Структура урока - исследования. Ключевые особенности исследования урока Этапы в структуре обсуждения исследовательского урока

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Коуч:

Рыбак Светлана Михайловна – учитель 1 уровня

школы-гимназии № 9 города Павлодара

Тема занятий:

« Lesson study как одна из форм исследования урока »

Руководство учителя 1-2 уровня,

Видеоматериалы ресурсов. См.приложение

Общие цели:

Создать условия для знакомства с понятием «Lesson Study »как форме исследований специалистом-практиком . Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study» , пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.

Результаты обучения:

Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study» .

Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study.

Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений.

Ключевые идеи:

Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Материалы и оборудование

Компьютеры для каждой группы, проектор, экран, маркеры, стикеры, постеры, видеоролики, раздаточный материал

Этапы проведения занятия

Время

Действия коуча и действия участников

Введение

Формирование коллаборативной среды .

- Поприветствуйте друг друга, как это делают жители разных стран мира. (Слайды). Заключительное приветствие поклон, как в Японии

Целеполагание

А) Приглашаю Вас на урок в Японскую школу.

-Посмотрите видеофрагмент, сделанный в японской школе.

Запишите свои наблюдения в таблицу:

1. Деятельность учеников. 2. Деятельность учителя. 3. Методики

Что необычное заметили? Обмен мнениями «Свободный микрофон»

А)Выход на тему: Это урок – исследование - Lesson Study

В) Что Вы знаете о Lesson Study. Таблица ЗУХ

Изучение теоретических вопросов

Группам предоставляются электронные и бумажные ресурсы:

Задание в группы:

Создайте презентацию в формате Microsoft PowerPoint о Lesson Study:

1группа. Что это такое? (История)

2 группа. Зачем использовать именно ее? (Каковы цели LS)

3 группа. Каковы этапы процесса?

Практическая часть

    Каждая группа загружает свою презентацию на компьютер

    Группы проходят по кругу, просматривая все презентации

    При просмотре презентаций секретари групп делают заметки того, что есть в презентациях других групп, но отсутствует в их собственных презентациях

    Группы возвращаются к своим презентациям, вносят поправки или добавляют то, чему они научились после просмотра презентаций других групп

(Каждый член группы распечатывает презентацию своей группы и включает ее в свое портфолио)

- Презентации коуча, как этап самоповерки и самооценки

- Формативное оценивание стикером, который нужно наклеить на на ПК.

Рефлексия

1.Заполнение ЗУХ 2-3 графа.

2. Две звезды и пожелание.

Ресурсы:

Ресурс для коучинга

Lesson Study

Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.

Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока » или «изучение урока », в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.

Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс

Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.

Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study , которые становились и утверждались с течением времени:

    Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.

    Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».

    Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.

    Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.

    Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»

    Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»

    Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.

    Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:

    наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;

    обучение класса в целом;

    ход исследовательского урока и процесс преподавания;

    постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;

    совместное планирование группой следующего Lesson Study.

После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы

«Исследование на уроках» - Определите художественно-выразительные средства. Тема: «Образы Петра и Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник». Столкновение с проблемой. Формы организации деятельности учащихся. Этапы урока-исследования. Основные методы. Выявите ключевые слова. Цели этапов урока-исследования. Виды уроков-исследований.

«Исследование психология» - Методологические основы написания дипломных квалификационных работ. ВВЕДЕНИЕ Введение в кратком виде должно отражать содержание всей работы. Проведена классификация… Основания научного исследования. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявить. Объект исследования - коллектив муниципальной организации. Практическая значимость.

«Исследование учащихся» - Групповая форма интервью. Критерии выбора темы исследования. Исследовательская деятельность. Проблемно-реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские. Как ты понял, что достиг цели? Что тебя побудило, твои первичные ожидания? Экспериментальные. Условия осуществления исследовательской деятельности.

«Исследования XIX века» - История России. Русские первооткрыватели и путешественники. Ф.Ф.Беллинсгаузен. Г.И.Невельской. Составьте таблицу: «Географические исследования в России в н.19 века.». 2.2-я русская кругосветная экспедиция. 4.Исследование Дальнего Востока. 3.Освоение русской Америки. И.Айвазовский. План урока. 5.Другие экспедиции.

«Исследование воды» - Задачи на 1 этапе (1 класс). Вода бесцветна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Опыты с водой Опыт 1. Вода – растворитель. Практическая работа: 2 тройка игроков. Цели: Экскурсии в краеведческий музей. Эксперименты с водой «Переход в разные состояния». Опыты с водой. Вода приобретает форму стакана.

«Исследование в дипломной работе» - Анализ методологических и предметных знаний по теме исследования. 6.4. Первая глава основной части носит реферативный характер. Глубина анализа работ в избранном автором направлении. Цель. Выводы по обзорной части. Достижение поставленной цели работы. Структура исследовательской работы по педагогике.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ урока - дело очень сложное.Оно требует и всесторонних знаний об уроке, и специальных умений анализировать, вскрывать то, что не всегда лежит на поверхности. Философы говорят: «Явление существует а сущность остается». Это, несомненно, так. Но эта сущность не сама по себе. Ее нужно узреть, выявить, сформулировать, доказать. Иначе говоря, чтобы сущность урока «явилась нам», нужны значительные знания, усилия, умения.

Сложность анализа заключается не только в многоплановости урока, его многофакторности, но и в специфике отдельных видов и типов. В связи с этим далее предлагается некая общая схема анализа, где выделены моменты, в одинаковой мере присущие урокам всех типов и важные для их понимания и воплощения. Затем перечислены те моменты, которые свойственны отдельным видам уроков.

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств. Он необходим для:

·повышения качества обучения;

·

·

·

·

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения.

Совершенствование работы учителей неразрывно связано с изучением опыта коллег посредством посещения и анализа уроков. На уроке видны и неудачи педагога, его просчеты и ошибки, раскрываются мастерство, эрудиция.

Анализ урока осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания).

В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы:

во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество знаний (контрольная функция);

во-вторых, отмечены достижения и недостатки в работе учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям по повышению педагогического мастерства (обучающая функция):

в-третьих, оценены деловые и этические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).

При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность, особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя, на его сильные стороны. Недостатки и слабости надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как надо работать над собой.

При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры и методики урока, исходя из содержания материала, дидактических и воспитательных задач, рекомендаций науки и своих собственных возможностей

Содержание анализа урока всегда должно служить задачам включения учителя в режим творчества. Педагогический труд не возможен без элементов исследования, поиска. Ведь каждый ребенок, с которым имеет дело учитель, это совершенно неповторимый мир чувств, мыслей, интересов, воздействовать эффективно на который по шаблону, опираясь, раз и навсегда сложившийся стандарт, невозможно. Каждый раз, к каждому ребенку и коллективу необходимо искать свой подход, соответствующий конкретной ситуации и обстановке. «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное поведение уроков не превращалось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследователя»,- говорит В. А. Сухомлинский.

Творческий настрой и творческая инициатива должны проявляться, прежде всего, в творческом подходе к анализу урока, каждый из которых должен быть для учителя школой. Через анализ же урока учителя должен формироваться его интерес к поиску, к той или иной педагогической идее, обязательно связанной с практической стороной деятельности учителя, к анализу собственной работы, чтобы стать средством возбуждения, источником энергии и подъема для учителей.

Сегодня, когда речь идет о формировании и развитии личности, особое значение приобретает проблема психолого-педагогического изучения ребенка. Знание ребенка учителем - это азы педагогической культуры.

В решении этой проблемы немаловажная роль отводиться посещению и анализу уроков, ибо управлять процессом изучения учащихся, определять степень этой изученности можно, прежде всего через наблюдение деятельности педагога и учеников на уроке, через глубокий педагогический анализ этой деятельности. У учителя составление педагогической характеристики должно быть связано не только с изучением личности поведения, но и с самоанализом своего поведения, с самоанализом своих отношений к ним.

Значение педагогического анализа урока состоит еще и в том, что он является действительным средством развития у учителя способности рефлексировать свой труд и свое поведение путем самоанализа.

Именно через педагогический анализ урока должно быть сформировано у учителей умение видеть взаимосвязь между своим преподаванием и ученическими знаниями, умение оценивать свою работу по конечному результату. Это драгоценное качество педагога, но чтобы оно вошло в систему работы учителя, он должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокритичности, а последнее необходимо не только воспитать, но и, воспитав, все время поддерживать и развивать.

Инструментом для этого является педагогический анализ урока. Через него необходимо все время нацеливать учителя на постоянный самоанализ следующей связи: изложение нового материала учителем - недостатки ответов учащихся.

Таким образом, задача педагогического анализа урока, заключается в том, чтобы воспитывать у учителя чувство самокритичности, привить интерес к самоанализу своей работы, научить методике самоанализа. Умение его осуществлять - обязательный и неотъемлемый элемент культуры педагогического мастерства учителя.

В. А. Сухомлинский совершено справедливо считал, что если анализ собственной работы войдет в систему деятельности учителя, каждый учебный год будет приносить ему новые успехи.

Анализ урока

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока:

а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение-это лишь первый этап контроля, второй-разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все элементы - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков.

Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются) ;

г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Особенности анализа уроков различных видов

1. Урок формирования лексических навыков говорения.

При анализе лексического урока следует учесть, по какой стратегии усвоения он построен: традиционной- с использованием этапа семантизации и строгим соблюдением стадий формирования лексических навыков говорения или с использованием функционально-смысловых таблиц.

В первом случае необходимо обратить внимание на следующее:

играет ли ведущую роль функциональная сторона лексических единиц на всех ступенях формирования лексических навыков говорения;

адекватен ли выбор приемов семантизаци и характеру новых лексических единиц, уровню владения учащимися иностранным языком, возрастным особенностям учащихся и ступени обучения;

записаны ли лексические единицы в речевых образцах или микротексте;

какова степень комбинируемости лексических единиц с единицами, усвоенными ранее;

соблюдено ли требование усваивать новые на знакомом грамматическом материале;

уместны ли зрительные подкрепления и их характер;

адекватен ли контроль усвоения новых лексических единиц.

Оценка уроков с использованием функционально-смысловых таблиц должна, во-первых, учесть, соблюдены ли следующие три стадии: предъявление экстралингвистического объекта, работа с функционально-смысловыми таблицами, использование лексических единиц для выражения собственных мыслей учащихся без таблицы.

На первой стадии необходимо обратить внимание на то,

имеет ли экстралингвистической объект (фильм-эпизод, сюжетная картина, рассказ учителя и т. д.) проблемный характер;

проведена ли предварительная подготовка учащихся к восприятию экстралингвистического объекта (не более 2-4 минут);

носят ли вопросы для обсуждения проблемный характер.

На второй стадии следует обратить внимание на то,

сформированы ли приемы работы учащихся с функционально-смысловыми таблицами;

естественен ли характер речевых высказываний учителя и учащихся;

соблюдена ли логика обсуждения экстралингвистического объекта и проблемных вопросов, транспонируемых на личность самих учащихся;

проведена ли тщательная работа над слуховым образом новых лексических единиц;

какова комбинируемость лексических единиц как внутри одной группы слов, так и между группами;

соблюден ли прием «Прочти и скажи».

На третьей стадии следует обратить внимание на постепенный и обоснованный отход от функционально-смысловых таблиц.

Урок формирования грамматических навыков.

При анализе данных уроков необходимо в дополнение к общим параметрам урока оценить:

правильно ли распределено учебное время между презентацией и автоматизацией грамматического явления (учтен ли при этом вид речевой деятельности, в котором данное грамматическое явление преимущественно используется);

как сформировано учебное правило, правильно ли определено место квантов учебного правила и последовательность их предъявления;

подготовлено ли к восприятию новое грамматическое явление в речевой зарядке (актуализированы ли в речевом опыте учащихся усвоенные ранее грамматические явления, имеющие сходство в функциональном плане с новым грамматическим явлением);

правильно ли выполнены условно-речевые упражнения.

Урок совершенствования речевых навыков.

При анализе этих уроков следует дополнительно поределить;

правильно ли поставлена проблема, которая будет обсуждаться на уроке на основе разговорного текста;

связана ли речевая зарядка с проблемой, обсуждаемой в тексте;

соответствуют ли вопросы логике развития мысли в тексте;

употребляют ли учащиеся в ответах лексические единицы и грамматические явления из текста;

организованы ли упражнения в трансформации и комбинировании материала текста.

Урок развития речевого умения.

При анализе урока развития монологической речи следует прежде всего исходить из конкретного аспекта речевого умения, который планировалось развивать. Необходимо ответить на вопрос о том, как в ходе урока реализованы требования к конкретному комплексу речевых упражнений. При этом следует оценить:

соблюдена ли последовательность речевых упражнений во всем комплексе и на каждой из стадий;

правильно ли количественное соотношение речевых упражнений по стадиям;

достаточен ли диапазон речевых задач, использованных в речевых упражнениях;

удачны ли формулировки установок;

Анализируя урок развития собственно общения, следует обратить внимание (кроме сказанного) на то,

умеет ли учитель мотивировать высказывания путем создания соответствующих ситуаций;

правильно ли он организовывал парную и групповую работу в зависимости от цели;

обучал ли стратегии и тактике общения;

обучал ли приемам общения и насколько умело и удачно.

Урок обучения чтению.

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

правильно ли выбран текст для данного вида чтения (содержание, композиция, языковые трудности);

соблюдены ли основные стадии работы над текстом;

проведена ли (и как) подготовительная работа для чтения текста (психологическая подготовка к восприятию текста, упражнения для развития скорости чтения; упражнения для развития умения преодолевать трудности при чтении текстов с полным извлечением информации);

дано ли предваряющее задание перед чтением текста;

какова доля упражнений, в процессе выполнения которых происходит развитие различных механизмов чтения.

Оценка урока

Говоря об анализе, нельзя не сказать об оценке урока. Дело в том, что каждый компонент урока обладает неодинаковой значимостью, причем как общей (для образования в целом), так и конкретной(для достижения цели данного урока. Так, например, если учителю не удалось в достаточной мере по-речевому сформулировать установки, или он не лучшим образом определил место для опроса домашнего задания, или использовал не ту опору, или допустил ошибкив своей речи и т. п. - это, конечно, плохо. Все это, однако, не скажется пагубно на достижении цели (задач) данного урока.

Типы анализа урока

1 - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;



Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

Общие требования к анализу урока

Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов, их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного предмета. Предложения

протокол анализ урок говорение

Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока

Просмотр записей посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализацией. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителя и учащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя.

Виды анализов урока

Научные исследования рассматривают следующие виды анализа учебного занятия (урока):

психологический анализ урока,

физиологический анализ урока,

анализ урока на основе вербальной характеристики,

анализ эффективности учебного занятия,

психолого-педагогической анализ урока,

системный анализ урока,

аспектный анализ урока.

Рассмотрим их краткую характеристику.

Примерная схема протокола анализа урока иностранного языка

В основу схемы положен типовой урок, содержащий все стандартные этапы: цели урока, оргмомент, контроль домашнего задания, повторительные и подготовительные упражнения, введение нового учебного материала, контроль понимания, тренировочные задания, контроль усвоения. В зависимости от цели каждого данного урока число и порядок следования его компонентов может меняться, поэтому описание урока следует начать с установления целей, которые поставил себе учитель.

ТЕМА УРОКА: тип урока.

Тематика содержания учебных материалов (текст, устная тема, упражнения, ситуации, методические приемы, языковой материал).
Оснащение урока: ТСО, наглядность, дидактические материалы, в том числе используемые компоненты учебно-методического комплекса.
Данный урок открывает, продолжает, завершает учебную тему (параграф, урок).
. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА: урок ориентирован на формирование развития навыков и умений иноязычной речевой деятельности: аудирования, говорения (монологической, диалогической речи), чтения, письма; урок ориентирован на овладение учащимися аспектами языка (произношением, лексикой, грамматикой). Урок преследует комплексные цели (обучение общению на иностранном языке, обучение познавательной деятельности с использованием иностранного языка).
Воспитательные цели урока: идейно-политическое воспитание, воспитание интернационализма, патриотизма на конкретном материале, эстетическое, трудовое воспитание, воспитание черт коллективизма и т.д. Общеобразовательные цели урока (познавательные, страноведческие, лингво-страноведческие, развивающие)

Цели урока соответствуют его месту в учебной теме, требованию программы обучения иностранному языку и учебного плана для данного класса.

УЧЕБНАЯ АТМОСФЕРА в классе (кабинете) способна переключить учащихся на предмет «иностранный язык». Этому способствуют материалы, рассказывающие о стране изучаемого языка; воспроизводимая в перерыве в звукозаписи иноязычная речь; другие средства языковой среды,соответствующим образом классная доска, таблицы, визуальная наглядность к уроку.

ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ удачно «переключает» учащихся на предмет «иностранный язык», учитель беседует с ними на иностранном языке, обращаясь к ним с вопросом (каким?), интересуясь готовностью класса к работе, сообщая о характере (плане) работы на данномуроке. План урока ориентирует учащихся на достижение практических (коммуникативных, познавательных), воспитательных, общеобразовательных целей.

В ходе оргмомента и вытекающей из него речевой зарядки учитель устанавливает контакт с классом (группой). Для этого он использует микробеседы с учащимися, сообщение о новостях дня и другие методические приемы для создания в классе творческой, деловой, доброжелательной атмосферы.

Учитель в ходе речевой разминки использует материалы по учебной теме урока и ориентирует речевую разминку на достижение целей урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ проверялось на уроке, контролировалось в ходе работы над новым учебным материалом. Все учащиеся выполнили домашнее задание, случаи невыполнения задания фиксировались до начала его проверки, комментировались учителем. Преподаватель потребовал предъявить невыполненное задание на следующем уроке, вынес контроль невыполненных заданий на внеурочное время. Учитель умеет проверить домашнее задание в форме, отличной от той, в которой оно было задано, обеспечивая формирование навыков и умений, ведет учет трудностей при выполнении домашнего задания, обобщает типичные ошибки, указывает их причину, эффективный способ их преодоления.

ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: учитель вводит новый учебный материал в коммуникативной форме, использует индуктивный (дедуктивный) способ. Для ведения учебного материала использовались доска, ТСО, материал учебника. Семантизация осуществлялась с помощью предметной, изобразительной наглядности, истолкования, дефиниции, комментария, перевода, контекста, ситуации. Выбор способа семантизации соответствовал / не соответствовал ступени обучения, трудности вводимого материала, целей его усвоения (активное, пассивное). Объяснение нового материала обеспечило / не обеспечило овладение учащимися ориентировочной основой действий, усвоение знаний.

Учитель обеспечивал усвоение нового языкового материала в языковых, условно-речевых и речевых упражнениях, в различных видах речевой деятельности, соблюдая рациональное соотношение разных типов упражнений (языковых, условно-речевых и речевых), устных и письменных, программированных и непрограммированных, проблемных и не проблемных с использованием ТСО и изображенной наглядности.

В обучении аудированию учитель достиг / не достиг поставленной цели. Работа с аудиотекстом осуществлялась в соответствии с методически обоснованными этапами. Учитель грамотно организовал подготовку и восприятие текста: снял языковые трудности, учил языковой догадке, антиципации, направил мысль, поставил целевое задание, стимулирующее интерес к восприятию. Использован магнитофон (проигрыватель). Рациональным было (одно-), (двух-) кратное прослушивание. Удачно использовалась зрительная изображенная наглядность и языковые опоры. Учащиеся детально (в основном) поняли текст, умело комментировали его, высказывали свое отношение.

В обучении говорению был умело, подобран речевой материал: речевые ситуации, диалог-образец, текст (устный, письменный), наглядность, ТСО. Учитель умело организовал помощь учащимся и управление построением диалогических (монологических высказываний, используя различные виды опор (план, логико-синтаксическую схему, ключевые слова, зачин и концовку и др.), эффективным оказалось использование игровых приемов и проблемных заданий.

В обучении чтению рационально решались две задачи: формирование навыков техники чтения и умений понимать читаемое. Использовались разнообразные приемы задания и упражнения на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах. Методически правильно решены задачи каждого этапа работы над текстом. Контроль понимания был осуществлен с помощью рациональных методических приемов. Удачно использован текст как база для развития устной речи, что целесообразно на данной ступени обучения.

В обучении письму используются разнообразные приемы и задания (перечислить). Письмо используется как средство обучения другим видам речевой деятельности (каким и как?).

Основные формы классной работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная, их соотношение методически целесообразно. Все учащиеся заняты разнообразными формами заданий. На уроках достаточно полно представлены такие формы работы, как ученик-учитель, ученик-книга, ученик-магнитофон, ученик-диапозитив или рисунок, ученик - реалии страны изучаемого языка, ученик-ученик.

В течение урока учитель использует разнообразные средства учета, контроля и оценки овладения учащимися иноязычным материалом, навыками и умениями иноязычной речи (вопросно-ответная работа, выполнение упражнений и заданий, тестирование и т.д.).

Задание к следующему уроку: дано заблаговременно, мотивировано, учитель контролирует понимание задания, дает рекомендации к его выполнению, указывает, сколько времени потребуется на его выполнение, начинает выполнять его в классе с учащимися. В задание включены разные виды речевой деятельности, соотношение между формальными, рецептивными, репродуктивными и продуктивными видами заданий методически целесообразно; учитель закрепляет усвоенный материал, готовит к следующему уроку.

Заключительный этап урока: учитель нашел время, чтобы коротко неофициально побеседовать с учащимися, ответить на вопросы, не входящие в план урока, дать развернутую оценку работы каждого учащегося и выставить оценки.

В деятельности учителя соблюдались общедидактические принципы сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному и др. Учитель реализует методические принципы коммуникативной направленности обучения иноязычной речи, устного опережения, функциональности, опоры на родной язык и др.

Индивидуализация на уроке: учитель одновременно пользуется несколькими видами презентации учебного материала, учитывает личностные интересы в выборе заданий, разный уровень подготовки и разную скорость усвоения нового материала, поэтому число и уровень трудностей заданий различны для разных групп учащихся. Учитель разрешает в рамках темы урока выбрать учащимся вид учебной деятельности, например, чтение, письмо, беседу и т.д. В зависимости от их интересов учитель стимулирует дискуссии, обсуждения, охотно отвечает на вопросы, допускает свободный обмен мнениями. Учитель пользуется дифференцируемыми формами поощрения и порицания в зависимости от личностных характеристик учащихся.

Учитель и класс: общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной, деловой, доброжелательной. Учитель хорошо знает свой класс, готов помочь учащимся, имеет хороший контакт с классом. Учитель как специалист хорошо эрудирован, он может доходчиво, наглядно излагать учебный материал; выбирать форму изложения, управлять познавательной деятельностью учащихся, создать хороший психологический и педагогический климат в классе.

Учитель как педагог держится просто, уверенно, с достоинством, энергичен, внимателен, понимает и ценит юмор, уважает учащихся, умеет ободрить их, предпочитает поощрение наказанию, умеет решать конфликтные ситуации, корректно исправить, ошибки учащихся или помочь в этом.

Учитель говорит в нормальном тоне, выразительно, его речь стилистически корректна, голос приятен для слуха. В речи отсутствуют языковые ошибки.

Класс (группа) хорошо понимает цели выполняемых учебных действий, учащиеся достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, с соучениками, спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных действий, предлагают свои решения, высказывают свои мнения.

Учащиеся стремятся пользоваться изучаемым языком, не боятся допустить ошибку, ценят учителя как специалиста, симпатизируют ему, дорожат его мнением, охотно выполняют учебные задания.

Хронометраж времени: время говорения учителя и учащихся (в минутах), время на оргмомент, опрос домашнего задания, презентацию нового материала, его коррекцию, тренировочные задания, итоговый контроль, объяснение домашнего задания, заключительную часть урока. Время говорения на родном и изучаемых языках.

В целом, распределение времени урока представляется целесообразным, соответствующим плану урюка.

Общая оценка урока.

Заключение

В процессе теоретического исследования поставленной проблемы и опытной работы в соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные выводы и результаты.:

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Анализ имеет ряд задач повышения качества обучения;

·улучшения процесса преподавания;

·осмысления учителем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками;

·для оценки своих слабых и сильных сторон;

·определения нереализуемых резервов, уточнения индивидуального стиля деятельности.

Анализ урока осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания).

Типы анализа урока

Полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;

Краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;

Комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
- аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

Самоанализ урока -это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Научные исследования рассматривают следующие виды анализа учебного занятия (урока):

·психологический анализ урока,

·физиологический анализ урока,

·анализ урока на основе вербальной характеристики,

·анализ эффективности учебного занятия,

·психолого-педагогической анализ урока,

·системный анализ урока,

·аспектный анализ урока.

Все виды анализов предполагают предварительное наблюдение и фиксирование увиденного в форме фотографии (т.е. отображение реальной действительности на бумаге).

Учебный (дидактический) анализ - это:

важная и неотъемлемая часть психоаналитического тренинга, т.е. необходимой ступени обучения студентов (выпускников) Института психоанализа;

длительное учебное упражнение для будущего специалиста, ориентированного на профессиональную деятельность в области психоанализа и психоаналитической психотерапии

Список литературы

1.Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.

.Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты) Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. - Липецк,1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда.

.Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984.

.Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., 1997.

.Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебник для вузов - М.: Логос, 2001. - 384с.

.Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления.- М., 1991.

.Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96 - 100.

.Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. М., "Просвещение", 1974, с. 248-249.

.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. -М.: "Просвещение", 1980, 419 с







Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени С.А. Ахтямова села Манзарас»

Урок - исследование
Учебно- методическая разработка уроков

с использованием ИКТ

при изучении предметов гуманитарного цикла

(история и обществознание)

У читель истории и обществознания

МОУ СОШ села Манзарас

Мутигуллина Лилия Равилевна

Введение

Урок – исследование

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: познакомиться с событиями истории и современности или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире и историческом пространстве?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.

Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы. На уроках-исследованиях ставлю две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций:

Таблица №1


Задачи

Умения, навыки

Формируемые компетенции

Приобретение учащимися общеучебных умений

Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.

Общение, саморазвитие, информационные компетенции

Приобретение учащимися специальных умений

Усвоение фактического материала по предмету

Предметные компетенции

Приобретение учащимися интеллектуальных умений

Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.

Решение проблем, саморазвитие

Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений

Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы

Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество

По объему осваиваемой методики научного исследования провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации.

На уроке-исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.

На уроках-исследованиях использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они, в большей степени, чем остальные способствуют формированию ключевых компетенций. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой (уметь добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет), а главное – учить этому детей. Я согласна с автором этих строк: «…на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни».

Структура урока с использованием информационно-коммуникативных технологий может быть следующей:


Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организаци-

онный


Демонстрационная презентация

Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности.

Актуализа-

ция знаний


Демонстрационная презентация

Вхождение в новую тему.

Объяснение нового материала.

Демонстрационная презентация с использованием видеофрагментов и иллюстративного ряда

Формулирование темы и постановка целей, задач урока. Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Закрепление умений работы с историческими картами, дидактическим материалом.

Закрепление изученного материала

Демонстрационная презентация

Отработка умений работать с текстовыми таблицами. Формировать творческие способности.

Подведение итогов урока

Демонстрационная презентация

Учить осуществлять анализ и самоанализ учебной деятельности. Создавать позитивный настрой на уроке.

Предполагается широкое использование уровней дифференциации, проблемных заданий и поэтапного контроля за усвоением знаний (в целях выявления пробелов и их ликвидаций).

На уроке школьники работают с разнотипными источниками, атласами и контурными картами, сравнительными таблицами, графиками, диаграммами, иллюстративным материалом.

Работа может осуществляться индивидуально, в парах, в подгруппах.

На любом этапе работы ученик сориентирован на поиск проблем или выбор путей их решения.

Часто начинается урок с входного контроля. Осуществляя его, учитель проверяет степень усвоения учениками знаний (на основе выполнения различных по сложности заданий). Входной контроль даёт возможность логично перейти к изучению нового материала.

Работа над каждым учебным элементом обязательно мотивируется и локализуется во времени.

Самостоятельная работа с источниками сочетается с обсуждением проблемных вопросов.

Осуществляя текущий и промежуточный контроль можно выявить пробелы в знаниях и трудности, возникающие в процессе усвоения материала. Таким образом, можно управлять процессом обучения.

Можно применять самоконтроль и взаимный контроль. В этом случае учащиеся сопоставляют свои версии ответов с правильными вариантами в листе ответов и проставляют в оценочный лист оценку в баллах; взаимный контроль осуществляется при работе в подгруппе или учебной паре.

В течение всего урока необходимо консультировать учащихся, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, контролировать деятельность школьников, подводить предварительные итоги (окончательные итоги работы каждого ученика возможно подвести лишь в начале следующего урока).

Перед завершающим контролем можно сделать обобщение, напомнить ребятам о поставленных в начале урока целях, кратко характеризуя итоги работы экспертов, подгрупп, класса в целом. Цель завершающего контроля – проверить, как ученики усвоили новый материал. Школьникам предлагается выполнить по выбору одно из трех заданий. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.

В конце урока школьники по пятибалльной шкале оценивают свою работу на уроке, определяют, что эта работа дала им. Таким образом, ребята уясняют, чего они достигли в деле изучения исторического материала. Этот – завершающий – этап работы называется рефлексией.

Учитель формулирует вопросы, позволяющие без особого труда оценить достигнутые на уроке результаты. Например, школьникам можно предложить проставит количество баллов, характеризующее степень усвоения материала: Критерии самооценки


критерии

баллы

Моя оценка

Оценка учителя

1. мои предположения совпали с историческими фактами

1 б

2. Я был внимателен (при рассказе учителя, товарищей, при просмотре видео сюжетов



3. Я всё понял



4. Я смог ответить на вопросы



5. Я был активен на уроке


Обязательным условием проведения урока-исследования является наличие у каждого ученика, отпечатанного дидактического материала и учебных пособий или пакета документов к уроку.

Обучение во втором концентре предполагает изучение уже известного для учеников материала на проблемно-теоретическом уровне. Главной целью учителя является не формирование представлении об историческом периоде и исторических понятиях, а формирование умений работы с различными источниками исторических знаний, сопоставлять оценки исторических событий, явлений, личностей прошлого и современности, определение и ориентирование собственного отношения к ним. Уроки – исследования как нельзя лучше способствуют реализации этих целей.

Для достижения этих целей эффективно организовать групповую работу и применять следующие методические приемы.

1. Краткое выступление («Спич»).

Учащиеся после обсуждения определенного текста или прослушанной информации, готовят за 2-3 мин. спич на заданную тему.

Прием позволяет - выразить приобретенную информацию выразить собственными словами, кратко формулировать информацию, высказать оценочные суждения.

2. «Шесть шляп критического мышления».

Цель метода разложение мышления на составные части, с выделением шести основных типов (на некоторых уроках применяем лишь некоторые из них).

Метод позволяет рассмотреть обсуждаемые проблемы с разных сторон.

Красная шляпа - самые яркие события изучаемого периода.

Белая шляпа- изложение фактов, статистики.

Черная шляпа - критическое осмысление событий.

Желтая шляпа - оптимистическая (положительные события, факты).

Синяя шляпа - аналитическая, поисковая (свободное размышление).

Зеленая шляпа - изобретательская, творческая.

3. Метод «Синквейн» (с французского - пятистишье).

Пяти строчное стихотворение, состоит из кратких выражений, которые требует синтеза информации и материла.

Эффективен на этапе рефлексии, обобщения и синтеза понятий и новой информации. Правила написания синквейна.


  1. строчка - 1 слово, имя существительное, название темы.

  2. строчка - описание темы двумя прилагательными.

  3. строчка - описание действия 3 глаголами или деепричастиями.
4 строчка - крылатая фраза, поговорка, показывающая чувство,
отношение к теме, первому слову.

5 строчка - существительное или фраза, выражающее суть, первой
строчки, «синоним» первой строки.
Безусловно, наш предмет эмоционален и увлекателен, его преподавание призвано будить воображение ученика и вдобавок учить детей грамотно излагать свои мысли. Урок – исследование - это один из способов активизации деятельности учащихся, формировании навыков самостоятельной работы и культуры умственного труда.
Тема: Культура Древнерусского государства в 1Х- XII веков.
Цель:


  1. Сформировать представление о развитии культуры Древнерусского государства, выявить особенности культуры Древней Руси и черты характерные культуре средневековья, сформировать понятие о преемственности, синтезе и самобытности культуры Руси;

  2. Развить умение ориентироваться в историческом времени и пространстве, умение сравнивать культуру разных стран одного исторического периода, умение анализировать и делать выводы, формировать приемы исследовательской работы;

  3. Содействовать культурному обогащению учащихся, эстетическому воспитанию, формированию любви к прошлому своей страны.
Оборудование:

Павленко, Андреев «История России с древнейших времен до XVIII в.»; Лента времени, план исследования, стенд «Надо знать», таблички на столы экспертов: Византия, страны Халифата, страны Европы; презентация: «Культура Руси IX - XII веков»;

Тип урока: урок - исследование

Методы: с ловесно-наглядные, частично-поисковые.

Ход урока.

I . Организационная часть. Учитель:

Тема нашего урока «Культура Древнерусского государства в IX - XII веках». А что означает термин культура для каждого из вас? Итак, разминка (прием ассоциации или игра по одному предложению).

Ученики:

Культура Возрождения, культура раннего средневековья, архитектурные памятники, скульптура и т.д. и т.п.

Учитель: Молодцы, вы имеете правильное представление о культуре. Мы с вами уже не в первый раз встречаемся с этим понятием.

Цель сегодняшнего урока - изучить культуру древнерусского государства, выявить черты сходства русской культуры с культурой других народов в этот период средневековья.

Сегодня у нас урок - исследование:

Исследование культуры Древнерусского государства в IX - XII веках.

Мы должны сегодня выявить черты сходства и различия культуры Древней Руси с культурой других стран.

I группа - эксперты культуры Византии.

II группа - эксперты культуры стран Западной Центральной Европы.

III группа - эксперты культуры стран Халифата.

Информацию о Культуре Древней Руси вы получите из письменных источников и видеофрагментов, презентации.

(слайд №1)

Откройте тетради, запишите тему урока.

Познакомьтесь с планом исследования. (слайд №2)
II . Актуализация.

2.1. Культура, культурные ценности. На какие большие группы можно поделить все, что создано руками человека?

2.2. А что можно отнести к духовным ценностям? Итак, начнем наше исследование.

III . Формирование новых знаний.

3.1. Развитие письменности. Книги. (Слайд №3)

Появление письменности один из важнейших моментов истории каждого народа. Письменные источники наиболее достоверные, дающие наибольшую информацию об истории народа.

Как же развивалась письменность в странах Западной и Центральной Европы, в Византии и странах Азии?

Слово нашим экспертам. Вспомните о развитии письменности в ваших странах.

(группы готовят «Спич» по заданному плану ). (Слайд №4)

I группа. Страны Западной и Центральной Европы.

II группа. Византия.

Греческий язык был государственным

Книги были рукописными.

Переписывали в монастыре

Грамотных людей было больше, чем в Западноевропейских странах.

III группа. Страны Халифата.
«Латынь Востока» - арабский язык
Книги были рукописные
Писала суры из Корана

Книги переписывали при дворцах халифов и эмиров Писали на пергаменте, папирусе, бумаге.

А как же развивалась письменность и образование на Руси? Об это вы узнаете из видеосюжета. А вы должны во время просмотра найти ответы на эти вопросы:


  1. Когда появилась письменность на Руси?

  2. Кто создал славянскую азбуку?

  3. На каком языке писали?

  4. На чем писали?

  5. Много ли было грамотных людей?

  6. Какие были книги?
(ответ после видеосюжета)

Сделаем вывод:

Кирилл и Мифодий создали славянскую азбуку. Она проникла на Русь в X веке. Писали на пергаменте и бересте.

3.2. Литература(Слайд №5)

Продолжим наше исследования в области духовной культуры и перейдем к изучению литературы. Как же развивалась литература в странах раннего средневековья. Кто начнет своё выступление? Для ориентира, вы должны ответить на эти вопросы?

Вопросы:

1. Какие литературные жанры получили развитие?

I группа. «Западная Европа»

В странах Центральной и Западной Европы грамотные люди более всего читали Евангелия, жития святых. В монастырях создавали хроники. Певцы и сказители сочиняли эпические поэмы.

II группа. Византия.

читали Библию, религиозные книги

изучали труды древних ученых Гомера, трагедии Эсхила и Софокла

историки на основании документов, рассказав очевидцев, личные наблюдения

создавали яркие сочинения и описание стран.

III группа. Страны Халифата.

Слушали и рассказывали сказки и рассказы об удивительных приключениях,

путешествиях

У арабов возникла богатая поэзия, одним из знаменитых поэтов был Фирдоуси.

А какова же была литература Древней Руси? Здесь нам поможет письменный источник знаний.

На столах тексты источников, которые надо изучить и сделать выводы.

А сейчас сделаем вывод.

На Руси в XI веке зародилась литература. Были написаны летописи, жития святых,

произведения в жанре слова, поэмы.


    1. Архитектура. (Слайд №6, 7)
Мы с вами рассмотрели развитие духовной культуры в период средневековья.

А сейчас обратим внимание на развитие материальной культуры и рассмотрим развитие архитектуры.

Какие архитектурные памятники вы можете назвать? Из какого материала в это время строили?

I группа. «Западная Центральная Европа»

Рыцари сооружали замки, сначала их строили из дерева, позднее из камня, строили церкви, монастыри, каменные дворцы строили подражая римлянам.

II группа. «Византия»

В Византии утвердился крестово-купольный храм.

Самым значительным памятником архитектуры был храм св. Софии в

Константинополе.

В Византии была распространена каменная архитектура.

III группа. «Страны Халифата»

Строителя возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. В городах сооружали мусульманские храмы-мечети. Строительство велось из камня.

Во время просмотра видеосюжета найдите ответы на следующие вопросы.


  1. Что такое зодчество?

  2. Какие традиции имело зодчество на Руси?

  3. Когда началось строительство каменных храмов на Руси?

  4. Кем были построены первые каменные храмы?
Сделаем вывод , ответив на выше поставленные вопросы.

На Руси было распространено деревянное зодчество, дома были многоярусные, украшенные затейливой резьбой. После принятия христианства на Руси началась строительство каменных храмов. Храмы сочетали византийские и славянские традиции.

XII столетие ознаменовано появлением большого количества русских художников во всех областях искусства. Наиболее выдающиеся среди них удостаиваются упоминаниями в летописях, но очень много и неизвестных мастеров.

Русская земля в этот период была издана границами феодальных княжеств, но представляла собой единую территорию русского народа. На её обширных пространствах жил русский народ, который говорил на одном языке. В народным эпосе воспевалась защита родной земли, воинская доблесть, и верность родине. Ремесленники были носителями идей политического единства Руси. Но в жизни ещё не было ясных путей для объединения всех земель, поэтому единство Руси рисовалась в идеализированных образах прошлого, в образе Киевской державы Владимира и Ярослава Мудрого. Этих князей ставил в пример автор «Слова о полку Игореве».

Русские зодчие в своих постройках тоже стремились выразить идеи единения Руси. Идея башнеобразного храма была связана с деревянным зодчеством, с крепостными вежами и теремными вышками гражданской архитектуры. Мастера строители одной области строили в разных княжествах, это вело к расширению к

облику художественными и техническими достижениями и выработке общерусских приемов.

Если византийцы раньше храм строили лишь для молитвы, то русские зодчие понимали связь их искусства с природой, взаимодействие здания и ландшафта.

Ансамбли Древнерусских городов - Киева, Владимира - свидетельствуют о том, что зодчие выбирали лучшие места для важнейших построек города.

Посмотрите, на 86 ваших учебников, храм Пятница в Чернигове, в этом храме нашло полное выражения самобытности, особенности русских зодчих.

Еще у вас на столах есть репродукция соборов Древнерусских городов. Все они не похожи друг на друга. Но в тоже время у них есть одна общая черта. Какая? Один высокий купол объединяет вокруг себя несколько маленьких.

Как будто древний мастер призывает всех объединиться вокруг одного центра.

IV . Закрепление.

4.1. Сравните, используя методический прием «Шесть шляп критического мышления»

I группа. Литературу Западной и Центральной Европы с литературой Древней Руси. Сравните с позиции желтой шляпы.

II группа. Архитектуру Византии и Древней Руси. Сравните с позиции красной шляпы.

III группа. Развитие письменности в странах Халифата и Древней Руси. Сравните с позиции синей шляпы.

4.2. Сделайте общий вывод, каким же был уровень развитие культуры в Древней Руси?

Смогли ли древнерусские мастера сформировать свои самобытные традиции? Использовали ли мастера древней Руси культурные достижения других народов?

Запишите вывод:

В Древнерусском государстве был высокий уровень развития культуры. Русь

использовала достижения мастеров других стран, так же формировала свои культурные

традиции.

V . Заключение.

5.1. Домашние задание: §10, провести исследование искусства Древней Руси, выписать новые слова.


  1. Написать «Синквейн» о культуре Древней Руси.

  2. Оценки
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «unistomlg.ru» — Портал готовых домашних заданий