ибо нельзя требовать от других, если не владеешь этим сам. Все хорошо, пока мы смотрим на учителя и его дело «взрослыми» глазами, глазами коллеги.Мы стараемся понять друг друга. Даже готовы кое-что друг другу простить. На мелкие промахи просто не обращаем внимания. А дети? Каким они видят нас, учителей?

14 слайд

Описание слайда:

Результаты анкетирования учащихся 5-11 классов ОСШ № 11 1.Удовлетворены ли вы общением с педагогами, работающими в вашем классе? кол-во учащихся % удовлетворен полностью 85 36% скорее да, чем нет; 105 44% скорее нет, чем да 19 8% нет 28 12%

15 слайд

Описание слайда:

2. С каким учителем вам приятнее общаться? кол-во уча-щихся % с тем, который прямо подчиняет учеников своей власти, но дает хорошие знания 49 21% который явно показывает, что ему безразлично общение с учениками 8 3,5% который хорошо понимает школьников и активно- положительно к ним относится 164 69% который всегда занят и ему некогда пообщаться 1 0,5% который всегда готов пообщаться, но знаний не дает 15 6%

16 слайд

Описание слайда:

3. Что затрудняет ваше общение с учителями? кол-во уча-щихся % мое нежелание общаться с ними 15 6% нежелание педагогов общаться со мной 13 5% у нас нет общих тем для общения 118 50% мешает разница в возрасте 53 22% учителя меня не понимают 24 11% я не понимаю учителей 14 6%

17 слайд

Описание слайда:

4. Какие профессионально-личностные качества вы цените в педагогах? кол-во уча-щихся % эрудицию 25 11% самообладание, выдержку, терпение 50 22% педагогический такт 25 11% способность к сопереживанию 20 8% потребность в общении с учащимися 8 3% чувство юмора 67 28% коммуникабельность 11 4,5% трудолюбие, трудоспособность 20 8% требовательность к себе, постоянную работу над собой. 11 4,5%

18 слайд

Описание слайда:

5. Когда вам легче общаться с учителями? кол-во уча-щихся % на уроке 60 25% на праздничном вечере 20 8% во время классного часа 67 29% после уроков 60 25% при встрече на улице 8 3% никогда 22 10%

19 слайд

Описание слайда:

6. Как вы предпочитаете, чтобы учитель оценивал вашу учебную деятельность? кол-во уча-щихся % оценивание необходимо сопровождать объяснением, за что поставлена оценка 147 62% оценкой надо поощрять мои достижения 40 17% оценка должна наказывать меня за нерадивость 18 8% нужно, чтобы я сам оценивал свою работу на уроке 27 11% предпочитаю, чтобы мою работу на уроке оценивали одноклассники 5 2%

20 слайд

Описание слайда:

7. Как вы предпочитаете, чтобы учитель налаживал дисциплину в классе? кол-во уча-щихся % призывал на помощь чувство юмора 120 50% писал замечание в дневник 39 16% интересовался моими проблемами 23 10% выгонял из класса 22 10% повышал голос 9 4% ставил «два» за поведение 4 2% прибегал к помощи класса 20 8%

21 слайд

Описание слайда:

Учитель должен быть, прежде всего, личностью. Служить примером для учащихся. Только уважаемый ими человек способен оказывать на учащихся огромное влияние. Учитель постоянно находиться в поле зрения учащихся. Любимому учителю начинают подражать, копировать манеру одеваться, его поведение, жесты, мимику. Анализ рисунков «Портрет идеального учителя глазами ребенка» учеников 2-4 классов показал следующие результаты: выбор цветов на рисунках наделяет «идеального учителя» такими качествами, как активность, внимательность, дружелюбие. Хороший учитель должен быть радостный, искренний, добрый, умеющий уважать и сочувствовать.

22 слайд

Описание слайда:

Результаты анкеты (мнение педагогов и обучающихся) АНКЕТА Для подготовки педагогического совета просим вас расставить по мере значимости качества личности хорошего, на наш взгляд, учителя, если есть необходимость, можно добавить какие-то качества или убрать имеющиеся. С веселым характером, обладает чувством юмора. Требовательность к себе. Не жалуется родителям. Добрый, справедливый. Принципиальный, требовательный к учащимся. Интересно, от души объясняет. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь. Знание предмета, эрудиция. Добросовестное отношение к своим обязанностям. Чуткость, внимание, такт по отношению к учащимся.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью: складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Общая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. Общение на основе дружеского расположения: продуктивный стиль педагогического общения. Но нельзя превращать дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Общение-диалог: предполагает сотрудничество на взаимном уважении.

25 слайд

Описание слайда:

Общение-дистанция: распространенный стиль педагогического общения, при котором существует дистанция во всех сферах общения, ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия и не способствует созданию творческой атмосферы. Общение-устрашение: негативная форма общения, чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность. Происходит полное разрушение творческой деятельности. Общение-заигрывание: играет в работе с детьми не менее отрицательную роль. Подчеркивает стремление завоевать дешевый ложный авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

26 слайд

Описание слайда:

Результаты опроса учителей ОСШ № 11 по теме "Какой стиль педагогического общения предпочитают учителя?" из этого можно сделать вывод о том, какому же стилю педагогического общения отдают сейчас предпочтения учителя. Были получены следующие результаты:

27 слайд

Описание слайда:

Для оптимизации общения педагога с детьми, рекомендуется своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться: 1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д. 2. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению, стремление передать это состояние классу. 3. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя. 4. Управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении). 5. Продуктивность общения. 6. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения. 7. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, культурная). 8. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная). 9. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

Микроисследование факторов, влияющих на успешность учителя Всем участникам педсовета раздается анкета «Выбор приоритетных критериев успешности для конкретного коллектива»

30 слайд

Описание слайда:

«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский

31 слайд

Описание слайда:

Виды конфликтов и способы выхода из них Конфликт (от лат. - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

32 слайд

Описание слайда:

33 слайд

Описание слайда:

Особенности педагогических конфликтов: Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают существующие социальные нормы. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.

34 слайд

Описание слайда:

Причины конфликтов в школе В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять - пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные. Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащи-мися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психо-логических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, восприни-мается учителями как негативное отношение к их личности. Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств. Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.

35 слайд

Описание слайда:

Причины конфликтов в школе Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье. Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика. Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними. Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя; жизненное неблагополучие учителя. Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

36 слайд

Описание слайда:

Стратегии поведения в конфликте: Конкуренция, соперничество («акула») - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество («сова») - выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. Компромисс («лиса») - выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Избегание, уклонение («черепашка») - уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. Приспособление («медвежонок») - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

37 слайд

Описание слайда:

Результаты исследования особенностей реагирования учителей ОСШ № 11 в конфликтных ситуациях Конкурен-ция, соперни-чество Приспо-собление Избегание, уклонение Компро-мисс Сотрудни-чество 0% 19% 45,2% 21,4% 14,3% 0 чел. 8 чел. 19 чел. 9 чел. 6 чел.

38 слайд

Описание слайда:

Работа по творческим группам Задание (разное для всех групп) Участникам предлагаются конфликтные ситуации, которые нужно проанализировать и выделить причину конфликта, определить участников конфликта, и предложить конкретный путь выхода из сложившейся ситуации.

39 слайд

Описание слайда:

Вопросы для анализа конфликтной ситуации: Основные причины возникшего конфликта? Каковы реальные цели педагога в возникшей ситуации (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т. д.). Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность.) Смысл конфликта для каждого из его участников. 5. Варианты дальнейших отношений участников конфликта. 6. Какие действия, приемы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление?

40 слайд

Описание слайда:

Ситуация 1. «На уроке математики учительница несколько раз делала замечание ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте. Учительница села за стол и стала писать в журнале. Ученики занимались своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков, а кто не останется, получит двойку. Все зашумели. »

41 слайд

Описание слайда:

Ситуация 2. Учитель истории начала урок с проверки выполнения письменного домашнего задания. У Сорокиной Марины не оказалось домашнего задания и тетради по предмету. Учитель, не выявив причины невыполнения задания, начала отчитывать учащуюся, заявив, что она бездель-ница. В ответ Марина в резкой форме ответила, что вооб-ще не собирается заводить тетрадь по этому предмету. Тогда преподаватель велела Марине выйти из кабинета, на что та ответила: «И не подумаю». «Раз так, я сама уйду», - сказала учительница и ушла. В возбужденном состоянии преподаватель пришла к директору школы, все рассказала и заявила, что пока учащаяся не выйдет из кабинета, она не будет проводить занятие. Тогда директор нашла свободный кабинет и попросила всех учащихся перейти в него для продолжения урока,

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий