Логопедическое занятие с использованием мнемотехники в школе. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. на занятиях логопедии. на логопедических занятиях

Доклад "Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи"

  • Гаева Оксана Николаевна (учитель-логопед)
  • Зорина Наталья Алексеевна (воспитатель)
  • Чурбакова Ольга Сергеевна (музыкальный руководитель)

МБДОУ “Детский сад “Малышок” г.о. Рефтинский Свердловская область

Учитель-логопед:

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Эти проблемы в дальнейшем приводят к неуспеваемости в школе. Поэтому, приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Принципиально важной стороной при использовании педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» . Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Одной из таких технологий, помогающих развить речевые способности дошкольников является мнемотехника.

Своим педагогическим опытом работы с детьми с ТНР по мнемотехнике поделится воспитатель.

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?

Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев в своей практике эффективность наглядного материала, я стала использовать в работе с детьми с ОНР по обучению детей связной речи технологии мнемотехники.

Методы работы:

  • Индивидуальный.
  • Групповой.
  • Наглядный.

Формы работы:

  • Игры.
  • Беседы, работа с наглядным материалом.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
  • Чтение и заучивание художественной литературы.
  • Рассматривание репродукций картин.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

  • Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
  • Речевое развитие: стихи и рассказы о природе.
  • Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
  • Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений.
  • Физическое развитие: физкультминутки. воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Что дает мнемотехника?

  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Развивается мелкая моторика рук.
  • Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. (мнемоквадраты - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение, мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы

Мнемотаблицы бывают двух видов

  1. обучающие - содержат познавательный материал.
  2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов.

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме (происходит обработка метода запоминания) . В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно
  4. этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
  5. этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Что можно изображать в таблице.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблице. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу, поэтому с ними удобней работать через мнемодорожку.

Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.

При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста) , исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

В мнемонических целях, а также для оценки уровня знаний, рефлексирования, самоконтроля очень удобно использовать синквейны.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк» , пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Существуют правила составления дидактического синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

  1. Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы.
  2. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем: Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития. Составление синквейна может проводиться в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах
  3. Знакомство с понятиями: , , ;
  • Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение.
  • Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой.

4. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» , которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

  • На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета» , тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , накапливается материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре.

А составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери признаки предмета» , «Узнай предмет по описанию» , «Кто что делает?» , «Что чем делают?» , «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

  • На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего) ; составление синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями.

Сама по себе данная технология не является инновацией, однако синквейн как самостоятельная интеллектуальная способность в рамках речевой деятельности является современным подходом в образовании.

Таким образом, применение дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Итак, мнемотехника помогает достичь хороших результатов в речевой деятельности, а синквейн развивает способность логически мыслить и формировать речевые высказывания по заданной теме. При организации личностного подхода к детям, особенно важно взаимодействие всех специалистов (учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и т.д.) и при его организации необходимо создавать следующие педагогические условия:

  • видеть в каждом ребенке уникальную личность
  • проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе

Изучать причины детского незнания и устранять их.

Взаимодействие специалистов необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Сейчас представит Вам свой педагогический опыт на примере работы с мнемотаблицами музыкальный работник.

Работая в детском саду музыкальным руководителем, на своих занятиях в логопедических группах, а также в группах младшего дошкольного возраста сталкиваюсь с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т.д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.

Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Ответы я нашла в методике мнемотехника.

В НОД использую в качестве дидактического материала – мнемотаблицы. Для младшего дошкольного возраста мнемотаблицы в цвете, а для старшего чаще в чёрно-белом варианте.

Ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текс песни целиком.

На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В результате использования мнемотаблиц:

  • Заучивание текстов песен превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Итог:

Новая технология – открывает новые возможности и позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
  2. Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я - говорю! М., 2007. Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.,
  3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
  4. Журналы "Дошкольное воспитание" №12 за 2000 г.; №3, 10, 12 за 2001г.; №4, 12 за 2002г; № 9 за1996.
  5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  6. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.
МКОУ Тогучинского района для детей дошкольного и младшего школьного возраста Нечаевская НОШ – детский сад

Методическая разработка

Использование элементов мнемотехники

на логопедических занятиях

Учитель – логопед: Криниченко Елена Владимировна

У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивнось запоминания.

В своей работе с детьми я использую инновационные технологии, методики. Одной из которых является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Методика мнемотехника помогает в развитии:
· связанной речи
· ассоциативного мышления
· зрительной и слуховой памяти
· зрительного и слухового внимания
· воображения
· ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
С самого раннего детства мы все знакомимся с приемом повторения, при разучивании стихов. Но этот прием может стать более эффективным, если у ребенка распределять повторение во времени, делать его разнообразным, осуществлять его не только во внешнем плане (повторять вслух, шепотом, беззвучно), но и во внутреннем (мысленно, без каких- либо внешних проявлений). Как же распределить повторения во времени? Оптимальным считается повторение через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторение перед сном за 15-20 минут, а так же утром.

Я использовала этот прием с детьми на основе игры «Запомни игрушки». Ребенку показывала ряд знакомых ему игрушек, и первое что должен сделать ребенок -это произнести вслух название каждой игрушки, т.е. побуждаем сконцентрировать внимание на этих предметах. Кроме названия игрушки вслух, я предлагала взять каждую из них в руки и обследовать ее. Ребенок называет все игрушки по кругу по 2-3 раза, при этом он может видеть все эти предметы. После этого ребенку предлагается еще раз назвать предметы, но при этом каждый раз при назывании определенной игрушки он должен обращать внимание на какой-то признак данной игрушки (цвет кубика, платье у куклы). И последним этапом является самопроверка. Я предлагаю ребенку закрыть глаза и перечислить все запомнившиеся игрушки. Если он допускает ошибки, я предлагаю ребенку еще раз посмотреть на игрушки и определить какую из них он забыл, а затем вновь с закрытыми глазами повторить все. При ознакомлении с этим приемом нельзя пропускать ни одного этапа. Также нельзя, чтобы ребенок ограничивался использованием приема «простого повторения» - это предвестие зубрежки, которая отрицательно влияет на память.

Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет приемом «обобщения» и «классификация». Обобщение и классификация являются приемами логического мышления. В игре «Один лишний» ребенок находит среди 4-5 картинок лишнюю, изображавшую предмет, не относящийся к смысловой группе, в которую объединились оставшиеся картинки. Дети с игрой справлялись легко, трудности возникали тогда, когда я просила доказать почему эта картинка лишняя. Оказывается дети мысленно верно объединяют предметы в группу, но подобрать словесное определение, обобщающее понятие иногда затрудняются.

Другим умением для овладения приемом обобщения является навык группировки объектов на основе найденных общих признаков. Например, для понятий «лиса, ласточка, лягушка», дети нашли следующие признаки, объединившие их в группу:

Все слова начинаются на букву «л»

Все слова заканчиваются на букву «а»

Все слова относятся к живой природе.

И еще одним мыслительным навыком должны владеть дети, прежде чем перейти к знакомству с мнемическим приемом «группировка» - это навык распределения объектом по классам (классификация). Так в игре «Магазин» дети учились сначала проводить классификацию по принципу «овощи», «фрукты», «одежда», «обувь», а затем по принципу «съедобное», «несъедобное». После того, как дети овладели мыслительными приемами «обобщения» и «классификации», мы перешли к ознакомлению с мнемическим приемом «группировка».

Так же одним из важных приемов в мнемотехнике является смысловые соотнесения . Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними. Эти связи основываются как на существенных, так и на второстепенных, менее значимых свойствах и признаках. Чтобы находить эти связи, дети учились сравнивать предметы между собой, обращать внимание на их функции, назначение, другие внутренние свойства и признаки. Для обучения выделять смысловые связи между предметами мы с детьми использовали игру «Что происходит?». Среди множества картинок они находили пары предметов, связанных различными типами связи. Так, например, к картинке с изображением льда, они подбирали следующее (объяснив свой выбор):

Лед - стекло (и то и другое прозрачное)

Лед – зеркало (и то и другое гладкое)

Лед – мороженое (и то и другое холодное)

Лед – холодильник (лед есть в холодильнике).

Другим мнемическим методом, с которым я познакомила детей, был метод копирования. Копирование служит в основном для запоминания словесной информации. Слова рождают в ребенке образы, сначала мысленные, затем графические. На этапе формирования мысленного образа ребенок может «оживлять» его в графическую форму. Копирование – это зарисовка слов, набросок, который не обязательно должен быть красивым и похожим на реальный объект, достаточно того, чтобы изображение было понятно самому ребенку. С помощью этого метода мы запоминаем скороговорки и чистоговорки. Сначала мы рассматривали готовые сюжетные картинки, упорядочивали их последовательность и составляли по ним рассказ. Со временем яркие, печатные картинки я заменила схематичными (мнемотаблицы), но также составляющими сюжет.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:


  • обогащения словарного запаса,

  • при обучении составлению рассказов,

  • при пересказах художественной литературы,

  • при отгадывании и загадывании загадок,

  • при заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовый план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. При работе над пересказом мы также используем мнемотаблицы, когда дети видят действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Через мнемотаблицы знакомила детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень- желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая «З», весна – зеленая буква «В», лето – красная буква «Л».

Интересным мнемическим методом является – метод трансформации (превращение). На подготовительном этапе мы с детьми пытались трансформировать не мысленные образы, а фигурки из пластилина. А затем пробовали процесс лепки в своем воображении. Так буквы и цифры дети соотносили с похожими на них предметами или частями предметов (игра «На что похожа буква?») все изображения на коллаже дети выстраивали в последовательность и запоминали их..

Метод Цицерона – суть его заключается в том, что запоминания информационного ряда необходимо мысленно расположить образы предметов, слов, в каком – нибудь знакомом помещении (вдоль дороги, которой пользуетесь каждый день и хорошо знаете все объекты на ее протяжении) т.е. мы должны «привязать» образ каждой информационной единицы к конкретному месту, предмету. На первом этапе освоения этого метода дети сами ходили по группе и располагали разные предметы, останавливаясь и проговаривая то место, где они оставляют предмет. Пройдя еще раз и посмотрев где лежат предметы, я убираю все предметы. И ребенок вспоминает что, где лежало. Эти игры помогали детям научиться ориентироваться в пространстве, в группе, закрепить работу над предлогами и глаголов с приставками.

Все мнемотехнические методы и приемы, с которыми я познакомила детей, являются доступными и наиболее подходят для их возраста. Все они были подобраны с учетом психических особенностей детей дошкольного возраста. Кроме того все методы и приемы интересны для детей, воспринимаются ими скорее как игра, а не развивающий прием.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчить запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. По результатам логопедического обследования у детей с ОНР была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. Таким образом данная методика позволяет повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.

Использование мнемотехники в логопедической работе

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для решения всего спектра речевых задач.

Одной из основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.

Однако помимо нормального развития речи, отмечаются отклонения в развитии речи. Наиболее ярким является общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). К сожалению, количество детей, у которых отмечается это нарушение, растет год от года. Для ОНР характерно более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь детей с ОНР малопонятна. Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Вопросы формирования связной речи изучались А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др., а исследования речи у детей с речевой патологией нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. Козаренко В.В. дает следующее определение мнемотехники: «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания, т.е. речь идет о системе приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций».

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Исследование мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из методов активизации творческого мышления ребенка являлась символическая аналогия.

Символическая аналогия включала в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта.

Символическая аналогия может быть:

Графической , т.е. обозначающей каким-либо символом реальный образ или образы, выделив в них общие признаки. Она подводит к понятию – приему «свертывание» - умение выделить в образе самое главное. Данный вид необходим для того, чтобы нестандартными образами выработать у ребенка мышление, богатое воображение, умение обнаружить скрытые зависимости и связи.

Начинать надо с самого простого – научить детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать (любая геометрическая фигура может означать какой-то предмет). Необходимо дать детям возможность высказать свои идеи. Главная цель – показать, что разные предметы могут обозначаться одинаковыми геометрическими фигурами. Затем предлагается обозначить предметы не любыми фигурами, а теми, которые они напоминают, закрепляя умение «видеть» абстрактный образ объекта.

Далее с помощью различных линий необходимо показать характер, образ, т.е. научиться изображать графические характеристики-портреты героев. Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок и т.п., можно предложить составлять модели сказок, в которых можно помимо образов героев, изобразить их действия.

Учась «записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план успешного ответа, писать изложения, сочинения.

Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл произведения. Вместо длинного текста составить короткий, если каждое предложение или абзац обозначить словесным символом.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. И в этом помогает мнемоника или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В XVIв. в Кембриджском университете преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И, главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, а делала акцент на естественное запоминание при интенсивном «пережевывании» изучаемого материала. Это - известное со времен школы многократное чтение текста; откровенная зубрежка, переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов), создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала и многие другие методы.

В XVIв. педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической. Классическая мнемотехника, без сомнения, эффективнее педагогической. Однако методы педагогической проще, понятнее, и доступнее.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединённые образы. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.

Данная технология базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже детьми с проблемами в развитии. Она формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьева В.К.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.), блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.), схемой составления рассказа (Ефименкова Л. Н.) .

Приемы мнемотехники особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов; на преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными. Возможности мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития навыков словообразования у детей с ОНР (Расторгуева Н.И.). Барсукова Л.И. при работе над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий предлагает использовать мнемодорожки, поскольку они позволяют ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.


Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Оно является наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Оно является наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи.


В логопедической работе с детьми в коррекционной школе VIII вида формирование связной речи приобретает особое значение из- за структуры дефекта и становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. В логопедической работе с детьми в коррекционной школе VIII вида формирование связной речи приобретает особое значение из- за структуры дефекта и становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико- грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико- грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Поэтому наряду с развитием мышления следует развивать и память, которые выражаются через связную речь. Поэтому наряду с развитием мышления следует развивать и память, которые выражаются через связную речь.


Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно в употреблении лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания. Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно в употреблении лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.


При обучении составлению связного текста по опорным картинкам и мнемотаблицам используют следующие приёмы:При обучении составлению связного текста по опорным картинкам и мнемотаблицам используют следующие приёмы: 1.Рассматривание картинок, иллюстраций; 2.Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к тексту; 3.Придумывание дополнительной и недостающей («пропущенной») картинке к отдельным фрагментам текста; 4.Выделение из текста фраз к каждой картинке; 5.Выделение и проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц); 6.Лексико-грамматические упражнения по тексту: выделение из текста признаков и действий предметов; подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием текста; замена слов синонимами; словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением; относительных и притяжательных прилагательных; распространение и преобразование предложений; 7.Обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных. Составление связного текста.


Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у учащихся. Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у учащихся. В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки: В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки: Стало светить яркое тёплое солнце. Стало светить яркое тёплое солнце. Началась весенняя капель. Побежали весёлы ручейки. Побежали весёлы ручейки. Детям нравится пускать кораблики.


Мнемотаблица ВЕСНА Весна Настала тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелётные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.


Творческий рассказ «ВЕСНА» Весна Настала тёплая весна. Ярко светит лучистое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели голубые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. Верба развесила пушистые серёжки. Птицы звонко поют и вьют гнёзда. Ребята любят гулять на улице и пускать кораблики в лужах. Весной отмечают Мамин праздник. Я очень люблю маму. Поэтому дарю ей в этот день букет мимозы и свои рисунки.



1. предмет (кто это?, что это?) – яблоко 2. признак предмета (какой?, какая?, какое?) – красное, круглое, сладкое 3. действие предмета (что делает?, что сделает?) – растёт, наливается, падает 4. составление предложения – Спелое яблоко висит на ветке. Яблоко Яблоко растёт на яблоне. Оно красное и круглое. Осенью яблоки созревают. Из них варят яблочное варенье. Я люблю есть сочные яблоки. Составление небольшого рассказа по предметной картинке


Большая работа проводится при составлении плана к тексту (Рассказ К.Д.Ушинского «Утренние лучи»). Большая работа проводится при составлении плана к тексту (Рассказ К.Д.Ушинского «Утренние лучи»). Эффективная форма – пересказ по плану со зрительной опорой или мнемотаблицей. Эффективная форма – пересказ по плану со зрительной опорой или мнемотаблицей. Приём формирования у учащихся навыков планирования своих речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов, хорошо зарекомендовал себя в практике обучения детей в коррекционной школе VIII вида. Приём формирования у учащихся навыков планирования своих речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов, хорошо зарекомендовал себя в практике обучения детей в коррекционной школе VIII вида.


Приёмы использования наглядного моделирования составляемых рассказов по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты. Приёмы использования наглядного моделирования составляемых рассказов по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты. Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии, обусловленных недостаточностью мозговой деятельности. Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии, обусловленных недостаточностью мозговой деятельности. Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль «природных особенностей». Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль «природных особенностей».

Транскрипт

2 При заучивании учебных дисциплин (биология, русский язык, геометрия, география и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений. Известная нам мнемотехника: Цвета радуги Каждый охотник желает знать, где сидит фазан - цвета радуги (красный, оранжевый, жѐлтый, зелѐный, голубой, синий, фиолетовый) Русский язык. Уж замуж невтерпѐж мнемофраза для запоминания наречий без ь Цыган на цыпочках цыплѐнку цыкнул: «Цыц» мнемофраза для запоминания слов с ы после ц Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещѐ вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть исключения второго склонения. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный) «Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелѐнку». География Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кусю для запоминания четырех основных островов Японии Геометрия Биссектриса это крыса (бегает по углам и делит их пополам) Как происходит запоминание Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

3 Хорошо известно, что язык мозга это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребѐнок не понимает этого текста. Традиционно работа по развитию связной речи детей с СНР ведется по следующим направлениям: обогащению словарного запаса, обучению составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок. Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. На начальном этапе обучения составлению рассказов-описаний полезно использовать сенсорно-графические схемы В.К.Воробьевой. Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы: - Что нам поможет увидеть яблоко - его форму, цвет, величину? Правильно, глаза (на доску помещается карточка с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно красное (помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга). Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т. д. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. На начальных этапах обучения пересказу можно использовать и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

4 Для составления рассказа, разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя схема, мнемотаблица, подбираются рисунки (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность воспроизведение текста детьми с опорой на рисунки. Постепенно память детей укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, легче и эмоциональнее. Разучивание становится для ребят делом весѐлым, эмоциональным, и при этом содержание текста осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики». Таким образом, мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь; ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков; мелкую моторику пальцев рук; основные психические процессы память, внимание, образное мышление; сокращает время обучения. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

5 При обучении детей составлению рассказов-описаний, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко, Е.А. Барсуковой, Омельченко Л.В., которые беру за основу. У детей отмечается положительная динамика в развитии связной речи, овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Повышается объѐм зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность, возрастает интерес к занятиям, а соответственно повышается их эффективность. Ушинский К. Д. писал: «Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Список использованной и рекомендуемой литературы, интернет ресурсы: 1. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. М., Научно-методический журнал «Логопед», ООО «ТЦ СФЕРА», 2009, 5 2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва Баласс, Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед С Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание С azbukalogopeda 8. logopedy.ru 9. Сайт «Болтунишка», раздел Мнемотехника ПРЕЗЕНТАЦИЯ


СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБОУ «школа» 281 Дошкольное отделение 1 Учитель-логопед: Решетник О. В. 1 Значение связной речи в жизни

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД 9 «КОЛОБОК» Консультация Тема: «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками

Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми Навмятуллина Р.Д., к.п.н;. Многие детки имеют такие проблемы речевого развития, как плохая дикция, недостаточный словарный запас, неспособность

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» Семинар-практикум для воспитателей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Подготовила

Консультация для родителей: «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К.Д. Мнемотехника в переводе с греческого искусство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Тема самообразования «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с дошкольниками» 2015г. 1 Моя педагогическая

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

«Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средством наглядного моделирования» Автор-составитель: Кобзева Анастасия Сергеевна воспитатель детского

Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста. Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника) - искусство запоминания, система «внутреннего письма»,

«Мнемотехника в развитии связной речи у детей с ТНР» В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Дивисенко Любовь Александровна учитель логопед МБДОУ «Д/С КВ 62» г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель Сидорова Елена Альбертовна, ГБДОУ детский сад 31 Приморского района г. Санкт - Петербург Цель:

Выступление учителя-логопеда Тимофеевой Елены Леонидовны на РМО учителей-логопедов с темой: «Использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков у старших дошкольников с

Использование технологии моделирование на занятиях Формирование по развитию связной речи в младшем дошкольном речи посредством возрасте. наглядного моделирования Подготовила воспитатель: Гаевская И.В.

Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста» Информацию подготовила: учитель-логопед А.А. Нурлубаева Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам материал,

Использование мнемотаблиц в познавательно речевом развитии детей. Подготовила: воспитатель Веселова Н. В. 2016 г. Использование мнемотаблиц в познавательно речевом развитии дошкольника. Мнемотехника (или

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

ПРОЕКТ Использование метода мнемотехники в развитии речи старшего дошкольника Автор: учитель логопед МБДОУ ДСКВ 1 Заруба Светлана Владимировна Понятие мнемотехники К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать

МКДОУ д/с 484 г. Новосибирска Учитель-логопед первой квалификационной категории Бологова Светлана Сергеевна Статья по теме: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности

Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой

Пояснительня записка Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.» В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по формированию связной речи дошкольников». Подготовила: учитель-логопед Вебер Н.В. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он

Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотаблиц УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД КУКУШКИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4» Гусева Светлана Владимировна Мастер класс для педагогов Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми» В ФГОС ДО особое

Чукалкина Н.В. Использование приемов наглядного моделирования в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Академия педагогических идей «Новация». 2015. 07 (декабрь). АРТ 64 эл. 0,4 п.

КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с учащимися младших классов (Мастер класс) Разработала:

Использование мнемотехники в познавательно- речевой деятельности Познавательно-речевое развитие способствует расширению у детей познавательного интереса к миру природы и социальному окружению, развитию

Вязникова Екатерина Александровна воспитатель МБДОУ «Д/С 73» г. Череповец, Вологодская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ Аннотация: в статье представлен опыт развития связной речи

Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи в ДОУ Иванова Е.В. воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ д/с 57 г. Калининград Существует множество проблем: Односложная, состоящая

Современная образовательная технология мнемотехника в ДОУ Потенциал современной образовательной технологии мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (на примере раннего и младшего возраста).

«Мнемотехника - один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» Воспитатель старшей группы 1 категории Карпенко О.М. Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» План работы самообразования на 2017-2018 учебный год воспитателя средней группы «Ёлочка» Тема «Использование

Светлана Александровна Крюкова Воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с 98 г. Магнитогорска Наталья Владимировна Велина Воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с 98 г. Магнитогорска ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение гимназия 70 Петроградского района города Санкт-Петербург Консультация на тему: «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района г.санкт-петербурга Консультация для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития речи детский сад «Танюша» План по самообразованию воспитателя средней группы «Колокольчики» Плотниковой Н.В. на 2017-2018 г.

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ Презентация для родителей Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность

Из опыта работы Использование мнемотехник в развитии памяти детей дошкольного возраста. Рожкова Ю.С. воспитатель I категории МДОУ детский сад 5 «Светлячок» Память это основа психической жизни, основа нашего

Енина Екатерина Сергеевна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска детский сад комбинированного вида 93 город Мурманск, Мурманская область ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

КГБДОУ «Берёзовский детский сад» «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Выполнила: Шарафутдинова.З.А воспитатель высшей категории. Использование мнемотаблиц

Семинар- практикум «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО» Занятие 2 «Современные методы и приемы обучения речевого развития дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БОЛЬШЕКУЛИКОВСКИЙ» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста» Срок реализации: 2 года Воспитатель:

Хабарова А.А., воспитатель первой квалификационной категории Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал

МАДОУ «Детский сад 1 «Подснежник» г.краснокаменск Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Педагог-психолог Трубачева О.Е. Актуальность В настоящее время проблема развития связной

Педагогическая мастерская тема: «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений» Гилева Рафига Шамильевна воспитатель I категории Цель: Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 «Родничок» Ярославского муниципального района Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Консультация для родителей на тему «Услышал - забыл. Увидел - запомнил. «Мнемотехника». Сделал понял.»(китайская мудрость) Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения

Гузовская Юлия Юрьевна учитель-логопед первой категории Д/С «Дружная семейка» СП ГБОУ ООШ 21 г. Новокуйбышевск, Самарская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» Тема «Мнемотехника эффективное средство развития связной речи дошкольников» ФИО педагогачилимова Гульнара Мунировна

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми старшей группы с ОНР Проект выполнен: Иващенко Л.Г., воспитатель МБУ 49 «Веселые нотки» (корпус 2) Тольятти, 2016 Актуальность Актуальность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида 34» Методическая разработка «Применение мнемотехники при изучении

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 23 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Использование приемов технологии «Мнемотехника» в речевом развитии детей дошкольного

Казенное образовательное учреждение Омской области «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» Использование приемов мнемотехники в логопедической работе

Филиал 2 «Лучик» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 124 города Пензы «Гномик» «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Воспитатель: Яшина О.А.

Использование мнемотехники на логопедических занятиях с дошкольниками.» Масликова Елена Анатольевна Учитель-логопед ГБОУ г. Москвы Школа 950 Учить воспитанника правильной, красивой речи, учить весело и

Так важно воспитать в ребенке личность. Суметь посеять знания, добро. Заставить думать, размышлять и верить, Ведь воспитателю другого не дано Хорошая речь-важное условие развития личности ребѐнка. Но речь

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников Актуальность проблемы речевого развития. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей. Задачи: 1. Познакомить родителей с приѐмами мнемотехники призаучивание стихотворений, пословиц, поговорок и рассказывании

Формирование связной речи посредством наглядного Формирование моделирования связной речи посредством наглядного моделирования Учителя логопеды МБ ДОУ «Д/с 74»: Коняева С.Г., Марьина А.Ю. Особенности речи

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Выступление на педагогическом совете по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

Семинар-практикум для педагогов. Творчкская группа. Воспитатель: Чучунева Е.Ю. «Моделирование связной речи у детей приѐмами мнемотехники» Послушай и ты узнаешь, Посмотри и ты поймешь, Сделай и ты научишься.

ГБДОУ детский сад 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга Тема: Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии детей Составитель: воспитатель Дисненко

Петухова Е.М. г.озерск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Мнемотехника» - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий